RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    ЛЕЙБ ... 
    • ЛЕЙБ ... (от нем. leib - тело), первая часть сложных слов, означающих: состоящий непосредственно при главе государства, главным образом при монархе (напр., лейб-гвардия)....


    ЛЕЙБ-ГВАРДИЯ 
    • ЛЕЙБ-ГВАРДИЯ , личная охрана монарха и почетное наименование отборных воинских частей в некоторых странах с монархической формой правления. В России учреждена в кон. 17 в. Петром I. Позднее лейб-гвардией называли многие гвардейские части российской армии. Частица "лейб" прибавлялась также к названию некоторых армейских полков....


    БЛЮМЕНТРОСТ Лаврентий Лаврентьевич 
    • БЛЮМЕНТРОСТ Лаврентий Лаврентьевич (1692-1755) , лейб-медик Петра I, первый президент Петербургской АН (1725-33)....


    ОРЛОВ-ДЕНИСОВ Василий Васильевич 
    • ОРЛОВ-ДЕНИСОВ Василий Васильевич (1775-1843) , граф (1801), генерал от кавалерии (1826). В Отечественную войну 1812 и заграничных походах русской армии 1813-14, командуя лейб-гвардии казачьим полком и кавалерийскими отрядами, неоднократно наносил поражения французским войскам. Сыграл значительную роль в Бородинском и Лейпцигском сражениях....


    ГВАРДИЯ 
    • ГВАРДИЯ (итал . guardia), отборная привилегированная часть войск. Появилась в Италии (12 в.), во Франции (нач. 15 в.), затем в Англии, Швеции, России, Пруссии (17 в.) и других. В России гвардия (лейб-гвардия) создана Петром I в 90-х гг. 17 в. В нач. 20 в. состояла из 13 пехотных, 4 стрелковых и 14 конных полков и др. частей. В 1918 упразднена. В период Великой Отечественной войны части, корабли, соединения и объединения Советских Вооруженных Сил, отличившиеся в боях, были удостоены звания гвардейских....


    ГВОЗДЕВ Михаил Спиридонович 
    • ГВОЗДЕВ Михаил Спиридонович (между 1700 и 1704 - после 1759) , российский военный геодезист, картограф и навигатор, первооткрыватель Северо-Западной Америки; подпоручик геодезии (1749). Начало пути Сын солдата лейб-гвардии Семеновского полка, Гвоздев в 1716-19 учился в Московской навигационной школе, в 1719-21 - в Петербургской Морской академии. Прервав образование, в 1721-25 проводил опись рек под Новгородом; был возвращен в академию и окончил ее в 1727 в чине геодезиста. Сразу же получил назначение в экспедицию Дмитрия Павлуцкого и Афанасия Шестакова и осенью 1730 прибыл на Камчатку, где в 1731-32 выполнил обследование рек западной и восточной частей полуострова. Открытие Северо-Западной Америки После тяжелой голодной зимовки Гвоздев в июле 1732 по приказу Павлуцкого возглавил морской поход к "Большой земле" (Аляске). Командуя ботом "Св. Гавриил" (шкипер Кондратий Мошков, четверо матросов, 32 солдата, переводчик и тяжело больной цингой подштурман Иван Федоров, перенесенный на судно "против воли"), Гвоздев отплыл из устья Камчатки к мысу Дежнева. Завершил открытие островов Диомида и впервые в истории пересек Берингов пролив с запада на восток. 1 сентября нового стиля положил начало открытию Северо-Западной Америки: подошел к самой западной оконечности материка (мысу Принца Уэльского), но из-за сильного волнения и ветра не смог высадиться. Гвоздев проследил и нанес на карту около 300 км побережья полуострова Сьюард, у 168? западной долготы обнаружил остров (Кинг). В октябре со сломанной мачтой и сильной течью судно вернулось в устье Камчатки. По сообщению Ивана Скурихина, участника плавания, бот 5 дней шел на юго-восток вдоль лесистого побережья, а затем повернул на юго-запад к острову (Кинг). Участие во Второй Камчатской экспедиции Беринга До зимы 1733 Гвоздев управлял Камчатскими острогами. Но в 1735 по ложному доносу под конвоем был отправлен в Тобольск, где почти три года содержался под стражей до установления невиновности. В 1739 прибыл в Охотск и выполнил его съемку. В 1741 назначен геодезистом во Вторую Камчатскую экспедицию Витуса Беринга. На дубель-шлюпке (парусно-гребном корабле) "Надежда" под командой Алексея Шельтинга описал около 800 км западного побережья Охотского моря, и участок восточного берега острова Сахалин. Нехватка продуктов и большая течь в судне вынудили мореходов вернуться. Осенью 1743 Гвоздев составил первую в истории точную карту Берингова пролива. В 1755-58 в должности картографа он также проводил съемку пахотных земель и покосных угодий Иркутской губернии; с марта 1759 в отставке. Дальнейшая судьба неизвестна. В честь Гвоздева названы острова в Беринговом проливе (острова Диомида) и мыс на Сахалине....


    ФЕДОТОВ Павел Андреевич 
    • ФЕДОТОВ Павел Андреевич [22 июня 6 (4 июля) 1815 , Москва - 14 (26) ноября 1852, Петербург], российский художник. По праву может считаться основоположником реализма в русском изо-искусстве 19 в., где в пору Федотова господствовали романтические тенденции.Родился в семье титулярного советника. Отец художника, в прошлом суворовский солдат, мечтал о военной карьере для сына. Мальчика определили в 1826 в Первый московский кадетский корпус, который он окончил с отличием в 1833 и был направлен в Петербург для службы в Финляндском полку. Еще будучи кадетом, Федотов увлеченно зарисовывал своих сверсников; став офицером, посещал рисовальные классы Академии художеств (1835-45). К этому, раннему периоду относятся обстоятельные, тщательно детализованные акварельные портреты сослуживцев и сцены из полковой жизни ("Бивуак лейб-гвардии гренадерского полка", "Бивуак лейб-гвардии Павловского полка", 1841-42, Русский музей); в некоторых из них нарастают сатирические нотки ("Брань под Смоленским (кладбищем)", около 1840, Третьяковская галерея). Испытывая неодолимое влечение к искусству и приняв совет И. А. Крылова (который был одним из любимых его писателей), он выходит в 1844 в отставку. Сначала, учась у А. И. Зауервейда, Федотов думал посвятить себя батальной живописи, но затем всецело отдается "страсти к нравственно-критическим сценам из обыкновенной жизни" (из "Записки П. А. Федотова о его жизни", написанной около 1849 года). Пользовался советами К. П. Брюллова, но особое значение для формирования его таланта имели впечатления от искусства У. Хогарта, а также голландской бытовой живописи "золотого" 17 в. Жил преимущественно в Петербурге.Творческое кредо. Живописный "анекдот"Творческое кредо художника, четко проявившееся в разоблачающей взяточничество акварели "Передняя частного пристава накануне большого праздника" (1837, Третьяковская галерея), закрепляется в сатирических сериях, исполненных в 1844-46, по выходе в отставку ("Следствие кончины Фидельки", "Бедной девушке краса - смертная коса"; обе - там же). В первой картине маслом ("Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик", 1846, там же) - сцене с мелким чиновником, который с похмелья кичится своей наградой перед девкой-сожительницей, - ирония достаточно добродушна, сочетаясь, как у старых голландцев, с умением (по выражению самого художника из его записных книжек) "ожемчуживать равно и слезу горести, и слезу радости", - иными словами, поэтически детализировать среду действия, не впадая в злой гротеск. То же добродушие живописного анекдота, перед которым зритель "не зябнет", господствует в "Сватовстве майора" (1848, там же) и "Завтраке аристократа" (1849-50, там же). В обоих случаях комизм ситуации возникает из мелкого тщеславия, заставляющего "антигероев" картин маскировать свою социальную сущность: средней руки купчишка, желая "облагородиться", выдает дочь за майора, обедневший дворянин спешно прячет свой убогий завтрак, заслышав стук в дверь. Бытовая мельтешня обретает уже не комический, а трагикомический характер в сцене сватовства горбуна в картине "Разборчивая невеста", написанной на сюжет басни Крылова (1847, там же). Закрепляя успех, Федотов порой пишет варианты своих картин. Вместе с гравером Е. Е. Бернардским он готовит специальное сатирическое издание в виде тетрадей (создав для него около 30 карандашных рисунков с текстом); однако арест Бернардского, примыкавшего к петрашевцам, разрушил этот замысел.Эволюция стиля художникаНо чем уверенней Федотов ощущает драматическую силу красок и форм, тем решительней он отходит от нравоучительного юмора и сатиры. Веселая пестрота колорита сменяется стремлением к тональному единству светоцветовой среды. В картине "Вдовушка" (1851, Ивановский художественный музей) живописная режиссура отнюдь не анекдотична, претворяясь в меланхолически-сентиментальную поэму о женском одиночестве. Последние картины художника все более напоминают уже не обстоятельно-бытописательский "физиологический очерк", характерный для русской литературы 1840-х годов, но ключевые мотивы творчества Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского. Подобно чтимому им Хогарту, Федотов начинает прозревать зловещий абсурд, который таится под смешными житейскими нелепицами. Чувством роковой безысходности полна картина "Анкор, еще анкор!" (1851-52, Третьяковская галерея), где отупевший от скуки офицер убивает время в пустой игре с пуделем. Атмосфера духовного тупика сгущена до предела благодаря мастерскому тональному решению тесного, сумрачного интерьера избы, озаренного неверным пламенем свечи. То же сумрачно-тупиковое настроение царит в "Игроках" (1852, Киевский музей русского искусства); картежники-полуночники уподоблены гротескным манекенам, что особенно остро ощущается в подготовительных набросках, где фигуры лишены голов.Особый раздел составляет портретное творчество Федотова. Ирония тут сходит на нет, уступая место спокойному, созерцательному вниманию, - сперва обстоятельно-описательному [акварель "Прогулка" (портрет самого художника с родителями), 1837, Третьяковская галерея], затем все более тонко подмечающему не только сам характер, но и особенности внутренней жизни модели ("Писательница Е. П. Ростопчина", около 1850, там же). К шедеврам русской живописи середины 19 в. принадлежит "Портрет Н. П. Жданович за клавесином" (1849, Русский музей), полный светлой, лирической грации.Автобиографические тексты, записные книжки, письма Федотова демонстрируют и его незаурядный литературный талант. Он также писал стихотворные пояснения к своим картинам, басни, лирические стихотворения, сочинил несколько романсов и музыку к ним. Сраженный тяжелым душевным недугом, художник умер в сумасшедшем доме. Искусство Федотова со свойственным ему (как и Гоголю) "смехом сквозь слезы" стало одним из главных духовно-стилистических стимулов творчества передвижников.Литература:Сарабьянов Д. В. П. А. Федотов. М., 1969.Сарабьянов Д. В. П. А. Федотов и русская художественная культура 40-х годов XIX века. М., 1973.Загянская Г. А. П. А. Федотов. М., 1977.Сарабьянов Д. В. П. А. Федотов. Л., 1985.М. Н. Соколов...


    ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич 
    • ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич [3 (15) октября 1814 , Москва - 15 (27) июля 1841, подножье горы Машук, близ Пятигорска; похоронен в селе Тарханы Пензенской области], русский поэт. Неведомый избранник Брак родителей Лермонтова - богатой наследницы М. М. Арсеньевой (1795-1817) и армейского капитана Ю. П. Лермонтова (1773-1831) - был неудачным. Ранняя смерть матери и ссора отца с бабушкой - Е. А. Арсеньевой - тяжело сказались на формировании личности поэта. Лермонтов воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии; получил превосходное домашнее образование (иностранные языки, рисование, музыка). Романтический культ отца и соответствующая трактовка семейного конфликта отразились позднее в драмах "Menschen und Leidenschaften" ("Люди и страсти", 1830), "Странный человек" (1831). Значимы для формирования Лермонтова и предания о легендарном основоположнике его рода - шотландском поэте Томасе Лермонте. К сильным впечатлениям детства относятся поездки на Кавказ (1820, 1825). С 1827 Лермонтов живет в Москве. Он обучается в Московском университетском благородном пансионе (сентябрь 1828 - март 1830), позднее в Московском университете (сентябрь 1830 - июнь 1832) на нравственно-политическом, затем словесном отделении. Ранние поэтические опыты Лермонтова свидетельствуют об азартном и бессистемном чтении предромантической и романтической словесности: наряду с Дж. Г. Байроном и А. С. Пушкиным для него важны Ф. Шиллер, В. Гюго, К. Н. Батюшков, философская лирика любомудров; в стихах масса заимствованных строк (фрагментов) из сочинений самых разных авторов - от М. В. Ломоносова до современных ему поэтов. Не мысля себя профессиональным литератором и не стремясь печататься, Лермонтов ведет потаенный лирический дневник, где чужие, иногда контрастные формулы служат выражением сокровенной правды о великой и непонятой душе. Пережитые в 1830-32 увлечения Е. А. Сушковой, Н. Ф. Ивановой, В. А. Лопухиной становятся материалом для соответствующих лирико-исповедальных циклов, где за конкретными обстоятельствами скрывается вечный, трагический конфликт. Одновременно идет работа над романтическими поэмами - от откровенно подражательных "Черкесов" (1828) до вполне профессиональных "Измаил-бея" и "Литвинки" (обе 1832), свидетельствующих об усвоении Лермонтовым жанрового (байроновско-пушкинского) канона (исключительность главного героя, "вершинность" композиции, "недосказанность" сюжета, экзотический или исторический колорит). К началу 1830-х гг. обретены "магистральные" герои поэтической системы Лермонтова, соотнесенные с двумя разными жизненными и творческими стратегиями, с двумя трактовками собственной личности: падший дух, сознательно проклявший мир и избравший зло (первая редакция поэмы "Демон", 1829), и безвинный, чистый душой страдалец, мечтающий о свободе и естественной гармонии (поэма "Исповедь", 1831, явившаяся прообразом поэмы "Мцыри"). Контрастность этих трактовок не исключает внутреннего родства, обеспечивающего напряженную антитетичность характеров всех главных лермонтовских героев и сложность авторской оценки. Смутное время Оставив по не совсем ясным причинам университет, Лермонтов в 1832 переезжает в Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; выпущен корнетом Лейб-гвардии гусарского полка в 1834. Место высокой поэзии занимает непечатное стихотворство ("Юнкерские поэмы"), место трагического избранника - циничный бретер, сниженный двойник "демона". В то же время идет работа над романом "Вадим" (не закончен), где ультраромантические мотивы и стилистические ходы (родство "ангела" и "демона", "поэзия безобразности", языковая экспрессия) сопутствуют тщательной обрисовке исторического фона (восстание Пугачева). "Демоническая" линия продолжается в неоконченном романе из современной жизни "Княгиня Лиговская" (1836) и драме "Маскарад". Последней Лермонтов придавал особое значение: он трижды подает ее в цензуру и дважды переделывает. Поэт поколения К началу 1837 у Лермонтова нет литературного статуса: многочисленные стихотворения (среди них признанные в будущем шедеврами "Ангел", 1831; "Парус", 1831; "Русалка", 1832; "Умирающий гладиатор", 1836; поэма "Боярин Орша", 1835-36) в печать не отданы, романы не закончены, "Маскарад" не пропущен цензурой, опубликованная (по неподтвержденным сведениям без ведома автора) поэма "Хаджи Абрек" (1834) резонанса не вызвала, связей в литературном мире нет (значима "невстреча" с Пушкиным). Слава к Лермонтову приходит в одночасье - со стихотворением "Смерть поэта" (1937), откликом на последнюю дуэль Пушкина. Текст широко распространяется в списках, получает высокую оценку как в пушкинском кругу, так и у публики, расслышавшей в этих стихах собственную боль и возмущение. Заключительные строки стихотворения с резкими выпадами против высшей аристократии вызвали гнев Николая I. 18 февраля Лермонтов был арестован и вскоре переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. Ссылка продлилась до октября 1837: Лермонтов изъездил Кавказ, побывал в Тифлисе, лечился на водах (здесь произошло знакомство со ссыльными декабристами, в том числе поэтом А. И. Одоевским, а также с В. Г. Белинским); изучал восточный фольклор (запись сказки "Ашик-Кериб"). Публикация в 1837 стихотворения "Бородино" упрочила славу поэта. С апреля 1838 по апрель 1840 Лермонтов служит в Лейб-гвардии гусарском полку, уверенно завоевывая "большой свет" и мир литературы. Устанавливаются связи с пушкинским кругом - семейством Карамзиных, П. А. Вяземским, В. А. Жуковским (благодаря посредничеству последнего в "Современнике" в 1838 печатается поэма "Тамбовская казначейша") и А. А. Краевским (публикация "Песни про царя Ивана Васильевича..." в редактируемых Краевским "Литературных прибавлениях к "Русскому инвалиду", 1838; систематическое сотрудничество с возглавленным Краевским в 1839 журналом "Отечественные записки"). Лермонтов входит в фрондерско-аристократический "кружок шестнадцати". В зрелой лирике Лермонтова доминирует тема современного ему общества - безвольного, рефлексирующего, не способного на деяние, страсть, творчество. Не отделяя себя от больного поколения ("Дума", 1838), высказывая сомнения в возможности существования поэзии здесь и сейчас ("Поэт", 1838; "Не верь себе", 1839; "Журналист, читатель и писатель", 1840), скептически оценивая жизнь как таковую ("И скучно, и грустно...", 1840), Лермонтов ищет гармонию в эпическом прошлом ("Бородино", "Песня про царя Ивана Васильевича...", где демонический герой-опричник терпит поражение от хранителя нравственных устоев), в народной культуре ("Казачья колыбельная песня", 1838), в чувствах ребенка ("Как часто пестрою толпою окружен...", 1840) или человека, сохранившего детское мировосприятие ("Памяти А. И. О<доевского>", 1839; <М. А. Щербатовой>, 1840). Богоборчество ("Благодарность", 1840), мотивы невозможности любви и губительной красоты ("Три пальмы", 1839; "Утес", "Тамара", "Листок", "Морская царевна", все 1841) соседствуют с поиском душевной умиротворенности, связываемой то с деидеологизированной национальной традицией ("Родина", "Спор", оба 1841), то с мистическим выходом за пределы земной обреченности ("Выхожу один я на дорогу...", 1841). То же напряженное колебание между полюсами мироотрицания и любви к бытию, между земным и небесным, проклятьем и благословением присуще вершинным поэмам Лермонтова - последней редакции "Демона" и "Мцыри" (обе 1839). В 1838-40 написан роман "Герой нашего времени": первоначально составившие его разножанровые новеллы печатались в "Отечественных записках" и, возможно, не предполагали циклизации. В романе пристально исследуется феномен современного человека; тщательно анализируются антиномии, присущие и поэтическому миру Лермонтова. Появление отдельного издания романа (апрель 1840) и единственного прижизненного сборника "Стихотворения М. Лермонтова" (октябрь 1840; включены "Мцыри", "Песня про царя Ивана Васильевича...", 26 стихотворений) стали ключевыми литературными событиями эпохи, вызвали критическую полемику, особое место в которой принадлежит статьям Белинского. Неожиданный финал Дуэль Лермонтова с сыном французского посла Э. де Барантом (февраль 1840) привела к аресту и переводу в Тенгинский пехотный полк. Через Москву (встречи со славянофилами и Н. В. Гоголем на его именинном обеде) поэт отбывает на Кавказ, где принимает участие в боевых действиях (сражение на речке Валерик, описанное в стихотворении "Я к вам пишу случайно, - право..."), за что представляется к наградам (вычеркнут из списков императором Николаем I). В январе 1841 отбывает в Петербург, где, просрочив двухмесячный отпуск, находится до 14 апреля, вращаясь в литературных и светских кругах. Лермонтов обдумывает планы отставки и дальнейшей литературной деятельности (известен замысел исторического романа; есть сведения о намерении приняться за издание журнала); в Петербурге и после отъезда из него одно за другим пишутся гениальные стихотворения (в. т. ч. указанные выше). Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов задерживается в Пятигорске для лечения на минеральных водах. Случайная ссора с соучеником по юнкерской школе Н. С. Мартыновым приводит к "вечно печальной дуэли" (В. В. Розанов)и гибели поэта....


    АРАКЧЕЕВ Алексей Андреевич 
    • АРАКЧЕЕВ Алексей Андреевич (1769-1834) , российский государственный и военный деятель, граф (1799), генерал от артиллерии (1807). С 1808-10 военный министр, провел реорганизацию артиллерии; с 1810 председатель Департамента военных дел Государственного совета. В 1815-25 наиболее доверенное лицо императора Александра I, осуществлял его внутреннюю политику; организатор и главный начальник военных поселений.АРАКЧЕЕВ Алексей Андреевич [23 сентября (4 октября) 1769, Тверская пров. Новгородской губернии - 21 апреля (3 мая) 1834, с. Грузино Тихвинского уезда Новгородской губернии], российский государственный и военный деятель, граф (1799).Начало карьерыИз небогатой дворянской семьи. С детских лет приучался к строгой дисциплине, упорному труду, бережливости, строгому соблюдению религиозных обрядов. В 1783 принят в Шляхетский артиллерийский и инженерный (впоследствии 2-й Кадетский) корпус, где проявил способности к военно-математическим наукам и по окончании которого (1787) в чине армейского поручика оставлен там преподавателем арифметики, геометрии и артиллерийского дела. Ведал также корпусной библиотекой. В 1788-90 во время русско-шведской войны обучал рекрутов артиллерийскому делу. В 1790 по рекомендации директора корпуса поступил репетитором в семью президента Военной коллегии Н. И. Салтыкова, не без содействия которого в 1792 принят в гатчинские войска наследника престола великого князя Павла Петровича (будущий император Павел I). Господствовавшие там "прусские" принципы военного воспитания Аракчеев претворял в жизнь с мелочным педантизмом и беспредельной жестокостью. За короткий срок он привел гатчинскую артиллерию в образцовый порядок, был назначен инспектором не только артиллерии, но и пехоты, стал управлять хозяйственной частью и фактически гатчинскими войсками. В июле 1796 был произведен в чин полковника.Возвышение и опала при Павле IВхождение в круг "малого двора" стало переломной вехой в жизни Аракчеева. Своей исполнительностью и безмерной личной преданностью он снискал неограниченное доверие Павла и с его воцарением был произведен в генерал-майоры, назначен комендантом Петербурга. Аракчееву была пожалована богатая вотчина в Новгородской губернии - единственный дар, принятый им в течение всей службы. В апреле 1797 Аракчеев был назначен командиром лейб-гвардии Преображенского полка и поставлен во главе свиты императора с определением генерал-квартирмейстером всей русской армии и начальником Главного штаба. В январе 1798 он был также назначен инспектором всей русской артиллерии. Аракчеев немало способствовал укреплению боеспособности и наведению порядка в армии, что в войсках, особенно в гвардейских, сопровождалось насаждением палочной муштры. При дворе он, однако, держался отчужденно и свою карьеру (как позднее и при Александре I) связывал исключительно с покровительством императора. Однако даже ему не удалось избежать опалы. В 1798 Аракчеев был удален от службы, а в 1799 фактически сослан в свое новгородское имение. Павел I, за несколько дней до своей гибели заподозривший заговор, намеревался вернуть Аракчеева в Петербург, что, по мнению некоторых историков, могло бы предотвратить переворот 11 марта 1801, но глава заговорщиков П. А. Пален помешал этому. Только спустя два года после вступления на престол нового императора Александра I Аракчеев был восстановлен в должности инспектора всей артиллерии, с чего началось его новое возвышение.Новое возвышение. Реформы в армии Летом 1807 он был произведен в генералы от артиллерии, а в декабре того же года ему было велено состоять при императоре с правом объявлять высочайшие указы по артиллерии. В 1808 Аракчеев был назначен министром военно-сухопутных сил с подчинением ему Военно-походной канцелярии императора и фельдъегерского корпуса. Одновременно он становится сенатором. В знак его особых заслуг Ростовский мушкетерский полк был переименован в Гренадерский графа Аракчеева полк. Зимой 1809 он сыграл важную роль в активизации боевых действий в Финляндской кампании, настояв на переходе русских войск по льду Ботнического залива к шведским берегам.Аракчеев начал общее переустройство русской армии (комплектование и обучение строевого состава, учреждение рекрутского депо, введение дивизионной организации, должности дежурного генерала и т. д.), но наиболее плодотворными были его преобразования в артиллерии. Сведенная в роты и батареи, артиллерия выделялась в самостоятельный род войск, размер лафетов и калибры орудий уменьшены. Была усовершенствована технология изготовления оружия, боеприпасов, стала более эффективной деятельность арсеналов. Кроме того, был основан Артиллерийский комитет, стал выходить "Артиллерийский журнал".Выдвижение на передний план политической жизни М. М. Сперанского и подготовка планов государственных реформ за спиной Аракчеева вынудили его подать в отставку. В 1810 он был назначен председателем Военного департамента вновь учрежденного Государственного совета, а его пост Военного министра занял М. Б. Барклай де Толли.Охранитель - государственник Но осенью 1812 Аракчеев вновь был приближен к императору, что было связано с острым недовольством царя неудачами в войне с Наполеоном и падением императорского престижа в обществе. Аракчееву было поручено формирование ополчения и артиллерийских полков, он вновь получил право объявлять именные указы. В послевоенное время, когда во внутренней политике Александра I усилились охранительно-реакционные тенденции, Аракчеев стал фактически вторым лицом после императора в управлении страной, сосредоточив в своих руках необъятную власть. С 1815 он сумел подчинить себе Государственный совет, Комитет министров, собственную Его Императорского Величества канцелярию. Являясь единственным докладчиком царю по всем текущим вопросам, тем не менее Аракчеев оставался лишь добросовестным исполнителем воли царя и его самых сокровенных замыслов, будь то создание военных поселений (с 1819 Аракчеев - начальник штаба над военными поселениями, а в 1821-26 - главный начальник Отдельного корпуса военных поселений) или участие в разработке планов освобождения крестьян. В 1818 Аракчеев составил секретный проект выкупа казной помещичьих имений "по добровольно установленным ценам", чтобы "содействовать правительству в уничтожении крепостного состояния людей в России". Проект не получил никакого движения, но предвосхитил идеи, реализованные впоследствии реформой 1861 г.Смерть Александра I оборвала карьеру Аракчеева. 20 декабря 1825 он был освобожден неблаговолившим к нему Николаем I от дел Комитета министров и исключен из состава Государственного совета, а в 1826 отстранен от начальства над военными поселениями. Аракчеев уехал за границу и самовольно выпустил там издание конфиденциальных писем к нему Александра I, вызвавшее скандал в российском обществе и правительственных кругах. По возвращении в Россию Аракчеев жил в своем имении Грузино, занимаясь его благоустройством.На окружающих личность Аракчеева производила отталкивающее впечатление крутым нравом, грубым произволом, холопской угодливостью перед престолом в сочетании с высокомерным презрением ко всем нижестоящим. Крупный военный администратор, он не участвовал ни в одном сражении. При скудости образования Аракчеев был наделен здравым практическим умом, находил верные решения в сложных ситуациях, отличался честностью, боролся со взяточничеством, выше всего ставил интересы казны, хотя нередко руководствовался не государственными интересами, а амбициями царедворца. Его непомерное тщеславие находило удовлетворение в безраздельном расположении к нему самодержца, малейшее же возвышение какой-либо иной сановной фигуры воспринималось им со злопамятной ревностью. В глазах современников и потомков Аракчеев олицетворял собой наиболее мрачные стороны александровского царствования.Литература:Ратч В. Ф. Сведения о графе Аракчееве. СПб., 1864.Кизеветтер А. А. Император Александр I и Аракчеев // Кизеветтер А. А. Исторические очерки. М., 1912.Ячменихин К. М. А. А. Аракчеев // Вопросы истории. 1991. • 12.Томсинов В. А. Временщик (А. А. Аракчеев). М., 1996.А. Г. Тартаковский...


    БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ 
    • БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ , 26.8(7.9). 1812, около с. Бородино во время Отечественной войны 1812. Русские войска под командованием генерала М. И. Кутузова (ок. 150 тыс. человек, 640 орудий против 135 тыс. человек, 587 орудий у противника) упорной героической обороной и искусными действиями сорвали наполеоновский план разгрома русской армии в генеральном сражении. Потери наполеоновских войск ок. 35 тыс. человек, русских - 45,6 тыс. человек.БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ, генеральная битва кампании 1812 между русскими и наполеоновскими войсками 26 августа (7 сентября) в районе с. Бородина, в 124 км к западу от Москвы.Позиция: планы и силы сторонС самого начала военных действий в 1812 Наполеон делал ставку на разгром русских армий в решающей битве, но русские войска из-за почти троекратного численного преимущества противника стали запланированно отходить в глубь своей территории. Только после того, как было достигнуто примерное равенство сил, прибывший к войскам 17 августа новый главнокомандующий М. И. Голенищев-Кутузов решил дать генеральное сражение, чтобы не допустить французов к Москве. 22 августа русские армии подошли к с. Бородино, где по предложению начальника квартирмейстерской части полковника К. Ф. Толя была выбрана плоская позиция протяженностью до 8 км. Она представляла собой покрытую кустарником и перелесками холмистую равнину, через которую протекало несколько небольших речек, русла которых проходили по глубоким оврагам. С левого фланга Бородинское поле прикрывал труднопроходимый Утицкий лес, а правый, проходивший по высокому берегу р. Колочи, заканчивался у д. Маслово, где были воздвигнуты Масловские флеши. Правый фланг имел естественные препятствия, а левый фланг и центр позиции находились на открытой местности. Поэтому в центре был построен люнет, получивший разные названия: Центральной, Курганной высоты, или батареи Раевского. На левом же фланге у д. Шевардино русские не успели достроить редут, который после ожесточенного боя 24 августа вынуждены были оставить. К 26 августа на левом фланге были возведены Семеновские (Багратионовы) флеши (две флеши и редан между ними). Правый фланг занимали боевые порядки 1-й Западной армии (главнокомандующий генерал от инфантерии М. Б. Барклай де Толли), на левом стояли части 2-й Западной армии (главнокомандующий генерал от инфантерии П. И. Багратион), а Старую Смоленскую дорогу у д. Утица прикрывал выделенный из состава 1-й армии 3-й пехотный корпус (командир генерал-лейтенант Н. А. Тучков). В резерве находились 5-й гвардейский корпус и часть кавалерии. Глубина боевых порядков не превышала 4 км. Русские занимали оборонительное положение и были развернуты в форме буквы "Г" так, что 1-я армия из-за рельефа избранной позиции оказалась повернутой к противнику не фронтом, а флангом. Такое расположение объяснялось тем, что русское командование стремилось контролировать ведущие к Москве Старую и Новую Смоленские дороги. Тем более что возникло серьезное опасение обходного движения противника справа. Вот почему на этом направлении оказалась значительная часть корпусов 1-й армии. Наполеон же решил нанести свой главный удар по левому флангу русской армии, для чего ночью 26 августа перевел основные силы через р. Колочу, оставив для прикрытия собственного левого фланга лишь несколько кавалерийских и пехотных частей.Перед сражением русские войска имели под ружьем примерно 150 тыс. человек (из них 9,5 тыс. казаков и 31 тыс. ополченцев) и 640 орудий. Во французской армии в строю находилось 135 тыс. человек и 587 орудий. В целом вопрос о численности сторон является до сих пор предметом научных споров среди историков.Начало сражения Сражение началось в 5 час. утра атакой частей корпуса вице-короля Италии Э. Богарне на позицию лейб-гвардии Егерского полка у с. Бородина. Французы овладели этим пунктом, но это был их отвлекающий маневр. В 5 час. 30 мин. Наполеон обрушил свой главный удар против 2-й армии Багратиона. Корпуса маршалов Л.-Н. Даву, М. Нея, И. Мюрата и генерала А. Жюно несколько раз атаковали Семеновские флеши (историки насчитывают до восьми атак). Когда замысел противника из-за его огромного численного преимущества против русского левого крыла стал очевиден, Багратиону были переданы войска с соседних участков и большая часть резервов. 1-я армия начала перегруппировываться и поворачиваться фронтом на запад, 2-й и затем 4-й пехотный корпуса получили приказ быстро идти на помощь левому флангу и центру, но прибыть своевременно туда они не успевали, т. к. их разделяло слишком большое расстояние.Части 2-й армии героически сражались против превосходящего по численности противника. Первые атаки пришлись на позиции 2-й сводно-гренадерской дивизии генерал-майора М. С. Воронцова и 27-й пехотной дивизии генерал-майора Д. П. Неверовского. Затем в боевое соприкосновение с противником вошли остальные части 2-й армии; подходившие подкрепления сразу же вступали в бой. Атаки отбивались плотным ружейным и артиллерийским огнем, напор наступающих сдерживался и кровопролитными рукопашными схватками. Французы неоднократно врывались на флеши, но всякий раз после контратаки оставляли их. Лишь к 9 час. они окончательно овладели укреплениями русского левого фланга, а попытавшийся в это время организовать очередную контратаку Багратион был смертельно ранен и окончательно выбыл из строя. Русские войска отошли за Семеновский овраг, продолжая отбивать яростные атаки противника. В отечественной исторической литературе преобладает мнение, что французы взяли флеши только в 12 час., в это же время был ранен Багратион. Данная версия принадлежит К. Ф. Толю, который уже после сражения задним числом перевел стрелки часов и тем самым снял с себя часть вины за первоначально неудачное расположение войск и постоянное запаздывание с вводом в бой подкреплений. Эту доминировавшую в науке долгое время версию опровергают последние исследования.Борьба за центр позиции После захвата флешей основная борьба развернулась за центр русской позиции - батарею Раевского, которая в 9 и 11 час. утра подверглась двум сильным атакам противника. Во время второй атаки войскам Э. Богарне удалось овладеть высотой, но вскоре французы были выбиты оттуда в результате успешной контратаки нескольких русских батальонов, возглавляемых генерал-майором А. П. Ермоловым. В плен был взят раненый бригадный генерал Ш. О. Бонами. В полдень Кутузов направил казаков генерала от кавалерии М. И. Платова и 1-й кавалерийский корпус генерал-адъютанта Ф. П. Уварова (всего 5 тыс. сабель) в тыл левого фланга Наполеона. До сих пор среди историков о результатах этого рейда ведется спор - Платов и Уваров оказались одними из немногих генералов, не получивших наград за Бородинское сражение. Рейд русской конницы позволил отвлечь внимание Наполеона и задержал на 2 час. новый штурм французов ослабленного русского центра. Воспользовавшись передышкой, Барклай де Толли перегруппировал силы и выставил на переднюю линию свежие войска. Лишь в 2 час. дня наполеоновские части предприняли третью попытку овладеть батареей Раевского. На защитников высоты обрушился смертоносный огонь из 300 орудий, а на приступ были брошены три дивизии, подкрепленные фланговой атакой кирасир генерала О. Коленкура, который погиб во время этой атаки. Комбинированные действия наполеоновской пехоты и конницы привели к успеху, и в 3 час. дня французы окончательно захватили и это укрепление. В плен к ним попал руководивший обороной раненый генерал-майор П. Г. Лихачев. Русские отошли на 800 м, но прорвать новый фронт их обороны противник не смог, несмотря на все усилия двух кавалерийских корпусов. На крайней оконечности левого фланга у д. Утицы в 1 час дня польский корпус Ю. Понятовского после третьей попытки оттеснил русские части от Утицкого кургана, вынудил их отойти и встать на одну линию с войсками, ранее оборонявшими Семеновские флеши.На всех основных участках французы смогли достичь некоторых тактических успехов - русские оставили первоначальные позиции и отступили примерно на 1 км. Но прорвать их оборону или совершить обход флангов наполеоновским частям так и не удалось. Поредевшие русские полки стояли, готовые отразить новые атаки. Наполеон, несмотря на настоятельные просьбы своих маршалов, в этой ситуации не рискнул бросить для завершающего удара свой последний резерв - двадцатитысячную Старую гвардию. До 8 час. вечера велась интенсивная артиллерийская перестрелка, а потом французские части были отведены на исходные рубежи. Русских победить не удалось. Кутузов поздно вечером, узнав о больших потерях (45 тыс. чел. - практически перестала быть боеспособной 2-я армия), отказался от принятого им накануне решения возобновить битву на следующий день и около полуночи приказал начать отступление к Москве. Итоги Это сражение недаром получило название "битвы генералов": у русских было убито 6 и ранено 23 генерала, у французов еще больше - 12 убито и 38 ранено. Наполеоновская армия потеряла примерно 35 тыс. человек личного состава. Количество пленных с обеих сторон оказалось приблизительно одинаковым - по 1 тыс. человек. В литературе встречаются самые разноречивые факты о потерях сторон, спорным является до сих пор и вопрос о победителе. Зарубежные авторы, как правило, отдают предпочтение Наполеону, большинство же отечественных историков - Кутузову, лишь немногие считают итог ничейным. Необходимо признать, что ни один из противников не решил поставленных перед собой задач и не добился существенного преимущества. Наполеон не сумел разгромить русскую армию, Кутузов - защитить Москву. Абсолютно бездоказательным является бытовавшее в литературе советского периода утверждение, что Наполеон потерпел поражение при Бородине. Инициатива весь день была в его руках, французы постоянно атаковали и к концу дня сохранили боеспособность. На направлении главного удара Наполеон умело создавал превосходство во всех видах оружия, особенно в концентрации мощи артиллерийского огня, что было одной из причин крупных потерь среди русских войск. Но огромные усилия, предпринятые армией великого полководца, оказались в конце концов бесплодными. Несмотря на первоначальные просчеты, Кутузову удалось, хотя и дорогой ценой, латая дыры в обороне, перестроить боевые порядки, сохранить построение в одну линию. В результате противник постоянно был вынужден вести лобовые атаки. Сражение превратилось во фронтальное столкновение, в котором шансы у Наполеона для решительной победы над армией с такими боевыми качествами, как русская, оказались минимальными и в конечном итоге были сведены к нулю. Можно говорить о промежуточном значении Бородинского сражения для всей кампании в целом и рассматривать его последствия для судеб каждой из армий. Русские войска, воюя на своей территории, за короткий срок смогли восстановить численность своих рядов. Из всех родов войск наполеоновской армии самые ощутимые и невосполнимые потери понесла конница, для которой Бородинское поле стало поистине огромным кладбищем, что в заключительный период войны во многом предопределило катастрофическое поражение Наполеона в войне с Россией.Литература: Толь К. Описание битвы при селе Бородине // Отечественные записки. 1822. • 28-29.Геруа А. Бородино. СПб., 1912.Скугаревский А. П. Бородино. СПб., 1912.Витмер А. Бородинский бой // Военно-исторический сборник. 1912. • 3.Васильев А. Ивченко Л. 9 на 12, или повесть о том, как некто перевел часовую стрелку // Родина. 1992. • 6-7.Попов А. И. Бородинское сражение. Боевые действия на северном фланге. Самара, 1995.В. М. Безотосный...







Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь