Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
ИЛЛЮЗИИ
|
- ИЛЛЮЗИИ (от лат . illusio - обман), искаженное восприятие действительности, обман восприятия, 1) иллюзии как следствие несовершенства органов чувств; свойственны всем людям (напр., оптические иллюзии)...2) Иллюзии, обусловленные особым состоянием психики (напр., страхом, снижением тонуса психической деятельности); наличие ложно воспринимаемого реального объекта отличает иллюзии от галлюцинаций...3) Ложные представления, связанные с определенными социальными установками индивида...4) Несбыточные надежды....
|
ИЛЛЮЗИИ ОПТИЧЕСКИЕ
|
- ИЛЛЮЗИИ ОПТИЧЕСКИЕ (обманы зрения) , ошибки зрительного восприятия объектов - их цвета, величины, формы, удаленности и др. Оптические иллюзии связаны с влиянием цветового контраста, освещенности окружающих предметов, движения объекта и др. К оптическим иллюзиям следует отнести стробоскопический эффект, а также эффекты, связанные с иррадиацией....
|
ВАЛЕРА Хуан
|
- ВАЛЕРА Хуан (1824-1905) , испанский писатель. Психологические, реалистические романы "Пепита Хименес" (1874), "Донья Люс" (1879), "Иллюзии доктора Фаустино" (1875). Критика....
|
ОБМАНЫ ЗРЕНИЯ
|
- ОБМАНЫ ЗРЕНИЯ , см. Иллюзии оптические....
|
РЕНЬЕ
|
- РЕНЬЕ (Regnier) Анри Франсуа Жозеф де (1864-1936) , французский писатель. В близкой к символизму поэзии (сб. "Как во сне", 1892, "Зеркало часов", 1910) сочетание декоративности с подлинной влюбленностью в земную красоту. Роман "Героические иллюзии Тито Басси" (1916), "Грешница" (1920) и др. эстетизируют быт французской знати 17-18 вв. Рассказы....
|
КУИНДЖИ Архип Иванович
|
- КУИНДЖИ Архип Иванович (1841-1910) , российский живописец. Передвижник. Для пейзажей Куинджи ("Березовая роща", 1879; "Ночь на Днепре", 1880) характерны романтическая приподнятость, панорамность композиций, декоративная звучность колорита, до иллюзии близкие к натуре эффекты освещения....
|
ПЕРСПЕКТИВНЫХ СОВМЕЩЕНИЙ МЕТОД
|
- ПЕРСПЕКТИВНЫХ СОВМЕЩЕНИЙ МЕТОД , метод комбинированной макетной киносъемки, основан на соединении в кадре изображений объектов, различных по масштабу и пространственному положению, для создания иллюзии реальной перспективы. Позволяет изображать, напр., человека великаном или карликом, меняя относительные масштабы декораций....
|
НОЙМАЙЕР
|
- НОЙМАЙЕР (Ньюмейер) (Neumeier) Джон (р . 1942), американский артист балета и балетмейстер. В 1969-73 руководитель балетной труппы во Франкфурте-на-Майне, с 1973 - Гамбургского балета (Германия). Постановки "Иллюзии как Лебединое озеро" на музыку П. И. Чайковского (1976), "Сон в летнюю ночь" на музыку Ф. Мендельсона и Д. Лигети, "Дама с камелиями" на музыку Ф. Шопена (1978), "Пер Гюнт" А. Г. Шнитке (1989) и др....
|
БАЛЬЗАК
|
- БАЛЬЗАК (Balzac) Оноре де (1799-1850) , французский писатель. Эпопея "Человеческая комедия" из 90 романов и рассказов связана общим замыслом и многими персонажами: роман "Неведомый шедевр" (1831), "Шагреневая кожа" (1830-31), "Евгения Гранде" (1833), "Отец Горио" (1834-35), "Цезарь Биротто" (1837), "Утраченные иллюзии" (1837-43), "Кузина Бетта" (1846). Эпопея Бальзака - грандиозная по широте охвата реалистическая картина французского общества....
|
ПОТОК СОЗНАНИЯ
|
- "ПОТОК СОЗНАНИЯ" (англ . "Stream of consciousness"), творческий принцип, определившийся в западноевропейской литературе в нач. 20 в. Термин заимствован из книги "Научные основы психологии" (1890) У. Джемса. Как изобразительный литературный прием - прямое воспроизведение процессов душевной жизни, предельная форма "внутреннего монолога", как бы "самоотчет ощущений". В литературе модернизма становится самодовлеющим методом изображения жизни, претендуя на универсальность и на особую полноту иллюзии "присутствия", "сопереживания" при передаче психических состояний. Представители: Дж. Джойс, В. Вулф, Г. Стайн, М. Пруст....
|
НАБОКОВ
|
- НАБОКОВ (Nabokov) Владимир Владимирович (1898-1977) , русский и англоязычный (с 1940) писатель. Сын В. Д. Набокова. В 1919 эмигрировал из России; жил в Кембридже, Берлине (1922-37), Париже, с 1940 в США, с 1960 в Швейцарии; с 1945 гражданин США. В романах "Защита Лужина" (1929-30), "Дар" (1937), "Приглашение на казнь" (антиутопия; 1935-36), "Пнин" (1957) - безысходно-трагическая коллизия духовно одаренного одиночки с тоскливо-примитивным "среднечеловеческим" миром - "мещанской цивилизацией", или миром "пошлости", где властвуют мнимости, иллюзии, фикции. Сенсационный бестселлер "Лолита" (1955) - опыт соединения эротики и социально-критического нравоописания, творимый рафинированным европейцем. Лирика с мотивами ностальгии; мемуары ("Память, говори", 1966). Эссеистика ("Николай Гоголь", 1944). Переводы на английском язык "Евгения Онегина" А. С. Пушкина и "Слова о полку Игореве". Поэтику стилистически изысканной прозы слагают как реалистические, так и модернистские элементы (лингвостилистическая игра, всеохватное пародирование, мнимые галлюцинации). Принципиальный индивидуалист, Набоков ироничен в восприятии любых видов массовой психологии и глобальных идей (в особенности марксизма, фрейдизма)....
|
БАРОККО
|
- БАРОККО (итал . barocco, букв. - странный, причудливый), одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. 16 - сер. 18 вв. Барокко, тяготевшее к торжественному "большому стилю", в то же время отразило прогрессивные представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, В. В. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, для скульптуры (Бернини) и живописи (П. П. Рубенс, А. ван Дейк во Фландрии) - эффектные декоративные композиции, парадные портреты. Принципы барокко преломились в литературе (П. Кальдерон в Испании, Т. Тассо в Италии, А. д'Обинье во Франции, Симеон Полоцкий, М. В. Ломоносов в России), театре, музыке (Дж. Габриели, Дж. Фрескобальди, А. Чести в Италии, Д. Букстехуде, Р. Кайзер в Германии). Разнообразны национальные варианты барокко. (напр., барокко славянских стран)....
|
|
|
|
|
|
|