RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    ЛИШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ 
    • мера конституционно-правовой ответственности, устанавливаемая законодательством отдельных государств. Может иметь место лишение права быть избранным либо лишение как права избирать, так и права быть избранным. Лишение избирательных прав - специальная мера, предусматриваемая конституцией или избирательным законом государства. Применяется эта мера по решению избирательных комиссий, не допускающих участия лиц соответствующих категорий в голосовании, а также их выдвижения канди датами в депутаты; возможно лишение избирательных прав по решению суда - в качестве дополнительной меры уголовного наказания. В истории нашего государства лишение избирательных прав применялось по классово-политическим мотивам. В Конституции РСФСР 1918 г. было установлено, что не избирают и не могут быть избранными лица следующих категорий: а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; б) лица, живущие на нетрудовой доход, как то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п.; в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов; д) служители и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома; е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой; ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором. В 30-е годы принимаются шаги к восстановлению в избирательных правах ряда названных категорий. В частности, до 1930 г. бывших кулаков и торговцев могли восстанавливать в правах центральные исполнительные комитеты республик, краевые, областные и губернские исполкомы (с 1930 г. - также и районные исполкомы). Согласно постановлению Президиума ЦИК СССР "О порядке восстановления в гражданских правах выселенных кулаков" от 3 июля 1931 г., они по истечении 5 лет с момента выселения восстанавливались в гражданских и избирательных правах, если доказывали в течение этого срока, что прекратили борьбу против колхозного крестьянства и.стали честными и добросовестными тружениками. По постановлению Президиума ЦИК СССР ''О порядке восстановления в избирательных правах детей кулаков" от 17 марта 1933 г. совершеннолетние дети высланных кулаков, занимающиеся общественно-полезным трудом и добросовестно работающие, восстанавливались в избирательных правах непосредственно по месту их жительства районными исполнительными комитетами. Конституция СССР 1936 г. отменила всякие ограничения всеобщего избирательного права. Однако юридически оставалась такая мера, как лишение избирательных прав в качестве меры уголовного наказания, хотя и не применявшаяся на практике. Законом СССР от 25 декабря 1958 г. она была отменена. По действующему избирательному законодательству РФ в выборах не участвуют (т. е. не избирают и не могут быть избраны) лица, признанные судом недееспособными, а также лица, находящиеся в местах лишения свободы по обвинительному судебному приговору, вступившему в законную силу. Неучастие последних в выборах принято считать не лишением их избирательных прав, а их приостановлением на период нахождения в местах лишения свободы. В отдельных зарубежных странах также имеют место факты отстранения от выборов лиц, принадлежащих к определенным политическим организациям и силам, а также неучастия в выборах лиц, осужденных к лишению свободы и даже находящихся под следствием, если в отношении них в качестве меры пресечения избрано содержание под стражей. (С. А.)...


    ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ 
    • совокупность мероприятий по назначению, подготовке и проведению выборов депутатов или выборных должностных лиц. Наиболее важные составляющие И. к.: назначение даты выборов; образование избирательных округов и избирательных участков; образование избирательных комиссий; составление списков избирателей; выдвижение кандидатов в депутаты и на выборные должности, сбор подписей в их поддержку, регистрация кандидатов; предвыборная агитация; проведение голосования и определение результатов выборов. (С. А.)...


    НАКАЗАНИЕ 
    • в широком смысле слова неблагоприятное последствие для лица, совершившего порицаемый поступок; в правоприменительной и правотворческой практике - мера государственного принуждения, применяемого по приговору суда к лицам, признанным виновными в совершении преступлений. Его суть - ограничение или лишение прав и свобод соответствующего лица, а цель - восстановление справедливости, а также исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений (см. также: Мера -наказания. Арест).(К. Г.)...


    НОРМА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА 
    • число избирателей или населения, являющееся основой для создания избирательных округов. Количество избирателей или населения на один территориальный избирательный округ является равным или примерно равным (с возможным отклонением в сторону увеличения или уменьшения на определенный процент). Например, при создании одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Государственной Думы должно быть равенство числа избирателей в избирательных округах в пределах одного субъекта РФ с допустимым взаимным отклонением не более 10%, а в труднодоступных и отдаленных районах - не оо-лее 15% (см. также: Избирательный округ).(С. А.)...


    РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО 
    • принцип, означающий, что все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях, - их голоса, как и возможности осуществления избирательного права, - равны. Равенство избирательных прав обеспечивается тем, что каждый избиратель включается только в один избирательный список и голосует только один раз. В зависимости от вида выборов он может иметь один или два голоса. Например, на выборах в Государственную Думу (ГД) избиратель имеет два голоса, т. е. получает на избирательном участке два избирательных бюллетеня. Один он использует по территориальному одномандатному избирательному округу; другой - по спискам избирательных объединений, блоков. Эти два голоса имеет любой избиратель, в чем и проявляется Р. и. п. Принцип Р. и. п. обеспечивается также равной или примерно равной численностью избирательных округов, т. е. количеством избиратели, приходящихся на одного депутата. Но как раз в этой части Р. и. п. имеет серьезные проблемы. Например, при выборах депутатов ГД по одномандатным избирательным округам последние образуются с примерно равным числом избирателей в пределах одного субъекта РФ. Следовательно, уже допускается неравенство избирательных округов по численности избирателей в различных субъектах. Кроме того, законодательство допускает в пределах избирательных округов по выборам в один и тот же представительный орган взаимное отклонение числа избирателей до 109с', в труднодоступных и отдаленных районах - до 15%. Поэтому в одном и том же субъекте один избирательный округ может иметь на 20% избирателей больше, чем другой избирательный округ. Естественно, для достижения победы это требует, соответственно, больших усилий от кандидатов в депутаты и их сторонников-избирателей. Р. и. п. проявляется и в том, что при избрании каждого депутата одного и то же представительного органа требуются одинаковый процент участия избирателей в выборах, чтобы они считались состоявшимися, и один и тот же способ определения результатов выборов и победителя. (С. А.)...


    МЕРА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 
    • определенные приговором суда вид исправительного учреждения и продолжительность отбывания одной из наиболее строгих мер уголовного наказания (см.: Лишение свободы). (К. Г.)...


    ЛИШЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА 
    • прекращение гражданства данного государства у конкретного физического лица по решению государственных органов (чаще всего) вопреки желанию этого лица. Лишение гражданства - это крайняя мера, к которой прибегает государство обычно тогда, когда поведение гражданина не согласуется с интересами и законами государства. Как правило, лишение гражданства - это санкция в отношении определенного человека в связи с его поведением. Лишь изредка лишение гражданства может быть определено как мера в отношении более широкого круга лиц: если они подпадают под ситуацию, которая обозначена актом государственного органа (например, отказ лиц, эмигрировавших из государства, до определенного срока вернуться на родину может означать, что они лишаются гражданства данного государства). Лишение гражданства как санкция в отношении конкретного лица не вызывает аналогичных негативных последствий для его жены, детей и иных родственников. Отношение к такой мере, как лишение гражданства, в различных странах мира неодинаковое. Есть страны, где эта санкция не применяется. Другие от нее не отказываются, хотя применяют ее в крайних случаях (например, служба в армии иностранного государства, государственная служба в другой стране, совершение враждебных действий по отношению к своему государству). В СССР (и, соответственно, РСФСР) такая мера, как лишение гражданства, существовала. И только Законом РСФСР о гражданстве от 28 ноября 1991 г. впервые в отечественной истории была введена норма о том, что гражданина РФ нельзя лишить гражданства. Акты РСФСР о гражданстве 1918- 1921 гг., положения о гражданстве СССР 1924, 1930, 1931 гг., законы СССР о гражданстве СССР 1938, 1978, 1990 гг. предусматривали такую возможность. Документы 20-х годов связывали лишение гражданства главным образом с контрреволюционными выступлениями против советской власти. Закон 1938 г. не называл никаких оснований для лишения гражданства СССР, указав только, что оно может иметь место по приговору суда в случаях, предусмотренных законом, или в силу особого (в каждом случае) Указа Президиума Верховного Совета СССР (ст. 7). Закон 1978 г. определил, что лишение гражданства СССР может иметь место в исключительном случае по решению Президиума Верховного Совета СССР, если лицо совершило действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР (ст. 18). Такая формулировка - даже если отнестись с пониманием к праву государства защищать свои интересы - давала простор усмотрению компетентных органов и должностных лиц в оценке поведения граждан. Закон о гражданстве СССР от 23 мая 1990 г. существенно смягчил формулировки, указав, что лишение гражданства СССР может иметь место в отношении лица, проживающего за границей. Иначе говоря, лишение гражданства с одновременным выдворением из СССР исключалось. Закон также снял указания на то, что основой лишения должны быть действия, "порочащие высокое звание гражданина СССР", исключил упоминание о "престиже" СССР, уточнил, что лишаемое гражданства лицо совершило действия, наносящие "существенный" ущерб "государственным интересам" или государственной безопасности СССР (ст. 23). С принятием Закона РСФСР о гражданстве 1991 г. ни при каких условиях нельзя прибегать к такой крайней мере, как лишение человека Родины. Это и закреплено в ч. 3 ст. 6 Конституции РФ, которая гласит, что гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства. (С. А.)...


    ЛИШЕНИЕ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕН 
    • один из видов уголовного наказания, состоящий в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Оно может быть установлено на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. В качестве дополнительного такой вид наказания допускается и в тех случаях, когда он не предусматривается соответствующей статьей УК РФ, но суд с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления признает в своем приговоре невозможным сохранение за осужденным права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. При сочетании данного вида наказания с наказанием, связанным с лишением свободы (ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы), его срок исчисляется с момента отбытия основного наказания. Обеспечение надлежащего исполнения данного вида наказания возложено на у головно- исполнительные инспекции, а также на администрацию организаций, где работает осужденный, и органы, выдавшие разрешение (лицензию) на занятие определенной деятельностью. (К. Г.)...


    УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ 
    • см.: Наказание. Мера наказания. Лишение свободы. Мера лишения свободы. Ограничение свободы. Обязательные работы. Исправительные работы.. Арест....


    ЗС 
    • постоянно действующий законодательный (представительный) орган государственной власти. Выборы депутатов проводятся по одномандатным избирательным округам сроком на 4 года. В местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера допускается формирование избирательных округов с меньшей численностью избирателей. Количество мандатов и границы избирательных округов, порядок проведения выборов устанавливает ся законом Э. а. о. Депутат может быть отозван по решению избирателей. Деятельность же самого ЗС может быть прекращена или приостановлена только на основании самороспуска либо результатов референдума о прекращении или приостановлении его полномочий....


    НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ВЫБОРОВ 
    • принятие решения соответствующей избирательной комиссией, констатирующего многочисленные нарушения избирательного закона в ходе голосования, что не позволяет с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей. В случае объявления недействительности выборов повторные выборы должны быть проведены по истечении времени, указанного в законе, с выдвижением заново кандидатов в депутаты или на выборную должность. Возможно полное или частичное переформирование состава избирательных комиссий. Например, при выборах депутата Государственной Думы (ГД) по одномандатному избирательному округу окружная избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при их проведении или установлении итогов голосования нарушения закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей или если выборы признаны ею недействительными не менее чем на четверти избирательных участков, а также по решению суда. При выборах по федеральному избирательному округу выборы признает недействительными ЦИК РФ, если допущенные при их проведении или установлении итогов голосования нарушения закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей или если выборы признаны недействительными не менее чем на четверти избирательных участков либо итоги голосования по федеральному округу признаны недействительными не менее чем в одной трети одномандатных избирательных округов, а также по решению суда. Кроме того, ЦИК РФ может признать выборы недействительными и в любом одномандатном избирательном округе. В каждом случае решение о проведении повторных выборов принимает ЦИК РФ. Сроки избирательных действий могут быть ею сокращены, но не более чем на треть. ЦИК РФ может ставить в судебном порядке вопрос о расформировании ранее созданных тех или иных избирательных комиссий. По указанному выше основанию ЦИК РФ вправе признавать недействительными и выборы Президента РФ. Но повторные выборы в этом случае назначает не ЦИК РФ, а Совет Федерации. Они проводятся не позднее чем через 4 месяца со дня первоначальных выборов. Федеральный закон о выборах Президента РФ 1995 г. устанавливает сокращение сроков всех избирательных действий на треть (это обязательное правило), но не предусматривает возможного переформирования избирательных комиссий. Зато указано, что кандидаты на должность Президента, действия (бездействие) которых послужили основанием для признания общих выборов или выборов при повторном голосовании недействительными, не могут быть выдвинуты вновь.(С. А.)...


    УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 
    • 1) обязанность лица, совершившего преступление, ответить за это деяние; 2) допустимые по закону неблагоприятные последствия, в том числе - лишение или ограничение прав и свобод, которые наступают в отношении лица, признанного судом виновным в совершении преступления. Такие последствия могут выразиться не только в применении меры уголовного наказания, но и в признании виновным в совершении преступления без определения такой меры либо с освобождением от ее реализации. С другой стороны, требование ответа за совершенное преступление не является безусловно обязательным, поскольку закон допускает освобождение лица, совершившего преступление, от уголовной ответственности при определенных обстоятельствах (небольшая тяжесть содеянного, примирение с потерпевшим при совершении преступления небольшой тяжести впервые, изменение обстановки, истечение сроков давности, акт амнистии, добровольное освобождение похищенного лица, добровольный отказ от участия в незаконном вооруженном формировании и т. д.). Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ. (К. Г.)...


    ЦИК РФ 
    • в выполняет важные функции: это - и руководящий, и организаторский, и нормативно-методический центр для всех избирательных кампаний в нашей стране. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 1997 г. ЦИК РФ совместно с И. к. субъектов РФ: осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан; организует общегосударственную систему регистрации избирателей; обеспечивает реализацию федеральных целевых программ, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов, развитием избирательной системы РФ; осуществляет меры по организации финансирования выборов и референдумов; распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, контролирует их целевое использование; оказывает И. к. методическую, организационно-техническую помощь и др. ЦИК РФ вправе издавать инструкции по вопросам применения избирательных законов, обязательные для всех И. к. в Российской Федерации. При выборах в Государственную Думу ЦИК РФ обеспечивает правильную их организацию и проведение, единообразное применение Федерального закона о выборах депутатов ГД, контролирует соблюдение законности. ЦИК РФ издает инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения Закона, касающиеся, в частности, порядка сбора подписей в поддержку избирательных объединений и блоков, кандидатов в депутаты, использования финансовых средств, распределения эфирного времени и др. На выборах 1993 г. ЦИК РФ формировала окружные И. к. (т. е. утверждала их председателей и состав). На последующих выборах таких полномочий по отношению к нижестоящим комиссиям ЦИК РФ уже не имела. Но она имеет право руководить деятельностью всех И. к. по выборам депутатов ГД (а также Президента РФ), рассматривает заявления и жалобы на решения и действия нижестоящих комиссий и принимает по ним мотивированные решения, в том числе и решение об их отмене. Одна из важнейших групп полномочий ЦИК РФ при избрании депутатов ГД связана с выборами по федеральному округу (см.: Избирательный округ). Списки кандидатов в депутаты по этому округу выдвигают избирательные объединения и избирательные блоки. Избирательные объединения на выборах - общероссийские политические общественные объединения, зарегистрированные в Министерстве юстиции РФ и имеющие свидетельство о регистрации. Однако если избирательные объединения создали свой избирательный блок, его регистрирует ЦИК РФ. Она же регистрирует федеральные списки кандидатов и списки кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями и блоками по одномандатным округам, а также доверенных лиц избирательных объединений, блоков; выдает кандидатам из федерального списка и всем доверенным лицам объединений, блоков удостоверения установленного образца. ЦИК РФ устанавливает единый порядок обработки итогов голосования и определения результатов выборов депутатов ГД. Именно она устанавливает результаты выборов по общефедеральному избирательному округу, т.е. определяет, кто победил по спискам, сколько мест досталось тем или иным партиям, движениям, их блокам. Кроме того, ЦИК РФ устанавливает результаты выборов в Думу в целом по Российской Федерации, т. е. на основании данных нижестоящих И. к. (прежде всего ОИК) определяет, кто стал депутатом ГД, и публикует эти результаты в печати. Списки лиц, избранных в ГД, составляются ЦИК РФ. Эти списки и необходимые документы ЦИК РФ передает в Государственную Думу. Также ЦИК РФ организует в целом по стране выборы Президента РФ. Она подводит итоги этих выборов и определяет, кто избран Президентом РФ....


    ДОВЕРЕННОЕ ЛИЦО 
    • гражданин, привлекаемый кандидатом в депутаты, избирательным объединением (при избрании депутатов по избирательному списку на основе пропорциональной избирательной системы), кандидатом на выборную государственную должность или должность в местном самоуправлении для оказания помощи в избирательной кампании, особенно ведении предвыборной агитации и организации предвыборных мероприятий (по законодательству Д. л. осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов). Д. л. подбираются кандидатами и избирательными объединениями самостоятельно из числа граждан, обладающих избирательным правом. Д. л. регистрируются соответствующей избирательной комиссией на основании заявлений кандидатов, избирательных объединений и граждан, согласных быть Д. л., и получают от нее удостоверение. Количество Д.л.зависит от уровня выборов. Например, каждый кандидат, баллотировавшийся в 1995 г. в Государственную Думу по одномандатному избирательному округу, мог иметь до 10-Д. л. (в 1999 г. - до 20), а избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрировавшие федеральный список, могли назначить до 500 Д. л. (на выборах 1993 г. - до 450). Кандидат на должность Президента РФ может иметь до 200 Д. л. По просьбе Д. л. работодатель обязан предоставить ему неоплачиваемый отпуск. Оплата труда Д. л. в этот период осуществляется из избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений. Кандидаты и избирательные объединения, назначившие Д. л., вправе отозвать их в любое время, уведомив соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим Д. л. удостоверения. (С. А.)...


    ЦИК РФ 
    • у утверждает образцы всей избирательной документации, занимается вопросами материально-финансового обеспечения выборов, распределяет средства, выделенные на эти цели из федерального бюджета РФ, контролирует использование средств избирательных фондов, создаваемых избирательными объединениями, блоками и кандидатами в депутаты. И. к. субъектов РФ обладают многими аналогичными с ЦИК РФ полномочиями, но применительно к территории субъекта РФ, поскольку одна из их главных задач - обеспечение избрания законодательного (представительного) органа власти, главы исполнительной власти субъекта РФ и законности выборов представительных органов и должностных лиц местного самоуправления. При выборах в Государственную Думу И. к. субъекта РФ: обеспечивает взаимодействие ЦИК РФ с органами государственной власти субъекта РФ; осуществляет контроль за законностью проведения выборов в ГД на данной территории; обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней и по федеральному избирательному округу, и по одномандатным избирательным округам на территории субъекта РФ (в ряде субъектов их надо печатать, кроме русского, на национальных языках) и снабжение ими ОИК; распределяет между ОИК денежные средства, выделенные на выборы, и обеспечивает контроль за целевым использованием этих средств; устанавливает единую нумерацию избирательных участков на территории субъекта РФ; рассматривает жалобы и заявления на решения и действия некоторых И. к. в данном субъекте РФ и принимает по ним мотивированные решения. В соответствии с законом И. к. может осуществлять иные полномочия. Перечисленные задачи и полномочия И. к. субъекта РФ осуществляет и при выборах Президента РФ...


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь