RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    СВОБОДНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ 
    • (free competition) ситуация в экономике, при которой рыночная конкуренция производителей и потребителей определяет цены, доходы и т.д. без вмешательства государства и форм монопольного или олигопольного ограничения конкуренции. С.к. является в значительной степени теоретической абстракцией, так как в современной экономике, в том числе экономике промышленно развитых стран, воздействие государства на цены и доходы весьма значительно. К тому же важную роль играют разного рода монополии, влияющие на ценообразование....


    РЫНОК ПОКУПАТЕЛЯ 
    • (purcha er market) существует при превышении предложения товаров на рынке над их спросом. Такой рынок создает принципиально иную ситуацию, чем рынок продавца: превышение предложения над спросом превращает покупателей в движущую силу развития производства и рынка; требования покупателя к количеству, а главное - к качеству товара становятся обязательными для производителя; возникает и обостряется конкуренция между производителями за потребителей и их кошельками; именно такого рода конкуренция носит продуктивный характер, она заставляет производителей снижать издержки производства, разнообразить выпускаемые товары, повышать их качественные характеристики, стремиться к созданию принципиально новых видов товаров и, тем самым, создавать временную монополию (на основе новизны и уникальности товаров) на том или ином сегменте рынка. В современных условиях Р.п. - обычное состояние открытого развитого рынка. Однако в тех или иных сегментах этого рынка, в те или иные интервалы времени Р.п. переходит в рынок продавца вследствие установления монополией господства на рынке, значительного всплеска спроса, чрезвычайных обстоятельств - войны, природных катаклизмов....


    РЫНОК ПРОДАВЦА 
    • ( eller market) существует при превышении спроса над предложением товаров. В такой ситуации практически любой имеющийся товар, любые услуги находят на рынке немедленный сбыт, даже если они не вполне отвечают тем требованиям, которые предъявляет к ним покупатель: главное - их наличие. Количество играет роль, качеству вынужденно уделяют минимум внимания. Предпродажный и послепродажный сервис в таких условиях осуществляется на низком уровне. Р.п. в течение десятилетий существовал в СССР и других социалистических странах. В этих условиях происходила конкуренция между покупателями за товары. Такого рода конкуренция носит непродуктивный характер, она ведет к тому, что производитель диктует свою волю потребителю. В условиях рыночной экономики постоянное или длительное существование Р.п. является экономической бессмыслицей. Механизм цен на рынке с неизбежностью через равновесные цены выравнивает диспропорции между спросом и предложением, повышает привлекательность производства относительно дефицитных товаров. Дефицит, а следовательно, и Р.п. в условиях открытого развитого рынка существует как временное состояние - он возможен в фазе быстрого роста спроса на новый перспективный товар, при скачкообразном росте спроса на остромодные товары и при некоторых других обстоятельствах....


    РЫНОК ССУДНЫХ КАПИТАЛОВ 
    • часть рынка капитала, на котором ведется конкуренция по поводу предоставления и получения долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных займов и кредитов как внутри страны, так и в отношениях между странами. Экономическая ситуация в стране и в мировом хозяйстве определяет возможность предложения ссудного капитала и спроса на него, что отражается на общем движении процентных ставок и других условиях предоставления займов и кредитов. Вместе с тем на отдельные виды ссудного капитала может складываться своя конъюнктура. В частности, изменение экономической политики в той или иной стране, ведущее к росту процентных ставок, вызывает приток в эту страну краткосрочных ссудных капиталов ("горячих денег"). Условия предоставления кредитов и займов складываются в процессе конкурентной борьбы между банковскими учреждениями, между кредиторами и заемщиками, имеющими альтернативные возможности привлечения средств на других секторах рынка капиталов (предпринимательские капиталы, рынок ценных бумаг). Острая конкуренция существует на международном Р.с.к., поскольку условия предоставления займов и кредитов (в том числе экспортных кредитов) являются одним из важных элементов конкурентоспособности национальных товаров. Для предотвращения отрицательных последствий такой конкуренции основные страны-кредиторы заключают соглашения об условиях предоставления займов и кредитов, например, кредитования развивающихся стран. При отсутствии валютных ограничений и росте международного движения ссудного капитала условия его предоставления на национальных рынках имеют тенденцию к. выравниванию, что свидетельствует о растущей интернационализации хозяйственной жизни....


    ОЛИГОПОЛИЯ 
    • недостаточная конкуренция на рынке на стороне предложения, одна из форм монополий, когда ограничено число продавцов. Подобная ситуация существует в современных условиях во многих отраслях промышленно развитых стран, поскольку число основных производителей продукции составляет, как правило, 3-4 крупные компании. Эти компании, стремясь к получению высоких прибылей, поддерживают цены на высоком, монопольном уровне, ориентируясь на цены наиболее крупной компании. Между компаниями - участницами О. ведется главным образом неценовая конкуренция (реклама, формирование нового стиля потребительской продукции, предоставление услуг потребителю и др.). Вместе с тем эти компании вынуждены больше внимания уделять совершенствованию технологии, что позволяет снижать издержки, повышать качество изделий. К этому их подталкивает не только соперничество с другими компаниями - участницами О., но и то, что состояние О. может нарушаться подключением к производству соответствующей продукции новых производителей, в том числе в результате диверсификации крупных компаний, действующих в других отраслях, а также конкуренцией иностранных товаров. Таким образом, для О., являющейся характерной чертой современной западной экономики, присуще переплетение монополий и конкуренции. Эта ситуация складывается и на мировом рынке, особенно на рынках новых наукоемких товаров, где число производителей-поставщиков ограничено (например, радио, телевизионная, видеотехника и др.). В условиях, когда внутренние рынки промышленно развитых стран в достаточной мере открыты ввиду либерализации внешней торговли, они поддерживают сравнительно высокий уровень цен на свою продукцию, конкурируя между собой с помощью рекламы, реального и мнимого повышения качества и т.д. Положение О. складывается и на отдельных рынках сырья, когда его производство находится в руках небольшого количества крупных компаний промышленно развитых стран....


    ЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ 
    • (price competition) вид конкуренции посредством изменения цен на товары. Фирмы-производители (поставщики) двигаются по кривой спроса, снижая или повышая цену. Ц.к. может вести не только фирма, занимающая лидирующее положение на рынке, но и небольшое предприятие с целью выжить, а в определенных условиях и процветать. Основное условие успешной конкуренции с помощью цен - постоянное совершенствование производственной и маркетинговой деятельности. Выигрывает только тот предприниматель, который имеет преимущества по снижению издержек прозводства. В ситуации, когда экономическая мощь конкурентов примерно одинакова, оправдано маневрирование ценами. Содержание такой политики - предоставление покупателям различных скидок, тайное снижение цен, установление на товары разного качества одинаковой цены или сближение цен. Выигрывает в результате всего этого покупатель....


    СТРАТЕРИИ ВЫХОДА НА РЫНОК С НОВЫ 
    • ( trategie of new product introduction in the market) совокупность общих принципов, обосновывающих перспективные шансы на успех при выходе на рынок нового товара. Делятся на четыре основных вида в зависимости от отношения к товару покупателей, уровня конкуренции, организованности рекламы и других факторов. Стратегия интенсивного маркетинга отличается тем, что устанавливается высокая цена и расходуется много средств на стимулирование сбыта. Высокой ценой обеспечивается значительная прибыль, а большие усилия по стимулированию сбыта позволяют быстро проникнуть на рынок. Такая стратегия выгодна, если: покупатели в своей массе не осведомлены о товаре; те, кто знает о товаре, не стоят за ценой; необходимо противодействовать конкуренции и вырабатывать у потенциальных покупателей предпочтительное отношение к товару. Стратегия выборочного проникновения - это высокая цена при незначительном стимулировании сбыта, используется при условии, когда: емкость рынка невелика, товар большинству покупателей известен; покупатели готовы платить высокую цену за товар; конкуренция незначительна. Стратегия широкого проникновения считается наиболее успешной для быстрого выхода на рынок и захвата максимально возможной его доли. В этом случае цена устанавливается низкой, а затраты на маркетинг - высокими. Применяется, если: велика емкость рынка; покупатели плохо осведомлены о товаре; высокая цена неприемлема для большинства покупателей; значительна конкуренция. Увеличение размеров производства существенно уменьшает издержки на одно изделие. Стратегия пассивного маркетинга опирается на низкую цену и незначительные расходы на стимулирование сбыта. Эта стратегия оправдана, когда уровень спроса определяется в основном ценой; в этом случае низкие расходы на маркетинг обеспечат достаточную прибыльность продаж. Условия для проведения такой стратегии: большая емкость рынка; хорошая осведомленность о товаре; отказ покупателей от приобретения дорогого товара; незначительная опасность конкуренции. При рассмотрении перечисленных стратегий в расчет принимались только цена и маркетинговые расходы на стимулирование сбыта. Однако на рынке проявляется множество других факторов, в том числе и не менее важных (например, система товародвижения, уровень качества, конкурентоспособность в целом). Они вносят существенные коррективы в определение оптимальной стратегии фирмы, превращая его в своего рода искусство. Кроме того, стратегия должна учитывать фазы жизненного цикла, через которые проходит товар на рынке. На каждой из фаз жизненного цикла товара имеются существенные отличия, в том числе принципиального характера, которые не может не учитывать разрабатываемая стратегия....


    ОЛИГОПСОНИЯ 
    • недостаточная конкуренция на рынке со стороны спроса, одна из форм монополии, когда ограничено число покупателей товара. К такому положению на рынке ведет наличие небольшого числа перерабатывающих заводов для сбыта сельскохозяйственной продукции в отдельном регионе, ограниченное количество предприятий, потребляющих неходовое минеральное сырье, или поставка производимых малыми предприятиями деталей или узлов только на два-три крупных сборочных предприятия (например, в автомобильной промышленности). Положение О. позволяет крупным компаниям-потребителям диктовать условия реализации продукции производителям, в том числе занижать на нее цены. Ситуация О. может сложиться не только на внутреннем, но и на мировом рынке, когда на нем ограничено число потребителей продукции. Практически такая ситуация была на мировых рынках многих сельскохозяйственных товаров, поскольку многочисленным производителям из развивающихся стран противостоят несколько крупных торгово-промышленных компаний промышленно развитых стран, скупающих и перерабатывающих на своих заводах кофе, какао и другие виды сельскохозяйственного сырья. Создание перерабатывающей промышленности в развивающихся странах и сотрудничество стран - производителей определенных видов сырья, в том числе путем заключения международных товарных соглашений, ведут к изменению ситуации и улучшению положения развивающихся стран....


    БИЗНЕС-ПЛАН 
    • (bu ine plan) краткое, точное и ясное описание целей бизнеса и условий их достижения. Б.-п. выполняет три функции: а) создание стратегической основы для ведения бизнеса на определенный период. Для успешной работы предприниматель должен иметь детальный план по крайней мере на год вперед и менее детальный, на несколько лет (обычно 3-5). В этом плане должны учитываться все аспекты маркетинговых, финансовых и производственных функций фирмы; б) оценка фактических результатов деятельности компании путем сравнения их с запланированными и выявление причин благоприятных и неблагоприятных отклонений; в) привлечение внешних денежных средств - за счет кредитов, продажи ценных бумаг, прямых инвестиций и т.д. В этой функции Б.-п. часто совпадает с понятием "инвестиционный проект". Обычно Б.-п. содержит следующие разделы: резюме (краткое описание содержания Б.-п.); описание фирмы; рынки и конкуренция; продукция; сбыт; производство; сведения о финансах; инвестиции и их окупаемость; дополнительная информация (биографии руководителей, случаи из деловой практики и т.д.). Для первого года основные показатели Б.-п. рекомендуется делать в помесячной разбивке, для второго - в поквартальной и лишь начиная с третьего можно ограничиваться годовыми показателями. В практике внешнеэкономических связей Б.-п. особенно необходим при привлечении иностранных инвестиций - создании совместных предприятий, получении кредитов и т.д....


    РЫНОК ТЕХНОЛОГИЙ 
    • коммерческая сфера обмена технологиями. В условиях повышения роли технологического обмена и его интернационализма рынок технологии принимает международный характер. В качестве основных поставщиков технологии выступают крупные компании промышленно развитых стран, и прежде всего США, в руках которых находятся мощные научно-исследовательские центры прикладного характера, опытное производство. Используя их достижения в своем производстве, реализуя их на Р.т., они получают дополнительные прибыли, позволяющие покрывать расходы на научные работы. Транснациональные компании передают технологии своим дочерним компаниям в других странах также на возмездной основе и получают роялти, которые подчас составляют значительную часть их общих доходов от продажи технологии. Существенную роль на рынке технологии играют консультационные, инженерно-консультационные, инжиниринговые фирмы, которые не только реализуют свой интеллектуальный продукт, но и выступают посредниками при продаже лицензий и ноу-хау, особенно тех, которые используются при строительстве новых промышленных объектов. В условиях интернационализации Р.т. на нем сложились определенные принципы установления цены на разные виды технологии. Конкуренция на рынке, особенно на консультационные и проектные работы, ведет к формированию определенного уровня цен. Цены на запатентованные изобретения, особенно имеющие важные значения для качества изделий, носят подчас монопольный характер....


    КОНКУРЕНЦИЯ НЕЦЕНОВАЯ 
    • (nonprice competition) метод соперничества, где решающую роль играют качество продукции, ее новизна, дизайн, упаковка, фирменный стиль, последующий сервис, а также реклама, внерыночные методы воздействия на потребителя. К.н. выдвигает в качестве ключевого фактора потребительные свойства товара, включающие в себя не только набор технико-экономических характеристик, но и определенный уровень условий поставки, сервиса; при ней широко используются различные формы стимулирования сбыта. За 80-90-е гг. на ведущее место в перечне неценовых факторов конкурентоспособности товара выдвинулись пониженное энергопотребление и металлоемкость, полное отсутствие или малая загрязняемость окружающей среды, зачет сданного товара в качестве первого взноса за новый и др. Действенным средством К.н. всегда была реклама, ныне ее роль в этом отношении еще более возросла. С помощью рекламы фирмы не только информируют покупателей о потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой и сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы как "хорошего гражданина" той страны; на рынке которой предприниматель выступает как участник внешнеэкономических связей. К незаконным методам К.н. относятся: промышленный шпионаж; переманивание специалистов, владеющих производственными секретами; выпуск поддельных товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но обычно худших по качеству. Маркетинговые методы управления фирмой, по существу, также можно отнести к неценовым методам конкуренции....


    МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ 
    • (international competition) неотъемлемое свойство мирового рынка и одна из важнейших характеристик нарастающей интернационализации хозяйственной жизни и возрастающего воздействия мирового рынка на национальные рынки. Промышленности любой страны международный рынок предоставляет возможность для теоретически неограниченного расширения производства, равно как и для отдельных компаний-производителей. Но интеграция национальных хозяйств и рынков в мировое хозяйство и мировой рынок означает: во-первых, глобализацию конкуренции, превращение ее в единый всемирный процесс; во-вторых, повышение под ее воздействием уровня конкуренции на внутренних рынках как результат наложения процессов М.к. на внутринациональную; в-третьих, значительную унификацию на национальных уровнях условий, форм и методов конкуренции. Одновременно международный фактор при господстве направленности его воздействия на развитие конкуренции в пределах национальных рынков приносит и ограничительные условия для конкуренции. Все более масштабное включение транснациональных корпораций (ТНК) в национальные экономики, национальные промышленные комплексы в сочетании с их возможностями производить и перемещать (экспортировать) огромные массы промышленных товаров создают угрозу монополизации отдельных секторов и производств экономики той или иной страны, соответствующих сегментов национальных рынков. В целом М.к. оказывает нарастающее воздействие на формирование международной конкурентоспособности национальных экономик, их отдельных секторов и хозяйственных единиц. Ныне уровень конкурентоспособности в подавляющей своей части устанавливается внешними по отношению к национальным условиями производства, сбыта, конкуренции. Достижение этого уровня - обязательное условие конкурентоспособности национальных производителей....


    ОТКРЫТЫЙ РЫНОК 
    • (open, free market) рынок, на котором, в отличие от закрытого рынка, совершаются операции, соответствующие обычной коммерческой практике в международной торговле, заключаются обычные коммерческие контракты и выступает неограниченное число продавцов (покупателей), причем как аутсайдеров, так и монополий, что ведет к конкуренции на рынке. Конкуренция, неуравновешенность соотношения спроса и предложения и частые колебания уровня рыночных цен определяют особенности операций на открытых мировых товарных рынках. Между спросом и предложением на О.р. существуют особенно тесные взаимосвязи. Спрос определяет предложение и, наоборот, предложение определяет спрос. Предложение формирует спрос через номенклатуру производимых товаров и цены на них. Спрос определяет объем и структуру предложения соответствующих товаров. Одним из определяющих условий коммерческой практики на О.р. является уровень рыночных цен, т.е. тех фактических цен, по которым осуществляется купля-продажа товаров и услуг на рынке. Уровень рыночных цен формируется главным образом в результате взаимодействия спроса и предложения. Этот процесс - отражение закономерности О.р. - сосуществования конкуренции и монополии. Особое место на О.р. занимают рынки наличных (реальных) товаров (грузов), или спотовые рынки (spot markets). К таким рынкам относятся центры международной торговли соответствующи: ми товарами в крупных морских портах. Часто продажи в этих центрах совершаются в моменты значительного превышения спроса над предложением (и наоборот), и контракты могут носить спекулятивный характер. На спотовых рынках ярко проявляется множественность цен. Цены в контрактах зависят всецело от текущей рыночной конъюнктуры и могут значительно отличаться от текущего уровня цен на О.р. в целом....


    ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОДУКТА 
    • (product life cycle) время с момента первоначального появления продукта на рынке до прекращения его реализации изданном рынке. Ж.ц.п. характеризуется изменением показателей продажи и прибыли во времени и состоит из следующих фраз: внедрение, рост, зрелость, насыщенность и спад. Для стадии внедрения характерен незначительный рост объема продаж; на этой стадии предприятие часто несет убытки из-за больших начальных затрат на маркетинг и незначительного производства; фаза роста - признание потребителями товара и быстрый рост спроса на него. Быстро увеличиваются продажи и прибыльность, относительные затраты на маркетинг снижаются, цены постоянны или немного понижаются. На фазе зрелости и насыщения происходит снижение темпов роста продаж, прибыль относительно или абсолютно снижается, растет конкуренция, возрастают расходы на маркетинг, цены проявляют тенденцию к снижению. На фазе спада происходит резкое снижение объема продаж и прибыли. С помощью модернизации товара, изменения цены, стимулирования сбыта возможно взбадривание спроса и продаж на определенное, обычно непродолжительное, время, после чего наступает еще более резкое падение спроса и товар снимается с рынка. Понятие Ж.ц.п. применимо к классу продукта (телевизор), типу продукта (телевизор цветного изображения), к конкретной марке продукта (телевизор конкретной фирмы-изготовителя). Данное понятие применимо и к таким явлениям, как стиль (мебели, одежды, в искусстве и т.п.) и мода. На разных стадиях Ж.ц.п. используются различные стратегии маркетинга. Процессам создания продукта и выхода с ним на рынок предшествует разработка концепции Ж.ц.п., которая позволяет определить возможности и перспективы жизни товара на рынке....


    КОНКУРЕНЦИЯ ЦЕНОВАЯ 
    • (price competition) один из методов конкурентной борьбы, известный еще со времен свободного рыночного соперничества, когда однородные товары могли предлагаться на рынке по самым разнообразным ценам. Снижая цены, торговец выделял свой товар, привлекал к нему внимание покупателей и тем самым завоевывал определенную долю рынка. На современных монополизированных рынках захватившие ключевые позиции фирмы-производители стремятся возможно дольше сохранять цены постоянными, чтобы, целенаправленно снижая себестоимость и расходы на маркетинг, обеспечить возрастание прибыли. На монополизированных рынках цены теряют эластичность. "Война цен" ныне хотя и существует, но носит преимущественно не явную, скрытую форму. При установившемся равновесии сил конкурентов на рынке любая попытка снизить цену приводит к тому, что конкуренты реагируют точно так же: в итоге позиции фирм на рынке не претерпевают изменений, однако норма прибыли падает, финансовое состояние фирм ухудшается, а это ведет к снижению инвестиций в обновление и расширение основных фондов. Результат всего этого - снижение производства, а вместо ожидаемых побед над конкурентами - неожиданные разорения и банкротства. К.ц. применяется главным образом фирмами-аутсайдерами в их борьбе с монополиями, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет достаточных сил и возможностей в сфере неценовой конкуренции. Кроме того, ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами, а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При прямой К.ц. фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары (обычно 20-60%). При скрытой К.ц. фирмы вводят на рынок новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало....


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь