RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР 
    НАДЗОР ПРОКУРОРСКИЙ 
    • главное направление деятельности прокуратуры. Его основное содержание заключается в выявлении нарушений предписаний Конституции РФ и законов, действующих на территории Российской Федерации, и принятии предусмотренных законом мер по устранению таких нарушений. В Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 ноября 1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями) четко определен круг государственных органов, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц, чьи действия и нормативные акты подлежат Н. п. Принято различать отрасли Н. п.: - общий надзор (надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов перечисленными в названном Законе органами и должностными лицами); - надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; - надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; - надзор за исполнением законов судебными приставами; - надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. В том же законе конкретно регламентируются средства, используя которые прокурор реагирует на установленные нарушения или незаконные нормативные акты. К таким средствам отнесены: протест (см.: Прокурорский протест), представление (см.: Представление прокурора), постановление (см.: Постановление прокурора), предостережение, требование либо указание. (К. Г.)...


    ПРОКУРАТУРА 
    • система государственных органов, предусмотренная Конституцией РФ. В соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции ФЗ от 10 февраля 1999 г.) на П. возложены прокурорский надзор(см.: Надзор прокурорский), а также иные функции (направления деятельности): - уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством; - координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; - участие по правилам, установленным процессуальным законодательством, в рассмотрении дел судами, опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов. Основными принципами организации и деятельности П. являются: - единство и централизация ее органов и учреждений на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ; - осуществление полномочий независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими законами; - гласность в той мере, в какой она не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; - информация федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности. Систему П. составляют: Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры (транспортные, природоохранительные и по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях), научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.(К. Г.)...


    ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 
    • вид государственной правоприменительной деятельности, осуществляемой с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка. Многоплановость П. д. проявляется в относительном разнообразии выполняемых социальных функций, содержание которых предопределяется основными направлениями данного вида государственной деятельности. К числу таких направлений (функций) следует относить: конституционный контроль; правосудие; организационное обеспечение деятельности судов; прокурорский надзор; выявление и расследование преступлений; оказание юридической помощи и защиту по уголовным делам.(К. Г.)...


    ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРОКУРОРА 
    • одна из форм прокурорского реагирования на установленные факты нарушения закона, документ, оформляющий властно-распорядительное решение прокурора, которое может быть принято им в ходе осуществления прокурорского надзора. П. п. выносится, например, при возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении, в ходе надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного воздействия, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (см. также: Надзор прокурорский. Прокуратура. Прокурор).(К. Г.)...


    ОПРОТЕСТОВАНИЕ 
    • один из способов обеспечения законности и обоснованности решения суда и иных государственных органов. Реализуется оно с помощью официальных документов (протестов), исходящих от уполномоченных на то должностных лиц (см.: Кассация. Надзорное производство. Прокурорский протест).(К. Г.)...


    НАДЗОР АДМИНИСТРАТИВНЫЙ 
    НАДЗОР КОНСТИТУЦИОННЫЙ 
    ККН СССР 
    • б был правомочен рассматривать вопросы о соответствии Конституции СССР проектов законов СССР и иных актов, внесенных на рассмотрение Съезда народных депутатов СССР; законов и иных актов, принятых Съездом; конституций союзных республик. По перечисленным вопросам ККН СССР лишь представлял свои заключения Съезду народных депутатов СССР, действие актов не приостанавливалось, а Съезд двумя третями голосов от общего числа депутатов мог отклонить заключение ККН СССР. Кроме того, ККН СССР осуществлял надзор за соответствием Конституции СССР и законам СССР, принятым Съездом народных депутатов СССР: законов СССР и иных актов, принятых Верховным Советом СССР, постановлений Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР, а также проектов актов, внесенных на рассмотрение указанных органов; указов и постановлений Президиума Верховного Совета СССР; распоряжений Председателя Верховного Совета СССР; указов Президента СССР; постановлений и распоряжений Совета Министров СССР; законов союзных республик; международных договорных и иных обязательств СССР и союзных республик, представленных на ратификацию или утверждение; руководящих разъяснении Пленума Верховного Суда СССР; актов Генерального прокурора СССР и Главного государственного арбитра СССР, имеющих нормативный характер, а также нормативных правовых актов других государственных органов и общественных организаций, в отношении которых не осуществлялся прокурорский надзор. Заключение ККН СССР о неконституционности перечисленных актов приостанавливало их действие до устранения несоответствия. Если же заключение констатировало, что акт нарушает основные права и свободы человека, он утрачивал силу с момента принятия заключения ККН СССР. Закон наделил ККН СССР правом рассматривать разногласия в сфере национально-государственных отношений. Однако заняться этим ККН СССР мог лишь после принятия Союзного договора между республиками, входящими в СССР, который так и не был принят до конца существования СССР. Несмотря на ограниченные возможности ККН СССР сыграл в целом положительную роль и стал важным демократическим институтом в формировавшемся новом облике политической системы и в укреплении конституционной законности. (С. А.)...


    КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ 
    • осуществляемая государственными органами деятельность, направленная на обеспечение соответствия конституции государства законов и иных нормативных правовых актов. К. к. осуществляют специальные органы - конституционные суды или комитеты конституционного контроля (надзора), а также иные государственные органы в рамках возложенных на них полномочий (президент, парламент и др.). Иногда К. к. совмещается с конституционным надзором в руках одного государственного органа. К.к. дает этому органу право отмены или признания недействующим акта, признанного противоречащим конституции. Конституционный надзор такого права не дает и выражается в том, что орган предлагает тому, кто принял неконституционный акт, или органу, стоящему над ним, отменить этот акт (см.: Конституционный надзор). (С. А.)...


    ПРОКУРОРСКИЙ ПРОТЕСТ 
    • акт прокурорского реагирования на противоречащий закону правовой акт. П. п. направляется в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. П. п. подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления; в случае принесения П. п. на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения П. п. Результаты рассмотрения незамедлительно сообщаются прокурору в письменной форме.(К. Г.)...


    СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ 
    • в соответствии со ст. 126 Конституции РФ это суды, надзор за деятельностью которых осуществляет Верховный Суд РФ. К ним относятся гражданские (общие) суды и военные суды (см.: Судебная система). (К. Г.)...


    АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР 
    • вид государственной деятельности, заключающийся в наблюдении за исполнением предписаний законов, иных нормативных актов в различных сферах государственного управления. Как правило, А. н. осуществляется в тех областях, где соблюдение соответствующих норм необходимо для обеспечения безопасности производства и защиты интересов граждан. Это - горный и промышленный надзор, пожарная безопасность, правила дорожного движения, санитарно-эпидемиологическое благополучие, торговля, архитектура и строительство и др. А.н. осуществляют органы надзора, государственные инспекции, федеральные службы и т. д. Органы А. н. по вопросам своего ведения вправе проверять поднадзорные объекты, беспрепятственно посещать их, согласовывать проведение тех или иных работ, участвовать в приемке объектов, расследований аварий, приостанавливать производство, давать обязательные для исполнения предписания и т. д. Большинство центральных органов систем А. н. обладает правом принимать нормативные акты по своему профилю, содержащие технико-юридические нормы и правила, соблюдение которых позволяет избежать аварий, несчастных случаев, обеспечить здоровье населения и т. д. Главными задачами органов А. н. является организация нормальной деятельности в поднадзорных сферах, пресечение нарушений правовых норм. Но они имеют и право привлечения к административной ответственности виновных лиц. (С. А.)...


    ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ 
    • центральный аппарат прокуратуры, одной из основных задач которого является содействие Генеральному прокурору РФ в руководстве системой всех органов и учреждений прокуратуры. Важной задачей этого аппарата также является непосредственное осуществление функций прокуратуры по наиболее сложным и затрагивающим общегосударственные интересы проблемам: прокурорское реагирование на незаконные действия и решения федеральных министерств и ведомств, законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов РФ, соответствующих должностных лиц; расследование уголовных дел особой сложности и особого общественного значения и т. д. Основные подразделения Г. п. РФ, образующие ее структуру, - главные управления, управления и отделы, ориентированные прежде всего на выполнение конкретных функций прокуратуры (общий надзор, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, расследование уголовных дел особой важности и т. д.). Структурным подразделением Г. п. РФ является и Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ - Главным военным прокурором. Подразделения центрального аппарата возглавляют соответствующие начальники, являющиеся старшими помощниками или помощника ми Генерального прокурора РФ. При нем состоят также советники и помощники по особым поручениям. Могут быть помощники по особым поручениям и у его заместителей. В управлениях и отделах оперативная работа выполняется должностными лицами, называемыми старшими прокурорами и прокурорами, старшими прокурорами-криминалистами и прокурорами-криминалистами, а также старшими следователями по особо важным делам, следователями по особо важным делам и их помощниками. Эти должностные лица назначаются и освобождаются Генеральным прокурором РФ. Важным структурным подразделением Г. п. РФ является коллегия, в состав которой входят по должности Генеральный прокурор РФ, его заместители, а также некоторые руководящие работники Г. п. РФ, назначаемые членами коллегии Генеральным прокурором РФ. Коллегия - совещательный орган при Генеральном прокуроре РФ. Как и в ряде других правоохранительных органов, в Г. п. РФ функционирует Научно-консультативный совет, формируемый из числа научных практических работников. Его основная задача -выработка рекомендаций по вопросам организации и деятельности прокуратуры. (К. Г.)...


    ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНО 
    • обобщенное наименование органов исполнительной власти РФ, используемое Конституцией и другими нормативными актами РФ. В соответствии с Указом Президента РФ "О системе федеральных органов исполнительной власти" от 14 августа 1996 г. (с последующими изменениями) в систему этих органов входят министерства РФ (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты РФ, федеральные комиссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а также Управление делами Президента РФ. Министерство РФ - Ф. о. и. в., проводящий государственную политику, осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий деятельность в этой сфере иных Ф. о. и. в. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр). Государственный комитет РФ и федеральная комиссия России - Ф. о. и. в., осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет, федеральную комиссию возглавляет председатель. Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России - Ф. о. и. в., осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу России возглавляет руководитель (директор) федеральной службы России, российское агентство - генеральный директор российского агентства, федеральный надзор России - начальник федерального надзора России. Создание Ф. о. и. в., их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Федеральный министр назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Председатель государственного комитета, федеральной комиссии, руководитель (директор) федеральной службы, генеральный директор российского агентства и начальник федерального надзора назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ. Таким образом, министерства РФ в принципе можно считать имеющими более высокий ранг по сравнению с иными Ф. о. и. в., поскольку министры назначаются Президентом РФ и входят в состав Правительства РФ, а руководители остальных органов назначаются Правительством РФ и не входят в его состав. Однако следует иметь в виду, что по указу от 14 августа 1996 г. руководители Ф. о. и. в., подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией и законами РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке, т. е. назначение на должность и освобождение от должности в этом случае производит Президент РФ (см. также: Государственный комитет Российской Федерации. Министерство 'Российской Федерации. Российское агентство. Федеральная комиссия России. Федеральная служба России. Федеральный надзор России). (С. А.)...


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь