RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    ВОЗРАСТНОЙ ЦЕНЗ 
    • установление возраста, по достижении которого гражданину предоставляется право избирать и быть избранным (см.: Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. Избирательные цензы). (С. А.)...


    АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО 
    • право гражданина на участие в выборах депутатов и должностных лиц, в голосовании на референдуме, состоящее из двух возможностей. Право избирать именуется активным избирательным правом, право быть избранным - пассивным избирательным правом. А. и. п. наступает по достижении 18 лет. Смысл понятия заключается в том, что право избирать каждый гражданин должен реализовывать исключительно сам посредством активных действий: получить бюллетень, заполнить его и опустить в избирательный ящик. Согласно законодательству, гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Для граждан наше законодательство исключает цензы, ведущие к ограничениям избирательного права (см.: Избирательные цензы). Федеральный закон 1997 г. об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ позволяет субъектам РФ устанавливать дополнительные условия приобретения гражданами А. и. п. при выборах в органы власти и местного самоуправления, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории. Однако эти условия не могут касаться продолжительности и сроков проживания. Основанием для включения в список избирателей является проживание не просто на территории РФ, а на территории соответствующего избирательного участка. Документом, удостоверяющим гражданство РФ, по Закону о гражданстве от 28 ноября 1991 г., может быть и паспорт, и иное удостоверение личности (ст. 10). Факт местожительства пока еще наиболее убедительно удостоверяет штамп прописки - самый удобный способ "фиксации" граждан для включения их в избирательные списки, т. е. для реализации активного избирательного права. Гражданин, у которого нет штампа в паспорте, но имеющий место жительства на территории соответствующего избирательного участка, должен документально (ордер на квартиру, договор купли-продажи дома и т. п.) доказывать свое проживание здесь и тем самым - свое А. и. п. Не составляют в этом плане исключения граждане РФ, прибывшие из других государств, в том числе бывших республик СССР. Правда, сначала все они доказывают принадлежность к гражданству РФ. Гарантируя всеобщность, законодательство РФ дает право (активное и пассивное) участвовать в выборах депутатов Государственной Думы и Президента РФ гражданам РФ, проживающим за пределами РФ или находящимся в длительных заграничных командировках. В этих случаях реализация права избирать проста: проголосовать можно за границей. Для тех, кто должен быть по делам в день выборов вне места своего жительства, реализация А. и. п. обеспечивается посредством либо возможности досрочного голосования (например, при выборах депутатов Государственной Думы в 1995 г. - системой конверта, в который запечатывался избирательный бюллетень и который оставался в избирательной комиссии), либо системой открепительных удостоверений, выдаваемых избирателям и позволяющих им проголосовать там, где они будут находиться в день выборов (например, при выборах Президента РФ в 1996 г., депутатов Государственной Думы в 1999 г.). Не имеют права избирать и быть избранными в РФ: граждане, признанные судом недееспособными; граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. (С. А.)...


    ТИК 
    • ф формируются не позднее чем за 60 дней до дня выборов в количестве 5-9 членов. Срок полномочий ТИК устанавливается законодательством субъектов РФ. Как правило, они являются постоянно действующими. Состав территориальной И. к. формируется представительным органом местного самоуправления на основе предложений избирательных объединений, блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, ТИК предыдущего состава. В каждую территориальную И. к. избирательные объединения, избирательные блоки и кандидаты в депутаты по данному округу могут назначить членов комиссии с правом совещательного голоса. Председатель, заместитель председателя и секретарь комиссии избираются тайным голосованием на ее заседании....


    АБСЕНТЕИЗМ 
    • неучастие избирателей в голосовании при выборах депутатов и должностных лиц, а также в голосовании на референдумах, т. е. неявка в помещение для голосования. А. - оборотная сторона права избирателя на добровольное участие в выборах. При проведении свободных выборов почти неизбежен. В целях его преодоления используются методы негативного (установление штрафных санкций - применяется в отдельных странах) и позитивного (выплата избирателям за участие в голосовании из бюджета государства или прибавление дня выборов к ежегодному отпуску) характера. Как правило, А. приводит к снижению численности избирателей, при явке которых выборы считаются состоявшимися. Например, чтобы выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ считать состоявшимися, достаточно явки на избирательные участки более 25% зарегистрированных избирателей, т. е. внесенных в избирательные списки. Выборы Президента РФ считаются состоявшимися при регистрации на избирательных участках более 50% избирателей. Однако если первый тур не выявил победителя, во втором туре выборы считаются состоявшимися при любой явке избирателей. (С. А.)...


    ОКРУГ 
    • понятие, используемое в конституционном праве в различных значениях: 1) автономный округ - национально-государственное (национально-тер-риториальное) образование в РФ, субъект РФ. До 1977 г. - национальный О.; 2) административно-территориальная единица в ряде зарубежных стран, а в последнее время и в России. Например, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 12 августа 1995 г. предусматривает в качестве территорий местного самоуправления в сельской местности сельские О., сельсоветы и волости. Москва делится на административные О.. в свою очередь они делятся на единицы, ранее именовавшиеся муниципальными О., затем муниципальными районами, а теперь - районами; 3) военно-административная территориальная единица - военный О.; 4) территория управления или осуществления надзора в некоторых отраслях: школьные (учебные) О., горные О. и др.: 5) территория осуществления правосудия - судебный О.; 6) избирательная единица. Например, для выборов одной половины депутатов ГД страна делится на территориальные избирательные О., для выборов другой половины представляет собой единый федеральный избирательный О. В РСФСР и СССР образовывались национально-территориальные избирательные О. (см.: Съезд народных депутатов РСФСР. Съезд народных депутатов СССР). (С. А.)...


    ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНЗЫ 
    • система условий и ограничений, установленных для осуществления активного или пассивного избирательного права. Цензы могут быть различными: половозрастными (предоставление или отказ от предоставления избирательных прав женщинам; предоставление избирательных прав гражданам по достижении определенного возраста); социальными (сословными) и имущественными (неучастие в выборах некоторых слоев общества по признаку принадлежности к той или иной группе населения либо по уровню доходов); образовательными (уровень образования); оседлости (проживание на данной территории постоянно или определенный срок); гражданства (предоставление избирательного права только гражданам государства и отказ в таковом иностранцам и лицам без гражданства) и др. По мере развития цивилизации происходил отказ от тех или иных цензов. Например, сначала избирательное право предоставлялось только мужчинам; однако в XX в. имеет место практически повсеместная ликвидация данного ценза и предоставление женщинам избирательного права в равном с мужчинами объеме, т. е. и права избирать, и права быть избранной. В XIX и начале XX в. широко применялись сословные и имущественные цензы. Сословный ценз выражался в том, что к участию в выборах не допускались лица, относившиеся к определенным слоям населения (например, рабочие, крестьяне, военнослужащие и др.). Имущественный ценз состоял в том, что избирательное право предоставлялось только лицам с определенными доходами или собственностью. Подавляющее большинство стран мира последовательно отказалось от этих цензов, хотя кое-где они существуют. После Октябрьской революции 1917 г. советская власть ввела классово-политические ограничения (их тоже можно назвать цензами): к участию в выборах не допускались лица, занимавшиеся предпринимательской деятельностью и обладавшие частной собственностью, выступавшие против нового строя, служившие охране прежнего строя и т. п. По мере укрепления Советской власти ограничения снимались (тем более, что в итоге карательных и экономических санкций исчезали категории лиц, которым адресовались подобные ограничения). Однако такая мера, как лишение избирательных прав по суду, официально существовала долго, хотя на практике не применялась, и была отменена лишь в 1958 г. Избирательная система того времени носила в определенной мере сословный характер, поскольку позволяла избирать больше депутатов от рабочего класса, чем от крестьянства, чему способствовала более низкая норма представительства в городах по сравнению с сельской местностью (например, один делегат на Всероссийский съезд Советов избирался из расчета: в городах - от 25 тыс. избирателей, в сельской местности - от 125 тыс. населения, т. е. в три раза больше в пересчете на избирателей). В прежние времена в ряде зарубежных стран применялся ценз грамотности, или образовательный ценз: право участия в выборах предоставлялось гражданам, способным понимать основные законы государства. Постепенно такие цензы были отменены. В отдельных странах существуют цензы: возрастной (во многих странах); социальный (неучастие в выборах, например, военнослужащих действительной службы в Турции, пэров в Великобритании, злостных банкротов в Италии, Франции и др.); политический (неучастие в выборах бывших членов компартии в Индонезии); оседлости - наличие места жительства или постоянное проживание кандидата на определенной территории (ФРГ, Бельгия, Голландия, Австрия, Швеция и др.). В Российской Федерации в настоящее время применяются некоторые цензы. В частности, - это возрастной ценз, состоящий в предоставлении права избирать с 18 лет (см.: Активное избирательное право), быть избранным депутатом представительных органов и выборным должностным лицом с более старшего возраста (см.: Пассивное избирательное право). В выборах участвуют граждане РФ, избирательных прав не имеют иностранцы и лица без гражданства. Однако Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ 1997 г. позволил участвовать в выборах в органы местного самоуправления и в местных референдумах иностранным гражданам, если это предусмотрено международными договорами РФ и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов РФ. В 1999 г. внесено изменение в Закон 1997 г. и предоставлено иностранцам на муниципальных выборах право не только избирать, но и быть избранными. Не участвуют в выборах лица определенного состояния: признанные судом недееспособными, а также отбывающие уголовное наказание в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу. (Некоторые авторы считают это тоже цензами, хотя, скорее, - это вопрос научной трактовки самого понятия "ценз"). Российское законодательство не допускает ограничения права избирать временно проживающим на какой-то территории, т.е. человек, поселившийся на данной территории, получает с этого момента активное избирательное право. Правда, для того чтобы быть включенным в списки избирателей, он должен иметь документальное подтверждение своего проживания (или пребывания) на соответствующей территории. Согласно Федеральному закону о гарантиях избирательных прав граждан РФ 1994 г., сроки обязательного проживания на определенной территории для избрания депутатом или на выборную должность, устанавливаемые субъектами РФ, не могли превышать одного года. Однако одни субъекты завысили сроки проживания для избрания глав исполнительной власти, другие - даже для депутатов. Поэтому Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 1997 г. ввел более жесткое правило: ограничения пассивного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории РФ, могут устанавливаться только Конституцией РФ. Другими актами такие ограничения устанавливаться не могут. Поскольку в действующей Конституции РФ таких ограничений не предусмотрено, это означает, что ограничений по сроку проживания для выдвижения канди датом в депутаты или на выборную должность сейчас вообще не должно существовать, а законодательство субъектов РФ следует привести в соответствие с требованиями названного Федерального закона. Для избрания депутатом Государственной Думы не требуется, чтобы кандидат проживал на территории избирательного округа или того субъекта, в который он входит. Для избрания Президентом РФ требуется постоянно проживать в Российской Федерации не менее 10 лет (ст. 81 Конституции РФ). Отдельные субъекты РФ своими актами пытаются не допустить участия в местных выборах военнослужащих, особенно срочной службы, на том основании, что они временно находятся на соответствующей территории и поэтому не имеют прямой связи с интересами местного населения. Федеральное законодательство не предусматривало подобных ограничений до недавнего времени. Но Федеральный закон 1997 г. установил, что военнослужащие, проходящие службу по призыву, при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума не включаются в списки избирателей, участников референдума. Исключение сделано лишь для тех, кто до призыва постоянно или преимущественно проживал на территории данного муниципального образования. В некоторых республиках в составе РФ от кандидатов на высшие должности (президент, глава республики) требуется знание государственного языка. Однако это требование также не соответствует федеральному законодательству и признано Конституционным Судом РФ противоречащим российской Конституции. В отдельных субъектах РФ предусматривается участие в выборах депутатов и должностных лиц местного самоуправления не только граждан, проживающих на соответствующей территории, но также и лиц, проживающих за ее пределами, но имеющих земельные участки, домовладения и иные ощутимые объекты собственности на данной территории.(С. А.)...


    ГД ФС РФ 
    • с состоит из 450 депутатов. Срок полномочий ГД ФС РФ - 4 года. Депутатом может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Одно и то же лицо не может быть одновременно членом Совета Федерации и депутатом ГД ФС РФ; не разрешается депутату ГД ФС РФ быть депутатом иных представительных органов власти и органов местного самоуправления. Депутаты ГД ФС РФ работают на профессиональной постоянной основе, т. е. получают вознаграждение за свою работу, не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Порядок выборов депутатов ГД ФС РФ устанавливается Федеральным законом о выборах депутатов ГД ФС РФ от 2 июня 1999 г. Половина депутатов - 225 - избирается по территориальным одномандатным (т. е. один округ - один депутат) избирательным округам. Применяется мажоритарная система относительного большинства: выборы считаются несостоявшимися, если в них приняли участие менее 2590 зарегистрированных избирателей, а победителем является кандидат, набравший большее число голосов, чем его соперники. Другая половина депутатов - 225 - избирается по спискам избирательных объединений и блоков по пропорциональной избирательной системе: вся страна является единым федеральным избирательным округом; партии, движения и их блоки (обобщенное название для всех - избирательные объединения, блоки) выдвигают свои списки кандидатов (не более 270 в одном списке); избиратели голосуют за соответствующий список (или против всех списков); выборы считаются несостоявшимися при явке менее 25% зарегистрированных избирателей; к распределению мандатов не допускаются избирательные объединения, блоки, набравшие менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании; перешагнувшие 5-процентный барьер избирательные объединения, блоки получают депутатские места пропорционально количеству поданных за них голосов. В ГД ФС РФ второго созыва (созыв - очередной срок, на который избрана палата) по пропорциональной системе прошли депутаты по спискам КПРФ, ЛДПР, движений "Наш дом - Россия" и "Яблоко"....


    ВСЕОБЩЕЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО 
    • один из основополагающих принципов избирательного права - права участия в выборах. Оно распадается на две возможности: избирать и быть избранным. Право избирать именуется активным избирательным правом, оно предоставляется гражданам РФ по достижении 18 лет, независимо от видов выборов. Право быть избранным называется пассивным избирательным правом. По некоторым выборам гражданин РФ имеет это право с 18 лет, но чаще - по достижении более старшего возраста (см.: Пассивное избирательное право). Согласно законодательству, гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Иностранные граждане и лица без гражданства в РФ не имеют права участвовать в выборах депутатов и в референдумах. Однако Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ 1997 г. допускает участие иностранных граждан в выборах органов местного самоуправления и в местных референдумах, если заключены соответствующие международные договоры и в их развитие приняты федеральные законы, законы субъектов РФ. Для российских граждан законодательство исключает цензы, ведущие к ограничениям избирательного права, позволяя лишь некоторые ограничения по возрасту (см.: Избирательные цензы). Основанием для включения в список избирателей и предоставления возможности проголосовать является проживание на территории соответствующего избирательного участка. Документом, удостоверяющим гражданство РФ, по Закону о гражданстве от 28 ноября 1991 г. может быть и паспорт, и иное удостоверение личности (ст. 10). Однако факт местожительства пока еще наиболее убедительно удостоверяет штамп прописки, хотя она и не предусмотрена по Закону РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. (вместо этого установлена регистрация гражданина по месту жительства). Гражданин, у которого в паспорте нет штампа прописки или регистрации, но он имеет место жительства на территории соответствующего избирательного участка, должен документально (например, ордер на квартиру, договор купли-продажи жилой площади и т. п.) подтвердить факт проживания. Тот же порядок распространяется на граждан РФ, прибывших из других государств, в том числе бывших республик СССР. Но прежде они должны доказать принадлежность к гражданству РФ. Гарантируя всеобщность избирательного права, российское законодательство позволяет участвовать в выборах депутатов Государственной Думы и Президента РФ гражданам РФ, проживающим за пределами РФ или находящимся в длительных заграничных командировках. Тем, кто окажется в день выборов вне места своего жительства, обеспечивалось на выборах в Государственную Думу в 1995 г. досрочное участие в голосовании (системой конверта, в который запечатывался избирательный бюллетень), а на выборах 1999 г., а также выборах Президента РФ в 1996 г. - выдачей открепительных удостоверений, дающих право проголосовать по месту нахождения в день выборов. Не имеют права избирать и быть избранными в Российской Федерации: граждане, признанные судом недееспособными; граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Под гражданами, содержащимися в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда, понимаются отбывающие наказание за совершение уголовного преступления. Следует пояснить, что в данном случае можно говорить не о лишении, а о приостановлении избирательных прав граждан. Причем - это временная мера; гражданин имеет возможность так называемого условно-досрочного освобождения из места лишения свободы. Впоследствии он считается отбывающим наказание условно, т. е. в случае повторного совершения преступления в течение определенного времени неотбытый срок по предыдущему приговору будет ему добавлен. И тем не менее сразу по освобождении из места лишения свободы гражданину дано право и избирать, и быть избранным. Кроме того. уголовное наказание с самого начала может быть не связано с лишением свободы (исправительные работы, штраф, условная мера). Эти лица и голосуют, и могут быть избранными. Для лиц, находящихся в таких местах лишения свободы, как следственные изоляторы, изоляторы временного содержания, совершивших административные правонарушения, а также задержанных или арестованных по подозрению в совершении уголовного преступления и привлеченных к уголовной ответственности, но не взятых под стражу, закон не приостанавливает избирательных прав, т. е. они могут избирать и быть избранными. Администрация следственных изоляторов и изоляторов временного содержания представляет в участковую избирательную комиссию по месту своего нахождения список задержанных. Члены комиссии выезжают в это учреждение и организуют там голосование. (С. А.)...


    ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ 
    • характеристика разделения территории государства, субъекта федерации, административно-территориальной единицы на избирательные округа. Некоторые правила, связанные с И. г., могут вытекать из законодательства: например, запрет образовывать избирательные округа по выборам депутатов Государственной Думы из территорий разных субъектов РФ, запрет образовывать округа из не граничащих между собой территорий, возможность создания избирательных округов с отклонением от средней нормы избирателей в сторону как увеличения, так и уменьшения. Однако чаще понятие "избирательная география" используют в связи с практическими мероприятиями по удачной или неудачной "нарезке" округов. Наиболее "безобидный" пример: создание на территории субъекта РФ одного избирательного округа по выборам депутатов Государственной Думы при численности населения, почти дотягивающей до создания двух округов (см.: Избирательный округ). Но подоплекой И. г. могут быть и обстоятельства политического плана. К примеру, в один избирательный округ можно включить территории с населением, настроенным более радикально по отношению к правящим слоям, в другой - менее радикально; можно "разбросать" оппозиционную часть избирателей по нескольким соседним избирательным округам. Можно, далее, использовать предоставляемую законодательством возможность образовать округ с несколько большей или меньшей численностью населения, вследствие чего в оппозиционных районах округа по числу избирателей (населения) будут больше, чем в лояльных районах, что, соответственно, усложнит или облегчит избирательную кампанию и победу той или иной партии. (С. А.)...


    СОВЕЩАТЕЛЬНЫЙ ГОЛОС 
    • право участвовать в работе какого-либо органа с консультативными функциями, т. е. участвовать в обсуждении вопроса, вносить предложения, высказывать возражения, замечания, делать заявления и т. д., но без права голоса при принятии решений. Лица, имеющие право С. г., могут быть приглашены на обсуждение вопроса в соответствующем органе или участвовать в обсуждении в силу официального положения. Например, по Регламенту Государственной Думы (ГД), в заседании комитета, комиссии ГД могут принимать участие с правом С. г. депутаты ГД, не входящие в состав данного комитета (комиссии). Иногда лица с правом С. г. могут быть членами органа, однако не могут иметь права решающего голоса. Так, по закону о выборах депутатов ГД 1999 г., избирательные объединения, блоки, выдвинувшие федеральный список кандидатов в депутаты, вправе назначить по одному члену с правом С. г. во все виды избирательных комиссий на территории РФ, а каждый кандидат в депутаты по территориальному избирательному округу - в окружную, территориальные и участковые избирательные комиссии. Член избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом С. г. заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии, вправе выступать, вносить предложения по вопросам ее компетенции и требовать проведения по ним голосования, вправе в соответствии с повесткой дня задавать другим участникам заседания вопросы и получать на них ответы по существу, знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий и получать их заверенные копии. Но Закон 1995 г. говорит о том, что член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех ее заседаниях (значит, для члена комиссии с правом С. г. это оставлено на его собственное усмотрение). Этим же Законом закреплено, что при принятии избирательной комиссией решения член избирательной комиссии с правом С. г. в голосовании не участвует. (С. А.)...


    ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ 
    • совокупность отношений, возникающих в связи с управлением обществом и государством, решением возникающих отсюда дел и проблем, влиянием друг на друга участников П. ж. Наиболее типичные участники П. ж. - государство, субъекты федерации, территории, государственные органы и органы местного самоуправления, политические партии, движения и иные общественные объединения, граждане и их группы, средства массовой информации. В определенных случаях участниками П. ж. могут стать также предприятия, учреждения и организации, предпринимательские структуры (например, выступая с оценками действий правительства, спонсируя избирательные объединения и кандидатов в депутаты на выборах и т. д.). См. также: Государственная жизнь.(С. А.)...


    ЦИК РФ 
    • в выполняет важные функции: это - и руководящий, и организаторский, и нормативно-методический центр для всех избирательных кампаний в нашей стране. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 1997 г. ЦИК РФ совместно с И. к. субъектов РФ: осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан; организует общегосударственную систему регистрации избирателей; обеспечивает реализацию федеральных целевых программ, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов, развитием избирательной системы РФ; осуществляет меры по организации финансирования выборов и референдумов; распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, контролирует их целевое использование; оказывает И. к. методическую, организационно-техническую помощь и др. ЦИК РФ вправе издавать инструкции по вопросам применения избирательных законов, обязательные для всех И. к. в Российской Федерации. При выборах в Государственную Думу ЦИК РФ обеспечивает правильную их организацию и проведение, единообразное применение Федерального закона о выборах депутатов ГД, контролирует соблюдение законности. ЦИК РФ издает инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения Закона, касающиеся, в частности, порядка сбора подписей в поддержку избирательных объединений и блоков, кандидатов в депутаты, использования финансовых средств, распределения эфирного времени и др. На выборах 1993 г. ЦИК РФ формировала окружные И. к. (т. е. утверждала их председателей и состав). На последующих выборах таких полномочий по отношению к нижестоящим комиссиям ЦИК РФ уже не имела. Но она имеет право руководить деятельностью всех И. к. по выборам депутатов ГД (а также Президента РФ), рассматривает заявления и жалобы на решения и действия нижестоящих комиссий и принимает по ним мотивированные решения, в том числе и решение об их отмене. Одна из важнейших групп полномочий ЦИК РФ при избрании депутатов ГД связана с выборами по федеральному округу (см.: Избирательный округ). Списки кандидатов в депутаты по этому округу выдвигают избирательные объединения и избирательные блоки. Избирательные объединения на выборах - общероссийские политические общественные объединения, зарегистрированные в Министерстве юстиции РФ и имеющие свидетельство о регистрации. Однако если избирательные объединения создали свой избирательный блок, его регистрирует ЦИК РФ. Она же регистрирует федеральные списки кандидатов и списки кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями и блоками по одномандатным округам, а также доверенных лиц избирательных объединений, блоков; выдает кандидатам из федерального списка и всем доверенным лицам объединений, блоков удостоверения установленного образца. ЦИК РФ устанавливает единый порядок обработки итогов голосования и определения результатов выборов депутатов ГД. Именно она устанавливает результаты выборов по общефедеральному избирательному округу, т.е. определяет, кто победил по спискам, сколько мест досталось тем или иным партиям, движениям, их блокам. Кроме того, ЦИК РФ устанавливает результаты выборов в Думу в целом по Российской Федерации, т. е. на основании данных нижестоящих И. к. (прежде всего ОИК) определяет, кто стал депутатом ГД, и публикует эти результаты в печати. Списки лиц, избранных в ГД, составляются ЦИК РФ. Эти списки и необходимые документы ЦИК РФ передает в Государственную Думу. Также ЦИК РФ организует в целом по стране выборы Президента РФ. Она подводит итоги этих выборов и определяет, кто избран Президентом РФ....


    ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО 
    • 1) совокупность правовых норм о порядке выборов депутатов представительных органов и выборных должностных лиц государства и местного самоуправления. На базе И. п. организуются и проводятся избирательные кампании, а возникающие на основе И. п. общественные отношения являются избирательными правоотношениями. Источниками И. п. являются нормативные правовые акты по вопросам организации и проведения выборов. Основу И. п. составляют нормы конституции государства. Помимо этого, принимаются специальные избирательные законы (в- некоторых странах - избирательные кодексы), иные акты по выборам. В Российской Федерации система специального избирательного законодательства представлена многими актами. Федеральное законодательство, состоит из акта, являющегося на сегодня основой как федеральных выборов, так и избирательного законодательства субъектов РФ - Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 1997 г., и двух главных Федеральных законов о конкретных видах федеральных выборов: "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (1999 г.) и "О выборах Президента Российской Федерации" (1995 г.). Напомним, что члены верхней палаты Федерального Собрания - Совета Федерации - не избираются, а получают мандаты в СФ в силу избрания их на должность глав законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, поэтому данный вопрос регулируется не избирательным законом, а Федеральным законом РФ о порядке формирования СФ 1995 г. Федеральное законодательство включает в себя и другие акты как общего характера, относящиеся к любым видам выборов, так и законы по конкретным видам выборов. Например, Федеральным законом 1995 г. были внесены изменения и дополнения в УК и Кодекс об административных правонарушениях РФ, касающиеся уголовной и административной ответственности за нарушения избирательного законодательства. А в связи с выборами в ГД в 1995 г. был принят Федеральный закон более адресного характера: "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва". Избирательное законодательство субъектов РФ чаще всего представлено законами о выборах депутатов органов законодательной власти субъектов, о выборах глав исполнительной власти субъектов, о выборах депутатов и должностных лиц местного самоуправления в соответствующих субъектах РФ. Таким образом, с учетом федерального уровня и наличия в Российской Федерации 89 субъектов в стране существует не менее 270 избирательных законов. Хотя во многом они похожи друг на друга, все-таки проблема их единообразного понимания и применения существует. В связи с этим следует иметь в виду, что важную часть нормативной правовой основы выборов (а значит и И. п.) составляют нормативные документы (инструкции, разъяснения, методические рекомендации) Центральной избирательной комиссии РФ. Такие документы посвящаются различным этапам федеральных выборов, а также вопросам проведения выборов в субъектах РФ. Определенную роль играют подобные документы избирательных комиссий субъектов РФ. 2) Индивидуальное право гражданина на участие в выборах - это его право избирать и быть избранным. (С. А.)...


    БЛОК ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ 
    • объединение двух и более избирательных объединений с целью участия в выборах посредством выдвижения кандидатов в депутаты или кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности и борьбы за их избрание способами, установленными законодательством. Согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 5 сентября 1997 г., избирательное объединение - политическое общественное объединение (политическая партия, политическая организация, политическое движение), основными, закрепленными в уставе целями которого являются: участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов. Избирательное объединение должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов, или более высоком уровне в порядке, установленном федеральными законами, законами субъектов РФ, а его действующий устав должен быть зарегистрирован не позднее чем за один год до дня голосования. Если общественное объединение входит в состав Б. и., оно не может выступать в период проведения выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой Б. и. Избирательные объединения и Б. и. создаются с учетом уровня выборов. Например, на выборах депутатов Государственной Думы избирательными объединениями могут стать общероссийские политические общественные объединения. Соответственно они и образуют Б. и. Чтобы создать Б. и., согласно Федеральному закону о выборах депутатов Государственной Думы от 2 июня 1999 г., каждое избирательное объединение сначала принимает решение о необходимости его образования и вхождении в блок (с указанием наименований тех избирательных объединений, с которыми предполагается создать Б. и.). Затем принимается совместное решение избирательных объединений о создании Б. и., подписываемое их представителями. Далее следует зарегистрировать Б. и. в Центральной избирательной комиссии РФ. Для этого представляются протоколы съездов (конференций) избирательных объединений с решениями о вхождении в Б. и., совместное решение избирательных объединений о создании блока и другие документы, указанные в Законе. Только с регистрацией ЦИК РФ Б. и. считается созданным и может участвовать в избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы. Важнейшие права и возможности Б. и.: выдвигает избирательный список по федеральному избирательному округу и кандидатов в депутаты Государственной Думы по территориальным избирательным округам; направляет своих представителей в избирательные комиссии, которые участвуют в работе комиссий в качестве их членов с правом совещательного голоса; имеет право вести предвыборную агитацию в пользу своих кандидатов; вправе финансировать в определенных размерах избирательную кампанию своих кандидатов в депутаты; направляет в день выборов своих наблюдателей в участковые избирательные комиссии. Сходные статус и права имеют Б. и. по Федеральному закону о выборах Президента РФ от 21 апреля 1995 г. Возможность и порядок создания Б. и. на региональных и муниципальных выборах, их права определяются законодательством субъектов РФ. (С. А.)...


    КАНДИДАТ В ДЕПУТАТЫ 
    • гражданин государства, достигший определенного возраста, обладающий избирательным правом, выдвинутый в установленном порядке для его избрания депутатом представительного органа государственной власти или местного самоуправления и зарегистрированный соответствующей избирательной комиссией (последний фактор имеет обязательное значение: не зарегистрированное комиссией лицо не может считаться кандидатом). К. в д. имеет ряд прав и гарантий. Покажем это на примере выборов Государственной Думы. 1. К. в д. ГД по его личному заявлению освобождается от работы, военной службы и военных сборов со дня регистрации до дня опубликования общих итогов выборов. Выплаты осуществляются соответствующей избирательной комиссией из средств, выделенных на подготовку и проведение выборов. 2. К. в д. не может быть уволен с работы по инициативе администрации (работодателя), переведен без его согласия на другую работу или должность, в том числе на работу в другую местность, а также направлен в командировку, призван на военную службу и военные сборы, на альтернативную гражданскую службу со дня регистрации до дня официального опубликования результатов выборов. Время участия в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до дня регистрации. 3. Со дня регистрации и до дня опубликования итогов выборов на территории округа, где он выдвинут, кандидат имеет право бесплатно пользоваться всеми видами общественного транспорта, кроме такси и заказных рейсов. Если кандидат живет вне своего округа, он имеет право на четыре поездки в округ (туда и обратно) железнодорожным, водным и автомобильным транспортом или на две - авиационным. Кандидат по федеральному списку имеет право на две бесплатные поездки (туда и обратно) в пределах всей территории РФ на любом виде общественного транспорта, кроме такси и заказных рейсов. Кроме того, если он включен в региональную группу, то пользуется бесплатно транспортом общего пользования, имеет право на четыре поездки на междугородном транспорте в пределах территории региона. 4. Каждый кандидат, баллотирующийся в ГД по округу, может иметь до 20 доверенных лиц, а избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрировавшие федеральный список, могут назначить до 500 доверенных лиц (см.: Доверенное лицо). В избирательные комиссии высшего уровня (ЦИК, субъектов РФ и окружные) избирательные объединения и блоки, а в окружные, территориальные и участковые комиссии - не только объединения и блоки, но также и кандидаты по одномандатным округам, назначают членов этих комиссий с правом совещательного голоса. В день выборов все они также имеют право направить своих наблюдателей на избирательные участки. 5. Зарегистрированный К. в д. ГД обладает личной неприкосновенностью, т. е. не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора РФ. Закон предусматривает, что К. в д. ГД вправе в любое время отозвать свою кандидатуру. То же могут сделать, но не позднее чем за 5 дней до дня голосования, кандидат, идущий по списку, избирательное объединение, избирательный блок в отношении любого кандидата из федерального списка, а также выдвинутого ими по одномандатному округу. Но если кандидатура снята без вынуждающих к тому обстоятельств(болезнь и пр.), избирательная комиссия относит за счет кандидата или избирательного объединения, блока соответствующую часть понесенных ею расходов. (С. А.)...


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь