Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ
|
- МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ (итал . pittura metafisica), направление, сложившееся в итальянском изо-искусстве 1910-х гг. Противопоставила футуризму, технократически устремленному в будущее, принципы поэтической созерцательности и покоя, идею возврата к "классическим ценностям". Основоположники направления (Дж. де Кирико и К. Карра) сочетали в своих полотнах классические - античные и ренессансные - мотивы с настроениями ирреальности, где "метафизические" вещи заменили человека. Став одним из преддверий сюрреализма, метафизическая живопись развивалась и как самостоятельная тенденция, близкая магическому реализму....
|
МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ШКОЛА
|
- "МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ШКОЛА" ("Metaphysical poets" - поэты-метафизики) , направление в английской поэзии 1-й пол. 17 в. (Дж. Донн, Дж. Херберт). "Метафизическую школу" отличает спиритуалистический характер, свойственный поэтике барокко, напряженное переживание миропознания, поэтическая медитация, усложненная форма - изощренные метафоры, символы, аллегории....
|
МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ
|
- МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ , вид живописи художественными масляными красками. Исполняется главным образом на холсте, дереве, картоне и т. п., покрытых грунтом (станковая масляная живопись), или на известковой штукатурке (монументальная масляная живопись). Техника масляной живописи разработана в нач. 15 в. братьями ван Эйк. Благодаря интенсивности тонов и тонкости цветовых переходов масляная живопись обладает богатыми возможностями воссоздания зримой картины мира....
|
КЛЕЕВАЯ ЖИВОПИСЬ
|
- КЛЕЕВАЯ ЖИВОПИСЬ , живопись, в которой связующим веществом для красок служит клей. В 20 в. используется главным образом для декоративных панно и театральных декораций, в оформительском искусстве....
|
ТРАДИЦИОНАЛИЗМ
|
- ТРАДИЦИОНАЛИЗМ , обобщенное наименование художественных направлений, противостоящих радикальным устремлениям авангардизма. Традиционалистские тенденции непосредственно продолжают стили прошлого, такие, как классицизм и романтизм, а также новые направления, уже ставшие классическими (импрессионизм, модерн), избегая резкой, "революционной" художественной тактики. Активно противоборствуя в культуре 20 в., традиция и авангард тем не менее постоянно сосуществуют или непринужденно перемежаются (напр., у П. Пикассо, который в 1920-е гг. обратился к классицистской манере). Компромиссными, авангардно-традиционными могут быть целые направления, в частности, метафизическая живопись или магический реализм, а также все тенденции постмодернизма....
|
ВОСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ
|
- ВОСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ , техника живописи, в которой связующим краски веществом является воск. Выполняется расплавленными (энкаустика) или растворенными в летучих маслах красками либо эмульсией. Благодаря малой химической активности и влагоустойчивости воска произведения, выполненные в технике восковой живописи, в течение многих веков сохраняют первоначальную свежесть колорита, плотность и фактуру красочного слоя. В Др. Египте с 14 в. до н. э. восковая живопись применялась для окраски фасадов храмов, в Др. Греции и Византии - в станковой живописи....
|
ИКОНОПИСЬ
|
- ИКОНОПИСЬ , христианская (главным образом православная) станковая культовая живопись - энкаустика, в средние века преимущественно темпера на дереве, позже масляная живопись. В средневековой иконописи в условных отвлеченных формах (золотой фон, плоскостность, религиозная символика) воплощались общественные и эстетические идеалы, что делает иконы значительными произведениями искусства....
|
ЦВЕТОВЫХ ПОЛЕЙ ЖИВОПИСЬ
|
- ЦВЕТОВЫХ ПОЛЕЙ ЖИВОПИСЬ , см. Колор Филд....
|
ЖИВОПИСЬ
|
- ЖИВОПИСЬ , вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись - важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита). Используются монохромная живопись (одним цветовым тоном или оттенками одного тона) и система взаимосвязанных цветовых тонов (красочная гамма), неизменяемый локальный цвет и изменения цвета (полутона, переходы, оттенки), показывающие различия в освещении предметов и в их положении в пространстве, рефлексы, показывающие взаимодействие различно окрашенных предметов; общий живописный тон позволяет изобразить предметы в единстве с окружающей средой, валеры образуют тончайшие градации тона; на непосредственном изучении натуры основано воспроизведение естественного освещения и воздушной среды (пленэр). Выразительность живописи определяется и характером мазка, обработкой красочной поверхности (фактура). Передача объема и пространства связана с линейной и воздушной перспективой, светотеневой моделировкой, использованием тональных градаций и пространственных качеств теплых и холодных цветов. Живопись может быть однослойной (алла прима) и многослойной, имеющей подмалевок и лессировки. Жанры живописи: исторический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт и др. Различаются монументально-декоративная живопись (стенные росписи, плафоны, панно), станковая живопись (картина), декорационная живопись (театральные и кинодекорации), декоративная роспись предметов обихода, иконопись, миниатюра (иллюстрирование рукописей, портрет), диорама и панорама. Основные технические разновидности - масляная живопись, живопись водяными красками по штукатурке - сырой (фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая живопись, восковая живопись, эмаль, живопись керамическая, силикатными, синтетическими красками, мозаика, витраж; акварель, гуашь, пастель, тушь часто также служат для исполнения живописных произведений....
|
КОЛОР ФИЛД
|
- КОЛОР ФИЛД (Живопись цветовых полей) (Color Field Painting) , направление в абстрактной живописи 1950-60-х гг. Термин используется для характеристики монохромной живописи, в которой цвет освобожден от формы и композиция строится на перепадах интенсивности тона. Живопись стиля колор филд 1950-х гг. представлена работами И. Келли, Эд. Рейнхардта, в 1960-х - Б. Ньюмена. См. также Постживописная абстракция....
|
ГОХУА
|
- ГОХУА (кит . - национальная живопись), современная китайская живопись в традиционной технике - водяными красками на шелковых и бумажных свитках. Первые мастера гохуа (Жэнь Бонянь) обогащали традиционные условные методы обращением к натуре. В дальнейшем некоторые мастера (Ци Байши, Пань Тяньшоу, Ли Кэжань) изобретательно пользовались традиционными средствами гохуа, другие (Сюй Бэйхун, Цзян Чжаохэ) соединяли их с достижениями европейской живописи (геометрическая перспектива, светотеневая моделировка, психологизм)....
|
ЛИТТРЕ Эмиль
|
- ЛИТТРЕ Эмиль (1801-81) , французский философ и филолог, представитель позитивизма. Дополнил учение О. Конта о трех стадиях развития человечества (религиозная, метафизическая и научная.) понятием четвертой стадии - технической. Составитель "Словаря французского языка" (т. 1-4, 1863-72)....
|
ХИЛЛ
|
- ХИЛЛ (Hill) Джеффри (р . 1932), английский поэт, литературовед. Строгая по форме, лапидарная по выражению метафизическая лирика нередко строится на скрытой цитате, стилизации и т. п. (сборники "Король Лог", 1968; "Tenebrae", 1978; "Гимны Богородице Шартрской", 1984). Исследования, посвященные классической английской литературе. Переводы из Ш. Пеги, П. Целана....
|
НЕОКЛАССИЦИЗМ
|
- НЕОКЛАССИЦИЗМ (франц . neo-classicisme), общее название художественных течений 2-й пол. 19 и 20 вв., основывавшихся на классических традициях искусства античности, Возрождения и классицизма. В 1870-80-х гг. немецкие "неоидеалисты" - живописцы Х. Маре, А. Фейербах, скульптор А. Хильдебранд противопоставляли противоречиям жизни "вечные" эстетические нормы. Классическая традиция часто противопоставлялась индивидуалистическому произволу (в 20 в. архитекторы О. Перре во Франции, П. Беренс в Германии, И. В. Жолтовский, И. А. Фомин в России; скульпторы А. Майоль во Франции, А. Т. Матвеев в России). Связанные с неоклассицизмом течения "новая вещественность" в Германии, "метафизическая живопись" в Италии выразили отчуждение мира от человека. С апологией действительности связан неоклассицизм в архитектуре Великобритании 1910-20-х гг. (Э. Лаченс) и США 1950-60-х гг. (Э. Стоун), в американской живописи 1930-х гг. (регионализм). Неоклассицизмом часто называют также классицизм 18 - нач. 19 вв., в отличие от классицизма 17 в. Литературный неоклассицизм ("романская школа" французских поэтов 20 в.) характеризуется ориентацией на античную и классицистическую трагедию и лирику, подчеркнутыми благородством, строгостью и ясностью стиля, противопоставлявшимися как декадансу, так и реализму. Неоклассицизм в музыке, не представлявший целостного направления, был реакцией на усложнение языка и формы в музыке ряда композиторов кон. 19 - нач. 20 вв. Он проявился в творчестве Ф. Бузони, А. Казеллы, П. Хиндемита, И. Ф. Стравинского. Воссоздание некоторых форм и стилистических черт старинной музыки сочетается в неоклассицизме с обновлением музыкального языка....
|
СЕНА
|
- СЕНА (Sena) Жоржи ди (1919-78) , португальский поэт, литературный и театральный критик. Строгая по форме метафизическая лирика (сборники "Философский камень", 1950; "Метаморфозы", 1963; "Искусство музыки", 1968). Роман "Огненные знаки" (1970). Труды по истории литературы ("Фернанду Песоа и компания его гетеронимов", т.1-2, 1982), переводы (в т. ч. английских стихов Песоа)....
|
|
Дальше >>>
|
|
|
|
|