Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
МУХИНА Вера Игнатьевна
|
- МУХИНА Вера Игнатьевна (1889-1953) , российский скульптор, народный художник СССР (1943), действительный член АХ СССР (1947). Ранние произведения романтически приподняты, лаконичны, обобщены по формам ("Пламя революции", 1922-23), в 30-х гг. - символические (символы нового общественного строя) произведения ("Рабочий и колхозница", 1937), в годы Великой Отечественной войны - сурово-правдивые образы воинов ("Б. А. Юсупов", 1942). Оформляла выставки и театральные спектакли, проекты одежды и рисунки для тканей, изделий из фарфора и стекла. Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946, 1951, 1952)....
|
ПЕТРИНЕНКО Диана Игнатьевна
|
- ПЕТРИНЕНКО Диана Игнатьевна (р . 1930), украинская певица (лирико-колоратурное сопрано), народная артистка СССР (1975). С 1962 солистка Киевской филармонии....
|
МУХИНА Вера Игнатьевна
|
- МУХИНА Вера Игнатьевна [19 июня (1 июля) 1889 , Рига - 6 октября 1953, Москва], российская художница. Выдающийся скульптор, завоевала мировую известность как автор группы "Рабочий и колхозница", которая стала едва ли не самым популярным символом советского государства.Начало путиРодилась в купеческой семье. Получила художественное образование в студиях К. Ф. Юона (1909-11), Н. А. Синициной (1911), И. И. Мешкова (1911-12) в Москве, а также в частных академиях Парижа (Коларосси, "Ла Палет", "Ла Гранд Шомьер") в 1912-14 годы. Особое значение в эти парижские годы имели для нее уроки Э.-А. Бурделя. От него она унаследовала любовь к масштабным символическим обобщениям, выраженным в напряженной динамике форм, которые постоянно противоборствуют, не находя покоя. Испытала также воздействие кубизма, особо заметное в ее ранних рисунках, театральных эскизах и проектах одежды; они близки по стилю к творчеству ее подруги А. А. Экстер (в 1922-23 Мухина совместно с Экстер и Н. П. Ламановой разрабатывала проекты мод, основанные на экспрессивных комбинациях простейших геометрических форм). В такого рода дизайне стиль модерн и кубизм составляют синтез, родственный ар деко.После Октябрьской революции участвовала в реализации плана монументальной пропаганды. Лучшим из проектов такого рода является "Пламя революции" (1922-23, гипс, Музей революции, Москва) с фигурой несущего факел юноши, окруженного вихрем кубистически условных форм. Композиция эта знаменательна и для творческого темперамента Мухиной в целом: в ее лучших работах зачастую "вихрем" выплескивается мощное подсознательное начало, нарушающее строгие рамки официального заказа. Более гармонична и уравновешенна массивно-величавая "Крестьянка" (1927, бронза, Третьяковская галерея). В этот период Мухина впервые проявляет себя и как мастер обобщенно-героического портрета (портрет мужа, архитектора С. А. Замкова (1934-35, мрамор, там же)."Рабочий и колхозница"Главным итогом ее монументально-декоративных поисков стала прославленная группа "Рабочий и колхозница" для возведенного по проекту Б. М. Иофана советского павильона на Всемирной выставке в Париже (1935-37, нержавеющая сталь; ныне установлена перед северным входом Всероссийского выставочного центра в Москве). С одной стороны, группа монументально и мощно агитирует за социализм: фигуры двух молодых энтузиастов представлены в неудержимом, сверхчеловеческом порыве вперед, к светлому будущему. Но глубинный смысл произведения парадоксален и по-своему "саморазрушителен", поскольку в качестве композиционного прототипа Мухина избрала группу античных тираноубийц, Гармодия и Аристогитона. Славословие верховной власти подспудно заключает в себе противостояние ей. Еще откровенней высказывается Мухина о годах сталинского "большого террора" в неосуществленных замыслах - например, в проекте памятника челюскинцам (1938), где главной (причем размещенной в центре Москвы) должна была стать фигура Борея, страшного божества леденящего холода и тьмы.Среди других известных монументальных работ художницы - декоративная группа "Хлеб" (бронза, 1939, Третьяковская галерея), памятник Максиму Горькому для города Горького (1938-39, бронза, гранит, установлен в 1952; Мухина завершила также с соавторами исполненный И. Д. Шадром проект памятника Горькому для Москвы (бронза, гранит, 1951). С теми же соавторами (Н. Г. Зеленской и З. Г. Ивановой) она создала памятник П. И. Чайковскому для Москвы (бронза, гранит, 1954) и 6-фигурную группу "Требуем мира" (1950, гипс, Русский музей; отмечена Сталинской премией в 1951). Ее мастерство - от достаточно виртуозного "Хлеба" до последней группы - в целом усредняется, подчиняясь казенным стереотипам. Более непосредственно и эмоционально ее талант - помимо эскизов - проявился в некоторых портретах и надгробиях (например, надгробие сына Горького М. А. Пешкова, мрамор, 1935), а большой дар художника-экспериментатора - в опытах создания стеклянной, "полой" пластики, которыми Мухина увлекалась в 1930-50-е гг.Литература:В. И. Мухина. Художественное и литературно-критическое наследие. М., 1959-60. Т. 1-3.Воронова О. П. В. И. Мухина. М., 1976.Суздалев П. К. В. И. Мухина. М., 1981.М. Н. Соколов...
|
СУЕВЕРИЕ
|
- СУЕВЕРИЕ (букв . - суетное, тщетное, т. е. ложное), верование, которому противопоставляется истинная вера, формулируемая в вероучениях развитых религий. С рационалистической точки зрения - всякая вера в сверхъестественные явления....
|
ЕРШОВА Вера Александровна
|
- ЕРШОВА Вера Александровна (р . 1917), российская актриса, народная артистка СССР (1977). На сцене с 1936. С 1943 в Самарском драматическом театре....
|
КУЗЬМИНА Вера Кузьминична
|
- КУЗЬМИНА Вера Кузьминична (р . 1923), российская актриса, народная артистка СССР (1980). С 1947 на сцене Чувашского драматического театра им. Иванова (Чебоксары)....
|
БАЕВА Вера Михайловна
|
- БАЕВА Вера Михайловна (р . 1936), российская певица (лирико-колоратурное сопрано), народная артистка СССР (1986). С 1959 солистка Свердловской (Екатеринбургской) филармонии....
|
ГЛЕБОВА Вера Ильинична
|
- ГЛЕБОВА Вера Ильинична (1885-1935) , российский химик, доктор естественных наук. Основные труды по производству редких элементов. Организатор и первый директор ГИРЕДМЕТа (1931-34)....
|
ХАРУЗИНА Вера Николаевна
|
- ХАРУЗИНА Вера Николаевна (1866-1931) , первая женщина - профессор этнографии в России. Сестра Н. Н. Харузина. Занималась преимущественно проблемами верований и фольклором....
|
ВЕРА
|
- ВЕРА (Пистис) Римская (ум . ок. 137), 12-летняя отроковица, христианская мученица, пострадавшая в гонение императора Адриана; одна из трех дочерей (вместе с Надеждой и Любовью) святой Софии Римской. Память в Православной церкви 17 (30) сентября, в Католической 1 августа и 30 сентября....
|
ХОЛОДНАЯ Вера Васильевна
|
- ХОЛОДНАЯ Вера Васильевна (1893-1919) , российская киноактриса. Снялась в фильмах: "Песнь торжествующей любви", "Позабудь про камин...", "Молчи, грусть, молчи", "Последнее танго" и др....
|
ДУЛОВА Вера Георгиевна
|
- ДУЛОВА Вера Георгиевна (р . 1910), российская арфистка, народная артистка СССР (1976). В 1932-84 в Большом театре. Профессор Московской консерватории (с 1958). Государственная премия СССР (1973)....
|
ПЕТРОВА-ЗВАНЦЕВА Вера Николаевна
|
- ПЕТРОВА-ЗВАНЦЕВА Вера Николаевна (1876-1944) , российская певица (меццо-сопрано), заслуженный деятель искусств России (1931). Выступала с 1897. В 1905-18 в московском Оперном театре Зимина. Профессор Московской консерватории (с 1916)....
|
КЕТЛИНСКАЯ Вера Казимировна
|
- КЕТЛИНСКАЯ Вера Казимировна (1906-76) , русская писательница. Романы "Мужество" (1938) о комсомольской стройке, "В осаде" (1947; Государственная премия СССР, 1948) о подвиге ленинградцев в годы Великой Отечественной войны. В романе "Иначе жить не стоит" (1960) - социально-нравственные конфликты....
|
ИНБЕР Вера Михайловна
|
- ИНБЕР Вера Михайловна (1890-1972) , русская поэтесса. Лирика (сборники "Сыну, которого нет", 1927, "Вполголоса", 1932, "Анкета времени", 1971), поэмы ("Пулковский меридиан", 1943, о подвиге блокадного Ленинграда; Государственная премия СССР, 1946), проза. Произведения для детей....
|
|
Дальше >>>
|
|
|
|
|