RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    ЛИШЕНИЕ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕН 
    • один из видов уголовного наказания, состоящий в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Оно может быть установлено на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. В качестве дополнительного такой вид наказания допускается и в тех случаях, когда он не предусматривается соответствующей статьей УК РФ, но суд с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления признает в своем приговоре невозможным сохранение за осужденным права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. При сочетании данного вида наказания с наказанием, связанным с лишением свободы (ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы), его срок исчисляется с момента отбытия основного наказания. Обеспечение надлежащего исполнения данного вида наказания возложено на у головно- исполнительные инспекции, а также на администрацию организаций, где работает осужденный, и органы, выдавшие разрешение (лицензию) на занятие определенной деятельностью. (К. Г.)...


    УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИ 
    • орган, призванный обеспечивать исполнение назначаемых приговорами судов наказаний в виде обязательных работ, исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также контроль за поведением условно осужденных. Для реализации этих полномочий У.-и. и. наделены широкими правами. Например, в целях обеспечения надлежащего исполнения наказания в виде исправительных работ они могут запретить осужденному пребывание вне дома в определенное время суток, покидать место жительства в выходные дни либо в период отпуска, посещать определенные места района (города), а также обязать его до двух раз в месяц являться в инспекцию для регистрации. Основные правовые акты, определяющие организацию и деятельность У.-и. и., - Уголовно-исполнителъный кодекс РФ, одобренное постановлением Правительства РФ Положение об У.-и. и., а также Инструкция о порядке исполнения наказаний в виде исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и осуществления контроля за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, к которым применена отсрочка отбывания наказания, утвержденная приказом МВД РФ от 1 июля 1997 г. (К. Г.)...


    ЛИШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ 
    • мера конституционно-правовой ответственности, устанавливаемая законодательством отдельных государств. Может иметь место лишение права быть избранным либо лишение как права избирать, так и права быть избранным. Лишение избирательных прав - специальная мера, предусматриваемая конституцией или избирательным законом государства. Применяется эта мера по решению избирательных комиссий, не допускающих участия лиц соответствующих категорий в голосовании, а также их выдвижения канди датами в депутаты; возможно лишение избирательных прав по решению суда - в качестве дополнительной меры уголовного наказания. В истории нашего государства лишение избирательных прав применялось по классово-политическим мотивам. В Конституции РСФСР 1918 г. было установлено, что не избирают и не могут быть избранными лица следующих категорий: а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; б) лица, живущие на нетрудовой доход, как то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п.; в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов; д) служители и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома; е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой; ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором. В 30-е годы принимаются шаги к восстановлению в избирательных правах ряда названных категорий. В частности, до 1930 г. бывших кулаков и торговцев могли восстанавливать в правах центральные исполнительные комитеты республик, краевые, областные и губернские исполкомы (с 1930 г. - также и районные исполкомы). Согласно постановлению Президиума ЦИК СССР "О порядке восстановления в гражданских правах выселенных кулаков" от 3 июля 1931 г., они по истечении 5 лет с момента выселения восстанавливались в гражданских и избирательных правах, если доказывали в течение этого срока, что прекратили борьбу против колхозного крестьянства и.стали честными и добросовестными тружениками. По постановлению Президиума ЦИК СССР ''О порядке восстановления в избирательных правах детей кулаков" от 17 марта 1933 г. совершеннолетние дети высланных кулаков, занимающиеся общественно-полезным трудом и добросовестно работающие, восстанавливались в избирательных правах непосредственно по месту их жительства районными исполнительными комитетами. Конституция СССР 1936 г. отменила всякие ограничения всеобщего избирательного права. Однако юридически оставалась такая мера, как лишение избирательных прав в качестве меры уголовного наказания, хотя и не применявшаяся на практике. Законом СССР от 25 декабря 1958 г. она была отменена. По действующему избирательному законодательству РФ в выборах не участвуют (т. е. не избирают и не могут быть избраны) лица, признанные судом недееспособными, а также лица, находящиеся в местах лишения свободы по обвинительному судебному приговору, вступившему в законную силу. Неучастие последних в выборах принято считать не лишением их избирательных прав, а их приостановлением на период нахождения в местах лишения свободы. В отдельных зарубежных странах также имеют место факты отстранения от выборов лиц, принадлежащих к определенным политическим организациям и силам, а также неучастия в выборах лиц, осужденных к лишению свободы и даже находящихся под следствием, если в отношении них в качестве меры пресечения избрано содержание под стражей. (С. А.)...


    МЕРА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 
    • определенные приговором суда вид исправительного учреждения и продолжительность отбывания одной из наиболее строгих мер уголовного наказания (см.: Лишение свободы). (К. Г.)...


    ЛИШЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА 
    • прекращение гражданства данного государства у конкретного физического лица по решению государственных органов (чаще всего) вопреки желанию этого лица. Лишение гражданства - это крайняя мера, к которой прибегает государство обычно тогда, когда поведение гражданина не согласуется с интересами и законами государства. Как правило, лишение гражданства - это санкция в отношении определенного человека в связи с его поведением. Лишь изредка лишение гражданства может быть определено как мера в отношении более широкого круга лиц: если они подпадают под ситуацию, которая обозначена актом государственного органа (например, отказ лиц, эмигрировавших из государства, до определенного срока вернуться на родину может означать, что они лишаются гражданства данного государства). Лишение гражданства как санкция в отношении конкретного лица не вызывает аналогичных негативных последствий для его жены, детей и иных родственников. Отношение к такой мере, как лишение гражданства, в различных странах мира неодинаковое. Есть страны, где эта санкция не применяется. Другие от нее не отказываются, хотя применяют ее в крайних случаях (например, служба в армии иностранного государства, государственная служба в другой стране, совершение враждебных действий по отношению к своему государству). В СССР (и, соответственно, РСФСР) такая мера, как лишение гражданства, существовала. И только Законом РСФСР о гражданстве от 28 ноября 1991 г. впервые в отечественной истории была введена норма о том, что гражданина РФ нельзя лишить гражданства. Акты РСФСР о гражданстве 1918- 1921 гг., положения о гражданстве СССР 1924, 1930, 1931 гг., законы СССР о гражданстве СССР 1938, 1978, 1990 гг. предусматривали такую возможность. Документы 20-х годов связывали лишение гражданства главным образом с контрреволюционными выступлениями против советской власти. Закон 1938 г. не называл никаких оснований для лишения гражданства СССР, указав только, что оно может иметь место по приговору суда в случаях, предусмотренных законом, или в силу особого (в каждом случае) Указа Президиума Верховного Совета СССР (ст. 7). Закон 1978 г. определил, что лишение гражданства СССР может иметь место в исключительном случае по решению Президиума Верховного Совета СССР, если лицо совершило действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР (ст. 18). Такая формулировка - даже если отнестись с пониманием к праву государства защищать свои интересы - давала простор усмотрению компетентных органов и должностных лиц в оценке поведения граждан. Закон о гражданстве СССР от 23 мая 1990 г. существенно смягчил формулировки, указав, что лишение гражданства СССР может иметь место в отношении лица, проживающего за границей. Иначе говоря, лишение гражданства с одновременным выдворением из СССР исключалось. Закон также снял указания на то, что основой лишения должны быть действия, "порочащие высокое звание гражданина СССР", исключил упоминание о "престиже" СССР, уточнил, что лишаемое гражданства лицо совершило действия, наносящие "существенный" ущерб "государственным интересам" или государственной безопасности СССР (ст. 23). С принятием Закона РСФСР о гражданстве 1991 г. ни при каких условиях нельзя прибегать к такой крайней мере, как лишение человека Родины. Это и закреплено в ч. 3 ст. 6 Конституции РФ, которая гласит, что гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства. (С. А.)...


    УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ 
    • см.: Наказание. Мера наказания. Лишение свободы. Мера лишения свободы. Ограничение свободы. Обязательные работы. Исправительные работы.. Арест....


    НАКАЗАНИЕ 
    • в широком смысле слова неблагоприятное последствие для лица, совершившего порицаемый поступок; в правоприменительной и правотворческой практике - мера государственного принуждения, применяемого по приговору суда к лицам, признанным виновными в совершении преступлений. Его суть - ограничение или лишение прав и свобод соответствующего лица, а цель - восстановление справедливости, а также исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений (см. также: Мера -наказания. Арест).(К. Г.)...


    НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ 
    • в широком смысле слова означает запрет совершать произвольно какие бы то ни было действия, посягающие на жизнь, здоровье, свободу, личную жизнь и другие блага, принадлежащие человеку и гражданину. В законодательстве преобладает более узкое понимание этой категории. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 22), под неприкосновенностью личности подразумевается запрет произвольного задержания, ареста, заключения под стражу и содержания под стражей (см.: Лишение свободы). Совершение таких действий возможно только с соблюдением установленного законом порядка. Конституционные предписания ориентированы на то, что со временем, после создания необходимых условий, свободу личности можно будет ограничивать только по судебному решению.(К. Г.)...


    НАДЗОР ПРОКУРОРСКИЙ 
    • главное направление деятельности прокуратуры. Его основное содержание заключается в выявлении нарушений предписаний Конституции РФ и законов, действующих на территории Российской Федерации, и принятии предусмотренных законом мер по устранению таких нарушений. В Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 ноября 1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями) четко определен круг государственных органов, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц, чьи действия и нормативные акты подлежат Н. п. Принято различать отрасли Н. п.: - общий надзор (надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов перечисленными в названном Законе органами и должностными лицами); - надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; - надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; - надзор за исполнением законов судебными приставами; - надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. В том же законе конкретно регламентируются средства, используя которые прокурор реагирует на установленные нарушения или незаконные нормативные акты. К таким средствам отнесены: протест (см.: Прокурорский протест), представление (см.: Представление прокурора), постановление (см.: Постановление прокурора), предостережение, требование либо указание. (К. Г.)...


    ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ВЛАСТЬЮ 
    • (служебными полномочиями) - в широком смысле слова является проступком, проявляющимся в неправомерном использовании должностным лицом своих прав. При определенных обстоятельствах 3. в. может быть квалифицировано как преступление. Таковым оно признается, когда должностное лицо умышленно использует свои служебные полномочия вопреки интересам службы из корыстных побуждений или личной заинтересованности, и это влечет существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Отягчающим вину обстоятельством считается совершение такого рода действий лицом, занимающим государственную должность в Российской Федерации или ее субъекте, а равно являющимся главой органа местного самоуправления. Усугубляющим вину обстоятельством могут стать и тяжкие последствия содеянного. Диапазон мер наказания, которые могут быть применены к лицам, допустившим преступное 3. в., - широк: от штрафа в размере ста минимальных размеров оплаты труда до лишения свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Ненадлежащее использование должностными лицами своих прав, которое не может быть расценено как преступление, а равно и такое использование своих прав иными лицами может повлечь административную и имущественную ответственность. (К. Г.)...


    НАТУРАЛИЗАЦИЯ 
    • приобретение гражданства государства иностранным гражданином или лицом без гражданства путем подачи ходатайства на имя главы государства или иного высшего органа государственной власти. В отличие от лиц, становящихся гражданами государства в силу рождения, тех, кто приобретает гражданство по ходатайству, в литературе порой называют натурализованными гражданами. С точки зрения прав, свобод и обязанностей разницы между названными категориями граждан, как правило, нет. Однако некоторые исключения возможны: например, в отдельных странах право занимать должность на государственной службе, избираться на выборную должность или депутатами натурализованным гражданам предоставляется по истечении определенного срока после приобретения гражданства. В Российской Федерации в прямой форме данного правила нет, но в косвенной форме оно как бы присутствует. Например, Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Следовательно, если иностранец, только что приобретший гражданство РФ, решит баллотироваться в российские президенты, ему придется выждать указанный срок. Аналогичные правила установлены и в некоторых субъектах РФ. "Натурализация" является понятием науки конституционного и международного права, но может употребляться и в законодательстве. В Законе о гражданстве от 28 ноября 1991 г. он не используется. Этот способ приобретения гражданства РФ Закон называет приемом в гражданство (см.: Гражданство. Приобретение гражданства Российской Федерации).(С. А.)...


    АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЗЫСКАНИЕ 
    • мера государственного принуждения. применяемая к лицу, совершившему административное правонарушение, ответственность за которое устанавливается, как правило, предписаниями действующего в настоящее время Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Перечень А. в. закреплен в ст. 24 КоАП. К ним отнесены: предупреждение, штраф; возмездное изъятие или конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами. права охоты и др.); исправительные работы; административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства. Наиболее распространенным А. в. является штраф - денежное взыскание, величина которого устанавливается в пределах от одной десятой до ста минимальных размеров оплаты труда, а равно до десятикратной величины стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размера незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения. В исключительных случаях в связи с выполнением обязательств, вытекающих из международных договоров, и особой необходимостью усиления административной ответственности законами РФ может быть установлен штраф в большем размере. Например, за невыполнение законных требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа РФ об остановке судна, а равно воспрепятствование осуществлению этими должностными лицами возложенных на них полномочий, в том числе на осмотр судна, возможно применение штрафа в размере до трех тысяч минимальных размеров оплаты труда с конфискацией судна и орудий совершения правонарушения (ст. 84-'' КоАП). Правом применения А. в.наделен сравнительно широкий круг государственных органов и должностных лиц. Среди них особо выделяются органы и должностные лица системы Министерства внутренних дел РФ. Им принадлежит право применения А. в. за большую часть административных правонарушений. В применении А. в. участвуют и суды, к ведению которых отнесено разбирательство дел (материалов) о более чем сорока видах административных правонарушений. Это, как правило, правонарушения, влекущие самые строгие меры Л. в. - административный арест сроком до пятнадцати суток, исправительные работы на срок до двух месяцев, конфискацию имущества, штраф в крупных размерах. Ежегодно районные суды рассматривают от двух до трех миллионов такого рода дел (материалов). Со временем эту функцию будут выполнять учреждаемые мировые судьи. (К. Г.)...


    УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 
    • 1) обязанность лица, совершившего преступление, ответить за это деяние; 2) допустимые по закону неблагоприятные последствия, в том числе - лишение или ограничение прав и свобод, которые наступают в отношении лица, признанного судом виновным в совершении преступления. Такие последствия могут выразиться не только в применении меры уголовного наказания, но и в признании виновным в совершении преступления без определения такой меры либо с освобождением от ее реализации. С другой стороны, требование ответа за совершенное преступление не является безусловно обязательным, поскольку закон допускает освобождение лица, совершившего преступление, от уголовной ответственности при определенных обстоятельствах (небольшая тяжесть содеянного, примирение с потерпевшим при совершении преступления небольшой тяжести впервые, изменение обстановки, истечение сроков давности, акт амнистии, добровольное освобождение похищенного лица, добровольный отказ от участия в незаконном вооруженном формировании и т. д.). Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ. (К. Г.)...


    СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА 
    ИМПИЧМЕНТ 
    • процедура привлечения к ответственности и отстранения от должности ряда должностных лиц. Термин, вошедший в конституционное право из практики и законодательства США. Согласно ст. II Конституции США, Президент, Вице-президент и все гражданские должностные лица США отстраняются от должности, если при осуждении в порядке И. они будут признаны виновными в измене, взяточничестве или других тяжких преступлениях и проступках. Правом возбуждения обвинения обладает Палата представителей Конгресса США, а Сенату принадлежит исключительное право осуществления суда в порядке И. (ст. I Конституции США). Для осуждения требуется две трети голосов присутствующих сенаторов (голосование тайное). При рассмотрении обвинения в отношении Президента председательствует в Сенате не Вице-президент, а председатель Верховного суда США. Приговор в случае И. ограничивается отстранением от должности и лишением права занимать и исполнять какую-либо почетную, ответственную и оплачиваемую должность на службе США. Однако впоследствии производится расследование, отстраненному от должности предъявляется обвинение, он предается суду и несет согласно приговору наказание в соответствии с законом. По опубликованным данным. Палата представителей 64 раза выступала с инициативой И., в Сенат было передано 12 дел, виновными в порядке И. были признаны 4 федеральных судьи. Ни один Президент США не лишался должности в порядке И. Реальная угроза быть осужденным в порядке И. заставила в 1974 г. уйти в отставку Президента США Р. Никсона. И. в отношении Президента Б. Клинтона был доведен до процедуры голосования в Сенате в 1999 г., однако обвинение не получило требуемого числа голосов. В Российской Федерации термин "импичмент" в последнее время стал распространенным. Однако по Конституции РФ аналогичная мера конституционной ответственности, применяемая в отношении Президента РФ, именуется отрешением от должности Президента РФ. (С. А.)...


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь