RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    СОВЕТЫ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ 
    • обобщенное наименование представительных органов государственной власти в СССР по Конституции 1977 и соответственно в РСФСР по Конституции 1978 гг., политическая основа государства (см.: основа). В наименованиях конкретных Советов слова "народных депутатов" использовались с учетом уровня органа. Высшие органы государственной власти СССР, РСФСР, автономной республики назывались Верховными Советами. А в официальных наименованиях всех остальных Советов - краевых, областных, автономных областей, национальных округов, районных, городских, районных в городах, сельских и поселковых, - являвшихся местными органами государственной власти,обязательно добавлялись слова "народных депутатов". (С. А.)...


    СОВЕТЫ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ 
    • обобщенное наименование представительных органов государственной власти в СССР по Конституции 1936 и соответственно в РСФСР по Конституции 1937 гг., политическая основа государства (см.: основа). В наименованиях конкретных Советов слова "депутатов трудящихся" использовались с учетом уровня органа. Высшие органы государственной власти СССР, РСФСР, автономной республики назывались Верховными Советами. А в официальных наименованиях всех остальных Советов - краевых, областных, автономных областей, национальных округов, районных, городских, районных в городах, сельских и поселковых, - являвшихся местными органами государственной власти, обязательно добавлялись слова "депутатов трудящихся". (С. А.)...


    СОЦИАЛЬНАЯ ОСНОВА ГОСУДАРСТВА 
    • совокупность тех социальных слоев общества, которым служит данное государство и на которые оно опирается. Например, согласно ст. 19 Конституции СССР 1977 г. (и соответственно Конституции РСФСР 1978 г.), С. о. СССР составлял нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции. (С. А.)...


    ОСНОВА 
    • понятие, используемое в праве, в том числе конституционном (в единственном и множественном числах) в его исходном семантическом значении, т. е. как база, базис, фундамент чего-либо. Например, гл. 1 Конституции РФ называется "Основы конституционного строя", в ней закреплены начала организации нашего государства и общества. Они являются ключевыми, поэтому данная глава заканчивается статьей 16, гласящей, во-первых, что положения настоящей главы составляют основы конституционного строя РФ и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном самой Конституцией, во-вторых, что никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ. В конституционном праве на различных этапах его развития использовалось несколько специфических понятий, образованных словосочетаниями со словом "основа": политическая основа - система государственных органов, составляющих основу государства, его аппарата (механизма). От них произ-водны и им подотчетны все иные органы государства. Например, ст. 2 Конституции СССР 1936 г. гласит, что политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата, а ст. 2 Конституции СССР 1977 г. говорит о том, что вся власть в СССР принадлежит народу и он осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Аналогичные статьи были и в Конституциях РСФСР 1937 и 1978 гг. Естественно, что понятие "политическая основа" может существовать только в государстве, отдавшем приоритет одному виду органов (представительных) в системе государственных органов. В государстве, построенном на принципе разделения властей, такой подход практически исключается; экономическая основа - О. экономической системы, тип системы хозяйства и собственности, признаваемые господствующими в данном государстве и обществе. Так, согласно ст. 4 Конституции СССР 1936 г., экономическую основу СССР составляли социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком. Статья 10 Конституции СССР 1977 г. гласила, что основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. Такие же нормы были в Конституциях РСФСР 1937 и 1978 гг. На смену им пришли конституционные положения о плюрализме форм собственности, их равной защите государством, свободе экономической деятельности (ст. 8 Конституции РФ); социальная основа - служение государства и общества определенным социальным слоям, или их союз как фундамент общественных отношений. Например, Конституция РСФСР 1918 г. хотя прямо не использует понятие "социальная основа", но гласит, что Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Конституция СССР 1936 г. говорит о том, что СССР есть социалистическое государство рабочих и крестьян и что вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся. Конституция СССР 1977 г. определяет СССР как социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех нации и народностей страны. Вместе с тем Конституция прямо вводит понятие "социальная основа": согласно ст. 19, "социальную основу СССР составляет нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции". Нынешняя концепция общества и власти в РФ, не исключая социальной природы государства, его служения различным слоям общества (Конституция содержит специальную ст. 7, характеризующую Российскую Федерацию как социальное государство), тем не менее не рассматривает классовые начала организации общества и власти в качестве основополагающих.(С. А.)...


    КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ 
    • отраженные в конституции и реально существующие устои жизни общества и государства. Существующий в Российской Федерации конституционный строй характеризуется рядом основополагающих черт. Это - народовластие (народный суверенитет); наличие Российского государства как организации всего народа; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; демократия как основа образа жизни и политического режима в России; идеологическое многообразие и политический плюрализм; свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности. (С. А.)...


    ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО 
    • сущность власти и государства, его политическая и экономическая основы, характер хозяйственной жизни и исходные начала положения личности в государстве. Так, в гл. 1 "Общественное устройство" Конституции СССР 1936 г. закреплялись природа СССР как социалистического государства рабочих и крестьян, принадлежность власти трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся, положение Советов как политической основы СССР, экономическая основа СССР, формы и виды собственности, плановый характер народного хозяйства, провозглашение труда обязанностью и делом чести каждого.(С. А.)...


    ФС РФ 
    • н не имеет компетенции, которую палаты осуществляли бы на совместных заседаниях. Более того, согласно ст. 100 Конституции РФ, СФ и ГД заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только для заслушивания (но не для обсуждения) посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств. Основа отношений между палатами ФС РФ - принцип верхней и нижней палат. СФ считается верхней, ГД - нижней палатой. Принцип верхней и нижней палаты не означает, что между ними существует соподчиненность; ГД не подчинена СФ. Палаты - самостоятельны. Само понятие верхней и нижней палат связано с законодательным процессом. Движение законопроекта как бы идет "снизу вверх". Поскольку первой законопроекты должна рассматривать ГД, ее и именуют нижней палатой. Далее принятый ею закон поступает в СФ, поэтому его называют верхней палатой. У СФ есть право как одобрить, так и не одобрить принятый ГД закон. Однако если ГД не согласится с мнением СФ, она может принять закон повторным голосованием, но уже квалифицированным большинством - не менее чем двуми третями от общего числа депутатов ГД....


    ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ 
    • полномочия и деятельность по управлению обществом и государством. П. в. - это в значительной мере государственная власть, т.е. управление делами государства и общества через систему государственных органов с участием в этом процессе также негосударственных организаций, использующих те или иные средства влияния на государственные органы, а через них - на управление государством и обществом. Однако "политическая власть" - понятие более широкое и может охватывать также систему негосударственных методов воздействия на общество и граждан. Причем зачастую, с учетом политического режима в стране, они могут иметь не меньшее значение, чем государственная власть, а то - и предопределять ее действия. Известно, в частности, какую важную роль играли в СССР программы Коммунистической партии, решения и директивы съездов КПСС как основа политического и государственного руководства жизнью страны. В политической жизни отдельных стран и регионов важную роль могут играть расстановка сил правящей партии и оппозиции, влияние социальных, территориальных, имущественных кланов, религии. П. в. - это также средства воздействия политической партии, движения на членов партии, участников движения: это и проведение массовых демонстраций, митингов, шествий, и иных мероприятий, участники которых организованы, следуют одной команде и цели повлиять на политическое состояние общества и действия властных структур. Этот тип П. в. получил наименование "общественная власть". На местном уровне разновидностью П. в. можно считать власть местного самоуправления, которая, согласно Конституции РФ, отделена от государственной власти, но взаимодействует с нею, используя различные средства привлечения населения к выработке, принятию и реализации решений по управлению жизнью соответствующих территорий. П. в. называют также публичной властью исходя из того, что она осуществляется в обществе и адресована широким массам.(С. А.)...


    ДЕМОКРАТИЯ 
    • понятие, широко распространенное в общественных науках. Как конституционно-правовая категория Д. включает в себя следующие элементы: 1) Такой строй и такой образ жизни, когда народ сам управляет всеми своими делами: и государственными, и общественными. Над ним никто не должен стоять. Органы законодательной власти и руководящие лица системы исполнительной власти избираются народом и ответственны перед ним. "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону" (ч. 4 ст. 3 Конституции РФ). Таким образом, в конституционно-правовом аспекте Д. - это демократическое государство, имеющее необходимый набор институтов: действующие публично органы государственной власти; распределение между ними ответственности по принципу разделения властей, учет общегосударственных и территориальных, а также национальных интересов в управлении; избирательная система, дающая состязательность и конкуренцию, обеспечивающая свободное волеизъявление избирателей; совершенная правовая система, в том числе развитое законодательство и гибкий законодательный процесс, органы, стоящие на страже законности, и т. д. 2) Свобода личности, наличие у каждого человека широкого круга закрепляемых в конституции и других юридических актах личных, общественно-политических и социально-экономических прав и-свобод, их гарантий и средств защиты. 3) Основанный на конституции политический плюрализм, т. е. возможность существования и участия в формировании политических институтов и государственных решений разнообразных общественных объединений граждан. В обществе должны обеспечиваться гласность, полная информация, право граждан обсуждать важнейшие проблемы, высказывать свое мнение и добиваться законными способами его учета в актах и действиях соответствующих органов. 4) Внутреннее осознание (ощущение) гражданином своей полезности обществу, необходимости участия в его жизни в форме обсуждения проектов законов, участия в референдумах и т. д. о) Как основа конституционного строя, Д. - это дисциплина, организованность, ответственность личности перед обществом и государством (а не только их ответственность перед личностью). Д. несовместима с анархией, несоблюдением закона, пренебрежением к интересам других людей. (См. также: Непосредственная демократия. Непосредственное народовластие. Представительная демократия. Производственная демократия.) (С. А.)...


    ПОЛИТИЧЕСКОЕ УБЕЖИЩЕ 
    • предоставление возможности соответствующему лицу неограниченное время пребывать (проживать) на территории государства и пользоваться его защитой как в отношении этого лица, так и членов его семьи. Предоставление осуществляется согласно Конституции РФ (ст. 63) в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Основа запрашивания и предоставления П. у. - общественно-политическая деятельность и убеждения лица. В Российской Федерации Указом Президента от 21 июля 1997 г. утверждено "Положение о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации", устанавливающее: Российская Федерация предоставляет П. у. лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Предоставление П. у. в РФ производится указом Президента РФ. Лицо, желающее приобрести П. у., обязано в течение 7 дней по прибытии на территорию РФ или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности или обычного местожительства, обратиться в территориальный орган Федеральной миграционной службы (ФМС) РФ по месту своего пребывания с письменным ходатайством, которое при наличии достаточных оснований для предоставления П. у. направляется в ФМС. Последняя рассматривает ходатайство, запрашивает заключения МВД РФ, МИД РФ, ФСБ РФ и затем направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления данному лицу П. у. Комиссия рассматривает ходатайства и материалы к ним и по каждому ходатайству вносит свои предложения Президенту РФ для принятия решения. Предоставление П.у.распространяется и на членов семьи при условии их согласия. Согласия детей, не достигших 14 лет, не требуется. Лицу, которому предоставлено П. у., а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством. Лицо, которому предоставлено П, у., утрачивает право на П. у. в случаях: возврата в страну своей гражданской принадлежности или обычного местожительства, которую оно покинуло; выезда на жительство в третью страну; добровольного отказа от П. у. в РФ; приобретения гражданства РФ или другой страны. Лицо может быть лишено предоставленного ему П. у. в РФ по соображениям государственной безопасности, в случае занятия деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН, либо если это лицо совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный судебный приговор.(С. А.)...


    ФЕДЕРАЛИЗМ 
    • в конституционном праве одна из форм устройства государства (другой является унитаризм, или унитарное государство). Суть Ф. заключается: а) в характере внутренней структуры государства; б) в характере связей центра и частей федеративного государства; в) в специфике прав центра и субъектов федеративного государства. Рассмотрим эти черты более подробно. 1) Если унитарное государство делится на административно-территориальные единицы, то федеративное государство состоит из субъектов, которые могут быть государствами (это касается прежде всего республик), национально-территориальными (автономными) образованиями или территориальными единицами со специфическим статусом, превращающим их скорее в территориально-государственные (государственно-территориальные) единицы. 2) Характер отношений центра и субъектов в федеративном государстве выражается, как правило, в том, что субъекты равноправны в отношениях с федеративным государством и друг с другом. Они имеют представительство на федеральном уровне, вправе обращаться в федеральные органы, т. е. в тех или иных специальных организационных формах могут участвовать в решении интересующих их вопросов на федеральном уровне. В унитарном государстве у административно-территориальных единиц тоже есть возможности влияния на решение вопросов в центре, однако они гораздо скромнее и выражаются, как правило, в виде просьб и ходатайств, далеко не всегда юридически обязательных для центральных органов. 3) С этим связан и еще один фактор: в унитарном государстве высока степень централизованного руководства и регулирования жизни государства, в федеративном - на уровне федерации концентрируются важнейшие вопросы жизни страны, далее предполагается большая мера децентрализации как в руководстве делами, так и их правовом регулировании. Унитарное государство имеет чаще всего единую правовую основу статуса административно-территориальных единиц. В федеративном государстве наряду с федеральной базой существует основа и в самих субъектах федерации (например, в Российской Федерации - конституции республик и уставы остальных субъектов, право законодательства субъектов). В унитарном государстве возможна большая мера вмешательства (специалисты говорят "интервенции") центра в дела территорий. В федеративном государстве это также не исключается, но масштабы вмешательства меньше и происходит оно только при экстремальных ситуациях или явном нарушении субъектом законодательства федерации, ущемлении прав и свобод человека и гражданина. Если в унитарном государстве наблюдаются директивные средства воздействия центра на административные единицы, включая отмену их актов и действий, в федеративном государстве такие средства применяются как исключение. Более естественным путем является предложение субъекту самому исправить положение либо оспаривание его акта в федеральном органе конституционного правосудия и контроля (см.также: Российская Федерация - Россия. Субъекты Российской Федерации. Федерация). (С. А.)...


    КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
    • Основной Закон нашего государства. Действующая К. РФ принята путем всенародного голосования (референдума) 12 декабря 1993 г. В нем приняло участие 58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированных, или 54,8% внесенных в списки избирателей. За принятие Конституции РФ проголосовало 32 млн. 937 тыс. 630, или 58,49с избирателей, .принявших участие в голосовании. Задача К. РФ - оформление отказа России от советской формы власти, утверждение нового конституционного строя, демократизма государства и общества, политического плюрализма, основных прав и свобод человека и гражданина, институтов государственной власти и основ местного самоуправления, федеративного устройства государства, плюрализма форм собственности и свободы предпринимательской деятельности. В сжатом виде можно выделить следующие особенности структуры и содержания К. РФ 1993 г. Многие конституции имеют преамбулу - вводный текст, - как правило, с политической направленностью. Назначение преамбулы - осветить пройденный страной путь, дать характеристику общества на современном этапе его развития, раскрыть сущность и главные задачи государства, цели конституции и провозгласить ее принятие. Объем преамбулы - дело конкретной страны и подхода создателей конституции. Текст преамбулы К. РФ невелик и лаконичен. Но несмотря на компактность, преамбула все же имеет концептуально-идеологическую нагрузку. Так, она содержит идею приоритета прав и свобод человека, настраивает общество на внутренний (гражданский) мир. В преамбуле последовательно отражена идея сохранения государственного единства России, возрождения ее суверенной государственности в сочетании с равноправием и самоопределением народов; подчеркнута направленность усилий на то, чтобы обеспечить благополучие и процветание России, думать об ответственности за настоящее и будущее и жить по правилам мирового сообщества. Такое емкое содержание при компактном тексте - несомненная удача составителей Конституции. Конституция РФ состоит из Раздела первого - это ее основной текст - и Раздела второго "Заключительные и переходные положения". Раздел первый делится на 9 глав. В главе 1 "Основы конституционного строя" К. РФ отражает следующие характеристики конституционного строя России: а) наличие Российского государства как государственной основы конституционного строя и его выражения в масштабах всей страны. В ст. 1 провозглашается, что Российская Федерация - Россия - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; б) народовластие. Согласно К. РФ (ст. 3), носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народный суверенитет означает, во-первых, принадлежность народу всей полноты власти в данной стране, во-вторых, возможность осуществления народом принадлежащей ему власти как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления; в) признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. В соответствии с К. РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2). Провозглашая этот принцип конституционного строя, Россия учитывает международный опыт и цели цивилизации, отраженные во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. и гласящей: признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; г) демократия как основа образа жизни в России и ее политического режима; д) идеологическое многообразие и политический плюрализм. Ст. 13 К. РФ гласит, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной, или обязательной. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Гражданам гарантируется право на объединение. Общественные объединения - равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни; е) свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности. В соответствии с К. РФ (ст. 8) в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В главе 2 "Права и свободы человека и гражданина" К. РФ отражает ценности мирового сообщества и эволюцию подхода нашей страны к основам статуса личности. Приоритет личности, ее прав и свобод является одной из основ конституционного строя РФ. Исходными принципами, которые развивают эти постулаты и стали базовыми в конституционном статусе личности в РФ, являются: свобода личности; принадлежность человеку от рождения основных прав и свобод и их неотчуждаемость; соответствие статуса личности в Российском государстве требованиям и стандартам, сложившимся в мировом сообществе; сочетание индивидуальных интересов личности с интересами других лиц, общества и государства; всеобщность основных прав, свобод и обязанностей; юридическое равенство, т.е. равноправие граждан, включая равенство всех перед законом и судом, равные права и свободы для мужчины и женщины; непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина, соответствие статуса личности конституционным основам и его закрепление в текущем законодательстве и практической реализации; гарантированность конституционного статуса личности, ее прав и свобод. Особенностью конституционного регулирования, которая была заложена еще в некоторых новых актах Союза ССР, затем в актах РФ, а теперь нашла отражение в действующей К. РФ, является провозглашение новой концепции основных прав и свобод. В прежних подходах человек рассматривался как часть определенной социально-экономической системы, далее - как непременный, активный участник политической жизни страны и затем уже шла речь о человеке как об индивиде, личности, до известных пределов неприкосновенной для публичного интереса и охраняемой государством. Отсюда - деление основных прав и свобод на группы: социально-экономические; политические; личные. Поскольку сейчас на первом плане человек, его достоинство, индивидуальная свобода, возможности свободно распоряжаться своими воззрениями, силами и способностями, в К. РФ личные права и свободы также стоят на первом месте. Не исключая интереса личности к публичной сфере, нельзя в то же время все сводить к политическому началу. Наряду с отношениями политического властвования есть еще и отнюдь не всегда политизированная, а нередко и далекая от политики, общественная жизнь, удовлетворяющая потребности и интересы многих людей и основывающаяся, в принципе, на тех же правах и свободах. Поэтому вторая группа теперь - не политические, а общественно-политические, или публично-политические права и свободы. Безусловно, следует сказать и о месте человека в системе социально-экономических связей,поскольку каждый человек должен что-то делать и чем-то пользоваться для поддержания своего материального существования и социального положения. Причем и содержание социально-экономических прав, и их последовательность стали принципиально иными, чем раньше. На первом плане - свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности, право частной собственности, свобода труда, затем уже - все остальное. Наконец, большое внимание уделяется теперь обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина. Помимо того что гарантии сопровождают указанные выше права и свободы, появляется потребность в выделении в К. РФ специальной группы основных прав, служащих для обеспечения всех иных прав и свобод личности. В главе 3 "Федеративное устройство" учтено, что Россия - федерация, имеющая три вида субъектов - республики (государства), национально-территориальные образования (автономная область, автономные округа), территориальные (или территориально-государственные) образования (края, области, города федерального значения). К. РФ 1993 г. фиксирует этот же субъектный состав РФ. Вместе с тем она четко определяет, что субъекты РФ являются равноправными между собой и в отношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 1 и 4 ст. 5). В соответствии с К. РФ (ч. 3 ст. о) федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ. К. РФ выделяет принцип единства государства. Она использует понятие "суверенитет" только по отношению к Российской Федерации и провозглашает, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Определено, что К. РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории государства. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Уважая право субъектов на свою территорию, Российская Федерация, тем не менее, не допускает установления внутренних таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Виды форм собственности, определенные К. РФ, могут существовать на территории каждого субъекта РФ и им обеспечивается равная защита государства. Денежная единица - едина для всей страны, а общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом. К. РФ определяет вопросы ведения РФ, сферы совместного ведения РФ и субъектов РФ. Она провозглашает принцип: вне пределов ведения РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73). Обеспечивая самостоятельность субъектов, К. РФ, тем не менее, исходит из необходимости единства основ их системы органов государственной власти, системы местного самоуправления, законодательства субъектов. Поэтому она оставляет в ведении РФ установление общих принципов организации государственной власти и местного самоуправления в субъектах РФ. В отношении законодательства К. РФ требует соответствия актов субъектов РФ Конституции и законам РФ, но в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъек-та, изданным последним, в правовых рамках действует акт субъекта РФ. Задачей К. РФ является установление формы государственного правления и системы органов власти. Из существующих на этот счет основных форм - парламентарной(парламентской) и президентской - республик наша К. РФ для 4:>едерального уровня явно предпочла не просто президентскую, а "суперпрезидентскую" форму республики. В главе 4 "Президент Российской Федерации" отражены следующие важнейшие элементы правового статуса Президента: он является главой государства; избирается народом путем прямых выборов; является гарантом К. РФ, прав и свобод человека и гражданина; стоит как бы над другими государственными органами, поскольку обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; в соответствии с К. РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; руководит их осуществлением; назначает с согласия ГД Председателя Правительства РФ и самостоятельно (хотя формально по предложению Председателя) - остальных членов Правительства; фактически направляет работу Правительства, а согласно К. РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, может отправить Правительство в отставку; представляет кандидатуры на ряд высших государственных должностей - членов Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора РФ, Председателя Центробанка РФ; отвечает за обеспечение безопасности государства, формирует и возглавляет Со- вет Безопасности РФ; отвечает за руководство обороной страны, утверждает военную доктрину РФ, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, назначает и смещает высшее командование Вооруженных Сил РФ, объявляет военное или чрезвычайное положение; назначает выборы ГД, распускает ГД в случаях и порядке, предусмотренных К. РФ, вносит законопроекты в ГД, подписывает и обнародует федеральные законы, обладает правом вето; назначает референдумы РФ; регулирует своими указами (а порой и распоряжениями) общественные отношения, в том числе по вопросам, составляющим предмет федеральных законов - в случае их отсутствия и на период до принятия соответствующих законов; обращается к Федеральному Собранию с посланиями о положении в стране, основных направлениях внутренней и внешней политики России. В главе 5 "Федеральное Собрание" К. РФ закрепила основы его статуса как парламента, представительного и законодательного органа РФ. К. РФ предпочла принципу равенства палат принцип верхней и нижней палаты. В К. РФ возможности парламента как бы ограничены двумя функциями - представительством народа и законотворчеством. На самом деле Федеральное Собрание и его палаты осуществляют и другие функции - участвуют в высшем руководстве делами страны, формировании некоторых государственных органов и назначении определенного круга должностных лиц, в парламентском контроле. Нижняя палата - Государственная Дума - по К. РФ работает на профессиональной постоянной основе, состоит из 450 депутатов. Половина из них избирается по мажоритарной системе по одномандатным избирательным округам, другая - по пропорциональной системе по спискам политических партий и движений. Верхняя палата - Совет Федерации - формируется по принципу вхождения в нее по два представителя от каждого субъекта РФ - от представительного и исполнительного органов государственной власти. К. РФ предопределяет, что палаты обязаны работать самостоятельно. Законодательный процесс начинается с рассмотрения проекта закона в ГД, затем принятый ею закон передается в СФ на одобрение его верхней палатой, после чего закон поступает к Президенту РФ для подписания и опубликования. Каждая следующая инстанция в рассмотрении закона может не согласиться с мнением предшественника(ов). В этом случае позиции согласовываются или, соответственно, ГД либо ГД и СФ принимают закон не простым, а квалифицированным большинством голосов, т. е. не менее чем двумя третями голосов. В главе 6 "Правительство Российской Федерации" К. РФ определяет Правительство как орган, осуществляющий исполнительную власть в РФ. Если судить по основным указанным в К. РФ направлениям деятельности, Правительство отвечает за все - за бюджет, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, социально-культурной политики; осуществление управления федеральной собственностью, а также мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ, обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Более четко проявляется роль Правительства как органа в осуществлении стратегии в экономической и социальной сферах. В главе 7 "Судебная власть" определяется, что правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система РФ устанавливается К. РФ и федеральным конституционным законом. К. РФ закрепляет принципы независимости судей и их подчинения только К. РФ и федеральному закону, несменяемости судей и их неприкосновенности. В системе судов на первое место поставлен Конституционный Суд. К. РФ определяет Верховный Суд РФ как высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, а Высший Арбитражный Суд РФ - как высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. В эту же главу включена статья о прокуратуре РФ. Она составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Однако никаких задач и полномочий прокуратуры К. РФ не закрепляет, а только определяет, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом. В К. РФ содержатся многие правила относительно обеспечения прав граждан в области правосудия и организации судебной системы в РФ. В К. РФ имеется отдельная группа основных прав граждан по защите других прав, которая большинством норм как раз призвана гарантировать справедливое и объективное правосудие в нашей стране. Особенность К. РФ 1993 г. по сравнению с предшествующими заключается в том, что она не закрепляет даже основ системы органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Статья 77 К. РФ гласит, что эта система органов субъектов устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Зато Конституция содержит ряд норм относительно местного самоуправления, которое является частью конституционного строя РФ. В главе 8 "Местное самоуправление" говорится, что оно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Закон может наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Местное самоуправление обеспечивается правом на судебную защиту, запретом на ограничение прав местного самоуправления и другими гарантиями. Глава 9 называется "Конституционные поправки и пересмотр Конституции". Согласно ст. 134 К. РФ, предложения о поправках и пересмотре положений К. РФ могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов СФ или депутатов ГД. В гл. 9 ее положения о порядке изменения К. РФ разделены на четыре части. Первая часть - это положения гл. 1 "Основы конституционного строя", гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина" и самой гл. 9. Эти положения не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. ФС вправе лишь дать изначальную оценку соответствующих предложений. Часть 2 ст. 135 К. РФ гласит, что если предложение о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 К. РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД (обеих палат), то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Оно, согласно ч. 3 ст. 135, либо подтверждает неизменность К. РФ, либо разрабатывает проект новой К. РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования К. РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей (от списочного состава). Вторая часть - это поправки к гл. 3-8 К. РФ (т. е. к ее остальному тексту). В соответствии со ст. 136 они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона (согласно ст. 108 К. РФ, для принятия такого закона требуется не простое, а квалифицированное большинство голосов - не менее трех четвертей в СФ и двух третей в ГД). Однако этого недостаточно: принятые поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. В постановлении КС РФ от 31 октября 1995 г. по делу о толковании ст. 136 говорится, что поправки к гл. 3-8 принимаются в форме особого правового акта - закона РФ о поправках к Конституции РФ. Этот акт - Федеральный закон "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" принят в 1998 году. Третья часть - это изменения ст. 65 Конституции РФ, касающиеся состава субъектов РФ. Согласно ч. 1 ст. 137, они вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ. Четвертая часть - это изменения, касающиеся наименования субъекта РФ. В ч. 2 ст. 137 К. РФ указано, что в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65 К. РФ. КС РФ в постановлении от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 К. РФ определил, что изменения наименования субъекта включаются в текст ст. 65 указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им (субъектом) порядке. Заканчивается К. РФ Разделом вторым ''Заключительные и переходные положения". В нем объявляется, что К. РФ вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования, а этот день - 12 декабря 1993 г. - считается днем принятия Конституции РФ. Одновременно прекращается действие Конституции 1978 г. (с последующими изменениями и дополнениями). В Разделе втором четко обозначен приоритет К. РФ перед иными актами. Если ей не соответствуют положения Федеративного договора, других договоров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов, а также договоры между органами власти субъектов РФ, действуют положения К. РФ. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу К. РФ, применяются в части, не противоречащей ей. (С. А.)...







Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь