RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРСТВО 
    • в царской России самая крупная административно-территориальная единица. В начале XX в. в России имелись: Варшавское Г.-г., состоявшее из 10 губерний бывшего Царства Польского, Виленское (3 губернии), Киевское (4), Иркутское (2 губернии и одна область), Приамурское (3 области и остров Сахалин), Степное (3 области). Московская губерния управлялась особым генерал-губернатором. Наряду с Г.-г. были и другие административно-территориальные единицы, делившиеся на губернии и области: Великое Княжество Финляндское (8 губерний), Кавказский край (7 губерний, 4 области и один округ), Туркестанский край (4 области).(С. А.)...


    КРАЙ 
    • территориальное образование, один из видов субъектов РФ. В Российской Федерации имеется 6 краев: Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский. Раньше происхождение названия "край" обычно связывали с тем, что края имели обширную территорию, занимали "окраинное" положение и включали с свой состав автономные области. В настоящее время все края имеют в Российской Федерации окраинное положение, находятся на внешней границе РФ, однако это характерно и для ряда областей. Четыре автономные области, ранее входившие в состав краев, были преобразованы в республики в составе РФ - Адыгейская, Горно-Алтайская (в настоящее время - Республика Алтай), Карачаево-Черкесская и Хакасская. Пятая - Еврейская - стала входить прямо в состав РФ. Таким образом, юридические отличия края от области сегодня найти трудно. Скорее можно говорить о сохранении устоявшихся наименований территориальных единиц. (С. А.)...


    ЕАО 
    • о образована постановлением ЦИК СССР от 7 мая 1934 г. Согласно Конституциям СССР и РСФСР, автономные области были в составе РСФСР с одновременным вхождением в состав краев (ЕАО входила в Хабаровский край). И только при конституционной реформе 15 декабря 1990 г. в Конституции РСФСР сохранено положение о том, что автономная область находится в составе РСФСР, и исключены слова и входит в край. Таким образом, с этого времени ЕАО состоит непосредственно в составе РФ. Другие четыре автономные области в составе РСФСР в 1991 г. были преобразованы в автономные республики (позже стали республиками в составе РФ). Государственным языком в ЕАО в соответствии с Конституцией РФ является русский язык. Идиш является национальным языком области. Административный центр ЕАО - г. Биробиджан. Законодательное Собрание (ЗС) является постоянно действующим законодательным органом государственной власти области- ЗС избирается сроком на 4 года и состоит из 15 депутатов. Они работают на постоянной основе (число таких депутатов определяет само ЗС) либо совмещают депутатскую деятельность с трудовыми или служебными обязанностями....


    ЮГОСЛАВИЯ 
    • (Союзная Республика Югославия) - государство в Центральной Европе. После фактического распада Социалистической Федеративной Республики Югославия в 1991-1992 гг., на встрече руководителей Сербии и Черногории 12 февраля 1992 г. было принято решение о сохранении международной право-субъектности Югославии как союза двух республик, объединенных в единое государство. Столица - г. Белград. Форма государственного устройства - союзное государство двух равноправных республик. Административное деление: 2 республики и 2 автономных края в составе Республики Сербия: Автономный край Воеводина и Автономный край Косово и Метохия (причем Ко-сово и Метохия не имеют своих законодательных и исполнительных органов). Республика Сербия делится на районы (срезы) и общины, Республика Черногория - только на общины. Во главе каждой союзной республики - президент, законодательный орган - скупщина. Конституция нового государства принята 27 апреля 1992 г. Глава союзного государства - президент - избирается на заседании' союзного парламента сроком на 4 года. Двухпалатный парламент - скупщина - состоит из Веча республики (верхняя палата), 40 депутатов которого (по 20 от каждой республики) делегируются из числа депутатов парламентов республик, - и Веча граждан (нижняя палата), состоящего из 138 депутатов, избираемых по норме представительства - 1 депутат от 65 тыс.избирателей. Премьер-министр назначается президентом, после чего проходит процедуру утверждения парламентом. Правительство формируется премьер-министром на коалиционной основе. (А. К.)...


    КРАЕВОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ 
    • местный орган государственной власти края по Конституции РСФСР 1978 г. После включения в Конституцию РФ 21 апреля 1992 г. положения о том, что край, как и другие территориальные образования в РФ, является субъектом Российской Федерации, слово "местный" исключается из характеристики этого органа государственной власти. Осенью 1993 г. К. С. и. д., как и другие представительные органы их уровня, прекратили свое существование путем (преимущественно) самороспуска. На смену им пришли краевые думы либо законодательные собрания. (С. А.)...


    АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ 
    • часть территории государства, на которой создаются и действуют органы государственной власти или органы местного самоуправления. В Российской Федерации А.-т. е. - часть территории субъекта РФ - республики. края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. А.-т. е. может представлять собой отдельный населенный пункт (город, поселок), часть населенного пункта (район в городе), несколько населенных пунктов и окружающую их местность (район, сельсовет, волость, сельский округ). В субъектах РФ существуют следующие виды А.-т.е.: 1) города республиканского, краевого, областного, окружного значения - города, входящие непосредственно в республику, край, область, автономную область, автономный округ; эти города могут быть двух видов - состоящие из территории только в пределах городской черты; состоящие из данной территория, а также территории района, 2) города районного значения - города, входящие в состав сельских районов; 3) районы в сельской местности; 4) районы в городах (городские районы); 5) сельсоветы (волости, сельские округа) - А.-т. е. в сельской местности, включающие в себя от 5-6 до 14-20 сел и деревень вместе с прилегающей к ним территорией (полями, пастбищами. лесами и т. п.); 6) поселки рабочие, курортные, дачные, которые могут входить в состав как районов, так и городов. Такие населенные пункты сельской местности, как села и деревни, не являются А.-т. е., они входят в состав сельсоветов(волостей,сельских округов). Это относится также к хуторам, отдельно расположенным группам домов (например, на железнодорожном разъезде): обычно они не считаются отдельными населенными пунктами и приписываются к селам, деревням или поселкам. Поселки также не обязательно являются А.-т. е., это могут быть и просто географические населенные пункты в составе сельсоветов или городов. Населенные пункты у некоторых народов Кавказа - аулы - как правило являются частью сельсоветов и гораздо реже - самостоятельными А.-т. е. Станицы - населенные пункты проживания казаков в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях и др. - в зависимости от численности населения имеют статус таких А.-т. е., как города, поселки, сельсоветы или же не имеют статуса А.-т. е. и входят в состав сельсоветов (см. также: Административно-территориальное устройство). (С. А.)...


    ЗВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ 
    • одна из разновидностей званий, присваиваемых в установленном порядке конкретным лицам с учетом их заслуг, занимаемой должности, уровня профессиональной подготовленности, отношения к порученным служебным и иным обязанностям, выслуги лет и т. д. 3. с. присваивают служащим ряда государственных органов, наделенных властно-распорядительными полномочиями. К ним относятся органы внутренних дел, федеральной налоговой полиции и таможенные органы. Виды 3. с., условия и правила их присвоения определяются нормативными актами (законами, положениями) о порядке прохождения службы в соответствующих органах либо о порядке присвоения таких званий. 3. с. служащих органов внутренних дел весьма похожи на воинские звания: для лиц начальствующего состава предусматриваются звания от младшего лейтенанта до генерал-полковника. Но к их наименованию добавляются слова, свидетельствующие о принадлежности носителя звания к конкретному органу или службе: милиции, следственному аппарату либо другим службам системы органов МВД. К званию первых из них добавляется слово "милиции", вторых - "юстиции", а третьих - слова "внутренней службы". В налоговой полиции такой дифференциации 3. с. нет: к званию всех ее служащих добавляются два слова - "налоговой полиции". К примеру, служащий какого-то из учреждений федеральной службы налоговой полиции может иметь, скажем, звание "капитан налоговой полиции", независимо от того, кем он является - оперативным работником, дознавателем или следователем. Подобным же образом решен вопрос в отношении работников таможенных органов: лицам младшего состава присваиваются звания прапорщиков и старших прапорщиков; среднего начальствующего состава - от младшего лейтенанта до капитана; старшего начальствующего состава - от майора до полковника, а высшего начальствующего состава - от генерал-майора до генерал-полковника. Ко всем званиям добавляются слова - "таможенной службы". Самым высоким 3. с. является звание действительного государственного советника таможенной службы РФ. Законодательство и ведомственные акты предусматривают и порядок присвоения 3. с. Например, в органах внутренних дел 3. с. рядового состава присваиваются начальниками, принимающими решение о зачислении конкретного лица в штат соответствующего учреждения; младшего начальствующего состава - начальниками органов внутренних дел среднего уровня (республика, край, область и т. д.); среднего и старшего начальствующего состава (от младшего лейтенанта до подполковника включительно) - министром внутренних дел РФ либо по его поручению другими руководящими работниками системы этих органов (заместители министра, начальники подразделений центрального аппарата, начальники органов внутренних дел субъектов РФ). 3. с. полковника присваивается министром, а высшего начальствующего состава (генералы) - Президентом РФ. Примерно такие же правила присвоения 3. с. установлены в налоговой полиции и органах таможенной службы. 3. с. присваиваются пожизненно. Лишение 3. с. происходит, как правило, в случае утраты гражданства Российской Федерации или по приговору суда при осуждении за совершенное преступление. Некоторые виды 3. с. называются классными чинами (см.: Классные чины). (К. Г.)...


    АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ 
    • разновидность государственной (областной, административной, национально-территориальной) автономии. А. о. в период существования Союза ССР упоминались в его Конституции как состоящие в соответствующих союзных республиках, в том числе и РСФСР. В Конституции РСФСР 1978 г. они перечислялись при определении ее национально-государственного устройства. В специальной гл. 9 "Автономная область и автономный округ" Конституции говорилось, что А. о. находится в составе РСФСР "и входит в край" (ст. 82). Только при конституционной реформе 15 декабря 1990 г. последнее положение было исключено из Основного Закона: А. о. стали с этого момента входить непосредственно в РСФСР. Ранее в РСФСР имелось пять А. о. Четыре из них - Адыгейская, Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская, Хакасская - Законом РСФСР от 3 июля 1991 г. были преобразованы в республики в составе РСФСР. Таким образом, в Российской Федерации в настоящее время имеется одна А. о. - Еврейская. Согласно Конституции, она является одним из субъектов РФ. По Конституции РФ (ст. 66) статус А. о. определяется Конституцией РФ и уставом А. о., принимаемым ее законодательным (представительным) органом власти. По представлению законодательного и исполнительного органов власти А. о. может быть принят федеральный закон об А. о. (такого закона пока нет). Статус А. о. может быть изменен только по взаимному согласию РФ и А, о. в соответствии с федеральным конституционным законом. Наименование А. о. может быть изменено по ее решению, новое наименование вносится в Конституцию РФ указом Президента РФ. А. о. имеет право на принятие своих законов и других нормативных правовых актов. Она самостоятельно образует свои органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, определяет систему местного самоуправления на территории автономной области. Как и у других субъектов, у А. о. есть своя собственность (это часть государственной собственности), она самостоятельно принимает свой бюджет, может устанавливать определенные виды налогов и сборов в соответствии с федеральным законом. А. о. представлена в Совете Федерации главами законодательного и исполнительного органов власти А. о. От территории А. о. избран один депутат Государственной Думы. А. о. имеет право законодательной инициативы в Государственной Думе. Орган законодательной власти А. о. может вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ (ст. 134 Конституции РФ), одобрять поправки к гл. 3-8 Конституции (ст. 136). А. о. вправе вносить вопросы на рассмотрение Президента и Правительства РФ, обращаться с запросами в Конституционный Суд РФ. Президент РФ назначает в А. о. своего представителя. В А. о. Федеральные органы государственной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. А. о. вправе иметь свое представительство при Правительстве РФ. К ведению А. о. относятся две группы вопросов. Первая - в сфере совместного ведения РФ и А. о. как субъекта РФ - определяется в ст. 72 Конституции РФ, может далее фиксироваться в уставе А. о. Вторая - полномочия А. о., принадлежащие ей за пределами сферы совместного ведения (отражается в уставе А. о.). Возможно заключение двусторонних договоров о разграничении предметов ведения и полномочий (ст. 11 и 78 Конституции РФ). (С. А.)...


    ГОСУДАРСТВО 
    • основной институт политической системы современного общества и важнейшая форма его организации. Главное назначение Г. заключается в организации политической власти и управлении обществом. Любое Г. выражает и защищает интересы двоякого рода: интересы всего общества и интересы правящих кругов. В повседневной жизни и практике деятельности Г. интересы последних зачастую доминируют над интересами общества. Г. обладает характерными признаками и чертами, отличающими его как от догосударственной (первобытнообщинной) организации общества, так и от существующей наряду с ним негосударственной (партий, иных общественных организаций, общественных движений и т. д.). Одним из специфических признаков и черт Г. является наличие выделенного из общества и нередко стоящего над ним аппарата власти и управления. Этот аппарат состоит из особого слоя людей, основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций. Они не производят непосредственно ни материальных, ни духовных благ, а лишь управляют. Свои должности эти люди занимают путем избрания, назначения, наследования или замещения. Основными составными частями этого аппарата являются органы государственной власти, органы управления, суда, прокуратуры и др. Первичным звеном аппарата является государственный орган. Важной отличительной особенностью Г. является наличие аппарата принуждения. Он состоит из особых отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции, разведки, контрразведки, а также всякого рода принудительных учреждений (тюрем, лагерей и т. п.). Аппарат управления вместе с особыми отрядами вооруженных людей нередко называют публичной властью, однако единого понятия и однозначного толкования "публичной власти" в науке не выработано. Как правило, ее рассматривают в качестве одного из важнейших признаков Г., иногда - в качестве синонима Г. Специфической чертой Г. является также разделение населения по территориальным единицам. В отличие от родового строя, где общественная власть распространялась на людей по кровнородственному признаку, - в зависимости от их принадлежности к тому или иному роду, фратрии, племени или союзу племен, - в Г. власть распространяется на всех проживающих на его территории. Независимо от кровнородственных связей, люди выступают на территории Г. как граждане (в условиях республики), как подданные (в условиях монархии) либо как лица без гражданства или иностранцы, подпадающие под юрисдикцию Г., под действие его законов. Территориальное деление населения и распространение государственной власти лишь на население определенной территории неизбежно влекут за собой территориальное деление Г. - распределение его территории на ряд административно-территориальных единиц. В странах наименования таких единиц различны: округ, провинция, область, край, дистрикт. гра4зство, район и т. д. Но их назначение и функции - едины: организация государственной власти и управления на определенной территории. Территориальная организация Г. часто именуется государственным устройством, особенно в федеративных Г. Одним из важнейших признаков Г. является суверенитет. Он означает, во-первых, верховенство государственной власти внутри страны, и, во-вторых, независимость ее на международной арене. В суверенитете находят свое политическое и юридическое выражение полновластие Г. и его способность независимо от других Г. формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику. Еще одним характерным признаком Г. являются налоги и з а и -м ы . Первоначально они были необходимы для содержания армии, полиции и других органов принуждения, а также государственного аппарата. Позднее налоги и займы стали использоваться и на осуществляемые Г. образовательные, медицинские, культурные, воспитательные и иные программы. Кроме перечисленных признаков, каждое Г. выделяется своими атрибутами (символами), памятными датам и. У Г. есть свои гимн, флаг, установившиеся правила официального поведения, традиции, формы обращения и приветствия. (М. М.)...


    АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ 
    • разновидность государственной (областной, административной, национально-территориальной) автономии. Первоначально эти автономные единицы назывались национальными округами. Создание данного вида автономии предусматривалось Постановлением Президиума ВЦИК "Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера" от 10 декабря 1930 г. До 1977 г. среди ученых были споры о том, являются национальные округа формой автономии или же это скорее один из видов административно-территориальных единиц. Конституция СССР 1977 г. решила этот вопрос путем переименования их в А. о. А. о. созданы на Севере и Северо-востоке РФ. Для них свойственны большая территория и относительно малый удельный вес коренных народов в общей численности населения А. о. Об А. о. в Конституции СССР говорилось, что он находится в составе края или области, причем названия округов в ней не давались. В Конституции РСФСР 1978 г. А. о. перечислялись при определении ее национально-государственного устройства. Отдельная гл. 9 "Автономная область и автономный округ" Конституции РСФСР указывает, как и Конституция СССР, что А. о. находится в составе края или области (ст. 84). В ходе конституционной реформы 15 декабря 1990 г. было записано: А. о. находится в составе РСФСР и может входить в край или область. При конституционной реформе 21 апреля 1992 г. более четко была обозначена природа А. о. как одного из видов субъектов РФ. По Конституции 199о г. в Российской Федерации имеется 10 А. о. - субъектов РФ: Агинский Бурятский; Коми-Пермяцкий; Корякский; Ненецкий; Таймырский (Долгано-Ненецкий); Усть-Ордынский Бурятский; Ханты-Мансийский; Чукотский; Эвенкийский; Ямало-Ненецкий. Один из них - Чукотский - согласно Закону РФ от 17 июня 1992 г. входит непосредственно в Российскую Федерацию и не состоит в области (до этого он относился к Магаданской области). Остальные А- о. входят в состав краев и областей РФ. Статус А. о. определяется Конституцией РФ и уставом округа, принимаемым законодательным (представительным) органом власти округа. По представлению законодательных и исполнительных органов А. о. может быть принят федеральный закон о соответствующем А. о. (таких актов пока нет). Статус А. о., как и автономной области, может быть изменен только по взаимному согласию РФ и А. о. в соответствии с федеральным конституционным законом. Наименование А. о. может быть изменено по его решению, новое наименование вносится в Конституцию РФ указом Президента РФ. А- о. имеет право на принятие своих законов и других нормативных правовых актов. Он самостоятельно образует свои органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, определяет систему местного самоуправления на территории А. о. Как и у других субъектов, у А. о. есть своя собственность (это часть государственной собственности), он самостоятельно принимает свой бюджет, может устанавливать определенные виды налогов и сборов в соответствии с федеральным законом. Отношения между А. о. и соответствующими краями, областями недостаточно ясны. Согласно Конституции 1993 г. (ст. 66), отношения А. о., входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти А. о. и, соответственно, органами государственной .власти края или области. Основные спорные вопросы, возникающие в отношениях, в том числе при заключении договоров: является ли собственность А. о. частью собственности края, области; может ли А. о. свободно распоряжаться находящимися в его ведении природными ресурсами или обязан согласовывать свои шаги с краем, областью; самостоятелен ли округ в составлении своего бюджета; обязан ли округ руководствоваться нормативными правовыми актами края, области или только законодательством РФ, а законодательство края, области применять настолько, насколько он его признает. А. о. представлен в Совете Федерации главами законодательного и исполнительного органов власти округа. От каждого из девяти А. о. избрано по одному (в Ханты-Мансийском - два) депутату Государственной Думы. А. о. имеет право законодательной инициативы в Государственной Думе. Орган законодательной власти А. о. может вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ (ст. 134 Конституции РФ), одобряет поправки к главам 3-8 Конституции (ст. 136). А. о. вправе вносить вопросы на рассмотрение Президента и Правительства РФ, обращаться с запросами в Конституционный Суд РФ. Президент РФ назначает своего представителя в А. о. В А. о. федеральные органы государственной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. А. о. вправе иметь свое представительство при Правительстве РФ. К ведению А. о. относятся две группы вопросов. Первая включает сферу совместного ведения РФ и А. о. как субъекта РФ, определяется в ст. 72 Конституции РФ, .может также фиксироваться в уставе А- о. Вторая - полномочия А. о., принадлежащие ему за пределами сферы совместного ведения, отражаются в уставе А. о. Возможно заключение двусторонних договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и А. о. и о взаимном делегировании полномочий (ст. 11 и 78 Конституции РФ). (С. А.)...







Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь