RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    ИОНИЙСКИЕ ФИЛОСОФЫ 
    • ИОНИЙСКИЕ ФИЛОСОФЫ , древнегреческие философы 6-4 вв. до н. э., жившие в ионийских колониях Греции: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (милетская школа), Гераклит Эфесский, Диоген Аполлонийский. Одна из основных идей - мысль о единстве сущего, происхождения всех вещей из некоторого первоначала (воды, воздуха, огня). Для натурфилософии ионийских философов характерен гилозоизм....


    АСПАСИЯ 
    • АСПАСИЯ (Аспазия) (ок . 470 до н. э. - ?), гетера в Др. Афинах. Отличалась умом, образованностью и красотой; в ее доме собирались художники, поэты, философы. С 445 жена Перикла....


    ЯСПЕРС 
    • ЯСПЕРС (Jaspers) Карл (1883-1969) , немецкий философ, представитель религиозного экзистенциализма, психиатр. Основную задачу философии усматривал в раскрытии "шифров бытия" - различных выражений трансценденции (непостижимого абсолютного предела бытия и мышления). Соотнесенность экзистенции с трансценденцией прозревается человеком в т. н. пограничных ситуациях (страдание, борьба, смерть). Основные труды: "Философия" (т. 1-3, 1932), "Истоки и цель истории" (1949), "Великие философы" (т. 1-2, 1957)....


    ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ 
    • ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ , наука, изучающая художественную литературу: ее сущность и специфику, происхождение, общественную функцию, закономерности литературного процесса. Состоит из 3 основных разделов: теория литературы - изучает своеобразие литературы как особой формы духовной и художественной деятельности, структуру художественного текста (поэтика), факторы и слагаемые литературного процесса и творческого метода; история литературы - исследует процессы развития мировой литературы (в т. ч. смену литературных эпох, стилей, направлений), национальных литератур, творчество отдельных писателей; литературная критика - истолковывает и оценивает преимущественно современные произведения, определяет их эстетическую значимость и роль в текущей литературно-общественной жизни. Вспомогательные дисциплины литературоведения: текстология, палеография, библиография и др. Современное литературоведение неотделимо от эстетики, этики, философии и тесно связано с языкознанием, историей, социологией, психологией, а также семиотикой; в нем используются некоторые методы точных наук. У источников литературоведения стоят античные философы и поэты, а на Востоке - китайские, индийские, арабские мыслители древности и средних веков. Как самостоятельная наука литературоведение оформляется в 19 в.; возникают различные научные школы и концепции (миграционная теория, мифологическая школа, культурно-историческая школа, сравнительно-историческое литературоведение). Становлению русского литературоведения особо содействовали статьи критиков В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, А. А. Григорьева и исследования ученых Ф. И. Буслаева, А. Н. Веселовского, А. А. Потебни. Среди методологических направлений 20 в. выделяются духовно-историческая школа, "формальный метод" (в т. ч. ОПОЯЗ, "новая критика"), психоаналитический метод, социологический метод и близкое к нему марксистское литературоведение, ритуально-мифологическая теория, структурализм....


    ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ 500-449 до н . э. 
    • ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ 500-449 до н . э. (с перерывами), велись древнегреческими городами-государствами за политическую независимость, против персидской агрессии. Персидская экспансия В 6 в. до н. э. на территории Иранского нагорья создается Персидское царство. Цари из династии Ахеменидов, опираясь на боеспособное персидское войско, сумели покорить Мидию, Ассирию, Египет, Лидию, создав на завоеванных территориях огромную державу. В конце 6 в. персами были завоеваны греческие города, расположенные на малоазийском побережье Эгейского моря (Иония). В 500 ионийские греки подняли восстание против персов. Они обратились за поддержкой к городам европейской Греции, однако реальную помощь оказали только Афины и Эритрия (остров Эвбея). Используя огромный перевес в силах, персы сумели к 493 подавить восстание в Ионии. Персидский царь Дарий I решил, что наступил благоприятный момент для покорения всей Греции. В 492 персидские войска под командованием Мардония, зятя Дария I, вторглись во Фракию и захватили ее города. Власть персов признали и правители соседней Македонии. Марафонское сражение Персидский царь ультимативно потребовал от всех греческих городов подчиниться своей власти. Большинство городов Греции ответило отказом. Тогда персы высадились на Эвбее и опустошили ее. Затем они переправились в Аттику (490) и у селения Марафон сразились с афинским войском, на помощь которому успели прийти только отряды из беотийского города Платеи. Афинский полководец Мильтиад главный удар нанес по флангам вражеского строя, после чего были разбиты и основные силы персидского войска, поначалу одерживавшие успех в центре. Остатки персов в панике бежали на свои корабли. Разгромив персов, Мильтиад распорядился немедленно выступать к Афинам. В это время персидский флот попытался напасть врасплох на почти лишенный защитников город, но опоздал и встретил на предполагаемом месте высадки войско Мильтиада. Не решившись на сражение, персы отправились обратно в Азию. Поход Ксеркса Вступивший на престол в 485 новый персидский царь Ксеркс I в течение нескольких лет готовился к походу на Грецию. В 480 огромная армия в несколько сотен тысяч человек, собранная со всех концов государства Ахеменидов, начала переправу через Геллеспонт по двум, специально построенным наплавным мостам. Всю весну и лето продолжался поход по побережью Эгейского моря, и только осенью персы вступили на территорию Северной Греции. За это время греческие полисы сформировали соединенную армию для отражения персидского нашествия. Руководящая роль в ней принадлежала Спарте, так как спартанцы имели самое боеспособное сухопутное войско. В свою очередь Афины, располагавшие значительными военно-морскими силами, первенствовали на море. Инициатором создания мощного афинского флота был политический и военный деятель Фемистокл. После сражения при Фермопилах перед персами открылся путь в Среднюю Грецию. Крупнейший город Беотии - Фивы - признал власть персов, Аттика подверглась разорению, Афины превратились в руины, ее жители бежали на близлежащие острова. Греческое войско сосредоточилось на Истме (Коринфском перешейке), защищая единственный путь по суше на Пелопоннесский полуостров. Для обеспечения господства над Грецией Ксерксу необходимо было уничтожить афинский флот. В сентябре 480 произошло морское сражение около острова Саламин у западных берегов Аттики. Умело и решительно действуя в знакомых водах, греки нанесли решительное поражение противнику. Узнав об этом, Ксеркс спешно покинул Грецию, поручив командование армией Мардонию. Изгнание персов На следующий год персидское войско, усиленное отрядами фиванцев и фессалийцев, предприняло новое наступление на Аттику. Под угрозой афинян заключить сепаратный мир с персами, пелопоннесские полисы посылают на помощь Афинам войско под предводительством спартанца Павсания, племянника Леонида. Решающая битва между персами и объединенными греческими силами произошла у города Платеи в Беотии, в которой погибла почти вся персидская армия во главе с командующим. В сентябре 479 произошел морской бой у мыса Микале (малоазийское побережье, напротив острова Самос). В ходе его греческие воины, высаженные с кораблей, уничтожили главную базу персидского флота. После этих сражений произошел перелом в ходе греко-персидских войн, началось освобождение греческих городов. Так как прямая угроза персидского завоевания миновала, Спарта вышла из борьбы. Главную роль в антиперсидской коалиции стали играть Афины. В 478 под главенством афинян создается Первый Афинский морской союз, называемый также Делосским (по названию острова Делос). Военные действия против персов велись с разной степенью активности, но в целом успешно для греков. Они одержали победы в морских сражениях при устье реки Эвримедонт (на юго-западе Малой Азии) в 469, близ города Саламин (Кипр) в 449. В конце концов персы были вынуждены признать независимость всех греческих городов Ионии, что было зафиксировано в 449 Каллиевым миром (названного по имени заключившего его афинского посла)....


    ГОЛЛЬ 
    • ГОЛЛЬ (Gaulle) Шарль де (22 ноября 1890 , Лилль - 9 ноября 1970, Коломбе-ле-дез-Эглиз), французский политический и государственный деятель, основатель и первый президент Пятой республики. Происхождение. Формирование мировоззрения Де Голль родился в аристократической семье и воспитывался в духе патриотизма и католицизма. В 1912 окончил военное училище Сен-Сир, став профессиональным военным. Сражался на полях Первой мировой войны 1914-18, попал в плен, был освобожден в 1918. На мировоззрение де Голля оказали воздействие такие его современники как философы А. Бергсон и Э. Бутру, писатель М. Баррес, поэт Ш. Пеги. Еще в межвоенный период он стал приверженцем французского национализма и сторонником сильной исполнительной власти. Подтверждением тому служат книги, опубликованные де Голлем в 1920-30-х гг. - "Раздор в стране врага" (1924), "На острие шпаги" (1932), "За профессиональную армию" (1934), "Франция и ее армия" (1938). В этих трудах, посвященных военным проблемам, де Голль по существу первым во Франции предсказал решающую роль танковых войск в будущей войне. Вторая мировая война Вторая мировая война, в начале которой де Голль получил чин генерала, перевернула всю его жизнь. Он решительно отказался от перемирия, заключенного маршалом А. Ф. Петеном с фашистской Германией, и вылетел в Англию для организации борьбы за освобождение Франции. 18 июня 1940 де Голль выступил по Лондонскому радио с обращением к своим соотечественникам, в котором призвал их не складывать оружия и присоединиться к основанному им в эмиграции объединению " Свободная Франция " (после 1942 "Сражающаяся Франция"). На первом этапе войны де Голль направлял главные усилия на установление контроля над французскими колониями, находившимися под властью профашисткого правительства Виши. В результате к "Свободной Франции" присоединились Чад, Конго, Убанги-Шари, Габон, Камерун, а позднее и другие колонии. Офицеры и солдаты "Свободной Франции" постоянно принимали участие в военных операциях союзников. Отношения с Англией, США и СССР де Голль стремился строить на основе равноправия и отстаивания национальных интересов Франции. После высадки англо-американских войск в Северной Африке в июне 1943 в г. Алжир был создан Французский комитет национального освобождения (ФКНО). Де Голль был назначен его сопредседателем (наряду с генералом А. Жиро), а затем и единоличным председателем. В июне 1944 ФКНО был переименован во Временное правительство Французской республики. Де Голль стал его первым главой. Под его руководством правительство восстановило во Франции демократические свободы, провело социально-экономические реформы. В январе 1946 де Голль покинул пост премьер-министра, разойдясь во взглядах по основным внутриполитическим вопросам с представителями левых партий Франции. В период Четвертой республики В том же году во Франции была установлена Четвертая республика. Согласно Конституции 1946, реальная власть в стране принадлежала не президенту республики (как предлагал де Голль), а Национальному собранию. В 1947 де Голль опять включается в политическую жизнь Франции. Он основывает Объединение французского народа (РПФ). Главной целью РПФ стала борьба за отмену Конституции 1946 и завоевание власти парламентским путем для установления нового политического режима в духе идей де Голля. Первоначально РПФ имело большой успех. В его ряды вступил 1 млн. человек. Но добиться своей цели голлистам не удалось. В 1953 де Голль распустил РПФ и отдалился от политической деятельности. В этот период голлизм окончательно оформился как идейно-политическое течение (идеи государства и "национального величия" Франции, социальная политика). Пятая республика Алжирский кризис 1958 (борьба Алжира за независимость) проложил де Голлю дорогу к власти. Под его непосредственным руководством была разработана Конституция 1958, которая значительно расширила прерогативы президента страны (исполнительной власти) за счет парламента. Так начала свою историю существующая и поныне Пятая республика. Де Голль был избран ее первым президентом на семилетний срок. Первоочередной задачей президента и правительства стало урегулирование "алжирской проблемы". Де Голль твердо проводил курс на самоопределение Алжира, несмотря на серьезнейшие противодействия (мятежи французской армии и ультраколониалистов в 1960-61, террористическая деятельность ОАС, ряд покушений на де Голля). Алжиру была предоставлена независимость после подписания Эвианских соглашений в апреле 1962. В октябре того же года на всеобщем референдуме была принята важнейшая поправка к Конституции 1958 - о выборах президента республики всеобщим голосованием. На ее основе в 1965 де Голль был переизбран президентом на новый семилетний срок. Внешнюю политику де Голль стремился осуществлять в русле своей идеи "национального величия" Франции. Он настаивал на равноправии Франции, США и Великобритании в рамках НАТО. Не добившись успеха, президент в 1966 вывел Францию из военной организации НАТО. В отношениях с ФРГ де Голлю удалось достичь заметных результатов. В 1963 был подписан франко-германский договор о сотрудничестве. Де Голль одним из первых выдвинул идею "единой Европы". Он мыслил ее как "Европу отечеств", в которой каждая страна сохраняла бы свою политическую самостоятельность и национальную самобытность. Де Голль был сторонником идеи разрядки международной напряженности. Он направил свою страну на путь сотрудничества с СССР, Китаем и странами третьего мира. Внутренней политике де Голль уделял меньше внимания, чем внешней. Студенческие волнения в мае 1968 свидетельствовали о серьезном кризисе, охватившем французское общество. Вскоре президент выдвинул на всеобщий референдум проект о новом административном делении Франции и реформе Сената. Однако проект не получил одобрения большинства французов. В апреле 1969 де Голль добровольно ушел в отставку, окончательно отказавшись от политической деятельности....


    ХАЙДЕГГЕР 
    • ХАЙДЕГГЕР (Heidegger) Мартин (26 сентября 1889 - 26 мая 1976) , немецкий мыслитель, оказавший громадное влияние на философию 20 в. Его направление относят к феноменологии, герменевтике, фундаментальной онтологии и, против его воли, к экзистенциализму. В философской традиции Хайдеггер опирается на Аристотеля и особенно на И. Канта, становление его как философа проходило в чтении Августина, М. Лютера, Б. Паскаля, Г. В. Ф. Гегеля, Ф. В. Шеллинга, Ф. Ницше, С. Кьеркегора, Ф. Гельдерлина, Р. М. Рильке, Ф. М. Достоевского. Его непосредственные предшественники - Ф. Брентано, П. В. Дильтей, прямые учителя - Э. Гуссерль и Г. Риккерт; раннему Хайдеггеру ближе всего К. Ясперс, Р. Бультман, Макс Шелер, Ханна Арендт. -----Ранний период-----Учился в гуманитарной гимназии, в классическом лицее Констанца; бакалавр лицея иезуитов во Фрейбурге. С 1909 студент богословия, математики и физики, затем философии во Фрейбургском университете. После докторантуры и доцентуры у Риккерта был ассистентом у Гуссерля (профессора Фрейбургского университета с 1916), в 1923-28 профессором Марбургского университета. С 1929, по рекомендации уходящего в отставку Гуссерля, занимает кафедру философии Фрейбургского университета. Уже в ранних лекционных курсах Хайдеггер отказывается от расхожего философского инструментария - понятий субъекта, объекта, познания, духа, материи - и проводит феноменологическую "деструкцию" (разбор) схем разума.-----"Бытие и время"-----В работе "Бытие и время" (1927) Хайдеггер вновь ставит "вопрос о бытии", отодвинутый европейской философией в сферу абстракций, как подлинное дело человеческого существа, "присутствия", открытого бытия (Dasein). Хайдеггер развертывает анализ исходного "бытия-в-мире", в которое "присутствие" оказывается всегда уже "брошено" и из которого оно ответно бросает себя на свои фактические возможности. Присутствие исходно "понимает" (разбирается) в своем мире, "расположено" (настроено) и имеет дело с целостностью мира в своей "заботе" и в "решимости" перед лицом смерти как возможности безусловной невозможности быть. Неотменимая временность присутствия предстает в "экстазах" его "всегда-уже-бывшести" (брошенности), актуальности (настоящего) и способности "настать для себя" (будущности). В сущностной временности укоренена историчность, трансцендентным горизонтом которой остается мир. -----После "поворота". Лекционные курсы-----В начале 1930-х гг. происходит "поворот" в философствовании Хайдеггера. К главной своей цели он продолжает идти уже путем осмысления бытия как истины (алетейи - "непотаенности") и "события", особенно в работе "К философии: о событии", (1936-38), сопоставимой по значимости с "Бытием и временем", но впервые опубликованной лишь в 1989. Вокруг "истинствования" человека в "просвете свободы" движется мысль Хайдеггера в лекционных курсах "О существе человеческой свободы" (1930), "Бытие и истина" (1933-34). -----В мае 1933 Хайдеггер избран ректором Фрейбургского университета как человек, который в условиях прихода к власти нацистов сможет найти способ общения с новым режимом, отстоять университетскую автономию. Ректорство Хайдеггера, ставшее впоследствии предметом придирчивого расследования, продолжалось до февраля 1934, когда он оставил этот пост. В лекциях, интерпретирующих понятия философии Ницше "воля к власти", "вечное возвращение" и др., Хайдеггер исследует явление "нигилизма" как упущение онтологической разницы между бытием и сущим, ведущее к бездумному покорению планеты в борьбе за мировое господство, в конечном счете к опустошению земли, по плоскости которой активно движется "работающий зверь" - забывший свою истину человек. Хайдеггер обращается к поэзии и искусству как "хранителям бытия" и собеседникам философии. Создание лекционных курсов (более 50 томов в Полном собрании сочинений), прервалось в ноябре 1944, когда как идеологически ненужный режиму он был направлен на рытье окопов, а с приходом французской оккупационной администрации лишен прав преподавания. Оно отчасти возобновляется курсом "Что называется мышлением?" (1951-52) и семинарами по Гераклиту и Пармениду, Гегелю, Канту (отчасти в Ле Торе, Франция), по феноменологии Гуссерля (1973).-----"Письмо о гуманизме"-----В знаменитом письме французскому другу (Жану Бофре) "О гуманизме" (1947) Хайдеггер отклоняет типичное сближение его с экзистенциализмом Ж. П. Сартра и Ясперса (с последним он по существу разошелся уже в рецензии 1919-21 на "Психологию мировоззрений"). Экзистенциалистской замкнутости на человеке Хайдеггер противопоставляет внимание к "измерению бытия", через которое человек впервые только и узнает свое призвание быть "пастухом бытия" в "доме бытия" - языке.-----Философия техники и языка-----В докладах "Взгляд в то, что есть" (Бремен, 1949) и "Вещь" (Мюнхен, 1950) наукотехника, движущая сила новоевропейской истории, раскрывается как "постав", позиция сплошного "исследующего устанавливания" сущего для распоряжения им. "Постав" правит и субъектом, который втягивается в его систему необходимой составной частью. По мере тотальной организации мира "постав" все вернее минует истину бытия, но тем яснее позволяет осмыслить истину как нечто не поддающееся установлению. В докладе "Язык" (Бюлерхеэ, 1950) и в книге "Путь к языку" (1959) слово мысли и поэзии, заслоненное обычным представлением знака как заместителя вещи, выступает у Хайдеггера как зов мира, ожидающего, чтобы человек "сказал" его. -----Наследие и влияние-----С 1973 под руководством Хайдеггера начато издание Полного собрания его сочинений. Издание предполагает свыше 100 томов. Оно должно включить все 100 тыс. рукописных страниц архивов философа, при жизни опубликованных едва ли на 1/5. Библиография литературы о Хайдеггере насчитывает десятки тысяч изданий. Отдельные темы и приемы его мысли развертывают как прямые его ученики (Х. Г. Гадамер, Х. Арендт, Ж. Бофре), так и отталкивающиеся от него философы (Сартр, Ж. Деррида). Современная этика (Э. Левинас, А. Глюксман), политология (Р. Рорти), философия техники (Ш. Ширмахер), богословие, в т. ч. православное (Х. Яннарас), идеологическая публицистика пропитаны идеями Хайдеггера. Весомость его мысли лишь подчеркивается критикой в его адрес (Ясперс, Р. Карнап, Т. Адорно, Г. Грасс, Ю. Хабермас) и повторяющимися попытками его развенчания. -----Сочинения: -----Разговор на проселочной дороге: Избранные статьи позднего периода творчества. М., 1991.-----Работы и размышления разных лет. М., 1993.-----Время и бытие. Статьи и выступления. М., 1993.-----Бытие и время. М., 1997. -----Gesamtausgabe. Frankfurt am Мain, 1975.-----В. В. Бибихин...


    ЮМ Дейвид 
    • ЮМ Дейвид (1711-76) , шотландский философ, историк, экономист. В "Трактате о человеческой природе" (1739-40) развил учение о чувственном опыте (источнике знаний) как потоке "впечатлений", причины которых непостижимы. Проблему отношения бытия и духа считал неразрешимой. Отрицал объективный характер причинности и понятие субстанции. Разрабатывал теорию ассоциации идей. В этике развил концепцию утилитаризма, в политэкономии разделял трудовую теорию стоимости А. Смита. Учение Юма - один из источников философии И. Канта, позитивизма и неопозитивизма.ЮМ (Hume) Дейвид (26 апреля 1711, Эдинбург - 25 августа 1776, там же), шотландский философ и историк. Оказал решающее воздействие на возникновение в 19 в. традиции позитивизма, а в 20 в. - на развитие аналитической философии. Жизнь и трудыУчился в Эдинбургском университете, затем работал клерком в торговой фирме. В 1734-36 находился во Франции, где подготовил свой главный труд - "Трактат о человеческой природе" (первые две книги вышли в 1739, третья в 1740). Вопреки ожиданиям автора, "Трактат" не вызвал интереса у широкой публики, однако опубликованные в 1741-42 эссе на различные темы уже имели успех. Попытки сделать академическую карьеру окончились неудачей из-за противодействия представителей Церкви Шотландии, видевших в нем опасного скептика и даже атеиста. В 1748 выходит "Исследование о человеческом познании", в 1751 "Исследование о принципах морали" - переработанные и сокращенные варианты первой и третьей книг "Трактата". Приблизительно в это же время написаны "Диалоги о естественной религии", опубликованные посмертно в 1779; в 1752 Юм издает эссе на экономические темы. Работа в качестве библиотекаря Эдинбургского общества адвокатов дала Юму возможность собрать богатый фактический материал для восьмитомной "Истории Англии" (1754-62). В 1757 была опубликована "Естественная история религии". Участие в 1763-66 в дипломатической миссии в Париже в качестве личного секретаря британского посла позволило Юму познакомиться с французскими просветителями, у которых он встретил горячий прием (некоторые из них ошибочно принимали его за атеиста). В 1767-68 Юм был помощником государственного секретаря. Автобиографическое эссе Юма "Моя жизнь" было издано через год после его смерти его другом Адамом Смитом. Учение об опытеВ "Трактате" и в "Исследованиях" Юм говорит о необходимости совершенствования "моральной философии" как универсальной науки о человеке, которой, в отличие от "естественной философии" (естествознания), еще предстоит стать подлинно эмпирической наукой.В духе сенсуализма источником знания Юм считает опыт, складывающийся из "восприятий" (perceptions), которые Юм разделяет на "впечатления" и "идеи". Впечатления отличаются яркостью и живостью, они - исходные элементы чувственного опыта; Юм делит их на впечатления ощущения и впечатления рефлексии. Идеи суть копии впечатлений, уступающие им по степени яркости и живости. Идеи разделяются на простые, происходящие из конкретных впечатлений и им соответствующие, и сложные (модусы, субстанции и отношения). Психологический механизм связи восприятий Юм усматривает в принципе ассоциации (непознаваемом по существу), благодаря которому из простых идей образуются сложные. Юм подробно анализирует три типа ассоциации идей: по сходству, по смежности в пространстве и во времени и, наконец, наиболее распространенный тип - по причинности.Юм предлагал отказаться от идеи субстанции, считая ее фикцией воображения. Восприняв аргументацию Джорджа Беркли против материальной субстанции, Юм шел дальше, подвергая критике также и понятие духовной субстанции. Такой же фикцией выступает для Юма создаваемое воображением тождество личности, понимаемой им как "связка или пучок... различных восприятий".Вслед за Беркли он заменяет абстрактные понятия конкретными идеями-представлениями, скопированными с ярких чувственных впечатлений, и подчеркивает при этом сигнальную роль языка, способного вызвать нужную идею. Принятое со времен Джона Локка разделение первичных и вторичных качеств Юм считает лишенным смысла, полагая, что все качества имеют чувственно-субъективный характер. Идея причинностиВ центре теоретической философии Юма - анализ проблемы причинности, т. е. необходимой связи между двумя событиями, которую Юм считает недоказуемой: каузальные и логические связи не совпадают, действие не содержится в причине, не похоже на нее и невыводимо из нее. Основанием причинности не может быть и опыт, так как мы не наблюдаем связь причины и действия, а имеем лишь впечатления совместного появления двух событий. Ожидание того, что будущая последовательность событий будет похожа на прошлую (например, солнце завтра взойдет), основывается исключительно на вере, источником которой является привычка. Привычное соединение впечатлений и идей, сопровождающееся особым чувством обязательности, и создает, по Юму, идею необходимой связи причины и действия. Таким образом, "необходимость есть нечто существующее в уме, а не в объектах...". Анализ проблемы причинности Юма оказал влияние на возникновение "критической философии" Канта. Аффекты. "Симпатия"Волей человека, по Юму, руководят именно аффекты, а не разум. Разум сам по себе не способен нейтрализовать действие какого-либо аффекта, это может сделать только другой аффект. Все аффекты Юм делит на спокойные (например, чувство прекрасного) и бурные (например, любовь или ненависть). Особое место среди описываемых им аффектов занимает аффект симпатии, которая оживляет все другие аффекты. Она возникает в результате воображаемого перенесения себя на место другого человека, испытывающего определенные душевные переживания.ЭтикаПодчеркивая важнейшую роль чувственности в морали, Юм стоял на позиции этического антиинтеллектуализма, для него характерно также неприятие религиозного обоснования нравственности. Он подчеркивал, что многие философы-моралисты не объясняют переход в рассуждениях от сущего к должному. В целом, по Юму, этика занимается мотивами поступков, которые в конечном итоге обусловливаются психологическими особенностями людей. В его учении утилитаризм сочетается с альтруизмом.Философия религииВ "Естественной истории религии" Юм показывал укоренность религиозных представлений в особенностях "природы человека". Он считал, что монотеизм не был ранней религией человечества. Заботы о житейских делах, надежды и страхи, а отнюдь не простое и незаинтересованное созерцание природы явились, согласно Юму, источником религиозных представлений. Положительно относился он и к известной гипотезе, что прототипом богов древних религий были реальные люди, ставшие благодаря своим особым достоинствам предметом восхищения народа. В знаменитой главе "О чудесах", включенной в "Исследование о человеческом познании", он доказывал, что описания всевозможных чудес противоречат свидетельством чувств и здравого смысла. Критическая аргументация Юма была призвана показать не невозможность чудес как таковых, а невозможность разумной веры в чудеса, представляющие собой нарушения законов природы. Свою позицию он, как и деисты, называл "естественной религией", в основе которой лежит допущение непознаваемой высшей причины.Сочинения:Сочинения: В 2 т. М., 1996.Inquiries concerning the Human Understanding and concerning the Principles of Morals / Ed. by L. A. Selby-Bigge. Oxford, 1975.Treatise of Human Nature / Ed. by L. A. Selby-Bigge. Oxford, 1978.Литература:Виноградов Н. Д. Философия Давида Юма. М., 1905-11. Ч. 1-2.Нарский И. С. Философия Давида Юма. М., 1967.Basson A. H. David Hume. Harmondsworth, 1958.Jedynak S. Hume. Warszawa, 1974.Ayer A. J. Hume. Oxford, 1980.А. Ф. Грязнов...


    ГОМЕР 
    • ГОМЕР (греч . Homeros, лат. Homerus), легендарный греческий поэт, с именем которого связаны две величайшие поэмы древности, стоящие у истоков европейской литературы, - "Илиада" и "Одиссея". Время создания поэм. История текста Биографические сведения о Гомере, приводимые античными авторами, противоречивы и малоправдоподобны. "Семь городов, пререкаясь зовутся отчизной Гомера: Смирна, Хиос, Колофон, Пилос, Аргос, Итака, Афины" - говорится в одной греческой эпиграмме (на самом деле список этих городов был более обширен). Относительно времени жизни Гомера античные ученые приводили различные даты, начиная с 12 в. до н. э. (после Троянской войны) и кончая 7 в. до н. э.; широко бытовала легенда о поэтическом состязании между Гомером и Гесиодом. Как полагают большинство исследователей, гомеровские поэмы были созданы в Малой Азии, в Ионии в 8 в. до н. э. на основании мифологических сказаний о Троянской войне. Существуют поздние античные свидетельства об окончательной редакции их текстов при афинском тиране Писистрате в середине 6 в. до н. э., когда их исполнение было включено в празднества Великих Панафиней. В древности Гомеру приписывали комические поэмы "Маргит" и "Война мышей и лягушек", цикл произведений о Троянской войне и возвращении героев в Грецию: "Киприи", "Эфиопида", "Малая Илиада", "Взятие Илиона", "Возвращения" (т. н. "киклические поэмы", сохранились лишь небольшие фрагменты). Под названием "Гомеровские гимны" существовало собрание из 33 гимнов богам. Огромную работу по собиранию и уточнению рукописей поэм Гомера проделали в эпоху эллинизма филологи Александрийской библиотеки Аристарх Самофракийский, Зенодот из Эфеса, Аристофан из Византия (они же разделили каждую поэму на 24 песни по числу букв греческого алфавита). Стало нарицательным имя софиста Зоила (4 в. до н. э.), прозванного за критические высказывания "бичом Гомера". Ксенон и Гелланик, т. н. "разделяющие", высказали мысль о возможной принадлежности Гомеру только одной "Илиады"; они, однако, не сомневались ни в реальности Гомера, ни в том, что каждая из поэм имеет своего автора. Гомеровский вопрос Вопрос об авторстве "Илиады" и "Одиссеи" был поставлен в 1795 немецким ученым Ф. А. Вольфом в предисловии к изданию греческого текста поэм. Вольф считал невозможным создание большого эпоса в бесписьменный период, полагая, что созданные различными аэдами сказания были записаны в Афинах при Писистрате. Ученые разделились на "аналитиков", последователей теории Вольфа (немецкие ученые К. Лахман, А. Кирхгоф с его теорией "малых эпосов"; Г. Герман и английский историк Дж. Грот с их "теорией основного ядра", в России ее разделял Ф. Ф. Зелинский), и "унитариев", сторонников строгого единства эпоса (переводчик Гомера И. Г. Фосс и филолог Г. В. Нич, Ф. Шиллер, И. В. Гете, Гегель в Германии, Н. И. Гнедич, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин в России). Гомеровские поэмы и эпос В 19 в. "Илиада" и "Одиссея" сравнивались с былинами славян, скальдической поэзией, финским и германским эпосом. В 1930-х гг. американский филолог-классик Мильман Пэрри, сопоставляя поэмы Гомера с живой эпической традицией, еще существовавшей в то время у народов Югославии, обнаружил в гомеровских поэмах отражение поэтической техники народных певцов-аэдов. Созданные ими поэтические формулы из устойчивых сочетаний и эпитетов ("быстроногий" Ахиллес, "пастырь народов" Агамемнон, "многоумный" Одиссей, "сладкоречивый" Нестор) давали возможность сказителю "импровизируя" исполнять эпические песни, состоявшие из многих тысяч стихов. "Илиада" и "Одиссея" всецело принадлежат многовековой эпической традиции, но из этого не следует, что устное творчество анонимно. "До Гомера мы не можем назвать ничьей поэмы подобного рода, хотя, конечно, поэтов было много" (Аристотель). Главное отличие "Илиады" и "Одиссеи" от всех остальных эпических произведений Аристотель усматривал в том, что Гомер не развертывает свое повествование постепенно, а строит его вокруг одного события, - в основе поэм лежит драматическое единство действия. Другая особенность, на которую также обратил внимание Аристотель: характер героя раскрывают не описания автора, а речи, произносимые самим героем. Язык поэм Язык гомеровских поэм - исключительно поэтический, "наддиалектный" - никогда не был тождествен живой разговорной речи. Он складывался из соединения эолийских (Беотия, Фессалия, остров Лесбос) и ионийских (Аттика, островная Греция, побережье Малой Азии) диалектных черт с сохранением архаического строя более ранних эпох. Метрически оформлял песни "Илиады" и "Одиссеи" уходящий корнями в индоевропейское эпическое творчество гекзаметр - стихотворный размер, в котором каждый стих состоит из шести стоп с правильным чередованием долгих и кратких слогов. Необычность поэтического языка эпоса подчеркивали вневременной характер событий и величие образов героического прошлого. Гомер и археология Сенсационные открытия Г. Шлимана в 1870-80-х гг. доказали, что Троя, Микены и ахейские цитадели не миф, а реальность. Современников Шлимана поразили буквальные соответствия ряда его находок в четвертой шахтовой гробнице в Микенах с описаниями Гомера. Впечатление было столь сильным, что эпоха Гомера надолго стала ассоциироваться с периодом расцвета Ахейской Греции в 14-13 вв. до н. э. В поэмах, однако, прослеживаются также многочисленные археологически засвидетельствованные черты культуры "героического века", как например, упоминание о железных орудиях и оружии или обычай кремации умерших. Сопоставление свидетельств гомеровского эпоса с данными археологии подтверждают выводы многих исследователей о том, что в своей окончательной редакции он сложился в 8 в. до н. э., причем древнейшей частью эпоса многие исследователи считают "Каталог кораблей" ("Илиада", 2-я песнь). Очевидно, поэмы созданы не одновременно: "Илиада" отражает представления о человеке "героического периода", "Одиссея" стоит как бы на рубеже иной эпохи - времени Великой греческой колонизации, когда расширялись границы освоенного греческой культурой мира. Гомер в античности Для человека эпохи античности поэмы Гомера были символом эллинского единства и героизма, источником мудрости и познания всех сторон жизни - от военного искусства до практической морали. Гомера наравне с Гесиодом считали создателем всеобъемлющей и упорядоченной мифологической картины мироздания: поэты "составили для эллинов родословные богов, снабдили имена богов эпитетами, поделили между ними достоинства и занятия, начертали их образы" (Геродот). По мнению Страбона, Гомер был единственным из поэтов древности, кто знал почти все об ойкумене, о народах, ее населяющих, их происхождении, образе жизни и культуре. Данными Гомера как подлинными и заслуживающими доверия пользовались Фукидид, Павсаний, Плутарх. Отец трагедии Эсхил называл свои драмы "крохами от великих пиров Гомера". Греческие дети учились читать по "Илиаде" и "Одиссее". Гомера цитировали, комментировали, объясняли иносказательно. Чтением избранных мест из поэм Гомера призывали исправлять души философы-пифагорейцы. Плутарх сообщает, что Александр Македонский всегда имел при себе список "Илиады", который хранил под подушкой вместе с кинжалом. Переводы Гомера В 3 в. до н. э. римский поэт Ливий Андроник перевел "Одиссею" на латинский язык. В средневековой Европе Гомера знали только по цитатам и ссылкам у латинских писателей и Аристотеля, поэтическую славу Гомера затмевала слава Вергилия. Лишь в конце 15 в. появились первые переводы Гомера на итальянский язык (А. Полициано и др.). Событием в европейской культуре 18 в. стали переводы Гомера на английский язык А. Попа и на немецкий язык И. Г. Фосса. Впервые фрагменты "Илиады" на русский язык перевел двадцатисложным силлабическим - т. н. александрийским - стихом М. В. Ломоносов. В конце 18 в. Е. Костров перевел ямбом первые шесть песен "Илиады" (1787); были изданы прозаические переводы "Илиады" П. Екимова и "Одиссеи" П. Соколова. Титаническая работа по созданию русского гекзаметра и адекватному воспроизведению образной системы Гомера была проделана Н. И. Гнедичем, чей перевод "Илиады" (1829) до сих пор остается непревзойденным по точности филологического прочтения и исторической интерпретации. Высочайшим художественным мастерством отличается перевод "Одиссеи" В. А. Жуковского (1842-49). В 20 в. "Илиада" и "Одиссея" были переведены В. В. Вересаевым....







Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь