RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    ОСОБЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ 
    • категория, используемая российским законодательством применительно к нестандартным ситуациям, когда требуется создание специальных государственных органов для выполнения задач специального и/или чрезвычайного характера. Например, О. ф. у. могут вводиться на территории, где введено чрезвычайное положение.(С. А.)...


    ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ 
    • в соответствии с Федеральным законом "Об обороне" от 24 апреля 1996 г. особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающий ограничения прав и свобод. Вводится на всей территории РФ или в отдельных ее местностях в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации. В Российской Федерации право введения В. п. предоставлено Президенту РФ. Согласно Конституции РФ, в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ч. 2 ст. 87). Совет Федерации должен утвердить соответствующий указ Президента (ст. 102 Конституции). Режим В. п. определяется федеральным конституционным законом (который еще не принят). Согласно ФЗ "Об обороне", Президент РФ объявляет состояние войны, общую и частичную мобилизацию, В. п. на всей территории РФ или в отдельных ее местностях. Он отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами о ведении военных действий. Президент вводит в действие нормативные акты военного времени, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении. Таким образом, В. п. характеризуют: особые правила (порядок) деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; возможность создания специальных государственных органов либо возложения определенных функций на существующие; временные ограничения прав и свобод граждан и их объединений; возможность ведения военных действий, передвижения войск; применение средств защиты, маскировки и т. п.; особый статус территории, включая въезд, выезд, передвижение и др.; ужесточение дисциплины и ответственности; специфические правила использования государственного и иного имущества; особые нормативные акты для В. п. и др. (Для сравнения см.: Чрезвычайное положение.) Окончание (отмена) В. п. должно быть объявлено также указом Президента РФ. (С. А.)...


    ДЕПАРТАМЕНТ 
    • 1) административно-территориальная единица в отдельных странах (например, во Франции); 2) государственный орган (например, государственный Д. США - аналог Министерства иностранных дел в ряде стран). В дореволюционной России - государственный орган либо подразделение государственного органа. В годы советской власти понятие "департамент" не использовалось. В настоящее время в Российской Федерации снова имеет применение. На федеральном уровне Д. - чаще всего подразделение федеральных органов исполнительной власти, ведающее одним из направлений деятельности органа. На уровне субъектов РФ Д. обычно называют отраслевые органы управления (т. е. прежние главные управления, управления, отделы). (С. А.)...


    ФРОНТ 
    • распространенное название такой организационно-правовой формы общественных объединений граждан, как движение (массовое движение). (С. А.)...


    РАЙОН 
    • понятие, которое в соответствии с его семантическим значением используется в праве, в том числе в конституционном, в разных аспектах. В частности, Р. - одна из административно-территориальных единиц. Территория субъекта РФ имеет в своем составе районы и города. В этом плане Р. - административно-территориальная единица в сельской местности (сельский Р.). Р. в сельской местности имеет достаточно развитую социально-экономическую инфраструктуру. В большинстве субъектов РФ Р. является территорией местного самоуправления, т. е. муниципальным образованием, здесь избираются представительный орган местного самоуправления (районное собрание депутатов, представителей) и глава Р. В сельской местности Р. делится на сельсоветы, волости, сельские округа, охватывающие группы сельских населенных пунктов (сел и деревень), поселки. В некоторых субъектах РФ концепция местного самоуправления относительно Р. не применяется, поэтому на данном уровне образуются не органы местного самоуправления, а органы государственной власти. На фактической деятельности органов управления Р. их трактовка как органов местного самоуправления или органов государственной власти мало отражается. Большие города, как правило, делятся на Р. (городские Р.), также являющиеся административно-территориальными единицами. В одних субъектах городские Р. рассматриваются как муниципальные образования с созданием здесь представительного органа и избранием главы Р.; в других городской Р. считается лишь единицей административного управления, где создаются подразделения городской администрации. Понятие "район" используется в законодательстве также для обозначений определенных достаточно больших территорий, применительно к которым устанавливаются особые условия снабжения, труда: например, Р. Крайнего Севера, Р. Сибири и др. Федеральный закон "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской федерации" от 24 мая 1996 г. говорит о Р. с дискомфортными условиями проживания, с ограниченными сроками ввоза продукции. Естественно, имеются в виду не конкретные административно-территориальные единицы, а территории со специфическими условиями. В последующих нормативных правовых актах определяется, какие конкретно административно-территориальные единицы подпадают под указанные характеристики, что крайне важно для обеспечения населения, создания условий жизнедеятельности, предоставления социальных льгот и т. д. Наконец,понятие "экономический район" используется для обозначения определенных регионов нашей страны, охватывающих группы соседних субъектов РФ, имеющих примерно общие природно-климатические и демографические характеристики, давние хозяйственные связи. Сегодня в рамках таких Р. создаются ассоциации местных властей, координирующих и объединяющих усилия отдельных субъектов РФ. (С. А.)...


    ПРЕЦЕДЕНТ 
    • решение судебного органа по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении аналогичных дел. Существует два вида П.: судебный (решение, принимаемое по гражданским и уголовным делам) и административный (решение, принимаемое административными органами или административными судами). Наиболее распространенной формой права является судебный П. П. как источник права известен с древнейших времен. В Древнем Риме в качестве П. выступали устные заявления (эдикты) или решения по конкретным вопросам преторов и других магистратов. П. как источник права широко использовался также в средние века. В настоящее время используется как один из основных источников права в правовых системах Австралии, Великобритании, Канады, США. В дореволюционной России отношение к П. было неоднозначным: одни юристы признавали его в качестве дополнительной, вспомогательной по отношению к закону формы права, другие - отрицали. Впоследствии отечественная юридическая наука не признавала П. в качестве самостоятельной формы (источника права).(М. М.)...


    ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ 
    • особый правовой режим деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий установленные законом ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Ч. п. является временной мерой и может вводиться исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и охраны конституционного строя государства. Целью введения Ч. п. являются скорейшая нормализация обстановки, восстановление законности и правопорядка, устранение угрозы безопасности граждан и оказание им необходимой помощи. В Российской Федерации, согласно ст. 88 Конституции РФ, Ч. п. на территории РФ или в отдельных ее местностях вводит Президент РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом. Президент незамедлительно сообщает о введении Ч. п. Совету федерации (СФ) и Государственной Думе (ГД). Последняя принимает сообщение Президента РФ к сведению, а СФ утверждает указ Президента РФ о введении Ч. п.; если СФ не утвердит указа, Ч. п. не считается введенным. Конституции и уставы некоторых субъектов РФ дают право соответственно их президентам и губернаторам на введение Ч. п. на части территории субъекта по согласованию с законодательными (представительными) органами власти субъекта. Федеральный конституционный закон о Ч. п. еще не принят. В Российской Федерации пока действует Закон о чрезвычайном положении от 17 мая 1991 г. Ч. п. вводится лишь в условиях, когда обстоятельства, служащие основанием для введения Ч. п., представляют собой реальную, чрезвычайную и неизбежную угрозу безопасности граждан или конституционному строю, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер. Данный Закон называет следующие основания введения Ч. п.: а) попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, блокада отдельных местностей, угрожающая жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов; б) стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения и требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ. По Закону срок действия Ч. п. на всей территории РФ не может превышать 30 дней, на части ее территории - 60 дней. Продление срока действия Ч. п. - возможно. Оно производится в том же порядке, как и первичное его введение. На территории, где введено Ч. п., указом о введении Ч. п. или иным указом Президента могут быть введены особые формы управления. Суть последних заключается в следующем: органы исполнительной власти территории могут быть поставлены в прямое подчинение Президенту РФ; Президент РФ может назначить специальный орган (из числа существующих) для управления в условиях Ч. п., в том числе и с подчинением ему органов исполнительной власти соответствующей территории; для координации работ по ликвидации обстоятельств, вызвавших введение Ч. п., а также в случае ненадлежащего осуществления своих функций органами власти и управления территории, на которой введено Ч. п., могут быть образованы специальные временные органы. Этим органам могут быть переданы полностью или частично распорядительные и исполнительные полномочия органов власти и управления на территории, где введено Ч. п.; в исключительных случаях при введении Ч. п. министру внутренних дел и руководителю ФСБ РФ может быть поручено создание совместного оперативного штаба и назначение коменданта территории, на которой введено Ч. п. В случае создания специальных временных органов, оперативного штаба и назначения коменданта территории полномочия местных представительных и исполнительных органов могут быть временно ограничены либо приостановлены органом, принявшим решение о введении Ч. п. Государственные органы, осуществляющие управление в условиях Ч. п., могут наделяться чрезвычайными полномочиями для восстановления нормального положения. В том числе эти органы вправе предусматривать временное ограничение прав и свобод граждан, кроме возможности применения пыток, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, ограничения права на жизнь, свободу мысли, совести, религии, применения обратной силы уголовного закона. Органы, созданные для непосредственного управления территориями Ч. п., вправе издавать обязательные к исполнению на данной территории приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима Ч. п. Общие меры, которые могут устанавливаться на период Ч. п.: особый режим въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения на территории Ч. п.; усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения; запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий; запрещение забастовок; ограничение движения транспортных средств и их досмотр. В случае если Ч. п. вводится по соображениям защиты конституционного строя, массовых беспорядков и т. п., возможны следующие дополнительные меры: комендантский час, т. е. запрет находиться на улицах и в иных общественных местах в установленное время суток без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность; ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры; временный арест печатной продукции, а также звукоусиливающих технических средств и множительной аппаратуры до отмены Ч. п.; приостановление после соответствующего предупреждения деятельности партий, движений и иных общественных объединений, препятствующих нормализации обстановки; проверка документов в местах скопления граждан, а в исключительных случаях - личный досмотр граждан, вещей, жилища и транспортных средств; ограничение продажи спиртных напитков, ядовитых веществ, оружия; выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности. Если Ч. п. вводится по соображениям защиты жизни и здоровья людей при стихийных бедствиях, эпидемиях и др., могут быть применены следующие дополнительные меры: временное выселение (эвакуация) граждан с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений; введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости; установление карантина; мобилизация ресурсов государственных предприятий, учреждений и организаций, изменение режима их работы, переориентация на выпуск необходимой в условиях Ч. п. продукции, на аварийно-спасательные и восстановительные работы; отстранение от работы руководителей государственных предприятий,учреждений и организаций при ненадлежащем исполнении ими своих обязанностей и назначение временно исполняющих обязанности; в исключительных случаях - мобилизация трудоспособного населения и транспортных средств граждан для проведения аварийно-спасательных работ. В условиях Ч. п. возможны особые меры административной ответственности, устанавливаемые законом, - как правило, более высокие штрафы и арест на срок до 30 суток. Однако деятельность органов суда и прокурорского надзора не приостанавливается. (С. А.)...


    ГОРОДСКОЙ РАЙОН 
    • единица административно-территориального устройства. На городские районы делятся многие крупные города, насчитывающие, как правило, более 150 тыс. жителей. В одних субъектах РФ Г. р. признаются единицами местного самоуправления, муниципальными образованиями, т. е. здесь избираются представительные органы и должностные лица местного самоуправления. В других субъектах РФ Г. р. являются лишь базой для организации управления городом, и здесь создаются только подразделения городских органов управления. Вопрос о преимуществах той или другой модели является дискуссионным. (С. А.)...


    ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 
    • коллегиальный или единона-чальный государственный орган, осуществляющий особый вид государственной деятельности, связанный с исполнением законов и иных нормативных правовых актов, организацией управления сферами и отраслями государственного и хозяйственно-культурного строительства, совершением в этих целях распорядительных действий. О. и. в. делятся на органы общей компетенции, которые ведают всеми или многими вопросами исполнительной деятельности (например, правительство, областная администрация и др.), и органы специальной компетенции, ведающие отдельными сферами и отраслями (например, министерство, департамент и др.). Последние делятся на отраслевые (руководят конкретными отраслями управления) и межотраслевые (осуществляют функции межотраслевого управления, координации, контроля, регулирования). В РФ О. и. в. могут быть федеральными или О. и. в. субъектов РФ. К числу федеральных О. и.в.относятся Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры. К числу О. и. в. субъектов РФ относятся президенты некоторых субъектов, губернаторы, правительства, министерства, комитеты, департаменты и др.(С. А.)...


    МЭ 
    • с состоит из 14 районов и 3 городов республиканского значения. Действует система местного самоуправления, включающая формы непосредственной демократии, представительные органы местного самоуправления, глав местного самоуправления, местные администрации и органы территориального общественного самоуправления. (С. А.)...


    РЕФЕРАТ 
    • структурное подразделение органа управления в некоторых зарубежных странах (например, ФРГ). (С. А.)...


    АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО 
    • отрасль права. Регулирует общественные отношения в сфере государственного управления, иначе говоря - отношения, возникающие в связи с осуществлением исполнительной власти в государстве. Использование термина "административное" в наименовании данной отрасли права можно объяснить следующими факторами: эта отрасль права регулирует общественные- отношения, возникающие в связи с деятельностью государственной администрации. т. е. органов, осуществляющих от имени государства текущее управление всеми его делами; в деятельности соответствующих органов достаточно очевидны элементы распорядительства в целях общего и оперативного управления и достижения задач, поставленных перед ними, т. е., образно говоря, "администрирования". (С. А.)...


    ГЛАВК 
    • термин, вошедший в государственно-правовой лексикон с конца двадцатых годов, когда начала интенсивно формироваться система государственных органов и учреждений, занимающихся управлением народным хозяйством. Обиходное наименование управленческих структур, официально называвшихся чаще всего главными управлениями (хотя были также управления, комитеты, отделы, тресты и др.). Одни из них создавались в качестве органов государственного управления при Правительстве СССР или союзной республики, другие были не самостоятельными государственными органами, а подразделениями существовавших министерств. В подобном виде система управления существовала практически все время, хотя и с различными новациями (например, меньшее число самостоятельных главных управлений при Правительстве СССР и гораздо большее их количество в качестве подразделений союзных министерств). В настоящее время в наименованиях федеральных органов исполнительной власти слова "главное управление" используются редко. А функциональные и отраслевые подразделения российских министерств чаще именуются управлениями или департаментами. Соответственно слово "главк" используется гораздо реже, но тем не менее имеет хождение в управленческой среде. (С. А.)...


    ВЕДОМСТВО 
    • обобщенное наименование органов исполнительной власти, рассматривающих и разрешающих специальные вопросы государственного управления. (С. А.)...


    СТАТУС 
    • понятие, широко используемое в праве, в том числе в конституционном. Обозначает оформленное нормативным актом положение (отсюда - правовое положение) органа, организации, объединения, должностного лица, личности (гражданина). С. характеризует их природу, место в системе общественных отношений и субъектов права, важнейшие права и обязанности, формы (порядок) их реализации и принимаемые при этом акты или совершаемые действия. (С. А.)...


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь