RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    ОТЛАГАТЕЛЬНОЕ ВЕТО 
    АБСОЛЮТНОЕ ВЕТО 
    ОТНОСИТЕЛЬНОЕ ВЕТО 
    КС 
    • высший орган судебной власти по охране конституционного строя. КС рассматривает дела о конституционности нормативных и иных актов органов законодательной и исполнительной власти, а также органов местного самоуправления, договоров К.; споры о компетенции между государственными органами, органами местного самоуправления. По жалобам на нарушение конституционных Прав и свобод граждан КС проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. КС отрешает от должности Председателя Правительства К.'и руководителей республиканских органов государственного управления. (С. А.) "КАРМАННОЕ" ВЕТО - см.: Вето....


    ВЕТО 
    • отказ верхней палаты или главы государства одобрить закон (законопроект), принятый соответственно нижней палатой или парламентом. По сути, это средство воздействия верхней палаты парламента на нижнюю или главы государства (монарха, президента) на парламент, применяемое в законодательном процессе. Применительно к главе государства в науке конституционного права принято различать абсолютное В. и относительное В. Абсолютное (или резолютивное) В. - это такой отказ главы государства одобрить закон (законопроект), который не может быть преодолен парламентом, т. е. он является окончательным. Исследователи отмечают, что абсолютное В. президента сегодня практически не применяется, хотя формально принадлежит, например, монархам Великобритании, Бельгии. Относительное (или отлагательное) В. - это право главы государства отклонить закон, переданный ему парламентом для подписания и обнародования. Мотивами В. являются обычно, по мнению главы, противоречие закона Конституции, его несовершенство как правового документа, несогласованность с иными законами, необоснованность регулирования соответствующих отношений законом, материальная и организационная необеспеченность выполнения закона, несоблюдение парламентом установленной процедуры рассмотрения и принятия закона. Многие парламентарии и исследователи считают, что основанием отклонения главой государства закона могут быть только его противоречие конституции или нарушение порядка принятия закона. Отказ главы подписать и опубликовать закон, принятый парламентом, может быть преодолен голосованием, проводимым по итогам повторного обсуждения закона в парламенте, его палатах, при этом может потребоваться в одних странах простое (например, Италия, Венгрия), в других - квалифицированное (например, США, РФ) большинство голосов членов парламента (его палат) от общего их числа. В США есть возможность, которую исследователи окрестили "карманным вето" Президента: если до перерыва сессии Конгресса остается менее 10 дней, которые отводятся Президенту для подписания законопроекта, а Президент оставил его неподписанным, Конгресс принимает этот законопроект на следующей сессии. В некоторых странах (например, Франция, Казахстан) у Президента есть право так называемого выборочного В., когда он накладывает В. на отдельные статьи и положения законопроекта. Отказ верхней палаты в одобрении закона (законопроекта), принятого нижней палатой, также является разновидностью относительного В.: закон (законопроект) может быть повторно рассмотрен нижней палатой и принят квалифицированным большинством голосов - тем самым решение верхней палаты преодолевается. В Российской Федерации право относительного В. принадлежит Совету Федерации Федерального Собрания РФ. Совет Федерации может отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой. Палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению в Государственной Думе. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовали не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Право относительного В. принадлежит в Российской Федерации и Президенту РФ. Получив принятый федеральный закон, он в течение 14 дней подписывает и обнародует его. Если Президент в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают федеральный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов в каждой из палат, он подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и обнародованию. Как правило, понятия "вето", "абсолютное вето", "относительное вето" и др. являются категориями науки конституционного права и далеко не всегда включаются в законодательные акты. В частности, как термины они не упоминаются в Конституции РФ. (С. А.)...


    ОПУБЛИКОВАНИЕ ЗАКОНА 
    • публикация текста закона в официальном издании государства, территориальной единицы или соответствующего органа, осуществляемая компетентными органами и(или) должностными лицами. О. з. - одна из разновидностей (хотя и главная) обнародования закона. В отношении федеральных законов (Ф. з.) РФ обязанность их обнародования возложена на Президента РФ. Получив из Совета Федерации принятый закон, Президент РФ, если он не налагает свое вето, в течение 14 дней подписывает и обнародует его (ст. 107 Конституции РФ). В такой же срок он подписывает и обнародует федеральные конституционные законы (Ф. к. з.), причем в отношении этих законов Президент РФ права вето не имеет. В соответствии с Федеральным законом "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 25 мая 1994 г. Ф. к. з., Ф. з. подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием закона считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". Кроме того, Ф. к. з., Ф. з. могут быть опубликованы в других печатных изданиях, переданы по телевидению, радио, разосланы соответствующим органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме. Законы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания. Субъекты РФ предусматривают аналогичные правила для своих законов. Ф. к. з., Ф. з. вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Согласно ст. 15 Конституции РФ, законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения. Обнародование закона в виде информации либо текста, передаваемых по телевидению, радио, вручаемых исполнителям и т. п., не заменяет собой основной формы обнародования - опубликования закона, которое в любом случае является обязательным.(С. А.)...


    ЗС 
    • п принимает устав области, дает толкование устава и законов области, утверждает бюджет и отчет о его исполнении,программы социально-экономического развития области, устанавливает областные налоги, определяет порядок распоряжения и пользования землей и другими природными ресурсами на территории области, утверждает схему управления областью и др. Губернатор области является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти ЕАО. Губернатор: представляет область в отношениях с РФ и ее субъектами, а также в международных отношениях; вправе участвовать в заседаниях ЗС, вносит проекты законов на рассмотрение ЗС, подписывает и обнародует законы области, обладает правом отлагательного вето; формирует исполнительный орган - администрацию области, утверждает структуру и штаты органов исполнительной власти области, назначает руководителей областных органов управления; отменяет противоречащие законодательству акты местных исполнительных органов государственной власти на территории области и др. (С. А.)...


    СВАЗИЛЕНД 
    • (Королевство Свазиленд) - государство в Южной Африке. Независимость провозглашена 13 октября 1978 г. Член Британского Содружества. Столица - г. Мбабане. Административное деление: 4 округа. По действующей Конституции 1978 г. С. - конституционная монархия. С 26 апреля 1986 г. правит Король Мовати III, являющийся главой государства. Имеет право частично формировать парламент и налагать вето на его решения. Парламент - Либандла - состоит из двух палат: Сенат (30 сенаторов) и Палата собрания (65 депутатов). Выборы парламента двухступенчатые: в первом туре избиратели определяют наиболее популярных кандидатов от избирательных округов, во втором туре из их числа избираются 65 депутатов. Избранные депутаты нижней палаты избирают из своего состав 10 сенаторов, а на освободившиеся места король назначает 10 депутатов. Он же назначает остальных 10 сенаторов. Исполнительная власть осуществляется правительством, все министры которого должны быть депутатами парламента; премьер-министр назначается королем. В состав правительства на ключевых постах, включая премьер-министра, входит несколько принцев. (А. К.)...


    ОБЪЕДИНЕННЫЕ АРАБСКИЕ ЭМИРАТЫ 
    • государство в Азии, в восточной части Аравийского полуострова. Бывший британский протекторат Договорный Оман. 2 декабря 1971 г. создано федеративное государство из 6 княжеств, к которому 11 февраля 1972 г. присоединилось княжество Рас-эль-Хайма. Столица - г. Абу-Даби. Форма государственного устройства - федеральное государство семи эмиратов-княжеств: Абу-Даби, Аджман, Дубай, Рас-эль-Хайма, Умм-эль-Кайвайн, Эль-Фуджайра, Шарджа. Временная Конституция принята в 1971 г. Высшим органом государственной власти и законодательным органом является Высший совет Федерации, в который входят правители княжеств. Его члены избирают сроком на 5 лет президента и вице-президента ОАЭ, представляющих разные княжества. Парламент - Федеральный национальный совет - является совещательным органом и состоит из 40 членов, назначаемых сроком на 2 года от княжеств по отдельным квотам, причем представители Абу-Даби и Дубая имеют право вето. Правительство возглавляется вице-президентом ОАЭ. Места в нем распределяются между представителями правящих династий княжеств. Деятельность политических партий и общественных организаций запрещена.(А. К.)...


    ОБНАРОДОВАНИЕ ЗАКОНА 
    • официальное доведение закона до всеобщего сведения компетентными органами и (или) должностными лицами. Что касается федеральных законов (Ф. з.), обязанность их обнародования возложена на Президента РФ. Получив из Совета Федерации принятый закон. Президент РФ, если он не налагает на него вето, в течение 14 дней подписывает и обнародует его (ст. 107 Конституции РФ). В такой же срок Президент подписывает и обнародует федеральные конституционные законы (Ф. к. з.), причем в отношении их он права вето не имеет. Главным способом О. з. является опубликование текста закона в официальном издании государства, территориальной единицы или соответствующего органа. В соответствии с Федеральным законом ''О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 25 мая 1994 г. Ф. к. з., Ф. з. подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием закона считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". Кроме того, Ф. к. з., Ф. з. могут быть опубликованы в других печатных изданиях, переданы по телевидению, радио, разосланы соответствующим органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме. Законы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания. Субъекты РФ предусматривают аналогичные правила для своих законов. Ф. к. з., Ф. з. вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Таким образом, по общему правилу проходит 17 дней после дня подписания закона Президентом РФ и вступления его в силу. Причем не следует путать даты подписания закона и его вступления в силу с датой принятия закона. Датой принятия Ф. з. считается день его принятия Государственной Думой в окончательной редакции. В отношении даты принятия Ф. к. з. нет полной ясности. Согласно ст. 2 упомянутого Закона 1994 г., датой принятия Ф. к. з. считается день, когда он был одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ. Но поскольку каждая палата принимает Ф. к. з. не в один и тот же день, неясно, какой из них считать датой принятия закона. Поэтому основной является дата вступления закона в силу. Поскольку опубликование является наиболее распространенным видом О. з., они иногда отождествляются. Согласно ст. 15 Конституции РФ, законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения. Следовательно, О. з. в виде информации либо текста, передаваемого по телевидению, радио, вручаемого исполнителям и т.п., не заменяет собой основной формы обнародования - опубликования закона, которое в любом случае является обязательным.(С. А.)...


    ГД 
    • п принимает решение по каждому предложению С. к. отдельно большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Ф. з. в редакции, учитывающей предложения С. к., одобренные ГД, направляется вСФ. Если при повторном рассмотрении Ф. з., отклоненного СФ, ГД не приняла предложений С. к. и выразила свое несогласие с решением СФ об отклонении закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции. В этом случае требуется не менее 2/3 от общего числа депутатов ГД. 5) Подписание и обнародование Ф. з. Президентом РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 107) принятый Ф. з. направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент в течение четырнадцати дней подписывает Ф. з. и обнародует его. Если Президент в течение четырнадцати дней с момента поступления Ф. з. отклонит его, то ГД и СФ в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении Ф. з. будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД, он подлежит в течение семи дней подписанию Президентом и обнародованию. С учетом этой нормы возможны такие варианты: - каждая палата настаивает на ранее принятом тексте без всяких изменений. Тогда им необходимо 2/3 голосов, но если хотя бы в одной из палат требуемый результат не достигнут, закон считается не принятым; - палаты приемлют предложения Президента РФ по изменению текста закона. Тогда достаточно простого большинства голосов в каждой; - если ГД преодолевает вето Президента двумя третями голосов, а СФ приемлет предложения Президента РФ по изменению текста закона и принимает их простым большинством голосов, закон считается не принятым; то же имеет место, если ГД приемлет предложения Президента, а СФ преодолевает вето двумя третями голосов; - если Президент считает нецелесообразным принятие закона и с ним согласилась только одна из палат, закон считается не принятым; - одна из палат пришла к решению разработать и принять закон в новой редакции - законодательный процесс начинается заново с Государственной Думы. После подписания Ф. з. Президентом РФ следует его опубликование. В соответствии с Федеральным законом "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 25 мая 1994 г. Ф. к. з., Ф. з. подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием закона считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". Помимо этого, Ф. к. з., Ф. з. могут быть опубликованы в других печатных изданиях, переданы по телевидению, радио, разосланы соответствующим органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме. Законы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания. Субъекты РФ предусматривают аналогичные правила для своих законов. Ф. к. з., Ф. з. вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. (С. А.)...


    ПАЛАТА ПАРЛАМЕНТА 
    • структурное подразделение парламента. Отношения между палатами (как правило, их две) могут строиться по принципу равноправия и равной численности депутатов (членов) либо по принципу верхней и нижней палат. В последнем случае палата, которая рассматривает законопроект первой, называется нижней, рассматривающая второй - верхней. Субординации между палатами нет. Верхняя палата может отклонить законопроект, но нижняя палата вправе преодолеть это вето квалифицированным большинством голосов. При равенстве палат компетенция парламента осуществляется ими совместно. При принципе верхней и нижней палат каждая из них не только занимает свое место в законодательном процессе, но и обладает другими самостоятельными правами по решению тех или иных вопросов государственной жизни. Численность верхней и нижней палат обычно также бывает различной. Большей по численности является нижняя палата, формируемая на основе более широкого народного представительства. Верхняя палата обычно меньше по численности, состоит чаще всего из представителей от частей государства (субъектов федерации), которые либо избираются населением, либо делегируются представительными или исполнительными органами регионов, либо получают членство в верхней палате в силу должности руководителей представительного и исполнительного органов в регионе(см.также: Федеральное Собрание Российской Федерации).(С. А.)...


    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 
    • нормативный правовой акт РФ, предусмотренный ее Конституцией. Проект Ф. з. вносится в Государственную Думу (ГД) и принимается ею большинством голосов от общего числа депутатов. Принятый Ф. з. передается в течение 5 дней Совету Федерации (СФ). Ф. з. считается одобренным СФ, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если он в течение 14 дней не был рассмотрен СФ. Однако Ф. з. по определенному кругу вопросов подлежат обязательному рассмотрению в СФ. Это - федеральный бюджет, налоги и сборы, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, ратификация и денонсация международных договоров РФ, статус и защита государственной границы РФ, вопросы войны и мира. В случае отклонения Ф. з. Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего он подлежит повторному рассмотрению ГД. Если ГД не согласна с решением СФ, при повторном голосовании Ф. з. считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов ГД. Принятый Ф. з. в течение о дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент в течение 14 дней подписывает Ф. з. и обнародует его. Но в течение этого срока Президент может и отклонить Ф. з. (право вето). В этом случае ГД и СФ вновь рассматривают его. Если при повторном рассмотрении Ф. з. будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов в каждой из палат, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию. Ф. з. не может противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам. (С. А.)...


    СФ 
    • у участвует в законотворческом процессе. Принятые ГД федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение СФ. Федеральный закон считается одобренным СФ, если за него проголосовало более половины членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен СФ. Причем принятые ГД законы подлежат обязательному рассмотрению в СФ по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира. Принятый федеральный закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Если Президент наложит вето, оно может быть преодолено не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов в ГД и членов СФ. Структура и организация работы СФ в главных чертах определяются Конституцией РФ, в деталях - Регламентом палаты (принят 6 февраля 1996 г.). СФ избирает из своего состава Председателя СФ и его заместителей. В первом созыве СФ эти лица работали на постоянной основе. СФ имеет 11 комитетов: по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам; по вопросам безопасности и обороны; по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности; по вопросам социальной политики; по вопросам экономической политики; по международным делам; по делам СНГ; по аграрной политике; по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии; по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике; по делам Севера и малочисленных народов. Кроме того, СФ имеет комиссию по регламенту и парламентским процедурам. (С. А.)...


    КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН 
    • (федеральный конституционный закон) - один из видов нормативных правовых актов РФ, предусмотренных Конституцией РФ. К. з. - одно из наиболее спорных понятий конституционного права, вызывающих различные трактовки. По предмету регулирования можно обозначить следующие практические и научные подходы: К. з. считают один или несколько актов, в совокупности образующих (официально или фактически) конституцию государства. Например, Конституция Австрии официально носит наименование Федеральный конституционный закон. Или, к примеру, с преобразованием в 1961 г. Тувинской автономной области в Тувинскую автономную республику в составе РСФСР Верховный Совет ТАССР принял 4 закона по вопросам ее общественного устройства и государственной организации. В то время предполагалось скорое принятие новой Конституции СССР, соответственно и РСФСР (фактически все затянулось до 1977 г.), поэтому принимать Конституцию автономной республики до их появления сочли нецелесообразным. Указанные акты в совокупности выполняли роль Конституции АССР (и восполняли ее отсутствие). Они не назывались Конституционными законами, хотя выполняли их назначение; Конституционным называют закон, регулирующий определенные общественные отношения вместо отменяемой с его принятием главы конституции или в дополнение к конституции. Такой К. з. действует вместе с конституцией, становится ее частью. Например, до 1968 г. Чехословакия была унитарным государством. В 1968 г. она преобразуется в федеративное государство, принимается Конституционный закон о Чехословацкой федерации,заменивший соответствующую часть Конституции этой страны. Естественно, этот акт стал составной частью Конституции ЧССР; К. з. в практике некоторых стран и по позиции отдельных ученых считаются законы о внесении изменений и дополнений в конституцию; по мнению ряда авторов, к числу К. з. или актов, имеющих характер К. з., следует также отнести декларации о принятии конституции, о провозглашении конституции, о принятии и объявлении конституции, законы о порядке введения в действие конституции; К. з., с точки зрения некоторых ученых, - все те законы, принятие которых либо прямо предусмотрено, либо вытекает из конституции; К. з. - это законы по достаточно определенному кругу вопросов, обозначенному в конституции, причем принятые по этим вопросам акты официально именуются Конституционными законами. Критерием выделения этой группы вопросов в конституции является их важность, а наименование актов по этим вопросам придает особую значимость соответствующим общественным отношениям и направлено на повышенное обеспечение их стабильности. По правовым признакам К. з. характеризуют: необходимость большего числа поданных голосов при их принятии парламентом или его палатами (квалифицированное большинство); специфика вступления в силу (например, невозможность вето президента на такие законы); более высокая юридическая сила по сравнению с иными законами, а тем более с иными нормативными правовыми актами - все они должны соответствовать не только конституции, но и К. з. В Российской Федерации федеральные конституционные законы (ФКЗ) - это законы по определенному кругу вопросов, названных в Конституции РФ (по предмету - это последняя из групп К. з., названных выше). ФКЗ принимается квалифицированным большинством голосов палат Федерального Собрания РФ, имеет более высокую юридическую силу по сравнению с обычными федеральными законами и тем более с иными правовыми актами. Для принятия ФКЗ требуется одобрение не менее 3/4 голосов от общего числа членов СФ и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов ГД. Принятый ФКЗ подлежит подписанию в течение 14 дней Президентом РФ и обнародованию (в отличие от простых федеральных законов право вето Президента не предусмотрено). Согласно ч. 3 ст. 76 Конституции, федеральные законы РФ не могут противоречить ФКЗ. Конституция РФ не дает оснований для того, чтобы ставить ФКЗ на один уровень с самой Конституцией и тем более считать их частью Конституции РФ. Согласно ч. 1 ст. 15, законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Данное положение распространяется и на ФКЗ. (Более подробно о круге вопросов ФКЗ см.: Федеральный конституционный закон.) (С. А.)...


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь