Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
ПАРЛАМЕНТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
|
- см.: Депутатское расследование....
|
БОЛЬШИНСТВО ПАРЛАМЕНТСКОЕ
|
- см.: Парламентское большинство....
|
РАССЛЕДОВАНИЕ ДЕПУТАТСКОЕ
|
- см.: Депутатское расследование....
|
ПАРЛАМЕНТСКОЕ БОЛЬШИНСТВО
|
- обладание политической партией или движением большинством мест в парламенте государства. П. б. может быть абсолютным - если у партии, движения более 50% депутатских мандатов, либо относительным - если у партии, движения хотя и менее половины мандатов, однако более, чем у других партий, движений, взятых по отдельности.(С. А.)...
|
РАССЛЕДОВАНИЕ
|
- термин, употребляемый для обозначения видов регламентируемой уголовно-процессуальным законодательством деятельности по выявлению и раскрытию преступлений, изобличению лиц, виновных в их совершении (см.: Дознание. Предварительное следствие). (К. Г.)...
|
ДЕПУТАТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
|
- изучение обстоятельств какого-либо происшествия, проводимое по решению и поручению представительного органа специально созданной из числа депутатов группой, комиссией или постоянным комитетом (комиссией) представительного органа. Д. р. может проводиться только по вопросам, входящим в компетенцию данного представительного органа: например, неправильное применение закона, приведшее к трагическим последствиям, нарушение закона в части депутатского иммунитета и т. п. При проведении Д. р. не могут подменяться органы, которые по закону должны проводить соответствующие проверки и расследования. В ходе Д. р. ведущие его лица могут беседовать с очевидцами, специалистами и экспертами, записывать их объяснения, запрашивать и получать необходимые материалы и документы, проводить заседания, совещания, выходить на место, производить кино-, видео- и фотосъемки. На основании собранных материалов группа (комиссия) составляет свое заключение, которое представляет представительному органу. Последний обсуждает вопрос на своем заседании и принимает решение. Д. р. - это не уголовное расследование, и представительный орган может давать оценки лишь в рамках своих полномочий. Если представительный орган сочтет, что есть основания для передачи материалов в прокуратуру или иные правоохранительные органы, последние должны перепроверить все представленные документы, материалы, пояснения и т. д., допросить соответствующих лиц и принять решение в соответствии с законом. Зачастую Д. р. именуют также парламентским расследованием. (С. А.)...
|
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
|
- вид государственной правоприменительной деятельности, осуществляемой с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка. Многоплановость П. д. проявляется в относительном разнообразии выполняемых социальных функций, содержание которых предопределяется основными направлениями данного вида государственной деятельности. К числу таких направлений (функций) следует относить: конституционный контроль; правосудие; организационное обеспечение деятельности судов; прокурорский надзор; выявление и расследование преступлений; оказание юридической помощи и защиту по уголовным делам.(К. Г.)...
|
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОРГАНА РАССЛЕДОВАН
|
- решение следователя либо лица, производящего дознание, принимаемое при производстве предварительного следствия или дознания (кроме обвинительного заключения), о выполнении какого-либо из следственных действий, допускаемых уголовно-процессуальным законодательством. Это может быть, к примеру, постановление о возбуждении уголовного дела, принятии такого дела к своему производству, производстве обыска, приобщении к делу какого-то предмета в качестве вещественного доказательства, об избрании меры пресечения, прекращении уголовного дела, приостановлении предварительного расследования (см. также: Дознаватель. Дознание. Предварительное следствие. Следователь. Расследование ).(К. Г.)...
|
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ
|
- центральный аппарат прокуратуры, одной из основных задач которого является содействие Генеральному прокурору РФ в руководстве системой всех органов и учреждений прокуратуры. Важной задачей этого аппарата также является непосредственное осуществление функций прокуратуры по наиболее сложным и затрагивающим общегосударственные интересы проблемам: прокурорское реагирование на незаконные действия и решения федеральных министерств и ведомств, законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов РФ, соответствующих должностных лиц; расследование уголовных дел особой сложности и особого общественного значения и т. д. Основные подразделения Г. п. РФ, образующие ее структуру, - главные управления, управления и отделы, ориентированные прежде всего на выполнение конкретных функций прокуратуры (общий надзор, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, расследование уголовных дел особой важности и т. д.). Структурным подразделением Г. п. РФ является и Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ - Главным военным прокурором. Подразделения центрального аппарата возглавляют соответствующие начальники, являющиеся старшими помощниками или помощника ми Генерального прокурора РФ. При нем состоят также советники и помощники по особым поручениям. Могут быть помощники по особым поручениям и у его заместителей. В управлениях и отделах оперативная работа выполняется должностными лицами, называемыми старшими прокурорами и прокурорами, старшими прокурорами-криминалистами и прокурорами-криминалистами, а также старшими следователями по особо важным делам, следователями по особо важным делам и их помощниками. Эти должностные лица назначаются и освобождаются Генеральным прокурором РФ. Важным структурным подразделением Г. п. РФ является коллегия, в состав которой входят по должности Генеральный прокурор РФ, его заместители, а также некоторые руководящие работники Г. п. РФ, назначаемые членами коллегии Генеральным прокурором РФ. Коллегия - совещательный орган при Генеральном прокуроре РФ. Как и в ряде других правоохранительных органов, в Г. п. РФ функционирует Научно-консультативный совет, формируемый из числа научных практических работников. Его основная задача -выработка рекомендаций по вопросам организации и деятельности прокуратуры. (К. Г.)...
|
УГОЛОВНЫЙ РОЗЫСК
|
- одна из служб системы органов внутренних дел, призванная обеспечивать выявление и расследование, как правило, тех преступлений, в отношении которых должно производиться предварительное следствие. К ведению У. р. отнесены все преступления, кроме тех, которыми по закону должны заниматься другие службы органов внутренних дел (по борьбе с организованной преступностью, экономическими преступлениями, незаконным оборотом наркотиков), а также подразделения прокуратуры, ФСБ, ФСНП и др. (см.: Предварительное следствие. Дознание. Оперативно-розыскная деятельность). Подразделения У. р. входят в состав криминальной милиции (см.: Милиция) и имеются практически во всех территориальных органах милиции. Центральным органом является Главное управление У. р. МВД РФ. Основные задачи подразделений У. р. - осуществление оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, производство дознания в виде неотложных следственных действий, а также розыск лиц, скрывающихся от правоохранительных органов или без вести пропавших. (К. Г.)...
|
ОРГАН ДОЗНАНИЯ
|
- орган, которому закон разрешает производить расследование в форме дознания (см.: Дознание). К таким органам отнесены: - милиция; - командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ в связи исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения; - органы федеральной службы безопасности - по делам, отнесенным законом к их ведению; - начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов - по делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений; - органы государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ - по делам о пожарах и о нарушении противопожарных правил; - оперативные органы системы Федеральной пограничной службы РФ - по делам о нарушении режима Государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ; - капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой; - федеральные органы налоговой полиции - по делам, отнесенным законом к их ведению; - таможенные органы РФ - по делам о контрабанде, о нарушении таможенного законодательства РФ, об уклонении от уплаты таможенных платежей, а также по делам о некоторых других преступлениях, касающихся таможенного дела.(К. Г.)...
|
ИМПИЧМЕНТ
|
- процедура привлечения к ответственности и отстранения от должности ряда должностных лиц. Термин, вошедший в конституционное право из практики и законодательства США. Согласно ст. II Конституции США, Президент, Вице-президент и все гражданские должностные лица США отстраняются от должности, если при осуждении в порядке И. они будут признаны виновными в измене, взяточничестве или других тяжких преступлениях и проступках. Правом возбуждения обвинения обладает Палата представителей Конгресса США, а Сенату принадлежит исключительное право осуществления суда в порядке И. (ст. I Конституции США). Для осуждения требуется две трети голосов присутствующих сенаторов (голосование тайное). При рассмотрении обвинения в отношении Президента председательствует в Сенате не Вице-президент, а председатель Верховного суда США. Приговор в случае И. ограничивается отстранением от должности и лишением права занимать и исполнять какую-либо почетную, ответственную и оплачиваемую должность на службе США. Однако впоследствии производится расследование, отстраненному от должности предъявляется обвинение, он предается суду и несет согласно приговору наказание в соответствии с законом. По опубликованным данным. Палата представителей 64 раза выступала с инициативой И., в Сенат было передано 12 дел, виновными в порядке И. были признаны 4 федеральных судьи. Ни один Президент США не лишался должности в порядке И. Реальная угроза быть осужденным в порядке И. заставила в 1974 г. уйти в отставку Президента США Р. Никсона. И. в отношении Президента Б. Клинтона был доведен до процедуры голосования в Сенате в 1999 г., однако обвинение не получило требуемого числа голосов. В Российской Федерации термин "импичмент" в последнее время стал распространенным. Однако по Конституции РФ аналогичная мера конституционной ответственности, применяемая в отношении Президента РФ, именуется отрешением от должности Президента РФ. (С. А.)...
|
МИЛИЦИЯ
|
- один из государственных органов исполнительной власти. М. образуют входящие в систему органов внутренних дел службы и подразделения, на которые возложены: охрана общественного порядка и безопасности; уголовный розыск;борьба с организованной преступностью, экономическими преступлениями и незаконным оборотом наркотиков; создание условий для безопасного дорожного движения и др. Основные задачи М.: обеспечение безопасности граждан; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; оказание помощи в пределах, установленных законом, гражданам, должностным лицам, организациям, общественным объединениям в осуществлении их прав и законных интересов. М. состоит из милиции криминальной (М. к.) и милиции общественной безопасности (М. о. б.). В состав М. к. входят подразделения уголовного розыска, борьбы с организованной преступностью, экономическими преступлениями и незаконным оборотом наркотиков, научно-технические и др. Ее задачи - производство оперативно-розыскных мероприятий и неотложных следственных действий (дознание), обеспечивающих выявление и расследование дел о преступлениях, отличающихся повышенной сложностью и опасностью; розыск лиц, скрывающихся от органов расследования, суда и отбывания наказания по судебным приговорам, а также безвестно отсутствующих. В состав М. о. б. входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, отрядов милиции особого назначения (ОМОН), Государственной инспекции безопасности дорожного движения, вневедомственной охраны (охрана объектов по договорам), участковые инспектора милиции, изоляторы временного содержания, подразделения дознания по уголовным делам и др. В сфере борьбы с преступностью она осуществляет оперативно-розыскные мероприятия и дознание, заменяющее предварительное следствие, по делам о преступлениях, не отличающихся повышенной сложностью и опасностью. (К. Г.)...
|
ПРОИЗВОДСТВО ПО ВНОВЬ ОТКРЫВШИМС
|
- один из предусмотренных процессуальным законодательством способов проверки законности и обоснованности вступивших в законную силу приговоров по уголовным делам или решений по гражданским делам, подведомственным судам общей юрисдикции и арбитражным судам. Поводом для такого производства, как правило, могут послужить обстоятельства, которые не были и не могли быть известны в момент вынесения судом приговора, решения по гражданскому делу, определения или постановления. К числу вновь открывшихся обстоятельств процессуальное законодательство относит, к примеру, выявление после состоявшегося приговора или иного судебного решения факта преступных злоупотреблений лица, производившего расследование по уголовному делу, прокурора либо судьи, а также фальсификации доказательств. Изъятие из этого правила составляют постановления Президиума Верховного Суда РФ по уголовным делам, вынесенные в порядке надзорного производства. Они могут быть пересмотрены, как решил Конституционный Суд РФ, самим Президиумом названного суда при выявлении и любых других обстоятельств "в случаях исчерпания возможностей судебного надзора по исправлению судебных ошибок, нарушающих права и свободы человека и гражданина''. По уголовным делам вновь открывшиеся обстоятельства могут служить основанием для пересмотра оправдательного приговора, определения и постановления суда о прекращении дела, а равно и пересмотра обвинительного приговора, определения и постановления суда по мотивам мягкости наказания или необходимости применения к осужденному закона о более тяжком преступлении лишь в пределах сроков давности привлечения к уголовной ответственности и не позднее одного года со дня открытия новых обстоятельств. Пересмотр обвинительного приговора по таким обстоятельствам в пользу осужденного сроками не ограничен. Смерть осужденного не препятствует возобновлению дела по вновь открывшимся обстоятельствам в целях реабилитации этого осужденного. По гражданским делам ограничения сроков не установлены.(К. Г.)...
|
НАДЗОРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
|
- один из регламентируемых процессуальным законодательством способов проверки законности и обоснованности приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу. Поводом для начала такого производства могут послужить не только жалобы заинтересованных лиц (осужденного, его защитника, потерпевшего, гражданского истца или ответчика, их представителя), но и любая другая информация о допущенной судебной ошибке (заявления родственников осужденных, соседей и товарищей по работе, сообщения средств массовой информации и т. д.). Сроки для начала Н. п. с целью отмены обвинительного приговора или применения закона, улучшающего положение осужденного, не ограничены. Пересмотр обвинительного приговора, определения и постановления суда по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, а также оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении дела допускается лишь в течение года по вступлении их в законную силу. Завершается Н. п. рассмотрением дела в надзорной инстанции (в судах общей юрисдикции - президиумы судов среднего звена, судебные коллегии Верховного Суда РФ и его Президиум, а в арбитражных судах - только Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ). Рассмотрение производится п о протестам особо уполномоченных должностных лиц (председатели судов общей юрисдикции среднего звена и прокуроры того же уровня, председатели Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ и их заместители). По результатам рассмотрения протеста, например, по уголовному делу, надзорная инстанция вправе вынести одно из следующих постановлений (определений): 1) оставить протест без удовлетворения; 2) отменить приговор и все последующие судебные определения и постановления и прекратить дело производством либо передать его на новое расследование или новое судебное рассмотрение; 3) отменить кассационное определение, а также последующие судебные определения и постановления, если они были вынесены, и передать дело на новое кассационное рассмотрение; 4) отменить определения и постановления, вынесенные в порядке надзора, и оставить в силе, с изменением или без изменения, приговор суда и кассационное определение; 5) внести изменения в приговор, определение или постановление суда. Аналогичными полномочиями наделены надзорные инстанции, рассматривающие гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции и арбитражным судам.(К. Г.)...
|
|
Дальше >>>
|
|
|
|
|