Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
СТОЛИЦА
|
- официальный административный центр государства. Предусматривается в конституции государства, но наряду с этим зачастую принимается специальный закон о столице (например, в Российской Федерации - Закон "О статусе столицы Российской Федерации" от 15 апреля 1993 г.). (С. А.)...
|
ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА
|
- закрепленная в Конституции РФ гарантия для граждан и принцип деятельности соответствующих государственных органов. Как говорится в ст. 54 Конституции, закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если же после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, новый закон применяется.(С. А.)...
|
ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ
|
- термин, посредством которого обозначается отношение человека к религии. Используется в современном конституционном праве России. Например, прежний Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г., регулировавший общественные отношения данной сферы, назывался "О свободе вероисповеданий". Конституция РФ 1993 г. гарантирует каждому свободу В. Более подробные правила содержит Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях" от 19 сентября 1997 г. (см.: Свобода вероисповеданий). (С. А.)...
|
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУ
|
- правовой акт Государственной Думы (ГД) РФ. Согласно ч. 3 ст. 103 Конституции РФ, ГД РФ принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией РФ. Таким образом, правовую форму постановления имеют все акты ГД РФ, принятые ею в рамках своих полномочий. Иначе говоря, если ГД РФ принимает закон, заявление, обращение и др., все это оформляется постановлением ГД. П. ГД РФ принимается большинством голосов от общего числа членов палаты (от 450). Если ГД РФ не согласна с решением Совета Федерации, отклонившего принятый ею закон, или с Президентом РФ, отклонившим закон, постановление о принятии закона в ранее принятой редакции при повторном голосовании требует не менее двух третей от общего числа депутатов ГД РФ. Также не менее двух третей голосов требуется при принятии постановления об одобрении федерального конституционного закона, о возоуждении обвинения против Президента РФ. А постановление о поддержке предложения о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ должно набрать 3/5 голосов от общего числа депутатов ГД РФ.(С. А.)...
|
ОСНОВНОЙ ЗАКОН
|
- понятие, употребляемое для характеристики конституции государства. О. з. и конституция - по общему правилу тождественные понятия. Нередко оба они используются в названии конкретного документа. Например, предшествующие Конституции РСФСР, а также Конституции СССР официально назывались "Конституция (Основной Закон)...", и далее следовало полное название государства. В некоторых странах главный правовой документ называется официально основным законом. Например, в ФРГ федеральная Конституция именуется Основным Законом, а конституциями в собственном смысле данного слова называются главные правовые акты земель.(С. А.)...
|
ФС РФ
|
- н не имеет компетенции, которую палаты осуществляли бы на совместных заседаниях. Более того, согласно ст. 100 Конституции РФ, СФ и ГД заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только для заслушивания (но не для обсуждения) посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств. Основа отношений между палатами ФС РФ - принцип верхней и нижней палат. СФ считается верхней, ГД - нижней палатой. Принцип верхней и нижней палаты не означает, что между ними существует соподчиненность; ГД не подчинена СФ. Палаты - самостоятельны. Само понятие верхней и нижней палат связано с законодательным процессом. Движение законопроекта как бы идет "снизу вверх". Поскольку первой законопроекты должна рассматривать ГД, ее и именуют нижней палатой. Далее принятый ею закон поступает в СФ, поэтому его называют верхней палатой. У СФ есть право как одобрить, так и не одобрить принятый ГД закон. Однако если ГД не согласится с мнением СФ, она может принять закон повторным голосованием, но уже квалифицированным большинством - не менее чем двуми третями от общего числа депутатов ГД....
|
ИЗРАИЛЬ
|
- (Государство Израиль) - государство на Ближнем Востоке в западной части Азии. Образовано 14 мая 1948 г. на территории Палестины (бывшая подмандатная территория под управлением Великобритании) согласно решению Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 г. о разделе Палестины на еврейское и арабское государства. В ходе военных действий 1948-1949 гг. И. захватил 6,7 тыс. кв. км территории арабского государства, а в результате войны в июне 1967 г. -часть территории Сирии, Иордании и Египта (часть этих территорий возвращена после 1987 г.). Остро стоит проблема палестинских беженцев и палестинской автономии (см.: Палестина). Столица - г. Тель-Авив, однако в 1980 г. Иерусалим провозглашен "вечной и неделимой" столицей Израиля. Административное деление: 6 округов. Единой Конституции нет. Основы конституционного строя И. заложили Закон 1948 г., Временный закон 1949 г. об организации законодательной и исполнительной власти, Закон о возвращении 1950 г., Закон о гражданстве 1952 г., Основной закон о кнес-сете 1958 г. и др. Форма правления - республика. Глава государства - президент, избирается кнессетом сроком на о лет. Законодательный орган - кнес-сет, состоит из 120 депутатов, избираемых всеобщим голосованием сроком на 4 года по системе пропорционального представительства партийных списков, собравших более 1,5% голосов избирателей. Исполнительная власть осуществляется ответственным перед кнессетом правительством. Правительство формируется на коалиционной основе и утверждается парламентом. С 1996 г. премьер-министр страны избирается всеобщим голосованием одновременно с выборами в кнессет. (А. К.)...
|
СФ
|
- с считается верхней палатой парламента, Государственная Дума (ГД) - нижней. Принцип верхней и нижней палаты не означает, что между ними существует соподчиненность, что ГД подчинена СФ. Палаты - самостоятельны. Само понятие верхней и нижней палат связано с законодательным процессом. Движение законопроекта начинается как бы "снизу" и идет "вверх". Первой должна рассматривать законопроекты ГД. Поскольку далее принятый ею закон поступает в СФ, у СФ есть право как одобрить, так и не одобрить принятый ГД закон. Однако если ГД не согласится с мнением СФ, она может принять закон повторным голосованием, однако уже квалифицированным большинством - не менее двух третей от общего числа депутатов ГД. К ведению СФ относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного, чрезвычайного положений; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ; назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов....
|
МЕСТНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
|
- см.: Вопросы местного значения. Категория МСУ появилась в конституционном законодательстве сравнительно недавно. 9 апреля 1990 г. был принят Закон СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР". В РСФСР категория МСУ включена впервые в Конституцию 24 мая 1991 г., а 6 июля 1991 г. принят первый Закон о местном самоуправлении в РСФСР. Конституция РФ и названный ФЗ характеризуют МСУ как признаваемую и гарантируемую Конституцией РФ самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы МСУ вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления Конституция РФ (ст. 72) относит к совместному ведению РФ и субъектов РФ....
|
УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ
|
- федеральный закон, устанавливающий основания и принципы уголовной ответственности, определяющий, какие деяния опасные для личности, общества или государства признаются преступными, и устанавливающий виды наказания и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступления. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК РФ. Принят 13 июня 1996 г., введен в действие с 1 января 1997 г. Структура: уголовный закон; преступление; наказание; освобождение от уголовной ответственности и от наказания; уголовная ответственность несовершеннолетних; принудительные меры медицинского характера; преступления против личности; преступления в сфере экономики; преступления против общественной безопасности и общественного порядка; преступления против государственной власти; преступления против военной службы; преступления против мира и безопасности человечества. (К. Г.)...
|
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
|
- правовой акт Совета Федерации (СФ). Согласно ч. 2 ст. 102 Конституции РФ, СФ принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией РФ. То есть как и для Государственной Думы (ГД), правовую форму постановления имеют все акты СФ, принятые им в рамках своих полномочий. Следовательно, одобряя закон, принимая заявление, обращение и др., СФ оформляет это постановлением. П. СФ принимается большинством голосов от общего числа членов палаты (от 178). Если Президент РФ отклонил закон, принятый обеими палатами, П. СФ об одобрении закона в ранее принятой редакции при повторном голосовании требует не менее двух третей от общего числа членов СФ. Также не менее двух третей голосов требуется при принятии постановления об отрешении Президента РФ от должности в связи с обвинением, выдвинутым ГД. П. СФ об одобрении федерального конституционного закона должно получить не менее 3/4, а постановление о поддержке предложения о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ - 3/5 голосов от общего числа членов палаты. (С. А.)...
|
ГД ФС РФ
|
- с считается нижней палатой Федерального Собрания, Совет Федерации - верхней палатой. Это не конституционные, а научные характеристики. Они связаны с тем, что законодательный процесс как бы начинается "снизу"и идет"вверх". А поскольку первой рассматривает законы ГД ФС РФ, ее и называют нижней палатой. Таким образом, никакой субординации между палатами не существует, они самостоятельны в своей деятельности. В силу избрания народом ГД ФС РФ считается как бы более репрезентативным органом, хотя в этом есть доля условности. И все же нельзя не учитывать того, что именно в ГД ФС РФ политические партии и движения пытаются провести своих представителей, а многие депутаты баллотировались туда в качестве независимых кандидатов. В ГД ФС РФ сконцентрированы представители политических сил, как оппозиционно настроенных по отношению к Президенту и Правительству РФ, так и поддерживающих их. Депутаты ГД ФС РФ объединяются во фракции и депутатские группы. Обсуждение вопросов на заседаниях ГД ФС РФ, ее комитетов, на парламентских слушаниях нередко носит ярко выраженный политизированный характер. Основные вопросы компетенции ГД ФС РФ отражены в Конституции РФ. К ведению ГД ФС РФ относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Значительный объем деятельности ГД ФС РФ приходится на законотворчество. Федеральные законы обсуждаются в ГД ФС РФ по процедуре трех (бюджетные - четырех) чтений и принимаются большинством голосов от общего числа депутатов ГД ФС РФ. Далее в течение 5 дней они передаются на рассмотрение Совета Федерации. Если СФ не одобрит закон, палаты могут создать согласительную комиссию. Если ГД ФС РФ не согласится с мнением СФ, федеральный .закон будет считаться принятым, если при повторном голосовании за него проголосует не менее двух третей от общего числа депутатов ГД ФС РФ. Принятый закон поступает Президенту РФ, который его подписывает и обнародует. В течение 14 дней Президент может отклонить закон. В этом случае ГД ФС РФ и СФ повторно рассматривают закон. Для его одобрения требуется не менее двух третей голосов в ГД ФС РФ и СФ. И только в этом случае закон подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и его обнародованию. Внутренняя структура и организация деятельности ГД ФС РФ регулируются в общих чертах Конституцией РФ и более подробно Регламентом ГД ФС РФ, который был принят впервые в 1994 г. и многократно корректировался впоследствии. В 1998 г. принят новый Регламент палаты....
|
РФ
|
- и имеет единое гражданство. Оно приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом (Закон 1991 г. о гражданстве РФ с изменениями 1993 и 1995 гг.). Территория РФ включает территорию субъектов РФ, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию....
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
|
- понятие, используемое Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 12 августа 1995 г. Закон дает следующее определение М.о.: это - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная данным Законом, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Согласно названному Закону, территории М. о. - городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других М. о. - устанавливаются в соответствии с законами субъектов РФ с учетом исторических и иных местных традиций. Закон гласит, что территорию М. о. составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах М. о. независимо от форм собственности и целевого назначения. Иначе говоря, неважно, находятся ли земли в муниципальной, государственной, частной или иной собственности, в границах данного М. о.: все они в совокупности образуют его единую территорию. (С. А.)...
|
УСТАВ
|
- вид нормативных актов, широко применяемый в праве. Представляет собой комплексный (кодифицированный) документ, предназначенный для закрепления (регулирования) статуса субъектов Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, отдельных видов государственной деятельности, воинской службы, дисциплины и др. Форма У. используется также в нормативных актах, относящихся к конституционному праву. В частности, У. предусмотрен Конституцией РФ как основной нормативный правовой акт для таких субъектов РФ, как края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Он принимается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта. В У. отражается широкий круг вопросов: характеристика субъекта, его административно-территориальное устройство, полномочия, статус органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, формы непосредственной демократии (референдум и др.), экономические, бюджетные и финансовые основы субъекта, его отношения с РФ и др. Каждое муниципальное образование обязано иметь свой У. Он принимается представительным органом местного самоуправления или непосредственно населением. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1995 г. определяет набор позиций, которые должны быть отражены в У. Федеральный закон "Об общественных объединениях"1995 г.предусматривает необходимость утверждения общественным объединением своего У., определяет требования к его содержанию и говорит о том, что общественное объединение, желающее иметь права юридического лица, представляет свой У. на государственную регистрацию. Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях" 1997 г. предусматривает У. для религиозной организации, представляемый при ее государственной регистрации, и определяет, какие позиции должны быть отражены в этом документе. (С. А.)...
|
|
Дальше >>>
|
|
|
|
|