RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ 
    • понятие, порой используемое в науках теории государства и права и конституционного права для характеристики общественных отношений, связанных с конституированном (формированием и внутренней организацией) и порядком (процессом, процедурами) деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.(С. А.)...


    ВОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 
    • совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения по поводу охраны и использования вод - водные отношения. Главным документом является Водный кодекс РФ от 18 октября 1995 г. (С. А.)...


    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 
    • отношения по управлению обществом и государством, осуществлению власти народа. П. о. частично являются государственно-правовыми (конституционно-правовыми) отношениями, частично - неправовыми общественными отношениями. Те и другие группы отношений нередко переплетаются. Например, назначение выборов в парламент, участие в них политических партий и движений, выдвижение ими списков своих кандидатов, основные правила ведения предвыборной агитации - все это политические отношения, закрепленные законодательством. Как партии и движения будут блокироваться друг с другом для ведения борьбы, кого предпочтут выдвинуть, какие конкретно методы пропаганды изберут - это тоже политические отношения, но уже неправовые, т. е. не регулируемые правом.(С. А.)...


    ВНЕШНИЕ ДЕЛА 
    • обобщенное наименование вопросов внешнеполитического (т. е. политические отношения с другими государствами и международными организациями), внешнеэкономического (см.: Внешние экономические отношения), а частично и военного характера, решаемых государством на международной арене.(С. А.)...


    МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО 
    • система правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами в связи с их внешними функциями, а также в связи с личными и материальными интересами физических и юридических лиц. М. п. обращено к международным отношениям: политическим, экономическим, военным, культурным и др. Существует деление М. п. на две части: публичное и частное. М. п. публичное регулирует отношения между государствами как таковыми и межгосударственными организациями. Предмет М. п. частного - гражданско-правовые, семейные, трудовые отношения. Спецификой таких отношений является то, что они касаются территорий и граждан двух и более государств (права собственности, внешнеторговые сделки, перевозки, расчеты, кредитование, авторское и изобретательское право, семейные отношения, наследование и т. д.), а регулируются международными договорами, международными обычаями, судебной и арбитражной практикой. (С. А.)...


    АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО 
    • отрасль права. Регулирует общественные отношения в сфере государственного управления, иначе говоря - отношения, возникающие в связи с осуществлением исполнительной власти в государстве. Использование термина "административное" в наименовании данной отрасли права можно объяснить следующими факторами: эта отрасль права регулирует общественные- отношения, возникающие в связи с деятельностью государственной администрации. т. е. органов, осуществляющих от имени государства текущее управление всеми его делами; в деятельности соответствующих органов достаточно очевидны элементы распорядительства в целях общего и оперативного управления и достижения задач, поставленных перед ними, т. е., образно говоря, "администрирования". (С. А.)...


    ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 
    • обобщенное наименование подразделений государственных органов или органов местного самоуправления, обеспечивающих текущую повседневную деятельность органа, выполнение его функций и(или) функций его руководителей. Обычно к В. а. относятся канцелярии, приемные, общие и организационные отделы, управления делами, административно-хозяйственные отделы, секретариаты и помощники руководителей, отделы по связям с общественностью, аналитические центры, пресс-центры и т. п. (С. А.)...


    НАРОДНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО 
    • система представительных (т. е. избираемых народом) органов государственной власти и местного самоуправления. С понятием "народное представительство" связаны и система отношений Н. п., т. е. отношения по формированию представительных органов, статус депутатов, их взаимоотношения с избирателями, населением, политическими партиями и движениями, организация работы представительных органов, подготовка и принятие актов, законодательный процесс, влияние населения на деятельность представительных органов, отношения представительных органов с иными органами и т. д.(С. А.)...


    ПРЕЗИДИУМ СУДА 
    • структурное образование в суде общей юрисдикции среднего звена (см.: Среднее звено гражданских судов общей юрисдикции), во всех арбитражных судах, а также в Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ. В президиумы гражданских судов общей юрисдикции среднего звена входят председатели этих судов и их заместители по должности, а также дополнительно наиболее квалифицированные судьи соответствующих судов. Количественный состав президиумов этих судов и дополнительно вводимые в них члены определяются указами Президента РФ. Количественный состав Президиума Верховного Суда РФ зафиксирован в Законе РСФСР "О судоустройстве РСФСР" от 8 июля 1981 г. (он должен состоять из тринадцати членов). Назначаются они Советом Федерации по представлению Президента РФ. В соответствии с Законом о военных судах президиумы окружных (флотских) судов действуют в составе председателей, их заместителей, заместителей председателя - председателей судебных коллегий и судебных составов. Во всех судах общей юрисдикции полномочия президиумов сходны. Они выполняют судебные и организационные функции. Их судебные функции заключаются в проверке законности и обоснованности вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Но наряду с этим они, например, в судах среднего звена утверждают по представлению председателей судов составы судебных коллегий из числа судей; рассматривают материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики; заслушивают отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; рассматривают вопросы работы аппарата судов; оказывают помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства. Иначе формируются президиумы в арбитражных судах. В федеральных арбитражных судах округов и арбитражных судах субъектов РФ в президиумы входят по должности председатели судов, их заместители, председатели судебных составов (см.: Арбитражный суд субъекта РФ, Федеральный арбитражный суд округа), а также судьи соответствующих судов, утверждаемые в качестве членов президиумов Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ. Так же формируется состав Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ. Президиумы арбитражных судов основного и среднего уровней выполняют только организационные функции, а Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ - и организационные, и судебные функции (см.: Высший Арбитражный Суд РФ).(К. Г.)...


    МЕСТНАЯ ВЛАСТЬ 
    • любые властные инстанции, действующие на периферии, в Российской Федерации - на уровне субъектов РФ, местного самоуправления. Некоторые ученые подразумевают под М. в. власть местного самоуправления. В этом значении понятие содержится в некоторых нормативных правовых актах, когда, например, городской представительный орган называют органом местной власти. Поскольку власть в РФ, согласно ст. 3 Конституции, исходит от народа, какой-либо М. в. народа не существует. Есть органы государственной власти, местное самоуправление как организационные формы и уровни осуществления власти народа. (С. А.)...


    ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА 
    • материальные, организационные, духовные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью осуществление основных прав и свобод, исполнение обязанностей человека и гражданина и обеспечивающие их охрану от незаконных ограничений и посягательств. Можно выделить четыре группы данных гарантий. 1.Материальные. Для осуществления большинства прав и свобод, а также выполнения обязанностей должны быть созданы экономические предпосылки: в государстве должен быть средний минимум, стандарт экономической обеспеченности прав, свобод и обязанностей для каждого гражданина. 2. Организационные гарантии выражаются в том, что имеется система органов и должностных лиц - государственных и местного самоуправления, - целью которых являются обеспечение и охрана прав и свобод граждан, выполнения ими обязанностей. Эту задачу выполняют все традиционно существующие органы: представительные, исполнительные, судебные. Наряду с традиционными институтами в Российской Федерации появляются новые. Например, в области уголовного судопроизводства вводится суд присяжных, призванный обеспечить в большей степени объективность при рассмотрении определенных категорий дел и гарантировать право человека на жизнь и свободу (ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 47 Конституции). Уже несколько лет в России функционирует Конституционный Суд РФ, одной из сфер деятельности которого является проверка по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан, конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле (ч. 4 ст. 125 Конституции). В субъектах РФ появляются свои конституционные (уставные) суды. Конституция РФ (п. "д" ч. 1 ст. 103) предусмотрела пост Уполномоченного по правам человека, назначаемого на должность Государственной Думой и действующего в соответствии с федеральным конституционным законом. Организационные гарантии заключаются в необходимых действиях, мероприятиях соответствующих органов и должностных лиц, благодаря которым реализуются права, свободы, обязанности граждан и предпринимаются шаги по их защите. 3. Духовные, или идеологические, гарантии связаны с правильным пониманием и отношением в обществе к любым праву, свободе, обязанности. Меняются концепции, в существующие слова вкладывается новый смысл. Это следует разъяснять гражданам. 4. Юридические гарантии можно разделить на две группы. Во-первых, надо четко формулировать и устанавливать механизмы (процедуры) осуществления соответствующих прав, свобод, исполнения обязанностей. Во-вторых, должна быть определена ответственность граждан, их объединений, а также должностных лиц и государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций за правильное осуществление прав и свобод, злоупотребление ими, нарушение их, проявленный произвол по отношению к человеку и гражданину. (С. А.)...


    ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО 
    • отрасль права, нормы которой регулируют имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Основной источник данной отрасли права - Гражданский кодекс РФ 1994 г., а также многочисленные законы и нормативные акты. Гражданское законодательство (ст. 2 ГК) определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Наиболее крупные блоки Г. п. - возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав; граждане (физические лица) и юридические лица как участники гражданского оборота; сделки и представительство; право собственности и другие вещные права; обязательственное право, договор; авторское право; право наследования; семейное право и др. (С. А.)...


    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО 
    • отрасль права, регулирующая так называемые муниципальные отношения, т. е. отношения, складывающиеся в сфере местного самоуправления. Соответственно есть наука "муниципального права", а в учебных заведениях - учебная дисциплина "муниципальное право". В России М. п. - относительно новая категория. В понимании муниципальных отношений нет единства. Можно выделить следующие блоки вопросов М. п.: 1) природа местного самоуправления, его место в системе народовластия; 2) конституционно-правовые основы местного самоуправления; 3) структура (система) местного самоуправления: представительные органы местного самоуправления, иные выборные коллегиальные органы местного самоуправления; глава муниципального образования, иные выборные должностные лица местного самоуправления; институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления (местные референдумы, муниципальные выборы, собрания (сходы) граждан, народные инициативы); территориальное общественное самоуправление; 4) муниципальная собственность, экономические и финансовые основы местного самоуправления; 5)полномочия органов местного самоуправления по руководству хозяйственной, социально-культурной жизнью территории, обеспечению законности и охране прав и свобод граждан; 6) гарантии и ответственность местного самоуправления. (С. А.)...


    ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ 
    • равноправный субъект в составе РФ, согласно Конституции РФ и Уставу (Основному закону) Я.-Н. а. о., принятому Государственной Думой Я.-Н. а. о. 19 сентября 1995 г. Округ входит в Тюменскую область. Административным центром округа является г. Салехард. В Уставе округа широко отражены задачи по обеспечению социальной поддержки различных групп населения на территории округа. Предусмотрено, что органы государственной власти округа и органы местного самоуправления создают правовые, организационные и материальные предпосылки для осуществления коренными малочисленными народами Севера и этническими общностями конкретных видов деятельности в жизненно важных для них сферах, в том числе предоставляют льготные права на землю, организацию традиционных промыслов, получение части дохода от деятельности промышленных предприятий. Устав предусматривает, что экономическую основу округа составляют следующие формы собственности, находящейся на ее территории: федеральная собственность; государственная собственность округа; совместная собственность округа, РФ и других субъектов РФ; муниципальная собственность; собственность этнических семей, родов, общин; частная собственность граждан РФ и юридических лиц; собственность совместных предприятий, иностранных граждан и государств, международных организаций; собственность общественных организаций. Законодательная (представительная) власть в округе осуществляется населением округа непосредственно путем референдумов и Государственной Думой (ГД) округа....


    ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 
    • одна из сфер ведения РФ, закрепленная в п. "л" ст. 71 Конституции РФ. В. э. о. можно условно разделить на три больших блока: общая стратегия участия государства и различных хозяйствующих субъектов в международной экономической деятельности и в отношениях с различными странами; определение путей экономического сотрудничества с конкретными странами, включая предоставление им или получение от них займов, поставку продукции, строительство производственных объектов, привлечение инвесторов и т. д.; внешнеторговая деятельность. (С. А.)...


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь