Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
НОРМА ПРАВА
|
- общеобязательное правило поведения, содержащееся в статье, пункте, части нормативного юридического акта....
|
УСТАНОВЛЕНИЕ
|
- понятие, которое употребляется в конституционном праве в следующих значениях: 1) введение нормативного правила; 2) норма, обычай, порядок дел; 3) выявление (обнаружение) фактических обстоятельств. (С. А.)...
|
НОРМА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА
|
- число избирателей или населения, являющееся основой для создания избирательных округов. Количество избирателей или населения на один территориальный избирательный округ является равным или примерно равным (с возможным отклонением в сторону увеличения или уменьшения на определенный процент). Например, при создании одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Государственной Думы должно быть равенство числа избирателей в избирательных округах в пределах одного субъекта РФ с допустимым взаимным отклонением не более 10%, а в труднодоступных и отдаленных районах - не оо-лее 15% (см. также: Избирательный округ).(С. А.)...
|
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
|
- введенная с 1 января 1997 г. мера наказания, заключающаяся в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. Срок О. р. - от шестидесяти до двухсот сорока часов. Дневная норма - не свыше четырех часов. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания О. р. они заменяются ограничением свободы или арестом. Исполнение данного вида наказания должно обеспечиваться уголовно-исполнительными инспекциями, на которые возлагается обязанность ведения учета соответствующих осужденных, разъяснения им порядка и условий отбывания наказания, согласования с органами местного самоуправления перечня объектов, на которых осужденные отбывают обязательные работы, контроля за поведением осужденных, ведения суммарного учета отработанного осужденными времени и т. д. О. р, не назначаются лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достигшим 55-летнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.(К. Г.)...
|
ТОЛКОВАНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ
|
- особый вид деятельности государственных органов, должностных лиц, отдельных граждан и их объединений, направленной на раскрытие смыслового содержания правовых норм и на выявление содержащейся в них государственной воли. В процессе толкования уясняются конкретные элементы нормы и обстоятельства, необходимые для осуществления пра-воприменительной деятельности. Т. п. н. складывается из двух составляющих, взаимосвязанных между собой: уяснения смысла нормы права, подлежащей применению, и разъяснения ее сущности и смыслового содержания. Толкование - уяснение норм права представляет собой процесс получения полного и исчерпывающего представления о каждой из них. Существует ряд широко известных и традиционно используемых приемов или методов толкования-уяснения. Грамматическое (или текстовое) толкование заключается в грамматическом, лексическом и синтаксическом анализе текста нормы или статьи нормативно-правового акта. Особое внимание при этом обращается на структуру текста, расстановку знаков препинания, смысловое значение общеупотребительных и технических терминов, заимствованных из различных отраслей знания, а также на специальную юридическую терминологию. Систематическое толкование состоит в использовании системного подхода при анализе различных норм права, отдельной статьи и закона в целом. Основное внимание исследователя при этом сосредоточивается на уяснении сущности и содержания нормы права путем сопоставления ее с другими, ранее изданными нормами, установления ее места и роли в системе этих норм, определения характера ее многосторонних связей с данными нормами. Систематический метод содействует выявлению и устранению пробелов и коллизий (противоречий) в законодательстве, а также избавлению правовой системы от формально не отмененных, но фактически уже не действующих в силу исчезновения прежних общественных отношений правовых норм. Систематическое толкование иногда рассматривается, несмотря на его важность и относительную самостоятельность, как частная форма логического толкования, применяемого для выяснения логического смысла правовых предписаний во всех тех случаях, когда сущность и содержание правовой нормы, статьи или целого акта невозможно определить путем систематического или грамматического (текстового), толкования. Основной смысл и содержание историко-политического толкования сводится к определению социально-политической ситуации, в которой принималась данная норма, установлению социально-политических мотивов и целей ее издания. Одновременно выясняется вопрос о связи и преемственности издаваемой нормы и предшествующих норм. Важное значение при этом имеет толкование по объему как логическое продолжение и завершение процесса уяснения смысла и содержания нормы права. Суть его заключается в определении степени соответствия содержания нормы права ее текстовому оформлению и выражению. Когда смысл и содержание нормы полностью совпадают с ее текстовым оформлением и выражением, говорят о буквальном толковании, наиболее распространенном в большинстве стран. Если текстовое выражение и оформление нормы права оказываются шире ее логического смысла и содержания, используется метод ограничительного толкования (норма права должна трактоваться ограничительно). В случае когда словесная формулировка закона уже его логического смысла, применяется метод расширительного толкования. Толкование-разъяснение представляет собой совокупность выработанных государственными органами, общественными объединениями и гражданами рекомендаций и пояснений, направленных на раскрытие подлинного смысла и содержания отдельных норм или закона в целом и не имеющих обязательного характера. Учитывая юридические последствия, которые наступают в результате толкования-разъяснения, их подразделяют на два вида: официальные и неофициальные. В зависимости от субъекта толкования официальное толкование подразделяется на аутентичное и легальное. Аутентичное толкование осуществляется теми же. органами, которые издают данный правовой акт. Это могут быть высшие органы государственной власти, органы государственного управления и другие правотворческие органы. Аутентичное толкование дается не в правоприменительном, а в законодательном порядке в целях разъяснения существующих норм права, а не в целях создания новых норм. Легальное толкование дается не органом, издавшим толкуемый акт, а другими государственными органами в рамках предоставленных им полномочий, имеющих как постоянный, так и разовый характер. Акты легального толкования имеют обязательную силу лишь для тех лиц и объединений, которые подпадают под юрисдикцию органа, осуществляющего толкование. Это могут быть судебные, финансовые, налоговые и иные органы. Неофициальное толкование-разъяснение осуществляется авторитетными негосударственными органами и организациями, различными научными и учебными заведениями, группами специалистов-юристов, отдельными гражданами. Выражается в форме устных или письменных советов, пояснений, рекомендаций, которые не носят обязательного характера и не влекут за собой юридических последствий. Различают также обыденное толкование, осуществляемое гражданами в их повседневной жизни, профессиональное (компетентное) толкование, осуществляемое специалистами в области государства и права (судьями, адвокатами и др.) в их повседневной деятельности, и доктринальное (научное) толкование в виде книг, лекций, брошюр, научных статей, подготовленных учеными-юристами комментариев к действующему законодательству. При казуальном толковании, используемом и при официальном, и при неофициальном толковании, уполномоченные государственными органами (суд, исполнительные органы и др.) и негосударственными организациями и лицами (научные учреждения, адвокаты, эксперты и др.) толкуют нормы права лишь в связи с рассмотрением конкретного дела (казуса). Официальное казуальное толкование имеет юридическую силу лишь по отношению к конкретным случаям или делам. Неофициальное казуальное толкование такой силой вообще не обладает. Наиболее распространенными видами казуального толкования являются судебное и административное толкование. (М. М.)...
|
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА
|
- см.: Основные права и свободы....
|
ПРЕЦЕДЕНТ
|
- решение судебного органа по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении аналогичных дел. Существует два вида П.: судебный (решение, принимаемое по гражданским и уголовным делам) и административный (решение, принимаемое административными органами или административными судами). Наиболее распространенной формой права является судебный П. П. как источник права известен с древнейших времен. В Древнем Риме в качестве П. выступали устные заявления (эдикты) или решения по конкретным вопросам преторов и других магистратов. П. как источник права широко использовался также в средние века. В настоящее время используется как один из основных источников права в правовых системах Австралии, Великобритании, Канады, США. В дореволюционной России отношение к П. было неоднозначным: одни юристы признавали его в качестве дополнительной, вспомогательной по отношению к закону формы права, другие - отрицали. Впоследствии отечественная юридическая наука не признавала П. в качестве самостоятельной формы (источника права).(М. М.)...
|
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖД
|
- категория, вошедшая в российский конституционный лексикон в последние годы (см.: Гражданин. Основные права и свободы. Основное право. Основная обязанность).(С. А.)...
|
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
|
- понятие, порой используемое в науках теории государства и права и конституционного права для характеристики общественных отношений, связанных с конституированном (формированием и внутренней организацией) и порядком (процессом, процедурами) деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.(С. А.)...
|
ПРАВОВОЙ АКТ
|
- официальный письменный документ или действие, исходящие от уполномоченных органа государственной власти или местного самоуправления, должностного лица, которыми устанавливаются определенные правила поведения участников общественных отношений. П. а. могут быть нормативными (см.: Нормативный юридический акт) - ими устанавливаются нормы права, и ненормативными, или индивидуальными, - на их основе возникают права и обязанности у конкретных участников определенных общественных отношений. Ненормативные П. а. часто называют также актами применения права. Это могут быть как документы, так и действия компетентных органов и лиц.(С. А.)...
|
ЛИЧНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ
|
- см.: Основные права и свободы....
|
ВЪЕЗД В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ
|
- согласно ч. 2 ст. 27 Конституции РФ, "гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию". Эта норма соответствует правилу, давно нашедшему отражение в общепризнанных нормах международного права. Например, согласно ч. 2 ст. 13 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ''каждый имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну". Аналогичные положения отражены в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. (ст.12). Исходя из Конституции, гражданин РФ не может быть ограничен в праве на въезд в РФ, осуществляемый по действительным документам. Согласно Федеральному закону "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 18 июля 1996 г. (с изменениями от 18 июля 1998 г. и 2 июня 1999 г.) документы для выезда из РФ и въезда в РФ одни и те же: пас порт: дипломатический паспорт: служебный паспорт; паспорт моряка (удостоверение личности моряка). (См.: Выезд из Российской Федерации.) По упомянутому Закону иностранные граждане и лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, выданную соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ за границей, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть не разрешен, если они: 1) при обращении за российской визой не смогли подтвердить наличие средств для проживания на территории РФ и выезда из Российской Федерации или предъявить гарантии предоставления таких средств; 2) в пункте пропуска через Государственную границу РФ нарушили правила пересечения границы, таможенные правила, санитарные нормы, - до устранения нарушения; 3) сообщили о себе или о целях своего пребывания заведомо ложные сведения. Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства не разрешается в случаях, если: 1) это необходимо в целях обеспечения безопасности государства; 2) в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации они были осуждены за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо были выдворены за пределы РФ в принудительном порядке, - в течение 5 лет после отбытия наказания за совершенное преступление или в течение 1 года со дня выдворения в принудительном порядке; 3) они не представили документы, необходимые для получения российской визы в соответствии с законодательством РФ, - до их представления; 4) они ходатайствуют о российской визе на срок более 3 месяцев и не представили сертификат об отсутствии у них ВИЧ-инфекции, - до представления такого сертификата. (С. А.)...
|
НОРМАТИВНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ АКТ
|
- документ, принимаемый народом на государственном или местном референдуме, компетентным органом государства или местного самоуправления, регулирующий общественные отношения и содержащий нормы права. Н. ю. а. являются конституции, законы; таковыми могут быть постановления парламентов и их палат, указы и распоряжения президентов, постановления правительств, приказы и инструкции министерств, акты органов законодательной (представительной)и исполнительной власти субъектов федерации, некоторые акты городских и районных дум, иных органов местного самоуправления. Признаком, характеризующим документ как Н. ю. а., является так называемое первичное регулирование общественных отношений, содержание в нем норм права. Юридический акт может быть и актом применения права, т. е. нормативно он не регулирует общественных отношений, не содержит норм права, а направлен на применение таких норм, установленных Н. ю. а. Если в документе есть и нормы права, и ненормативные положения распорядительного характера (например, возложить ответственность за реализацию акта на конкретное лицо; утвердить состав комиссии и т. п.), акт является Н. ю. а. лишь в соответствующей части.(С. А.)...
|
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ
|
- организация государственной жизни в соответствующей стране на демократических началах: широкие права и свободы граждан; политический плюрализм и многообразие общественных объединений; наличие у населения права выбирать государственные органы и должностных лиц; избирательная система, построенная на состязательности и конкуренции; публичность и гласность деятельности государственных органов; режим законности и др. (См.: Демократия. Демократическая республика). (С. А.)...
|
ПРАВА
|
- возможности определенного поведения, совершения тех или иных действий, закрепленные в нормативных юридических актах. Права могут принадлежать физическим лицам - гражданам данного государства, иностранцам и лицам без гражданства, - государствам, субъектам федераций, административно-территориальным единицам, государственным органам и органам местного самоуправления, общественным объединениям, хозяйствующим субъектам.(С. А.)...
|
|
Дальше >>>
|
|
|
|
|