Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
НОРВЕГИЯ
|
- (Королевство Норвегия) - государство на Севере Европы. Полную независимость обрело в 1905 г. (до 1814 г. - владение Дании, в 1814-1905 гг. - в унии со Швецией). Столица - г. Осло. Административное деление: 19 областей (фюльке), включая г. Осло. Фюль-ке подразделяются на сельские и городские коммуны. Действует с последующими поправками Эйдсволльская Конституция от 17 мая 1814 г. (принята Учредительным собранием в местечке Эйд-сволль как первый шаг к достижению независимости). Форма правления - наследственная конституционная монархия. Престол (с 1990 г.) наследуется как по мужской, так и по женской линии. 21 января 1991 г. на престол вступил Король Норвегии Харальд V из династии Шлезвиг-Гольштейн-Зондер-бург-Глюксбург. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту - Стортингу, - состоящему из двух палат - Лагтинга и Одельстинга. По существующей избирательной системе на основе пропорционального представительства сроком на 4 года избираются всеобщим прямым голосованием 165 депутатов Стортинга. Затем 1/4 из них избирается самим Стортингом в верхнюю палату - Лагтинг, а остальные депутаты образуют Одельстинг. Парламент избирает сроком на 4 года омбудсмена - уполномоченного по правам человека. Правительство - Государственный совет - формируется королем из парламентского большинства. Правительство не может быть распущено до окончания срока полномочий парламента, хотя премьер-министр может увольнять отдельных министров в ходе частичных реорганизаций правительства. Большинство законопроектов исходит от правительства. Правительство ответственно перед парламентом. При правительстве действует совещательный орган - Полярный совет, - 15 членов которого избираются сроком на 4 года. Его компетенция - содействие решению проблем Крайнего Севера страны. Система общих судов состоит из Верховного суда, в составе которого действует Специальный контрольный апелляционный комитет, судов провинций в пяти крупных городах, окружных и городских судов (около ста). Судебная процедура предусматривает попытку примирения сторон по большинству гражданских дел в Согласительных советах, образуемых при каждом муниципалитете. В Н. существует также большое число специальных судов: по вопросам публичного управления имуществом, по рыболовству, по делам об опеке, по жилищным спорам и т. д. Для пресечения случаев коррупции и злоупотребления властью со стороны высших чиновников, депутатов, судей создан Суд импичмен-та, в который входят десять членов нижней палаты и пять членов Верховного суда.(А. К.)...
|
МОНАРХИЯ
|
- форма правления государства, при которой главой государства является монарх. М. может быть абсолютной, или неограниченной, при которой монарх имеет абсолютную власть, и ограниченной, или конституционной, представленной дуалистической или парламентарной монархией. Абсолютная М. - форма правления, при которой монарх имеет всю полноту государственной власти. Прежде всего он издает законы и иные общеобязательные правила (в форме указов, декретов, распоряжений). Непосредственно управляет государством, решает важнейшие государственные дела. Может создать для этих целей правительство, формирует его состав, наделяет полномочиями и отменяет акты правительства. Является верховным судьей, осуществляет высшее правосудие, амнистию и помилование. Юридических ограничений власти монарха в абсолютной М. нет, фактическое влияние на выполнение им своих функций оказывают окружение, семья, государственные органы, высшее военное командование, церковь, руководство территорий и общин. В осуществлении власти монархи также считаются с обычаями, религиозными нормами. Юридически подданные полностью зависимы от монарха. Исследователи называют Оман государством, где абсолютная М. пока еще сохраняется в чистом виде. Здесь нет конституции, роль основного закона выполняет Коран, нет парламента, король является верховным судьей и высшим духовным лицом страны. Такую М. можно назвать абсолютно-теократической монархией. Некоторые другие страны (Бахрейн, Кувейт, Бруней, Катар, Саудовская Аравия) близки к абсолютной М., поскольку сохраняют ее основные черты. Там есть конституции, дарованные монархами, а в отдельных странах - парламенты. И все-таки считается, что вся законодательная, исполнительная и судебная власть исходит от монарха, ему же принадлежит и высшая духовная власть. Конституционной, или ограниченной М. является форма правления, при которой монарх уже не имеет абсолютной власти; его власть ограничена наличием парламентского учреждения. Конституционную М. принято подразделять на дуалистическую и парламентарную. В дуалистической (дуализм - двойственность) М. государственную власть делят монарх и парламент, избираемый всем или определенной частью населения. Парламент осуществляет законодательную власть, монарх - исполнительную. Но в осуществлении последней монарх независим от парламента. Он назначает правительство, которое ответственно только перед ним. Парламент не имеет влияния на формирование, состав и деятельность правительства. Законодательные полномочия парламента ограничены, монарх имеет право абсолютного вето (т. е. без его утверждения закон не вступает в силу). Он может издавать свои акты (указы), имеющие силу закона, а то и более высокую силу. Монарх может назначать членов верхней палаты парламента, распускать парламент (зачастую на неопределенное время); при этом от него зависит, когда состоятся новые выборы, а на соответствующий период он обладает всей полнотой власти. Государствами с дуалистической М. считаются Иордания, Марокко. В парламентарной М. парламент занимает главенствующее положение, имеет верховенство по отношению к исполнительной власти. Правительство официально и фактически зависит от парламента. Оно не несет ответственности перед монархом, зато несет ее перед парламентом. Последний имеет право контроля в отношении правительства; если парламент выразил недоверие правительству, оно должно уйти в отставку. По отношению к монарху исследователи данной формы правления используют выражение "царствует, но не правит". Монарх назначает правительство или главу правительства в зависимости от того, какая партия (или их коалиция) имеет большинство в парламенте. Монарх либо не имеет права вето, либо осуществляет его по указанию ("совету") правительства. Он лишен права издавать акты, равнозначные законам. Исходящие от монарха акты обычно подготовлены правительством; они должны быть скреплены (контрассигнованы) подписью главы правительства или соответствующего министра, без чего они не имеют юридической силы. При возникновении конфликта между законодательной и исполнительной ветвями власти уходит в отставку не только правительство. По предложению правительства монарх может распустить парламент (нижнюю палату) и назначить новые выборы, чтобы в парламенте могло образоваться более стабильное большинство, при котором правительство либо укрепит свои позиции, либо будет сменено. Не следует рассматривать монарха в парламентарной М. только как декоративную фигуру или пережиток, оставшийся от феодальных времен. Наличие М. считается одним из факторов внутренней стабилизации государственной системы в соответствующих странах. Монарх стоит над партийной борьбой и демонстрирует политическую нейтральность. В своих обращениях к парламенту монарх может обратить внимание на важные для государства проблемы, требующие законодательных решений и консолидации общества. Парламентарные М. - Великобритания, Бельгия, Япония, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Таиланд, Непал и др. В некоторых странах монарх является высшим духовным лицом или главой церкви. Выше уже говорилось о том, что во многих арабских М. глава государства - одновременно высшее духовное лицо. А, например, монарх Великобритании является главой англиканской и пресвитерианской церкви. Для таких случаев используется понятие "теократическая монархия". (С. А.)...
|
|
|
|
|
|
|