Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ
|
- ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ , раздел языкознания, изучающий наиболее общие свойства языка и методы его исследования. Изучает также связи языкознания с другими областями знания....
|
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
|
- ЯЗЫКОЗНАНИЕ (лингвистика) , наука о человеческом естественном языке и обо всех языках мира как конкретных его представителях, общих законах строения и функционирования человеческого языка. Начало развиваться на Древнем Востоке - в Месопотамии, Сирии, М. Азии и Египте, а также в Древней Индии (Панини, 5-4 вв. до н. э.), Др. Греции и Риме (Аристотель). Научное языкознание зародилось в нач. 19 в. в форме общего (В. Гумбольдт и др.) и сравнительно-исторического (Ф. Бопп, Я. Гримм, А. Х. Востоков и др.) языкознания. Основные направления в истории языкознания: логическое (сер. 19 в.), психологическое, младограмматическое (2-я пол. 19 в.), социологическое (кон. 19 - нач. 20 вв.), структурная лингвистика (1-я пол. 20 в.). С точки зрения аспектов изучения языка условно выделяются внутренняя и внешняя лингвистика. К внутренней лингвистике относятся: общее языкознание (изучает общеязыковые категории), сравнительно-историческое и сопоставительное языкознание (исследует генетические и типологические отношения между разными языками), области языкознания, которые изучают разные уровни языковой системы: фонетика, фонология, грамматика (морфология, словообразование, синтаксис), лексикология, фразеология. Историей становления языковой системы занимается история (историческая фонетика, фонология и т. д.) и этимология; имена собственные изучает ономастика, в т. ч. топонимика и антропонимика. Внешняя лингвистика (паралингвистика, этнолингвистика, психолингвистика, социолингвистика и т. д.) изучает аспекты языка, непосредственно связанные с функционированием говорящего человека в обществе. К ней относятся также диалектология и лингвистическая география, изучающие территориальное варьирование языка. Особую область языкознания составляет интерлингвистика....
|
СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ
|
- СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ , область языкознания, имеющая целью реконструкцию синхронных (см. Синхрония) состояний отдельных языков, не засвидетельствованных письменностью, диахронических (см. Диахрония) процессов в истории отдельных языков, истории группы родственных языков, в т. ч. установление происхождения языковых семей, языков и отдельных элементов их системы, установление генетического родства между языками (происхождение из одного источника). Использует сравнительно-исторический и др. методы исследования....
|
ИНДОЕВРОПЕИСТИКА
|
- ИНДОЕВРОПЕИСТИКА (индоевропейское языкознание) , раздел сравнительно-исторического языкознания, изучающий индоевропейские языки....
|
ЛИНГВИСТИКА
|
- ЛИНГВИСТИКА (от лат . lingua - язык), то же, что языкознание....
|
НАИМЕНЬШЕЕ ОБЩЕЕ КРАТНОЕ
|
- НАИМЕНЬШЕЕ ОБЩЕЕ КРАТНОЕ , наименьшее из целых положительных чисел, делящихся без остатка на каждое из данных целых чисел. Напр., наименьшее общее кратное 2, 3 и 4 есть 12....
|
КРАТНОЕ
|
- КРАТНОЕ , число, делящееся на данное целое число без остатка, напр. 12 кратно 3. Общее кратное нескольких целых чисел - число, делящееся на каждое из них в отдельности, напр. 180 - общее кратное чисел 30, 18, 2. При арифметических действиях особое значение имеет наименьшее общее кратное: для чисел 30, 18, 2 им будет 90....
|
ОБЩЕЕ ДЕЛО
|
- "ОБЩЕЕ ДЕЛО" , ежемесячная газета кружка русских эмигрантов, 1877-90, Женева, 112 номеров. Редакторы - А. Х. Христофоров, В. А. Зайцев, Н. А. Белоголовый, Н. А. Юренев. Издатель - М. К. Элпидин. Публиковала статьи как революционного, так и либерального направлений....
|
СИНОНИМЫ
|
- СИНОНИМЫ (от греч . synonymos - одноименный), слова, различные по звучанию, но тождественные или близкие по смыслу, а также синтаксические и грамматические конструкции, совпадающие по значению. Синонимы бывают полные (русские "языкознание" - "языковедение") и частичные (русские "дорога" - "путь")....
|
КОМПАРАТИВИЗМ
|
- КОМПАРАТИВИЗМ (от лат . comparativus - сравнительный), см. Сравнительно-историческое литературоведение, Сравнительное правоведение, Сравнительно-историческое языкознание; ср. также Сравнительно-исторический метод....
|
ОБЩЕЕ ПРАВО
|
- ОБЩЕЕ ПРАВО (англ . Common Law), в Великобритании сложившаяся в 13-14 вв. на основе местных обычаев и обобщения практики королевских судов система права, основанная на прецеденте. Сохраняет свое значение, несмотря на многочисленные реформы судебной системы и права. Cм. также Право справедливости....
|
ФОССЛЕР
|
- ФОССЛЕР (Vossler) Карл (1872-1949) , немецкий филолог. Труды в области итальянской, французской, испанской литератур и языков. Главные школы "неофилологии", противопоставлявшей позитивизм и индивидуализм как два основных направления в эстетической теории языка и литературы. Разделял концепции Б. Кроче. Связывал языкознание и литературоведение с философией и историей культуры....
|
ОБЩЕЕ РЕШЕНИЕ дифференциального уравнения
|
- ОБЩЕЕ РЕШЕНИЕ дифференциального уравнения , семейство функций, зависящих от произвольных постоянных, такое, что при соответствующем выборе этих постоянных может быть получено любое частное решение уравнения. Напр., для уравнения dу=2xdx общим решением является y=x2+C, где С - произвольная постоянная....
|
МЛАДОГРАММАТИЗМ
|
- МЛАДОГРАММАТИЗМ , направление в европейском языкознании 19 - нач. 20 вв. Представители младограмматизма считали язык индивидуальной психофизиологической деятельностью, а изменения в нем объясняли более или менее случайными причинами; исследовали в первую очередь закономерности развития живых языков, понимая их как априорно заданные. Для младограмматизма характерен атомизм (отсутствие представления о языке как системе). Внес вклад в сравнительно-историческое языкознание....
|
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
|
- ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ , результат овладения основами наук, необходимыми человеку для понимания основных явлений природы и общества, участия в общественной и трудовой деятельности. Основа для получения профессионального (специального) образования. Важнейшие пути общего образования - обучение в общеобразовательных школах, средних профессиональных учебных заведениях. Уровни общего образования - начальное, неполное среднее и среднее....
|
|
Дальше >>>
|
|
|
|
|