Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
СВОБОДНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
|
- (free competition) ситуация в экономике, при которой рыночная конкуренция производителей и потребителей определяет цены, доходы и т.д. без вмешательства государства и форм монопольного или олигопольного ограничения конкуренции. С.к. является в значительной степени теоретической абстракцией, так как в современной экономике, в том числе экономике промышленно развитых стран, воздействие государства на цены и доходы весьма значительно. К тому же важную роль играют разного рода монополии, влияющие на ценообразование....
|
КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ
|
- (cla ification agreement ) группа международных соглашений, связанных с классификацией изобретений и полезных моделей, промышленных образцов и товарных знаков. В соответствии с Страсбургским соглашением о Международной патентной классификации от 24 марта 1971 г. разработана Международная патентная классификация, которая подразделяет всю область промышленной и сельскохозяйственной деятельности человека на 8 разделов, которые включают классы, подклассы и группы. Каждые 5 лет МПК пересматривается. Международная классификация товаров и услуг осуществляется в соответствии с принятым в Ницце Соглашением о международной классификации товарных знаков и услуг для регистрации знаков, принятым 15 июня 1957 г. Классификация объединяет перечень 34 классов для товаров и 8 - для услуг и алфавитный перечень товаров и услуг. Периодически осуществляется пересмотр классификации. Международная классификация изобразительных элементов товарных знаков проводится в соответствии с Венским соглашением об учреждении международной классификации изобразительных элементов знаков от 12 июня 1973 г. Международная классификация промышленных образцов осуществляет в соответствии с Локариским соглашением об учреждении международной классификации промышленных образцов от 8 октября 1968 г. Классификация, состоящая из 32 классов и 223 подклассов, периодически пересматривается. Пересмотр всех перечисленных соглашений ведется под эгидой Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС)....
|
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ОРГАНИЗ
|
- см. Совет таможенного сотрудничества....
|
РЫНОК ПОКУПАТЕЛЯ
|
- (purcha er market) существует при превышении предложения товаров на рынке над их спросом. Такой рынок создает принципиально иную ситуацию, чем рынок продавца: превышение предложения над спросом превращает покупателей в движущую силу развития производства и рынка; требования покупателя к количеству, а главное - к качеству товара становятся обязательными для производителя; возникает и обостряется конкуренция между производителями за потребителей и их кошельками; именно такого рода конкуренция носит продуктивный характер, она заставляет производителей снижать издержки производства, разнообразить выпускаемые товары, повышать их качественные характеристики, стремиться к созданию принципиально новых видов товаров и, тем самым, создавать временную монополию (на основе новизны и уникальности товаров) на том или ином сегменте рынка. В современных условиях Р.п. - обычное состояние открытого развитого рынка. Однако в тех или иных сегментах этого рынка, в те или иные интервалы времени Р.п. переходит в рынок продавца вследствие установления монополией господства на рынке, значительного всплеска спроса, чрезвычайных обстоятельств - войны, природных катаклизмов....
|
АССОЦИАЦИЯ ПАТЕНТНЫХ ПОВЕРЕННЫХ
|
- (a ociation of patent agent ) профессиональные национальные или международные объединения патентных поверенных и лиц, связанных с охраной промышленной собственности. Национальные А.п.п. устанавливают правила профессионального поведения, следят за соблюдением этических норм, а также участвуют в совершенствовании национального законодательства в области промышленной собственности. В РФ национальная А.п.п. была создана в 1994 г. Основные международные ассоциации - Международная Федерация поверенных в промышленной собственности (FICPI), основанная в 1906 г., и Международная ассоциация по охране промышленной собственности (AIPPI), основанная в 1897 г. Обе ассоциации имеют национальные группы, в РФ действует национальная группа AIPPI. Кроме того, существует ряд региональных А.п.п....
|
РЫНОК ПРОДАВЦА
|
- ( eller market) существует при превышении спроса над предложением товаров. В такой ситуации практически любой имеющийся товар, любые услуги находят на рынке немедленный сбыт, даже если они не вполне отвечают тем требованиям, которые предъявляет к ним покупатель: главное - их наличие. Количество играет роль, качеству вынужденно уделяют минимум внимания. Предпродажный и послепродажный сервис в таких условиях осуществляется на низком уровне. Р.п. в течение десятилетий существовал в СССР и других социалистических странах. В этих условиях происходила конкуренция между покупателями за товары. Такого рода конкуренция носит непродуктивный характер, она ведет к тому, что производитель диктует свою волю потребителю. В условиях рыночной экономики постоянное или длительное существование Р.п. является экономической бессмыслицей. Механизм цен на рынке с неизбежностью через равновесные цены выравнивает диспропорции между спросом и предложением, повышает привлекательность производства относительно дефицитных товаров. Дефицит, а следовательно, и Р.п. в условиях открытого развитого рынка существует как временное состояние - он возможен в фазе быстрого роста спроса на новый перспективный товар, при скачкообразном росте спроса на остромодные товары и при некоторых других обстоятельствах....
|
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
|
- (international competition) неотъемлемое свойство мирового рынка и одна из важнейших характеристик нарастающей интернационализации хозяйственной жизни и возрастающего воздействия мирового рынка на национальные рынки. Промышленности любой страны международный рынок предоставляет возможность для теоретически неограниченного расширения производства, равно как и для отдельных компаний-производителей. Но интеграция национальных хозяйств и рынков в мировое хозяйство и мировой рынок означает: во-первых, глобализацию конкуренции, превращение ее в единый всемирный процесс; во-вторых, повышение под ее воздействием уровня конкуренции на внутренних рынках как результат наложения процессов М.к. на внутринациональную; в-третьих, значительную унификацию на национальных уровнях условий, форм и методов конкуренции. Одновременно международный фактор при господстве направленности его воздействия на развитие конкуренции в пределах национальных рынков приносит и ограничительные условия для конкуренции. Все более масштабное включение транснациональных корпораций (ТНК) в национальные экономики, национальные промышленные комплексы в сочетании с их возможностями производить и перемещать (экспортировать) огромные массы промышленных товаров создают угрозу монополизации отдельных секторов и производств экономики той или иной страны, соответствующих сегментов национальных рынков. В целом М.к. оказывает нарастающее воздействие на формирование международной конкурентоспособности национальных экономик, их отдельных секторов и хозяйственных единиц. Ныне уровень конкурентоспособности в подавляющей своей части устанавливается внешними по отношению к национальным условиями производства, сбыта, конкуренции. Достижение этого уровня - обязательное условие конкурентоспособности национальных производителей....
|
МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФОНДО
|
- (франц. Federation Internationale de Bour e de Valeure, FIBV) образована в 1961 г. фондовыми биржами ряда стран с целью обмена информацией и мнениями....
|
СРОЧНАЯ ФИНАНСОВАЯ БИРЖА
|
- (франц. Marche a Terme de In trument Financier , MATIF) французская международная биржа финансовых фьючерсов. Функционирует с 1986 г....
|
МЕЖДУНАРОДНАЯ ВАЛЮТНАЯ ЛИКВИДНОС
|
- обеспеченность всех форм международных экономических отношений международными платежными средствами, позволяющими бесперебойно осуществлять международные расчеты. В широком смысле М.в.л. означает совокупность всех возможных способов финансирования и кредитования мирового платежного оборота. В условиях золотого стандарта международная ликвидность обеспечивалась золотом и возможностью обмена национальных валют на золото. В условиях Бреттон-Вудской валютной системы, когда основными международными платежными средствами выступали золото и доллары США и когда цена золота была фиксирована (35 долл. за 1 тройскую унцию), возникла ситуация, при которой быстро растущие масштабы международного оборота значительно опережали поступление в оборот платежных средств, и прежде всего золота. К тому же в результате изменения соотношения сил между США и другими промышленно развитыми странами ослабли позиции доллара. Международная ликвидность значительно ухудшилась, что подготовило кризис Бреттон-Вудской валютной системы. Были предприняты шаги к привлечению к международным расчетам новых платежных средств. Международный валютный фонд (МВФ) ввел специальные права заимствования (СДР). Но это не сняло проблему. Потребовалось коренное изменение международной валютной системы. Новая Ямайская валютная система, хотя и породила нестабильность в платежных расчетах ввиду постоянного изменения курсов валют, проблему разрешила....
|
РЫНОК ССУДНЫХ КАПИТАЛОВ
|
- часть рынка капитала, на котором ведется конкуренция по поводу предоставления и получения долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных займов и кредитов как внутри страны, так и в отношениях между странами. Экономическая ситуация в стране и в мировом хозяйстве определяет возможность предложения ссудного капитала и спроса на него, что отражается на общем движении процентных ставок и других условиях предоставления займов и кредитов. Вместе с тем на отдельные виды ссудного капитала может складываться своя конъюнктура. В частности, изменение экономической политики в той или иной стране, ведущее к росту процентных ставок, вызывает приток в эту страну краткосрочных ссудных капиталов ("горячих денег"). Условия предоставления кредитов и займов складываются в процессе конкурентной борьбы между банковскими учреждениями, между кредиторами и заемщиками, имеющими альтернативные возможности привлечения средств на других секторах рынка капиталов (предпринимательские капиталы, рынок ценных бумаг). Острая конкуренция существует на международном Р.с.к., поскольку условия предоставления займов и кредитов (в том числе экспортных кредитов) являются одним из важных элементов конкурентоспособности национальных товаров. Для предотвращения отрицательных последствий такой конкуренции основные страны-кредиторы заключают соглашения об условиях предоставления займов и кредитов, например, кредитования развивающихся стран. При отсутствии валютных ограничений и росте международного движения ссудного капитала условия его предоставления на национальных рынках имеют тенденцию к. выравниванию, что свидетельствует о растущей интернационализации хозяйственной жизни....
|
ЗОЛОТОВАЛЮТНЫЙ СТАНДАРТ
|
- (gold exchange tandart) международная валютная система, при которой в качестве международных платежных средств наряду с золотом используются национальные валюты (см. Бреттон-Вудская валютная система)....
|
МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЭКСПЕДИТ
|
- международная организация, главной целью которой является обеспечение интересов экспедиторов на международном уровне. ФИАТА решает следующие основные задачи: объединение экспедирования как отрасли и-. доведение до общественности экспедиторских услуг при помощи соответствующих публикаций и других мер по привлечению общественного внимания; улучшение качества услуг организаций - членов ФИАТА путем внедрения стандартных экспедиторских документов, стандартных торговых условий, обмена информацией и организацией соответствующих исследований; защита интересов экспедирования путем участия в качестве советников или экспертов в заседаниях других международных организаций; профессиональное обучение на международном уровне; поиск практических решений технических вопросов, возникающих в рамках работы комитетов; развитие связи с перевозчиками и их организациями. Деятельность ФИАТА выражается в организации и проведении конгрессов и генеральных ассамблей, ежегодных открытых форумов, рабочих заседаний технических комитетов и различных временных рабочих групп на темы, представляющие взаимный интерес....
|
ТРАНСПОРТНАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАКЛА
|
- единый транспортный документ для перевозки грузов в прямом международном железнодорожном сообщении. Различают прямые железнодорожные Т.м.н. при перевозке только по железным дорогам и прямые смешанные Т.м.н. при перевозке по железным дорогам с участием морского и речного транспорта....
|
ОЛИГОПОЛИЯ
|
- недостаточная конкуренция на рынке на стороне предложения, одна из форм монополий, когда ограничено число продавцов. Подобная ситуация существует в современных условиях во многих отраслях промышленно развитых стран, поскольку число основных производителей продукции составляет, как правило, 3-4 крупные компании. Эти компании, стремясь к получению высоких прибылей, поддерживают цены на высоком, монопольном уровне, ориентируясь на цены наиболее крупной компании. Между компаниями - участницами О. ведется главным образом неценовая конкуренция (реклама, формирование нового стиля потребительской продукции, предоставление услуг потребителю и др.). Вместе с тем эти компании вынуждены больше внимания уделять совершенствованию технологии, что позволяет снижать издержки, повышать качество изделий. К этому их подталкивает не только соперничество с другими компаниями - участницами О., но и то, что состояние О. может нарушаться подключением к производству соответствующей продукции новых производителей, в том числе в результате диверсификации крупных компаний, действующих в других отраслях, а также конкуренцией иностранных товаров. Таким образом, для О., являющейся характерной чертой современной западной экономики, присуще переплетение монополий и конкуренции. Эта ситуация складывается и на мировом рынке, особенно на рынках новых наукоемких товаров, где число производителей-поставщиков ограничено (например, радио, телевизионная, видеотехника и др.). В условиях, когда внутренние рынки промышленно развитых стран в достаточной мере открыты ввиду либерализации внешней торговли, они поддерживают сравнительно высокий уровень цен на свою продукцию, конкурируя между собой с помощью рекламы, реального и мнимого повышения качества и т.д. Положение О. складывается и на отдельных рынках сырья, когда его производство находится в руках небольшого количества крупных компаний промышленно развитых стран....
|
|
Дальше >>>
|
|
|
|
|