Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
|
- ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (Leonardo da Vinci) (1452-1519) , итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. В росписи "Тайная вечеря" (1495-97, в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане) высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностях композиции, ясной системе жестов и мимики персонажей. Гуманистический идеал женской красоты воплощен в портрете Моны Лизы (т. н. "Джоконда", ок. 1503). Многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области математики, естественных наук, механики. Отстаивал решающее значение опыта в познании природы (записные книжки и рукописи, ок. 7 тыс. листов)....
|
МАХОЛЕТ
|
- МАХОЛЕТ , летательный аппарат, крылья которого выполнеными машущими и имитируют движения птицы (орнитоптер) или насекомого. Первым известный проект орнитоптера найден в работах Леонардо да Винчи....
|
ГРИФОНАЖ
|
- ГРИФОНАЖ (франц . griffonnage, букв. - маранье, каракули), беглые наброски импровизационного характера (преимущественно в рисунках пером или в офорте). Встречаются на полях рукописей (у Леонардо да Винчи, А. С. Пушкина)....
|
БРЕРА
|
- БРЕРА (Brera) (Пинакотека Брера) , картинная галерея в Милане. Основана в 1809. Западно-европейская, в т. ч. итальянская (Мантенья, Рафаэль, школа Леонардо да Винчи, ломбардские фрески), живопись....
|
СФУМАТО
|
- СФУМАТО (итал . sfumato, букв. - исчезнувший как дым), в живописи смягчение очертаний предметов с помощью живописного воссоздания окружающей их световоздушной среды. Прием сфумато разработал Леонардо да Винчи....
|
ФЕРОНЬЕРКА
|
- ФЕРОНЬЕРКА (франц . ferronniere), украшение в виде обруча, ленты или цепочки с драгоценным камнем, жемчужиной или розеткой из камней различного цвета, надеваемое на лоб. Появление этого слова во французском языке связано с приписываемым Леонардо да Винчи портретом "Прекрасная Фероньер", на котором изображена дама с подобным налобным украшением....
|
ФОППА
|
- ФОППА (Foppa) Винченцо (1427/30-1515/16) , итальянский художник, ведущий миланский мастер 2-ой пол. 15 в. до приезда в Милан Леонардо да Винчи и появления группы учеников и последователей великого мастера. В произведениях Фоппа чувствуется знакомство с живописью венецианца Якопо Беллини, в последние годы - влияние Джованни Беллини и Мантеньи....
|
ХОРЬКИ
|
- ХОРЬКИ , млекопитающие семейства куньих. Длина тела до 48 см, хвоста до 16 см. 3 вида, в Евразии и Сев. Америке; в России 2 вида: лесной, или черный, хорек и степной, или белый, хорек. Объект пушного промысла. С древности одомашненная альбинистическая форма черного хорька - фуро (изображен на картине Леонардо да Винчи "Дама с горностаем")....
|
ВЕРРОККЬО
|
- ВЕРРОККЬО (Verrocchio) (наст . имя ди Микеле Чони, di Michele Cioni) Андреа дель (1435 или 1436-88), итальянский скульптор, живописец, ювелир. Представитель флорентинской школы Раннего Возрождения. Сочетал реалистические искания с утонченным аристократизмом (статуя "Давид", 1473-75, памятник кондотьеру Коллеони в Венеции, 1479-88, "Крещение Христа", ок. 1470, совместно с Леонардо да Винчи)....
|
МОНА ЛИЗА
|
- "МОНА ЛИЗА" ("Mona Lisa") , "Джоконда" ("Gioconda"), принятые названия портрета работы Леонардо да Винчи (ок. 1503, Лувр, Париж), предположительно изображающего флорентийку Мону Лизу дель Джокондо. Возвышенный идеал женственности соединяется здесь с интимным обаянием, выразительностью неуловимой улыбки, нежностью светотени и тающего в дымке пейзажа....
|
ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ
|
- ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ (золотая пропорция , деление в крайнем и среднем отношении, гармоническое деление), деление отрезка АС на две части таким образом, что большая его часть АВ относится к меньшей ВС так, как весь отрезок АС относится к АВ (т. е. АВ : ВС = АС : АВ). Приближенно это отношение равно 5/3, точнее 8/5, 13/8 и т. д. Принципы золотого сечения используются в архитектуре и в изобразительных искусствах. Термин "золотое сечение" ввел Леонардо да Винчи....
|
ЛЕОНАРДО ПИЗАНСКИЙ
|
- ЛЕОНАРДО ПИЗАНСКИЙ (Leonardo Pisano) (Фибоначчи , Fibonacci) (1180-1240), итальянский математик. В основном труде "Книга абака" (1202) первым систематически изложил достижения арабской математики, чем способствовал знакомству с ними в Зап. Европе....
|
ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
|
- ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ , период истории итальянского искусства (кон. 15 - 1-я четв. 16 вв.) - классическая фаза художественной культуры Возрождения. В архитектуре, живописи и скульптуре Высокого Возрождения (Браманте, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан) ренессансные реализм и гуманизм, героические идеалы получили обобщенное, полное титанической силы выражение; искусству Высокого Возрождения присущи монументальное величие, сочетание возвышенной идеальности, гармонии с глубиной и жизненной яркостью образов....
|
ФЛОРЕНТИНСКАЯ ШКОЛА
|
- ФЛОРЕНТИНСКАЯ ШКОЛА , одна из основных художественных школ Италии. Основоположник флорентийской школы - Джотто (кон. 13 - нач. 14 вв.). В нач. 15 в. флорентийская школа - авангард гуманистического искусства Возрождения (архитекторы Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберти, скульпторы Донателло, Л. Гиберти, живописцы Мазаччо и др.), которое к кон. 15 в. приобрело черты утонченного декоративизма и стилизации (А. Верроккьо, Боттичелли). Идеи возвышенного героического искусства, смелые реалистические поиски, стремление связать науку и искусство выразились в искусстве Леонардо да Винчи и Микеланджело. С 1520-х гг. во флорентийской школе зарождается маньеризм (Я. Понтормо)....
|
ВОЛЫНСКИЙ Аким Львович
|
- ВОЛЫНСКИЙ Аким Львович (наст . имя Хаим Лейбович Флексер) (1861-1926), российский литературный и балетный критик, теоретик искусства; один из зачинателей модернистской критики в России. Ведущий критик "Северного вестника" (1891-98). В статьях (сборники "Русские критики", 1896; "Борьба за идеализм", 1900) - поиски новых эстетических ориентиров, переоценка наследия В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского и др. Книги "Леонардо да Винчи" (1900), "Ф. М. Достоевский" (1906), "Книга ликований. Азбука классического танца" (1925)....
|
|
Дальше >>>
|
|
|
|
|