Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
КОМИТЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА
|
- учрежден при конституционной реформе 1 декабря 1988 г., с включением в Конституцию основополагающих норм о его статусе и компетенции (корректировались 23 декабря 1990 и 14 марта 1990 гг.). Закон о конституционном надзоре в СССР принят Вторым Съездом народных депутатов СССР 23 декабря 1990 г. Предусматривалось, что конституционный надзор в СССР учрежден в целях обеспечения соответствия актов государственных органов и общественных организаций Конституции СССР, конституциям союзных и автономных республик, охраны конституционных прав и свобод личности, прав народов СССР, демократических основ советского общества. Помимо ККН СССР были предусмотрены органы конституционного надзора союзных и автономных республик....
|
КС РФ
|
- б был учрежден при российской конституционной реформе 12 декабря 1990 г. вместо Комитета конституционного надзора РСФСР, предусмотренного Конституцией при реформе 27 октября 1989 г., но так и не созданного. Первый Закон о КС РФ был принят 12 июля 1991 г., он предусмотрел пожизненное избрание судей КС РФ и предельный возраст - 65 лет- для пребывания в должности. Число членов КС РФ на то время составляло 15 судей....
|
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНО
|
- обобщенное наименование органов исполнительной власти РФ, используемое Конституцией и другими нормативными актами РФ. В соответствии с Указом Президента РФ "О системе федеральных органов исполнительной власти" от 14 августа 1996 г. (с последующими изменениями) в систему этих органов входят министерства РФ (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты РФ, федеральные комиссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а также Управление делами Президента РФ. Министерство РФ - Ф. о. и. в., проводящий государственную политику, осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий деятельность в этой сфере иных Ф. о. и. в. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр). Государственный комитет РФ и федеральная комиссия России - Ф. о. и. в., осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет, федеральную комиссию возглавляет председатель. Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России - Ф. о. и. в., осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу России возглавляет руководитель (директор) федеральной службы России, российское агентство - генеральный директор российского агентства, федеральный надзор России - начальник федерального надзора России. Создание Ф. о. и. в., их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Федеральный министр назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Председатель государственного комитета, федеральной комиссии, руководитель (директор) федеральной службы, генеральный директор российского агентства и начальник федерального надзора назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ. Таким образом, министерства РФ в принципе можно считать имеющими более высокий ранг по сравнению с иными Ф. о. и. в., поскольку министры назначаются Президентом РФ и входят в состав Правительства РФ, а руководители остальных органов назначаются Правительством РФ и не входят в его состав. Однако следует иметь в виду, что по указу от 14 августа 1996 г. руководители Ф. о. и. в., подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией и законами РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке, т. е. назначение на должность и освобождение от должности в этом случае производит Президент РФ (см. также: Государственный комитет Российской Федерации. Министерство 'Российской Федерации. Российское агентство. Федеральная комиссия России. Федеральная служба России. Федеральный надзор России). (С. А.)...
|
СЛУЖБА ТАМОЖЕННАЯ
|
- система органов, в которую входят Государственный таможенный комитет РФ, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты и другие учреждения (например, лаборатории, учебные заведения). Основные задачи: участие в разработке таможенной политики и ее реализации; организация и совершенствование таможенного дела; участие в обеспечении экономической безопасности и единства таможенной территории; защита экономических интересов РФ; участие в международном сотрудничестве по таможенным вопросам и т. д. Государственный таможенный комитет РФ возглавляет Председатель, назначенный Президентом РФ. (К. Г.)...
|
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ Ф
|
- судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства согласно ст. 1 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде (КС) РФ 1994 г....
|
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРОКУРОРА
|
- одна из форм прокурорского реагирования на установленные факты нарушения закона, документ, оформляющий властно-распорядительное решение прокурора, которое может быть принято им в ходе осуществления прокурорского надзора. П. п. выносится, например, при возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении, в ходе надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного воздействия, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (см. также: Надзор прокурорский. Прокуратура. Прокурор).(К. Г.)...
|
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
|
- вид государственных органов системы государственного управления (по современной терминологии - исполнительной власти) в РФ, а ранее - в СССР и РСФСР. Отвечает за осуществление какой-либо государственной функции применительно к любой сфере государственной жизни либо за конкретную отрасль народного хозяйства. Руководитель органа именуется председателем Г. к. Использование слова "комитет" в наименовании органа предполагает, что он выполняет свои функции на коллегиальной основе, что не исключает единоначалия в руководстве со стороны председателя комитета. По статусу Г. к. СССР и РСФСР были равны министерствам, а председатели Г. к. входили в состав Правительств СССР и РСФСР. В настоящее время председатели Г. к. РФ не входят в состав Правительства РФ (некоторые Г. к. могут возглавлять заместители Председателя Правительства РФ). (С. А.)...
|
ПОСЕЛКОВЫЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТА
|
- местный орган государственной власти по Конституции СССР 1977 г., Конституции РСФСР 1978 г. С 1991 г. - орган местного самоуправления. Осенью 1993 г. П. с. н. д., как и другие представительные органы местного самоуправления, ликвидированы указом Президента РФ. Их полномочия переданы главам соответствующих местных администраций. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1995 г. допускает создание представительных органов местного самоуправления, в том числе и в поселках. Но на практике они мало где созданы. Управляют поселками как муниципальными образованиями их главы, в большинстве случаев - назначенные сверху. В принципе моделью местного самоуправления для поселка должен стать поселковый комитет, избираемый населением и возглавляемый главой поселка, которого избирает либо население, либо комитет. (С. А.)...
|
КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ
|
- осуществляемая государственными органами деятельность, направленная на обеспечение соответствия конституции государства законов и иных нормативных правовых актов. К. к. осуществляют специальные органы - конституционные суды или комитеты конституционного контроля (надзора), а также иные государственные органы в рамках возложенных на них полномочий (президент, парламент и др.). Иногда К. к. совмещается с конституционным надзором в руках одного государственного органа. К.к. дает этому органу право отмены или признания недействующим акта, признанного противоречащим конституции. Конституционный надзор такого права не дает и выражается в том, что орган предлагает тому, кто принял неконституционный акт, или органу, стоящему над ним, отменить этот акт (см.: Конституционный надзор). (С. А.)...
|
ПРОИЗВОДСТВО В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА
|
- см.: Надзорное производство....
|
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
|
- распространенное в годы советской власти наименование государственных органов. Например, Всероссийский съезд Советов - верховный орган государственной власти РСФСР в 20- 30-е гг. - избирал Всероссийский Центральный исполнительный комитет (ВЦИК) в качестве своего органа и одновременно - второго высшего представительного органа власти государства. Местные Советы до 1991 г. избирали из числа депутатов исполнительные комитеты (сокращенно - исполкомы), официально считавшиеся их исполнительными и распорядительными органами, но одновременно - частью системы органов государственного управления. По официальной теории И. к. были органами, полностью подотчетными соответствующим Советам, призванными проводить в жизнь их решения. В действительности исполкомы стояли над Советами. И. к. находились в системе так называемого двойного подчинения - своему Совету и вышестоящему исполкому или Совету Министров республики. Поэтому практически руководство соответствующих партийных органов и исполкомов предопределяло как состав, так и содержание деятельности Советов. (С. А.)...
|
КОНСТИТУЦИОННЫЙ НАДЗОР
|
- осуществляемая государственными органами деятельность, направленная на обеспечение соответствия конституции государства законов и иных нормативных правовых актов. Суть К. н. состоит в том, что надзирающий орган осуществляет наблюдение за соответствием правовых актов конституции, по сигналам или по своей инициативе находит противоконсти-туционные акты и предлагает соответствующим органам их отменить. Сам он отменить такие акты не может, если выполняет в чистом виде функции К. н. Однако если одновременно он является органом конституционного контроля, то может и сам отменять, признавать недействующими подобные акты (см.: Конституционный контроль). К. н. могут осуществлять различные государственные органы, для которых К. н. - одна из функциональных задач (например, президент, прокуратура). Однако как правило К. н. поручается специально уполномоченному на то органу - комитету конституционного надзора (ККН). Например, таковыми были ККН СССР и союзных республик, предусмотренные при реформе Конституции СССР 1 декабря 1988 г. (Закон о конституционном надзоре в СССР был принят на втором Съезде народных депутатов СССР 23 декабря 1989 г., ККН СССР функционировал с этого времени до ликвидации СССР). В Российской Федерации при конституционной реформе 27 октября 1989 г. тоже был предусмотрен ККН, однако он так и не был создан. А при конституционной реформе 12 декабря 1990 г. вместо ККН был учрежден Конституционный Суд РСФСР. (С. А.)...
|
ПРИСЯГА СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО С
|
- торжественное обещание следующего содержания: "Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более". Лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда РФ, приводится к присяге на заседании Совета Федерации его Председателем.(К. Г.)...
|
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
|
- судебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (см.: Конституционный контроль). (С. А.)...
|
ПОГРАНИЧНЫЙ ПУНКТ
|
- пункт пересечения границы РФ, т. е. въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации. В П. п. имеются подразделения Федеральной пограничной службы РФ, таможни, Федеральной миграционной службы, санитарно-эпидемиологического надзора.(С. А.)...
|
|
Дальше >>>
|
|
|
|
|