RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    ДЕМОКРАТИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ 
    • см.: Непосредственная демократия. Непосредственное народовластие....


    ВЛАСТЬ 
    • возможность управлять, командовать, распоряжаться людьми, материальными объектами, территориями. Осуществляется посредством авторитета, слова, акта, действия, в том числе принуждения (см. также: Государственная власть. Законодательная власть. Исполнительная власть. Политическая власть. Непосредственная демократия. Представительная демократия. Судебная власть). (С. А.)...


    НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ 
    • понятие, охватывающее совокупность форм и средств (институтов) непосредственного осуществления народом в РФ принадлежащей ему власти. Основу Н. д. составляет Конституция РФ, ст. 3 которой гласит, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Помимо референдумов и выборов институтами Н. д. являются также народные обсуждения проектов важных государственных и территориальных решений и законов, петиции, народные инициативы, собрания (сходы) граждан по месту их жительства и работы. В науке конституционного права принято делить институты Н. д. на две группы: императивного и консультативного характера. Особенность императивных форм Н. д. состоит в том, что принимаемое народом решение является окончательным, обязательным, никакому последующему утверждению государственных органов или органов местного самоуправления не подлежит (только может официально провозглашаться ими как состоявшееся, принятое). Императивными формами Н. д. являются императивный референдум и выборы депутатов и выборных должностных лиц населением. Особенность консультативных форм Н. д. состоит в том, что выявленная с их помощью воля народа (населения) отражается в решении соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления (становится основой такого решения). Однако хотя орган самостоятельно формулирует окончательный текст своего акта, он не может при этом изменить, исказить волю народа(населения). Консультативными формами Н. д. принято считать консультативные референдумы (опросы), народные обсуждения, инициативы (в том числе и право-творческие), петиции. Решения собраний (сходов) граждан в одних случаях носят императивный (например, при выборах органов территориального общественного самоуправления, выдвижении кандидатов в депутаты), в других - консультативный характер (например, при выражении своего мнения по вопросам строительства в микрорайоне или населенном пункте нового объекта, обсуждении сообщения главы муниципального образования и др.). В том же значении, что и "непосредственная демократия", употребляются понятия "прямая демократия", "непосредственное народовластие".(С. А.)...


    ДЕМОКРАТИЯ 
    • понятие, широко распространенное в общественных науках. Как конституционно-правовая категория Д. включает в себя следующие элементы: 1) Такой строй и такой образ жизни, когда народ сам управляет всеми своими делами: и государственными, и общественными. Над ним никто не должен стоять. Органы законодательной власти и руководящие лица системы исполнительной власти избираются народом и ответственны перед ним. "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону" (ч. 4 ст. 3 Конституции РФ). Таким образом, в конституционно-правовом аспекте Д. - это демократическое государство, имеющее необходимый набор институтов: действующие публично органы государственной власти; распределение между ними ответственности по принципу разделения властей, учет общегосударственных и территориальных, а также национальных интересов в управлении; избирательная система, дающая состязательность и конкуренцию, обеспечивающая свободное волеизъявление избирателей; совершенная правовая система, в том числе развитое законодательство и гибкий законодательный процесс, органы, стоящие на страже законности, и т. д. 2) Свобода личности, наличие у каждого человека широкого круга закрепляемых в конституции и других юридических актах личных, общественно-политических и социально-экономических прав и-свобод, их гарантий и средств защиты. 3) Основанный на конституции политический плюрализм, т. е. возможность существования и участия в формировании политических институтов и государственных решений разнообразных общественных объединений граждан. В обществе должны обеспечиваться гласность, полная информация, право граждан обсуждать важнейшие проблемы, высказывать свое мнение и добиваться законными способами его учета в актах и действиях соответствующих органов. 4) Внутреннее осознание (ощущение) гражданином своей полезности обществу, необходимости участия в его жизни в форме обсуждения проектов законов, участия в референдумах и т. д. о) Как основа конституционного строя, Д. - это дисциплина, организованность, ответственность личности перед обществом и государством (а не только их ответственность перед личностью). Д. несовместима с анархией, несоблюдением закона, пренебрежением к интересам других людей. (См. также: Непосредственная демократия. Непосредственное народовластие. Представительная демократия. Производственная демократия.) (С. А.)...


    ДЕМОКРАТИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ 
    ДЕМОКРАТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ 
    ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ 
    • организованное руководство делами общества со стороны государства и его органов (органов Г. в.). Суть Г. в. выражается в принятии актов (совершении действий), имеющих государственно-обязательную силу, обеспечиваемых авторитетом, организационными мероприятиями, а при необходимости и принуждением со стороны государства. Г. в. распространяется на всех граждан. Г. в. осуществляется или народом непосредственно, или органами Г. в. Высшим выражением непосредственного (прямого) осуществления Г. в. самим народом являются референдум (народное голосование) и выборы органов законодательной власти - Государственной Думы, представительных органов субъектов РФ, а также государственных выборных должностных лиц (Президент РФ, президенты республик и губернаторы других субъектов РФ) (см. также: непосредственная демократия). Органы Г. в., осуществляющие власть народа, делятся на три вида: органы законодательной, исполнительной и судебной власти. А по уровням - это органы федеральные и субъектов РФ. Г. в. в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание - парламент (состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство РФ, суды РФ (существует единая судебная система РФ; ее высшими звеньями являются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ). В субъектах РФ действуют органы законодательной (представительной) власти (законодательные собрания, думы и др.), исполнительной власти (президенты, губернаторы, правительства) и суды (см. также: Народовластие. Суверенитет. Законодательная власть. Исполнительная власть. Политическая власть). (С. А.)...


    ПЛЕБИСЦИТАРНАЯ ДЕМОКРАТИЯ 
    • понятие, используемое политологами, социологами, специалистами в области конституционного права, означающее такой характер демократии в обществе и государстве, когда важнейшие вопросы жизни общества и государства решаются путем их вынесения сначала на обсуждение, а затем - и голосование народа.(С. А.)...


    ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ 
    • организация государственной жизни в соответствующей стране на демократических началах: широкие права и свободы граждан; политический плюрализм и многообразие общественных объединений; наличие у населения права выбирать государственные органы и должностных лиц; избирательная система, построенная на состязательности и конкуренции; публичность и гласность деятельности государственных органов; режим законности и др. (См.: Демократия. Демократическая республика). (С. А.)...


    КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ 
    • отраженные в конституции и реально существующие устои жизни общества и государства. Существующий в Российской Федерации конституционный строй характеризуется рядом основополагающих черт. Это - народовластие (народный суверенитет); наличие Российского государства как организации всего народа; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; демократия как основа образа жизни и политического режима в России; идеологическое многообразие и политический плюрализм; свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности. (С. А.)...


    ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ 
    • система форм и средств, обеспечивающих участие работников в управлении производственной единицей (заводом, фабрикой, цехом и т. д.), в частности, создание и избрание совета трудового коллектива, комитета рабочего самоуправления и т. п. При развитой системе П. д. предполагается вынесение администрацией предприятия ряда вопросов (например, изменение профиля производства, режима работы, переход на новые модели изделий и др.) на обсуждение органов производственного самоуправления, мнение которого хотя и является рекомендательным, но максимально принимается во внимание. В Российской Федерации П. д. в настоящее время не имеет совершенных конституционно-правовых основ. (С. А.)...


    ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА 
    • обозначение существующей в данном государстве республиканской формы правления, при которой органы власти формируются народом или его представителями. Глава государства избирается либо непосредственно народом, либо парламентом, либо специальной коллегией выборщиков. Периодически назначаются новые выборы, что позволяет гражданам обновлять властные структуры, оказывая доверие другим партиям и движениям. При необходимости проводятся референдумы - всенародные голосования по важнейшим вопросам государственной жизни. Д. р. - это также широкие общественно-политические права и свободы граждан: свобода слова, печати, собраний, манифестаций и др. Это позволяет гражданам участвовать в управлении государственными и общественными делами, обсуждать проекты законов и другие важные вопросы жизни страны. В Д. р. существует общественный контроль за властными структурами, чтобы не допускать произвола и беззакония. (См. также: Демократия.) (С. А.)...


    ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ 
    • понятие конституционного права, включающее в себя следующие составные части: Во-первых, это наличие системы избираемых представительных органов государственной власти или местного самоуправления, а также выборных должностных лиц государства или местного самоуправления. То есть речь идет об органах, состоящих из лиц, каждое из которых представПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - представительство субъекта на федеральном уровне. Официально - это представительство при Правительстве или Президенте РФ. Оно возглавляется представителем исполнительной власти - чаще всего в ранге заместителя главы правительства субъекта. В принципе - это представительство не только исполнительной власти, но и законодательной (представительной) власти субъекта. Содействует учету интересов субъекта при решении вопросов в федеральных органах. Укрепляет контакты органов субъекта с федеральными органами и их подразделениями. Оказывает помощь должностным лицам субъекта при решении ими служебных вопросов в столице. Распространяет информацию о положении дел в субъекте. Содействует организации исследований, необходимых субъекту, а также привлечению научных, хозяйственных и иных структур к решению его проблем.(С. А.) ляет часть населения либо все население соответствующей территории, является выразителем их интересов (депутат, президент, губернатор, глава муниципального образования). Многие исследователи связывают П. д. только с представительными учреждениями (парламентом, собранием депутатов и т. д.). Это не совсем точно, поскольку население в РФ избирает также и много должностных лиц, представляющих его интересы. Другое дело, что и представительные органы, и должностные лица избираются для осуществления своих специально обозначенных функций, которые они не вправе дублировать. Во-вторых, П. д. - это система демократических институтов, отражающая связи и взаимоотношения избранных лиц с избирателями. Имеются в виду регулярные встречи депутатов и должностных лиц с населением, информирование его о своей деятельности и мероприятиях соответствующего представительного органа, исполнительного аппарата. Это - также связи депутатов и должностных лиц с политическими партиями и движениями, опора на общественность и т. д. В-третьих, П. д. - это также система демократических форм работы, применяемых внутри представительных органов, деятельности выборных должностных лиц и приданного им аппарата. Например, это работа представительного органа на сессиях, заседаниях, проводимых публично и гласно, с широкой дискуссией по обсуждаемым вопросам, депутатскими запросами и сообщениями представителей исполнительной власти, созданием депутатских объединений, комитетов и комиссий,парламентскими слушаниями и др.(С. А.)...


    ФОРМА ГОСУДАРСТВА 
    • непосредственный выразитель и носитель его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, таковой, в конечном счете, будет и его форма. Сущность государства выражается в том, волю и интересы каких слоев, групп, классов оно защищает. Рассмотреть государство под углом зрения содержания означает установить, как и в каких направлениях оно действует. Изучить государство с точки зрения формы - значит, в первую очередь, изучить его строение, его основные составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти. Ф. г., как и его сущность и содержание, никогда не оставалась статичной, а всегда изменялась и развивалась под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов. Постоянно менялось и представление о них. Подтверждение тому - десятки, если не сотни, различных мнений и суждений по вопросу о Ф. г., высказанных за всю историю его развития. Еще в Древней Греции и Риме философы и юристы высказывали самые различные, порою весьма противоречивые, мнения и суждения по поводу того, что следует понимать под Ф. г., какие Ф. г. существуют, чем они отличаются друг от друга. Так, один из величайших мыслителей античности древнегреческий философ Платон (427-347 гг. до н. э.) исходил из того, что идеальной формой правления "идеального государства" как государства "лучших и благородных" является "законная власть немногих" - аристократия. Кроме того, им выделялись "законная монархия" - царская власть - и "незаконная" - олигархия. Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене, в силу испорченности человеческой натуры, ее форм. Идеальное государство и его аристократическая форма, согласно этому учению, - не вечны. Государство может деградировать и, соответственно, в этом же направлении изменять свои формы. Аристократия, приводящая к появлению частной собственности на землю и превращению свободных людей в рабов, может вырождаться в так называемую тимократию. Последняя, представляющая собой критско-спартанский тип государства, господство наиболее сильных воинов, может постепенно превращаться в олигархию. Олигархия как строй, основанный на имущественном цензе и власти немногих богатых, трансформируется в демократию. Наконец, демократия как власть народа и для народа может выродиться в свою противоположность - тиранию. Это, как считал Платон, - самая худшая Ф. г., при которой безраздельно господствуют произвол, бесправие широких масс и насилие. Глава государства - тиран - захватывает власть от имени народа и как "ставленник народа". Учения и отдельные идеи, касающиеся форм государственного устройства и правления, развивались и в других странах на всех стадиях существования и развития человеческой цивилизации. Значительное внимание исследованию Ф. г. уделяется в современной отечественной и зарубежной литературе. Но среди авторов-современников также нет единства мнений и представлений о понятии, видах и содержании Ф. г. Высказываются самые разные точки зрения. Например, для отечественного государствоведения и правоведения 60-70-х гг. традиционным было представление о Ф. г. как об институте, складывающемся из формы правления и формы государственного устройства. В более поздний период, вплоть до настоящего времени, в научной литературе утвердилось мнение, согласно которому Ф. г. состоит из формы правления, формы государственного устройства и государственного режима. Это мнение является преобладающим не только в отечественной, но и в зарубежной литературе. (М. М.)...


    БЕЛАРУСЬ 
    • (Республика Беларусь) - согласно Конституции, принятой на референдуме 24 ноября 1996 г., - унитарное демократическое социальное правовое государство. Государственными языками являются белорусский и русский языки. Столица - г. Минск. Конституция Б. гласит, что в Б. человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Б. является народ. Он осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией. Демократия в Б. осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Государственная власть в Б. осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. В Б. устанавливается принцип верховенства права. Собственность в Б. может быть государственной и частной. Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. Законом могут быть определены и другие объекты, которые находятся только в собственности государства, либо установлен особый порядок их перехода в частную собственность, а также закреплено исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности. В Конституции Б. (раздел II "Личность, общество, государство") закреплен широкий круг прав и свобод граждан. Особенность Конституции Б. - наличие раздела III "Избирательная система. Референдум". Активное избирательное право предоставляется с 18 лет. В выборах не участвуют лица: признанные судом недееспособными; содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, в качестве меры пресечения избрано содержание под стражей. Конституция Б. предусматривает возможность отзыва депутатов по основаниям, предусмотренным законом. Голосование об отзыве проводится в порядке, предусмотренном для избрания депутата, по инициативе не менее 20% граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории. Республиканские референдумы назначаются Президентом Б. по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики (решения принимаются на их раздельных заседаниях) либо по предложению не менее 4э0 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч от каждой из областей и города Минска. Местные референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами по своей инициативе либо по предложению не менее \0% граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории. Президент Б. является главой государства, гарантом Конституции Б., прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Б. в отношениях с иностранными государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Б., ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Президентом может быть избран гражданин Б. по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Б. не менее 10 лет непосредственно перед выборами. Президент избирается путем всеобщих выборов на о лет. Одно и то же лицо не может быть Президентом более двух сроков (ст. 81 Конституции Б.). Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами Б. при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей. У Президента Б. широкие полномочия. Он: назначает республиканские референдумы; назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы; распускает палаты в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией; назначает шесть членов Центральной избирательной комиссии; образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте; с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра; определяет структуру Правительства Б.,назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов; с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда Б. из числа судей этих судов; с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда. судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной избирательной комиссии, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка; назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Б.; освобождает от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя и членов Центральной избирательной комиссии, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики; назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля; обращается с посланиями к народу Б. о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики; обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики; имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением: имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Б.; назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус; назначает представителей Президента в Парламенте и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией; ведет переговоры и подписывает международные договоры; вводит при наличии исключительных обстоятельств чрезвычайное положение на территории Б. или в отдельных ее местностях с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики; в случаях, предусмотренных законодательством, вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на трехмесячный срок; подписывает законы, имеет право отлагательного вето; имеет право отменять акты Правительства; непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае их несоответствия законодательству; формирует и возглавляет Совет Безопасности Б.; является Главнокомандующим Вооруженными Силами Б.; вводит на территории Б. в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики и др. Президент Б. на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на территории Б. В случаях, предусмотренных Конституцией, Президент издает декреты, имеющие силу законов. Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Обвинение выдвигается Палатой представителей, а расследование организуется Советом Республики. Решение о смещении принимается не менее, чем двумя третями голосов от полного состава каждой палаты. Парламент - Национальное собрание Б. - является представительным и законодательным органом Б. Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики. В составе Палаты представителей - 110 депутатов, избираемых всеобщими выборами. Совет Республики является палатой территориального представительства: от каждой области и от г. Минска на заседаниях депутатов местных Советов базового уровня каждой области и г. Минска - по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Б. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Б., достигший 21 года. Членом Совета Республики может быть гражданин Б., достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области (г. Минска) не менее пяти лет. Депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия на профессиональной основе. Депутат этой палаты может быть одновременно членом Правительства, а член Совета Республики - нет. Срок полномочий Парламента - 4 года. Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при отказе в доверии Правительству, выражении вотума недоверия Правительству либо двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра. Полномочия Палаты представителей либо Совета Республики могут быть также досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Конституции. Решения по этим вопросам принимаются Президентом после официальных консультаций с председателями палат. Палата представителей: рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Б., обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции; рассматривает проекты законов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Б., военной доктрины, ратификации и денонсации международных договоров, об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан и многие другие; назначает выборы Президента Б.; дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра; заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу (повторное отклонение означает выражение вотума недоверия Правительству); рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству; выражает по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей вотум недоверия Правительству; принимает отставку Президента; выдвигает обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления; принимает решение о смещении Президента с должности и др. Совет Республики: одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции, проекты иных законов; дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной избирательной комиссии, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка; принимает решение о смещении Президента с должности; избирает шесть судей Конституционного Суда; избирает шесть членов Центральной избирательной комиссии Б.; отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству; принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом; рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента, принимает решение о его расследовании; принимает решение о смещении Президента с должности; рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и др. В законодательном процессе в Парламенте Б. действует принцип нижней и верхней палат. Принятый Палатой представителей проект закона рассматривается Советом Республики. Не одобренный Советом Республики закон может быть принят Палатой представителей двумя третями голосов. Поступивший к Президенту на подпись закон может быть возвращен им в Палату представителей с его возражениями. Вето Президента может быть преодолено не менее чем двумя третями голосов в каждой из палат. Однако в законодательном процессе Б. есть и свои особенности: если у Президента есть возражения на отдельные положения закона, он подписывается Президентом и вступает в силу, за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения и по которым предстоит повторное голосование в палатах. Другая особенность: палаты по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Такой закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов. При этом не допускается делегирование полномочий на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование, изменение и дополнение программных законов, утверждение республиканского бюджета, изменение порядка выборов Парламента и Президента, ограничение конституционных прав и свобод граждан. Однако согласно Конституции в силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Временные декреты должны быть в трехдневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики. Декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат. Исполнительную власть в Б. осуществляет Правительство - Совет Министров Б. - центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Б. и ответственно перед Парламентом Б. Судебная власть в Б. принадлежит судам. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Б., который согласно ст. 116 Конституции формируется из 12 судей, высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень: 6 судей Конституционного Суда назначаются Президентом, 6 избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного Суда - 11 лет. Предельный возраст членов Конституционного Суда - 70 лет. Единую и централизованную систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор Б. Его назначает Президент с согласия Совета Республики. Конституцией учрежден Комитет государственного контроля как орган, осуществляющий государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. (С. А.)...


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь