Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
МИНИН Кузьма Минич
|
- МИНИН Кузьма Минич (?-1616) , организатор национально-освободительной борьбы русского народа против польской интервенции нач. 17 в. и один из руководителей 2-го земского ополчения 1611-12, народный герой; соратник Д. М. Пожарского. Нижегородский посадский. С сентября 1611 земский староста. В боях за Москву проявил личную храбрость. В 1612-13 член земского правительства, с 1613 думный дворянин....
|
ВЛАСОВ Кузьма Алексеевич
|
- ВЛАСОВ Кузьма Алексеевич (1905-64) , российский геохимик, член-корреспондент АН СССР (1953). Труды по исследованию пегматитов и редкоземельных элементов. Государственная премия СССР (1967, посмертно)....
|
МИНИН Федор Алексеевич
|
- МИНИН Федор Алексеевич (ок . 1708 - ок. 1765), российский полярный исследователь. Участник 2-й Камчатской экспедиции. В 1738-40 совместно с Д. В. Стерлеговым провел съемку побережья Сев. Ледовитого ок. к востоку от Енисея (включая западные берега п-ова Таймыр)....
|
ЧОРНЫЙ Кузьма
|
- ЧОРНЫЙ Кузьма (наст . имя и фам. Николай Карлович Романовский) (1900-44), белорусский писатель. Романы "Земля" (1928), "Третье поколение" (1935), "Поиски будущего" (опубликован в 1950), "Млечный путь" (опубликован в 1954); повести, рассказы, пьесы, посвященные жизни белорусского народа. Репрессирован; реабилитирован посмертно....
|
АБРАМОВ Кузьма Григорьевич
|
- АБРАМОВ Кузьма Григорьевич (р . 1914), мордовский писатель. Роман-трилогия "Найман" (1957-64); романы "Своя ноша не тянет" (1967), "Девушка из села" (1980) - о социальных преобразованиях в республике, о событиях Великой Отечественной войны; биографический роман "Степан Эрьзя" (1977)....
|
МИНИН Владимир Николаевич
|
- МИНИН Владимир Николаевич (р . 1929), российский хоровой дирижер, народный артист СССР (1988). С 1972 возглавляет основанный им Московский камерный хор, с 1987 (одновременно) художественный руководитель Государственного русского хора. С 1978 профессор Музыкально-педагогического института им. Гнесиных (в 1971-79 ректор). Государственная премия СССР (1982)....
|
АНДРИАНОВ Кузьма Андрианович
|
- АНДРИАНОВ Кузьма Андрианович (1904-78) , российский химик, один из основателей химии кремнийорганических полимеров, академик АН СССР (1964), Герой Социалистического Труда (1969). Впервые осуществил синтез полиорганосилоксанов. Разработал методы получения термостойких кремнийорганических полимеров и материалов на их основе. Ленинская премия (1963), Государственная премия СССР (1943, 1946, 1950, 1953)....
|
ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич
|
- ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич (1878-1939) , российский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). С нач. 1910-х гг. перешел от аллегорических к целостным монументально-декоративным произведениям с ритмизированной компактной композицией, контрастами открытых и ярких цветов ("Играющие мальчики", 1911). Разработал т. н. сферическую перспективу, создал драматические тематические картины ("1918 год в Петрограде", 1920), аналитически строгие портреты ("А. А. Ахматова", 1922), натюрморты, выявляющие конструктивность предметного мира ("Черемуха в стакане", 1932). Работал как график и театральный художник....
|
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ ХОР
|
- ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ ХОР , создан в 1936 в Москве. С 1955 академический. Организатор и главный дирижер (до 1980) А. В. Свешников. С 1987 главный дирижер и художественный руководитель В. Н. Минин. В репертуаре хоровая музыка различных композиторских школ и стилей....
|
ВТОРОЕ ОПОЛЧЕНИЕ Нижегородское
|
- ВТОРОЕ ОПОЛЧЕНИЕ Нижегородское , возникло в Нижнем Новгороде в сентябре 1611 для борьбы с польскими интервентами. Состояло из отрядов дворян, горожан, крестьян центральных и северных районов России, Поволжья. Руководитель - К. М. Минин и князь Д. М. Пожарский. В августе 1612 с частью сил Первого ополчения разбило польскую армию под столицей, в октябре освободило Москву....
|
ГЛИНКА Сергей Николаевич
|
- ГЛИНКА Сергей Николаевич (1776-1847) , русский писатель. Брат Ф. Н. Глинки. Патриотическая деятельность во время Отечественной войны 1812. Издавал журнал "Русский вестник" (1808-20 и 1824). Исторические пьесы ("Наталья, боярская дочь", "Минин" и др.), повести, стихи; труд "Русская история" (ч. 1-14), мемуары, в т. ч. "Записки о 1812 годе" (1836)....
|
ЗЕМСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО
|
- ЗЕМСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО , исполнительный орган земских ополчений 1611-13. В Первом ополчении (лето 1611): П. П. Ляпунов, Д. Т. Трубецкой, И. М. Заруцкий. При Втором ополчении (весна 1612) возникло земское правительство во главе с Д. М. Пожарским и К. М. Мининым. Под Москвой образовалось объединенное земское правительство (Минин, Пожарский, Трубецкой), действовавшее до весны 1613....
|
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ШКОЛА
|
- ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ШКОЛА , направление аграрно-экономической мысли в России в нач. 20 в. Главные представители - А. В. Чаянов, А. Н. Челинцев, Н. П. Макаров, А. А. Рыбников, А. Н. Минин. Трудовые крестьянские хозяйства экономисты организационно-производственной школы рассматривали как семейные хозяйства, не применяющие наемного труда. Суть процесса кооперирования экономисты организационно-производственной школы видели в постепенной перестройке разобщенных крестьянских хозяйств путем их объединения, превращения в союз крестьянских хозяйств, обобществляющий те стороны и операции сельскохозяйственного производства, где крупное производство имеет преимущество перед мелким. В кон. 20-х гг. официальная критика организационно-производственной школы приобрела характер политического шельмования и травли. В 30-е гг. экономисты организационно-производственной школы были репрессированы. В 1987 реабилитированы посмертно....
|
ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич
|
- ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич [24 октября (5 ноября) 1878 , Хвалынск, ныне Саратовская область - 15 февраля 1939, Ленинград], российский художник, теоретик искусства и писатель. Выдающийся мастер изо-искусства символизма и модерна, плодотворно продолживший традиции "серебряного века" в советский период. Родился в бедной семье сапожника. Благодаря поддержке местных купцов-хлеботорговцев смог получить художественное образование - в т. ч. в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1905, где одним из его учителей был В. А. Серов), в студии А. Ажбе в Мюнхене (1901), а также (1906-08) в частных академиях Парижа. В этот же период путешествовал по Италии и Северной Африке. Был членом объединений "Мир искусства" и "Четыре искусства". Жил в Ленинграде, с 1927 - в Детском селе (ныне Пушкин). Литература и живопись. "Купание красного коня" В творчестве молодого Петрова-Водкина литература (проза и драматургия в духе М. Метерлинка) соперничала с живописью. Окончательно став художником, не раз возвращался к писательству. Типическими образцами символизма по содержанию и модерна по форме явились его ранние картины, с условными персонажами в ирреальном и таинственном пространстве сна или легенды ("Сон", 1910; "Играющие мальчики", 1911; обе - Русский музей). Этапным символом творческой зрелости явилось полотно "Купание красного коня" (1912, Третьяковская галерея), где величавый, "фресковый" лаконизм форм, яркий и сильный локальный колорит превращают простой, пасторальный мотив в поэтическое иносказание о судьбах России. Та же поэтическая аллегорика животворит картины "Мать" (1913), "Девушки на Волге" (1915, обе - там же), где так же, как и в других зрелых образах мастера, проступает глубокая связь его метода не только с современным французским искусством и итальянским ранним Возрождением, но и с древнерусской живописью. Новатором русского религиозного искусства, мастером "церковного модерна" выступает художник в своей христианской иконографии ("Богоматерь с младенцем", керамическое панно на здании клиники Р. Р. Вредена в Петербурге, 1904; росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче (1910), Морском соборе в Кронштадте (1913); росписи и витраж в Троицком соборе города Сумы (1915); сохранились лишь частично). Религиозные мотивы нередко одухотворяют и светские композиции Петрова-Водкина ("1918 год в Петрограде", 1920, там же). Формирование новой художественной системы В революционном порубежье окончательно складывается художественная система мастера, которую он излагал - со свойственной ему романтической восторженностью мировосприятия - в письмах, заметках и поздних автобиографических сочинениях. Открытые, по возможности чистые, не смешанные тона Петров-Водкин сочетает с особого рода "сферической перспективой", которая позволяет ему, изображая натуру в ракурсе сверху и сбоку, передавать ощущение "земли как планеты". Чувство "планетного притяжения" Петров-Водкин стремится передать даже в своих натюрмортах, что придает этим аскетически простым композициям монументальную значительность ("Селедка"; "Утренний натюрморт"; оба - 1918, Русский музей). Побывав в 1921 в Самарканде, мастер расширяет историко-культурный спектр своей живописи и графики в сторону Востока (в 1923 вышла книга Петрова-Водкина "Самаркандия" с его иллюстрациями). Искренний "попутчик" Революции, он создает эпически идеализированные образы Гражданской войны в картинах "После боя" (1923, Центральный музей Вооруженных Сил, Москва) и "Смерть комиссара" (1928, Русский музей). Но в ряде его полотен усиливаются ноты тревожного отчуждения; они нарастают от картины "Землетрясение в Крыму", 1927-28, там же) до полотна "1919 год. Тревога" (1934, там же), где мотив гражданской войны - с питерским рабочим, которого среди ночи вызывают на фронт - воспринимается как предчувствие сталинского "большого террора" с его ночными арестами. Картина "Новоселье" (1937, там же) - на тему перераспределения жилплощади "бывших буржуев" -полна скрытой сатиры на новый социальный быт. Портреты Выдающийся портретист, Петров-Водкин видел в своих моделях живые вехи времени, героические воплощения человеческого достоинства и творческой чести. Таковы его "Автопортрет" (1918), портреты А. А. Ахматовой (1922; оба - там же), А. Белого (1932, Картинная галерея Армении, Ереван). Даже, казалось бы, сугубо официальный портрет В. И Ленина (1934, там же) выделяется в "Лениниане" своей удивительной, очень жесткой поэтической объективностью. В поздний период мастер особенно активно работал как писатель, запечатлев свою "жизнь в искусстве" в произведениях "Хлыновск" (1930) и "Пространство Эвклида" (1933), - ярких, по-своему красочных по стилю сочинениях, которые являются своего рода вымышленной автобиографией, сочетающей в себе черты романа, теоретического трактата и мемуарного текста. Плодотворно работал также как художник театра и педагог....
|
|
|
|
|
|
|