Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
КРАСНОЯРСКАЯ ЛЕСОСТЕПЬ
|
- КРАСНОЯРСКАЯ ЛЕСОСТЕПЬ , по склонам и террасам левого берега Енисея, в районе Красноярска. Важный сельскохозяйственный район Юж. Сибири. Месторождение бурых углей (Канско-Ачинский угольный бассейн)....
|
КРАСНОЯРСКАЯ РЕСПУБЛИКА
|
- "КРАСНОЯРСКАЯ РЕСПУБЛИКА" , принятое в исторической литературе название власти Совета рабочих и солдатских депутатов в Красноярске (декабрь 1905 - начало января 1906); установлена в результате вооруженного восстания. Подавлена войсками....
|
ПРИВОЛЖСКАЯ ЛЕСОСТЕПЬ
|
- ПРИВОЛЖСКАЯ ЛЕСОСТЕПЬ , заповедник в Российской Федерации, Пензенская обл. Основан в 1989. Площадь 8,2 тыс. га. Участки целинных степей, широколиственные леса. Лось, лесная куница, бобр; глухарь, тетерев. Из степных видов - степной сурок, слепыш, большой тушканчик; дрофа, стрепет....
|
ЗАОЗЕРНЫЙ
|
- ЗАОЗЕРНЫЙ , город (с 1948) в Российской Федерации, Красноярский кр., на р. Барга. Железнодорожная станция. 15,6 тыс. жителей (1992). Слюдяная, мебельная фабрики. Завод "Сибволокно". Близ Заозерного - добыча угля. Красноярская ГЭС?2. Возник в кон. 17 в....
|
ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ РАВНИНА
|
- ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ РАВНИНА , между Уралом на западе и Среднесибирским плоскогорьем на востоке. Ок. 3 млн. км2. Протяженность с севера на юг до 2500 км, с запада на восток до 1900 км. Высотой от 50-150 м в северных и центральных частях до 300 м в западной, южной и восточной. В средней части полоса возвышенности - Сибирские Увалы. Главные реки - Обь с Иртышом. Много озер и болот. На севере - тундра и лесотундра, южнее - тайга, занимающая наибольшую площадь; в южной части - лесостепь и степь. Крупные месторождения нефти и газа (см. Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция)....
|
КРАСНОЯРСК
|
- КРАСНОЯРСК , город в Российской Федерации, центр Красноярского кр., порт на Енисее. Железнодорожный узел. 919 тыс. жителей (1993). Машиностроение и металлообработка (ПО "Сибтяжмаш"; производство зерноуборочных комбайнов и др.), химические заводы: синтетического каучука, шинный и др., металлургическая (заводы: алюминиевый, "Сибэлектросталь"), легкая, пищевая, стройматериалов промышленность. Целлюлозно-бумажный комбинат. 9 вузов (в т. ч. 4 университета). Научный центр Сибирского отделения РАН. 5 театров (в т. ч. Театр оперы и балета). Краеведческий музей. Дом-музей В. И. Сурикова, художественная галерея. Основан в 1628 как острог. Близ Красноярска - Красноярская ГЭС, заповедник "Столбы"....
|
ЕНИСЕЙ
|
- ЕНИСЕЙ , река в Сибири. Образуется слиянием Большого (Бий-Хем) и Малого (Ка-Хем) Енисеев у г. Кызыл. 3487 км (от истоков М. Енисея 4102 км), площадь бассейна 2580 тыс. км2. Протекает по Тувинской котловине, где называется Верхним Енисеем (или Улуг-Хем), а затем прорезает горную систему Зап. Саяна, Минусинскую котловину, течет по границе Зап. и Вост. Сибири. Впадает в Енисейский зал. Карского м. Самая многоводная река Российской Федерации, средний расход воды 19 800 м3/с. Главные притоки - Ангара, Подкаменная Тунгуска, Н. Тунгуска. На Енисее - Красноярская, Саяно-Шушенская ГЭС. Регулярное судоходство от Саяногорска; морские суда поднимаются до Игарки. Рыболовство (главным образом в низовьях). На Енисее - города Минусинск, Красноярск, Енисейск, Игарка, Дудинка и др....
|
УРАЛ
|
- УРАЛ , территория между Вост.-Европейской и Зап.-Сибирской равнинами. В составе Урала: Уральская горная система, вытянутая почти меридионально к югу от берегов Карского м. Длина более 2000 км, ширина от 40 до 150 км. Состоит из главного водораздельного хребта и нескольких боковых хребтов, разделенных широкими понижениями. Делится на Полярный Урал, Приполярный Урал, Сев. Урал, Ср. Урал и Юж. Урал. Наиболее высокая точка - г. Народная (1895 м.). Реки принадлежат бас. Сев. Ледовитого ок. (Печора с Усой; Тобол, Исеть, Тура и др. относятся к системе Оби) и Каспийского м. (Кама с Чусовой и Белой, р. Урал). Много озер (Таватуй, Аргази и др.). На большей части Урала преобладают лесные ландшафты; на западном склоне главным образом темнохвойные елово-пихтовые леса (на Юж. Урале местами смешанные и широколиственные), на восточном склоне - светлохвойные сосново-лиственничные. На Юж. Урале - лесостепь и степь (большая часть распахана). В пределах Урала - Печоро-Илычский, Висимский, Ильменский, Башкирский заповедники. Месторождения железных, медных, хромовых, никелевых руд, калийных солей, асбеста, драгоценных камней, угля, нефти и др....
|
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ
|
- КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ , в Российской Федерации. Образован 7 декабря 1934. 2401,6 тыс. км2. Население 3048 тыс. человек (1993), городское 73%. 23 города, 41 поселка типа (1993). Включает Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа. Центр - Красноярск. Протягивается от берегов Северного Ледовитого ок. до гор Южной Сибири - Восточных и Западных Саян. Вдоль левого берега Енисея - низменная равнина. К востоку от Енисея - Среднесибирское плоскогорье (средняя высота 500-700 м). Климат резко континентальный. Средние температуры января от ?36 до ?18 ?С, июля 13-20 ?С. Осадков от 200-300 мм в год на севере до 800-1200 мм в горах Южной Сибири. На севере - многолетняя мерзлота. Главная река - Енисей. Большая часть покрыта тайгой. Заповедник "Столбы" и др. Развиты: цветная металлургия (Норильский горно-металлургический комбинат), машиностроение (оборудование для лесной и целлюлозно-бумажной промышленности и др.) и металлообработка, горнодобывающая (уголь, железная руда, руды цветных и редких металлов, графит и др.), химическая (химическое волокно, синтетический каучук, шины и др.), лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, стройматериалов, легкая, пищевая промышленность. Красноярская, Усть-Хантайская, Саяно-Шушенская и Майнская ГЭС, Назаровская ГРЭС. На юге посевы зерновых (пшеница, рожь, гречиха, просо, ячмень и др.) и технических (лен-долгунец и др.) культур; картофелеводство, овощеводство, мясо-молочное скотоводство; тонкорунное овцеводство и коневодство. На севере оленеводство и звероводство; пушной промысел. Охота и рыболовство. Транссибирская железнодорожная магистраль. Судоходство по Енисею с выходом к Северному морскому пути. Курорты: Шира, Учум....
|
СИБИРЬ
|
- СИБИРЬ , большая часть азиатской территории Российской Федерации, от Урала на западе до горных хребтов тихоокеанского водораздела на востоке и от берегов Сев. Ледовитого ок. на севере до холмистых степей Казахстана и границы с Монголией на юге. Площадь ок. 10 млн. км2. В природном отношении выделяются Зап. Сибирь и Вост. Сибирь, в пределах которых расположена Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, горы Юж. Сибири (Алтай, Зап. Саян, Вост. Саян, горы Тувы, Прибайкалье, Забайкалье) и система горных хребтов на северо-востоке Сибири, которые обрамляются Верхоянским хр. и Колымским нагорьем. Климат большей частью суровый, резко континентальный. Средние температуры января от ?16 ?С на юге Западно-Сибирской равнины до ?48 ?С на востоке Якутии, где расположен один из полюсов холода Северного полушария. Большинство рек Сибири, в т. ч. крупных (Обь с Иртышом, Енисей и Лена), принадлежат бассейнам морей Сев. Ледовитого ок. Крупные озера: Байкал, Таймыр. Большая часть Сибири занята тундрой и тайгой; на юге - лесостепь и степь. Заповедники, национальные парки. Месторождения полезных ископаемых (уголь, нефть, природный газ, железная руда, алмазы, золото, полиметаллы, графит и др.). Заселялась в каменном веке. Продвигаясь вдоль Тихоокеанского побережья, люди проникли из Сибири в Америку, вышли к Сев. Ледовитому ок. В 1-м тыс. н. э. южные районы входили в Тюркский каганат, Бохай и др. государства. В 13 в. Юж. Сибирь подверглась монгольским завоеваниям. Часть территории Сибири входила в Золотую Орду, затем в Тюменское и Сибирское ханства. Походы русских воевод (кон. 15 в.) и Ермака (кон. 16 в.) положили начало присоединению Сибири к Российскому государству. Освоение Сибири начали землепроходцы, им принадлежат многие географические открытия, важнейшими из которых в 17 в. были выход к Охотскому м. (1639-41) и прохождение Берингова прол. (1648, С. И. Дежнев, Ф. А. Попов). Включение в 50-х гг. 19 в. в состав Российской империи Ниж. Приамурья, Уссурийского кр. и о. Сахалин создало условия для освоения Дальнего Востока. В 1891-1916 сооружена Транссибирская магистраль, связавшая Дальний Восток и Сибирь с Европейской Россией. Во время Гражданской войны и интервенции 1918-22 в Сибири была образована Дальневосточная республика (1920-22), вошедшая затем в Российскую Федерацию....
|
СУРИКОВ Василий Иванович
|
- СУРИКОВ Василий Иванович [12 (24) января 1848 , Красноярск - 6 (19) марта 1916, Москва], российский художник. Лучший мастер русской исторической картины, соединивший реализм 19 в. с ярким живописным новаторством.Родился в семье канцелярского служащего. Семья Сурикова принадлежала к старинному казачьему роду; будущий мастер привык с детства воспринимать окружающий сибирский быт с его живописной архаикой и преданиями старины как живую историю. В 1869-75 учится в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова. Жил в Петербурге, а с 1877 в Москве. Был членом Товарищества передвижных художественных выставок и Союза русских художников. Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону (1893), Волге (1901-03), в Крыму (1913). В 1880-90-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. Особое впечатление на него произвели живописцы итальянского и испанского Возрождения, прежде всего Д. Веласкес и художники венецианской школы, такие, как П. Веронезе. В своих письмах о западноевропейских музеях и выставках выше всего ставит "картины с затрагивающим смыслом" и "моготу форм", - и в его собственном творчестве идейность естественно рождалась из чисто художественного впечатления, из формы, не перерождаясь в сухую тенденциозность, которой порой грешили передвижники.Итогом учебы в Академии стала картина "Апостол Петр объясняет догматы веры" (1870, Русский музей). Уже в те годы Суриков проявил себя как мастер пейзажа, причем пейзажа историко-ассоциативного ("Вид памятника Петру I в Петербурге", 1870, там же). Важной школой для него были работы по декоративному оформлению храма Христа Спасителя в Москве, создание композиций для росписей на тему 4-х Вселенских Соборов (эскизы 1876-77 - там же)."Утро стрелецкой казни"Переезд молодого художника в "первопрестольную", впечатления от старинной московской архитектуры (на памятники которой он, как впоследствии говорил М. А. Волошину, смотрел "как на живых людей") явились важным стимулом на пути к первому его историческому шедевру - картине "Утро стрелецкой казни". Художник, по словам того же Волошина, "осознавал из форм", писал то, что видел, обладая потрясающей способностью открывать историко-поэтическую ауру внешней видимости. Поэтому, когда он рассказывал, что "Стрельцы" родились из впечатления от "горящей свечи на белой рубахе", а "Боярыня Морозова" - из "вороны на снегу", то это, разумеется, звучит анекдотом, но в то же время затрагивает самый нерв творческого метода мастера."Утро стрелецкой казни" - грандиозная картина, завершенная в 1881 (Третьяковская галерея), - производит фурор. И дело даже не столько в ассоциациях с тогдашними политическими брожениями и тревогами, с крепнущим социальным противостоянием монархии - хотя этот момент, конечно, сыграл свою роль. Избрав сюжетом финальный эпизод последнего стрелецкого бунта 1698 года - казнь мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I - Суриков показывает народное противодействие царским реформам сверху. При этом противостояние народа и царя - или же, в еще более масштабном плане, русского средневековья и ранних рубежей русской новой истории - явлено в виде монументальной трагедии, причем трагедии, где ни одна из сторон не остается победителем, взаимно свидетельствуя о неразрешимости конфликта. С невиданной силой Суриков воплощает в своих образах нелинейный, полифонический характер исторического процесса. И этот полифонизм, равноправие противоборствующих сторон составляет главное достоинство его "хоровой картины" (как называет В. В. Стасов многофигурные исторические сцены такого рода). Правда деталей, - тот же стрелец в белой рубахе с молитвенной свечой в руке (если упомянуть лишь одну из множества "нервных клеток" картины) - не как-нибудь поверхностно "осовременивает" образ, но, напротив, укрепляет его "древний дух" (метко подмеченный И. Н. Крамским в письме Стасову, 1884). И древность эта лишена чрезмерной, благостной идеализации. Поминая старую Москву, Суриков говорит о "черной грязи" и серебристом блеске "чистого железа" тележных колес. Подобные "грязь" и "блеск" составляют в картине органическое единство.Живописец-историкСвою репутацию выдающегося живописца-историка Суриков закрепляет в картинах "Меншиков в Березове" (1883) и "Боярыня Морозова" (1887; обе - Третьяковская галерея). Обе композиции - об опале и сибирской ссылке самого могущественного из "птенцов гнезда Петрова", об увозе в острог старообрядческой подвижницы во время церковного раскола - тоже "читаются" как визуальные романы. Тесный, как тюремная камера, интерьер избы в первой картине, ее пластическая статика, и, напротив, широкий пространственный размах второй, где доминирует мотив движения, но движения в неволю, в равной мере знаменуют неодолимость исторических судеб, которые могут быть поняты и понимаются художником лишь в их диалоге или конфликте, но в любом случае в их актуальной, - суровой и красочной - разноречивости. Для художника Россия всегда многолика, в его полотнах всегда минимум две России (даже простая крестьянская изба в "Меншикове..." воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца)."Утро стрелецкой казни", "Меншиков в Березове" и "Боярыня Морозова" составляют вершину суриковского творчества. Почти адекватно им "Взятие снежного городка" (1891, Русский музей). Художник подчеркивал, что не мыслит "исторических деятелей без народа, без толпы". Нарушив этот принцип в картине "Меншиков в Березове", он в "Снежном городке", вспомнив забавы своего сибирского детства, напротив, изображает безымянную веселую толпу в старинной казацкой игре. Народ, казалось бы, здесь (впервые у Сурикова) представлен как единое, не расколотое целое, но его удаль безудержна как разрушительный и грозный, несмотря на мажорную яркость красок солнечного зимнего дня, вихрь. Последующие "хоровые" картины художника ("Покорение Сибири Ермаком", 1895; "Переход Суворова через Альпы", 1899; "Степан Разин", 1903-07, все - Русский музей), несмотря на все мастерство режиссуры многофигурных сцен, представляют определенного рода спад. В эпических сценах колониальной экспансии России в Сибирь, антифранцузской кампании России в швейцарских Альпах, наконец, разбойничьей вольницы 17 в. отсутствует та драматургическая сложность, которая придает особое пластическое и психологическое богатство трем великим картинам Сурикова (так, противостоящие Ермаку татаро-монголы и сибирские аборигены смотрятся пусть как яркий и характерный, но отнюдь не равноправный исторический фон).В процессе работы над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Суриков пишет массу замечательных портретов, пейзажей, натюрмортных и интерьерных композиций, имеющих и вполне самоценный эстетический смысл. Он создает и целый ряд самостоятельных портретов, обычно близких ему людей, - простых по композиции, но чрезвычайно сильных и целостных по красочной лепке ["П. Ф. Сурикова" (мать художника), 1887, Русский музей]. Его замечательный дар колориста, который не красит, а строит форму цветом, пользуясь открытыми, звучными тонами, с особой непосредственностью проявляется в акварельных этюдах. Этапной в цветовых поисках художника явилась поездка в 1910 в Испанию (вместе с зятем П. П. Кончаловским), откуда он привозит едва ли не лучшие свои акварели. Широта его эстетических взглядов проявляется в одобрительном отзыве о кубизме П. Пикассо, а также в дружеском общении с представителем совсем другого поколения, символистом и поэтом-"декадентом" М. Волошиным, создавшим большой очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в 1916 в журнале "Аполлон"), который М. В. Нестеров назвал "быть может лучшим, что когда-либо было написано о русских художниках" (в письме А. А. Турыгину, 1927).Среди поздних картин Сурикова следует в первую очередь отметить "Посещение царевной женского монастыря" (1912, Русский музей) и "Благовещение" (1914, Красноярская художественная галерея), где он стремится к более емкой выразительности форм и цвета. В этот период он также пишет ряд лучших своих портретов, по-прежнему лаконически простых композиционно, темных по тону, полных внутреннего драматизма ("Автопортрет", 1913, Третьяковская галерея; "Человек с больной рукой", 1913, Русский музей).Влияние творчества Сурикова было очень значительным, в равной мере затронувшим и традиционалистов, и мастеров более авангардного толка (напр.,. художников круга "Бубнового валета").Литература:В. И. Суриков: Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1977.Волошин М. А. Суриков. Л., 1985.Суриков и Сибирь. Красноярск, 1995.Алленов М. М. Василий Суриков. М., 1996.М. Н. Соколов...
|
|
|
|
|
|
|