RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    НОРМА ПРАВА 
    • общеобязательное правило поведения, содержащееся в статье, пункте, части нормативного юридического акта....


    УСТАНОВЛЕНИЕ 
    • понятие, которое употребляется в конституционном праве в следующих значениях: 1) введение нормативного правила; 2) норма, обычай, порядок дел; 3) выявление (обнаружение) фактических обстоятельств. (С. А.)...


    НОРМА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА 
    • число избирателей или населения, являющееся основой для создания избирательных округов. Количество избирателей или населения на один территориальный избирательный округ является равным или примерно равным (с возможным отклонением в сторону увеличения или уменьшения на определенный процент). Например, при создании одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Государственной Думы должно быть равенство числа избирателей в избирательных округах в пределах одного субъекта РФ с допустимым взаимным отклонением не более 10%, а в труднодоступных и отдаленных районах - не оо-лее 15% (см. также: Избирательный округ).(С. А.)...


    ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ 
    • введенная с 1 января 1997 г. мера наказания, заключающаяся в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. Срок О. р. - от шестидесяти до двухсот сорока часов. Дневная норма - не свыше четырех часов. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания О. р. они заменяются ограничением свободы или арестом. Исполнение данного вида наказания должно обеспечиваться уголовно-исполнительными инспекциями, на которые возлагается обязанность ведения учета соответствующих осужденных, разъяснения им порядка и условий отбывания наказания, согласования с органами местного самоуправления перечня объектов, на которых осужденные отбывают обязательные работы, контроля за поведением осужденных, ведения суммарного учета отработанного осужденными времени и т. д. О. р, не назначаются лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достигшим 55-летнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.(К. Г.)...


    ТОЛКОВАНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ 
    • особый вид деятельности государственных органов, должностных лиц, отдельных граждан и их объединений, направленной на раскрытие смыслового содержания правовых норм и на выявление содержащейся в них государственной воли. В процессе толкования уясняются конкретные элементы нормы и обстоятельства, необходимые для осуществления пра-воприменительной деятельности. Т. п. н. складывается из двух составляющих, взаимосвязанных между собой: уяснения смысла нормы права, подлежащей применению, и разъяснения ее сущности и смыслового содержания. Толкование - уяснение норм права представляет собой процесс получения полного и исчерпывающего представления о каждой из них. Существует ряд широко известных и традиционно используемых приемов или методов толкования-уяснения. Грамматическое (или текстовое) толкование заключается в грамматическом, лексическом и синтаксическом анализе текста нормы или статьи нормативно-правового акта. Особое внимание при этом обращается на структуру текста, расстановку знаков препинания, смысловое значение общеупотребительных и технических терминов, заимствованных из различных отраслей знания, а также на специальную юридическую терминологию. Систематическое толкование состоит в использовании системного подхода при анализе различных норм права, отдельной статьи и закона в целом. Основное внимание исследователя при этом сосредоточивается на уяснении сущности и содержания нормы права путем сопоставления ее с другими, ранее изданными нормами, установления ее места и роли в системе этих норм, определения характера ее многосторонних связей с данными нормами. Систематический метод содействует выявлению и устранению пробелов и коллизий (противоречий) в законодательстве, а также избавлению правовой системы от формально не отмененных, но фактически уже не действующих в силу исчезновения прежних общественных отношений правовых норм. Систематическое толкование иногда рассматривается, несмотря на его важность и относительную самостоятельность, как частная форма логического толкования, применяемого для выяснения логического смысла правовых предписаний во всех тех случаях, когда сущность и содержание правовой нормы, статьи или целого акта невозможно определить путем систематического или грамматического (текстового), толкования. Основной смысл и содержание историко-политического толкования сводится к определению социально-политической ситуации, в которой принималась данная норма, установлению социально-политических мотивов и целей ее издания. Одновременно выясняется вопрос о связи и преемственности издаваемой нормы и предшествующих норм. Важное значение при этом имеет толкование по объему как логическое продолжение и завершение процесса уяснения смысла и содержания нормы права. Суть его заключается в определении степени соответствия содержания нормы права ее текстовому оформлению и выражению. Когда смысл и содержание нормы полностью совпадают с ее текстовым оформлением и выражением, говорят о буквальном толковании, наиболее распространенном в большинстве стран. Если текстовое выражение и оформление нормы права оказываются шире ее логического смысла и содержания, используется метод ограничительного толкования (норма права должна трактоваться ограничительно). В случае когда словесная формулировка закона уже его логического смысла, применяется метод расширительного толкования. Толкование-разъяснение представляет собой совокупность выработанных государственными органами, общественными объединениями и гражданами рекомендаций и пояснений, направленных на раскрытие подлинного смысла и содержания отдельных норм или закона в целом и не имеющих обязательного характера. Учитывая юридические последствия, которые наступают в результате толкования-разъяснения, их подразделяют на два вида: официальные и неофициальные. В зависимости от субъекта толкования официальное толкование подразделяется на аутентичное и легальное. Аутентичное толкование осуществляется теми же. органами, которые издают данный правовой акт. Это могут быть высшие органы государственной власти, органы государственного управления и другие правотворческие органы. Аутентичное толкование дается не в правоприменительном, а в законодательном порядке в целях разъяснения существующих норм права, а не в целях создания новых норм. Легальное толкование дается не органом, издавшим толкуемый акт, а другими государственными органами в рамках предоставленных им полномочий, имеющих как постоянный, так и разовый характер. Акты легального толкования имеют обязательную силу лишь для тех лиц и объединений, которые подпадают под юрисдикцию органа, осуществляющего толкование. Это могут быть судебные, финансовые, налоговые и иные органы. Неофициальное толкование-разъяснение осуществляется авторитетными негосударственными органами и организациями, различными научными и учебными заведениями, группами специалистов-юристов, отдельными гражданами. Выражается в форме устных или письменных советов, пояснений, рекомендаций, которые не носят обязательного характера и не влекут за собой юридических последствий. Различают также обыденное толкование, осуществляемое гражданами в их повседневной жизни, профессиональное (компетентное) толкование, осуществляемое специалистами в области государства и права (судьями, адвокатами и др.) в их повседневной деятельности, и доктринальное (научное) толкование в виде книг, лекций, брошюр, научных статей, подготовленных учеными-юристами комментариев к действующему законодательству. При казуальном толковании, используемом и при официальном, и при неофициальном толковании, уполномоченные государственными органами (суд, исполнительные органы и др.) и негосударственными организациями и лицами (научные учреждения, адвокаты, эксперты и др.) толкуют нормы права лишь в связи с рассмотрением конкретного дела (казуса). Официальное казуальное толкование имеет юридическую силу лишь по отношению к конкретным случаям или делам. Неофициальное казуальное толкование такой силой вообще не обладает. Наиболее распространенными видами казуального толкования являются судебное и административное толкование. (М. М.)...


    СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА 
    ПРЕЦЕДЕНТ 
    • решение судебного органа по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении аналогичных дел. Существует два вида П.: судебный (решение, принимаемое по гражданским и уголовным делам) и административный (решение, принимаемое административными органами или административными судами). Наиболее распространенной формой права является судебный П. П. как источник права известен с древнейших времен. В Древнем Риме в качестве П. выступали устные заявления (эдикты) или решения по конкретным вопросам преторов и других магистратов. П. как источник права широко использовался также в средние века. В настоящее время используется как один из основных источников права в правовых системах Австралии, Великобритании, Канады, США. В дореволюционной России отношение к П. было неоднозначным: одни юристы признавали его в качестве дополнительной, вспомогательной по отношению к закону формы права, другие - отрицали. Впоследствии отечественная юридическая наука не признавала П. в качестве самостоятельной формы (источника права).(М. М.)...


    ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖД 
    • категория, вошедшая в российский конституционный лексикон в последние годы (см.: Гражданин. Основные права и свободы. Основное право. Основная обязанность).(С. А.)...


    ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ 
    • понятие, порой используемое в науках теории государства и права и конституционного права для характеристики общественных отношений, связанных с конституированном (формированием и внутренней организацией) и порядком (процессом, процедурами) деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.(С. А.)...


    ПРАВОВОЙ АКТ 
    • официальный письменный документ или действие, исходящие от уполномоченных органа государственной власти или местного самоуправления, должностного лица, которыми устанавливаются определенные правила поведения участников общественных отношений. П. а. могут быть нормативными (см.: Нормативный юридический акт) - ими устанавливаются нормы права, и ненормативными, или индивидуальными, - на их основе возникают права и обязанности у конкретных участников определенных общественных отношений. Ненормативные П. а. часто называют также актами применения права. Это могут быть как документы, так и действия компетентных органов и лиц.(С. А.)...


    ЛИЧНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ 
    ВЪЕЗД В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ 
    • согласно ч. 2 ст. 27 Конституции РФ, "гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию". Эта норма соответствует правилу, давно нашедшему отражение в общепризнанных нормах международного права. Например, согласно ч. 2 ст. 13 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ''каждый имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну". Аналогичные положения отражены в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. (ст.12). Исходя из Конституции, гражданин РФ не может быть ограничен в праве на въезд в РФ, осуществляемый по действительным документам. Согласно Федеральному закону "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 18 июля 1996 г. (с изменениями от 18 июля 1998 г. и 2 июня 1999 г.) документы для выезда из РФ и въезда в РФ одни и те же: пас порт: дипломатический паспорт: служебный паспорт; паспорт моряка (удостоверение личности моряка). (См.: Выезд из Российской Федерации.) По упомянутому Закону иностранные граждане и лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, выданную соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ за границей, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть не разрешен, если они: 1) при обращении за российской визой не смогли подтвердить наличие средств для проживания на территории РФ и выезда из Российской Федерации или предъявить гарантии предоставления таких средств; 2) в пункте пропуска через Государственную границу РФ нарушили правила пересечения границы, таможенные правила, санитарные нормы, - до устранения нарушения; 3) сообщили о себе или о целях своего пребывания заведомо ложные сведения. Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства не разрешается в случаях, если: 1) это необходимо в целях обеспечения безопасности государства; 2) в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации они были осуждены за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо были выдворены за пределы РФ в принудительном порядке, - в течение 5 лет после отбытия наказания за совершенное преступление или в течение 1 года со дня выдворения в принудительном порядке; 3) они не представили документы, необходимые для получения российской визы в соответствии с законодательством РФ, - до их представления; 4) они ходатайствуют о российской визе на срок более 3 месяцев и не представили сертификат об отсутствии у них ВИЧ-инфекции, - до представления такого сертификата. (С. А.)...


    НОРМАТИВНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ АКТ 
    • документ, принимаемый народом на государственном или местном референдуме, компетентным органом государства или местного самоуправления, регулирующий общественные отношения и содержащий нормы права. Н. ю. а. являются конституции, законы; таковыми могут быть постановления парламентов и их палат, указы и распоряжения президентов, постановления правительств, приказы и инструкции министерств, акты органов законодательной (представительной)и исполнительной власти субъектов федерации, некоторые акты городских и районных дум, иных органов местного самоуправления. Признаком, характеризующим документ как Н. ю. а., является так называемое первичное регулирование общественных отношений, содержание в нем норм права. Юридический акт может быть и актом применения права, т. е. нормативно он не регулирует общественных отношений, не содержит норм права, а направлен на применение таких норм, установленных Н. ю. а. Если в документе есть и нормы права, и ненормативные положения распорядительного характера (например, возложить ответственность за реализацию акта на конкретное лицо; утвердить состав комиссии и т. п.), акт является Н. ю. а. лишь в соответствующей части.(С. А.)...


    ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ 
    • организация государственной жизни в соответствующей стране на демократических началах: широкие права и свободы граждан; политический плюрализм и многообразие общественных объединений; наличие у населения права выбирать государственные органы и должностных лиц; избирательная система, построенная на состязательности и конкуренции; публичность и гласность деятельности государственных органов; режим законности и др. (См.: Демократия. Демократическая республика). (С. А.)...


    ПРАВА 
    • возможности определенного поведения, совершения тех или иных действий, закрепленные в нормативных юридических актах. Права могут принадлежать физическим лицам - гражданам данного государства, иностранцам и лицам без гражданства, - государствам, субъектам федераций, административно-территориальным единицам, государственным органам и органам местного самоуправления, общественным объединениям, хозяйствующим субъектам.(С. А.)...


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь