RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ 
    • совокупность полномочий, находящихся в ведении только определенного государства, субъекта федерации, территории, органа государства или местного самоуправления. То есть полномочия осуществляются исключительно ими, никто другой не вправе этого делать. (С. А.)...


    КОМПЕТЕНЦИЯ 
    • совокупность прав и обязанностей государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица, закрепленная нормативными правовыми актами. (С. А.)...


    ПАЛАТА ПАРЛАМЕНТА 
    • структурное подразделение парламента. Отношения между палатами (как правило, их две) могут строиться по принципу равноправия и равной численности депутатов (членов) либо по принципу верхней и нижней палат. В последнем случае палата, которая рассматривает законопроект первой, называется нижней, рассматривающая второй - верхней. Субординации между палатами нет. Верхняя палата может отклонить законопроект, но нижняя палата вправе преодолеть это вето квалифицированным большинством голосов. При равенстве палат компетенция парламента осуществляется ими совместно. При принципе верхней и нижней палат каждая из них не только занимает свое место в законодательном процессе, но и обладает другими самостоятельными правами по решению тех или иных вопросов государственной жизни. Численность верхней и нижней палат обычно также бывает различной. Большей по численности является нижняя палата, формируемая на основе более широкого народного представительства. Верхняя палата обычно меньше по численности, состоит чаще всего из представителей от частей государства (субъектов федерации), которые либо избираются населением, либо делегируются представительными или исполнительными органами регионов, либо получают членство в верхней палате в силу должности руководителей представительного и исполнительного органов в регионе(см.также: Федеральное Собрание Российской Федерации).(С. А.)...


    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА 
    • вся совокупность отношений данного государства с другими государствами, с международными организациями, а также общий курс государства в международных отношениях. Термин "внешняя политика" используется как в конституциях государств, так и в иных нормативных правовых актах. Иногда в конституцию включается специальная глава о В. п. Например, в Конституции СССР 1977 г. имелась гл. 4 "Внешняя политика", а в Конституции РФ 1978 г. - гл. 4 "Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества". В остальном чаще всего в конституциях определяется компетенция государства, его субъектов и государственных органов, руководящих В. п. Так, в Конституции РФ к ведению РФ отнесены: В. п. и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира (п. "к" ст. 71). Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренне""! и В. п. государства и осуществляет руководство В. п. РФ (ст. 80, 86 Конституции). В решении ряда вопросов В. п. участвуют палаты Федерального Собрания РФ: в принятии законов о ратификации и денонсации международных договоров РФ, о статусе и защите государственной границы РФ, по вопросам войны и мира, валютного, таможенного регулирования, согласования назначения дипломатических представителей РФ и др. К ведению Правительства РФ относится, в частности, осуществление мер по реализации В.п.РФ (ст. 114 Конституции РФ). Специальным органом проведения В. п. является Министерство иностранных дел РФ. В соответствии с Конституцией РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находится координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ (п. "о" ст. 72). Поэтому субъекты РФ также принимают определенное участие в реализации В. п. РФ, в том числе создавая свои представительства в зарубежных странах. (С. А.)...


    НОРВЕГИЯ 
    • (Королевство Норвегия) - государство на Севере Европы. Полную независимость обрело в 1905 г. (до 1814 г. - владение Дании, в 1814-1905 гг. - в унии со Швецией). Столица - г. Осло. Административное деление: 19 областей (фюльке), включая г. Осло. Фюль-ке подразделяются на сельские и городские коммуны. Действует с последующими поправками Эйдсволльская Конституция от 17 мая 1814 г. (принята Учредительным собранием в местечке Эйд-сволль как первый шаг к достижению независимости). Форма правления - наследственная конституционная монархия. Престол (с 1990 г.) наследуется как по мужской, так и по женской линии. 21 января 1991 г. на престол вступил Король Норвегии Харальд V из династии Шлезвиг-Гольштейн-Зондер-бург-Глюксбург. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту - Стортингу, - состоящему из двух палат - Лагтинга и Одельстинга. По существующей избирательной системе на основе пропорционального представительства сроком на 4 года избираются всеобщим прямым голосованием 165 депутатов Стортинга. Затем 1/4 из них избирается самим Стортингом в верхнюю палату - Лагтинг, а остальные депутаты образуют Одельстинг. Парламент избирает сроком на 4 года омбудсмена - уполномоченного по правам человека. Правительство - Государственный совет - формируется королем из парламентского большинства. Правительство не может быть распущено до окончания срока полномочий парламента, хотя премьер-министр может увольнять отдельных министров в ходе частичных реорганизаций правительства. Большинство законопроектов исходит от правительства. Правительство ответственно перед парламентом. При правительстве действует совещательный орган - Полярный совет, - 15 членов которого избираются сроком на 4 года. Его компетенция - содействие решению проблем Крайнего Севера страны. Система общих судов состоит из Верховного суда, в составе которого действует Специальный контрольный апелляционный комитет, судов провинций в пяти крупных городах, окружных и городских судов (около ста). Судебная процедура предусматривает попытку примирения сторон по большинству гражданских дел в Согласительных советах, образуемых при каждом муниципалитете. В Н. существует также большое число специальных судов: по вопросам публичного управления имуществом, по рыболовству, по делам об опеке, по жилищным спорам и т. д. Для пресечения случаев коррупции и злоупотребления властью со стороны высших чиновников, депутатов, судей создан Суд импичмен-та, в который входят десять членов нижней палаты и пять членов Верховного суда.(А. К.)...


    РФ 
    • и имеет также все иные признаки государства: - наличие Конституции и законодательства РФ, действие принципа верховенства (приоритета) федеральных актов, т. е. по общему правилу они имеют более высокую юридическую силу, чем акты субъектов Федерации; - федеральная система государственных органов - Президент РФ, Федеральное Собрание (парламент) РФ, Правительство РФ, министерства, государственные комитеты и ведомства РФ, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд - в целом единая судебная система РФ, Генеральный прокурор РФ; - единая внутренняя и внешняя политика РФ, формируемая с участием субъектов РФ и осуществляемая органами РФ; международное признание РФ и ее международная правосубъектность, т. е. участие в международных отношениях; - единые федеральные Вооруженные Силы, возглавляемые Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ (им является Президент РФ); - единая система служб внутренних дел, безопасности; - денежно-финансовая система государства (с единой денежной единицей - рублем, системой налогов, кредитно-денежным обращением, Центральным банком РФ и т. д.); - наличие единой экономической системы, построенной на плюрализме форм собственности, свободе экономической деятельности и конкуренции. У РФ существует многообразная компетенция, т. е. полномочия по руководству государственной, экономической и социально-культурной жизнью на всей территории. Конституция РФ делит компетенцию РФ на две группы: в первую группу входят вопросы исключительного ведения РФ, т. е. вопросы, которые могут решать только федеральные органы (хотя и с учетом предложений субъектов); вторая группа - полномочия РФ в сферах совместного ведения РФ и ее субъектов. Иначе говоря, в этих сферах РФ решает вопросы, отнесенные к ее ведению, а остальные вопросы решают субъекты РФ, разумеется, на основе и в развитие федерального законодательства. Вопросы исключительной компетенции РФ можно разделить на следующие подгруппы. В области государственного строительства: принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория РФ; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование этих органов; государственные награды и почетные звания РФ; федеральная государственная служба; федеральные программы в области государственного строительства и национального развития РФ. В области экономической, социальной и культурной политики: федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального и культурного развития РФ; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет. В области внешних сношений, обороны и безопасности: внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения РФ; оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ. В области охраны общественного порядка, прав граждан и правосудия: судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности. В сферах совместного ведения РФ и ее субъектов полномочия РФ также можно условно разделить на несколько подгрупп. В области государственного строительства: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. В области экономической, социальной и культурной политики: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ. В области внешних сношений: координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ. В области охраны общественного порядка, прав граждан, законодательства и деятельности правоохранительных органов: обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат. (С. А.)...


    СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ 
    • государство в Северной Америке. Независимость провозглашена 4 июля 1776 г. Столица - г. Вашингтон. Государственное устройство - федерация. Административное деление: 50 штатов и один федеральный (столичный) округ Колумбия. Штаты: Айдахо, Айова, Алабама, Аляска, Аризона, Арканзас, Вайоминг, Вашингтон, Вермонт, Вирджиния, Висконсин, Гавайи, Джорджия, Делавер, Западная Вирджиния, Иллинойс, Индиана, Калифорния, Канзас, Кентукки, Колорадо, Коннектикут, Луизиана, Массачусетс, Миннесота, Миссисипи, Миссури, Мичиган, Монтана, Мэн, Мэриленд, Небраска, Невада, Нью-Гемпшир, Нью-Джерси, Нью-Йорк, Нью-Мексико, Огайо, Оклахома, Орегон, Пенсильвания, Род-Айленд, Северная Дакота, Северная Каролина, Теннеси, Техас, Флорида, Южная Дакота, Южная Каролина, Юта. Штаты делятся на графства, графства - на общины. Штаты имеют свою конституцию, законодательные и исполнительные органы, свое законодательство. Под управлением США находятся также зависимые территории: Вир-гинские острова и Пуэрто-Рико в Карибском море ("свободно присоединившееся государство"), Восточное Самоа, о. Гуам, атоллы Мидуэй и Уэйк в Тихом океане. Ныне действующая Конституция принята в 1787 г. и является одной из старейших в мире. Ей предшествовало принятие 4 июля 1776 г. Декларации независимости, статей Конфедерации 1777 и 1781 гг. и Акта о Северо-Западных территориях 1787 г., тексты которых включены в раздел "Органические законы США" Свода законов США. Конституция 1787 г. содержит основной текст (лаконично определяющий организацию федеральной власти и механизм судебной защиты прав и свобод граждан от посягательств со стороны исполнительных органов всех уровней) и 26 поправок, 10 из которых вступили в силу в 1791 г. и получили название Билля о правах. Статья V Конституции предусматривает весьма сложную процедуру принятия поправок к ней: "Конгресс, если две трети членов обеих палат сочтут это необходимым, может предлагать поправки к настоящей Конституции либо - по обращению легислатур двух третей штатов - созывать конвент для предложения поправок, которые в обоих случаях приобретают законодательную силу во всех отношениях как часть настоящей Конституции после их ратификации легислатурами трех четвертей штатов в зависимости от того, какой порядок ратификации может предложить Конгресс..." Историческое значение американской Конституции состоит в том, что она заложила в государственно-правовую систему страны принципы федерализма, разделения властей и судебного конституционного контроля. Принципы федерализма, сформулированные американскими федералистами (наиболее известные - Гамильтон, Мэдисон, Джей), получили в Конституции правовое выражение прежде всего в разграничении законодательных полномочий федерации и штатов. Статья I разд.8 Конституции содержит перечень вопросов, которые штаты делегируют федерации в лице Конгресса: установление федеральных налогов и сборов; регулирование торговли с иностранными государствами и между отдельными штатами; установление единообразных правил натурализации; чеканка монеты; учреждение единой почтовой службы; учреждение судов, нижестоящих по отношению к Верховному суду; объявление войны; формирование и содержание армии и флота. Все остальные предметы законодательного регулирования составляют "остаточные" полномочия штатов, что позволяет законодательным органам штатов принимать свои законы по достаточно широкому кругу вопросов внутриштатной торговли, общественного порядка, здравоохранения и т. д., а также иметь собственное гражданское, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. Конституции штатов и их избирательное законодательство служат основой формирования органов законодательной и исполнительной власти штатов. Вместе с тем принцип федерализма закрепляет верховенство федеральной Конституции и федерального законодательства (ст. VI). Предусмотрена также совместная ("перекрещивающаяся") компетенция федерации и штатов. В основу организации федеральной государственной власти положен принцип разделения властей, дополненный системой "сдержек и противовесов": полномочия органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти изложены в Конституции несколько схематично, создавая, тем не менее, основу их самостоятельного функционирования при взаимном эффективном контроле друг друга. Впоследствии принятием большого числа федеральных законов, регламентирующих порядок организации и деятельности федеральных органов государственной власти, им был придан более современный и динамичный облик. В системе разделения властей Конституция США на первое место ставит Конгресс США - высший законодательный орган федерации, - состоящий из Сената и Палаты представителей. Сенат как законодательный орган, представляющий интересы штатов, образуется путем избрания по два сенатора от каждого штата, независимо от численности населения штата, сроком на 6 лет, причем каждые два года состав Сената обновляется на одну треть. Председательствует на заседаниях Сената вице-президент страны. Палата представителей как орган законодательной власти, выражающий интересы всей нации, избирается всеобщим голосованием по мажоритарной системе относительного большинства сроком на 2 года. В настоящее время в нее входит 435 депутатов. Основная часть законодательной работы обеих палат проходит в создаваемых ими комитетах. Общая численность постоянных и специальных (временных) комитетов достигает 60. Законотворческий процесс предусматривает несколько стадий прохождения законопроекта, прежде чем закон утвердят обе палаты и президент. Президентское вето преодолевается двумя третями членов каждой из палат. Если в течение 10 рабочих дней президент не возвращает закон палате, от которой он исходил, закон считается принятым. Глава исполнительной власти - президент - избирается выборщиками одновременно с вице-президентом двухстепенными выборами сроком на 4 года с правом переизбрания еще на один срок. Поправка XII Конституции (ратифицирована 15 июня 1804 г.) определяет порядок формирования корпуса выборщиков и избрания президента США. В случае смерти (1963 г. - Дж. Кеннеди), отставки (1974 г. - Р. Никсон) или отстранения президента с его поста вице-президент становится президентом и имеет право назначить нового вице-президента с одобрения обеих палат Конгресса США. Компетенция президента, согласно статье II Конституции, весьма обширна. Президент является главнокомандующим армии и флота Соединенных Штатов. Он может затребовать от высших должностных лиц исполнительной власти мнение в письменном виде по любому вопросу, касающемуся его обязанностей по должности. Ему предоставлено право по совету и с согласия Сената заключать международные договоры при условии одобрения их двумя третями присутствующих сенаторов и назначать на высшие государственные должности; вводить в должность послов, других официальных представителей и консулов, судей Верховного суда и всех должностных лиц Соединенных Штатов, введение в должность которых президентом предусмотрено Конституцией и должности которых установлены законом. Еще одним важным правом президента является право созвать одну или обе палаты Конгресса, если он считает такой созыв необходимым и целесообразным, или отложить их созыв на тот срок, какой он сочтет возможным. Конституция (ст. II разд. 4) предусматривает, что президент, вице-президент, все гражданские должностные лица Соединенных Штатов могут быть отстранены от должности по импичменту за государственную измену, взяточничество либо за другие серьезные преступления и правонарушения. Исполнительная власть (ст. II) предоставляется президенту. С согласия Сената он назначает министров правительства, в которое входит и вице-президент. Функции министра иностранных дел исполняет Государственный секретарь. В состав кабинета входят: Государственный секретарь, министры финансов, обороны, юстиции, внутренних дел, сельского хозяйства, торговли, труда, здравоохранения и социальных служб, транспорта, жилищного строительства и городского развития, энергетики, образования, по делам ветеранов. Членами кабинета являются также: Директор административно-бюджетного управления, представитель США на торговых переговорах, постоянный представитель США при ООН. В состав кабинета не входят: министр армии, министр ВМС, министр ВВС. Помимо кабинета в структуру исполнительной власти входят: аппарат советников (около 600) Белого дома, а также Исполнительный аппарат (администрация) президента (более 6 тыс.чиновников). Судебная система отражает федеративный характер американского государства: наряду с единой системой федеральных судов функционируют самостоятельные судебные системы штатов. Основная часть гражданских и уголовных дел рассматривается судами штатов и лишь небольшая часть - судами федеральными (иски граждан к федеральным властям, иски между гражданами иностранных государств, иски на сумму более 10 тыс. долларов). Верховный суд США, состоящий из девяти членов, назначаемых президентом и утверждаемых Сенатом, играет исключительно важную роль в судебной системе. Выполняя функции органа конституционного контроля, Верховный суд вправе отменить постановление любого суда, закон штата или акт Конгресса, если признает их противоречащими Конституции США. Верховный суд США - важное звено в процедуре отрешения от должности (импичмента) высших должностных лиц. Основная же функция Верховного суда - рассмотрение в первой инстанции дел по спорам между двумя или более штатами, а также по многим другим делам, касающимся "федерального аспекта". В федеральную судебную систему входят также апелляционные, окружные и специальные суды. Апелляционные суды созданы в 1891 г. как промежуточное звено между Верховным судом США и окружными судами. Образовано 11 апелляционных округов (от 3 до 10 штатов), в каждом из которых заседают апелляционные суды в составе до 23 судей. Кроме того, имеется апелляционный суд в столичном округе Колумбия, а в 1982 г. учрежден Апелляционный суд федеральной юрисдикции, рассматривающий жалобы по таможенным и патентным делам, а также жалобы на решения Претензионного суда. Работу каждого апелляционного суда курирует и участвует в его заседаниях один из членов Верховного суда США. Апелляционные суды призваны рассматривать жалобы на приговоры и решения окружных судов, а также на решения административных органов штатов. Окружные суды рассматривают основную часть дел, относимых к компетенции федеральных судов. Округа создаются на территории штата, в наиболее крупных штатах создано несколько округов. Всего в стране действуют 95 окружных судов. Из специальных судов выделяется Претензионный суд, рассматривающий гражданские иски частных лиц и фирм к федеральному правительству на сумму свыше 10 тыс. долларов. В Нью-Йорке действует также Суд по внешней торговле. Судебные системы штатов отличаются своеобразием. Как правило, судебную систему штата возглавляет Верховный суд штата. Помимо судов общей юрисдикции имеются специализированные суды, а также суды ограниченной юрисдикции (муниципальные, городские, полицейские), в которых дела о незначительных правонарушениях рассматриваются единолично магистратами или мировыми судьями. (А. К.)...


    ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ 
    • согласно Конституции РФ и Федеральному закону "Об общественных объединениях" от 14 апреля 1995 г. (с изменениями и дополнениями 1997 и 1998 гг.), существующие обособленно от государства самодеятельные и самоуправляемые (самоуправляющиеся) объединения граждан для удовлетворения их общих интересов (запросов) внутри объединения и для достижения целей во внешней среде методами и средствами, отвечающими природе объединения и не противоречащими закону. Создание О. о. есть реализация имеющегося у граждан права на объединение. В соответствии с названным Законом реализация данного права предполагает учет многих факторов. Во-первых, содержание права граждан на объединение включает возможности: а) создавать О. о.; б) вступать в существующие О. о.; в) воздерживаться от вступления; г) беспрепятственно выходить из О. о. Во-вторых, в основе данного права - добровольность, т. е. все названные возможности реализуются на добровольной основе. В-третьих, создание О. о. или вступление в него используется для защиты общих интересов и достижения общих целей, но в то же время способствует реализации прав и законных интересов граждан (их индивидуальных запросов). В-четвертых, граждане создают О. о. по своему выбору, для этого им не требуется предварительного разрешения органов государственной власти и местного самоуправления. Граждане самостоятельно выбирают О. о., в которое хотят вступить, с соблюдением его устава. В-пятых, право на создание О. о. реализуется как путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - О. о. Иначе говоря, в некоторых случаях новая организация может быть объединением граждан, а в некоторых - ранее созданных ими общественных структур. В-шестых, создаваемое гражданами О. о. может быть зарегистрировано и приобрести права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица (однако дополнениями, внесенными в названный Закон в 1998 г., предусмотрено, что политические О. о. подлежат обязательной регистрации). О. о. могут быть: политические партии; профессиональные союзы; политические, патриотические, экологические и иные массовые движения; женские, ветеранские организации, организации инвалидов, молодежные и детские организации; научные, технические, культурно-просветительские, физкультурно-спортивные и иные добровольные общества; творческие союзы; землячества; фонды; ассоциации и другие объединения граждан. Закон 1995 г. отказался от перечня О. о. по их отраслевой или социальной окраске, хотя из положений Закона видно, что и он предполагает данный фактор как основу их существования: естественна конкретная направленность О. о. (политическая жизнь, сфера труда, социальные дела и т. д.). Но все-таки основой для типизации О. о. по Закону 1995 г. стали организационно-правовые формы их существования. Статья 7 Закона так и именуется - "Организационно-правовые формы общественных объединений". Она гласит, что О. о. могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самостоятельности. В 1998 г. в Закон включено понятие "политического общественного объединения". Им является О. о., в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах путем выдвижения кандидатов, участия в организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Данный Закон различает: учредителей; членов; участников О. о. Ими могут быть граждане, достигшие 18 лет, и О. о. Членами и участниками (но не учредителями) молодежных О. о. могут быть граждане, достигшие 14 лет, а детских - 8 лет. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками О. о. Учредители - это инициаторы создания О. о., созыва учредительного съезда (конференции), собрания. Для обычного О. о. - это как минимум 3 физических лица, для партий и профсоюзов число учредителей устанавливается законами о данных видах О. о. Закон разрешает выступать в качестве учредителей как физическим лицам, так и юридическим лицам - О. о. Учредители - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности. Членами О. о., согласно ст. 6 Закона 1995 г., являются физические и юридические лица - О. о., чья заинтересованность в совместном решении задач данного О. о. в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов О. о. в целях обеспечения их равноправия. Участниками О. о. являются физические и юридические лица, выразившие поддержку целям и(или) конкретным акциям данного О. о., принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом. Создание О. о. проходит несколько этапов. Начальные контакты происходят в виде встреч, собраний, дискуссий, образования инициативных групп и т. д. Таким образом, происходит пропаганда идей. целей О. о., и одновременно вырисовывается его образ, модель. Далее собираются учредители и публично провозглашают свое намерение создать О. о. Затем они созывают учредительные съезд (конференцию) или общее собрание. Однако О. о. считается созданным только тогда, когда на съезде (конференции), общем собрании принимаются решения: о создании; утверждении устава и формировании руководящих и контрольно-ревизион-ных органов О. о. Как уже говорилось выше, О. о. может и не ходатайствовать о государственной регистрации и действовать в своих уставных целях. Часть 3 ст. 18 Закона гласит: "С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом". По территориальной сфере деятельности в РФ возможны следующие виды О. о.: общероссийское - осуществляет свою деятельность на территории более половины субъектов РФ и имеет там свои подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства; межрегиональное - действует на территории менее половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения (в названном выше наборе); региональное - его деятельность осуществляется в пределах территории одного субъекта РФ; местное - действует в пределах территории органа местного самоуправления, т. е. в районе (уезде), волости (сельском округе, сельсовете), городе, сельском населенном пункте. На территории РФ возможно функционирование и международных О. о. Ими считаются международные О. о., имеющие организации, филиалы или представительства в Российской Федерации, или О. о., имеющие подразделения в иностранных государствах. Одним О. о. - политическим партиям и движениям - запрещено создавать ячейки по производственному принципу (на заводах, фабриках, в государственных учреждениях и т. д.), для других - профессиональных союзов - деятельность без создания таких ячеек попросту немыслима. Для третьего вида О. о. создание или запрет создания первичных ячеек по предприятиям и учреждениям (независимо от форм собственности) обусловлен их мерой политизированности. Если О. о. политически нейтральны, они могут создаваться и функционировать по производственному принципу, в том числе собираться на свои мероприятия в нерабочее время. Для регистрации О. о. должно утвердить свой устав. Согласно ст. 20 Закона 1995 г., в нем должны быть отражены: название, цели, организационно-правовая форма О. о.; структура, руководящие и контрольно-ревизионные органы, территория, в пределах которой данное О. о. осуществляет свою деятельность; условия и порядок приобретения и утраты членства в О. о. (если в О. о. предусмотрено членство), права и обязанности его членов; компетенция и порядок формирования руководящих органов, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа О. о.; порядок внесения изменений и дополнений в устав О. о.; источники формирования денежных средств и иного имущества, права О. о. и его структурных подразделений по управлению имуществом; порядок реорганизации и(или)ликвидации О. о. Устав может содержать описание символики данного О. о. Кроме того, в уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности О. о., не противоречащие законам. Поскольку регистрация является государственной, ее, согласно Закону 1995 г.. осуществляют органы системы Министерства юстиции РФ. Общероссийские и международные О. о. регистрирует непосредственно МЮ РФ. Межрегиональные О. о. регистрируются органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа О. о. Региональные и местные О. о. регистрируются в органе юстиции соответствующего субъекта РФ. Документы, поданные на регистрацию, должны быть рассмотрены в месячный срок. Зарегистрированные О. о. включаются в Государственный реестр юридических лиц. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд. О. о., являющееся юридическим лицом, может иметь в собственности: земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности данного О. о., указанной в его уставе. Имущество О. о. формируется на основе вступительных и членских взносов, если они предусмотрены уставом; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом О. о. лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности О. о.; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности О. о.; других не запрещенных законом поступлений. Доходы от предпринимательской деятельности О. о. не могут перераспределяться между членами или участниками этих объединений и должны использоваться только для достижения уставных целей. Допускается использование О. о. своих средств на благотворительные цели, даже если это не указано в уставе. Согласно Закону 1995 г., орган, регистрирующий О. о., осуществляет контроль за соответствием его деятельности уставным целям. В случае выявления нарушений законодательства РФ или совершения действий, противоречащих уставным целям, он может вынести руководящим органам О. о. письменное предупреждение с указанием конкретных оснований. Это предупреждение может быть обжаловано О. о. в судебном порядке. В случае нарушения Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, законодательства РФ Закон 1995 г. (ст. 42) содержит также такую санкцию по решению суда, как приостановление деятельности О. о. Возможны два варианта приостановления деятельности. При первом инициатором выступает соответствующий прокурор. Сначала он вносит в руководящие органы данного общественного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок для их устранения. Если в установленный срок эти нарушения не устраняются, деятельность О. о. приостанавливается на срок до шести месяцев решением суда на основании заявления прокурора. При втором варианте инициатором выступает регистрирующий орган юстиции. Сначала он должен сделать О. о. два письменных предупреждения. После этого, если предупреждения в установленном порядке не были обжалованы в суд или не признаны судом не основанными на законе, регистрирующий орган вправе подать заявление в суд о приостановлении деятельности О. о. С приостановлением деятельности приостанавливаются права О. о. как учредителя средств массовой информации: запрещается организовывать собрания, митинги, демонстрации и другие публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, и уплате штрафов. Закон 1995 г. предусматривает вариант "мирной" реорганизации и ликвидации О. о. по его решению, а также ликвидацию О. о. по решению суда, которая может произойти исключительно в случаях нарушения закона. Заявление в суд о ликвидации О. о. вносится прокурором. Ликвидация О. о. по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации (ст. 44 Закона 1995 г.). (С. А.)...







Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь