RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    ДУМА 
    • 1) в Средние века в Русском государстве - сословно-представительный орган, созывавшийся царями для рассмотрения важных вопросов социально-политического характера; 2) в начале XX в. Государственная дума - первый общегосударственный российский парламент. Д. - наименование и местных выборных (представительных) учреждений; 3) в настоящее время Государственная Дума Федерального Собрания РФ - нижняя палата российского парламента как органа государственной власти. Состоит из 450 депутатов: 225 из них избираются по одномандатным территориальным избирательным округам, 225 - по федеральным спискам избирательных объединений, т. е. политических партий, движений (см.: Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации); 4) Думами названы представительные (законодательные) органы власти ряда субъектов РФ, а также представительные органы местного самоуправления многих городов и районов. (С. А.)...


    ОБЛАСТНАЯ, КРАЕВАЯ ДУМА 
    • наименование законодательного (представительного) органа государственной власти во многих областях (по нашим подсчетам - в 28), в двух (из шести) краях РФ. В Ставропольском крае и Ярославской области орган именуется Государственной Думой, в Самарской области - Самарской губернской думой.(С. А.)...


    СОЗЫВ 
    • установленный конституцией или иным правовым актом срок полномочий парламента, иного представительного органа. Проведение выборов депутатов - это избрание парламента или иного представительного органа следующего созыва. Обычно С. нумеруются, начиная от первых выборов учрежденного органа. Например, 12 декабря 1993 г. избрана Государственная Дума первого созыва, 17 декабря 1995 г. - второго созыва. (С. А.)...


    ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 
    • орган государства, уполномоченный осуществлять законодательную, исполнительную, судебную власть. В Российской Федерации существуют федеральные О. г. в. и О. г. в. субъектов РФ. К федеральным О. г. в. относятся Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ, к О. г. в. субъектов РФ - их органы законодательной (представительной) и исполнительной власти. Судами субъектов РФ являются их конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Все остальные суды, действующие на территории субъектов РФ, входят в системы федеральных судов.(С. А.)...


    ПОСТАНОВЛЕНИЕ 
    • правовой акт ряда органов и должностных лиц. В форме постановлений принимают акты по вопросам своего ведения Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ. Актами Правительства РФ, правительств субъектов РФ являются постановления и распоряжения. Итоговые решения конституционного Суда РФ по оценке конституционности актов и договоров, спорам о компетенции, жалобам граждан, запросам судов и запросам о толковании Конституции являются постановлениями. Постановлениями именуются также решения лиц, производящих предварительное следствие или дознание, прокуроров, судов. (С. А.)...


    ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГ 
    • одна из палат Федерального Собрания (парламента РФ). Согласно ст. 11 Конституции РФ, ГД ФС РФ участвует в осуществлении государственной власти. Она относится к законодательной ветви власти. Впервые этот орган был предусмотрен "Положением о федеральных органах власти на переходный период", утвержденным Указом Президента РФ 21 сентября 1993 г., которым была прекращена деятельность Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. Затем существование ГД ФС РФ было зафиксировано Конституцией РФ 1993 г. Первые выборы в ГД ФС РФ проводились 12 декабря 1993 г. Затем выборы состоялись 17 декабря 1995 г. Очередные выборы назначены на 19 декабря 1999 г....


    УСТЬ-ОРДЫНСКИЙ БУРЯТСКИЙ АВТОНОМ 
    • субъект РФ, входит в состав Иркутской области. Устав У.-О. Б. а. о. принят Законодательным собранием У.-О. Б. а. о. 30 мая 1995 г. В соответствии с Конституцией РФ государственным языком округа является русский язык; создаются условия для сохранения и развития бурятского языка и языков народов, проживающих на территории округа. В состав У.-О. Б. а. о. входят 6 районов. Окружной центр - поселок Усть-Ордынский. Законодательным органом государственной власти округа является Дума У.-О. Б. а. о. Она состоит из 19 депутатов, избираемых сроком на 4 года. Выборы 15 депутатов проводятся по территориальным избирательным округам; выборы 4 депутатов - по мажоритарной системе по единому окружному избирательному округу, включающему всю территорию У.-О. Б. а. о. Правом выдвижения кандидатов в депутаты по единому окружному избирательному округу обладают политические партии и иные общественные объединения. Депутаты могут работать на профессиональной (постоянной, оплачиваемой) основе. Дума принимает законы округа и постановления по рассматриваемым вопросам. Правом законодательной инициативы Устав округа наделяет главу администрации округа, органы местного самоуправления, депутатов Думы, прокурора округа, окружной суд по вопросам их ведения. Полномочия Думы могут быть прекращены досрочно в случаях: принятия решения о самороспуске; сложения полномочий более чем половиной депутатов от их установленного числа. Исполнительную власть округа возглавляет высшее должностное лицо округа - глава администрации У.-О. Б. а. о. Он избирается населением сроком на 4 года не более чем на два срока подряд. Органом исполнительной власти округа является администрация округа. Судебную власть в округе осуществляют суды, входящие в судебную систему РФ. Прокуратура округа входит в единую систему прокуратуры РФ. В районах, сельских поселениях, а также на иных территориях осуществляется местное самоуправление. Депутаты представительных органов и должностные лица местного самоуправления избираются населением сроком на 4 года. (С. А.)...


    ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУ 
    • один из десяти автономных округов, находящихся в составе РФ в качестве ее субъекта. Входит также в состав Тюменской области. Устав (Основной закон) Х.-М. а. о. принят на заседании Думы округа 26 апреля 1995 г. Территория округа включает 13 городов окружного значения и 9 районов. Административный центр - г. Ханты-Мансийск. Государственную власть в округе осуществляют Дума, губернатор, Правительство, а также суд округа, окружной арбитражный суд, народные суды и иные суды, образуемые в соответствии с Федеральным конституционным законом о судебной системе. Возможен и референдум округа (окружное народное голосование). Законодательную власть осуществляет Дума округа, действующая на постоянной основе. Дума состоит из 23 депутатов, избираемых населением: 17 депутатов избираются по территориальным избирательным округам, а 6 - по мажоритарной системе по единому национально-территориальному избирательному округу, которым является территория автономного округа. Правом выдвижения кандидатов в депутаты по единому национально-территориальному округу обладают общественные объединения малочисленных народов Севера, уставы которых зарегистрированы в автономном округе, сходы и собрания граждан. Таким образом, 6 депутатов - это как бы своеобразная квота для коренных народов. Дума принимает законы округа; утверждает программы и планы социально-экономического развития, бюджет округа и отчет об его исполнении; устанавливает в округе налоги, сборы, пошлины, тарифы и платежи; устанавливает порядок изменения административно-территориального устройства округа; назначает референдумы округа; дает согласие на назначение и освобождение от должности Председателя Правительства, решает вопрос о доверии Председателю Правительства либо Правительству в целом и др. Губернатор является высшим должностным лицом округа и возглавляет систему исполнительной власти округа. Он избирается населением сроком на 4 года. Губернатором может быть избран гражданин РФ не моложе 30 лет, постоянно проживающий на территории округа не менее одного года. Губернатор округа обладает полномочиями, которые в других субъектах РФ характерны для президента. В частности, он обеспечивает территориальную целостность округа, законность и правопорядок; подписывает и обнародует законы округа; определяет основные направления внутренней политики и развития международных и внешнеэкономических связей округа; представляет Думе проект бюджета округа, а также доклады о социально-экономическом и политическом положении округа; с согласия Думы назначает и освобождает от должности Председателя Правительства округа, а по представлению Председателя - членов Правительства; принимает отставку Правительства; вправе председательствовать на заседаниях Правительства; отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов Правительства, его структурных подразделений; учреждает, формирует и возглавляет Совет общественной безопасности округа и др. Губернатор может быть отрешен от должности решением Думы в случае неоднократного нарушения им федеральных законов, Устава и законов округа, подтвержденного решением соответствующего суда. Кроме того, он может быть отрешен от должности по результатам референдума, проведенного по инициативе Думы либо 20 тыс. избирателей округа. Правительство является исполнительным и распорядительным органом государственной власти округа. Оно состоит из Председателя, заместителей Председателя и членов Правительства. Один из заместителей является заместителем Председателя по делам коренных малочисленных народов Севера. В городских и сельских поселениях и на иных территориях осуществляется местное самоуправление населения округа. (С. А.)...


    ОБЛАСТНОЙ, КРАЕВОЙ СОВЕТ НАРОДНЫ 
    • наименование представительного органа государственной власти области, края по Конституции РСФСР 1978 г. Осенью 1993 г. большинство этих Советов прекратило существование в порядке самороспуска, некоторые были распущены соответствующими главами администраций. Конституция РФ 1993 г. не называет органов государственной власти субъектов РФ. Она предусматривает (ст. 77), что систему органов государственной власти субъекты устанавливают самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Большинство представительных органов государственной власти областей, краев выбрало для себя названия "дума", "законодательное собрание", "собрание". Слово "Совет" сохранено в наименовании одного субъекта РФ этой группы - Новосибирский областной Совет депутатов.(С. А.)...


    ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 
    • избираемые населением органы, которым поручается осуществление задач местного самоуправления. Кроме того, О. м. с. могут формироваться О. м. с., избранными населением. К числу О. м. с. относятся: представительный О. м. с. - избираемые населением дума, собрание, совет, состоящие из депутатов (представителей), решающие ключевые вопросы местного самоуправления, в том числе установление общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, принятие местных бюджетов, установление местных налогов и сборов и др. (уставом муниципального образования могут быть предусмотрены также и иные коллегиальные выборные О. м. с.); глава муниципального образования - избираемое населением или представительным органом О. м. с. должностное лицо (глава города, района, мэр и т. д.), возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования (уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должности иных выборных должностных лиц О. м. с.).(С. А.)...


    СФ 
    • с считается верхней палатой парламента, Государственная Дума (ГД) - нижней. Принцип верхней и нижней палаты не означает, что между ними существует соподчиненность, что ГД подчинена СФ. Палаты - самостоятельны. Само понятие верхней и нижней палат связано с законодательным процессом. Движение законопроекта начинается как бы "снизу" и идет "вверх". Первой должна рассматривать законопроекты ГД. Поскольку далее принятый ею закон поступает в СФ, у СФ есть право как одобрить, так и не одобрить принятый ГД закон. Однако если ГД не согласится с мнением СФ, она может принять закон повторным голосованием, однако уже квалифицированным большинством - не менее двух третей от общего числа депутатов ГД. К ведению СФ относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного, чрезвычайного положений; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ; назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов....


    МСУ 
    • в в РФ, согласно ст. 133 Конституции, гарантируется правом на судебную защиту, компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав МСУ, установленных Конституцией и федеральными законами. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. В систему (структуру) МСУ входят: представительный орган МСУ - избираемые населением дума, собрание, совет, - состоящие из депутатов (представителей) и решающие ключевые вопросы МСУ, в том числе установление общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, принятие местных бюджетов, установление местных налогов и сборов и др. (уставом муниципального образования могут быть предусмотрены также и иные коллегиальные выборные органы МСУ); глава муниципального образования - избираемое населением или представительным органом МСУ должностное лицо МСУ (глава города, района, мэр и т. д.), возглавляющее деятельность по осуществлению МСУ на территории муниципального образования (уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должности иных выборных должностных лиц МСУ); институты непосредственной демократии - местный референдум, муниципальные выборы, собрания (сходы) граждан, народная право-творческая инициатива; территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан на части территории муниципального образования. (С. А.)...


    ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМ 
    • должностное лицо, руководящее работой Государственной Думы (ГД). Согласно Регламенту ГД, Председатель ГД, первый заместитель и заместители Председателя ГД избираются из числа депутатов ГД тайным голосованием с использованием бюллетеней. Но Дума может принять решение о проведении открытого голосования. Кандидатуры на должность Председателя ГД вносятся фракциями, депутатскими группами и депутатами. Победитель должен получить более половины голосов от общего числа депутатов ГД (от 450). Первую ГД возглавлял избранный по списку Аграрной партии И. П. Рыбкин. Председателем ГД второго созыва стал депутат от КПРФ Г. Н. Селезнев. Согласно Регламенту, Председатель ГД; ведет заседания палаты; ведает внутренним распорядком ГД; организует работу Совета ГД; осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата ГД; назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата ГД с согласия Совета ГД и по представлению Комитета по Регламенту и организации работы ГД; представляет палату в отношениях с государственными органами РФ, общественными объединениями, а также с парламентами зарубежных государств и в международных парламентских организациях; участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом РФ для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также между органами государственной власти различных субъектов РФ; издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции, и др....


    БАНК РОССИИ 
    • Центральный банк РФ, статус которого определяется Конституцией РФ, Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (в редакции от 8 июля 1999 г.), Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в редакции от 4 марта 1998 г.) и другими нормативными актами. Б. Р. - государственный орган. Основные цели его деятельности: защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Получение прибыли не является целью деятельности Б. Р. Б. Р. во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля; монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение; устанавливает правила осуществления расчетов в РФ, проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы; осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями; осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок расчетов с иностранными государствами; организует и осуществляет валютный контроль и др. В соответствии с Законом Б. Р. подотчетен Государственной Думе. Это означает, что Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности по представлению Президента РФ Председателя Б. Р.; назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Б. Р.; определяет аудиторскую фирму для аудиторской проверки Б. Р.; проводит парламентские слушания о деятельности Б. Р. В свою очередь, Б. Р. представляет Государственной Думе на рассмотрение годовой отчет, аудиторское заключение, а также доклады о деятельности Б. Р. (два раза в год - по представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики). Кроме того, Б. Р. представляет Государственной Думе, Президенту и Правительству РФ информацию в порядке, установленном федеральными законами. В остальном Б. Р. в своей деятельности независим. По вопросам, отнесенным к его компетенции, Б. Р. издает нормативные акты, обязательные для всех органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц. Назначение Председателя Б. Р. производится на сессии Государственной Думы, ближайшей к моменту истечения полномочий функционирующего Председателя Б. Р. Назначается он на 4 года. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Б. Р. более трех сроков подряд. Государственная Дума может освободить от должности Председателя Б. Р. лишь по представлению Президента и только в следующих случаях: истечение срока полномочий; невозможность исполнения служебных обязанностей, подтвержденная заключением государственной медицинской комиссии; личное заявление об отставке; совершение уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда; нарушение федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Б. Р. Назначение 12 членов Совета директоров Б. Р. (работают в Б. Р. на постоянной основе) осуществляется Государственной Думой сроком на 4 года по представлению Председателя Б. Р., согласованному с Президентом РФ. Освобождение этих лиц от должности по истечении срока их полномочий осуществляется самим Председателем Б. Р., а до истечения срока полномочий - Государственной Думой по представлению Председателя Б. Р. В целях совершенствования денежно-кредитной системы РФ при Б. Р. создается Национальный банковский совет, состоящий из представителей палат Федерального Собрания (по два от каждой), по одному представителю от Президента РФ, Правительства РФ, Министра экономики РФ и Министра финансов РФ, представителей Б. Р., кредитных организаций, а также экспертов. (С. А.)...


    АГИНСКИЙ БУРЯТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОК 
    • в соответствии с Конституцией РФ и Уставом А. Б. а. о., принятым Агинской Бурятской Окружной Думой 10 ноября 1994 г. (с изменениями и дополнениями от 30 мая 1995 г. и 15 февраля 1996 г.), равноправный субъект РФ. Входит в Читинскую область. Административный центр - поселок Агинское. Окружная Дума - представительный орган государственной власти округа - состоит из 15 депутатов. К ведению Окружной Думы относятся: утверждение по представлению схемы управления округом и расходов по содержанию администрации, состава коллегиального органа при главе администрации; дача согласия на назначение руководителей окружных органов управления финансами, имуществом округа, органов внутренних дел и социальной защиты; принятие решения о выражении недоверия должностным лицам окружной администрации; принятие решения о досрочном прекращении полномочий главы окружной администрации; отмена незаконных актов окружной администрации; утверждение окружного бюджета и отчета о его исполнении; образование окружных внебюджетного и валютного фондов, определение их целевого назначения, утверждение отчетов об их исполнении; установление окружных налогов и сборов; принятие решений по вопросам образования фонда имущества округа, окружной контрольно-счетной палаты, природоохранительной инспекции и органов охраны культурного наследия, утверждение положений об этих органах; установление порядка управления и распоряжения собственностью округа; принятие решения о составе окружного земельного фонда, установление правового режима земель территории приоритетного природопользования; установление порядка предоставления земельных участков под объекты, имеющие федеральное и межрегиональное значение, для строительства и расширения предприятий, находящихся в собственности округа; установление предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в пожизненное наследуемое владение; утверждение перечня социально значимых для округа объектов, не подлежащих отчуждению; решение вопросов административно-территориального устройства округа; назначение окружного референдума и др. Решения Окружной Думы подписывает ее председатель. Глава окружной администрации может опротестовать решение Окружной Думы, адресованное окружной администрации, считая его противоречащим законодательству РФ или округа. При отклонении Окружной Думой протеста Глава вправе обратиться в суд. Окружная Дума вправе определить количество депутатов, работающих на постоянной оплачиваемой основе, включая председателя и заместителя председателя Окружной Думы. Количество депутатов, работающих на постоянной оплачиваемой основе, не должно превышать две пятых от общего числа депутатов Окружной Думы. Деятельность Окружной Думы не может быть прекращена, как сказано в Уставе, ни по каким основаниям никакими органами государственной власти федерального и окружного уровней. Окружная Дума может прекратить свою деятельность только в результате окружного референдума, проведенного по инициативе населения, при наличии подписей не менее 10% избирателей и только после определения другого, альтернативного представительного органа государственной власти округа. Кроме того, решением Окружной Думы ее полномочия могут быть прекращены по инициативе Главы А. Б. а. о. в случае неоднократного грубого нарушения Конституции РФ, федеральных законов на основании заключения Конституционного Суда РФ (Федеральный конституционный закон о КС РФ такого его полномочия не предусматривает. - С. А.), а также в результате самороспуска. Окружная администрация состоит из Главы администрации, возглавляемого им коллегиального органа, а также подчиненных ему управленческих структур - комитетов, управлений, отделов и др. Согласно Уставу А. Б. а. о., окружная администрация подотчетна Окружной Думе и федеральным органам исполнительной власти в пределах их компетенции. Глава А. Б. а. о. обеспечивает совместно с председателем Окружной Думы согласованное функционирование и взаимодействие Окружной Думы и администрации округа, руководит деятельностью администрации на принципах единоначалия. Глава избирается населением округа на 4 года. Глава определяет состав, полномочия, порядок организации и деятельности коллегиального органа. Состав членов коллегиального органа утверждается Окружной Думой. Члены этого коллегиального органа работают на общественных началах. Руководители окружных органов управления финансами и социальной защиты населения назначаются и освобождаются от должности Главой А. Б. а. о. с согласия Окружной Думы. Руководители окружного органа внутренних дел, комитета по управлению имуществом назначаются и освобождаются от должности соответственно Министром внутренних дел РФ, руководителем комитета по управлению имуществом РФ по согласованию с Окружной Думой и администрацией округа. Другие должностные лица окружной администрации назначаются и освобождаются от должности Главой А. Б. а. о. самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством РФ или округа. Глава А. Б. а. о. представляет на утверждение Окружной Думы проект окружного бюджета и отчет о его исполнении, проект схемы управления округом и структуры органов окружной администрации; принимает постановления о создании структурных подразделений А. Б. а. о.; назначает руководителей предприятий, учреждений и организаций, находящихся в собственности округа; может участвовать в работе Окружной Думы с правом совещательного голоса; представляет интересы округа на федеральном уровне, в отношениях с органами и должностными лицами зарубежных государств; осуществляет контроль за положением дел на территории округа; отменяет приказы руководителей органов окружной администрации: приостанавливает строительство, ведущееся на территории округа с нарушением соответствующих норм и правил, и др. Глава А. Б. а. о. может быть отрешен от должности Окружной Думой - как сказано в Уставе - в случае совершения преступления (нарушения Конституции и законодательства РФ), а также грубого умышленного нарушения Устава и других нормативных правовых актов округа. Заключение о наличии в действиях Главы признаков умышленного нарушения Устава :1 других законодательных актов дает окружной суд, а о наличии признаков преступления - прокурор округа. Глава А. Б. а. о. может быть также отозван избирателями. На период до избрания нового Главы Окружная Дума вправе избрать (назначить) Главу А. Б. а. о. Уставом предусмотрено проведение окружных референдумов с вынесением на них наиболее важных вопросов жизни округа, в том числе - одобрение наиболее крупных окружных программ социально-экономического развития, концепция перспективного развития округа, включая создание особых зон, размещение стратегических объектов РФ на территории округа. (С. А.)...


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь