RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    КОРПУС СУДЕЙСКИЙ 
    • государственные служащие, занимающие должности судей. Круг таких должностных лиц сравнительно широк и разнообразен. Он охватывает всех судей, начиная от Председателя и членов Конституционного Суда РФ, председателей и членов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ до мировых судей. Всего на конец 1998 г. их штатная численность составляла около 20 тыс. С 1992 г. в К. с. входят также судьи, пребывающие в отставке (почетные судьи) (см.: Отставка судьи. Судья. Органы судейского сообщества. Мировой судья). (К. Г.)...


    ОТСТАВКА СУДЬИ 
    • почетный уход или почетное удаление судьи с должности. Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию, независимо от возраста. Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, исчерпывающе перечисленным в Законе о статусе судей: например, по собственному желанию, по состоянию здоровья или иной уважительной причине, мешающей работать судьей, в связи с отказом от перевода в другой суд и др. Ушедший в отставку судья, имеющий стаж работы судьей десять и более лет, считается почетным судьей. За пребывающим в отставке судьей сохраняются гарантии личной неприкосновенности (см.: Неприкосновенность судьи) и принадлежность к судейскому сообществу (см.: Корпус судейский. Органы судейского сообщества). Ему предоставляются соответствующее материальное обеспечение (пенсия или ежемесячное пожизненное содержание) и льготы, которыми пользуются работающие судьи.(К. Г.)...


    НЕСМЕНЯЕМОСТЬ СУДЬИ 
    • положение, в соответствии с которым судья без его согласия не подлежит переводу на другую должность или в другой суд, а предоставленные ему полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке,установленным законом.(К. Г.)...


    НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ СУДЬИ 
    • ограждение судьи от произвольного совершения действий, направленных на привлечение к уголовной или иной ответственности либо применение мер принуждения, к коим обычно прибегают при производстве по уголовным делам. Наиболее детально гарантии Н. с. обозначены в ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 г., где в отношении судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов сказано: "1. Личность судьи неприкосновенна. Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы. 2. Судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении. 3. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. 4. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Заключение судьи под стражу допускается не иначе как с санкции Генерального прокурора Российской Федерации или лица, исполняющего его обязанности, либо решением суда. 5. Судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления, задержанный или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган, в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по установлении его личности должен быть немедленно освобожден. 6. Проникновение в жилище или служебное помещение судьи, в личный или используемый им транспорт, производство там досмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных переговоров, личный досмотр, личный обыск судьи, а равно досмотр, изъятие и выемка его корреспонденции, принадлежащих ему имущества и документов производятся с соблюдением Конституции РФ, федеральных законов и только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи. 7. Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом Российской Федерации". Аналогичные гарантии неприкосновенности предусмотрены для судей Конституционного Суда РФ законом об этом суде.(К.Г.)...


    КВАЛИФИКАЦИОННАЯ АТТЕСТАЦИЯ СУДЬ 
    • проверка и оценка профессионального уровня и иных деловых качеств судьи, производимые в соответствии с предписаниями законодательства при представлении судьи к присвоению первого или очередного квалификационного класса, назначению в вышестоящий суд, назначению на должность судьи без ограничения срока полномочий (если судья был назначен на определенный срок); утверждению в должности председателя суда, его заместителя или председателя судебной коллегии вышестоящего суда. К. а. с. проводится квалификационной коллегией судей по материалам, подготавливаемым председателями соответствующих судов. (К. Г.)...


    АРБИТР 
    • лицо, призванное быть посредником при разбирательстве спора (конфликта). В правовых отношениях арбитрами обычно считают посредников, которым участники спора (чаще гражданско-правового) доверяют принятие решения по существу. Нередко данный термин употребляется как синоним термина третейский судья. До упразднения в 1991 г. государственного и ведомственных арбитражей арбитрами называли должностных лиц, которые работали в этих органах исполнительной власти и принимали решения по спорам, возникавшим в процессе хозяйственной деятельности предприятий, организаций и учреждений. (К. Г.)...


    СУДЬЯ 
    • должностное лицо, олицетворяющее судебную власть. С. наделен законом полномочиями по осуществлению правосудия и исполняет свои обязанности на профессиональной основе. Закон устанавливает порядок наделения судейскими полномочиями, максимально ограничивающий возможность занятия должности С. лицом, не имеющим должных профессиональной подготовки, опыта и необходимых нравственных качеств. Это проявляется, прежде всего, в установлении в Конституции РФ требований, чтобы кандидаты были гражданами Российской Федерации и имели высшее юридическое образование (для кандидатов в судьи Конституционного Суда РФ установлен повышенный стандарт: они должны обладать "признанной высокой квалификацией в области права"). Что касается требований к возрасту кандидатов и опыту их работы по юридической профессии, то они для судов различного уровня и разных ветвей(подсистем)неодинаковы. Для назначения в суды основного звена (в том числе военные и арбитражные) требуется, чтобы кандидат достиг 25 лет, среднего звена, включая военные, - 30 лет, в Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ - 35 лет, а в Конституционный Суд РФ - 40 лет. Предельный возраст формально не ограничен. Неодинаковы требования и к стажу работы по специальности юриста. Кандидаты на должность С. высших судов должны иметь не менее 10 лет такого стажа (Конституционного Суда РФ - не менее 15 лет). В отношении кандидатов на судейские должности во все другие суды предусмотрено (ст. 119 Конституции РФ), что они должны проработать по юридической специальности не менее 5 лет. Кандидаты в военные судьи могут иметь не менее чем пятилетний стаж военной службы на офицерских должностях. Законодательство предусматривает и иные требования. К их числу можно отнести, прежде всего, те, которые установлены для лиц, уже ставших судьями и исполняющих свои обязанности. С., например, обязан избегать всего того, что может умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. С учетом этого к кандидатам в судьи тоже могут быть предъявлены требования, связанные с их моральным обликом и индивидуальными особенностями поведения. С. не могут быть депутатами и принадлежать к политическим партиям и движениям. В силу этого лицо, назначаемое на должность С., должно прекратить свои полномочия депутата. Лица, отвечающие указанным требованиям, должны сдать квалификационный экзамен состоящей при местном органе Судебного департамента при Верховном Суде РФ экзаменационной комиссии, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей. Экзамен обязателен для всех, кто ставит вопрос о своем назначении впервые. Результаты экзамена действительны в течение трех лет. Следующая стадия назначения С. происходит после получения председателем суда субъекта РФ свидетельства об успешной сдаче экзамена и положительных заключений квалификационной коллегии судей и местного законодательного (представительного) органа. При согласии со всеми документами председатель со своим положительным заключением направляет их Председателю Верховного Суда РФ, который и вносит представление Президенту РФ о назначении кандидата на должность С. Решение о назначении оформляется указом Президента РФ. С. высших судебных инстанций назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи, назначенные впервые, занимают свою должность в течение трех лет. Зарекомендовавшие себя положительно могут быть назначены Президентом РФ бессрочно (ограниченные сроки полномочий установлены для С. Конституционного Суда РФ, военных судов и мировых судей). Законодательство предусматривает многочисленные средства, обеспечивающие всем С. нормальные условия для выполнения ими своих ответственных обязанностей (см. также: Неприкосновенность судьи. Независимость судьи. Отставка судьи. Корпус судейский. Преступление против правосудия. Всероссийский съезд судей. Совет судей РФ. Высшая квалификационная коллегия судей. Мировой судья. Квалификационная коллегия судей. Квалификационная аттестация судей. Председатель Верховного Суда РФ. Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ. Председатель суда. Председатель судебной коллегии. Присяга судьи. Присяга судьи Конституционного Суда РФ). (К. Г.)...


    СОСТАВ СУДА 
    • судьи и заседатели (народные, присяжные, арбитражные), уполномоченные рассмотреть и принять решение по конкретному делу либо возникшему при его производстве вопросу. Он может варьироваться в зависимости от того, какое дело (гражданское или уголовное) и в какой судебной инстанции (см.: Инстанция судебная) оно рассматривается. Разбирательство уголовных дел по первой инстанции возможно в четырех составах суда: - один судья (дела о преступлениях, наказуемых не более строгим наказанием, чем пять лет лишения свободы). Такой С. с. возможен, если подсудимый - совершеннолетний. На военные и гражданские суды среднего звена и Верховный Суд РФ данное правило не распространено: в них все уголовные дела по первой инстанции должны разбираться коллегиально. Оно не распространяется также на все уголовные дела несовершеннолетних; - один судья-профессионал и два народных заседателя (дела о преступлениях, за которые в районном суде может быть назначено лишение свободы на срок свыше пяти лет, а во всех других судах - любой вид наказания; сюда относятся и все дела о преступлениях несовершеннолетних); - три судьи-профессионала (с согласия обвиняемого по делам, подсудным всем гражданским и военным судам среднего звена, Верховному Суду РФ), если решение об образовании такого С. с. принято соответствующим судом; - один судья-профессионал и двенадцать присяжных заседателей. Такие коллегии образуются в некоторых гражданских судах среднего звена, а также во всех военных судах среднего звена и в Военной коллегии Верховного Суда РФ при наличии ходатайства подсудимого по делам о преступлениях, подсудных этим делам (см.: Суд присяжных. Заседатель присяжный). В настоящее время гражданские дела по первой инстанции могут рассматриваться судами общей юрисдикции в двух составах суда: судьей единолично или коллегией в составе профессионального судьи и двух народных заседателей. Фактически большинство такого рода дел рассматривается судьей единолично. Дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются по первой инстанции в большинстве случаев единолично судьями арбитражных судов субъектов РФ. При определенных в законе условиях возможно' разбирательство дел в коллегиальном составе. В этих случаях в состав коллегии судей входят судьи-профессионалы, работающие в данном арбитражном суде. Но допускается и образование коллегиального состава из одного судьи-профессионала и двух арбитражных заседателей (см.: Заседатель арбитражный). В кассационной, надзорной и апелляционной инстанциях разбирательство дел возможно только в коллегиальном составе. Например, в судебных коллегиях судов общей юрисдикции среднего звена и Верховного Суда РФ оно осуществляется тремя профессионалами, а в президиумах этих судов - не менее чем половиной членов президиума. Примерно по такой же схеме определяется состав арбитражных судов, рассматривающих дела в апелляционном, кассационном и надзорном порядке (см. также: Коллегиальность судопроизводства. Апелляция. Кассация. Инстанция надзорная. Инстанция судебная. Президиум суда). (К. Г.)...


    ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РАЙОННОГО СУДА 
    • должность, которая введена в гражданских судах общей юрисдикции основного звена (районных судах), где работает более одного судьи. Назначается, в основном, в том же порядке, что и председатель суда общей юрисдикции среднего звена. В судах, в составе которых имеется один судья, функции председателя выполняет он же. Основные полномочия П. р. с. (судьи); председательствует в судебных заседаниях; назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях; распределяет другие обязанности между судьями; организует работу с народными заседателями; ведет личный прием, организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб; руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики; руководит работой аппарата суда; организует повышение квалификации работников суда, а также повышение правовых знаний народных заседателей.(К. Г.)...


    МИРОВОЙ СУДЬЯ 
    • должностное лицо, учрежденное в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. и Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998 г. М. с. может стать гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ. М. с. не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Он должен назначаться (избираться) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираться населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ. Юрисдикция М. с. распространяется на территорию участка с населением 15-30 тыс. человек, образуемого в пределах административного района. Надзор за законностью и обоснованностью решений М. с. возложен на районные суды. Мировые суды входят в судебную систему РФ и являются судами общей юрисдикции субъектов РФ, их финансирование должно осуществляться за счет средств федерального бюджета. М. с. уполномочен рассматривать единолично в первой инстанции: уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы; дела о выдаче судебного приказа; дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества; иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспариваний отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления; дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе; дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом; дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Он может также рассматривать дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений по гражданским делам, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу. В дореволюционной России неудачная попытка создать корпус М. с. была предпринята на основании законов, издававшихся в ходе судебной реформы 1864 г., а также закона 1912 г. М. с. должны были избираться земскими собраниями сроком на 3 года. К их ведению предполагалось отнести незначительные споры имущественного характера и дела о малозначительных преступлениях либо о проступках. Практически их удалось внедрить лишь в нескольких губерниях. В зарубежных странах М. с. чаще всего занимаются разбирательством незначительных гражданских и уголовных дел, а также контролем за законностью и обоснованностью некоторых действий полиции и других органов, осуществляющих расследование уголовных дел (контроль за законностью арестов, обысков, предварительное рассмотрение доказательств и др.). (К. Г.)...


    ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО С 
    • правовой акт Конституционного Суда (КС). Федеральный конституционный закон о КС 1994 г. называет три вида решений КС - постановление, заключение и определение. Постановлением именуется итоговое решение КС РФ по существу дел об оценке конституционности актов и договоров, по спорам о компетенции, жалобам граждан, запросам судов и запросам о толковании Конституции РФ. Итоговое решение КС РФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ именуется заключением. Все иные решения КС РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями. Решение КС РФ принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Решение КС РФ считается принятым, если за него проголосовало большинство участвующих в голосовании судей. В случае если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора РФ голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов. Решение о толковании Конституции РФ принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей. Судья КС РФ не вправе воздерживаться или уклоняться от голосования. (С. А.)...


    КС РФ 
    • б был избран Съездом народных депутатов РСФСР 29-30 октября 1991 г. в составе 13 судей и функционировал до октября 1993 г., когда его деятельность была приостановлена Президентом РФ из-за того, что КС РФ признал противоречащим Конституции РФ Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г., которым он распустил Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ, и не поддержал его дальнейших действий. Впоследствии рассматривался вопрос о замене КС РФ конституционной коллегией Верховного Суда РФ, однако все-таки было решено сохранить Конституционный Суд. По Конституции 1993 г. КС РФ состоит уже из 19 судей. Теперь они назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. На открывшиеся 6 вакансий судьи КС РФ были назначены в первой половине 1994 г. 24 июня 1994 г. был принят Государственной Думой и 12 июля 1994 г. одобрен Советом Федерации предусмотренный Конституцией Федеральный конституционный закон о КС РФ. Согласно этому Закону, судьей КС РФ может быть назначен гражданин РФ не моложе 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Судья КС РФ приносит присягу. Он не может быть депутатом, занимать или сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Судья КС РФ не может принадлежать к политическим партиям и движениям, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в избирательных кампаниях, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Теперь судья КС РФ назначается на должность на срок 12 лет (однако это ограничение не касается ранее избранных 13 судей). Назначение на второй срок не допускается. Предельный возраст пребывания в должности - 70 лет. Полномочия КС РФ определены ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Закона о КС РФ. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ Конституционный Суд РФ: 1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ (если субъект вторгается в федеральную компетенцию. - С. А.)', в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ; 2) разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; в) между высшими государственными органами субъектов РФ; 3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; 4) дает толкование Конституции РФ; 5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; 6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения; 7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля. В частности, Федеральным конституционным законом о референдуме Российской Федерации 1995 г. предусмотрено, что КС РФ проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией РФ, в связи с назначением референдума РФ. Лишь по получении положительного заключения КС РФ Президент РФ обязан назначить референдум. Закон подчеркивает, что КС РФ решает исключительно вопросы права. Иначе говоря, КС РФ не вмешивается в политику. Разумеется, политическую подоплеку имеют многие вопросы, с которыми обращаются в КС РФ. Однако КС РФ обсуждает и решает лишь то, что имеет правовой аспект. Решения КС РФ обязательны на всей территории РФ для всех видов органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры не подлежат введению -в действие и применению (см. также: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации)....


    РЕПАТРИАЦИЯ 
    • возвращение на (историческую) родину лиц, в силу различных обстоятельств оказавшихся вне ее. Наиболее типичны случаи Р.: 1) возвращение военнопленных по окончании войны на родину в соответствии с решением властей государства, где они находились в плену, и по согласованию с принимающей стороной сроков и этапов приема военнопленных. Государство, имеющее военнопленных, обязано не препятствовать их возвращению на родину, что предусмотрено Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 г.; 2) возвращение на родину беженцев, а также перемещенных лиц (последними считаются лица, вывезенные в ходе боевых действий с территории противника, как правило, насильственно, однако для некоторых групп - возможно, по их желанию или согласию, например, пособники чужой армии и администрации). Государство, где находятся такие лица, не вправе чинить препятствий к их возвращению на родину, однако не может и насильственно отправлять их обратно в соответствующее государство, если эти лица подпадают под действие международных документов о беженцах и перемещенных лицах, кроме случаев нарушения ими законодательства данного государства; 3) возвращение на историческую родину (или на ее часть) лиц, предки которых, родители либо они сами проживали на соответствующей территории. Например, после Октябрьской революции 1917 г. и особенно гражданской войны многие лица эмигрировали из России либо оказались за границей в остатках потерпевших поражение белых армий. В связи с геноцидом Турции в отношении армян, проживавших на территории Западной Армении, а также в некоторых городах Турции, оставшиеся в живых армяне оказались в различных странах и частях света. После окончания Второй мировой войны, когда авторитет СССР в мире был весьма высок, многие из этих граждан решили вернуться на родину. Президиум Верховного Совета СССР в 1945-1947 гг. принял ряд указов о восстановлении в гражданстве и возвращении в СССР указанных категорий лиц. В отличие от случаев единичного возвращения при Р. имеет место, как правило, довольно массовое возвращение лиц на родину. (С. А.)...


    ГЛАВА ГОСУДАРСТВА 
    • высшее должностное лицо государства, получающее свои полномочия в порядке наследования (монарх - король, царь, император, шах и др.) или выборов (президент, глава республики, председатель республики). Часто - глава исполнительной власти. В ряде стран Г. г. - это лицо, стоящее над всеми ветвями власти, объединяющее и согласующее их деятельность. Однако такой Г. г. все-таки в большей мере связан с исполнительной властью, он формирует правительство, направляет деятельность всего государственного аппарата. Г. г. представляет государство внутри страны и во внешних сношениях. Наиболее типичные правомочия Г. г.: назначение главы правительства. других членов правительства, создание, ликвидация и реорганизация системы исполнительных органов власти; назначение или представление к назначению ряда других высших должностных лиц и судей; осуществление (а то и определение) внутренней и внешней политики государства; право законодательной инициативы, подписание законов, право вето, обнародование законов; назначение выборов в парламент или его палаты, роспуск их при определенных обстоятельствах; назначение референдума; выполнение задач гаранта прав и свобод граждан, рассмотрение их обращений, награждения, помилование и т. п.: осуществление функций Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами страны, назначение и смена высшего командования вооруженных сил; решение либо участие в решении вопросов безопасности государства, в том числе объявление чрезвычайного или военного положения, и др. В президентских республиках эти полномочия дают Г. г. весьма сильные позиции. В парламентарных республиках, а также конституционных монархиях - нередко иная ситуация, когда Г. г. приходится формально утверждать подготовленные решения. Тем не менее при необходимости он влияет на существо решаемого вопроса. Как правило, Г. г. - это одно лицо. Хотя в мировой практике есть примеры, когда во главе государств стоял орган, состоящий из нескольких лиц (директория, триумвират и др.). В социалистических государствах, в том числе СССР и РСФСР, в печати использовалось словосочетание "коллективный глава государства". Под ним подразумевался Президиум Верховного Совета СССР, РСФСР, Государственный совет. Президиум республики в ряде стран и др. Смысл такого словоупотребления состоял в том, что коллективному органу принадлежали полномочия, которые в других странах осуществлялись единоличным Г. г. Следует сказать, что ни в Конституции СССР, ни, соответственно, в Конституции РСФСР по отношению к Президиуму Верховного Совета не использовалась характеристика его как Г. г. Главой Российского государства по действующей Конституции РФ 1993 г. является Президент Российской Федерации. (С. А.)...


    ПРАВОСПОСОБНОСТЬ 
    • установленная законом способность лица или организации быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей. Она выступает в качестве первоначального условия, общей предпосылки участия в правоотношениях. Наличие П. означает наличие юридической возможности лица своими действиями порождать субъективные права и юридические обязанности. В правовой теории и на практике различают три основных вида правоспособности: общую, отраслевую и специальную. Общая правоспособность - это способность любого лица или организации быть субъектом права как такового. Она признается государством за гражданами с момента рождения. Отраслевая правоспособность означает юридическую способность быть субъектом той или иной отрасли права. В каждой отрасли права сроки ее наступления могут быть различны. Специальная правоспособность - способность быть участником правоотношений, возникающих в связи с занятием определенных должностей (президент, судья, член парламента и др.) или принадлежностью к определенным категориям субъектов права (работник ряда транспортных средств, правоохранительных органов и др.). Возникновение специальной правоспособности всегда обусловливается требованием выполнения особых условий. Например, по российскому законодательству, чтобы стать судьей и быть участником соответствующих правоотношений, необходимо не только иметь высшее юридическое образование, определенный практический опыт, но и возраст не моложе 25 лет (ст. 119 Конституции РФ). Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет (п. 2 ст. 81). Для избрания на должность Президента США требуется достижение тридцатипятилетнего возраста и постоянное проживание на территории США в течение не менее четырнадцати лет (ст. II, разд. 1 Конституции США). П., как и многие правовые категории, имеет исторический характер. Не каждый человек признавался правоспособным. Из истории известно, что правоспособностью не обладали рабы, в ряде стран - иностранцы. Ограниченную П. имели крепостные. В царской России подвергалась значительным ограничениям П. некоторых категорий людей (например, евреев). В настоящее время П. во всех странах рассматривается как всеобщий принцип и распространяется на всех граждан. Определенные ограничения устанавливаются лишь в отношении дееспособности граждан и организаций.(М. М.)...


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь