Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВ
|
- 1) совокупность государственных и негосударственных организаций, через которые осуществляется управление обществом, всеми происходящими в нем процессами; 2) внутренняя структура общества с точки зрения совокупности указанных государственных и негосударственных организаций.(С. А.)...
|
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
|
- общественное объединение, ставящее своей целью влияние на общественные и государственные процессы, участие в выборах депутатов представительных органов и выборных должностных лиц, а через них - на осуществление государственной власти и местного самоуправления. Политической организацией можно назвать также государство в целом как организацию для управления обществом.(С. А.)...
|
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ
|
- сущность власти, политической системы общества и государства, его политическая, экономическая и социальная основы, характер хозяйственной жизни, исходные начала социальной политики и положения личности в системе общественных отношений. В Конституции СССР 1977 г., в разделе 1 "Основы общественного строя и политики СССР" было пять глав: гл. 1 "Политическая система", гл. 2 "Экономическая система", гл. 3 "Социальное развитие и культура", гл. 4 "Внешняя политика", гл. 5 "Защита социалистического Отечества". В действующей Конституции РФ используется категория "конституционный строй".(С. А.)...
|
ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ
|
- см.: На-родовластие. Политическая власть....
|
ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
|
- см.: Общественные объединения....
|
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
|
- характер организации власти в соответствующем обществе и государстве, система ее институтов, соотношение государственных и общественных начал в управлении публичными делами, положение личности, реальный политический режим.(С. А.)...
|
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ
|
- понятие, используемое в конституционном праве для обозначения территории деятельности органа или организации. Охватывает территорию двух и более субъектов РФ. Например, Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 14 апреля 1995 г. предусматривает, в частности, межрегиональные общественные объединения, которые осуществляют свою деятельность на территории менее половины субъектов РФ (но не менее двух) и имеют там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. Если общественная организация действует на территории более половины субъектов РФ, она считается всероссийской. Если же общественная организация действует на территории только одного субъекта РФ, она является региональной. (С. А.)...
|
СУБЪЕКТ ПРАВА
|
- лицо или организация, за которыми государством признается способность быть носителями субъективных прав и юридических обязанностей. В современной юридической литературе понятие "субъект права" чаще всего используется в качестве синонима понятия "субъект" или "участник правоотношений". В юридических источниках к. XIX - н. XX вв. понятие "субъект права" употреблялось лишь для обозначения "носителя субъективных прав". Только государство в реальной действительности определяет, кто и при каких условиях может быть С. п., а следовательно, и участником правоотношений, какими качествами он должен обладать. Только закон может устанавливать и признавать то особое юридическое качество или свойство, которое позволяет лицу или организации стать С. п. Это качество или свойство называется правосубъектностью. Его невозможно произвольно установить, изменить или отменить, оно не зависит от воли и желания частных лиц и организаций. Как и составляющие ее звенья - правоспособность и дееспособность, - она возникает, изменяется или прекращается только с помощью объективного права. Чтобы лицо или организация имели право полностью распоряжаться своим имуществом, самостоятельно совершать сделки, быть участниками правоотношений, они непременно должны обладать правоспособностъю и дееспособностью. В настоящее время правоспособность во всех странах рассматривается как всеобщий принцип и распространяется на всех граждан. Дееспособность граждан и организаций может быть ограничена. С. п. как физическое лицо - все граждане, иностранцы и лица без гражданства. Они обладают всеми видами правоспособности: общей, отраслевой и специальной. В сфере гражданско- и частноправовых отношений они обладают равной правоспособностью. Однако правоспособность и дееспособность физических лиц по времени своего возникновения, а также и в других отношениях, не всегда совпадают. В качестве С. п. - юридического лииа, участника гражданско-правовых отношений, выступают государственные органы и организации, общественные объединения, учреждения, которые обладают следующими признаками: а) имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество; б) могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права; в) имеют самостоятельный баланс или смету; г) несут обязанности, вправе быть истцом и ответчиком в суде. Согласно гражданскому законодательству России, юридическими лицами могут быть коммерческие организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и некоммерческие, не преследующие таковой. Юридические лица - коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, различных государственных организаций. Юридические лица - некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных объединений, а также в других формах, предусмотренных законом (см. также: Правоспособностъ. Дееспособность). (М. М.)...
|
ВЛАСТЬ
|
- возможность управлять, командовать, распоряжаться людьми, материальными объектами, территориями. Осуществляется посредством авторитета, слова, акта, действия, в том числе принуждения (см. также: Государственная власть. Законодательная власть. Исполнительная власть. Политическая власть. Непосредственная демократия. Представительная демократия. Судебная власть). (С. А.)...
|
ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ
|
- понятие, используемое по отношению к местному самоуправлению Конституцией РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 12 августа 1995 г. и другими нормативно-правовыми актами. Например, ч. 1 ст. 130 названного Закона гласит, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением В. м. з. владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Закон 1995 г. определяет В. м. з. как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, данным Законом, законами субъектов РФ. Согласно Закону 1995 г., к В. м. з. относятся: принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением; владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения; комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования; содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения; охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью; регулирование планировки и застройки муниципальных образований; контроль за использованием земель на территории муниципального образования; регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения; организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; благоустройство и озеленение территории муниципального образования; организация утилизации и переработки бытовых отходов; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; организация и содержание муниципальных архивов; организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи; создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании; сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности; организация и содержание муниципальной информационной службы; создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования; создание условий для организации зрелищных мероприятий; создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании; обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения; участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования; обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы. В соответствии с данным Законом муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к В. м. з. законами субъектов РФ, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению Других муниципальных образований и органов государственной власти. (С. А.)...
|
ФЕДЕРАЛЬНАЯ МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА
|
- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную политику в области миграции населения и координирующий работу по этому направлению в Российской Федерации. В субъектах РФ создаются органы ФМСР, юридически не подчиняющиеся органам государственной власти субъектов РФ. ФМСР и указанные органы субъектов образуют государственную систему управления миграционными процессами в РФ. Основные задачи ФМСР и ее органов: общая оценка миграционных процессов, разработка проектов федеральных и межрегиональных миграционных программ, обеспечение их реализации; организация приема и размещения беженцев и вынужденных переселенцев на территории РФ, оказание им помощи; разработка и реализация мер в области внешней трудовой миграции граждан РФ; разработка и осуществление мер, связанных с использованием в РФ труда иностранных граждан; организация контроля за миграционными процессами и миграционной ситуацией в стране. (С. А.)...
|
БУРГОМИСТР
|
- глава городской исполнительной власти в городах в Германии, Австрии и некоторых других странах; может избираться населением или городским собранием, действовать отдельно от городского собрания или быть во главе его; в некоторых землях ФРГ Б. - скорее политическая фигура, а для управления городом приглашается чиновник - управляющий городом (директор города). (С. А.)...
|
АНГАЖИРОВАННОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ
|
- выражение, используемое для того, чтобы подчеркнуть политическую окраску позиции или симпатий кого-либо. К примеру, оценка выступления как политически ангажированного означает, что выступавший проводил какую-то определенную политическую линию, либо выражал свои симпатии тем или иным идеям, либо вообще выполнял чей-то социальный заказ и т. п. (С. А.)...
|
ОБЛАСТНАЯ АВТОНОМИЯ
|
- см.: Автономия. Автономия административная и политическая. Автономия государственная. Автономия национально-территориальная. Автономия областная. (С. А.)...
|
БЛОК ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ
|
- объединение двух и более избирательных объединений с целью участия в выборах посредством выдвижения кандидатов в депутаты или кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности и борьбы за их избрание способами, установленными законодательством. Согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 5 сентября 1997 г., избирательное объединение - политическое общественное объединение (политическая партия, политическая организация, политическое движение), основными, закрепленными в уставе целями которого являются: участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов. Избирательное объединение должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов, или более высоком уровне в порядке, установленном федеральными законами, законами субъектов РФ, а его действующий устав должен быть зарегистрирован не позднее чем за один год до дня голосования. Если общественное объединение входит в состав Б. и., оно не может выступать в период проведения выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой Б. и. Избирательные объединения и Б. и. создаются с учетом уровня выборов. Например, на выборах депутатов Государственной Думы избирательными объединениями могут стать общероссийские политические общественные объединения. Соответственно они и образуют Б. и. Чтобы создать Б. и., согласно Федеральному закону о выборах депутатов Государственной Думы от 2 июня 1999 г., каждое избирательное объединение сначала принимает решение о необходимости его образования и вхождении в блок (с указанием наименований тех избирательных объединений, с которыми предполагается создать Б. и.). Затем принимается совместное решение избирательных объединений о создании Б. и., подписываемое их представителями. Далее следует зарегистрировать Б. и. в Центральной избирательной комиссии РФ. Для этого представляются протоколы съездов (конференций) избирательных объединений с решениями о вхождении в Б. и., совместное решение избирательных объединений о создании блока и другие документы, указанные в Законе. Только с регистрацией ЦИК РФ Б. и. считается созданным и может участвовать в избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы. Важнейшие права и возможности Б. и.: выдвигает избирательный список по федеральному избирательному округу и кандидатов в депутаты Государственной Думы по территориальным избирательным округам; направляет своих представителей в избирательные комиссии, которые участвуют в работе комиссий в качестве их членов с правом совещательного голоса; имеет право вести предвыборную агитацию в пользу своих кандидатов; вправе финансировать в определенных размерах избирательную кампанию своих кандидатов в депутаты; направляет в день выборов своих наблюдателей в участковые избирательные комиссии. Сходные статус и права имеют Б. и. по Федеральному закону о выборах Президента РФ от 21 апреля 1995 г. Возможность и порядок создания Б. и. на региональных и муниципальных выборах, их права определяются законодательством субъектов РФ. (С. А.)...
|
|
Дальше >>>
|
|
|
|
|