Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ
|
- сущность власти, политической системы общества и государства, его политическая, экономическая и социальная основы, характер хозяйственной жизни, исходные начала социальной политики и положения личности в системе общественных отношений. В Конституции СССР 1977 г., в разделе 1 "Основы общественного строя и политики СССР" было пять глав: гл. 1 "Политическая система", гл. 2 "Экономическая система", гл. 3 "Социальное развитие и культура", гл. 4 "Внешняя политика", гл. 5 "Защита социалистического Отечества". В действующей Конституции РФ используется категория "конституционный строй".(С. А.)...
|
МОНАРХИЧЕСКИЙ СТРОЙ
|
- форма правления в государстве, при которой во главе государства стоит монарх. Строго формально о монархическом строе можно говорить применительно к любому государству, где главой государства является монарх. Но, как правило, выражение "монархический строй" чаще употребляют по отношению к государствам, где монарх играет важную роль, а сам государственный строй можно назвать довольно консервативным. Если же роль монарха скромна, о монархическом строе обычно не упоминают. Иначе говоря, реальный политический режим зависит не столько от наличия этого института власти, сколько от полномочий и влияния монарха, парламента и правительства (см.: Монардгия). (С. А.)...
|
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
|
- понятие, используемое в конституционном праве чаще всего в широком смысле и охватывающее отраженные в конституции основы устройства общества и государства, характер политических отношений и организацию власти в данной стране, главные черты социальных и экономических отношений (в особенности формы собственности и организации хозяйствования), статус личности, внутреннюю структуру государства, систему органов государственной власти, а также основы местного самоуправления (если оно провозглашено в государстве). Понятие "государственный строй" можно считать тождественным понятию конституционный строй. Но оно шире, чем понятие государственное устройство и охватывает его, поскольку государственное устройство - это лишь внутренняя структура государства. (С. А.)...
|
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
|
- отраженные в конституции и реально существующие устои жизни общества и государства. Существующий в Российской Федерации конституционный строй характеризуется рядом основополагающих черт. Это - народовластие (народный суверенитет); наличие Российского государства как организации всего народа; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; демократия как основа образа жизни и политического режима в России; идеологическое многообразие и политический плюрализм; свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности. (С. А.)...
|
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД
|
- см.: Общественное объединение....
|
ВЫБОРНЫЙ ОРГАН
|
- государственный орган, орган местного самоуправления, общественный орган, создаваемый путем выборов населением или иным органом. (С. А.)...
|
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
|
|
ФУНКЦИИ ПРАВА
|
- функции, указывающие на место и роль права в жизни общества и государства. Их реальное содержание и социальное значение во многом определяются характером государства. Право активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливаются их структура, субординация, порядок деятельности и взаимоотношений. Таким образом, право выступает прежде всего как регулятор общественных отношений, упорядочивая сложившиеся в обществе экономические, политические и иные отношения. Право закрепляет существующий в стране государственный или общественный строй. Устанавливая конкретные права и обязанности сторон (граждан, должностных лиц, общественных и государственных организаций), право вносит определенный порядок в жизнедеятельность общества и государства, создает юридические предпосылки для ее активности и эффективности. Право выполняет также воспитательную функцию, ибо закон опирается не только на государственное принуждение, но и на убеждение. Еще римские юристы придавали праву огромное нравственное и воспитательное значение. Цицерон, например,считал, что "закону свойственно также и стремление кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами". Воспитательная роль права проявляется и в том, что оно призвано развивать в людях чувство справедливости, правды, добра, гуманности. Закон есть "царь всех божественных и человеческих дел" - провозглашали римские юристы. Нужно только, чтобы он стоял "во главе как добрых, так и злых" дел, служил "мерилом справедливого и несправедливого". Следует упомянуть также об эвристической и прогностической Ф.п. Закрепляя сложившуюся систему общественных отношений, право тем самым создает необходимые предпосылки для их более глубокого познания, развития и совершенствования. (М. М.)...
|
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ
|
- организация государственной жизни в соответствующей стране на демократических началах: широкие права и свободы граждан; политический плюрализм и многообразие общественных объединений; наличие у населения права выбирать государственные органы и должностных лиц; избирательная система, построенная на состязательности и конкуренции; публичность и гласность деятельности государственных органов; режим законности и др. (См.: Демократия. Демократическая республика). (С. А.)...
|
ФОНД
|
- 1) государственный или государственно-общественный орган, создаваемый для выполнения определенных государственных функций, управления в соответствующей сфере, аккумулирования и организации использования финансовых ресурсов (например, Пенсионный фонд); 2) совокупность финансовых средств целевого назначения, организация использования которых отнесена к ведению соответствующих исполнительных органов (например, Фонд занятости, дорожные фонды и др.); 3) одна из организационно-правовых форм общественных объединений граждан, цель которой заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. (С. А.)...
|
КОНТРОЛЬ
|
- вид деятельности, осуществляемый в целях организации выполнения законов и иных нормативных правовых актов, указаний вышестоящих органов, соблюдения дисциплины, должного использования финансовых средств и имущества, организации работы с предложениями, заявлениями и жалобами граждан и т. д. В прежние годы термин "контроль" широко применялся в различных словосочетаниях, поскольку одной из основ организации жизни государства и общества считался государственный и общественный К. К. ведомственный - К. в рамках тех или иных отраслей (например, К. на транспорте). К. государственный - К. за соблюдением законов и иных нормативных актов, указаний государственных органов, государственной дисциплины и т. д. (см.: Государственный контроль). К. народный - привлечение граждан к выполнению контрольных функций государства. Народным контролем называлась специальная система органов во главе с Комитетом народного контроля, соответственно, СССР, РСФСР. В настоящее время народный контроль не имеет прежнего распространения. К. общественный - наделение общественных организаций (например, профсоюзов), а также общественных комиссий, создававшихся трудовыми коллективами, контрольными полномочиями в отношении государственных учреждений и предприятий. Например, профсоюзы могли контролировать соблюдение администрацией предприятий и учреждений законодательства о труде; общественные комиссии - работу государственных предприятий торговли и общественного питания. К. партийно-государственный - переплетение на отдельных этапах развития страны партийного и государственного К Была создана система специальных органов во главе с Комитетом партийно-государственного контроля СССР. К. партийный - специальная система К.: во-первых, внутри КПСС - за соблюдением нижестоящими организациями партийного устава и решений вышестоящих органов, членами партии - устава и партийной дисциплины; во-вторых, К. партийных организаций за отдельными сторонами работы государственных органов, администраций предприятий, учреждений и организаций, что позволяло вмешиваться в разные стороны производственного процесса и особенно кадровой политики. К. специальный - различные виды специализированного К., применявшиеся и во многом применяемые сегодня. Нередко они переплетаются с функциями надзора - например, К. госавтоинспекции,санитарно-эпи-демиологический К. (надзор) и др. (С. А.)...
|
ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
|
- понятие, во многом совпадающее с понятием "безопасность", данным в Законе РФ "О безопасности" от 5 марта 1992 г. По этому Закону безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Такие интересы, естественно, неразрывно взаимосвязаны. К ним относится совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства, другими словами, обеспечивает права и свободы личности, материальные и духовные ценности общества, а также конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность государства. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. (К. Г.)...
|
ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
|
- обозначение существующей в данном государстве республиканской формы правления, при которой органы власти формируются народом или его представителями. Глава государства избирается либо непосредственно народом, либо парламентом, либо специальной коллегией выборщиков. Периодически назначаются новые выборы, что позволяет гражданам обновлять властные структуры, оказывая доверие другим партиям и движениям. При необходимости проводятся референдумы - всенародные голосования по важнейшим вопросам государственной жизни. Д. р. - это также широкие общественно-политические права и свободы граждан: свобода слова, печати, собраний, манифестаций и др. Это позволяет гражданам участвовать в управлении государственными и общественными делами, обсуждать проекты законов и другие важные вопросы жизни страны. В Д. р. существует общественный контроль за властными структурами, чтобы не допускать произвола и беззакония. (См. также: Демократия.) (С. А.)...
|
ГАИТИ
|
- (Республика Гаити) - государство в западной части одноименного острова в Карибском море, в Центральной Америке. Независимо с 1 января 1804 г. Столица - г. Порт-о-Пренс. Административное деление: 9 департаментов, которые делятся на округа. Предыдущая Конституция была принята в 1964 г., однако долгие годы до и после ее принятия страна была символом диктаторского режима (1957-1971 гг. - Франсуа Дювалье, 1971-1986 гг. - его сын Жан-Клод Дювалье). По Конституции, одобренной референдумом 29 марта 1987 г., Г. - республика. Глава государства и правительства - Президент - избирается сроком на 5 лет. Национальное собрание - двухпалатный парламент. Сенат, состоящий из 27 сенаторов, избирается сроком на 6 лет, треть состава обновляется каждые 2 года. Палата депутатов в составе 83 депутатов избирается всеобщим голосованием сроком на 4 года. Судебная система фактически бездействует. Общественный порядок поддерживает полиция, выполняющая зачастую квазисудебные функции. (А. К.)...
|
ГВАТЕМАЛА
|
- (Республика Гватемала) - государство в Центральной Америке. Независимо с 16 сентября 1821 г. Столица - г. Гватемала. Административное деление: 22 департамента, 315 муниципалитетов. Действующая Конституция вступила в силу 14 января 1986 г., однако в результате военных переворотов и повстанческого движения конституционный строй страны нестабилен. 31 марта 1995 г. между правительством и повстанцами подписано "Соглашение о самобытности и правах коренного населения" (60% населения страны - индейцы), которое призвано положить конец повстанческому движению. Форма правления - президентская республика. Глава государства и правительства - Президент, избирается всенародно сроком на 5 лет. Одновременно на этот же срок избирается и вице-президент. Согласно поправке к Конституции, бывшие диктаторы не могут быть кандидатами в президенты. Однопалатный парламент - Национальный Конгресс - состоит из 80 депутатов, избираемых сроком на 5 лет. Исполнительная власть осуществляется правительством во главе с Президентом. (А. К.)...
|
|
Дальше >>>
|
|
|
|
|