Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
|
- см.: Делегирование полномочий....
|
СОЦИАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
|
- обобщенная характеристика того блока законов и нормативных правовых актов государства, в которых проявляется его назначение как социального государства. (С. А.)...
|
ВОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
|
- совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения по поводу охраны и использования вод - водные отношения. Главным документом является Водный кодекс РФ от 18 октября 1995 г. (С. А.)...
|
ВЫДВОРЕНИЕ ЗА ПРЕДЕЛЫ ГОСУДАРСТВ
|
- мера административного взыскания (принуждения), применяемая по отношению к иностранцу и лицу без гражданства и выражающаяся в их высылке за пределы государственной границы данной страны. В Российской Федерации указанная мера предусматривается Законом СССР о правовом положении иностранных граждан 1981 г., сохраняющим свое действие до принятия аналогичного российского закона, и КоАП РСФСР. Согласно названному Закону, иностранный гражданин может быть выдворен за пределы государства, если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка; если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов других лиц; если он грубо нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан, таможенное, валютное или иное национальное законодательство. Решение о выдворении принимается компетентными государственными органами. Выдворяемое лицо обязано покинуть страну в срок, указанный в их решении. Уклоняющиеся от выезда лица подлежат с санкции прокурора задержанию и выдворению в принудительном порядке; при этом задержание допускается на срок, необходимый для выдворения. (С. А.)...
|
АВТОНОМНОЕ ГОСУДАРСТВО
|
- автономная республика или иная автономная единица, имеющая статус государства с характерными для него чертами (т. е. свои конституция, законодательство, территория, гражданство, высшие государственные органы, определенная бюджетно-налоговая самостоятельность и др.) и созданная в рамках большого государства (а поэтому не имеющая своей денежной системы, армии, полной самостоятельности во внешнеполитических и внешнеэкономических отношениях и т. п.). (С. А.)...
|
ПРАВО НА УЧАСТИЕ В ОТПРАВЛЕНИИ П
|
- предоставленная гражданам Конституцией РФ и другими законами возможность участвовать в осуществлении специально уполномоченными государственными органами (судами) особого вида правоохранительной деятельности, именуемого правосудием. Законодательство допускает различные формы такого участия. Наиболее распространенным в наши дни является выполнение функций народных, присяжных или арбитражных заседателей (см.: Заседатель арбитражный. Заседатель народный. Заседатель присяжный). Статья 32 Конституции РФ гласит, что выполнение гражданами такой функции является их правом.(К. Г.)...
|
ПРАВО НА ЗАЩИТУ ГОСУДАРСТВОМ МАТ
|
- согласно ст. 38 Конституции. материнство и детство находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. В значительной мере положения ст. 38 Конституции РФ развивают и гарантируют принцип равноправия женщины и мужчины (ч. 3 ст. 19 Конституции). но направлены на обеспечение учета функции, выполняемых в силу природы и по традиционному общественному раскладу женщиной. Законодательство содержит широкие гарантии в связи с материнством, включая получение поддержки многодетных и малообеспеченных семей. В основе государственной политики и законодательства - учет интересов детей и родителей, равные права супругов в браке, в том числе по воспитанию детей. (С. А.)...
|
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
|
- правовое понятие, используемое как в узком, так и широком смысле слова. В узком смысле слова 3. - совокупность только законов государства. В более употребительном, широком смысле слова 3. - совокупность не только законов, но и иных нормативных правовых актов, принимаемых парламентом, главой государства и правительством, министерствами и ведомствами, уполномоченными на их принятие; в федеративном государстве - также договоры федерации и ее субъектов по вопросам разграничения предметов ведения и полномочий их органов государственной власти. При самом широком подходе в 3. РФ включается вся федеральная нормативная правовая база государства, в том числе постановления Конституционного Суда РФ, руководящие разъяснения пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. (С. А.)...
|
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
|
- 1) совокупность правовых норм о порядке выборов депутатов представительных органов и выборных должностных лиц государства и местного самоуправления. На базе И. п. организуются и проводятся избирательные кампании, а возникающие на основе И. п. общественные отношения являются избирательными правоотношениями. Источниками И. п. являются нормативные правовые акты по вопросам организации и проведения выборов. Основу И. п. составляют нормы конституции государства. Помимо этого, принимаются специальные избирательные законы (в- некоторых странах - избирательные кодексы), иные акты по выборам. В Российской Федерации система специального избирательного законодательства представлена многими актами. Федеральное законодательство, состоит из акта, являющегося на сегодня основой как федеральных выборов, так и избирательного законодательства субъектов РФ - Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 1997 г., и двух главных Федеральных законов о конкретных видах федеральных выборов: "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (1999 г.) и "О выборах Президента Российской Федерации" (1995 г.). Напомним, что члены верхней палаты Федерального Собрания - Совета Федерации - не избираются, а получают мандаты в СФ в силу избрания их на должность глав законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, поэтому данный вопрос регулируется не избирательным законом, а Федеральным законом РФ о порядке формирования СФ 1995 г. Федеральное законодательство включает в себя и другие акты как общего характера, относящиеся к любым видам выборов, так и законы по конкретным видам выборов. Например, Федеральным законом 1995 г. были внесены изменения и дополнения в УК и Кодекс об административных правонарушениях РФ, касающиеся уголовной и административной ответственности за нарушения избирательного законодательства. А в связи с выборами в ГД в 1995 г. был принят Федеральный закон более адресного характера: "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва". Избирательное законодательство субъектов РФ чаще всего представлено законами о выборах депутатов органов законодательной власти субъектов, о выборах глав исполнительной власти субъектов, о выборах депутатов и должностных лиц местного самоуправления в соответствующих субъектах РФ. Таким образом, с учетом федерального уровня и наличия в Российской Федерации 89 субъектов в стране существует не менее 270 избирательных законов. Хотя во многом они похожи друг на друга, все-таки проблема их единообразного понимания и применения существует. В связи с этим следует иметь в виду, что важную часть нормативной правовой основы выборов (а значит и И. п.) составляют нормативные документы (инструкции, разъяснения, методические рекомендации) Центральной избирательной комиссии РФ. Такие документы посвящаются различным этапам федеральных выборов, а также вопросам проведения выборов в субъектах РФ. Определенную роль играют подобные документы избирательных комиссий субъектов РФ. 2) Индивидуальное право гражданина на участие в выборах - это его право избирать и быть избранным. (С. А.)...
|
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
|
- отрасль права, нормы которой регулируют имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Основной источник данной отрасли права - Гражданский кодекс РФ 1994 г., а также многочисленные законы и нормативные акты. Гражданское законодательство (ст. 2 ГК) определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Наиболее крупные блоки Г. п. - возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав; граждане (физические лица) и юридические лица как участники гражданского оборота; сделки и представительство; право собственности и другие вещные права; обязательственное право, договор; авторское право; право наследования; семейное право и др. (С. А.)...
|
ИНСТАНЦИЯ СУДЕБНАЯ
|
- суд или его основное подразделение со сходными функциями. Законодательство различает суды первой инстанции (рассмотрение и разрешение по существу основных вопросов, возникших в связи с конкретным делом), второй (кассационной) инстанции (см.: Кассация), надзорной инстанции (см.: Надзорное производство и Производство по вновь открывшимся обстоятельствам) и апелляционной инстанции (см.: Апелляция). Функции судов первой инстанции могут выполнять в подсистеме судов общей юрисдикции все суды, а в подсистеме арбитражных судов - только арбитражные суды. субъектов РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Кассационными инстанциями в подсистеме судов общей юрисдикции являются гражданские и военные суды среднего звена и Верховный Суд РФ, а в подсистеме арбитражных судов - федеральные арбитражные суды, округов. Функции надзорных инстанций в подсистеме судов общей юрисдикции выполняют президиумы, судебные коллегии (кроме Кассационной коллегии) и Президиум Верховного Суда РФ, а в подсистеме арбитражных судов - Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. Апелляционными инстанциями уполномочены быть только арбитражные суды субъектов РФ. (К. Г.)...
|
ПРЯМОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ
|
- перевод в непосредственное управление (под юрисдикцию) президента какой-либо части территории государства. Основанием введения П. п. п. могут быть нестабильное положение на данной территории и неспособность местных органов обеспечить порядок, нормальную жизнь граждан. Введение П. п. п. означает ограничение деятельности местных органов представительной и исполнительной власти, а то и вообще ее временное прекращение с формированием после стабилизации положения новых органов. В Российской Федерации вопрос о П. п. п. обычно возникает тогда, когда в каком-то субъекте РФ положение становится нестабильным, в особенности из-за сепаратистских настроений отдельных групп населения, нежелания властей считаться с центром, появления незаконных вооруженных формирований, создания угрозы для жизни отдельных групп граждан, в силу чего они вынуждены покидать родные места, и т. д. Однако российское законодательство в прямой форме пока не оперирует категорией "прямое президентское правление". Правда, в условиях введения чрезвычайного положения допускается формирование администрации, подчиненной центру, однако местные представительные и исполнительные органы при этом не ликвидируются, хотя и действуют в специфических условиях.(С. А.)...
|
АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
|
- право гражданина на участие в выборах депутатов и должностных лиц, в голосовании на референдуме, состоящее из двух возможностей. Право избирать именуется активным избирательным правом, право быть избранным - пассивным избирательным правом. А. и. п. наступает по достижении 18 лет. Смысл понятия заключается в том, что право избирать каждый гражданин должен реализовывать исключительно сам посредством активных действий: получить бюллетень, заполнить его и опустить в избирательный ящик. Согласно законодательству, гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Для граждан наше законодательство исключает цензы, ведущие к ограничениям избирательного права (см.: Избирательные цензы). Федеральный закон 1997 г. об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ позволяет субъектам РФ устанавливать дополнительные условия приобретения гражданами А. и. п. при выборах в органы власти и местного самоуправления, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории. Однако эти условия не могут касаться продолжительности и сроков проживания. Основанием для включения в список избирателей является проживание не просто на территории РФ, а на территории соответствующего избирательного участка. Документом, удостоверяющим гражданство РФ, по Закону о гражданстве от 28 ноября 1991 г., может быть и паспорт, и иное удостоверение личности (ст. 10). Факт местожительства пока еще наиболее убедительно удостоверяет штамп прописки - самый удобный способ "фиксации" граждан для включения их в избирательные списки, т. е. для реализации активного избирательного права. Гражданин, у которого нет штампа в паспорте, но имеющий место жительства на территории соответствующего избирательного участка, должен документально (ордер на квартиру, договор купли-продажи дома и т. п.) доказывать свое проживание здесь и тем самым - свое А. и. п. Не составляют в этом плане исключения граждане РФ, прибывшие из других государств, в том числе бывших республик СССР. Правда, сначала все они доказывают принадлежность к гражданству РФ. Гарантируя всеобщность, законодательство РФ дает право (активное и пассивное) участвовать в выборах депутатов Государственной Думы и Президента РФ гражданам РФ, проживающим за пределами РФ или находящимся в длительных заграничных командировках. В этих случаях реализация права избирать проста: проголосовать можно за границей. Для тех, кто должен быть по делам в день выборов вне места своего жительства, реализация А. и. п. обеспечивается посредством либо возможности досрочного голосования (например, при выборах депутатов Государственной Думы в 1995 г. - системой конверта, в который запечатывался избирательный бюллетень и который оставался в избирательной комиссии), либо системой открепительных удостоверений, выдаваемых избирателям и позволяющих им проголосовать там, где они будут находиться в день выборов (например, при выборах Президента РФ в 1996 г., депутатов Государственной Думы в 1999 г.). Не имеют права избирать и быть избранными в РФ: граждане, признанные судом недееспособными; граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. (С. А.)...
|
РФ
|
- и имеет также все иные признаки государства: - наличие Конституции и законодательства РФ, действие принципа верховенства (приоритета) федеральных актов, т. е. по общему правилу они имеют более высокую юридическую силу, чем акты субъектов Федерации; - федеральная система государственных органов - Президент РФ, Федеральное Собрание (парламент) РФ, Правительство РФ, министерства, государственные комитеты и ведомства РФ, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд - в целом единая судебная система РФ, Генеральный прокурор РФ; - единая внутренняя и внешняя политика РФ, формируемая с участием субъектов РФ и осуществляемая органами РФ; международное признание РФ и ее международная правосубъектность, т. е. участие в международных отношениях; - единые федеральные Вооруженные Силы, возглавляемые Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ (им является Президент РФ); - единая система служб внутренних дел, безопасности; - денежно-финансовая система государства (с единой денежной единицей - рублем, системой налогов, кредитно-денежным обращением, Центральным банком РФ и т. д.); - наличие единой экономической системы, построенной на плюрализме форм собственности, свободе экономической деятельности и конкуренции. У РФ существует многообразная компетенция, т. е. полномочия по руководству государственной, экономической и социально-культурной жизнью на всей территории. Конституция РФ делит компетенцию РФ на две группы: в первую группу входят вопросы исключительного ведения РФ, т. е. вопросы, которые могут решать только федеральные органы (хотя и с учетом предложений субъектов); вторая группа - полномочия РФ в сферах совместного ведения РФ и ее субъектов. Иначе говоря, в этих сферах РФ решает вопросы, отнесенные к ее ведению, а остальные вопросы решают субъекты РФ, разумеется, на основе и в развитие федерального законодательства. Вопросы исключительной компетенции РФ можно разделить на следующие подгруппы. В области государственного строительства: принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория РФ; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование этих органов; государственные награды и почетные звания РФ; федеральная государственная служба; федеральные программы в области государственного строительства и национального развития РФ. В области экономической, социальной и культурной политики: федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального и культурного развития РФ; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет. В области внешних сношений, обороны и безопасности: внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения РФ; оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ. В области охраны общественного порядка, прав граждан и правосудия: судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности. В сферах совместного ведения РФ и ее субъектов полномочия РФ также можно условно разделить на несколько подгрупп. В области государственного строительства: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. В области экономической, социальной и культурной политики: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ. В области внешних сношений: координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ. В области охраны общественного порядка, прав граждан, законодательства и деятельности правоохранительных органов: обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат. (С. А.)...
|
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
|
- один из видов (ветвей) государственной власти в РФ. В соответствии с провозглашенным в РФ принципом разделения властей государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Органами федеральной исполнительной власти являются Правительство РФ, министерства, государственные комитеты и иные органы исполнительной власти (см.: Федеральные органы исполнительной власти). В субъектах РФ органами И. в. являются: в большинстве республик - президенты, правительство, министерства и ведомства, в иных субъектах РФ - губернаторы, главы администраций, правительства, министерства, департаменты и иные органы исполнительной власти. На уровне местного самоуправления (районы, города, волости и т. д.) исполнительские функции выполняют некоторые должностные лица и органы. Однако законодательство РФ не предусматривает разделения властей в местном самоуправлении, следовательно, и выделения И. в. Суть И. в. - не только наличие специальных органов, но и само ее назначение, которое заключается в реализации законов, исполнении их требований (отсюда и сам термин "исполнительная власть"), управлении и обеспечении повседневного функционирования государственного механизма, экономики и рынка, удовлетворении запросов и нужд населения. Чтобы выполнять свои задачи, И. в. располагает и использует (на основе законов и утвержденного парламентом государственного бюджета) финансы, материальные объекты (транспорт, связь, иные промышленные предприятия), а также военные и военизированные подразделения. Наконец, важнейшей чертой И. в. является не только исполнение нормативных предписаний, но и распорядительная деятельность: главным образом - правоприменительная, а в определенном объеме - также и подзаконная нормативно-регулирующая (в целом данная черта И. в. характеризуется как исполнительно-распорядительная деятельность). (С. А.)...
|
|
Дальше >>>
|
|
|
|
|