RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    ЗАКОНОПРОЕКТ 
    • письменный текст, представляемый субъектом права законодательной инициативы. в парламент для рассмотрения и принятия в качестве закона. Законопроекты, исходящие от государственных органов, общественных объединений, граждан, не обладающих правом законодательной инициативы, могут быть переданы ими субъектам права законодательной инициативы и внесены последними в парламент (см.: Законодательный процесс). (С. А.)...


    ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС 
    • получившее в последние годы распространение в России понятие, которым охватывают все действия по осуществлению власти народа, управлению общественными и государственными делами как оформленные правом (прежде всего конституционным - отсюда также понятие "конституционный процесс"), так и протекающие на базе иных социальных норм - политических традиций, обычаев, уставов политических партий и др.(С. А.)...


    НАРОДНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО 
    • система представительных (т. е. избираемых народом) органов государственной власти и местного самоуправления. С понятием "народное представительство" связаны и система отношений Н. п., т. е. отношения по формированию представительных органов, статус депутатов, их взаимоотношения с избирателями, населением, политическими партиями и движениями, организация работы представительных органов, подготовка и принятие актов, законодательный процесс, влияние населения на деятельность представительных органов, отношения представительных органов с иными органами и т. д.(С. А.)...


    ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС 
    • процесс создания текстов законопроектов, их подготовки к рассмотрению и рассмотрения в парламенте государства. 3. п. охватывает, следовательно, усилия различных органов и лиц в ходе подготовительных работ, а также в дальнейшем - на различных стадиях законодательного процесса. Основные правила 3. п. как процесса подготовки, рассмотрения и принятия нормативных правовых актов должны найти отражение в федеральном законе РФ о нормативных правовых актах РФ. Отдельные правила могут быть включены в нормативные акты соответствующих органов. Например, Указом Президента РФ от 13 апреля 1996 г. утверждено "Положение о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе". Документ предусматривает порядок подготовки и окончательной доводки текста законопроекта, который предполагается внести в ГД от имени Президента РФ, подготовки заключений на законопроект, определения полномочных представителей Президента, которые будут участвовать в рассмотрении законопроекта в палатах, порядка выполнения ими своих задач и др. (С. А.)...


    ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ КОРПУС 
    • понятие, которым охватываются все депутаты парламента государства. (С. А.)...


    ПРАВО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ 
    • право внесения законопроектов в парламент государства. Согласно ст. 104 Конституции РФ, П. з. и. (в Федеральном Собрании РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации (СФ), членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы (ГД), Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Это право принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. По Регламенту ГД 1998 г. П. з. и. осуществляется в форме внесения в ГД: проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов; законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории РФ актов законодательства Союза ССР; поправок к законопроектам. В соответствии с Конституцией РФ законопроект вносится в ГД. Это значит, что законодательный процесс начался и закон принимается сначала в этой палате. Совет Федерации не вправе рассматривать и принимать закон первым. При внесении законопроекта в ГД субъектом П. з. и. должны быть представлены: а) пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта; б) текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта П. з. и., внесшего законопроект; в) перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона; г) финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат); д) заключение Правительства РФ (в случаях, определенных ч. 3 ст. 104 Конституции РФ). Конституция РФ (ч. 3 ст. 104) говорит о том, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства; другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. По Регламенту ГД законопроекты не отклоняются по мотивам отсутствия заключения Правительства. Установлено, что законопроекты направляются на заключение Правительства РФ Советом ГД. Правительство в месячный срок с момента получения законопроекта подготавливает письменное заключение и направляет его в Совет ГД. В практике прежнего Верховного Совета РФ имели место два вида актов - собственно закон и постановление Верховного Совета о порядке его введения в действие. ГД решила от этого отказаться. Теперь непосредственно в текст законопроекта должны быть включены следующие положения: о сроках и порядке вступления закона в силу; об отмене, изменениях и дополнениях ранее принятых законов и других нормативных правовых актов в связи с принятием данного закона; предложение Президенту РФ и поручение Правительству РФ о приведении в соответствие их правовых актов с вновь принятым законом. Законопроекты, внесенные в ГД, подлежат регистрации. Если представленный законопроект не отвечает требованиям, касающимся порядка подготовки законопроектов, или не представлены необходимые материалы, он может быть возвращен Советом ГД его инициатору для выполнения им установленных требований. Законопроект направляется Советом ГД в депутатские объединения и соответствующий комитет палаты, назначенный ответственным по законопроекту. Так начинается законодательный процесс в Государственной Думе.(С. А.)...


    УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО 
    • совокупность норм, правил поведения, санкционированных государством и предназначенных для регламентации производства по уголовным делам (см.: Уголовный процесс). Главными источниками таких норм являются Конституция РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, ряд других федеральных законов, а также нормы международных договоров РФ. (К. Г.)...


    ЛЕГИСЛАТУРА 
    • 1) срок (период) полномочий парламента государства, иного представительного органа, установленный конституцией или иным актом. В нашей стране более употребителен термин созыв; 2) зачастую в литературе по конституционному праву под Л. подразумевается законодательный (представительный) орган государства. (С. А.)...


    ПРАВОТВОРЧЕСТВО 
    • одна из важнейших сторон деятельности государства, форма его активности, имеющая непосредственной целью формирование правовых норм, их изменение, дополнение или отмену. По своей социальной сути П. выступает как процесс возведения государственной воли в закон, ее оформления в различные юридические акты, наконец, как процесс придания содержащимся в них правилам поведения - государственным велениям - общеобязательного характера. Оно охватывает собой непосредственную деятельность уполномоченных на то государственных органов по выработке, принятию, изменению или дополнению нормативно-правовых актов. В каждом государстве П. обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы норм, регулирующих сложившиеся в обществе разнообразные отношения. П. является важнейшей составной частью всего процесса правообразо-вания. Последний включает в себя не только собственно правотворческий, но и весь предшествующий ему подготовительный процесс формирования права. Существование этого этапа вызвано потребностью повышения качества издаваемых актов, обусловлен уровнем собственно правотвор-ческой деятельности государственных органов и проводившихся до принятия того или иного правового акта подготовительных работ. Адекватность юридическим потребностям жизни общества и его эффективность зависят от решения (до его принятия) проблем, касающихся характера, формы, внутренней структуры этого акта, его места и роли в системе других нормативно-правовых актов. Весьма важно также определить круг факторов,способствующих и, наоборот, препятствующих подготовке и принятию того или иного нормативно-правового акта. Необходимо четко спрогнозировать позитивные и возможные негативные (побочные) последствия реализации требований и установок, содержащихся в различных нормативно-правовых актах. Правотворческая деятельность осуществляется в различных формах. Так, в России Правотворческая деятельность осуществляется органами государственной власти РФ и ее субъектов, органами местного самоуправления и непосредственно самим народом путем проведения референдума. Возможно также заключение договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, аналогичных договоров между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Эти договоры носят нормативно-правовой характер, т.е. являются формой П.(М. М.)...


    ЗАКОНОПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ 
    • деятельность по подготовке проектов законов, которые надлежит принять парламенту государства. Ведется комитетами и комиссиями парламента, аппаратом (администраций) главы государства, правительством, министерствами и ведомствами. Координатором 3. р. обычно является парламент. Понятие "законопроектные работы" может использоваться и в более широком плане - как процесс подготовки не только законов, но и всего комплекса актов по соответствующим сферам, включая акты главы государства, правительства, министерств и ведомств. В этом случае координационные функции обычно находятся в руках главы государства. (С. А.)...


    АКТ 
    • правовой документ (законодательный акт, нормативный юридический акт, правовой акт) или действие соответствующих органов либо должностных лиц. Как "акт гражданского состояния" обозначают документ, которым свидетельствуется определенное положение лица в сфере семейных отношений (свидетельство о рождении, о браке и др.). Актом часто именуется документ, подтверждающий права человека на земельный участок и иные объекты собственности. (С. А.)...


    ДЕМОКРАТИЯ 
    • понятие, широко распространенное в общественных науках. Как конституционно-правовая категория Д. включает в себя следующие элементы: 1) Такой строй и такой образ жизни, когда народ сам управляет всеми своими делами: и государственными, и общественными. Над ним никто не должен стоять. Органы законодательной власти и руководящие лица системы исполнительной власти избираются народом и ответственны перед ним. "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону" (ч. 4 ст. 3 Конституции РФ). Таким образом, в конституционно-правовом аспекте Д. - это демократическое государство, имеющее необходимый набор институтов: действующие публично органы государственной власти; распределение между ними ответственности по принципу разделения властей, учет общегосударственных и территориальных, а также национальных интересов в управлении; избирательная система, дающая состязательность и конкуренцию, обеспечивающая свободное волеизъявление избирателей; совершенная правовая система, в том числе развитое законодательство и гибкий законодательный процесс, органы, стоящие на страже законности, и т. д. 2) Свобода личности, наличие у каждого человека широкого круга закрепляемых в конституции и других юридических актах личных, общественно-политических и социально-экономических прав и-свобод, их гарантий и средств защиты. 3) Основанный на конституции политический плюрализм, т. е. возможность существования и участия в формировании политических институтов и государственных решений разнообразных общественных объединений граждан. В обществе должны обеспечиваться гласность, полная информация, право граждан обсуждать важнейшие проблемы, высказывать свое мнение и добиваться законными способами его учета в актах и действиях соответствующих органов. 4) Внутреннее осознание (ощущение) гражданином своей полезности обществу, необходимости участия в его жизни в форме обсуждения проектов законов, участия в референдумах и т. д. о) Как основа конституционного строя, Д. - это дисциплина, организованность, ответственность личности перед обществом и государством (а не только их ответственность перед личностью). Д. несовместима с анархией, несоблюдением закона, пренебрежением к интересам других людей. (См. также: Непосредственная демократия. Непосредственное народовластие. Представительная демократия. Производственная демократия.) (С. А.)...


    КОДЕКС 
    • (от лат. codex - книга) - собрание законов. В современном понимании К. представляет собой свободный законодательный акт, в котором объединяются и систематизируются правовые нормы, регулирующие сходные между собой, однородные общественные отношения. К. является естественным результатом кодифицированной деятельности законодателя. Как и любой иной закон, он обладает высшей юридической силой и, по общему правилу, относится только к определенной отрасли права (гражданский, уголовный, законов о браке и семье, законов о труде и др.). (М. М.)...


    УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС Р 
    • основной федеральный закон, регламентирующий производство по уголовным делам (см.: Уголовный процесс). Принят 27 октября 1960 г., введен в действие с 1 января 1961 г. За время своего существования он неоднократно (около 500 раз) подвергался изменениям и дополнениям под воздействием различного рода факторов. Прежде всего это относится к ст. 126 (о подследственности уголовных дел): ее изменяли и дополняли почти сорок раз. Структура: общие положения; возбуждение уголовного дела, дознание и предварительное следствие; производство в суде первой инстанции; производство в кассационной инстанции; исполнение приговора; пересмотр приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу; производство по делам несовершеннолетних; производство по применению принудительных мер медицинского характера; протокольная форма досудебной подготовки материалов; производство в суде присяжных. (К. Г.)...


    УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС 
    • 1) осуществляемая в установленном законом и иными правовыми актами порядке деятельность (система действий) органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений, изобличению лиц, виновных в их совершении, и применению к ним мер уголовного наказания или иного воздействия, а также возникающие в связи с этой деятельностью многообразные правовые отношения между всеми органами и лицами, участвующими в ней; 2) отрасль юридической науки, изучающая У. п. В значительной мере - это наука о гарантиях прав и свобод личности и об обеспечении правомерных интересов общества и государства в ходе борьбы с преступностью. Познавая отечественный, исторический и зарубежный опыт, она разрабатывает рекомендации по совершенствованию соответствующего законодательства и практики его применения: 3) учебная дисциплина, дающая полные сведения об уголовно-процессуальном праве и достижениях науки о нем. (К. Г.)...


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь