RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    КРАСНОЯРСКАЯ ЛЕСОСТЕПЬ 
    • КРАСНОЯРСКАЯ ЛЕСОСТЕПЬ , по склонам и террасам левого берега Енисея, в районе Красноярска. Важный сельскохозяйственный район Юж. Сибири. Месторождение бурых углей (Канско-Ачинский угольный бассейн)....


    КРАСНОЯРСКАЯ РЕСПУБЛИКА 
    • "КРАСНОЯРСКАЯ РЕСПУБЛИКА" , принятое в исторической литературе название власти Совета рабочих и солдатских депутатов в Красноярске (декабрь 1905 - начало января 1906); установлена в результате вооруженного восстания. Подавлена войсками....


    ПРИВОЛЖСКАЯ ЛЕСОСТЕПЬ 
    • ПРИВОЛЖСКАЯ ЛЕСОСТЕПЬ , заповедник в Российской Федерации, Пензенская обл. Основан в 1989. Площадь 8,2 тыс. га. Участки целинных степей, широколиственные леса. Лось, лесная куница, бобр; глухарь, тетерев. Из степных видов - степной сурок, слепыш, большой тушканчик; дрофа, стрепет....


    ЗАОЗЕРНЫЙ 
    • ЗАОЗЕРНЫЙ , город (с 1948) в Российской Федерации, Красноярский кр., на р. Барга. Железнодорожная станция. 15,6 тыс. жителей (1992). Слюдяная, мебельная фабрики. Завод "Сибволокно". Близ Заозерного - добыча угля. Красноярская ГЭС?2. Возник в кон. 17 в....


    ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ РАВНИНА 
    • ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ РАВНИНА , между Уралом на западе и Среднесибирским плоскогорьем на востоке. Ок. 3 млн. км2. Протяженность с севера на юг до 2500 км, с запада на восток до 1900 км. Высотой от 50-150 м в северных и центральных частях до 300 м в западной, южной и восточной. В средней части полоса возвышенности - Сибирские Увалы. Главные реки - Обь с Иртышом. Много озер и болот. На севере - тундра и лесотундра, южнее - тайга, занимающая наибольшую площадь; в южной части - лесостепь и степь. Крупные месторождения нефти и газа (см. Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция)....


    КРАСНОЯРСК 
    • КРАСНОЯРСК , город в Российской Федерации, центр Красноярского кр., порт на Енисее. Железнодорожный узел. 919 тыс. жителей (1993). Машиностроение и металлообработка (ПО "Сибтяжмаш"; производство зерноуборочных комбайнов и др.), химические заводы: синтетического каучука, шинный и др., металлургическая (заводы: алюминиевый, "Сибэлектросталь"), легкая, пищевая, стройматериалов промышленность. Целлюлозно-бумажный комбинат. 9 вузов (в т. ч. 4 университета). Научный центр Сибирского отделения РАН. 5 театров (в т. ч. Театр оперы и балета). Краеведческий музей. Дом-музей В. И. Сурикова, художественная галерея. Основан в 1628 как острог. Близ Красноярска - Красноярская ГЭС, заповедник "Столбы"....


    ЕНИСЕЙ 
    • ЕНИСЕЙ , река в Сибири. Образуется слиянием Большого (Бий-Хем) и Малого (Ка-Хем) Енисеев у г. Кызыл. 3487 км (от истоков М. Енисея 4102 км), площадь бассейна 2580 тыс. км2. Протекает по Тувинской котловине, где называется Верхним Енисеем (или Улуг-Хем), а затем прорезает горную систему Зап. Саяна, Минусинскую котловину, течет по границе Зап. и Вост. Сибири. Впадает в Енисейский зал. Карского м. Самая многоводная река Российской Федерации, средний расход воды 19 800 м3/с. Главные притоки - Ангара, Подкаменная Тунгуска, Н. Тунгуска. На Енисее - Красноярская, Саяно-Шушенская ГЭС. Регулярное судоходство от Саяногорска; морские суда поднимаются до Игарки. Рыболовство (главным образом в низовьях). На Енисее - города Минусинск, Красноярск, Енисейск, Игарка, Дудинка и др....


    УРАЛ 
    • УРАЛ , территория между Вост.-Европейской и Зап.-Сибирской равнинами. В составе Урала: Уральская горная система, вытянутая почти меридионально к югу от берегов Карского м. Длина более 2000 км, ширина от 40 до 150 км. Состоит из главного водораздельного хребта и нескольких боковых хребтов, разделенных широкими понижениями. Делится на Полярный Урал, Приполярный Урал, Сев. Урал, Ср. Урал и Юж. Урал. Наиболее высокая точка - г. Народная (1895 м.). Реки принадлежат бас. Сев. Ледовитого ок. (Печора с Усой; Тобол, Исеть, Тура и др. относятся к системе Оби) и Каспийского м. (Кама с Чусовой и Белой, р. Урал). Много озер (Таватуй, Аргази и др.). На большей части Урала преобладают лесные ландшафты; на западном склоне главным образом темнохвойные елово-пихтовые леса (на Юж. Урале местами смешанные и широколиственные), на восточном склоне - светлохвойные сосново-лиственничные. На Юж. Урале - лесостепь и степь (большая часть распахана). В пределах Урала - Печоро-Илычский, Висимский, Ильменский, Башкирский заповедники. Месторождения железных, медных, хромовых, никелевых руд, калийных солей, асбеста, драгоценных камней, угля, нефти и др....


    КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ 
    • КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ , в Российской Федерации. Образован 7 декабря 1934. 2401,6 тыс. км2. Население 3048 тыс. человек (1993), городское 73%. 23 города, 41 поселка типа (1993). Включает Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа. Центр - Красноярск. Протягивается от берегов Северного Ледовитого ок. до гор Южной Сибири - Восточных и Западных Саян. Вдоль левого берега Енисея - низменная равнина. К востоку от Енисея - Среднесибирское плоскогорье (средняя высота 500-700 м). Климат резко континентальный. Средние температуры января от ?36 до ?18 ?С, июля 13-20 ?С. Осадков от 200-300 мм в год на севере до 800-1200 мм в горах Южной Сибири. На севере - многолетняя мерзлота. Главная река - Енисей. Большая часть покрыта тайгой. Заповедник "Столбы" и др. Развиты: цветная металлургия (Норильский горно-металлургический комбинат), машиностроение (оборудование для лесной и целлюлозно-бумажной промышленности и др.) и металлообработка, горнодобывающая (уголь, железная руда, руды цветных и редких металлов, графит и др.), химическая (химическое волокно, синтетический каучук, шины и др.), лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, стройматериалов, легкая, пищевая промышленность. Красноярская, Усть-Хантайская, Саяно-Шушенская и Майнская ГЭС, Назаровская ГРЭС. На юге посевы зерновых (пшеница, рожь, гречиха, просо, ячмень и др.) и технических (лен-долгунец и др.) культур; картофелеводство, овощеводство, мясо-молочное скотоводство; тонкорунное овцеводство и коневодство. На севере оленеводство и звероводство; пушной промысел. Охота и рыболовство. Транссибирская железнодорожная магистраль. Судоходство по Енисею с выходом к Северному морскому пути. Курорты: Шира, Учум....


    СИБИРЬ 
    • СИБИРЬ , большая часть азиатской территории Российской Федерации, от Урала на западе до горных хребтов тихоокеанского водораздела на востоке и от берегов Сев. Ледовитого ок. на севере до холмистых степей Казахстана и границы с Монголией на юге. Площадь ок. 10 млн. км2. В природном отношении выделяются Зап. Сибирь и Вост. Сибирь, в пределах которых расположена Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, горы Юж. Сибири (Алтай, Зап. Саян, Вост. Саян, горы Тувы, Прибайкалье, Забайкалье) и система горных хребтов на северо-востоке Сибири, которые обрамляются Верхоянским хр. и Колымским нагорьем. Климат большей частью суровый, резко континентальный. Средние температуры января от ?16 ?С на юге Западно-Сибирской равнины до ?48 ?С на востоке Якутии, где расположен один из полюсов холода Северного полушария. Большинство рек Сибири, в т. ч. крупных (Обь с Иртышом, Енисей и Лена), принадлежат бассейнам морей Сев. Ледовитого ок. Крупные озера: Байкал, Таймыр. Большая часть Сибири занята тундрой и тайгой; на юге - лесостепь и степь. Заповедники, национальные парки. Месторождения полезных ископаемых (уголь, нефть, природный газ, железная руда, алмазы, золото, полиметаллы, графит и др.). Заселялась в каменном веке. Продвигаясь вдоль Тихоокеанского побережья, люди проникли из Сибири в Америку, вышли к Сев. Ледовитому ок. В 1-м тыс. н. э. южные районы входили в Тюркский каганат, Бохай и др. государства. В 13 в. Юж. Сибирь подверглась монгольским завоеваниям. Часть территории Сибири входила в Золотую Орду, затем в Тюменское и Сибирское ханства. Походы русских воевод (кон. 15 в.) и Ермака (кон. 16 в.) положили начало присоединению Сибири к Российскому государству. Освоение Сибири начали землепроходцы, им принадлежат многие географические открытия, важнейшими из которых в 17 в. были выход к Охотскому м. (1639-41) и прохождение Берингова прол. (1648, С. И. Дежнев, Ф. А. Попов). Включение в 50-х гг. 19 в. в состав Российской империи Ниж. Приамурья, Уссурийского кр. и о. Сахалин создало условия для освоения Дальнего Востока. В 1891-1916 сооружена Транссибирская магистраль, связавшая Дальний Восток и Сибирь с Европейской Россией. Во время Гражданской войны и интервенции 1918-22 в Сибири была образована Дальневосточная республика (1920-22), вошедшая затем в Российскую Федерацию....


    СУРИКОВ Василий Иванович 
    • СУРИКОВ Василий Иванович [12 (24) января 1848 , Красноярск - 6 (19) марта 1916, Москва], российский художник. Лучший мастер русской исторической картины, соединивший реализм 19 в. с ярким живописным новаторством.Родился в семье канцелярского служащего. Семья Сурикова принадлежала к старинному казачьему роду; будущий мастер привык с детства воспринимать окружающий сибирский быт с его живописной архаикой и преданиями старины как живую историю. В 1869-75 учится в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова. Жил в Петербурге, а с 1877 в Москве. Был членом Товарищества передвижных художественных выставок и Союза русских художников. Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону (1893), Волге (1901-03), в Крыму (1913). В 1880-90-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. Особое впечатление на него произвели живописцы итальянского и испанского Возрождения, прежде всего Д. Веласкес и художники венецианской школы, такие, как П. Веронезе. В своих письмах о западноевропейских музеях и выставках выше всего ставит "картины с затрагивающим смыслом" и "моготу форм", - и в его собственном творчестве идейность естественно рождалась из чисто художественного впечатления, из формы, не перерождаясь в сухую тенденциозность, которой порой грешили передвижники.Итогом учебы в Академии стала картина "Апостол Петр объясняет догматы веры" (1870, Русский музей). Уже в те годы Суриков проявил себя как мастер пейзажа, причем пейзажа историко-ассоциативного ("Вид памятника Петру I в Петербурге", 1870, там же). Важной школой для него были работы по декоративному оформлению храма Христа Спасителя в Москве, создание композиций для росписей на тему 4-х Вселенских Соборов (эскизы 1876-77 - там же)."Утро стрелецкой казни"Переезд молодого художника в "первопрестольную", впечатления от старинной московской архитектуры (на памятники которой он, как впоследствии говорил М. А. Волошину, смотрел "как на живых людей") явились важным стимулом на пути к первому его историческому шедевру - картине "Утро стрелецкой казни". Художник, по словам того же Волошина, "осознавал из форм", писал то, что видел, обладая потрясающей способностью открывать историко-поэтическую ауру внешней видимости. Поэтому, когда он рассказывал, что "Стрельцы" родились из впечатления от "горящей свечи на белой рубахе", а "Боярыня Морозова" - из "вороны на снегу", то это, разумеется, звучит анекдотом, но в то же время затрагивает самый нерв творческого метода мастера."Утро стрелецкой казни" - грандиозная картина, завершенная в 1881 (Третьяковская галерея), - производит фурор. И дело даже не столько в ассоциациях с тогдашними политическими брожениями и тревогами, с крепнущим социальным противостоянием монархии - хотя этот момент, конечно, сыграл свою роль. Избрав сюжетом финальный эпизод последнего стрелецкого бунта 1698 года - казнь мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I - Суриков показывает народное противодействие царским реформам сверху. При этом противостояние народа и царя - или же, в еще более масштабном плане, русского средневековья и ранних рубежей русской новой истории - явлено в виде монументальной трагедии, причем трагедии, где ни одна из сторон не остается победителем, взаимно свидетельствуя о неразрешимости конфликта. С невиданной силой Суриков воплощает в своих образах нелинейный, полифонический характер исторического процесса. И этот полифонизм, равноправие противоборствующих сторон составляет главное достоинство его "хоровой картины" (как называет В. В. Стасов многофигурные исторические сцены такого рода). Правда деталей, - тот же стрелец в белой рубахе с молитвенной свечой в руке (если упомянуть лишь одну из множества "нервных клеток" картины) - не как-нибудь поверхностно "осовременивает" образ, но, напротив, укрепляет его "древний дух" (метко подмеченный И. Н. Крамским в письме Стасову, 1884). И древность эта лишена чрезмерной, благостной идеализации. Поминая старую Москву, Суриков говорит о "черной грязи" и серебристом блеске "чистого железа" тележных колес. Подобные "грязь" и "блеск" составляют в картине органическое единство.Живописец-историкСвою репутацию выдающегося живописца-историка Суриков закрепляет в картинах "Меншиков в Березове" (1883) и "Боярыня Морозова" (1887; обе - Третьяковская галерея). Обе композиции - об опале и сибирской ссылке самого могущественного из "птенцов гнезда Петрова", об увозе в острог старообрядческой подвижницы во время церковного раскола - тоже "читаются" как визуальные романы. Тесный, как тюремная камера, интерьер избы в первой картине, ее пластическая статика, и, напротив, широкий пространственный размах второй, где доминирует мотив движения, но движения в неволю, в равной мере знаменуют неодолимость исторических судеб, которые могут быть поняты и понимаются художником лишь в их диалоге или конфликте, но в любом случае в их актуальной, - суровой и красочной - разноречивости. Для художника Россия всегда многолика, в его полотнах всегда минимум две России (даже простая крестьянская изба в "Меншикове..." воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца)."Утро стрелецкой казни", "Меншиков в Березове" и "Боярыня Морозова" составляют вершину суриковского творчества. Почти адекватно им "Взятие снежного городка" (1891, Русский музей). Художник подчеркивал, что не мыслит "исторических деятелей без народа, без толпы". Нарушив этот принцип в картине "Меншиков в Березове", он в "Снежном городке", вспомнив забавы своего сибирского детства, напротив, изображает безымянную веселую толпу в старинной казацкой игре. Народ, казалось бы, здесь (впервые у Сурикова) представлен как единое, не расколотое целое, но его удаль безудержна как разрушительный и грозный, несмотря на мажорную яркость красок солнечного зимнего дня, вихрь. Последующие "хоровые" картины художника ("Покорение Сибири Ермаком", 1895; "Переход Суворова через Альпы", 1899; "Степан Разин", 1903-07, все - Русский музей), несмотря на все мастерство режиссуры многофигурных сцен, представляют определенного рода спад. В эпических сценах колониальной экспансии России в Сибирь, антифранцузской кампании России в швейцарских Альпах, наконец, разбойничьей вольницы 17 в. отсутствует та драматургическая сложность, которая придает особое пластическое и психологическое богатство трем великим картинам Сурикова (так, противостоящие Ермаку татаро-монголы и сибирские аборигены смотрятся пусть как яркий и характерный, но отнюдь не равноправный исторический фон).В процессе работы над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Суриков пишет массу замечательных портретов, пейзажей, натюрмортных и интерьерных композиций, имеющих и вполне самоценный эстетический смысл. Он создает и целый ряд самостоятельных портретов, обычно близких ему людей, - простых по композиции, но чрезвычайно сильных и целостных по красочной лепке ["П. Ф. Сурикова" (мать художника), 1887, Русский музей]. Его замечательный дар колориста, который не красит, а строит форму цветом, пользуясь открытыми, звучными тонами, с особой непосредственностью проявляется в акварельных этюдах. Этапной в цветовых поисках художника явилась поездка в 1910 в Испанию (вместе с зятем П. П. Кончаловским), откуда он привозит едва ли не лучшие свои акварели. Широта его эстетических взглядов проявляется в одобрительном отзыве о кубизме П. Пикассо, а также в дружеском общении с представителем совсем другого поколения, символистом и поэтом-"декадентом" М. Волошиным, создавшим большой очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в 1916 в журнале "Аполлон"), который М. В. Нестеров назвал "быть может лучшим, что когда-либо было написано о русских художниках" (в письме А. А. Турыгину, 1927).Среди поздних картин Сурикова следует в первую очередь отметить "Посещение царевной женского монастыря" (1912, Русский музей) и "Благовещение" (1914, Красноярская художественная галерея), где он стремится к более емкой выразительности форм и цвета. В этот период он также пишет ряд лучших своих портретов, по-прежнему лаконически простых композиционно, темных по тону, полных внутреннего драматизма ("Автопортрет", 1913, Третьяковская галерея; "Человек с больной рукой", 1913, Русский музей).Влияние творчества Сурикова было очень значительным, в равной мере затронувшим и традиционалистов, и мастеров более авангардного толка (напр.,. художников круга "Бубнового валета").Литература:В. И. Суриков: Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1977.Волошин М. А. Суриков. Л., 1985.Суриков и Сибирь. Красноярск, 1995.Алленов М. М. Василий Суриков. М., 1996.М. Н. Соколов...







Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь