RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 
    СОЦИАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 
    • обобщенная характеристика того блока законов и нормативных правовых актов государства, в которых проявляется его назначение как социального государства. (С. А.)...


    ВОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 
    • совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения по поводу охраны и использования вод - водные отношения. Главным документом является Водный кодекс РФ от 18 октября 1995 г. (С. А.)...


    ВЫДВОРЕНИЕ ЗА ПРЕДЕЛЫ ГОСУДАРСТВ 
    • мера административного взыскания (принуждения), применяемая по отношению к иностранцу и лицу без гражданства и выражающаяся в их высылке за пределы государственной границы данной страны. В Российской Федерации указанная мера предусматривается Законом СССР о правовом положении иностранных граждан 1981 г., сохраняющим свое действие до принятия аналогичного российского закона, и КоАП РСФСР. Согласно названному Закону, иностранный гражданин может быть выдворен за пределы государства, если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка; если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов других лиц; если он грубо нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан, таможенное, валютное или иное национальное законодательство. Решение о выдворении принимается компетентными государственными органами. Выдворяемое лицо обязано покинуть страну в срок, указанный в их решении. Уклоняющиеся от выезда лица подлежат с санкции прокурора задержанию и выдворению в принудительном порядке; при этом задержание допускается на срок, необходимый для выдворения. (С. А.)...


    АВТОНОМНОЕ ГОСУДАРСТВО 
    • автономная республика или иная автономная единица, имеющая статус государства с характерными для него чертами (т. е. свои конституция, законодательство, территория, гражданство, высшие государственные органы, определенная бюджетно-налоговая самостоятельность и др.) и созданная в рамках большого государства (а поэтому не имеющая своей денежной системы, армии, полной самостоятельности во внешнеполитических и внешнеэкономических отношениях и т. п.). (С. А.)...


    ПРАВО НА УЧАСТИЕ В ОТПРАВЛЕНИИ П 
    • предоставленная гражданам Конституцией РФ и другими законами возможность участвовать в осуществлении специально уполномоченными государственными органами (судами) особого вида правоохранительной деятельности, именуемого правосудием. Законодательство допускает различные формы такого участия. Наиболее распространенным в наши дни является выполнение функций народных, присяжных или арбитражных заседателей (см.: Заседатель арбитражный. Заседатель народный. Заседатель присяжный). Статья 32 Конституции РФ гласит, что выполнение гражданами такой функции является их правом.(К. Г.)...


    ПРАВО НА ЗАЩИТУ ГОСУДАРСТВОМ МАТ 
    • согласно ст. 38 Конституции. материнство и детство находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. В значительной мере положения ст. 38 Конституции РФ развивают и гарантируют принцип равноправия женщины и мужчины (ч. 3 ст. 19 Конституции). но направлены на обеспечение учета функции, выполняемых в силу природы и по традиционному общественному раскладу женщиной. Законодательство содержит широкие гарантии в связи с материнством, включая получение поддержки многодетных и малообеспеченных семей. В основе государственной политики и законодательства - учет интересов детей и родителей, равные права супругов в браке, в том числе по воспитанию детей. (С. А.)...


    ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 
    • правовое понятие, используемое как в узком, так и широком смысле слова. В узком смысле слова 3. - совокупность только законов государства. В более употребительном, широком смысле слова 3. - совокупность не только законов, но и иных нормативных правовых актов, принимаемых парламентом, главой государства и правительством, министерствами и ведомствами, уполномоченными на их принятие; в федеративном государстве - также договоры федерации и ее субъектов по вопросам разграничения предметов ведения и полномочий их органов государственной власти. При самом широком подходе в 3. РФ включается вся федеральная нормативная правовая база государства, в том числе постановления Конституционного Суда РФ, руководящие разъяснения пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. (С. А.)...


    ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО 
    • 1) совокупность правовых норм о порядке выборов депутатов представительных органов и выборных должностных лиц государства и местного самоуправления. На базе И. п. организуются и проводятся избирательные кампании, а возникающие на основе И. п. общественные отношения являются избирательными правоотношениями. Источниками И. п. являются нормативные правовые акты по вопросам организации и проведения выборов. Основу И. п. составляют нормы конституции государства. Помимо этого, принимаются специальные избирательные законы (в- некоторых странах - избирательные кодексы), иные акты по выборам. В Российской Федерации система специального избирательного законодательства представлена многими актами. Федеральное законодательство, состоит из акта, являющегося на сегодня основой как федеральных выборов, так и избирательного законодательства субъектов РФ - Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 1997 г., и двух главных Федеральных законов о конкретных видах федеральных выборов: "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (1999 г.) и "О выборах Президента Российской Федерации" (1995 г.). Напомним, что члены верхней палаты Федерального Собрания - Совета Федерации - не избираются, а получают мандаты в СФ в силу избрания их на должность глав законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, поэтому данный вопрос регулируется не избирательным законом, а Федеральным законом РФ о порядке формирования СФ 1995 г. Федеральное законодательство включает в себя и другие акты как общего характера, относящиеся к любым видам выборов, так и законы по конкретным видам выборов. Например, Федеральным законом 1995 г. были внесены изменения и дополнения в УК и Кодекс об административных правонарушениях РФ, касающиеся уголовной и административной ответственности за нарушения избирательного законодательства. А в связи с выборами в ГД в 1995 г. был принят Федеральный закон более адресного характера: "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва". Избирательное законодательство субъектов РФ чаще всего представлено законами о выборах депутатов органов законодательной власти субъектов, о выборах глав исполнительной власти субъектов, о выборах депутатов и должностных лиц местного самоуправления в соответствующих субъектах РФ. Таким образом, с учетом федерального уровня и наличия в Российской Федерации 89 субъектов в стране существует не менее 270 избирательных законов. Хотя во многом они похожи друг на друга, все-таки проблема их единообразного понимания и применения существует. В связи с этим следует иметь в виду, что важную часть нормативной правовой основы выборов (а значит и И. п.) составляют нормативные документы (инструкции, разъяснения, методические рекомендации) Центральной избирательной комиссии РФ. Такие документы посвящаются различным этапам федеральных выборов, а также вопросам проведения выборов в субъектах РФ. Определенную роль играют подобные документы избирательных комиссий субъектов РФ. 2) Индивидуальное право гражданина на участие в выборах - это его право избирать и быть избранным. (С. А.)...


    ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО 
    • отрасль права, нормы которой регулируют имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Основной источник данной отрасли права - Гражданский кодекс РФ 1994 г., а также многочисленные законы и нормативные акты. Гражданское законодательство (ст. 2 ГК) определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Наиболее крупные блоки Г. п. - возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав; граждане (физические лица) и юридические лица как участники гражданского оборота; сделки и представительство; право собственности и другие вещные права; обязательственное право, договор; авторское право; право наследования; семейное право и др. (С. А.)...


    ИНСТАНЦИЯ СУДЕБНАЯ 
    • суд или его основное подразделение со сходными функциями. Законодательство различает суды первой инстанции (рассмотрение и разрешение по существу основных вопросов, возникших в связи с конкретным делом), второй (кассационной) инстанции (см.: Кассация), надзорной инстанции (см.: Надзорное производство и Производство по вновь открывшимся обстоятельствам) и апелляционной инстанции (см.: Апелляция). Функции судов первой инстанции могут выполнять в подсистеме судов общей юрисдикции все суды, а в подсистеме арбитражных судов - только арбитражные суды. субъектов РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Кассационными инстанциями в подсистеме судов общей юрисдикции являются гражданские и военные суды среднего звена и Верховный Суд РФ, а в подсистеме арбитражных судов - федеральные арбитражные суды, округов. Функции надзорных инстанций в подсистеме судов общей юрисдикции выполняют президиумы, судебные коллегии (кроме Кассационной коллегии) и Президиум Верховного Суда РФ, а в подсистеме арбитражных судов - Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. Апелляционными инстанциями уполномочены быть только арбитражные суды субъектов РФ. (К. Г.)...


    ПРЯМОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ 
    • перевод в непосредственное управление (под юрисдикцию) президента какой-либо части территории государства. Основанием введения П. п. п. могут быть нестабильное положение на данной территории и неспособность местных органов обеспечить порядок, нормальную жизнь граждан. Введение П. п. п. означает ограничение деятельности местных органов представительной и исполнительной власти, а то и вообще ее временное прекращение с формированием после стабилизации положения новых органов. В Российской Федерации вопрос о П. п. п. обычно возникает тогда, когда в каком-то субъекте РФ положение становится нестабильным, в особенности из-за сепаратистских настроений отдельных групп населения, нежелания властей считаться с центром, появления незаконных вооруженных формирований, создания угрозы для жизни отдельных групп граждан, в силу чего они вынуждены покидать родные места, и т. д. Однако российское законодательство в прямой форме пока не оперирует категорией "прямое президентское правление". Правда, в условиях введения чрезвычайного положения допускается формирование администрации, подчиненной центру, однако местные представительные и исполнительные органы при этом не ликвидируются, хотя и действуют в специфических условиях.(С. А.)...


    АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО 
    • право гражданина на участие в выборах депутатов и должностных лиц, в голосовании на референдуме, состоящее из двух возможностей. Право избирать именуется активным избирательным правом, право быть избранным - пассивным избирательным правом. А. и. п. наступает по достижении 18 лет. Смысл понятия заключается в том, что право избирать каждый гражданин должен реализовывать исключительно сам посредством активных действий: получить бюллетень, заполнить его и опустить в избирательный ящик. Согласно законодательству, гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Для граждан наше законодательство исключает цензы, ведущие к ограничениям избирательного права (см.: Избирательные цензы). Федеральный закон 1997 г. об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ позволяет субъектам РФ устанавливать дополнительные условия приобретения гражданами А. и. п. при выборах в органы власти и местного самоуправления, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории. Однако эти условия не могут касаться продолжительности и сроков проживания. Основанием для включения в список избирателей является проживание не просто на территории РФ, а на территории соответствующего избирательного участка. Документом, удостоверяющим гражданство РФ, по Закону о гражданстве от 28 ноября 1991 г., может быть и паспорт, и иное удостоверение личности (ст. 10). Факт местожительства пока еще наиболее убедительно удостоверяет штамп прописки - самый удобный способ "фиксации" граждан для включения их в избирательные списки, т. е. для реализации активного избирательного права. Гражданин, у которого нет штампа в паспорте, но имеющий место жительства на территории соответствующего избирательного участка, должен документально (ордер на квартиру, договор купли-продажи дома и т. п.) доказывать свое проживание здесь и тем самым - свое А. и. п. Не составляют в этом плане исключения граждане РФ, прибывшие из других государств, в том числе бывших республик СССР. Правда, сначала все они доказывают принадлежность к гражданству РФ. Гарантируя всеобщность, законодательство РФ дает право (активное и пассивное) участвовать в выборах депутатов Государственной Думы и Президента РФ гражданам РФ, проживающим за пределами РФ или находящимся в длительных заграничных командировках. В этих случаях реализация права избирать проста: проголосовать можно за границей. Для тех, кто должен быть по делам в день выборов вне места своего жительства, реализация А. и. п. обеспечивается посредством либо возможности досрочного голосования (например, при выборах депутатов Государственной Думы в 1995 г. - системой конверта, в который запечатывался избирательный бюллетень и который оставался в избирательной комиссии), либо системой открепительных удостоверений, выдаваемых избирателям и позволяющих им проголосовать там, где они будут находиться в день выборов (например, при выборах Президента РФ в 1996 г., депутатов Государственной Думы в 1999 г.). Не имеют права избирать и быть избранными в РФ: граждане, признанные судом недееспособными; граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. (С. А.)...


    РФ 
    • и имеет также все иные признаки государства: - наличие Конституции и законодательства РФ, действие принципа верховенства (приоритета) федеральных актов, т. е. по общему правилу они имеют более высокую юридическую силу, чем акты субъектов Федерации; - федеральная система государственных органов - Президент РФ, Федеральное Собрание (парламент) РФ, Правительство РФ, министерства, государственные комитеты и ведомства РФ, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд - в целом единая судебная система РФ, Генеральный прокурор РФ; - единая внутренняя и внешняя политика РФ, формируемая с участием субъектов РФ и осуществляемая органами РФ; международное признание РФ и ее международная правосубъектность, т. е. участие в международных отношениях; - единые федеральные Вооруженные Силы, возглавляемые Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ (им является Президент РФ); - единая система служб внутренних дел, безопасности; - денежно-финансовая система государства (с единой денежной единицей - рублем, системой налогов, кредитно-денежным обращением, Центральным банком РФ и т. д.); - наличие единой экономической системы, построенной на плюрализме форм собственности, свободе экономической деятельности и конкуренции. У РФ существует многообразная компетенция, т. е. полномочия по руководству государственной, экономической и социально-культурной жизнью на всей территории. Конституция РФ делит компетенцию РФ на две группы: в первую группу входят вопросы исключительного ведения РФ, т. е. вопросы, которые могут решать только федеральные органы (хотя и с учетом предложений субъектов); вторая группа - полномочия РФ в сферах совместного ведения РФ и ее субъектов. Иначе говоря, в этих сферах РФ решает вопросы, отнесенные к ее ведению, а остальные вопросы решают субъекты РФ, разумеется, на основе и в развитие федерального законодательства. Вопросы исключительной компетенции РФ можно разделить на следующие подгруппы. В области государственного строительства: принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория РФ; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование этих органов; государственные награды и почетные звания РФ; федеральная государственная служба; федеральные программы в области государственного строительства и национального развития РФ. В области экономической, социальной и культурной политики: федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального и культурного развития РФ; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет. В области внешних сношений, обороны и безопасности: внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения РФ; оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ. В области охраны общественного порядка, прав граждан и правосудия: судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности. В сферах совместного ведения РФ и ее субъектов полномочия РФ также можно условно разделить на несколько подгрупп. В области государственного строительства: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. В области экономической, социальной и культурной политики: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ. В области внешних сношений: координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ. В области охраны общественного порядка, прав граждан, законодательства и деятельности правоохранительных органов: обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат. (С. А.)...


    ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ 
    • один из видов (ветвей) государственной власти в РФ. В соответствии с провозглашенным в РФ принципом разделения властей государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Органами федеральной исполнительной власти являются Правительство РФ, министерства, государственные комитеты и иные органы исполнительной власти (см.: Федеральные органы исполнительной власти). В субъектах РФ органами И. в. являются: в большинстве республик - президенты, правительство, министерства и ведомства, в иных субъектах РФ - губернаторы, главы администраций, правительства, министерства, департаменты и иные органы исполнительной власти. На уровне местного самоуправления (районы, города, волости и т. д.) исполнительские функции выполняют некоторые должностные лица и органы. Однако законодательство РФ не предусматривает разделения властей в местном самоуправлении, следовательно, и выделения И. в. Суть И. в. - не только наличие специальных органов, но и само ее назначение, которое заключается в реализации законов, исполнении их требований (отсюда и сам термин "исполнительная власть"), управлении и обеспечении повседневного функционирования государственного механизма, экономики и рынка, удовлетворении запросов и нужд населения. Чтобы выполнять свои задачи, И. в. располагает и использует (на основе законов и утвержденного парламентом государственного бюджета) финансы, материальные объекты (транспорт, связь, иные промышленные предприятия), а также военные и военизированные подразделения. Наконец, важнейшей чертой И. в. является не только исполнение нормативных предписаний, но и распорядительная деятельность: главным образом - правоприменительная, а в определенном объеме - также и подзаконная нормативно-регулирующая (в целом данная черта И. в. характеризуется как исполнительно-распорядительная деятельность). (С. А.)...


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь