Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
ОСОБО ОХРАНЯЕМАЯ ПРИРОДНАЯ ТЕРРИ
|
- участок земли, водной поверхности и воздушного пространства над ним, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Они изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для них установлен режим особой охраны в соответствии с Федеральным законом РФ "Об особо охраняемых природных территориях" 1995 г. Закон называет следующие категории О. о. п. т.: государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты. О. о. п. т. могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Это означает, что они находятся, соответственно, в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности и ведении федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления.(С. А.)...
|
МЕСТНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
|
- см.: Вопросы местного значения. Категория МСУ появилась в конституционном законодательстве сравнительно недавно. 9 апреля 1990 г. был принят Закон СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР". В РСФСР категория МСУ включена впервые в Конституцию 24 мая 1991 г., а 6 июля 1991 г. принят первый Закон о местном самоуправлении в РСФСР. Конституция РФ и названный ФЗ характеризуют МСУ как признаваемую и гарантируемую Конституцией РФ самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы МСУ вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления Конституция РФ (ст. 72) относит к совместному ведению РФ и субъектов РФ....
|
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
|
- категория конституционного и муниципального права....
|
СЕЛЬСКИЙ ОКРУГ
|
- муниципальное образование, т. е. территория, на которой осуществляется местное самоуправление. Понятие введено Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1995 г. То же самое, что и волость, сельсовет. (С. А.)...
|
СЕЛЬСОВЕТ
|
- единица административно-территориального устройства в субъекте РФ, муниципальное образование, т. е. территория, на которой осуществляется местное самоуправление. Включает территории нескольких сел и деревень (от о до 17 в разных субъектах РФ) и прилегающие к ним земли (см. также: Волость. Сельский округ). (С. А.)...
|
ДЕЛЕГАЦИЯ
|
- в наиболее частом употреблении группа лиц, направленная каким-либо органом для участия в переговорах, торжествах, иных мероприятиях. Но в конституционном праве Д. имеет другое значение: поручение (передача) одним органом другому рассмотрения и разрешения вопросов своей компетенции (на постоянной основе, на определенное время, на один раз). Отсюда выражение - Д. полномочий (см. также: Делегирование полномочий). (С. А.)...
|
СЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ
|
- избираемый жителями села (деревни) орган территориального общественного самоуправления. Организует местное самоуправление населения, т. е. обсуждение и решение жизненно важных вопросов населенного пункта. С. к. вправе самостоятельно решать те вопросы, которые возложены на него собранием жителей села, деревни (сельским сходом). (С. А.)...
|
СТЕНОГРАФИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
|
- ведущаяся специальными служащими дословная запись заседания законодательного (представительного) или иного коллегиального органа. Кроме того, к С. о. возможны приложения письменных текстов выступлений участников заседания, не получивших слова, иных материалов (например, вносившихся проектов решений), а также решений (актов), принятых соответствующим органом. Достоверность С. о. удостоверяется подписью лица, председательствующего на заседании. С. о. имеет значение официального документа и подлежит хранению. (С. А.)...
|
ФУНКЦИИ ПРАВА
|
- функции, указывающие на место и роль права в жизни общества и государства. Их реальное содержание и социальное значение во многом определяются характером государства. Право активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливаются их структура, субординация, порядок деятельности и взаимоотношений. Таким образом, право выступает прежде всего как регулятор общественных отношений, упорядочивая сложившиеся в обществе экономические, политические и иные отношения. Право закрепляет существующий в стране государственный или общественный строй. Устанавливая конкретные права и обязанности сторон (граждан, должностных лиц, общественных и государственных организаций), право вносит определенный порядок в жизнедеятельность общества и государства, создает юридические предпосылки для ее активности и эффективности. Право выполняет также воспитательную функцию, ибо закон опирается не только на государственное принуждение, но и на убеждение. Еще римские юристы придавали праву огромное нравственное и воспитательное значение. Цицерон, например,считал, что "закону свойственно также и стремление кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами". Воспитательная роль права проявляется и в том, что оно призвано развивать в людях чувство справедливости, правды, добра, гуманности. Закон есть "царь всех божественных и человеческих дел" - провозглашали римские юристы. Нужно только, чтобы он стоял "во главе как добрых, так и злых" дел, служил "мерилом справедливого и несправедливого". Следует упомянуть также об эвристической и прогностической Ф.п. Закрепляя сложившуюся систему общественных отношений, право тем самым создает необходимые предпосылки для их более глубокого познания, развития и совершенствования. (М. М.)...
|
ЗНАЧЕНИЕ
|
- слово, весьма распространенное в конституционном праве в некоторых сочетаниях: вопросы государственного 3. - касаются Федерации в целом и подлежат разрешению органами государственной власти РФ; вопросы регионального 3. - касаются интересов субъекта РФ и подлежат разрешению его органами; вопросы межрегионального 3. - касаются нескольких субъектов РФ и подлежат разрешению или ими сообща, или федеральными органами; вопросы местного 3. - касаются территорий муниципальных образований и подлежат разрешению населением непосредственно или органами местного самоуправления. Слово используется также в характеристике двух субъектов РФ - городов федерального 3. - Москвы и Санкт-Петербурга. (С. А.)...
|
МЕСТНАЯ ВЛАСТЬ
|
- любые властные инстанции, действующие на периферии, в Российской Федерации - на уровне субъектов РФ, местного самоуправления. Некоторые ученые подразумевают под М. в. власть местного самоуправления. В этом значении понятие содержится в некоторых нормативных правовых актах, когда, например, городской представительный орган называют органом местной власти. Поскольку власть в РФ, согласно ст. 3 Конституции, исходит от народа, какой-либо М. в. народа не существует. Есть органы государственной власти, местное самоуправление как организационные формы и уровни осуществления власти народа. (С. А.)...
|
ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА
|
- территориальная единица или значительная ее часть, где установлен особый и льготный порядок хозяйственной деятельности. Например, в соответствии с Федеральным законом РФ ''Об особой экономической зоне в Калининградской области" от 15 ноября 1995 г. О. э. з. - территория области, за исключением территорий объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение для РФ, а также объектов нефтегазовых отраслей добывающей промышленности на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ. Развитие указанной О. э. з. осуществляется на основе федеральной государственной программы развития О. э. з., утверждаемой Правительством РФ по представлению органов государственной власти Калининградской области. В О. э. з. устанавливается особый, льготный режим инвестиций и предпринимательской деятельности,в том числе внешнеэкономической и инвестиционной.(С. А.)...
|
СЕНАТ
|
- 1) в царской России высшее правительствующее учреждение. Правительствующий Сенат был учрежден 22 февраля 1711 г. Петром I в качестве законосовещательного органа, в отдельных чрезвычайных случаях при отсутствии царя - законодательного органа. Основные задачи: забота о соблюдении правосудия, о государственных доходах и расходах, надзор за правительственным аппаратом и должностными лицами и др. Судебные и надзорные функции в отношении управления государством (в том числе за службой в аппарате государства, законностью деятельности коллегии и их оперативностью, финансовый контроль)- стали преобладающими в деятельности С. особенно после того, как во главе его в 1722 г. был поставлен генерал-прокурор. В конце XVIII в. роль С. снизилась, а его департаменты выполняли, в основном, роль высших судебных инстанций. Вместе с тем Павел I в 1799 г. поручил С.ревизовать местное управление, дабы преобразовать и улучшить его. С. по итогам ревизий отрешил от должности несколько десятков чиновников, однако это мало что изменило. Александр I своими указами якобы хотел повысить роль С. как высшего органа, власть которого ограничивается единою властью Императорского Величества. Но на практике это не было сделано: С. оставался органом "повсеместного наблюдения правосудия". Первый департамент С. осуществлял надзор за правительственным аппаратом, охранял права и преимущества различных сословий, осуществлял обнародование законов. Остальные департаменты были апелляционными судами для губерний. В последней трети XIX в. с проведением судебной реформы эти департаменты были ликвидированы. Большую роль стали играть открытые в 1866 г. кассационные (уголовный и гражданский) департаменты С. Первый департамент С. осуществлял надзор за местным управлением и судом. С 1884 г. в С. появился департамент, который принимал и рассматривал жалобы на губернские по крестьянским делам присутствия. В 1885 г. в С. был учрежден Высший дисциплинарный суд, рассматривавший дела об упущениях и противонравственных поступках судей. В 1872 г. в С. было учреждено "особое присутствие для суждения о государственных преступлениях и противозаконных сообществах". С. также издавал Собрание узаконении и распоряжений правительства, которое рассылалось по центральным и местным учреждениям. В начале XX в. сохранилось назначение С. как высшей судебной инстанции, а также органа надзора за аппаратом, включая и право проведения сенатских ревизий. Кроме того, некоторые департаменты С. давали разъяснения относительно порядка применения законов, которые имели большое значение; 2) в настоящее время наименование одной из палат (чаще верхней) парламентов многих зарубежных государств (С. Конгресса США, С. Конгресса Бразилии, С. Франции, С. Генеральных кортесов Испании, С. итальянского парламента, С. польского парламента и т. д.). (С. А.)...
|
СУДЕБНОЕ СЛЕДСТВИЕ
|
- одна из частей стадии судебного разбирательства уголовного дела, основная задача которой - исследование доказательств, подтверждающих или опровергающих обвинение либо предъявленный гражданский иск. При разбирательстве уголовных дел без участия присяжных заседателей в ходе С. с. исследуются также данные о личности подсудимого, которые могут потребоваться при определении меры наказания. Начинается С. с. оглашением обвинительного заключения либо формулировки обвинения (в суде присяжных) и выяснением отношения подсудимого к предъявленному обвинению, а также принятием решения о порядке проведения судебно-следственных действий (допросы подсудимого, потерпевшего, свидетелей, осмотр вещественных и письменных доказательств и т. д.). Оканчивается С. с., когда суд приходит к выводу, что в ходе С. с. состоялось исследование всех доказательств; сторонам предлагается дополнить С. с. данными (если они таковыми располагают), которые могут иметь значение для вынесения законного, обоснованного и справедливого приговора. (К. Г.)...
|
ВОЛОСТЬ
|
- низшая единица административно-территориального деления в царской России. В настоящее время восстанавливается в Российской Федерации. Согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1995 г., муниципальными образованиями, где существует местное самоуправление, являются В., сельский округ, сельсовет. В. (сельский округ, сельсовет) - территория, охватывающая группу сельских населенных пунктов с прилегающими к ним землями. В одну В. обычно входят от 5 до 17 сел и деревень (в зависимости от субъекта РФ). В настоящее время, хотя Закон 1995 г. допускает возможность существования на данном уровне представительных органов местного самоуправления, они в большинстве мест не избраны. Руководителем В. должен быть глава В., избираемый населением или представительным органом местного самоуправления. Однако во многих районах обязанности по-прежнему исполняют главы сельских администраций, назначенные несколько лет назад главами районных администраций. (С. А.)...
|
|
Дальше >>>
|
|
|
|
|