RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    ЛИЧНОСТЬ 
    • в правовом смысле человек как физическое лицо. Кроме того, употребляется и в более широком смысле, объединяя в единое целое категории "человек" и "гражданин" (см. также: Гражданин. Основные права и свободы). (С. А.)...


    ПАСПОРТ 
    • основной документ, удостоверяющий личность гражданина РФ на территории РФ и за ее пределами. На практике граждане РФ внутри страны пока еще используют П. гражданина СССР (разработка нового паспорта затянулась). 13 марта 1997 г. Президент РФ принял Указ об основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ на территории РФ. В целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан РФ и впредь до принятия соответствующего федерального закона Президент РФ ввел в действие П. гражданина РФ, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ. Правительству РФ поручено утвердить образец бланка и описание П., а также положение о нем. В первую очередь планируется выдавать новые П. гражданам, получающим их впервые, а затем - и всем остальным. Согласно Положению о П. гражданина РФ, утвержденному постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г., П. обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста, проживающие на территории РФ. В П. вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения. В П. производятся отметки: о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета; об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста; о регистрации и расторжении брака; о детях, не достигших 14-летнего возраста; о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами РФ. По желанию гражданина соответствующими учреждениями здравоохранения в П. также производится отметка о его группе крови и резус-факторе. Срок действия П.: от 14 лет - до достижения 20-летнего возраста; от 20 лет - до достижения 45-летнего возраста; от 45 лет - бессрочно. По достижении гражданином 20-летнего и 45-летнего возраста П. подлежит замене. Согласно Федеральному закону ''О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 18 июля 1996 г., основными документами, по которым осуществляются выезд и въезд, являются: П., дипломатический П.,служебный П., П. моряка. В Указе Президента РФ об основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами РФ, от 21 декабря 1996 г. и в постановлении Правительства РФ об утверждении образцов и описании бланков указанных документов от 14 марта 1997 г. они определены (это видно даже из названия актов) не просто как выездные и въездные документы, а как основные документы, удостоверяющие личность гражданина РФ за границей. Согласно Закону, П. (в обиходе часто именуемый по-прежнему заграничным П.) выдается гражданину РФ по достижении 18 лет по его письменному заявлению, а со дня его рождения и до достижения 18 лет - по ходатайству одного из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. Дипломатический П. выдается МИД РФ гражданам РФ, обладающим дипломатическим иммунитетом, а также Президенту РФ, членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы, членам Правительства РФ и приравненным к ним должностным лицам, дипломатическим сотрудникам и дипломатическим курьерам МИД РФ. Членам семьи, проживающим совместно с лицом, имеющим дипломатический П. и командируемым за границу в официальное представительство РФ, также выдаются дипломатические П. Служебный П. выдается должностным лицам административно-технических и специальных служб Администрации Президента, аппаратов Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, должностным лицам федеральных органов исполнительной власти, органов законодательной (представительной)и исполнительной власти субъектов РФ, сотрудникам административно-технических служб официальных представительств РФ за рубежом (и членам семей последних при командировке на период более одного года). П. моряка выдается гражданину РФ, работающему на российском судне заграничного плавания или командируемому российским судовладельцем для работы на иностранном судне, а также некоторым другим лицам.(С. А.)...


    СВОБОДА ЛИЧНОСТИ 
    • философская и конституционно-правовая категория, означающая возможность самостоятельного выбора человеком своего образа жизни, деятельности. поведения в условиях данного государства и общества. В Российской Федерации С. л. обеспечивается всем строем нашего общества и государства, гарантируется в целом Конституцией РФ. С. л. - это установление определенных пределов, границ, дальше которых общество и государство не могут воздействовать на личность, вмешиваться в ее жизнь. Таким образом, каждое сообщество, членом которого является индивид, вправе оказывать на него влияние, но до определенных границ. Конституционное право обеспечивает создание условий защиты личности от произвола не только государства и его должностных лиц, но и тех негосударственных объединений, к которым может принадлежать индивид. С. л. является предпосылкой многих основных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ (см., в частности: Право на жизнь. Достоинство личности. Право на свободу и личную неприкосновенность. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Право на защиту персональных данных. Основные права и свободы). (С. А.)...


    СВОБОДА МЫСЛИ И СЛОВА 
    • одна из основных свобод любого человека на территории РФ, закрепленная в ч. 1, 2 ст. 29 Конституции РФ. Свобода мысли как одна из конституционных свобод - специфична. Как можно обеспечить свободу мысли? Конституция РФ по этому поводу предполагает следующее. Во-первых, речь идет о создании такого климата в обществе, который бы исключал давление на личность (сознание, образ жизни), когда человек даже подумать боится иначе, чем требует официальная идеология, когда не только действия индивида, но даже внешние факторы оценивают как "крамольный" образ жизни или повод для подозрений. Во-вторых, свобода мысли - это, практически, свобода ее выражения. Говорят, что на этот случай есть свобода слова. Но слово - это одно из средств выражения взглядов человека. Ведь он может воспользоваться и иными средствами: например, выразить свое отношение к чему-либо глазами, мимикой, рисунком, письменным текстом, исполнением какого-то музыкального произведения и т. д. В-третьих, свобода мысли - это исключение использования психотропных средств воздействия на сознание человека (хоть сегодня это в большей мере предмет фантастических книг и фильмов, однако в будущем нельзя исключать появление таких средств). Свобода слова -это свобода публично излагать свои взгляды. Свобода слова может проявляться в обиходе или деловом общении людей. Вместе с тем свобода слова может иметь место в пропаганде и агитации, т. е. в средствах, которые дают возможность человеку целенаправленно и публично проповедовать свои взгляды, в том числе политические, религиозные и др. Но Конституция РФ (ст. 29) содержит ограничения: не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Кроме того, Конституция РФ не позволяет насилия в связи со свободой слова: никто не может быть принужден к выражению своих мыслей и убеждений или отказу от них. (С. А.)...


    ВЫЕЗД ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
    • согласно ч. 2 ст. 27 Конституции РФ, каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Эта норма соответствует правилу, давно нашедшему отражение в общепризнанных нормах международного права. Например, согласно ч. 2 ст. 13 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., "каждый имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну". Аналогичные положения отражены в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 12). В Российской Федерации принят Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 18 июля 1996 г. (с изменениями от 18 июля 1998 г. и 2 июня 1999 г.), регулирующий соответствующие вопросы. Закон устанавливает, что выезд из Российской Федерации граждане РФ осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина РФ за пределами РФ. Порядок оформления, выдачи и изъятия этих документов определяется данным Законом. Документами, на основании которых осуществляются выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию наших граждан, признаются: паспорт (слова "заграничный паспорт" Закон не использует, вероятно. исходя из концепции, что для внутреннего потребления граждане должны получать "удостоверение личности", и только документ для заграницы называется "паспортом", как это принято во многих странах); дипломатический паспорт; служебный паспорт; паспорт моряка (удостоверение личности моряка). Для оформления паспорта гражданин заполняет заявление установленного образца и представляет основной документ, удостоверяющий его личность; прилагаются личные фотографии и документы об уплате госпошлины или консульского сбора, а также об оплате стоимости бланка паспорта. Паспорт оформляется соответствующим государственным органом в срок не более 1 месяца со дня подачи заявления и выдается сроком на 5 лет. При наличии документально подтвержденных экстренных обстоятельств (тяжелая болезнь близкого родственника и т. п.) срок оформления паспорта не должен превышать трех рабочих дней. Заявление подается гражданином лично или через своего законного представителя. Гражданину РФ со дня его рождения и до достижения 18 лет паспорт выдается по письменному заявлению хотя бы одного из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, если иное не предусмотрено законом. Право гражданина РФ на выезд из страны может быть временно ограничено, если он: 1) при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение на выезд - не более 5 лет со дня последнего ознакомления со сведениями, а при сохранении соответствующей степени секретности - не более 10 лет; 2) призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу - до окончания их срока (остальные военнослужащие, кроме лиц, проходящих военную службу по призыву, могут выезжать за границу, но с разрешения командования); 3) задержан по подозрению в совершении преступления или привлечен в качестве обвиняемого - до вынесения решения по делу или вступления в силу приговора суда; 4) осужден за совершение преступления - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания; 5) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами; 6) сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда - до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы. Решения об ограничении выезда по мотивам доступа к соответствующим сведениям могут быть обжалованы гражданином в Межведомственную комиссию при Правительстве РФ. Отказ гражданину РФ в праве на выезд из Российской Федерации может быть обжалован в суд. Несовершеннолетние граждане РФ выезжают за границу, как правило, совместно хотя бы с одним из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. Если несовершеннолетний выезжает без сопровождения, он должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие указанных лиц на его выезд из РФ и согласие государства, которое он посещает, а если выезжает на срок более трех месяцев, согласие должно быть заверено также органами опеки и попечительства. Иностранные граждане и лица без гражданства, пребывающие на территории РФ на законных основаниях, имеют право свободного выезда из Российской Федерации. Их выезд может быть ограничен в случаях, если они: задержаны по подозрению в совершении преступления или привлечены в качестве обвиняемого - до вынесения решения по делу или вступления в силу приговора суда; осуждены за совершение преступления на территории РФ - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания; уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами; не выполнили предусмотренных законодательством РФ обязательств по уплате налогов - до выполнения этих обязательств. (С. А.)...


    СПИСОК ИЗБИРАТЕЛЕЙ 
    • список участников голосования, совершеннолетних граждан, обладающих избирательным правом. С. и. составляются соответствующими избирательными комиссиями на основании данных, представляемых по установленной форме главой муниципального образования не позднее определенного до дня выборов срока. В С. и. включаются все граждане РФ, имеющие место жительства (как постоянное, так и преимущественное, - в том числе студенты, аспиранты, проживающие в общежитиях, военнослужащие, вынужденные переселенцы и т. д.) на территории соответствующего избирательного участка и достигшие 18-летнего возраста на день выборов (если избирателю исполняется 18 лет непосредственно в день выборов, он включается в список и имеет право голосовать). Лица, которым не предоставлено право избирать, в С. и. не включаются. С. и. составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (для 18-летних - дополнительно день и месяц рождения) и адрес места жительства избирателя. С. и. подписывается председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии (в случае ее отсутствия - окружной избирательной комиссии), а после передачи списка в участковую избирательную комиссию (УИК) - также председателем и секретарем УИК. Каждому гражданину обеспечивается возможность ознакомиться со списком. Избиратель имеет право заявить в УИК о невключении его в список, а также о любой ошибке или неточности, допущенной в списке (как в отношении себя, так и других лиц). УИК обязана проверить жалобу (заявление) и устранить ошибку или неточность не позднее чем через 24 часа, а в день голосования - в течение двух часов с момента обращения либо дать заявителю ответ в письменной форме с указанием причин отклонения заявления. Решение УИК может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в 3-дневный срок, а за три дня до голосования и в день выборов - немедленно. Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещено. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления С. и. для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в список, включаются в С. и. УИК дополнительно на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих место жительства на территории данного избирательного участка. (С. А.)...


    ЗАДЕРЖАНИЕ 
    • мера принуждения, применяемая к лицам, подозреваемым в совершении преступления или административного правонарушения, а также к осужденным, уклоняющимся от отбывания назначенного судом наказания. Как правило, это - краткосрочное ограничение свободы в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, службы безопасности, пограничной службы. Допускается содержание задержанных на гауптвахтах, а в случаях задержания капитанами морских судов, находящихся в плавании, или начальниками зимовок - в помещениях, приспособленных для этих целей. По подозрению в совершении преступления 3. может быть предпринято в отношении лица, подозреваемого в наказуемом лишением свободы преступлении, при наличии одного из следующих оснований: - когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; - когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо указывают на данное лицо как на совершившее преступление; - когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления. При наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, 3. может состояться лишь в том случае, если такое лицо покушалось на побег, когда оно не имеет постоянного места жительства или его личность не установлена. О любом случае 3. составляется протокол с указанием оснований, мотивов, дня и часа, года и месяца, места задержания, объяснений задержанного, времени составления протокола. Подписывается протокол лицом, его составившим, и задержанным. В течение не более двадцати четырех часов направляется письменное сообщение прокурору. В течение сорока восьми часов с момента получения извещения о произведенном задержании прокурор обязан дать санкцию на заключение под стражу либо освободить задержанного. Все задержанные по подозрению в совершении преступления приобретают предусмотренные Уголовно-процессуалъным кодексом РСФСР права по защите своих законных интересов, в том числе право иметь защитника, встречаться с ним наедине и без ограничения количества свиданий, пользоваться его помощью и т. д. Административное задержание допускается в целях пресечения административного правонарушения (см.: Административное взыскание), когда исчерпаны другие меры воздействия, а также с целью установления личности правонарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте, если протокол является обязательным, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановления об административном правонарушении. Об административном 3. составляется протокол, по содержанию сходный с протоколом, о котором было сказано выше. Он подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа задержанного подписать протокол в нем делается об этом запись. По просьбе лица. задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения уведомляются его родственники. администрация по месту работы или учебы. Уведомление о 3. несовершеннолетнего его родителей или лиц, их заменяющих, - обязательно. Административное 3. может производиться лишь уполномоченными на то органами (должностными лицами), например, органами внутренних дел, пограничной службы, таможенной службы, военной автомобильной инспекции, государственного горного надзора. Административное 3. может длиться не более трех часов. В исключительных случаях - более продолжительное время. Органы пограничной и таможенной служб вправе прибегать к административному 3. для установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения на срок до трех суток с сообщением об этом в письменном виде прокурору в течение двадцати четырех часов с момента задержания или на срок до десяти суток с санкции прокурора, если правонарушитель не имеет документа, удостоверяющего его личность. Лица, совершившие, к примеру, мелкое хулиганство, нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, неповиновение работнику милиции, иному уполномоченному должностному лицу или представителю общественности, занимающиеся незаконной торговлей товарами, свободная реализация которых запрещена или ограничена, торговлей с рук в неустановленных местах, могут быть задержаны до рассмотрения дела районным судьей (мировым судьей) или начальником (заместителем начальника) органа внутренних дел. Срок административного 3. исчисляется с момента доставления нарушителя для составления протокола, а лица, находящегося в состоянии опьянения, - его вытрезвления. Предусматривается также возможность задержания лиц, уклоняющихся от отбывания наказания по приговору суда в виде ограничения свободы. В случае уклонения осужденного от получения предписания о следовании к месту отбывания наказания или невыезда туда в установленный срок, орган внутренних дел с санкции прокурора может подвергнуть его задержанию на срок до 15 суток. Допускается 3. такого рода осужденных и тогда, когда они на длительное время покидают без уважительных причин пределы территории исправительного центра. В таком случае 3. с санкции прокурора может длиться до 30 суток. Обжалование 3. допускается не только руководству того органа, сотрудники которого его произвели, руководству вышестоящего органа или прокурору, но и в суд. Последний обязан принять и своевременно рассмотреть жалобу на 3. в соответствии со ст. 46 Конституции РФ. (К. Г.)...


    НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ СУДЬИ 
    • ограждение судьи от произвольного совершения действий, направленных на привлечение к уголовной или иной ответственности либо применение мер принуждения, к коим обычно прибегают при производстве по уголовным делам. Наиболее детально гарантии Н. с. обозначены в ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 г., где в отношении судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов сказано: "1. Личность судьи неприкосновенна. Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы. 2. Судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении. 3. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. 4. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Заключение судьи под стражу допускается не иначе как с санкции Генерального прокурора Российской Федерации или лица, исполняющего его обязанности, либо решением суда. 5. Судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления, задержанный или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган, в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по установлении его личности должен быть немедленно освобожден. 6. Проникновение в жилище или служебное помещение судьи, в личный или используемый им транспорт, производство там досмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных переговоров, личный досмотр, личный обыск судьи, а равно досмотр, изъятие и выемка его корреспонденции, принадлежащих ему имущества и документов производятся с соблюдением Конституции РФ, федеральных законов и только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи. 7. Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом Российской Федерации". Аналогичные гарантии неприкосновенности предусмотрены для судей Конституционного Суда РФ законом об этом суде.(К.Г.)...


    ВЪЕЗД В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ 
    • согласно ч. 2 ст. 27 Конституции РФ, "гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию". Эта норма соответствует правилу, давно нашедшему отражение в общепризнанных нормах международного права. Например, согласно ч. 2 ст. 13 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ''каждый имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну". Аналогичные положения отражены в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. (ст.12). Исходя из Конституции, гражданин РФ не может быть ограничен в праве на въезд в РФ, осуществляемый по действительным документам. Согласно Федеральному закону "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 18 июля 1996 г. (с изменениями от 18 июля 1998 г. и 2 июня 1999 г.) документы для выезда из РФ и въезда в РФ одни и те же: пас порт: дипломатический паспорт: служебный паспорт; паспорт моряка (удостоверение личности моряка). (См.: Выезд из Российской Федерации.) По упомянутому Закону иностранные граждане и лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, выданную соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ за границей, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть не разрешен, если они: 1) при обращении за российской визой не смогли подтвердить наличие средств для проживания на территории РФ и выезда из Российской Федерации или предъявить гарантии предоставления таких средств; 2) в пункте пропуска через Государственную границу РФ нарушили правила пересечения границы, таможенные правила, санитарные нормы, - до устранения нарушения; 3) сообщили о себе или о целях своего пребывания заведомо ложные сведения. Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства не разрешается в случаях, если: 1) это необходимо в целях обеспечения безопасности государства; 2) в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации они были осуждены за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо были выдворены за пределы РФ в принудительном порядке, - в течение 5 лет после отбытия наказания за совершенное преступление или в течение 1 года со дня выдворения в принудительном порядке; 3) они не представили документы, необходимые для получения российской визы в соответствии с законодательством РФ, - до их представления; 4) они ходатайствуют о российской визе на срок более 3 месяцев и не представили сертификат об отсутствии у них ВИЧ-инфекции, - до представления такого сертификата. (С. А.)...


    ОСНОВНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ 
    • понятие, широко используемое в конституционном лексиконе и означающее те права и свободы человека и гражданина, которые закреплены в конституции государства. Эти права и свободы являются важнейшими, основополагающими для статуса личности в данных государстве и обществе, они предопределяют содержание иных прав и свобод граждан. Понятие "основные права и свободы" используется в Конституции РФ. Так, если в ст. 2 сказано, что человек, его права и свободы ( без слова "основные", то есть - все) являются высшей ценностью, то в ст. 17 говорится, что "основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения". То, что к числу О. п. и с. относятся именно те, которые названы в Конституции РФ, хорошо видно из ч. 1 ст. 55, которая гласит: перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно трактоваться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Закрепленные в Конституции РФ О. п. и с. принято в науке конституционного права классифицировать, т. е. делить на несколько групп. В основе таких классификаций находятся воззрения на личность, ее предназначение в обществе и государстве. В соответствии с этим О. п. и с. человека и гражданина можно разделить на следующие группы: 1) личные (в области личной жизни и индивидуальной свободы) - право на жизнь; достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; неприкосновенность жилища; право на определение своей национальной принадлежности; право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться в РФ; свобода совести и свобода вероисповедания; 2) публично-политические (в публично-политической сфере) - свобода мысли и слова; право на информацию; право на объединение; свобода собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования; право участвовать в управлении делами государства; избирательное право; право обращения в государственные органы и органы местного самоуправления; 3)социально-экономичес-кие (в социально-экономической сфере) - право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право частной собственности; право на свободный труд; право на отдых; право на защиту материнства, детства, семьи; право заботиться о детях и их воспитании; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду; право на образование; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям; 4) права по защите других прав и свобод - сочетание государственной защиты прав и свобод с возможностью лично защищать себя; судебная защита прав и свобод; право на компетентное правосудие; право на получение квалифицированной юридической помощи; презумпция невиновности; право на гуманизм правосудия; право на защиту интересов пострадавших от нарушения закона; право на применение действующего закона, отказ от обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность, невозможность ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, применение нового закона, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена.(С. А.)...


    ГОЛОСОВАНИЕ НА ВЫБОРАХ 
    • ряд последовательных действий избирателя: получение в помещении для голосования от члена участковой избирательной комиссии избирательного бюллетеня; заполнение избирательного бюллетеня; опускание избирательного бюллетеня в избирательный ящик. В строго формальном смысле акт голосования имеет место лишь тогда, когда избирательный бюллетень опущен в избирательный ящик. Однако законодательство часто связывает акт голосования с получением избирательного бюллетеня в участковой избирательной комиссии. Так, согласно Федеральному закону о выборах депутатов Государственной Думы 1999 г. участковая избирательная комиссия, произведя подсчет голосов после окончания голосования, в составляемых ею протоколах отражает, в числе прочих, такие позиции: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день выборов, и число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно; число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных и переносных избирательных ящиках. Все эти данные учитываются при окончательном подсчете и определении победителей, а также при установлении факта, что выборы состоялись. Например, по одномандатному округу избранным признается кандидат, получивший наибольшее число голосов, принявших участие в голосовании. А выборы по такому округу считаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25% зарегистрированных избирателей. По предыдущему Закону (1995 г.) число избирателей, принявших участие в выборах депутатов ГД по округам, определялось по числу подписей избирателей в списках избирателей при получении избирательных бюллетеней, а в выборах депутатов ГД по спискам избирательных объединений, блоков - по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в избирательных ящиках. По Закону о выборах депутатов ГД 1999 г. при подсчете голосов применяется только второе правило. Федеральный закон о выборах Президента РФ 1995 г. использовал первый вариант: число избирателей, принявших участие в выборах, определяется по числу подписей избирателей в списках избирателей при получении избирательных бюллетеней (ст.55). Основные процедуры осуществления избирателем голосования одинаковы независимо от видов выборов. Покажем их на примере выборов депутатов в Государственную Думу. Для этих выборов в 1995 г. не было предусмотрено открепительного удостоверения, т. е. документа, позволявшего избирателю проголосовать в другом месте, если он в день выборов не находился по своему обычному месту жительства. Поэтому здесь предусматривалась возможность проголосовать досрочно: в территориальной избирательной комиссии за 1-4 дня до выборов, в участковой - не ранее чем за 3 дня до дня выборов. Избиратель получал бюллетени, заполнял и помещал их в конверт, заклеивал его и передавал дежурному члену комиссии. На выборах в ГД в 1999 г. введена выдача открепительного удостоверения вместо досрочного голосования В день выборов каждый избиратель должен проголосовать лично. На избирательном участке он предъявляет члену участковой избирательной комиссии паспорт или иной удостоверяющий его личность документ и получает избирательные бюллетени. С согласия либо по просьбе избирателя серия и номер предъявляемого им документа могут быть внесены в список избирателей членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается. Далее избиратель заполняет избирательные бюллетени в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было, за исключением самого избирателя. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетени, вправе пригласить для этого любое лицо, за исключением члена избирательной комиссии, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов в депутаты, избирательных объединений, блоков. Фамилия этого лица указывается в списке избирателей рядом с подписью избирателя о получении бюллетеней. Заполненные избирательные бюллетени избиратель опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Избирателям, не имеющим возможности по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам прийти в помещение для голосования, обеспечивается голосование по месту их жительства или нахождения. Для этого члены участковой комиссии приходят к ним с переносными избирательными ящиками. Голосованию предшествует заполнение подписываемого избирателем заявления о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Закон требует, чтобы организация голосования вне помещения для голосования исключала возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно возможность нарушения тайны голосования или искажения волеизъявления избирателя. (С. А.)...


    ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ 
    • особый правовой режим деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий установленные законом ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Ч. п. является временной мерой и может вводиться исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и охраны конституционного строя государства. Целью введения Ч. п. являются скорейшая нормализация обстановки, восстановление законности и правопорядка, устранение угрозы безопасности граждан и оказание им необходимой помощи. В Российской Федерации, согласно ст. 88 Конституции РФ, Ч. п. на территории РФ или в отдельных ее местностях вводит Президент РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом. Президент незамедлительно сообщает о введении Ч. п. Совету федерации (СФ) и Государственной Думе (ГД). Последняя принимает сообщение Президента РФ к сведению, а СФ утверждает указ Президента РФ о введении Ч. п.; если СФ не утвердит указа, Ч. п. не считается введенным. Конституции и уставы некоторых субъектов РФ дают право соответственно их президентам и губернаторам на введение Ч. п. на части территории субъекта по согласованию с законодательными (представительными) органами власти субъекта. Федеральный конституционный закон о Ч. п. еще не принят. В Российской Федерации пока действует Закон о чрезвычайном положении от 17 мая 1991 г. Ч. п. вводится лишь в условиях, когда обстоятельства, служащие основанием для введения Ч. п., представляют собой реальную, чрезвычайную и неизбежную угрозу безопасности граждан или конституционному строю, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер. Данный Закон называет следующие основания введения Ч. п.: а) попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, блокада отдельных местностей, угрожающая жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов; б) стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения и требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ. По Закону срок действия Ч. п. на всей территории РФ не может превышать 30 дней, на части ее территории - 60 дней. Продление срока действия Ч. п. - возможно. Оно производится в том же порядке, как и первичное его введение. На территории, где введено Ч. п., указом о введении Ч. п. или иным указом Президента могут быть введены особые формы управления. Суть последних заключается в следующем: органы исполнительной власти территории могут быть поставлены в прямое подчинение Президенту РФ; Президент РФ может назначить специальный орган (из числа существующих) для управления в условиях Ч. п., в том числе и с подчинением ему органов исполнительной власти соответствующей территории; для координации работ по ликвидации обстоятельств, вызвавших введение Ч. п., а также в случае ненадлежащего осуществления своих функций органами власти и управления территории, на которой введено Ч. п., могут быть образованы специальные временные органы. Этим органам могут быть переданы полностью или частично распорядительные и исполнительные полномочия органов власти и управления на территории, где введено Ч. п.; в исключительных случаях при введении Ч. п. министру внутренних дел и руководителю ФСБ РФ может быть поручено создание совместного оперативного штаба и назначение коменданта территории, на которой введено Ч. п. В случае создания специальных временных органов, оперативного штаба и назначения коменданта территории полномочия местных представительных и исполнительных органов могут быть временно ограничены либо приостановлены органом, принявшим решение о введении Ч. п. Государственные органы, осуществляющие управление в условиях Ч. п., могут наделяться чрезвычайными полномочиями для восстановления нормального положения. В том числе эти органы вправе предусматривать временное ограничение прав и свобод граждан, кроме возможности применения пыток, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, ограничения права на жизнь, свободу мысли, совести, религии, применения обратной силы уголовного закона. Органы, созданные для непосредственного управления территориями Ч. п., вправе издавать обязательные к исполнению на данной территории приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима Ч. п. Общие меры, которые могут устанавливаться на период Ч. п.: особый режим въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения на территории Ч. п.; усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения; запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий; запрещение забастовок; ограничение движения транспортных средств и их досмотр. В случае если Ч. п. вводится по соображениям защиты конституционного строя, массовых беспорядков и т. п., возможны следующие дополнительные меры: комендантский час, т. е. запрет находиться на улицах и в иных общественных местах в установленное время суток без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность; ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры; временный арест печатной продукции, а также звукоусиливающих технических средств и множительной аппаратуры до отмены Ч. п.; приостановление после соответствующего предупреждения деятельности партий, движений и иных общественных объединений, препятствующих нормализации обстановки; проверка документов в местах скопления граждан, а в исключительных случаях - личный досмотр граждан, вещей, жилища и транспортных средств; ограничение продажи спиртных напитков, ядовитых веществ, оружия; выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности. Если Ч. п. вводится по соображениям защиты жизни и здоровья людей при стихийных бедствиях, эпидемиях и др., могут быть применены следующие дополнительные меры: временное выселение (эвакуация) граждан с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений; введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости; установление карантина; мобилизация ресурсов государственных предприятий, учреждений и организаций, изменение режима их работы, переориентация на выпуск необходимой в условиях Ч. п. продукции, на аварийно-спасательные и восстановительные работы; отстранение от работы руководителей государственных предприятий,учреждений и организаций при ненадлежащем исполнении ими своих обязанностей и назначение временно исполняющих обязанности; в исключительных случаях - мобилизация трудоспособного населения и транспортных средств граждан для проведения аварийно-спасательных работ. В условиях Ч. п. возможны особые меры административной ответственности, устанавливаемые законом, - как правило, более высокие штрафы и арест на срок до 30 суток. Однако деятельность органов суда и прокурорского надзора не приостанавливается. (С. А.)...


    УЗБЕКИСТАН 
    • (Республика Узбекистан) - суверенная демократическая республика в соответствии с ее Конституцией, принятой Верховным Советом У. 8 декабря 1992 г. Названия государства "Республика Узбекистан" и "Узбекистан" - равнозначны. Государственным языком является узбекский язык. Согласно Конституции, У. обеспечивает уважительное отношение к языкам, обычаям и традициям наций и народностей, проживающих на ее территории, создание условий для их развития. Столица У. - г. Ташкент. Народ является единственным источником государственной власти. Система государственной власти У. основывается на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Конституция провозглашает, что в У. общественная жизнь развивается на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной. Конституция У. определяет набор демократических прав и свобод, характерный для современных государств. В отдельных главах Конституции У. закреплены личные права и свободы, политические, экономические и социальные права, гарантии прав и свобод человека. Раздел третий Конституции У. "Общество и личность" состоит из глав об экономических основах общества, общественных объединениях, семье, средствах массовой информации. По Конституции У. основу экономики У., направленной на развитие рыночных отношений, составляет собственность в ее различных формах. Государство гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда с учетом приоритетности прав потребителя, равноправие и правовую защиту всех форм собственности. Частная собственность наряду с другими формами собственности неприкосновенна и защищается государством. Собственник может быть лишен частной собственности только на основаниях и в порядке, предусмотренных законом. Высшим государственным представительным органом У. является Олий Мажлис (ОМ), осуществляющий законодательную власть. ОМ состоит из 150 депутатов, избираемых по территориальным избирательным округам на многопартиинои основе сроком на 5 лет. Право быть избранным имеет гражданин У., достигший ко дню выборов 25-летнего возраста. Конституция У. установила исключительные полномочия ОМ. Это, в частности: принятие Конституции и законов У., внесение в них изменений и дополнений;определение основных направлений внутренней и внешней политики и принятие стратегических государственных программ У.; определение системы и полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей У.; принятие в состав У. новых государственных образований и утверждение решений о выходе из состава У.; законодательное регулирование таможенного, валютного и кредитного дела; вопросы административно-территориального устройства, изменение границ У.; принятие по представлению Кабинета Министров бюджета У., контроль за его исполнением, установление налогов и других обязательных платежей; назначение выборов в ОМ и .местные представительные органы, образование Центральной избирательной комиссии; назначение даты выборов президента У. по истечении его полномочий; избрание Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего хозяйственного суда У.; утверждение указов президента о назначении и освобождении от должности премьер-министра, его первого заместителя, заместителей, членов Кабинета Министров, Генерального прокурора У. и его заместителей; по представлению президента У. назначение и освобождение от должности председателя правления Центрального банка (ЦБ) У.; утверждение указов президента об образовании и упразднении министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления; утверждение указов президента об объявлении общей или частичной мобилизации, о введении, продлении и прекращении действия чрезвычайного положения; ратификация и денонсация международных договоров и соглашений; образование, упразднение, переименование районов, городов, областей и изменение их границ и др. Президент У. является главой государства и исполнительной власти в У. Одновременно он является председателем Кабинета Министров (КМ) У. Президентом может быть избран гражданин У. не моложе 35 лет, свободно владеющий государственным языком, постоянно проживающий на территории У. не менее 10 лет непосредственно перед выборами. Одно и то же лицо не может быть президентом У. более двух сроков подряд. Президент У. избирается путем всеобщих выборов сроком на 5 лет. Президент У.: выступает гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов У.; принимает меры по охране суверенитета, безопасности и территориальной целостности У., реализации решений по вопросам национально-государственного устройства; представляет У. внутри страны и в международных отношениях; ведет переговоры и подписывает договоры и соглашения У., обеспечивает соблюдение заключенных республикой договоров, соглашений и принятых ею обязательств; назначает и освобождает дипломатических и иных представителей У. в иностранных государствах; ежегодно представляет ОМ информацию о внутреннем и международном положении; формирует аппарат исполнительной власти и руководит им, обеспечивает взаимодействие высших органов власти и управления республики, образует и упраздняет министерства, государственные комитеты, другие органы государственного управления У. с последу-Ю1цим.внесением своих указов на утверждение ОМ; назначает и освобождает от должности премьер-министра и других членов КМ, Генерального прокурора У. и его заместителей с последующим утверждением их ОМ; представляет ОМ кандидатуры на должности председателя и членов Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего хозяйственного суда, председателя правления ЦБ У., председателя ГК У. по охране природы; назначает и освобождает судей всех иных судов; назначает и освобождает от должности хокимов (глав. -С. А.) областей и города Ташкента с последующим утверждением их соответствующими Советами народных депутатов; вправе освободить своим решением от должности хокимов районов и городов в случае нарушения ими Конституции и законов У. или совершения действий, порочащих их честь и достоинство; приостанавливает, отменяет акты органов государственного управления республики, а также хокимов; подписывает законы У., обладает правом отлагательного вето; в исключительных случаях вводит чрезвычайное положение и в течение трех суток вносит принятое решение на утверждение ОМ; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами республики, назначает и освобождает от должности высшее командование ВС, присваивает высшие воинские звания; объявляет состояние войны в случае нападения на У. или необходимости выполнения договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии и вносит принятое решение в течение трех суток на утверждение ОМ и др. Акты президента У. - указы, постановления и распоряжения. При возникновении в составе ОМ непреодолимых разногласий, ставящих под угрозу его нормальное функционирование, или неоднократного принятия им решений, противоречащих Конституции У., ОМ может быть распущен решением президента, принятым по согласованию с Конституционным Судом У. Конституция У. не предусматривает ответственности президента в виде отрешения его от должности. Президент, ушедший в отставку по истечении своих полномочий, занимает пожизненно должность члена Конституционного Суда У. Если президент по состоянию здоровья, подтвержденному заключением Государственной медицинской комиссии, не может исполнять свои обязанности, ОМ в 10-дневный срок избирает из числа депутатов временно исполняющего обязанности президента на срок до трех месяцев. В течение 30 месяцев должны быть проведены новые выборы. Состав КМ формируется президентом и утверждается ОМ. В состав КМ входит по должности глава правительства Республики Каракалпакстан (РК)....


    АРЕСТ 
    • содержание в изоляции от общества, применяемое уполномоченными государственными органами в порядке, установленном законом. Он считается одной из наиболее строгих мер государственного принуждения. Действующее законодательство предусматривает несколько разновидностей А.: заключение под стражу в качестве меры пресечения; А. как один из видов уголовного наказания; А. как мера административного взыскания; А. как мера дисциплинарного воздействия (взыскания). Одна из распространенных разновидностей А. - заключение под стражу в качестве меры пресечения в отношении лиц, обвиняемых (а при исключительных обстоятельствах - и подозреваемых) в совершении преступления. Основания для такого рода А. четко зафиксированы в законе (ст. 89-91, 96 Уголовно-процесуального кодекса РСФСР). Он может быть применен при наличии достаточных данных полагать, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия или суда, воспрепятствует установлению истины по уголовному делу, будет заниматься преступной деятельностью либо станет уклоняться от отбывания назначенного ему по приговору суда наказания. А., как правило, нельзя применять в отношении лиц, обвиняемых в преступлениях, которые могут быть наказаны лишением свободы сроком до одного года. Тяжесть совершенного преступления сама по себе не является основанием для А. Она становится таковой, когда речь идет об отличающихся повышенной опасностью преступлениях, исчерпывающий перечень которых дан в законе (ст. 96 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР). Должностные лица, принимающие решение об А., обязаны учитывать и другие обстоятельства - например, личность обвиняемого или подозреваемого, род его занятий, возраст, состояние здоровья, семейное положение. Решение об избрании А. в качестве меры пресечения по уголовному делу должно приниматься лицом, производящим предварительное расследование, или судом, в производстве которого находится конкретное дело. Если такое решение принимается лицом, производящим расследование, то оно обязательно должно быть санкционировано (одобрено) прокурором. В соответствии с ч. 2 ст. 22 и ч. 2 п. 6 Раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции РФ со временем, после создания необходимых условий, А. будет производиться только по судебному решению. Продолжительность А. в ходе предварительного расследования уголовных дел четко ограничивается законом. Как правило, она не должна превышать двух месяцев. Больший срок А. может быть установлен при наличии определенных в законе оснований прокурорами различных уровней. Предельный срок такого А. - не более полутора лет. Его вправе назначить Генеральный прокурор РФ. По решению суда среднего звена общей юрисдикции обвиняемого можно содержать под стражей свыше предельного срока дополнительно еще до шести месяцев, если прокурор представит убедительные данные, что это вызывается необходимостью завершения ознакомления обвиняемого со всеми материалами дела либо выполнения новых следственных действий по заявленному им ходатайству. Предельный срок А. на период, когда дело находится на рассмотрении в суде, не установлен. Лица, подвергнутые А., должны содержаться, как правило, в следственных изоляторах. При определенных в законе условиях их содержание в течение ограниченного срока допускается в изоляторах временного содержания, а иногда и на гауптвахтах (для военнослужащих). В порядке исключения допускается использование для данной цели учреждений, исполняющих назначенные судами наказания в виде лишения свободы (см.: Колония исправительная), если в них имеются специально оборудованные помещения. Законность и обоснованность Л. лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, и продление его срока контролируются прокурорами и судами. Такой контроль может состояться и по жалобе арестованного, его защитника или законного представителя. Порядок содержания под стражей арестованных в связи с привлечением к уголовной ответственности регламентируется Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15 июля 1995 г., некоторыми положениями У голов но -исполни тельного кодекса РФ и Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" от 21 июля 1993 г., а также актами, издаваемыми министром юстиции РФ. А. как вид уголовного наказания, предусмотренного Уголовным кодексом РФ, будет реально вводиться в действие по мере создания необходимых условий для исполнения этого вида наказания, но не позднее 2001 года. Подобно иному уголовному наказанию, его назначение будет допустимо только по приговору суда в отношении лица, признанного виновным в совершении преступления. Минимальный его срок должен быть не менее одного месяца, а максимальный - до шести месяцев. Л. продолжительностью до одного месяца может быть назначен только в случае замены исправительных или обязательных работ данным видом наказания. А. не может быть применен к лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, а также к беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет. Лица, осужденные к А., должны помещаться в исправительные учреждения, именуемые арестными домами, расположенными, как правило, по месту их жительства или по месту осуждения. Военнослужащие. приговоренные к такой мере наказания, должны отбывать его на гауптвахтах для осужденных или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт. А. как мера административного взыскания (административный А.) применяется в исключительных случаях к лицам, совершившим административные правонарушения. К таким правонарушениям Кодекс РСФСР об административных правонарушениях относит: незаконное приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах либо потребление наркотических средств без назначения врача (ст. 44); мелкое хулиганство (ст. 158); распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде (ч. 3 ст. 162); злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника (ст. 165); проявление неуважения к суду (ст. 165'); неповиновение работнику милиции, иному уполномоченному должностному лицу или представителю общественности (ч. 2 ст. 165'); злостное неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего, сотрудника органа внутренних дел или другого гражданина при исполнении ими обязанностей по охране Государственной границы РФ (ст. 1658). Административный А- может быть назначен только постановлением судьи. Никакие иные должностные лица не вправе этого делать. Предельный его срок - до пятнадцати суток. Он не может быть применен к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до двенадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцати лет, к инвалидам первой и второй групп. Не применяется он и к военнослужащим, военнообязанным, призванным на военные сборы, а также лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Лица, подвергнутые административному А., могут быть использованы на физических работах. Организация трудового использования лиц, подвергнутых административному аресту, возлагается на местные органы государственной власти или органы местного самоуправления. Лицам, подвергнутым административному А., за время нахождения под арестом заработная плата по месту постоянной работы не выплачивается. А. в качестве меры дисциплинарного взыскания(дисциплинарный А.) является одним из видов дисциплинарных взысканий. Он может быть применен за дисциплинарный проступок или административное правонарушение к военнослужащим, военнообязанным, призванным на военные сборы, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для солдат, сержантов, старшин, мичманов и прапорщиков предельный срок такого А. - до десяти суток, а для офицеров, включая имеющих звание подполковника, - до пяти суток. (К. Г.)...


    БЕЖЕНЕЦ 
    • категория международного права, а с определенного времени - и внутригосударственного права РФ. Имеются международная Конвенция о статусе Б. 1951 г., Протокол 1967 г., касающийся статуса Б. и распространивший Конвенцию на лиц, ставших беженцами в результате событий, имевших место после 19э1 г. Создано Управление Верховного Комиссара ООН по делам Б., действующее в соответствии с Уставом, принятым резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1950 г. В России действует Федеральный закон "О беженцах" от 19 февраля 1993 г. в редакции от 23 мая 1997 г. Согласно Закону, Б. - это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности. принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений либо не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Таким образом, категория "беженец" применяется по отношению к иностранцам и лицам без гражданства. К сожалению, межнациональные и внутринациональные столкновения на территории ряда бывших республик СССР, республик в составе РФ, а также военные действия в отдельных регионах России привели к тому, что места своего постоянного проживания вынуждены покидать лица, являющиеся гражданами РФ. Для того чтобы их отличать от Б., в российском законодательстве появилась категория "вынужденный переселенец". Принят Закон РФ "О вынужденных переселенцах" от 19 февраля 1993 г., действует в редакции Федерального закона от 22 ноября 1995 г. Б. в России становится не любое лицо, а ходатайствующее о признании его Б. и получившее такой статус по решению компетентных властей государства. Исходя из этого Закон выделяет следующие категории лиц, ходатайствующих в России о признании их Б.: иностранные граждане, прибывшие или желающие прибыть на территорию РФ; лица без гражданства, прибывшие или желающие прибыть на территорию РФ; иностранные граждане и (или) лица без гражданства, пребывающие на территории РФ на законном основании. Лицо, заявившее о желании быть признанным Б. и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано лично или через уполномоченного на то представителя обратиться с ходатайством в письменной форме: 1) в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ вне государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства), если данное лицо еще не прибыло на территорию РФ; 2) в пост иммиграционного контроля Федеральной миграционной службы, а при его отсутствии в орган пограничного контроля Федеральной пограничной службы в пункте пропуска через Государственную границу РФ при пересечении данным лицом границы РФ; 3) в орган пограничного контроля, в территориальный орган внутренних дел или в территориальный орган Федеральной миграционной службы при вынужденном незаконном пересечении границы РФ; 4) в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания на законном основании на территории РФ. В свое ходатайство лицо вносит сведения о себе, а также о прибывших с ним членах его семьи, не достигших возраста восемнадцати лет. Ходатайство, поданное в орган пограничного контроля, передается данным органом в пост иммиграционного контроля, а ходатайство от лица, незаконно пересекшего границу и подавшего ходатайство в орган пограничного контроля или орган внутренних дел, - в пост иммиграционного контроля или в территориальный орган Федеральной миграционной службы. Предварительное рассмотрение ходатайства осуществляется: по лицам, находящимся вне пределов территории РФ, - дипломатическим представительством или консульским учреждением в течение одного месяца со дня поступления ходатайства; по лицам, находящимся в пункте пропуска через границу РФ или на территории РФ - постом иммиграционного контроля или территориальным органом Федеральной миграционной службы в течение пяти рабочих дней со дня поступления ходатайства. Названные органы принимают решение о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо от отказе от такого рассмотрения. Решение дипломатического представительства или консульского учреждения о выдаче свидетельства и материалы предварительного рассмотрения ходатайства в течение пяти рабочих дней направляются в Федеральную миграционную службу для выдачи свидетельства и рассмотрения ходатайства по существу. Если в выдаче свидетельства отказано в пункте пересечения границы РФ, лицо и члены его семьи в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления об отказе обязаны покинуть пределы РФ. Если лицо находилось на территории РФ, при отказе оно обязано покинуть пределы РФ в течение одного месяца. При принятии решения о выдаче свидетельства пост иммиграционного контроля или орган Федеральной миграционной службы оформляет на лицо и членов его семьи личное дело и в течение одних суток со дня принятия решения вручает или направляет данному лицу свидетельство установленной формы. Свидетельство является документом, удостоверяющим личность лица, ходатайствующего о признании его Б. В свидетельство заносятся данные о членах семьи, не достигших 18 лет. Каждый достигший 18 лет член семьи получает отдельное свидетельство. Лицу, ходатайствующему о признании его Б., не достигшему 18 лет и прибывшему на территорию РФ без сопровождения родителей или опекунов, также вручается свидетельство. Свидетельство является основанием для регистрации в установленном порядке лица, ходатайствующего о признании его Б., и членов его семьи в территориальном органе внутренних дел на срок рассмотрения ходатайства по существу. Свидетельство является также основанием для получения лицом и членами его семьи направления в центр временного размещения, единовременного денежного пособия, питания и медицинской помощи, содействия в профессиональном обучении или трудоустройстве и др. Указанные лица обязаны соблюдать российские законы, порядок проживания, проходить обязательное медицинское освидетельствование. Они также обязаны сообщать в орган Федеральной миграционной службы достоверные сведения, необходимые для принятия решения о признании данных лиц Б. Рассмотрение ходатайства о признании Б. по существу осуществляют: Федеральная миграционная служба непосредственно - в отношении лица, находящегося вне пределов территории РФ, в течение двух месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства; территориальный орган Федеральной миграционной службы- в отношении лица, находящегося в центре временного размещения или ином месте пребывания на территории РФ, в течение трех месяцев. Решение о признании Б. вручается или направляется лицу в течение трех рабочих дней со дня принятия решения. Решение о признании Б. является основанием для предоставления лицу и членам его семьи прав и возложения на них обязанностей, предусмотренных как Федеральным законом о беженцах, так и нормативными правовыми актами. Лицу, признанному Б. и достигшему возраста восемнадцати лет, выдается удостоверение установленной формы. Удостоверение действительно на всей территории РФ. Оно является основанием для регистрации лица, признанного Б., и членов его семьи в территориальном органе внутренних дел. Лицо признается Б. на срок до трех лет с возможностью дальнейшего продления на каждый последующий год. Отказ в признании Б. предполагает, что лицо и члены его семьи обязаны в течение одного месяца покинуть территорию РФ. Лицо, признанное Б., и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на: получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях, а также иной информации, касающейся их; получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию РФ в случае, если данные лица находятся вне пределов территории РФ; получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания; получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения до убытия к новому месту пребывания; охрану представителями территориального органа внутренних дел в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц; пользование жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом Правительством РФ, из фонда жилья для временного поселения; медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами РФ; получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами РФ; работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами РФ: социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами РФ; получение содействия в устройстве детей в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования наравне с гражданами РФ; содействие Федеральной миграционной службы в получении сведений о родственниках, проживающих в государстве гражданской принадлежности Б. (его прежнего обычного местожительства); обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории РФ или на приобретение гражданства РФ; участие в общественной деятельности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ; добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства); выезд на место жительства в иностранное государство и др. Лицо утрачивает статус Б.: после получения разрешения на постоянное проживание на территории РФ либо при приобретении гражданства РФ; если оно снова добровольно воспользовалось защитой государства своей гражданской принадлежности; если, лишившись гражданства, снова его добровольно прибрело; если приобрело гражданство иностранного государства и пользуется защитой государства своей новой гражданской принадлежности; если добровольно вновь обосновалось в государстве, которое покинуло; если обстоятельств, из-за которых оно покинуло страну, более не существует. Кроме того, Закон предусматривает такую санкцию, как лишение статуса Б. по решению Федеральной миграционной службы или ее территориального органа, если лицо: осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории РФ; сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для признания Б., либо допустило иное нарушение положений Федерального закона о беженцах. Лицо, утратившее статус Б. или лишенное этого статуса и не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории РФ, обязано покинуть РФ совместно с членами семьи в месячный срок со дня получения уведомления об утрате статуса Б. или о лишении статуса Б. Федеральный закон о беженцах предусматривает определенные гарантии для Б. В частности, лицо, ходатайствующее о признании Б. или признанное Б., либо утратившее статус Б. или лишенное статуса Б., не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) при сохранении в данном государстве обстоятельств, из-за которых лицо покинуло территорию. Кроме того, решения и действия (бездействие) органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением Закона, могут быть обжалованы в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд. До принятия решения по жалобе лицо, подавшее жалобу, и члены его семьи имеют права, гарантированные Законом о Б. Федеральный закон о Б. предусмотрел и такую возможность, как предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища, если они: имеют основания для признания Б., но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории РФ; не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным данным Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории РФ. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом Федеральной миграционной службы. Закон не устанавливает конкретных сроков и определяет, что лицо утрачивает временное убежище в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для его предоставления, при получении права на постоянное проживание на территории РФ, при приобретении гражданства РФ или другого государства и при выезде за пределы РФ. (С. А.)...


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь