RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ ПРОМ 
    • (Indu trial property legi lation) совокупность всех правовых норм, действующих в государстве, которые регулируют правоотношения, связанные с промышленной собственностью. В РФ I основными законами в этой области являются Патентный закон и Закон "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров". Патентные правила и разъяснения, связанные с этими законами, выпускаются патентным ведомством. Правовой основой для пресечения фактов недобросовестной конкуренции является ст. 10 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"....


    ПРОМЫШЛЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ 
    • (indu trial property) объекты, являющиеся творениями человеческого разума в области промышленности, естественных наук и коммерции. П.с. является составной частью интеллектуальной собственности. Не следует путать П.с. с собственностью на промышленные предприятия,транспорт и т.п. Подобное смешение допускается довольно часто, поэтому термин "П.с." на русском языке нельзя назвать удачным. Объектами П.с. являются: изобретения во всех отраслях человеческой деятельности; научные открытия; промышленные образцы; товарные знаки, знаки обслуживания и фирменные наименования и обозначения; защита от недобросовестной конкуренции. Область применения последнего объекта так же, как и товарных знаков, - коммерция. Права на П.с. регулируются в рамках гражданского законодательства. Основные законы в РФ, регулирующие правоотношения в области П.с., - Патентный закон, Законы "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", "О правовой охране топологий интегральных микросхем", а также антимонопольное законодательство....


    КОНКУРЕНЦИЯ НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ 
    • (unfair competition) всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах (ст. 10 бис Парижской конвенции по охране промышленной собственности). Подлежат запрету: все действия, способные каким бы то ни было образом вызвать путаницу в отношении предприятия, товаров, промышленной или торговой деятельности конкурента; ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, товары, промышленную или торговую деятельность конкурента; указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или качества товара. Из приведенного перечня и определения К.н. следует, что недобросовестными являются также и действия, связанные с неправильным или противоправным использованием объектов промышленной собственности (например, маркировка товара чужим или схожим с ним товарным знаком, дискредитация в рекламе чужого фирменного наименования, товарного знака или самого товара, использование не соответствующих действительности данных и утверждений, "рабское копирование" - имитация чужого изделия и т.п.). При этом незнание, заблуждение и иные подобные причины не являются оправдывающими обстоятельствами, если акт К.н. совершен. В зависимости от правовых норм, лежащих в основе конкурентного права, развитые зарубежные страны можно разделить на три группы. К первой из них относятся страны, принявшие специальное законодательство в данной области (например, Австрия, Германия, Канада, Швеция, Япония). Вторая группа включает страны, в которых нет специальных законов, пресечение К.н. обеспечивается общими нормами права (Австралия, Великобритания, Ирландия, Нидерланды, США, Франция). Третья группа стран (например, Бельгия) условно занимает промежуточное положение между первыми двумя, поскольку их законодательство включает как нормы общего права, так и некоторые специальные постановления....


    АНТИТРЕСТОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 
    • антимонопольное законодательство законодательство, ограничивающее возможность отдельных предприятий монополизировать рынок. Если классический экономический либерализм боролся исключительно с монополиями, основанными на государственно закрепленных привилегиях, то к концу XIX в. экономическое развитие продемонстрировало, что монополия может вырастать из естественной концентрации производства и капитала в рыночной экономике. В этих условиях пришлось создавать законодательные ограничения для такой концентрации, чтобы предотвратить возникновение рынков одного продавца. Первый антимонопольный закон подобного плана был принят в 1889 г. в Канаде. В 1890 г. в США был принят закон Шермана, запретивший тресты (т.е. объединения, монополизировавшие определенную отрасль экономики), а также тайные сговоры между конкурентами с целью совместно повлиять на рыночную ситуацию. В 1914г. положения данного закона были развиты и уточнены законом Клейтона, который запретил ценовую дискриминацию покупателей и навязывание им принудительных поставок. Затем антимонопольные законы были приняты и в других странах с рыночной экономикой. Среди них следует выделить Закон против ограничений конкуренции ФРГ 1957 г. К концу XX в. в ряде стран антимонопольное законодательство стало объединяться с другими законодательными положениями, регулирующими конкуренцию. Законодательство о конкуренции преследует цель обеспечить ее оптимальное развитие, предотвратить различные виды недобросовестной конкурентной практики. При этом, однако, если в США и Канаде действует принцип безусловного запрещения монополий, то в большинстве других государств отношение к монополиям определяется в зависимости от того, содействует или препятствует их деятельность реализации общественных интересов. В ряде случаев, в частности, разрешается концентрация производства и капитала, укрепляющая конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке. Подобные принципы лежат и в основе закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В соответствии с данным законом антимонопольному регулированию подлежит деятельность хозяйствующих субъектов, которые контролируют более 35% рынка. Антимонопольное законодательство предусматривает запрет или ограничения следующих видов злоупотребления монопольным положением: искусственного завышения цен реализации или занижения закупочных цен в качестве обязательного условия заключения договоров, необходимых контрагенту (связанные договоры), или принятия на себя контрагентом обязательств по отказу от определенных действий в будущем (исключающие договоры); ограничения объема производства, сбыта, капиталовложений; применения неравного подхода к торговым партнерам на равных условиях....


    ТАМОЖЕННЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ 
    • (франц, L'Union douaniere et economique de FAfrique Centrale, UDEAC) - региональная экономическая группировка членов зоны франка и Валютного союза Центральной Африки, созданная в 1964 г. на основе Экваториального таможенного союза (1959) в рамках Браззавильского договора. Члены союза: Камерун, Конго, ЦАР, Чад, Экваториальная Гвинея. Целью организации является реализация различных экономических программ и создание совместных объектов с перспективой образования общего рынка. Странам-участницам удалось добиться значительных успехов в области либерализации взаимной торговли, согласовать таможенное законодательство и режим иностранного инвестирования, осуществить совместные промышленные и сельскохозяйственные проекты. Особое внимание уделяется кредитному сотрудничеству, первоначально реализовывавшемуся в рамках Фонда солидарности, созданного еще в 1959 г. В 1975 г. был учрежден Банк развития государств Центральной Африки (БДЕАС), который, согласно Уставу, должен использовать не менее половины своих ресурсов для кредитования совместных объектов. Штаб-квартира находится в г. Банги (ЦАР)....


    СОГЛАШЕНИЕ 
    • в области внешнеэкономической деятельности договоры между государствами или правительственными органами о регулировании торговых отношений (см. Межправительственные торговые соглашения), о развитии промышленного сотрудничества, формах расчетов, развитии отношений в области транспорта, туризма и т.д.- Наряду с двусторонними соглашениями существуют международные соглашения, наиболее важным из которых является Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ)....


    РЫНОК ТРУДА 
    • совокупность спроса и предложения на рынке рабочей силы. Характеризуется следующими показателями: занятость, безработица, наличие вакансий рабочих мест, миграция, а также уровень заработной платы, условия труда, трудовое законодательство. Для упорядочения ситуации на Р.т. в большинстве стран созданы службы трудоустройства (биржи труда, службы занятости), которые работают под контролем правительства и оказывают бесплатные услуги для трудоустраиваемых работников, что не исключает в ряде стран параллельной деятельности и коммерческих служб занятости. При оценке общеэкономической ситуации в стране будущего бизнеса инвесторы или экспортеры всегда принимают во внимание обстановку на Р.т....


    РЕЗИДЕНТЫ 
    • категория юридических и физических лиц, по отношению к которым действующее законодательство устанавливает иной, по сравнению с нерезидентами, порядок осуществления валютных операций. Согласно Закону РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" к Р. относятся: а) физические лица, имеющие постоянное местожительство в России, в том числе временно находящиеся за ее пределами; б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ и с местонахождением на ее территории; в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ и с местонахождением на ее территории; г) дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за ее пределами; д) находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства российских юридических лиц....


    ОБЛИГАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ 
    • облигации, эмитируемые местными (областными, городскими, сельскими) органами власти. Как правило, муниципальные облигации выпускаются с целью мобилизации средств для решения бюджетных, социальных и иных проблем. Во многих странах проценты по О.м. освобождаются от федеральных и местных налогов. В РФ накоплен опыт выпуска муниципальных займов. К концу 1996 г. зарегистрировано 152 займа субъектов Федерации и местных органов самоуправления. В большинстве случаев муниципальные и региональные займы представлены краткосрочными (период обращения - до 1 года) и среднесрочными (от 1 года до 5 лет) выпусками. Основная часть муниципальных ценных бумаг - это жилищные и краткосрочные бюджетные (или так называемые ГКО-образные) займы. К числу наиболее известных и активно торгуемых муниципальных ценных бумаг можно отнести: Московский и Санкт-Петербургский жилищные займы, займы Нижегородской и Ленинградской областей, Алтайского края, Ухты, Сыктывкара и др. Доходность по российским О.м., по которым начисляется и выплачивается купонный доход, как правило, привязана (в неявной форме) к доходности ГКО или уровню процентной ставки по рублевым вкладам в Сбербанке и в среднем превышает эти показатели на 3-5% в годовом исчислении. Так, например, поданным агентства "Скейт" по состоянию на начало 1997 г. доходность к погашению краткосрочных облигаций Свердловской области по разным сериям составила 25-37% годовых; краткосрочных облигаций Новосибирской области - ЗУ38%; краткосрочных облигаций Челябинской области - 27-50%....


    АКТУАРИЙ 
    • (actuary) специалист в области страхования, занимающийся научно обоснованными расчетами по определению размеров тарифных ставок, страховых взносов, страховых резервов, выплат и т.п....


    ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО СТРАН В 
    • (South We t Africa Economic Community, SWAEC) региональное объединение для сотрудничества в области торговли, кредита, координации экономических программ и создания совместных объектов. Члены: Ангола, Ботсвана, Замбия, Зимбабве, Кения, Коморские Острова, Лесото, Маврикий, Мадагаскар, Малави, Мозамбик, Свазиленд, Сейшельские Острова, Сомали, Танзания, Уганда и Эфиопия. Начал деятельность в январе 1982 г. При этом в качестве цели было определено создание в течение ближайших 10 лет зоны свободной торговли с последующим переходом к режиму общего рынка. Большое внимание уделяется сотрудничеству в области создания совместных объектов в различных отраслях экономики (транспорт, энергетика, промышленность и сельское хозяйство). Вследствие различий в интересах участников внутри СВАЭК возникло два фракционных союза: Зона преференциальной торговли стран Восточной и Южной Африки и Конференция по координации экономического развития независимых стран Юга Африки....


    ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУ 
    • образована 12 марта 1977 г. Ираном, Пакистаном и Турцией на основе Измирского договора. В 1992-1993 гг. к ней присоединились Афганистан, Киргизия, Узбекистан, Казахстан, Туркменистан, Таджикистан и Азербайджан. Регион стран - членов ОЭС занимает территорию почти 7 млн. кв. км с населением около 300 млн. человек. Деятельность Организации направлена на социальноэкономическое сотрудничество в регионе. До начала 90-х гг. сотрудничество в рамках ОЭС носило преимущественно двусторонний характер. С присоединением, новых членов деятельность Организации активизировалась, наметилась тенденция к углублению интеграции. Главным органом ОЭС является Совет министров стран-участниц, состоящий из министров иностранных дел. Рабочий орган - Секретариат ОЭС - в г. Тегеране (Иран). ОЭС - организация, открытая для вступления других государств. Решение о приеме новых членов принимается Советом министров. Совет представителей состоит из глав дипломатических миссий (посольств) странчленов, аккредитованных в Иране. Совет представителей регулярно проводится в Тегеране для обсуждения текущих задач и выполнения решений Совета министров. Региональный совет по планированию состоит из глав экономических ведомств стран-участниц и собирается обычно один раз в год в Тегеране. К настоящему времени созданы восемь технических комиссий: по экономическому и торговому сотрудничеству; по техническому и промышленному сотрудничеству; по сотрудничеству в области транспорта и телекоммуникаций; в области сельского хозяйства; в области энергетики; в области охраны окружающей среды и здравоохранения; в области контроля за злоупотреблением наркотиками; в области образования, науки и культуры. В связи с вступлением в ОЭС новых стран в феврале 1993 г. в г. Кветта (Пакистан) был принят за основу Кветтинский план действий для стран - членов ОЭС. Приоритетными областями для сотрудничества были выбраны транспорт и коммуникации, энергетика, развитие межнациональных компаний. На совещании глав государств ОЭС в г. Стамбуле (Турция) в июле 1993 г. было принято решение об учреждении четырех крупных институтов Организации: Авиационной и Судоходной компании, Банка торговли и развития, Страховой компании. Кроме того, намечено решить вопрос унификации системы таможенных и транзитно-торговых процедур, создавать совместные торговые и промышленные зоны ОЭС, проводить совместные ярмарки, постепенно снять таможенные барьеры во взаимной торговле, ставя конечной задачей создание общего рынка ОЭС. Организация осуществляет контакты с ООН, Европейским союзом (ЕС), другими международными организациями, а также при поддержке ЭСКАТО - процесс сотрудничества между субрегиональными организациями Азиатско-Тихоокеанского региона....


    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ О ГОСУДАРС 
    • принят 13 октября 1985 г., определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными гражданами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти РФ и органов государственной власти ее субъектов в области внешнеторговой деятельности. Целями закона являются защита экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности страны, стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечение эффективной интеграции российской экономики в мировое хозяйство. Закон состоит из десяти глав, рассматривающих принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и формирования внешнеторговой политики страны; вопросы компетенции РФ и ее субъектов в области внешнеторговой деятельности; права и обязанности участников внешнеэкономической деятельности; основные положения, определяющие характер и направления регулирования, осуществляемого посредством таможенно-тарифных и нетарифных методов (в частности, путем квотирования и лицензирования); особые режимы проведения отдельных видов внешнеторговой деятельности (приграничная торговля и свободные экономические зоны); формы и методы содействия внешнеторговой деятельности и ее стимулирования, включая информационное, консалтинговое и статистическое обеспечение; вопросы создания благоприятных условий для доступа российских участников внешнеэкономической деятельности на внешние рынки; направления защиты экономических интересов РФ, ее субъектов, муниципальных образований и российских граждан в области внешнеторговой деятельности, вопросы контроля за осуществлением подобной деятельности, формы ответственности за нарушение законодательства РФ в данной сфере. В законе особо подчеркнуто, что правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают все российские граждане, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. При этом все исключения должны быть четко регламентированы....


    НЕРЕЗИДЕНТЫ 
    • категория юридических и физических лиц, по отношению к которым действующее законодательство устанавливает иной, по сравнению с резидентами, порядок осуществления валютных операций. Согласно Закону РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" к Н. относятся: а) физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами РФ, в том числе временно находящиеся в РФ; б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ; в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ; г) находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства; д) находящиеся в РФ филиалы и представительства Н. - юридических лиц. Согласно российскому валютному законодательству Н. могут иметь счета в иностранной валюте и в российских рублях в российских уполномоченных банках. Н. имеют право без ограничения переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в РФ при соблюдении таможенных правил....


    ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА 
    • составная часть внешнеэкономической политики, направленная на регулирование сферы международных расчетов страны и поддержание ее национальной валюты. В.п. включает меры в области внутренней экономики, предусматривающие достижение устойчивости национальной валюты, и меры в области внешнеэкономической деятельности. Внутренние меры связаны с регулированием денежной массы в обращении и проведением дисконтной политики, т.е. маневрированием учетной ставкой центрального банка, которая не только влияет на балансирование совокупного спроса и предложения в стране, но и на движение в страну и из страны краткосрочных капиталов ("горячих денег"). Повышение учетной ставки и приток капиталов в страну может улучшить состояние платежного баланса и способствовать росту курса национальной валюты. Политика непосредственного влияния на национальную валюту заключается в изменении се официального курса, если действует, как это было в условиях Бреттон-Вудской валютной системы, режим фиксированного валютного курса (см. Девальвация, Ревальвация), или осуществлении мер валютной интервенции, т.е. купли или продажи национальной валюты в целях влияния на ее курс при режиме "плавающего курса", существующем при современной Ямайской валютной системе. В.п. предусматривает также определение режима обратимости национальной валюты и введение или ослабление валютных ограничений. В условиях резкого ухудшения внешнеэкономического положения и увеличения дефицита платежного баланса, страны, в том числе промышленно развитые, обычно принимают меры к ужесточению валютных ограничений, особенно в области вывоза капитала, с тем, чтобы обеспечить с помощью имеющейся иностранной валюты текущие платежи. На путь ужесточения валютных ограничений часто вынуждены вступать развивающиеся страны, стремящиеся использовать свои валютные доходы на покрытие первоочередных народнохозяйственных нужд, связанных со становлением национальной экономики, и ограничить валютные расходы на иные цели. Проведение В.п. предполагает поддержание оптимальной структуры официальных валютных резервов с тем, чтобы не допустить серьезных убытков, связанных с обесцениванием отдельных валют. Элементом В.п. страны является ее участие в деятельности международных финансовых организаций и прежде всего Международного валютного фонда (МВФ), а также координация своих усилий в области валютного регулирования с другими странами....


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь