Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
МАЖОР
|
- МАЖОР (франц . majeur, от лат. major - больший, а также dur, от лат. durus - твердый), лад, в основе которого лежит большое (мажорное) трезвучие. В противоположность минору мажор обладает светлой окраской....
|
ТАМБУР-МАЖОР
|
- ТАМБУР-МАЖОР (франц . tambour-major), унтер-офицер, руководивший в полку командой барабанщиков и горнистов. В российской армии должность тамбур-мажора существовала в 1815-81....
|
ФОРС-МАЖОР
|
- ФОРС-МАЖОР , см. Непреодолимая сила....
|
ТОНАЛЬНОСТЬ
|
- ТОНАЛЬНОСТЬ , в музыке -..1) высотное положение лада (ладотональность). В обозначении тональности указывается основной тон (тоника) и ладовое наклонение (напр., до мажор, ля минор)...2) Ладовая структура, центральным элементом которой является консонирующее трезвучие (см. Мажор, Минор, Функции тональные). В широком смысле - лад, базирующийся на аккорде, в т. ч. на диссонансе в музыке 20 в....
|
МОЦАРТ
|
- МОЦАРТ (Mozart) Вольфганг Амадей (1756-91) , австрийский композитор. Представитель венской классической школы, музыкант универсального дарования, проявившегося с раннего детства. В музыке Моцарта отразились идеи немецкого Просвещения и движения "Буря и натиск", претворен художественный опыт различных национальных школ и традиций. Модифицировал традиционные оперные формы ("Свадьба Фигаро", 1786; "Дон Жуан", 1787; "Волшебная флейта", 1791), индивидуализировал жанровые типы симфоний (ми-бемоль мажор, соль минор; до мажор, т. н. "Юпитер", все 1788). Св. 20 опер, св. 50 симфоний, концерты для фортепиано и для скрипки с оркестром, камерно-инструментальные (трио, квартеты, квинтеты и др.) и фортепианные произведения (сонаты, вариации, фантазии), "Реквием", (1791; закончен Ф. Кс. Зюсмайром), мессы и др. хоровые сочинения, песни....
|
НАКЛОНЕНИЕ
|
- НАКЛОНЕНИЕ , в музыке - качество лада, определяющееся тем, какая терция образуется между I и III ступенями - большая (мажорное наклонение) или малая (минорное наклонение). См. Мажор и Минор....
|
ОДНОИМЕННЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ
|
- ОДНОИМЕННЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ , две тональности противоположного ладового наклонения, тоники которых строятся на одном и том же звуке (напр., до мажор и до минор)....
|
НЕПРЕОДОЛИМАЯ СИЛА
|
- НЕПРЕОДОЛИМАЯ СИЛА (форс-мажор) (франц . force-majeur), в праве - чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (напр., наводнение, шторм и другие стихийные бедствия), освобождающее, как правило, от имущественной ответственности за неисполнение договора или причинение вреда, а также приостанавливающее течение срока исковой давности....
|
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ
|
- ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ , в музыке - две тональности противоположного ладового наклонения, имеющие один и тот же состав основных ступеней (одинаковые знаки при ключе, напр. ре минор и фа мажор). Параллельные тональности могут объединяться в параллельно-переменный лад или параллельный мажоро-минор....
|
ЧЕРНЫХ Андрей Васильевич
|
- ЧЕРНЫХ Андрей Васильевич (р . 1960), российский сценарист, писатель и режиссер. Автор сценария к фильму "Тихие страницы" (совместно с А. Н. Сокуровым), повестей "До-бемоль мажор" и "Австрийское поле". Поставил по собственным сценариям фильмы "Австрийское поле" (1991) и "Секрет виноделия" (1994)....
|
ЛАД
|
- ЛАД , важнейшая эстетическая категория музыки; система звуковысотных связей, объединенных центральным звуком (созвучием). Воплощается в звукоряде (звуковой системе). Элементы лада (звуки, созвучия) находятся в определенных отношениях между собой (см. Функции ладовые, Устой и неустой). Исторические формы лада: опевание тона-устоя близкими по высоте звуками; модальные (монодические) лады, связанные с принципом мелодии-модели (модуса, попевки; см. Древнегреческие лады, Натуральные лады, Средневековые лады, Макам, Рага); европейская гармоническая тональность 17-19 вв. (мажор и минор). Новые высотные структуры в музыке 20 в. (в т. ч. в додекафонии) используются наряду с классическими и обновленными древними типами лада. См. также Пентатоника, Диатоника, Хроматизм....
|
|
|
|
|
|
|