RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    ИНФОРМАЦИЯ 
    • понятие, связанное с: 1) конституционным правом граждан РФ на И.; 2) статусом средств массовой И.; 3) правом граждан РФ знакомиться в органах государственной власти и местного самоуправления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы (см.: Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени), 4) депутатской деятельностью (информированием депутатами избирателей) (см.: Депутат. Депутат Государственной Думы) и др. (С. А.)...


    ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО 
    • общество, в котором существуют различные формы собственности и виды экономической деятельности, все предпосылки для проповедования различных идеологических постулатов (граждане могут свободно выражать свои мнения, создавать для распространения своих взглядов различные, в том числе политизированные объединения), а также определенное единство индивидуальных и общественных (коллективных) интересов. И как общество заботится о каждом своем члене, так и индивид считается с общественными интересами. С учетом такого понимания Г. о. в раздел о Г. о. проекта Конституционной комиссии в включены следующие вопросы: собственность, труд, предпринимательство; общественные объединения; воспитание, образование, наука, культура; семья; массовая информация. Однако в текст действующей Конституции 1993 г.категория Г. о. не включена. Следовательно, Г. о. надо трактовать как обеспечение определенного уровня экономического, социального, организационного, духовно-нравственного, межличностного и информационного состояния общества. При наличии этих компонентов в совокупности можно говорить о том, что Г. о. существует. (С. А.)...


    ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ 
    • один из видов собственности в Российской Федерации, наряду с частной, муниципальной и иными формами собственности (ст. 8 Конституции РФ). Раньше в нашей стране Г. с. имела приоритетный характер. В Г. с. находились земля, ее недра, большинство фабрик, заводов, учреждений и т. д. Объекты Г. с. указывались в прежних конституциях советского периода. В ходе конституционных и экономических реформ в СССР и России монопольное положение государства в вопросах собственности было изменено. Теперь все указанные объекты, в том числе земля и природные ресурсы, могут находиться в любой из форм собственности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст. 8-9 Конституции РФ). В соответствии со ст. 212 ГК РФ законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Г. с. в Российской Федерации делится на федеральную Г. с. и Г. с. субъектов РФ. Основой для разграничения Г. с. по уровням и отнесения ее к соответствующему виду являются полномочия РФ или субъектов РФ. Например, Г. с. РФ являются средства федерального бюджета, федеральных фондов регионального развития, федеральные энергетические системы, объекты ядерной энергетики, расщепляющиеся материалы, федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь, объекты деятельности в космосе и др. (С. А.)...


    ПРОКУРАТУРА 
    • система государственных органов, предусмотренная Конституцией РФ. В соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции ФЗ от 10 февраля 1999 г.) на П. возложены прокурорский надзор(см.: Надзор прокурорский), а также иные функции (направления деятельности): - уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством; - координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; - участие по правилам, установленным процессуальным законодательством, в рассмотрении дел судами, опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов. Основными принципами организации и деятельности П. являются: - единство и централизация ее органов и учреждений на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ; - осуществление полномочий независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими законами; - гласность в той мере, в какой она не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; - информация федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности. Систему П. составляют: Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры (транспортные, природоохранительные и по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях), научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.(К. Г.)...


    ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ 
    • официальный документ (бланк), содержащий фамилии кандидатов в депутаты или наименования избирательных объединений (партий, движений) либо фамилии кандидатов на выборную должность при выборах соответствующего лица. Законодательство о выборах соответствующих органов и должностных лиц содержит требования к содержанию и заполнению И. б. Федеральный закон о выборах депутатов ГД 1999 г. гласит, что в день выборов каждый избиратель, придя на избирательный участок, получает два И. б. различной формы, устанавливаемой ЦИК РФ. Форма и текст И. б. по федеральному избирательному округу утверждаются ЦИК РФ, а текст И. б. по одномандатному избирательному округу утверждает соответствующая окружная избирательная комиссия. В первом И. б. помещаются в порядке, определенном жеребьевкой (проводится ЦИК РФ), наименования и эмблемы (если они представлены в ЦИК) избирательных объединений и блоков (с указанием наименования избирательных объединений, входящих в блоки). Под наименованием избирательного объединения, блока помещаются фамилии, имена и отчества первых трех кандидатов из общефедеральной части федерального списка, а в каждом субъекте РФ - также название соответствующей этому субъекту региональной группы кандидатов данного списка и фамилии, имена, отчества первых трех кандидатов из соответствующей региональной группы. При отсутствии общефедеральной части списка (а это также имеет место, хотя и редко) бюллетень начинается с трех фамилий из регионального списка данной территории. Справа от наименования каждого избирательного объединения и блока в бюллетене помещается пустой квадрат, а в конце перечня (внизу) - строка "Против всех федеральных списков кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. Второй И. б. содержит в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества, а также другие данные о всех кандидатах в депутаты по одномандатному избирательному округу: год рождения, основное место работы или службы (при их отсутствии - род занятий), место жительства, выборная должность в органе государственной власти или органе местного самоуправления (при ее наличии). Содержится информация о том, кем выдвинут кандидат. Указываются принадлежность к общественному объединению, если кандидат ранее заявлял о ней, а также статус кандидата в общественном объединении. Если кандидат баллотируется одновременно в составе федерального списка, информация об этом тоже помещается в бюллетене. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня (внизу) помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. Голосование - это заполнение избирателем каждого бюллетеня. По первому И. б. голосование заключается в выборе одного списка, для чего ставится любой знак в соответствующем квадрате справа от него, либо в голосовании против всех списков, и тогда знак ставится в квадрате справа от этой нижней строки И. б. Голосование по второму И. б. заключается в выборе одного кандидата, для чего знак ставится в квадрате справа от его фамилии, либо в голосовании против всех кандидатов. Итак, при голосовании по спискам избиратель выбирает не конкретных людей, а один из списков, ориентируясь на включенных в этот список кандидатов и демонстрируя тем самым поддержку списка в целом. Избиратель может проголосовать против всех кандидатов, бюллетень в этом случае будет признан действительным. Голосование по кандидатам, выдвинутым в округе, - проще, поскольку здесь избиратель должен выбрать только одного из кандидатов или проголосовать против всех. Следовательно, в каждом бюллетене по выборам в ГД должен быть проставлен лишь один знак в одном квадрате. Если знаки проставлены в большем количестве квадратов, бюллетень недействителен. Если на бюллетене не проставлено ни одного знака, он также признается недействительным. При выборах Президента РФ форма и текст И. б. также утверждаются ЦИК РФ. И. б. содержит в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества, а также другие данные (дату и год рождения, место работы, должность (род занятий), место жительства) всех зарегистрированных кандидатов в Президенты РФ. Если кандидат выдвинут избирательным объединением, блоком, в И. б. указываются их наименования, а также принадлежность кандидата к политической партии или иному политическому общественному объединению, входящему в состав избирательного объединения, блока, если такая принадлежность имеет место. Если кандидат выдвинут непосредственно избирателями, политическая принадлежность указывается только по его желанию. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня (внизу бюллетеня) помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. Заполнение бюллетеня заключается в том, что избиратель ставит любой знак в квадрате справа от фамилии того кандидата в Президенты РФ, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном справа от строки "Против всех кандидатов". Если избиратель поставил знаки напротив фамилий двух и более кандидатов или не поставил ни одного знака, бюллетень считается недействительным. Таким образом,заполнение И. б. по выборам Президента РФ практически ничем не отличается от заполнения И. б. по выборам депутата ГД по одномандатному избирательному округу. Каждый И. б. содержит разъяснения по порядку его заполнения. (С. А.)...


    НАДЗОРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО 
    • один из регламентируемых процессуальным законодательством способов проверки законности и обоснованности приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу. Поводом для начала такого производства могут послужить не только жалобы заинтересованных лиц (осужденного, его защитника, потерпевшего, гражданского истца или ответчика, их представителя), но и любая другая информация о допущенной судебной ошибке (заявления родственников осужденных, соседей и товарищей по работе, сообщения средств массовой информации и т. д.). Сроки для начала Н. п. с целью отмены обвинительного приговора или применения закона, улучшающего положение осужденного, не ограничены. Пересмотр обвинительного приговора, определения и постановления суда по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, а также оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении дела допускается лишь в течение года по вступлении их в законную силу. Завершается Н. п. рассмотрением дела в надзорной инстанции (в судах общей юрисдикции - президиумы судов среднего звена, судебные коллегии Верховного Суда РФ и его Президиум, а в арбитражных судах - только Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ). Рассмотрение производится п о протестам особо уполномоченных должностных лиц (председатели судов общей юрисдикции среднего звена и прокуроры того же уровня, председатели Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ и их заместители). По результатам рассмотрения протеста, например, по уголовному делу, надзорная инстанция вправе вынести одно из следующих постановлений (определений): 1) оставить протест без удовлетворения; 2) отменить приговор и все последующие судебные определения и постановления и прекратить дело производством либо передать его на новое расследование или новое судебное рассмотрение; 3) отменить кассационное определение, а также последующие судебные определения и постановления, если они были вынесены, и передать дело на новое кассационное рассмотрение; 4) отменить определения и постановления, вынесенные в порядке надзора, и оставить в силе, с изменением или без изменения, приговор суда и кассационное определение; 5) внести изменения в приговор, определение или постановление суда. Аналогичными полномочиями наделены надзорные инстанции, рассматривающие гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции и арбитражным судам.(К. Г.)...


    ДЕМОКРАТИЯ 
    • понятие, широко распространенное в общественных науках. Как конституционно-правовая категория Д. включает в себя следующие элементы: 1) Такой строй и такой образ жизни, когда народ сам управляет всеми своими делами: и государственными, и общественными. Над ним никто не должен стоять. Органы законодательной власти и руководящие лица системы исполнительной власти избираются народом и ответственны перед ним. "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону" (ч. 4 ст. 3 Конституции РФ). Таким образом, в конституционно-правовом аспекте Д. - это демократическое государство, имеющее необходимый набор институтов: действующие публично органы государственной власти; распределение между ними ответственности по принципу разделения властей, учет общегосударственных и территориальных, а также национальных интересов в управлении; избирательная система, дающая состязательность и конкуренцию, обеспечивающая свободное волеизъявление избирателей; совершенная правовая система, в том числе развитое законодательство и гибкий законодательный процесс, органы, стоящие на страже законности, и т. д. 2) Свобода личности, наличие у каждого человека широкого круга закрепляемых в конституции и других юридических актах личных, общественно-политических и социально-экономических прав и-свобод, их гарантий и средств защиты. 3) Основанный на конституции политический плюрализм, т. е. возможность существования и участия в формировании политических институтов и государственных решений разнообразных общественных объединений граждан. В обществе должны обеспечиваться гласность, полная информация, право граждан обсуждать важнейшие проблемы, высказывать свое мнение и добиваться законными способами его учета в актах и действиях соответствующих органов. 4) Внутреннее осознание (ощущение) гражданином своей полезности обществу, необходимости участия в его жизни в форме обсуждения проектов законов, участия в референдумах и т. д. о) Как основа конституционного строя, Д. - это дисциплина, организованность, ответственность личности перед обществом и государством (а не только их ответственность перед личностью). Д. несовместима с анархией, несоблюдением закона, пренебрежением к интересам других людей. (См. также: Непосредственная демократия. Непосредственное народовластие. Представительная демократия. Производственная демократия.) (С. А.)...


    РФ 
    • и имеет также все иные признаки государства: - наличие Конституции и законодательства РФ, действие принципа верховенства (приоритета) федеральных актов, т. е. по общему правилу они имеют более высокую юридическую силу, чем акты субъектов Федерации; - федеральная система государственных органов - Президент РФ, Федеральное Собрание (парламент) РФ, Правительство РФ, министерства, государственные комитеты и ведомства РФ, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд - в целом единая судебная система РФ, Генеральный прокурор РФ; - единая внутренняя и внешняя политика РФ, формируемая с участием субъектов РФ и осуществляемая органами РФ; международное признание РФ и ее международная правосубъектность, т. е. участие в международных отношениях; - единые федеральные Вооруженные Силы, возглавляемые Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ (им является Президент РФ); - единая система служб внутренних дел, безопасности; - денежно-финансовая система государства (с единой денежной единицей - рублем, системой налогов, кредитно-денежным обращением, Центральным банком РФ и т. д.); - наличие единой экономической системы, построенной на плюрализме форм собственности, свободе экономической деятельности и конкуренции. У РФ существует многообразная компетенция, т. е. полномочия по руководству государственной, экономической и социально-культурной жизнью на всей территории. Конституция РФ делит компетенцию РФ на две группы: в первую группу входят вопросы исключительного ведения РФ, т. е. вопросы, которые могут решать только федеральные органы (хотя и с учетом предложений субъектов); вторая группа - полномочия РФ в сферах совместного ведения РФ и ее субъектов. Иначе говоря, в этих сферах РФ решает вопросы, отнесенные к ее ведению, а остальные вопросы решают субъекты РФ, разумеется, на основе и в развитие федерального законодательства. Вопросы исключительной компетенции РФ можно разделить на следующие подгруппы. В области государственного строительства: принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория РФ; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование этих органов; государственные награды и почетные звания РФ; федеральная государственная служба; федеральные программы в области государственного строительства и национального развития РФ. В области экономической, социальной и культурной политики: федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального и культурного развития РФ; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет. В области внешних сношений, обороны и безопасности: внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения РФ; оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ. В области охраны общественного порядка, прав граждан и правосудия: судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности. В сферах совместного ведения РФ и ее субъектов полномочия РФ также можно условно разделить на несколько подгрупп. В области государственного строительства: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. В области экономической, социальной и культурной политики: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ. В области внешних сношений: координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ. В области охраны общественного порядка, прав граждан, законодательства и деятельности правоохранительных органов: обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат. (С. А.)...







Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь