Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
КОЛУМБИЯ
|
- (Республика Колумбия) - государство в северо-западной части Южной Америки. Независима с 20 июля 1810 г. Столица - г. Богота (Санта-Фе-де-Богота). Административное деление: 29 провинций, подразделяемых на муниципалитеты или муниципальные округа. Действует Политическая Конституция от 4 июля 1991 г. По Конституции К. - унитарная республика. Глава государства - президент, избирается всеобщим голосованием сроком на 4 года без права переизбрания на второй срок. Вице-президент избирается вместе с президентом. Парламент страны - Конгресс - состоит из Сената и Палаты представителей. Обе палаты избираются всеобщим голосованием по системе пропорционального представительства сроком на 4 года. Сенат (102 сенатора) избирается по общенациональному округу; Палата представителей (165 депутатов) - по территориальным и специальным избирательным округам. Исполнительная власть осуществляется президентом, который и возглавляет правительство, назначает и смещает министров. Ежегодно, 7 августа, Кабинет министров подает в отставку, чтобы дать президенту возможность внести изменения в его состав. (А. К.)...
|
КОНГРЕСС
|
- 1) наименование парламента в некоторых зарубежных странах (США, Колумбия, Филиппины), состоящего из двух палат (в Испании Конгресс депутатов - нижняя палата парламента). 2) Во Франции - орган, созываемый Президентом. Согласно ст. 89 Конституции, инициатива пересмотра Конституции принадлежит Президенту республики, действующему по предложению Премьер-министра, и членам Парламента. Проект или предложение о пересмотре Конституции должны быть приняты обеими палатами Парламента - Национальным собранием и Сенатом - в идентичной редакции. Пересмотр является окончательным после одобрения его референдумом. Однако референдум не проводится, если Президент передает проект на рассмотрение Парламента, созванного в качестве Конгресса. В этом случае проект пересмотра считается одобренным, если он получит большинство в три пятых от поданных голосов. (С. А.)...
|
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТЕРРИТОРИЯ
|
- в федеральном государстве территория, не входящая в состав субъекта федерации, находящаяся в непосредственном управлении федеральных органов или назначенных ими лиц. Ф. т. имеются в Австралии, Бразилии, Венесуэле, Мексике, США и других государствах. Можно наблюдать несколько разновидностей федеральных территорий: федеральный округ, в котором расположена столица государства, имеющий элементы особого статуса (например, федеральный округ Колумбия, где находится столица США г. Вашингтон, не представлен в палатах Конгресса США; и только с 1961 г. жители округа имеют право участвовать в выборах Президента США); Ф. т., приближающаяся по своему статусу (особенно в части организации управления и самоуправления) к субъектам федерации (например, в Бразилии); отдельная часть территории, не находящаяся под юрисдикцией субъекта федерации и иной единицы (например, в Мексике - острова, островки и рифы; в Венесуэле - федеральные зависимые территории как части территории республики, не входящие в состав штатов, федерального округа и Ф. т., а также острова, образовавшиеся или возникшие в территориальном море или в море над континентальным шельфом). Ф. т. первых двух названных групп постепенно приближаются к статусу субъекта федерации. В некоторых странах наименование территории "федеральный округ" не означает принципиальных особенностей его статуса. По существу - это также субъект федерации, хотя и со специфическим наименованием. (С. А.)...
|
КАНАДА
|
- государство в Северной Америке. До 1 июля 1867 г. - британская колония. Затем - доминион. Член Британского Содружества. Столица - г. Оттава. Форма государственного устройства - федерация. Административное деление: 10 провинций (Онтарио, Квебек, Новая Шотландия, Нью-Брансуик, Мани-тоба, Британская Колумбия, Остров принца Эдуарда, Саскачеван, Альберта, Ньюфаундленд) и две территории (Северо-западные территории, территория Юкон). Каждая провинция имеет свою конституцию, выборный законодательный орган, правительство. Представителем центрального правительства является лейтенант-губернатор. Определен круг компетенции органов власти провинций: использование природных ресурсов на территории провинции, местное законодательство и налогообложение, социальное обеспечение, здравоохранение и т. д. Доминирующие позиции в федерации занимают две провинции - Онтарио и франкоязычный Квебек, в которых проживает 63% населения страны. Не прекращаются попытки Квебека получить особый статус, вплоть до поэтапного отделения от К. Эта тенденция усилилась в провинции с приходом к власти Квебекской партии, получившей на выборах 12 сентября 1994 г. большинство мест в парламенте провинции. Проходивший в ноябре 1995 г. референдум о самоопределении Квебека не оправдал надежд его инициаторов: при 93% участвующих в голосовании 50,6% высказались за единую Канаду, 49,4% - за суверенитет Квебека. В результате провинция осталась в составе федерации. Конституция страны состоит из нескольких законодательных актов: Конституционный закон 1791 г., Закон об объединении Канады 1840 г., Закон о Британской Северной Америке 1867 г., Конституционный закон 12 апреля 1982 г. По последнему акту британский парламент впредь не вправе вносить изменения в канадскую Конституцию. Референдум в октябре 1993 г. о пересмотре Конституции с точки зрения распределения компетенции между центральной властью и провинциями не дал ожидаемых результатов, так как против такого пересмотра выступили (по разным мотивам) несколько провинций. Согласно Конституции, К. - конституционная монархия. Королеву Великобритании представляет генерал-губернатор, который назначается сроком на 5 лет Королевой по совету премьер-министра страны. Он утверждает законопроекты, вправе созывать и распускать парламент, назначать премьер-министра и т. д. Вместе с тем эти и другие полномочия генерал-губернатора реализуются в зависимости от мнения канадского правительства. Серьезных конфликтов между генерал-губернатором, с одной стороны, и правительством и парламентом - с другой, в последние десятилетия не возникало. Парламент состоит из двух палат. В сенат входят 104 сенатора - представители провинций и территорий - по квотам, пропорциональным численности населения каждой провинции или территории (например, по 24 сенатора от Онтарио и Квебека, по одному от Северо-западных территорий и территории Юкон). Сенаторы назначаются пожизненно генерал-губернатором, должны быть не моложе 30 лет, иметь собственность, оцениваемую не менее чем в 4 тыс. долларов. Спикер сената назначается правительством. Нижняя палата - палата общин - состоит из 301 депутата, избираемых всеобщим голосованием сроком на 5 лет. Роль британской Королевы и генерал-губернатора в законодательном процессе символизируется тронной речью генерал-губернатора от имени Королевы на первом совместном заседании палат. Генерал-губернатор утверждает законопроекты и ратифицирует международные договоры К. Собственные законодательные полномочия парламента - весьма широки: от прохождения законопроектов в трех чтениях до утверждения бюджета и фактического формирования правительства. Обе палаты обладают одинаковыми правами. Исполнительная власть формально принадлежит британской Королеве в лице генерал-губернатора, на практике реализуется правительством. Премьер-министр назначается генерал-губернатором из числа лидеров парламентского большинства; министров назначает премьер-министр. Правительство - ответственно перед парламентом. Высшая судебная инстанция К. - Верховный суд, 9 судей которого пожизненно назначаются генерал-губернатором. Федеральный суд К. рассматривает гражданские иски к федеральным властям и от их имени. Верховные суды провинций являются судами первой инстанции по наиболее важным гражданским и уголовным делам. Действуют также суды графств. (А. К.)...
|
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ
|
- государство в Северной Америке. Независимость провозглашена 4 июля 1776 г. Столица - г. Вашингтон. Государственное устройство - федерация. Административное деление: 50 штатов и один федеральный (столичный) округ Колумбия. Штаты: Айдахо, Айова, Алабама, Аляска, Аризона, Арканзас, Вайоминг, Вашингтон, Вермонт, Вирджиния, Висконсин, Гавайи, Джорджия, Делавер, Западная Вирджиния, Иллинойс, Индиана, Калифорния, Канзас, Кентукки, Колорадо, Коннектикут, Луизиана, Массачусетс, Миннесота, Миссисипи, Миссури, Мичиган, Монтана, Мэн, Мэриленд, Небраска, Невада, Нью-Гемпшир, Нью-Джерси, Нью-Йорк, Нью-Мексико, Огайо, Оклахома, Орегон, Пенсильвания, Род-Айленд, Северная Дакота, Северная Каролина, Теннеси, Техас, Флорида, Южная Дакота, Южная Каролина, Юта. Штаты делятся на графства, графства - на общины. Штаты имеют свою конституцию, законодательные и исполнительные органы, свое законодательство. Под управлением США находятся также зависимые территории: Вир-гинские острова и Пуэрто-Рико в Карибском море ("свободно присоединившееся государство"), Восточное Самоа, о. Гуам, атоллы Мидуэй и Уэйк в Тихом океане. Ныне действующая Конституция принята в 1787 г. и является одной из старейших в мире. Ей предшествовало принятие 4 июля 1776 г. Декларации независимости, статей Конфедерации 1777 и 1781 гг. и Акта о Северо-Западных территориях 1787 г., тексты которых включены в раздел "Органические законы США" Свода законов США. Конституция 1787 г. содержит основной текст (лаконично определяющий организацию федеральной власти и механизм судебной защиты прав и свобод граждан от посягательств со стороны исполнительных органов всех уровней) и 26 поправок, 10 из которых вступили в силу в 1791 г. и получили название Билля о правах. Статья V Конституции предусматривает весьма сложную процедуру принятия поправок к ней: "Конгресс, если две трети членов обеих палат сочтут это необходимым, может предлагать поправки к настоящей Конституции либо - по обращению легислатур двух третей штатов - созывать конвент для предложения поправок, которые в обоих случаях приобретают законодательную силу во всех отношениях как часть настоящей Конституции после их ратификации легислатурами трех четвертей штатов в зависимости от того, какой порядок ратификации может предложить Конгресс..." Историческое значение американской Конституции состоит в том, что она заложила в государственно-правовую систему страны принципы федерализма, разделения властей и судебного конституционного контроля. Принципы федерализма, сформулированные американскими федералистами (наиболее известные - Гамильтон, Мэдисон, Джей), получили в Конституции правовое выражение прежде всего в разграничении законодательных полномочий федерации и штатов. Статья I разд.8 Конституции содержит перечень вопросов, которые штаты делегируют федерации в лице Конгресса: установление федеральных налогов и сборов; регулирование торговли с иностранными государствами и между отдельными штатами; установление единообразных правил натурализации; чеканка монеты; учреждение единой почтовой службы; учреждение судов, нижестоящих по отношению к Верховному суду; объявление войны; формирование и содержание армии и флота. Все остальные предметы законодательного регулирования составляют "остаточные" полномочия штатов, что позволяет законодательным органам штатов принимать свои законы по достаточно широкому кругу вопросов внутриштатной торговли, общественного порядка, здравоохранения и т. д., а также иметь собственное гражданское, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. Конституции штатов и их избирательное законодательство служат основой формирования органов законодательной и исполнительной власти штатов. Вместе с тем принцип федерализма закрепляет верховенство федеральной Конституции и федерального законодательства (ст. VI). Предусмотрена также совместная ("перекрещивающаяся") компетенция федерации и штатов. В основу организации федеральной государственной власти положен принцип разделения властей, дополненный системой "сдержек и противовесов": полномочия органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти изложены в Конституции несколько схематично, создавая, тем не менее, основу их самостоятельного функционирования при взаимном эффективном контроле друг друга. Впоследствии принятием большого числа федеральных законов, регламентирующих порядок организации и деятельности федеральных органов государственной власти, им был придан более современный и динамичный облик. В системе разделения властей Конституция США на первое место ставит Конгресс США - высший законодательный орган федерации, - состоящий из Сената и Палаты представителей. Сенат как законодательный орган, представляющий интересы штатов, образуется путем избрания по два сенатора от каждого штата, независимо от численности населения штата, сроком на 6 лет, причем каждые два года состав Сената обновляется на одну треть. Председательствует на заседаниях Сената вице-президент страны. Палата представителей как орган законодательной власти, выражающий интересы всей нации, избирается всеобщим голосованием по мажоритарной системе относительного большинства сроком на 2 года. В настоящее время в нее входит 435 депутатов. Основная часть законодательной работы обеих палат проходит в создаваемых ими комитетах. Общая численность постоянных и специальных (временных) комитетов достигает 60. Законотворческий процесс предусматривает несколько стадий прохождения законопроекта, прежде чем закон утвердят обе палаты и президент. Президентское вето преодолевается двумя третями членов каждой из палат. Если в течение 10 рабочих дней президент не возвращает закон палате, от которой он исходил, закон считается принятым. Глава исполнительной власти - президент - избирается выборщиками одновременно с вице-президентом двухстепенными выборами сроком на 4 года с правом переизбрания еще на один срок. Поправка XII Конституции (ратифицирована 15 июня 1804 г.) определяет порядок формирования корпуса выборщиков и избрания президента США. В случае смерти (1963 г. - Дж. Кеннеди), отставки (1974 г. - Р. Никсон) или отстранения президента с его поста вице-президент становится президентом и имеет право назначить нового вице-президента с одобрения обеих палат Конгресса США. Компетенция президента, согласно статье II Конституции, весьма обширна. Президент является главнокомандующим армии и флота Соединенных Штатов. Он может затребовать от высших должностных лиц исполнительной власти мнение в письменном виде по любому вопросу, касающемуся его обязанностей по должности. Ему предоставлено право по совету и с согласия Сената заключать международные договоры при условии одобрения их двумя третями присутствующих сенаторов и назначать на высшие государственные должности; вводить в должность послов, других официальных представителей и консулов, судей Верховного суда и всех должностных лиц Соединенных Штатов, введение в должность которых президентом предусмотрено Конституцией и должности которых установлены законом. Еще одним важным правом президента является право созвать одну или обе палаты Конгресса, если он считает такой созыв необходимым и целесообразным, или отложить их созыв на тот срок, какой он сочтет возможным. Конституция (ст. II разд. 4) предусматривает, что президент, вице-президент, все гражданские должностные лица Соединенных Штатов могут быть отстранены от должности по импичменту за государственную измену, взяточничество либо за другие серьезные преступления и правонарушения. Исполнительная власть (ст. II) предоставляется президенту. С согласия Сената он назначает министров правительства, в которое входит и вице-президент. Функции министра иностранных дел исполняет Государственный секретарь. В состав кабинета входят: Государственный секретарь, министры финансов, обороны, юстиции, внутренних дел, сельского хозяйства, торговли, труда, здравоохранения и социальных служб, транспорта, жилищного строительства и городского развития, энергетики, образования, по делам ветеранов. Членами кабинета являются также: Директор административно-бюджетного управления, представитель США на торговых переговорах, постоянный представитель США при ООН. В состав кабинета не входят: министр армии, министр ВМС, министр ВВС. Помимо кабинета в структуру исполнительной власти входят: аппарат советников (около 600) Белого дома, а также Исполнительный аппарат (администрация) президента (более 6 тыс.чиновников). Судебная система отражает федеративный характер американского государства: наряду с единой системой федеральных судов функционируют самостоятельные судебные системы штатов. Основная часть гражданских и уголовных дел рассматривается судами штатов и лишь небольшая часть - судами федеральными (иски граждан к федеральным властям, иски между гражданами иностранных государств, иски на сумму более 10 тыс. долларов). Верховный суд США, состоящий из девяти членов, назначаемых президентом и утверждаемых Сенатом, играет исключительно важную роль в судебной системе. Выполняя функции органа конституционного контроля, Верховный суд вправе отменить постановление любого суда, закон штата или акт Конгресса, если признает их противоречащими Конституции США. Верховный суд США - важное звено в процедуре отрешения от должности (импичмента) высших должностных лиц. Основная же функция Верховного суда - рассмотрение в первой инстанции дел по спорам между двумя или более штатами, а также по многим другим делам, касающимся "федерального аспекта". В федеральную судебную систему входят также апелляционные, окружные и специальные суды. Апелляционные суды созданы в 1891 г. как промежуточное звено между Верховным судом США и окружными судами. Образовано 11 апелляционных округов (от 3 до 10 штатов), в каждом из которых заседают апелляционные суды в составе до 23 судей. Кроме того, имеется апелляционный суд в столичном округе Колумбия, а в 1982 г. учрежден Апелляционный суд федеральной юрисдикции, рассматривающий жалобы по таможенным и патентным делам, а также жалобы на решения Претензионного суда. Работу каждого апелляционного суда курирует и участвует в его заседаниях один из членов Верховного суда США. Апелляционные суды призваны рассматривать жалобы на приговоры и решения окружных судов, а также на решения административных органов штатов. Окружные суды рассматривают основную часть дел, относимых к компетенции федеральных судов. Округа создаются на территории штата, в наиболее крупных штатах создано несколько округов. Всего в стране действуют 95 окружных судов. Из специальных судов выделяется Претензионный суд, рассматривающий гражданские иски частных лиц и фирм к федеральному правительству на сумму свыше 10 тыс. долларов. В Нью-Йорке действует также Суд по внешней торговле. Судебные системы штатов отличаются своеобразием. Как правило, судебную систему штата возглавляет Верховный суд штата. Помимо судов общей юрисдикции имеются специализированные суды, а также суды ограниченной юрисдикции (муниципальные, городские, полицейские), в которых дела о незначительных правонарушениях рассматриваются единолично магистратами или мировыми судьями. (А. К.)...
|
ПРЕЗИДЕНТ ГОСУДАРСТВА
|
- единоличный (т. е. представленный одной персоной) орган государственной власти. Вместе с тем - высшее должностное лицо государства зачастую одновременно и верховный главнокомандующий вооруженными силами государства. Статус президента обусловлен его предназначением. Могут быть следующие варианты: а) президент - глава исполнительной власти; б) президент - глава государства; в) президент - глава государства и глава исполнительной власти; г) президент - глава государства, глава исполнительной власти и глава правительства. В качестве главы исполнительной власти президент включается в систему органов исполнительной власти, он - высшее звено данной системы. В некоторых зарубежных странах, а также республиках в составе РФ президент, помимо того что он объявлен главой исполнительной власти, является также и председателем правительства. В качестве главы государства президент стоит несколько особняком от законодательной, исполнительной и судебной властей, поскольку он должен обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие других ветвей власти. Многие исследователи делают вывод, что президент как глава государства представляет собой отдельную ветвь государственной власти - президентскую власть. Причем она (именно как власть главы государства) несколько возвышается над другими властями. В реальной жизни президент - глава государства - больше тяготеет, конечно, к исполнительной власти, осуществляя определенные полномочия, типичные для этой власти, и официально либо фактически руководя центральными органами исполнительной власти государства, а то и всей системой этих органов на территории страны. Роль президента зависит от того, какая форма правления избрана в государстве. В президентской республике - налицо сильная или даже суперсильная президентская власть, включая: руководство внутренней и внешней политикой: формирование правительства и определение направлении его работы, назначение иных высших должностных лиц системы исполнительной власти, представление парламенту, его палатам кандидатур для назначения на ряд высших должностей и судей высших судов государства: представление в парламент законопроектов, подписание и обнародование законов, право вето и право роспуска парламента: собственное правотворчество президента: обеспечение безопасности и обороноспособности государства. в том числе функции верховного главнокомандующего и руководителя совета безопасности, назначение высшего военного командования и др. В парламентарной республике президент не обладает реальной сильной властью, в большей мере осуществляет представительские функции, а если и назначает ряд высших должностных лиц или подписывает акты, то скорее в порядке формальной и заранее подготовленной процедуры. Чаще всего президенты избираются населением путем прямых выборов. Однако могут быть также: косвенные выборы президента - коллегией выборщиков, которые избираются населением (например, США); выборы парламентом государства (например, Израиль, Греция и др.): выборы специальной избирательной коллегией (собранием), состоящей наряду с членами парламента также и из представителей территорий, на которые делится государство, делегируемых их законодательными собраниями или органами управления (например. Президент ФРГ избирается Федеральным собранием, которое состоит из депутатов бундестага и представителей земель ФРГ, избираемых их законодательными органами, Президент Италии - избирательной коллегией, в которую наряду с депутатами обеих палат парламента входят представители органов управления областей). Как правило, для президентов устанавливается более высокий возрастной ценз. Например, в США и России президентом можно стать лишь по достижении 35, в ФРГ - 40, в Италии - 50 лет. В некоторых странах устанавливается и верхний возрастной предел, но, как правило, не более 65 лет. Срок полномочий президента в различных странах неодинаков, обычно предпочтение отдается 4, 5, 6 или 7 годам. В некоторых странах президент избирается лишь на один срок без права переизбрания. Однако чаще разрешается избрание на два срока вообще (например, США) или же на два срока подряд (например, Россия). В последнем случае после некоторого перерыва можно снова баллотироваться на пост президента. Только в некоторых странах предусмотрен пост вице-президента (США, Индия, Бразилия, Коста-Рика, Колумбия). В России этот пост существовал с 1991 по 1993 г. Вице-президент выполняет поручения президента, а также замещает его в случае невозможности осуществления полномочий. В других странах функции президента в случае его кончины, отставки, невозможности выполнять обязанности по состоянию здоровья или при отрешении от должности возлагаются на премьер-министра или на председателя парламента, или на председателя верхней палаты парламента (может устанавливаться определенная очередность замещения президента, когда при невозможности выполнения функций президента данным лицом это делает следующее, указанное в перечне). П. г. обладает личной неприкосновенностью. Прежде чем привлечь президента к ответственности за конкретное правонарушение, необходимо решить вопрос о его дальнейшем пребывании на посту президента. Для этого предусматривается такая мера конституционной ответственности президента, как отрешение его от должности. Основанием для этого может быть совершение президентом государственной измены, иного тяжкого преступления или умышленного нарушения конституции либо иного закона государства. В основном в мире применяются два процессуальных способа решения вопроса: возбуждение обвинения в отношении президента парламентом и разрешение дела по существу судом - конституционным (например, ФРГ, Италия, Болгария) или иным высшим (например, Финляндия, Португалия и др.); возбуждение обвинения нижней палатой парламента и принятие решения верхней палатой (например, Россия, США). В республиках в составе РФ решение об отрешении от должности президента в основном принимает парламент на основании решения (заключения) конституционного суда (палаты). В некоторых республиках (Ингушетия, Адыгея, Кабардино-Балкария, Калмыкия) для этих целей предусмотрен референдум. Например, в Ингушетии Президент отрешается от должности в случае совершения преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда республики. Производство по делу об отрешении возбуждается парламентом республики, который тремя четвертями голосов от списочного состава депутатов выносит вопрос об отрешении президента от должности на референдум. В Адыгее парламент (Государственный Совет) выдвигает обвинение против Президента в умышленном нарушении Конституции, законов республики или данной им присяги и обращается с запросом в Конституционную Палату республики. При подтверждении ею обвинений Государственный Совет назначает референдум о доверии Президенту. Президент считается отреш?нным от должности, если за недоверие проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании. Это напоминает правила, действующие в некоторых зарубежных странах (например, Австрия, Исландия), где предложение парламента о смещении президента с должности также голосуется на референдуме. Но там, если предложение не поддержано, парламент распускается.(С. А.)...
|
|
|
|
|
|
|