RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    ОТКРЫТОЕ ГОЛОСОВАНИЕ 
    • способ голосования при выборах депутатов и выборных должностных лиц населением и при принятии решений коллегиальными органами, в том числе представительными органами государственной власти и местного самоуправления. При О. г., в отличие от тайного голосования, воля голосующего выражается в присутствии других лиц и видна им. О. г. проводится разными способами, например, поднятием рук. вставанием с мест, выходом в различные двери (тех, кто "за" и "против") из зала заседаний, входом через различные двери в зал заседаний и др. В парламентах О. г. чаще всего проводится с помощью электронной системы голосования. когда, во-первых, соседи видят, на какую кнопку нажимает данный депутат, во-вторых, машина фиксирует данные не только в целом, но и по каждому голосующему. Выборы депутатов посредством О. г. применялись в нашей стране до 1936 г.: депутатов избирали на собраниях избирателей. Принятая в том же году Конституция СССР ввела тайное голосование. В настоящее время выборы депутатов, президентов и других должностных лиц проводятся населением исключительно на основе тайного голосования. Выборы должностных лиц на заседаниях представительных органов сегодня проводятся по-разному (и открытым, и тайным голосованием) - этот вопрос решается либо в регламенте представительного органа, либо при избрании конкретного должностного лица. Законы принимаются О. г. Как правило, и при принятии большинства иных решений парламенты и их палаты используют О. г. Однако порой проводится и тайное голосование. Например, в 1998 г. свои постановления о даче согласия на назначение соответствующих лиц Председателями Правительства РФ Государственная Дума принимала тайным голосованием.(С. А.)...


    ПОИМЕННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ 
    ПЛЕБИСЦИТ 
    • принятие государственного решения по важному вопросу путем голосования народа. Часто он отождествляется с референдумом, поскольку практически не отличается от последнего по процедуре проведения, форме принятия решений и их юридической обязательности. Что касается круга вопросов, некоторые авторы в науке конституционного и международного права предлагают считать референдум голосованием по внутриполитическим вопросам, а П. - голосованием по вопросам внешнеполитического характера (например: голосование о выходе территории из какого-то государства и существовании в качестве самостоятельного государства либо вхождении в другое государство; голосование территории или независимого государства о вхождении в состав какого-то государства в качестве его составной части; голосование о вхождении государства в какую-то международную организацию, об образовании конфедерации, союза или иного объединения государств, о выходе из международной организации, конфедерации, союза, иного объединения государств).(С. А.)...


    ВСЕНАРОДНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ 
    • то же, что и референдум. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 3) высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. В. г. - это общегосударственный референдум, т. е. голосование, проводимое на всей территории РФ. Его официальное наименование - референдум Российской Федерации (в отличие от референдумов субъектов РФ и местных референдумов, проводимых в рамках единиц местного самоуправления). В соответствии с Федеральным конституционным законом о референдуме РФ 1995 г. последний проводится как императивный, т. е. его решения имеют обязательную силу и могут быть отменены только новым референдумом (см. также: Референдум Российской Федерации). (С. А.)...


    ГОЛОСОВАНИЕ В ПАРЛАМЕНТЕ 
    • способ выявления воли депутатов по вопросам, обсуждаемым и решаемым в соответствующем представительном органе. При открытом Г. (поднятии руки, вставании с места, поименном голосовании и др.) выбор каждого депутата виден окружающим. Современные парламенты применяют при открытом Г. систему электронного подсчета голосов, показывающую на табло, как голосует каждый депутат: "за", "против" или "воздержался". Данные могут предоставляться отдельному депутату, если это предусмотрено Регламентом парламента. Тайное Г. чаще всего осуществляется посредством бюллетеней для тайного Г., которые заполняются депутатом индивидуально (как правило, в специальной кабине) и опускаются в ящик для голосования, поэтому выбор депутата неизвестен. Возможно тайное Г. с использованием электронной системы, но тогда данные о поименном голосовании депутатов в память электронной системы не заносятся. В Государственной Думе согласно ее Регламенту 1998 г. решения принимаются на заседаниях открытым или тайным Г. Открытое Г. может быть поименным. Г. на заседании ГД осуществляется: с использованием электронной системы подсчета голосов; без использования этой системы. Г. с использованием электронной системы может быть количественным, рейтинговым, альтернативным и качественным. Количественное Г. представляет собой выбор варианта ответа: "за", "против" или "воздержался". Подсчет голосов и предъявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях производятся по каждому голосованию. Рейтинговое Г. представляет собой ряд последовательных количественных Г. по каждому из вопросов, в которых может принять участие каждый депутат. При этом предъявление результатов Г. в абсолютном и процентном выражениях по каждому Г. производится только по окончании Г. по всем вопросам. Иными словами, посредством рейтингового Г. выявляются приоритеты тех или иных вариантов решения данного вопроса. Альтернативное Г. представляет собой Г. только за один из вариантов вопроса, поставленного на Г. Подсчет голосов и предъявление результатов Г. в абсолютном и процентном выражениях производятся одновременно по всем вариантам вопроса, поставленного на Г. Качественное Г. представляет собой альтернативное голосование с качественной оценкой поставленного на голосование вопроса по одному из пяти вариантов: "очень плохо", "плохо", "удовлетворительно", "хорошо", "очень хорошо". Согласно Конституции РФ, постановление ГД принимается большинством голосов от общего числа депутатов (т. е. от 450), если Конституцией не предусмотрен иной порядок. По процедурным вопросам решение принимается большинством голосов депутатов, принявших участие в Г., если иное не предусмотрено Регламентом ГД. К процедурным Регламент относит следующие вопросы: о перерыве в заседании или переносе заседания; о предоставлении дополнительного времени для выступления; о продолжительности времени для ответов на вопросы по существу законопроекта; о предоставлении слова приглашенным на заседание; о переносе или прекращении прений по обсуждаемому вопросу; о передаче вопроса на рассмотрение соответствующего комитета или комиссии палаты; о голосовании без обсуждения; о проведении закрытого заседания; о приглашении на заседание представителей государственных органов, общественных объединений, экспертов и других специалистов; об изменении способа проведения голосования; об изменении очередности выступлений; о проведении дополнительной регистрации; о пересчете голосов. Каждый депутат голосует лично. Поручение кому-либо проголосовать за него недопустимо, как и подача голоса по истечении времени, отведенного на голосование. Если выдвинуто несколько кандидатур или предложено более двух...


    ГЛАСНОСТЬ СУДОПРОИЗВОДСТВА 
    • один из принципов судопроизводства, закрепленный в Конституции РФ и ряде других законов. "Разбирательство дел во всех судах, - говорится в ч. 1 ст. 123 Конституции РФ, - открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом". Суть данного принципа состоит в обеспечении возможности всем гражданам, не являющимся участниками процесса по тому или иному судебному делу, присутствовать при его разбирательстве. Это способствует обеспечению демократизма правосудия: предоставляемая гражданам возможность находиться в помещении, где происходит разбирательство гражданского или уголовного дела, является формой народного контроля за правосудием, дисциплинирует суд, вынуждает его более ответственно относиться к решению возникающих вопросов как по существу, так и по форме, проявлять заботу о том, чтобы все происходящее в суде было максимально убедительным, обоснованным. Вместе с тем из этого общего правила допускаются изъятия: в зал, где проходит открытое судебное заседание по уголовному делу, по педагогическим соображениям не допускаются лица моложе 16 лет; из-за недостаточности площади зала в целях поддержания необходимого порядка председательствующий может распорядиться об ограничении доступа посетителей. Кроме того, законодательство устанавливает и правила проведения закрытых заседаний суда. Такие заседания должны проводиться в интересах охраны государственной тайны. При рассмотрении уголовных дел суд может своим мотивированным 7 решением (постановлением или определением) закрыть двери зала суда для лиц, не являющихся участниками процесса, при разбирательстве дел: о преступлениях, совершенных подсудимыми, не достигшими 16 лет; о половых преступлениях; если это нужно для предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц, а также в случаях, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей, их родственников и других граждан. Допускается закрытие судебных заседаний и в иных случаях (для обеспечения тайны усыновления, в целях охраны тайны переписки граждан). Слушание гражданских и уголовных дел в закрытых заседаниях ведется с соблюдением всех правил судопроизводства. Принятые решения или приговор во всех случаях оглашаются публично. (К. Г.)...


    ПЛЕБИСЦИТАРНАЯ ДЕМОКРАТИЯ 
    • понятие, используемое политологами, социологами, специалистами в области конституционного права, означающее такой характер демократии в обществе и государстве, когда важнейшие вопросы жизни общества и государства решаются путем их вынесения сначала на обсуждение, а затем - и голосование народа.(С. А.)...


    ЧТЕНИЕ 
    • наименование стадии законодательного процесса в парламенте или его палате. Например, в Государственной Думе (ГД) рассмотрение законопроектов и принятие федеральных законов проходит в трех Ч. (если ГД применительно к конкретному законопроекту не примет другого решения). При рассмотрении законопроекта в первом Ч. с докладом выступает инициатор законопроекта, с содокладом - ответственный комитет ГД. Обсуждается концепция законопроекта, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости. По результатам обсуждения ГД может: принять законопроект в первом Ч. и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний: принять закон; отклонить законопроект. Если принято первое решение, дальнейшая работа над .законопроектом осуществляется в ответственном комитете ТД, который изучает и обобщает поступившие поправки. Комитет готовит ко второму Ч. законопроект и таблицы поправок, одобренных комитетом, рекомендованных им к отклонению, а также поправок, по которым не принято решения. Кроме того, заключение по законопроекту. При рассмотрении законопроекта во втором Ч. с докладом выступает представитель ответственного комитета ГД, затем - полномочный представитель Президента РФ, представители инициатора законопроекта, Правительства РФ. Председательствующий выясняет, имеются ли возражения фракций и депутатских групп или депутатов, приглашенных на заседание ГД представителей иных субъектов права законодательной инициативы против включения поправок, одобренных ответственным комитетом. Если возражений не имеется, ставится на голосование вопрос о принятии поправок в целом. По поправкам, вызывающим возражение, проводится отдельное голосование. Аналогично рассматриваются поправки, которые предлагается отклонить. Затем голосуются поправки, по которым комитет не принял решений. После этого проводится голосование о принятии законопроекта во втором Ч. При рассмотрении законопроекта в третьем Ч. происходит лишь голосование о принятии законопроекта в качестве закона. Не допускаются внесение в законопроект поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. Для этого необходимо вернуться к процедуре второго Ч., что допускается в исключительных случаях путем голосования по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов ГД. (С. А.)...


    РЕФЕРЕНДУМ 
    • голосование всего народа государства или населения какой-либо территории по важному вопросу жизни государства или соответствующей территории. Голосование на Р. - тайное посредством бюллетеня, в котором сформулированы) вопрос(ы) Р. и варианты голосования - "за" и "против" либо "да" и "нет". Гражданин оставляет вариант, который он поддерживает, вычеркивая другой. В зависимости от того, на какой территории Р. проводится, он может быть общегосударственным или территориальным (местным). В Российской Федерации - это, соответственно, Р. РФ, Р. субъекта РФ, местный Р., т. е- проводимый на территории муниципального образования. Исходным документом по вопросам Р. является Федеральный закон РФ об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в Р. граждан РФ 1997 г. Субъекты РФ принимают свои законы о Р. Р. по юридической силе и последствиям делят на императивные и консультативные. Императивным считается Р., результат которого является окончательным, обязательным, приобретает силу закона с момента голосования и может быть изменен (отменен), как правило, только новым Р. Консультативным является Р., результат которого далее оформляется актом, принимаемым компетентным органом государства или соответствующей территории, но который не вправе ни изменить волю народа, населения, выраженную по вопросу, вынесенному на Р., ни отказаться от принятия нормативного акта. Консультативный Р. именуют также опросом народа, населения. (С. А.)...


    ОПРОС 
    • 1) выявление мнения населения (общественного мнения) по какому-либо общественно значимому вопросу посредством анкет, заполняемых гражданами (см.: Анкета. Анкетный опрос. Анкетирование), их ответов на вопросы, задаваемые соответствующими лицами на улицах, по месту работы, по телефону и т.д. 2) выявление мнения народа государства, населения территории посредством голосования по общественно значимому вопросу (такое голосование называют также консультативным референдумом). Позиция, получившая поддержку большинства участников О., оформляется принятием нормативного правового акта компетентного органа государства или органа местного самоуправления.(С. А.)...


    ПОСТАТЕЙНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ И ГОЛОСОВ 
    • проведение пра-вотворческим органом на пленарном заседании последовательного обсуждения проекта нормативного акта от первой до последней статьи (включая структуру документа, заголовки разделов, глав и др.). В законодательном органе, имеющем процедуру трех чтений, как правило, постатейное обсуждение проводится на стадии второго чтения и сопровождается голосованием по каждой статье, предлагаемым редакциям, поправкам к ней. Кроме того, постатейное голосование может проводиться также и при окончательном принятии закона на стадии третьего чтения (на данном этапе постатейное обсуждение уже не проводится, а если необходимость в нем возникает, законопроект возвращается на стадию второго чтения).(С. А.)...


    ПРАЙМЕРИЗ 
    • выдвижение кандидатов в депутаты путем первичных выборов в США. Избиратели, поддерживающие соответствующую партию, путем голосования решают, чья кандидатура (из предлагаемых партией) затем будет включена в качестве кандидата от партии, которую они поддерживают. При открытых П. избирателю либо не надо доказывать свою партийную принадлежность вообще, либо определять ее в упрощенном порядке. Избиратель получает от чиновника по выборам бюллетень той партии, за кандидатов которой он намерен голосовать. При закрытых П. избиратель должен доказать свою партийную принадлежность: произнести присягу или сделать заявление о том, что на предшествующих выборах он голосовал именно за эту партию. Поскольку голосование тайное, принципиальной разницы между открытыми и закрытыми П.нет.(С. А.)...


    ГОРОД 
    • населенный пункт с определенной численностью населения, занятого главным образом промышленной (производственной), коммерческой, культурно-просветительной и иной - несельскохозяйственной - деятельностью. В государственно-правовом плане в Российской Федерации выделяются три категории городов: вариантов решения рассматриваемого палатой вопроса, Г. может быть проведено в два тура. Первый тур - это своеобразное рейтинговое Г., при котором депутат может голосовать за любое число кандидатур или предложений. Затем на второй тур выносятся две кандидатуры или два предложения, получивших наибольшее число голосов в первом туре. Во втором туре проходит кандидатура или предложение, за которые подано наибольшее число голосов, однако не менее числа, установленного для принятия соответствующего решения. В противном случае вопрос снимается с рассмотрения. Открытое Г. проводится на заседании палаты с использованием электронной системы подсчета голосов либо без ее использования. Во втором случае подсчет голосов поручается счетной комиссии, избираемой палатой. По решению большинства от числа депутатов ГД, принявших участие в Г., может быть проведено тайное Г. Оно проводится с использованием электронной системы подсчета голосов или с использованием бюллетеней. Бюллетени тайного Г. изготавливаются под контролем счетной комиссии по предложенной ею и утвержденной ГД форме. Бюллетень выдается депутату счетной комиссией в соответствии со списком депутатов и по предъявлении им депутатского удостоверения. При получении бюллетеня депутат расписывается в списке напротив своей фамилии. Обычно на период тайного Г. устанавливаются кабины, в которых депутаты заполняют бюллетени. После этого бюллетень опускается в специальный ящик, опечатанный счетной комиссией. При тайном Г. определяется число бюллетеней с результатами "за" и "против", а также недействительных бюллетеней (неустановленной формы либо не позволяющих определить волеизъявление депутата). По решению ГД, принимаемому большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в Г., проводится поименное Г. Оно осуществляется с использованием электронной системы подсчета голосов или именных бюллетеней. При втором варианте ГД избирает счетную комиссию. Если на заседании ГД приняты решения о проведении как поименного, так и тайного Г., проводится тайное Г. (С. А.)...


    РЕФЕРЕНДУМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
    • в соответствии с Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации" 1995 г. - всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 3) Р. РФ наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Р. РФ проводится на всей территории РФ на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый гражданин обладает одним голосом и участвует в нем лично. Участие в Р. РФ является свободным; контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В Р. РФ участвует каждый гражданин РФ, достигший 18 лет на день его проведения. Не имеет права участвовать в Р. РФ гражданин, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. На Р. РФ в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ, если Конституционное Собрание (КС) принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции РФ. На Р. РФ не могут выноситься вопросы: 1) изменения статуса субъекта РФ; 2) досрочного прекращения или продления полномочий Президента РФ, Совета Федерации (СФ), а равно проведения досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы (ГД) или досрочного формирования СФ либо отсрочка таких выборов (формирования); 3) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства; 4) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; 5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; 6) амнистии и помилования. Вопросы, выносимые на Р. РФ, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации. Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории РФ, а также в течение 3-х месяцев после их отмены. Повторный Р. РФ не проводится в течение года после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума с такой же по содержанию формулировкой вопроса. Инициатива проведения Р. РФ принадлежит: 1) не менее чем 2 млн. граждан РФ, имеющим право на  участие в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами РФ проживают не более 10% из них - эта инициатива реализуется путем сбора подписей граждан; 2) КС РФ. Сбором подписей занимается инициативная группа, образованная гражданами или общественными объединениями и зарегистрированная избирательной комиссией одного из субъектов РФ. Подписные листы передаются ею в Центральную избирательную комиссию (ЦИК) РФ вместе с формулировкой вопроса, предлагаемого на Р. РФ. Эта комиссия проверяет соответствие всех поступивших документов требованиям закона и в течение 15 дней со дня последнего поступления подписных листов направляет их со своим заключением Президенту РФ, одновременно информируя об этом палаты Федерального Собрания (ФС) и инициативную группу....


    БОЛЬШИНСТВО 
    • понятие, используемое в конституционном праве в связи с проведением различных голосований. Различаются категории абсолютного, простого, относительного и квалифицированного Б. В избирательном праве: абсолютное Б. - это избрание депутата или должностного лица при условии получения им 50% плюс один голос от общего числа избирателей, включенных в избирательные списки; простое Б. - получение кандидатом более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Чаще всего сами выборы считаются при этом состоявшимися, если на избирательные участки пришло не менее половины избирателей, внесенных в избирательные списки ("не менее половины" означает 50%; избирателей и более). Таким образом, простое Б. в данном случае означает, что победитель получил 2590 плюс один голос от общего числа избирателей (правило простого Б. действует, например, при выборах Президента РФ); относительное Б. - получение победившим кандидатом большего числа голосов по отношению к своим соперникам ("относительно" конкурентов, откуда и происходит наименование данного вида Б.). Принцип относительного Б. применяется при выборах в Государственную Думу по территориальным избирательным округам - победителем считается тот кандидат в депутаты, который получил голосов больше, чем его соперники (насколько конкретно - не имеет значения); сами выборы считаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25% избирателей; квалифицированное Б. - избрание депутата или должностного лица наиболее высоким числом голосов избирателей (например, 2/3, 3/4 и т. д.) от общего числа избирателей, включенных в списки, или от числа избирателей, принявших участие в голосовании, При принятии законов и иных актов в парламенте те же термины имеют следующие значения: абсолютное Б. - принятие решения парламентом или его палатой большинством голосов от общего числа депутатов (т. е. 50% плюс один голос), установленного Конституцией. В Государственной Думе возникал вопрос о том, считать ли общее число депутатов по числу фактически избранных депутатов. Однако по запросу Государственной Думы Конституционный Суд РФ постановлением от 12 апреля 1995 г. дал толкование ряда статей Конституции РФ и определил, что под общим числом депутатов надо понимать их конституционное число - 450. Абсолютное Б. требуется при принятии парламентом или палатой законов или иных решений по вопросам их материальной компетенции; простое Б. - принятие решения парламентом или палатой большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов (естественно, при условии, что имеется кворум для проведения заседания) или даже большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в данном голосовании; такое Б. чаще всего требуется при принятии решений по процедурным вопросам; относительное Б. - определение путем голосования предпочтения по тому или иному варианту разрешения возникшего вопроса. Например, Регламент Государственной Думы предусматривает несколько видов голосования, где результат определяется по числу голосов, поданных за один из нескольких обсуждаемых вариантов: рейтинговое (депутаты последовательно голосуют по предложенным вопросам, при этом видно, какой из них какую поддержку имеет); альтернативное (голосование только за один из вариантов поставленного вопроса); качественное (то же альтернативное голосование, но с оценкой поставленного на голосование вопроса по одному из вариантов -"очень плохо", "плохо", "удовлетворительно", "хорошо", "очень хорошо"); квалифицированнос Б. - принятие парламентом или палатой решения большим числом поданных за него голосов. Например, если Совет Федерации не одобрил принятый Государственной Думой закон, а она не согласна с решением Совета Федерации, то при повторном голосовании закон должен получить не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Если Президент наложил вето на принятый палатами Федерального Собрания закон, а они настаивают на своей редакции, при повторном голосовании и в Государственной Думе, и в Совете Федерации закон должен получить не менее 2/3 голосов в каждой из палат. Квалифицированное большинство требуется при принятии федеральных конституционных законов - не менее 3/4 в Совете Федерации и не менее 2/3 в Государственной Думе....


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь