RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    КСИЛОФОН 
    • В 1874 году французский композитор Сен-Санс написал произведение, названное им "Пляска смерти". Когда ее исполняли в первый раз, некоторых слушателей охватил ужас: они услышали стук костей, как будто в самом деле плясала Смерть - страшный скелет с черепом, глядящим пустыми глазницами, с заржавленной косой в руках. Как же добился композитор такого впечатления? Он ввел в оркестр ксилофон - ударный инструмент, внешне похожий на колокольчики. Ксилофон имеет ту же форму, но состоит не из металлических пластинок, а из деревянных брусков. Играют на них при помощи двух деревянных палочек. Диапазон ксилофона - от до первой до до четвертой октавы. Звук сухой, щелкающий, звонкий. Конечно, в наши дни он никого не пугает. Очень эффектно звучат на ксилофоне быстрые скерцозные пьесы, которые нередко исполняют ксилофонисты в сопровождении рояля....


    ТРОМБОН 
    • В 1840 году французский композитор Гектор Берлиоз написал симфонию, которую назвал "Траурно-триумфальной". Он посвятил ее памяти жертв французской революции 1830 года. Вторая часть симфонии - своеобразная музыкальная надгробная речь. Композитор поручил произнести ее тромбону. Почему же именно тромбон выбрал Берлиоз для скорбного и торжественного, патетического монолога? Возник тромбон в XV веке из трубы: ее сильно удлинили, сделали выдвигающуюся трубку-кулису. В зависимости от положения кулисы - более или менее вдвинутой - изменяется общая длина инструмента, изменяется длина колеблющегося внутри трубки столба воздуха, а следовательно и высота звука.
      Диапазон тромбона - от соль контроктавы до ре второй октавы. Тромбон занимает одно из почетных мест в группе медных духовых инструментов. У него очень сильный голос, легко пронизывающий звучание всего оркестра. А когда несколько тромбонов играют вместе, это придает музыке торжественность и блеск. Тембр тромбона в среднем и высоком регистрах светлый, мужественный, а на низких нотах мрачный, даже зловещий. Очень хорошо удаются тромбону героические, трагические мелодии. Он может звучать как ораторская речь, полная пафоса. Этим и воспользовался Берлиоз в Траурно-триумфальной симфонии. Нередко поручал тромбонам выразительные патетические монологи в своих симфониях австрийский композитор Густав Малер. Но все же чаще три тромбона и туба, объединенные в одну группу, играют аккорды, выполняя роль аккомпанемента....


    КОМПОЗИТОР 
    • Было время, когда этим словом называли любого, кто занимался композицией, к какой бы области искусства это ни относилось. Ведь латинское composito означает - сочинение, составление. Термин compositor можно перевести как сочинитель, составитель и отнести его к чему угодно, даже к составлению (композиции!) изящных букетов. Однако, уже начиная с XVI века этот термин все чаще стал употребляться в смысле "сочинитель музыки" (сначала говорили, как правило, "композитор музыки"). Сейчас у него имеется только одно это значение. Очень трудно стать настоящим композитором. Для этого нужно посвятить всю свою жизнь музыке: с детства учиться играть на рояле, хорошо знать все музыкальные науки - теорию музыки, гармонию, полифонию, оркестровку, историю музыкального искусства. Нужно изучить произведения всех крупных композиторов прошлого и современности, понять особенности их творчества; изучить особенности звучания всех музыкальных инструментов. Только тогда можно сочинять настоящую хорошую музыку. Разумеется, если есть творческое дарование.
      Те, кто хочет стать композитором, учатся в музыкальном училище и в консерватории на теоретико-композиторском факультете....


    ПИЦЦИКАТО 
    • Итальянским словом pizzicato обозначается особый прием игры на струнных смычковых инструментах. Вы знаете, конечно, что на скрипке, альте, виолончели и контрабасе играют при помощи смычка, которым водят по струнам. Но если композитор около нотной строчки струнного инструмента пишет pizz., то есть сокращение слова pizzicato, то исполнитель убирает смычок и играет пальцами, защипывая струны, как это делается у струнных щипковых инструментов. Звук при этом получается специфический, похожий на звук гитары или балалайки. Есть произведения, в которых прием пиццикато использован для подражания народным инструментам. Лядов в "Плясовой" для оркестра ввел пиццикато струнных, чтобы изобразить игру балалайки. Римский-Корсаков в "Испанском каприччио" имитировал таким образом звучание гитары. Бывают случаи, когда композитор применяет пиццикато не для звукоподражания, а в выразительных целях. У Чайковского, например, в скерцо Четвертой симфонии вся струнная группа оркестра играет пиццикато. Легкое, отрывистое звучание большого количества инструментов придает музыке таинственный, призрачный колорит.
      Полька-пиццикато братьев Иоганна и Иозефа Штраусов потому так и называется, что струнные все время играют в ней пиццикато....


    АРАНЖИРОВКА 
    • Французское слово arranger, как и немецкое arrangieren, в буквальном переводе означают устраивать, приводить в порядок. Однако в музыке этот термин приобретает несколько иное значение. В самом деле: трудно представить, что музыкальное произведение необходимо "привести в порядок"! Ведь композитор уже сделал в нем все, что считал нужным. И на русский язык в данном случае термин аранжировка переводят словом "переложение". Переложить можно, например, оркестровую или оперную партитуру для исполнения на фортепиано в две или четыре руки. Напротив, фортепианную пьесу можно аранжировать для оркестра. Часто песни, сочиненные автором для голоса и фортепиано, перекладывают для хорового исполнения или фортепианную партию аранжируют для инструментального ансамбля. Иногда аранжировку делает сам композитор, но чаще этим занимаются другие музыканты. Порою на нотах можно прочесть: "Облегченное переложение". Такие аранжировки для исполнения на том же инструменте, на каком задумано автором, но технически менее сложные, делаются в помощь любителям музыки. Тем, кто не очень хорошо, не профессионально владеет инструментом, а хочет получить удовольствие от музицирования. И, наконец, есть у этого термина еще одно значение: в джазовой музыке аранжировкой называются различные изменения, которые музыканты вносят непосредственно во время исполнения, импровизируя свою партию....


    ИНСТРУМЕНТОВКА 
    • Сочиняя оркестровое произведение, композитор представляет его себе во всем богатстве разнообразных тембров. Но записывает, как правило, музыку сначала двустрочно в виде так называемого клавира, лишь в отдельных случаях помечая около той или другой ноты: это играет тромбон; это - гобой; здесь вступают скрипки. Далеко не случайно поручает автор те или иные эпизоды своей музыки одним или другим инструментам. Совсем не все равно, какой инструмент будет играть мелодию, сопровождение к ней, какой-то подголосок или длинные выдержанные аккорды... Можно ли, скажем, поручить тяжеловесной и неповоротливой тубе быстрые пассажи? А нежную поэтичную мелодию фаготу в низком регистре? Конечно, с этой "ролью" лучше справятся скрипки, флейты или гобои. Зато туба необходима для того, чтобы создать в звучании басовую опору, а несколько тромбонов блестяще исполнят торжественные аккорды. Композитор всегда точно учитывает характер звучания, особенности тембра и силу звука различных инструментов. После того, как музыка сочинена, композитор создает оркестровую партитуру, в которой записывает партии всех инструментов. Процесс создания оркестровой партитуры и называется инструментовкой. Бывает, что композитор сразу, без предварительных эскизов, пишет партитуру.
      Инструментовка - очень важное выразительное средство музыки, которое глубоко индивидуально у каждого композитора. Н. А. Римский-Корсаков определил ее как "одну из сторон души самого сочинения". Сам он был одним из непревзойденных мастеров инструментовки. Все оркестровые сочинения Римского-Корсакова, наряду с содержательностью, отличаются яркой красочностью, нарядностью и блеском. Иногда слово инструментовка заменяют другим - оркестровка. Но оно имеет несколько иной оттенок. Чаще его употребляют, когда речь идет о переложении для оркестра произведения, написанного для какого-нибудь инструмента или для другого состава инструментов. Так, часто исполняются в концертах оркестровые переложения Венгерских рапсодий Листа. А ведь композитор писал их для фортепиано. Существуют оркестровые переложения "Картинок с выставки" Мусоргского, фортепианной фантазии Балакирева "Исламей" и множества других сочинений. Термин "инструментовка" имеет еще одно значение. Так называется учебная дисциплина, которую изучают в консерваториях. Студентов - композиторов и музыковедов - учат инструментовать музыку, объясняют особенности каждого инструмента, законы их сочетания. Показывают, какие тембры хорошо сливаются, сочетаются друг с другом, а какие соединять не рекомендуется. Как распределить между разными инструментами звучность, чтобы все хорошо прослушивалось, чтобы одни инструменты не заглушали другие....


    ЧЕЛЕСТА 
    • К своей музыкальной сказке "Кикимора" композитор Лядов дал такое предисловие: "Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн - говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастет Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у ней малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной". В музыке воплощено все, о чем рассказывает предисловие: и сказки кота-баюна, и стук и гром, свист и шип Кикиморы... А хрустальную колыбельку композитор изобразил звучанием челесты. Звук ее - действительно будто хрустальный: высокий, нежный и звенящий. Челеста (по-итальянски небесная, прозрачная) похожа на очень маленькое пианино. Это тоже клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические пластинки, по которым и ударяют молоточки. Диапазон челесты четыре октавы, начиная от до первой.
      Челеста - совсем молодой инструмент. Она появилась в 1788 году, а в оркестр пришла позднее. Одним из первых, в 1891 году, ее применил Чайковский: в балете "Щелкунчик" он поручил челесте сопровождать танец феи Драже....


    АЛЬТ 
    • Быть может, вы знаете, что альтом называется низкий голос девочки или мальчика. Диапазон его от ля малой октавы до ми-бемоль второй. Самый низкий женский голос, контральто, раньше тоже назывался альтом. А потом это название перешло к одному из струнных инструментов. Может быть потому, что тембр его похож на контральто - мягкий, грудной, выразительный. "Я задумал написать для оркестра ряд сцен, в которых альт соло звучал бы как более или менее активный персонаж, сохраняющий повсюду присущий ему характер; я хотел уподобить альт меланхолическому мечтателю в духе "Чайльд Гарольда" Байрона..." Так писал французский композитор Гектор Берлиоз в своих мемуарах, вспоминая о возникновении замысла программной симфонии для альта с оркестром "Гарольд в Италии". Очень выразительно использовал характер звучания альтов Д. Д. Шостакович в симфонии "1905 год". После изображения страшной картины "Кровавого воскресенья" (так называется вторая часть симфонии) третья часть - "Вечная память" - открывается мелодией траурной революционной песни "Вы жертвою пали", которую медленно и скорбно "запевают" альты. Сейчас альт получает все большее распространение в качестве концертного инструмента. Музыку для него пишут многие композиторы. Немецкий композитор Пауль Хиндемит, сам прекрасно игравший на альте, создал для него много произведений. Быть может самое известное из всех альтовых сочинений - последнее, написанное Шостаковичем. Это Соната для альта и фортепиано, посвященная ее первому исполнителю альтисту Федору Серафимовичу Дружинину....


    СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА 
    • Это понятие появилось в музыкальном искусстве в 1854 году: венгерский композитор Ференц Лист дал определение "симфоническая поэма" своему оркестровому сочинению "Тассо", первоначально задуманному как увертюра. Этим определением он хотел подчеркнуть, что "Тассо" - не просто программное музыкальное произведение. Чрезвычайно тесно связано оно с поэзией своим содержанием. В дальнейшем Лист написал еще двенадцать симфонических поэм. Самая известная среди них - "Прелюды". В основе ее стихотворение французского поэта-романтика Ламартина "Прелюды" (точнее "Прелюдии"), в котором вся жизнь человеческая рассматривается как ряд эпизодов - "прелюдий", ведущих к смерти. В творчестве Листа сложилась и форма, наиболее характерная для симфонической поэмы: свободная, но с явными чертами сонатно-симфонического цикла (см. рассказ о симфонии), если его исполнять без перерыва между частями. В разнохарактерных эпизодах симфонической поэмы есть сходство с основными разделами сонатной формы: главной и побочной партиями экспозиции, разработкой и репризой. А в то же время отдельные эпизоды поэмы могут восприниматься как части симфонии. После Листа многие композиторы обращались к созданному им жанру. У классика чешской музыки Бедржиха Сметаны есть цикл симфонических поэм, объединенный общим названием "Моя Родина". Очень любил этот жанр немецкий композитор Рихард Штраус. Широко известны его "Дон-Жуан", "Дон-Кихот", "Веселые проделки Тиля Уленшпигеля". Финский композитор Ян Сибелиус написал симфоническую поэму "Калевала", в основе которой, в качестве литературного источника, лежит финский народный эпос. Русские композиторы своим оркестровым сочинениям подобного типа предпочитали давать иные определения: увертюра-фантазия, симфоническая баллада, увертюра, симфоническая картина. Жанр симфонической картины, распространенный в русской музыке, имеет некоторые отличия. Его программность не связана с сюжетом, а рисует пейзаж, портрет, жанровую или батальную сцену. Всем, наверное, знакомы такие симфонические картины, как "Садко" Римского-Корсакова, "В Средней Азии" Бородина, "Баба-Яга", "Кикимора" и "Волшебное озеро" Лядова. Еще одна разновидность этого жанра - симфоническая фантазия - также любимая русскими композиторами, отличается большей свободой построения, часто - присутствием в программе фантастических элементов....


    КОРНЕТ 
    • Все дети, играющие на рояле, знают "Неаполитанскую песенку" из "Детского альбома" Чайковского. Эту музыку композитор поместил и в балет "Лебединое озеро". Только там под нее танцуют, и называется она "Неаполитанский танец". Мелодию танца играет медный духовой инструмент корнет.
      Корнет звучанием напоминает трубу и имеет такой же диапазон. Он более виртуозен, чем труба, но звук его слабее. Корнет играет главную роль в духовом оркестре. В симфоническом он встречается реже. Кроме соло в "Лебедином озере", Чайковский поручил двум корнетам, играющим в терцию, нежную мелодию в "Итальянском каприччио"....


    ВАЛТОРНА 
    • Немецкое Waldhorn - лесной рог. Таков дословный перевод названия этого инструмента. Предком валторны был охотничий рог, в который трубили, когда нужно было подать сигнал во время охоты или какого-нибудь торжественного события, объявить сбор войска. Для того чтобы звук был слышен на далеком расстоянии, рог стали удлинять, а чтобы играть было удобно, его приспособились "скручивать". К одному витку прибавился второй, третий. Так и возникла валторна. В 1664 году французский композитор Жан Батист Люлли впервые ввел валторну в оперный оркестр, а затем она вошла и в симфонический. Валторна относится к группе медных духовых инструментов. Она играет в оркестре очень важную роль. Звук ее мягкий, благородный. Валторна может хорошо передать и грустное, и торжественное настроение, может звучать и насмешливо, язвительно. Диапазон ее весьма широк: от си контроктавы до фа второй октавы. Валторна - оркестровый инструмент, хотя для нее существует и специальная, сольная литература. В оркестровых произведениях валторнам часто поручают ответственные сольные эпизоды. Послушайте певучую, проникновенную мелодию, которая звучит в начале второй части Пятой симфонии Чайковского. Валторны открывают симфонию до мажор Шуберта. В симфонии "Ман-фред" Чайковский доверил четырем валторнам, играющим ffff, проведение основной музыкальной темы, характеризующей героя симфонии. А в "Вальсе цветов" из "Щелкунчика" квартет валторн звучит мягко и певуче. Советский композитор Р. М. Глиэр написал концерт для валторны с оркестром, первым исполнителем которого стал замечательный валторнист В. Полех. Однако чаще всего валторны (их в оркестре обычно именно четыре) исполняют в оркестровых произведениях аккомпанирующие партии....


    РЕКВИЕМ 
    • Реквием Моцарта. Реквием Верди. Немецкий реквием Брамса. Военный реквием Бриттена. Каждый, наверное, не раз слышал эти слова, но не задумывался над тем, что же они означают.
      По-латыни requiem aeternam - вечный покой. Эти слова - начало католической заупокойной молитвы. Когда-то композиторы писали на этот латинский канонический, то есть узаконенный, никогда не изменяющийся текст церковные песнопения для солистов, хора и органа или оркестра. Исполнялись эти песнопения в храмах, во время заупокойной службы. Со времени Моцарта реквием утрачивает культовый - церковный - характер, но сочиняли его все же на латинский текст. Он использован даже в Реквиеме Верди, который по музыке больше напоминает оперные сцены, чем церковную службу. "Немецкий реквием" Брамса называется так потому, что этот композитор впервые отказался от латинского текста, заменив его словами на родном - немецком - языке.
      В наше время понятие слова "реквием" очень расширилось. Замечательный английский композитор Б. Бриттен назвал так свое монументальное антивоенное сочинение, в котором, кроме латыни, звучат страстные стихи английского поэта Уилфрида Оуэна, погибшего во время первой мировой войны. Вслед за поэтом Робертом Рождественским Реквиемом назвал свое вокально-симфоническое сочинение, написанное на его стихи, Д. Б. Кабалевский. Разумеется, в нем нет никаких латинских текстов, и вообще ничего молитвенного, связанного с религией. Реквием Кабалевского посвящен тем, кто погиб в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Он проклинает войну, призывает к борьбе за мир, за светлое будущее детей. Часто реквиемом называются отдельные небольшие вокально-симфонические или оркестровые произведения или эпизоды внутри крупных произведений - оперы или симфонии, - когда они посвящены памяти погибших героев и носят скорбно-возвышенный, сосредоточенный характер....


    ЛЕЙТМОТИВ 
    • Наверное, любому школьнику хоть один раз довелось слышать симфоническую сказку Прокофьева "Петя и волк" о том, как пионер Петя поймал волка. Помните, какие в ней действующие лица? Смешная, переваливающаяся с боку на бок Утка, веселая Птичка, ворчливый Дедушка, свирепый Волк... Всех их мы как будто видим - так ярко рисует музыка персонажей сказки. Больше того: в тексте, который читает актер, может ничего и не говориться, например, о птичке, которая вьется перед носом волка, а мы слышим, что она тут... Почему? Да потому, что звучит характеризующая ее музыка - быстрые пассажи маленькой флейты-пикколо. Петю композитор рисует красивой, распевной мелодией, похожей на пионерский марш, дедушку - басовитым ворчанием фагота, Волка - страшным завыванием валторн... Все персонажи музыкальной сказки Прокофьева охарактеризованы лейтмотивами.
      Лейтмотив - немецкое слово (Leitmotiv), означающее в переводе ведущий мотив. Так называется яркая, хорошо запоминающаяся музыкальная тема - чаще мелодия, но может быть и краткий, из нескольких звуков, мотив, и аккордовая последовательность, которая обрисовывает какой-то образ или драматическую ситуацию. Лейтмотивы применяются в больших музыкальных произведениях - операх, балетах, симфонических сочинениях, - и появляются неоднократно на их протяжении, иногда в измененном, но всегда узнаваемом виде. Очень любил использовать лейтмотивы немецкий композитор Рихард Вагнер. Особенно много их в его тетралогии "Кольцо нибелунга", где лейтмотивами характеризуются не только герои, но и их чувства, и даже отдельные предметы, как, например, заветный меч, золотое кольцо, символизирующее власть над миром, призывный рог юного героя Зигфрида. Применяли лейтмотив и русские композиторы. В опере "Снегурочка" Римский-Корсаков дает лейтмотивы и самой дочери Весны и Мороза, и красавице-Весне, и Лешему - олицетворению дикой, пугающей фантастической силы. В "Лебедином озере" Чайковского звучит лейтмотив лебедей. А помните оперу Глинки "Иван Сусанин"? Композитор характеризует поляков мелодиями и ритмами их национальных танцев - полонеза, краковяка, мазурки. Вдальнейшем, на протяжении следующих актов оперы, мазурка приобретает значение лейтмотива. Сначала, во втором акте, в замке короля Сигизмунда, она звучит торжественно и звонко. В следующем акте, в доме Сусанина, куда захватчики врываются, чтобы заставить старого крестьянина вести их на Москву, мелодия мазурки звучит воинственно и грозно. Наконец, в четвертом действии, в глухом лесу, в непроходимой чаще, куда завел поляков Сусанин, мазурка "сникла", потеряла свой блеск, свои самоуверенность и воинственность. В ней слышатся растерянность, беспокойство, бессильная злоба....


    НОКТЮРН 
    • Темные, почти черные берега. Темное зеркало реки. Спокойное небо и на нем огромная зеленоватая луна. Ее отражение волшебной дорожкой пересекает кажущуюся недвижной воду. Удивительным покоем и тишиной веет от этого живописного полотна. Каждый, хоть раз видевший эту картину, никогда ее не забудет. Это А. И. Куинджи, "Ночь на Днепре". А вот еще одна картина:
      Тиха украинская ночь.
      Прозрачно небо.
      Звезды блещут.
      Своей дремоты превозмочь
      Не хочет воздух.
      Чуть трепещут
      Сребристых тополей листы.
      Луна спокойно с высоты
      Над Белой Церковью сияет
      И пышных гетманов сады
      И старый замок озаряет.
      И картину Куинджи, и отрывок из поэмы Пушкина "Полтава" можно определить как своего рода ноктюрн.
      Французское слово "nocturne" как и итальянское "notturno" в буквальном переводе означает - ночной. Термин этот, употребительный в разных искусствах, появился в музыке XVIII века. Тогда ноктюрнами называли пьесы, предназначенные для исполнения на открытом воздухе в ночное время. Многочастные произведения, чаще всего для нескольких духовых и струнных инструментов, по характеру были близки инструментальным серенадам или дивертисментам (о них вы тоже можете прочесть на страницах этой книжки). Иногда звучали вокальные ноктюрны - одночастные сочинения для одного или нескольких голосов. В XIX веке сложился совершенно другой ноктюрн: мечтательная, певучая фортепианная пьеса, навеянная образами ночи, ночной тишиной, ночными думами. И картина Куинджи, и стихи Пушкина ассоциируются именно с таким ноктюрном. Впервые лирические фортепианные ноктюрны стал сочинять ирландский композитор и пианист Джон Филд. Филд долгое время жил в России. У него брал уроки фортепианной игры юный Глинка. Быть может, поэтому и великий русский композитор написал два фортепианных ноктюрна. Второй из них, с названием "Разлука", широко известен. Писали ноктюрны Чайковский, Шуман и другие композиторы. Однако больше всего известны ноктюрны Шопена. То мечтательные и поэтичные, то строгие и скорбные, то бурные и страстные, они составляют значительную часть творчества этого поэта фортепиано....


    ОСТИНАТО 
    • Вы, наверно, слышали Седьмую симфонию Д. Д. Шостаковича. Средний раздел ее первой части изображает фашистское нашествие. Очень тихо начинает звучать коротенькая примитивная мелодия с однообразным ритмом. Она повторяется много раз и каждый раз - все громче, у все большего количества инструментов. Она словно разрастается до гигантских размеров, создавая образ бездушной, бесчеловечной силы, которая надвигается, стремясь задавить, загубить все живое. Такого впечатления композитор добивается с помощью приема остинато. Этот прием использован и в "Болеро" Равеля, где неизменно повторяется одна тема лишь в другой оркестровке с усиливающейся звучностью. Итальянское слово "остинато" (ostinato) означает упрямый, упорный. В музыке так называют особый прием, при котором многократно повторяется один и тот же мелодический оборот или ритмическая фигура. С его помощью можно передать состояние тревожного ожидания, обрисовать комическую ситуацию и т. д....


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь