Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
ГД
|
- о обвинения против Президента РФ; объявление амнистии; порядок назначения на должность членов Центральной избирательной комиссии РФ); внешнеполитические вопросы и международное сотрудничество (порядок рассмотрения внешнеполитических вопросов; ратификация, прекращение и приостановление действия международных договоров РФ, согласие на обязательность которых для РФ выражено в форме федерального закона; международные связи ГД; порядок консультаций с комитетами ГД при назначении и отзыве дипломатических представителей); обращения в Конституционный Суд РФ; заключительные положения. Следует обратить внимание на обиходное понимание термина "Регламент" как совокупности правил, относящихся к проведению собрания или заседания и касающихся продолжительности доклада, содоклада, выступления в прениях и т. п. Правила, касающиеся порядка проведения заседаний представительных органов, обязательно включаются в их Р. Однако, как можно видеть из приведенного выше текста, они составляют лишь малую часть содержания Р. (С. А.)...
|
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПОРЯДОК
|
- такой ход государственных дел и организации жизни людей, который вытекает из норм конституции и соответствует ей. В сфере законности, безопасности и защиты прав граждан обеспечение конституционного порядка - соответствие конституции деятельности органов, учреждений и организаций, действий должностных лиц и граждан. (С. А.)...
|
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
|
- судебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (см.: Конституционный контроль). (С. А.)...
|
РЕГЛАМЕНТ
|
- в конституционном праве: нормативный акт, посвященный порядку осуществления полномочий и процедуре деятельности органа государственной власти или органа местного самоуправления. В наши дни каждый такой орган, приступая к работе, начинает с принятия Р. Например, Р. ГД принят 25 марта 1994 г., с этого времени в него вносились многочисленные изменения и дополнения. 22 января 1998 г. ГД приняла новый Р. Ныне функционирующий СФ принял Р. 23 января 1996 г. В дальнейшем палаты ^вносили в Р. изменения и дополнения. По юридической силе Р. имеет значение закона, т. е. его нельзя рассматривать как сугубо внутренний акт палаты ФС, законодательного собрания субъекта РФ, представительного органа местного самоуправления. Р. - обычно комплексный нормативный акт. Так, в Р. СФ включен следующий круг вопросов: органы и общий порядок работы СФ (общие положения; Председатель СФ, заместители Председателя СФ; Совет палаты: комитеты и комиссии СФ; Аппарат СФ; порядок проведения заседаний СФ; порядок формирования повестки дня заседания СФ; порядок голосования и принятия решений; контроль за использованием электронной системы; порядок подготовки "правительственного часа"; парламентские слушания); участие СФ в законодательной деятельности (порядок рассмотрения СФ федеральных законов, принятых ГД; порядок преодоления возникших разногласий между СФ и ГД в связи с отклонением СФ принятых ГД законов; порядок повторного рассмотрения СФ федеральных законов, отклоненных Президентом РФ; порядок рассмотрения СФ федеральных конституционных законов; порядок рассмотрения поправок к Конституции РФ; осуществление СФ права законодательной инициативы); порядок рассмотрения вопросов, отнесенных Конституцией РФ к ведению СФ (порядок утверждения изменения границ между субъектами РФ; порядок утверждения указов Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения; порядок решения вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; порядок назначения выборов Президента РФ; порядок рассмотрения СФ вопроса об отрешении Президента РФ от должности; порядок назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; порядок назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора РФ; порядок назначения на должность и освобождения от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; порядок назначения на должность и освобождения от должности членов Центральной избирательной комиссии РФ; порядок рассмотрения вопросов внешней политики и межпарламентского сотрудничества; порядок проведения консультаций по вопросам о назначении и отзыве дипломатических представителей; порядок подготовки, рассмотрения и принятия обращения СФ в Конституционный Суд РФ; порядок утверждения и внесения изменений и дополнений в Регламент). Р. ГД включает следующие вопросы: общие положения; внутреннее устройство и органы ГД (Председатель ГД; первый заместитель Председателя ГД; заместители Председателя ГД; Совет ГД; депутатские объединения; комитеты и комиссии ГД); общий порядок работы ГД (начало работы ГД; порядок проведения заседаний ГД; парламентские слушания; мероприятия в ГД; работа депутатов с избирателями; обеспечение деятельности ГД; порядок голосования и принятия решений; контроль за использованием электронной системы); законодательная процедура (порядок внесения законопроектов в ГД и их предварительное рассмотрение; порядок рассмотрения законопроектов ГД; повторное рассмотрение федеральных законов, отклоненных СФ; повторное рассмотрение федеральных законов, отклоненных Президентом РФ; рассмотрение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ); порядок рассмотрения ГД вопросов, отнесенных к ее ведению (дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; рассмотрение вопросов, связанных с доверием Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов; порядок рассмотрения вопросов, связанных с взаимоотношениями ГД и Центрального банка РФ (Банка России); порядок выдвижения...
|
КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ
|
- осуществляемая государственными органами деятельность, направленная на обеспечение соответствия конституции государства законов и иных нормативных правовых актов. К. к. осуществляют специальные органы - конституционные суды или комитеты конституционного контроля (надзора), а также иные государственные органы в рамках возложенных на них полномочий (президент, парламент и др.). Иногда К. к. совмещается с конституционным надзором в руках одного государственного органа. К.к. дает этому органу право отмены или признания недействующим акта, признанного противоречащим конституции. Конституционный надзор такого права не дает и выражается в том, что орган предлагает тому, кто принял неконституционный акт, или органу, стоящему над ним, отменить этот акт (см.: Конституционный надзор). (С. А.)...
|
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
|
- отраженные в конституции и реально существующие устои жизни общества и государства. Существующий в Российской Федерации конституционный строй характеризуется рядом основополагающих черт. Это - народовластие (народный суверенитет); наличие Российского государства как организации всего народа; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; демократия как основа образа жизни и политического режима в России; идеологическое многообразие и политический плюрализм; свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности. (С. А.)...
|
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС Р
|
- основной федеральный закон, который в сочетании с другим законодательством устанавливает: общие положения и принципы исполнения наказания, применения иных мер уголовно-правового характера; порядок и условия исполнения и отбывания наказания, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам. Принят 8 января 1997 г., введен в действие с 1 июля 1997 г. Структура: Общая часть, включающая один раздел (основные положения уголовно-исполнительного законодательства РФ), и Особенная часть, состоящая из семи разделов: исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества; исполнение наказания в виде ареста; исполнение наказания в виде лишения свободы; исполнение наказаний в .виде ограничения по военной службе, ареста и содержания в дисциплинарной воинской части в отношении осужденных военнослужащих; освобождение от отбывания наказания и помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, контроль за ними; исполнение наказания в виде смертной казни; контроль за условно осужденными. (К. Г.)...
|
НАДЗОР КОНСТИТУЦИОННЫЙ
|
- см.: Конституционный надзор....
|
ДЕ-ЮРЕ
|
- порядок развития общественных отношений, предусмотренный нормативным правовым актом. (С. А.)...
|
КОНСТИТУЦИОННЫЙ НАДЗОР
|
- осуществляемая государственными органами деятельность, направленная на обеспечение соответствия конституции государства законов и иных нормативных правовых актов. Суть К. н. состоит в том, что надзирающий орган осуществляет наблюдение за соответствием правовых актов конституции, по сигналам или по своей инициативе находит противоконсти-туционные акты и предлагает соответствующим органам их отменить. Сам он отменить такие акты не может, если выполняет в чистом виде функции К. н. Однако если одновременно он является органом конституционного контроля, то может и сам отменять, признавать недействующими подобные акты (см.: Конституционный контроль). К. н. могут осуществлять различные государственные органы, для которых К. н. - одна из функциональных задач (например, президент, прокуратура). Однако как правило К. н. поручается специально уполномоченному на то органу - комитету конституционного надзора (ККН). Например, таковыми были ККН СССР и союзных республик, предусмотренные при реформе Конституции СССР 1 декабря 1988 г. (Закон о конституционном надзоре в СССР был принят на втором Съезде народных депутатов СССР 23 декабря 1989 г., ККН СССР функционировал с этого времени до ликвидации СССР). В Российской Федерации при конституционной реформе 27 октября 1989 г. тоже был предусмотрен ККН, однако он так и не был создан. А при конституционной реформе 12 декабря 1990 г. вместо ККН был учрежден Конституционный Суд РСФСР. (С. А.)...
|
ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ
|
- начало действия нормативного правового акта. День В. в с. может быть оговорен либо общим правилом, либо в связи со вступлением в силу конкретного акта. В последнем случае он должен быть назван в данном документе, т. е. акт завершается статьей или пунктом, где сказано, что он вступает в силу со дня подписания либо с какой-то конкретной даты. Федеральные конституционные законы РФ, федеральные законы РФ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок В. в с. Акты Президента РФ и Правительства РФ, имеющие нормативный характер. вступают в силу по истечении 7 дней после их официального опубликования, если в самом акте не предусмотрен иной порядок введения его в действие. (С. А.)...
|
ЛИБЕРИЯ
|
- (Республика Либерия) - государство в Западной Африке. Образовано 26 июля 1847 г. Столица - г. Монровия. Административное деление: 9 графств и 6 территорий. Государственный строй последних двух десятилетий нестабилен. 12 апреля 1980 г. произошел государственный переворот, в результате которого главой государства и правительства провозглашен Председатель Совета народного спасения старший сержант Сэмюел Доу (свергнут в сентябре 1990 г.). Так называемый переход к гражданскому правлению официально завершился 6 января 1986 г. провозглашением новой Конституции. Однако начавшееся вскоре повстанческое движение свело на нет конституционный порядок в Л. В результате усилий соседних стран 19 августа 1995 г. пятью враждующими группировками в Абуд-же (Нигерия) подписано соглашение о мирном урегулировании и сформирован высший орган власти на переходный период - Государственный совет. Несколько раньше, в сентябре 1994 г., сформировано временное Законодательное собрание из 35 депутатов. Возобновившиеся в начале 1996 г. боевые действия ставят под вопрос начатый процесс урегулирования. 19 июля 1997 г. в Л. под международным контролем состоялись президентские и парламентские выборы. Сформирован двухпалатный парламент: Сенат (26 сенаторов) и Палата представителей (64 депутата). Тогда же было сформировано правительство, возглавляемое президентом. (А. К.)...
|
УСТАНОВЛЕНИЕ
|
- понятие, которое употребляется в конституционном праве в следующих значениях: 1) введение нормативного правила; 2) норма, обычай, порядок дел; 3) выявление (обнаружение) фактических обстоятельств. (С. А.)...
|
СУДОПРОИЗВОДСТВО
|
- установленный законом порядок производства по конституционным, гражданским, уголовным и административным делам. С. регламентируется главным образом Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации", Гражданским процессуальным кодексом РСФСР, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР, Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, а также рядом других правовых актов. Обычно это понятие охватывает порядок совершения действий, происходящих в суде(Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ и иных судах общей юрисдикции, Высшем Арбитражном Суде РФ и нижестоящих арбитражных судах). Однако по уголовным делам оно имеет в виду и то, что происходит до того, как дело попадает в суд, т. е. на стадии возбуждения или расследования, где действуют, как правило, органы дознания, предварительного следствия и прокуроры. Термин "судопроизводство" нередко употребляется как синоним термина "судебный процесс". (К. Г.)...
|
АНГОЛА
|
- (Республика Ангола, до августа 1992 г. - Народная Республика Ангола) - государство в Западной Африке, бывшая колония Португалии, независимость провозглашена 11 ноября 1975 г. Столица - г. Луанда. А. разделена на 18 провинций, включая анклав Кабинда севернее устья р. Конго. Действует Конституционный закон 1975 г. (с поправками 1992 г.). Глава государства и правительства - Президент, избираемый прямым всеобщим голосованием на 5 лет по мажоритарной системе с правом переизбрания на три срока. Конституционный строй дестабилизирован многолетней гражданской войной. 20 ноября 1994 г. правительство подписало с лидерами движения УНИТА мирный договор, который фактически не выполняется, как и соглашение 1991 г. Представительный орган - Национальное собрание - состоит из 220 депутатов, избираемых сроком на 4 года, из них 130 депутатов избираются по общенациональному списку и 90 депутатов - от провинций (по 5 от каждой из 18 провинций). Исполнительная власть осуществляется правительством во главе с премьер-министром, назначаемым Президентом. Состав самого кабинета утверждается Национальным собранием. (А. К.)...
|
|
Дальше >>>
|
|
|
|
|