RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    ЗАКОНОПРОЕКТ 
    • письменный текст, представляемый субъектом права законодательной инициативы. в парламент для рассмотрения и принятия в качестве закона. Законопроекты, исходящие от государственных органов, общественных объединений, граждан, не обладающих правом законодательной инициативы, могут быть переданы ими субъектам права законодательной инициативы и внесены последними в парламент (см.: Законодательный процесс). (С. А.)...


    ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 
    • один из способов осуществления права законодательной инициативы в соответствии с Регламентом Государственной Думы 1994 г. По этому Регламенту право законодательной инициативы осуществлялось в форме внесения в ГД: законопроектов и поправок к законопроектам; законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и федеральных законов; законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы либо о признании этих законов утратившими силу; предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Как можно видеть, 3. п. не было связано с представлением текста законопроекта. Это, образно говоря, - идея, модель, концепция будущего закона. В Регламенте ГД 1998 г. 3. п. не предусмотрено. Право законодательной инициативы осуществляется внесением в ГД законопроектов и поправок к законопроектам. (С. А.)...


    ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА 
    ВС РФ 
    • п принадлежит право законодательной инициативы и право обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросам проверки конституционности федеральных законов и иных нормативных актов и др. Основные структурные подразделения ВС РФ - Пленум, Президиум, Кассационная коллегия и судебные коллегии. Значительную роль призван играть его аппарат, выполняющий ответственные вспомогательные функции. При ВС РФ действуют также Судебный департамент и Научно-консультативный совет. В составе ВС РФ функционирует квалификационная коллегия судей. Общее руководство работой ВС РФ возложено на его Председателя. Председатель ВС РФ, его заместители, все судьи этого суда назначаются бессрочно Советом Федерации по представлению Президента РФ....


    СОВЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ 
    • создается для предварительной подготовки рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты. В состав С. ГД входят Председатель ГД, руководители фракций и депутатских групп. Заместители Председателя ГД и председатели комитетов ГД участвуют в его работе с правом совещательного голоса. Согласно Регламенту ГД 1998 г., С. ГД: формирует проект примерной программы законопроектной работы ГД на текущую сессию; принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы ГД на текущую сессию; формирует проект календаря рассмотрения ГД вопросов на очередной месяц; формирует проект порядка работы ГД на очередное заседание; созывает внеочередные заседания ГД по предложению Президента РФ, по требованию депутатского объединения, поддержанному не менее чем одной пятой голосов от общего числа депутатов ГД, или по предложению Председателя ГД; назначает комитет ГД, ответственный за подготовку законопроекта при его внесении в ГД, направляет законопроект в другие комитеты, комиссии ГД, иным субъектам права законодательной инициативы - для получения их отзывов, предложений и замечаний; направляет законопроект, подготовленный к рассмотрению в ГД, Президенту РФ, Правительству РФ, субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, депутатам ГД; согласовывает с Правительством РФ вопрос о сроке подготовки заключения на законопроект; принимает решение о возвращении законопроекта субъекту права законодательной инициативы, если им не выполнены требования, связанные с представлением и оформлением законопроекта; принимает решение о проведении парламентских слушаний; награждает Почетной грамотой ГД; решает иные вопросы организации работы ГД в соответствии с ее Регламентом. Решения С. ГД оформляются в виде протокольных записей, которые подписываются ее Председателем. Государственная Дума может отменить решение С. ГД. (С. А.)...


    АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ 
    • разновидность государственной (областной, административной, национально-территориальной) автономии. А. о. в период существования Союза ССР упоминались в его Конституции как состоящие в соответствующих союзных республиках, в том числе и РСФСР. В Конституции РСФСР 1978 г. они перечислялись при определении ее национально-государственного устройства. В специальной гл. 9 "Автономная область и автономный округ" Конституции говорилось, что А. о. находится в составе РСФСР "и входит в край" (ст. 82). Только при конституционной реформе 15 декабря 1990 г. последнее положение было исключено из Основного Закона: А. о. стали с этого момента входить непосредственно в РСФСР. Ранее в РСФСР имелось пять А. о. Четыре из них - Адыгейская, Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская, Хакасская - Законом РСФСР от 3 июля 1991 г. были преобразованы в республики в составе РСФСР. Таким образом, в Российской Федерации в настоящее время имеется одна А. о. - Еврейская. Согласно Конституции, она является одним из субъектов РФ. По Конституции РФ (ст. 66) статус А. о. определяется Конституцией РФ и уставом А. о., принимаемым ее законодательным (представительным) органом власти. По представлению законодательного и исполнительного органов власти А. о. может быть принят федеральный закон об А. о. (такого закона пока нет). Статус А. о. может быть изменен только по взаимному согласию РФ и А, о. в соответствии с федеральным конституционным законом. Наименование А. о. может быть изменено по ее решению, новое наименование вносится в Конституцию РФ указом Президента РФ. А. о. имеет право на принятие своих законов и других нормативных правовых актов. Она самостоятельно образует свои органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, определяет систему местного самоуправления на территории автономной области. Как и у других субъектов, у А. о. есть своя собственность (это часть государственной собственности), она самостоятельно принимает свой бюджет, может устанавливать определенные виды налогов и сборов в соответствии с федеральным законом. А. о. представлена в Совете Федерации главами законодательного и исполнительного органов власти А. о. От территории А. о. избран один депутат Государственной Думы. А. о. имеет право законодательной инициативы в Государственной Думе. Орган законодательной власти А. о. может вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ (ст. 134 Конституции РФ), одобрять поправки к гл. 3-8 Конституции (ст. 136). А. о. вправе вносить вопросы на рассмотрение Президента и Правительства РФ, обращаться с запросами в Конституционный Суд РФ. Президент РФ назначает в А. о. своего представителя. В А. о. Федеральные органы государственной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. А. о. вправе иметь свое представительство при Правительстве РФ. К ведению А. о. относятся две группы вопросов. Первая - в сфере совместного ведения РФ и А. о. как субъекта РФ - определяется в ст. 72 Конституции РФ, может далее фиксироваться в уставе А. о. Вторая - полномочия А. о., принадлежащие ей за пределами сферы совместного ведения (отражается в уставе А. о.). Возможно заключение двусторонних договоров о разграничении предметов ведения и полномочий (ст. 11 и 78 Конституции РФ). (С. А.)...


    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ 
    • группа основных прав и свобод граждан, осуществляемых в сфере политической жизни, управления государственными дедами: свобода мысли и слова, право на информацию, свобода массовой информации, право на объединение, право на собрания и манифестации, право на участие в управлении государственными делами, избирательное право, право на равный доступ к государственной и муниципальной службе, право на участие в отправлении правосудия, право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (см. также: Основные права и свободы. (С. А.)...


    СУБЪЕКТ ПРАВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИН 
    • орган или лицо, которому принадлежит право внесения законопроектов в парламент государства. Так, в Российской Федерации, согласно ст. 104 Конституции РФ, С. п. з. и. на федеральном уровне являются: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. С п. з. и. (но только по вопросам их ведения) являются также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. (С. А.)...


    ВАС РФ 
    • м может выступать в роли двух судебных инстанций - первой инстанции и инстанции, осуществляющей проверку законности и обоснованности решений всех арбитражных судов в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. По первой инстанции этот суд уполномочен рассматривать экономические споры между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ; дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан. ВАС РФ наделен также рядом других полномочий, в том числе полномочием обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке конституционности законов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле, давать арбитражным судам разъяснения по вопросам судебной практики, осуществлять организационное обеспечение деятельности этих судов, решать в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров. Ему принадлежит право законодательной инициативы. Основные структурные подразделения ВАС РФ - его Пленум, Президиум, судебные коллегии и судебные составы. При суде действуют Научно-консультативный совет и Совета председателей арбитражных судов. В суде формируется также квалификационная коллегия сулей ВАС РФ. Печатным органом ВАС РФ является "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации". Общее руководство работой этого суда осуществляют Председатель и его заместители. Председатель ВАС РФ, его заместители и все судьи этого суда назначаются на свои должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. (К. Г.)...


    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО 
    • отрасль права, регулирующая так называемые муниципальные отношения, т. е. отношения, складывающиеся в сфере местного самоуправления. Соответственно есть наука "муниципального права", а в учебных заведениях - учебная дисциплина "муниципальное право". В России М. п. - относительно новая категория. В понимании муниципальных отношений нет единства. Можно выделить следующие блоки вопросов М. п.: 1) природа местного самоуправления, его место в системе народовластия; 2) конституционно-правовые основы местного самоуправления; 3) структура (система) местного самоуправления: представительные органы местного самоуправления, иные выборные коллегиальные органы местного самоуправления; глава муниципального образования, иные выборные должностные лица местного самоуправления; институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления (местные референдумы, муниципальные выборы, собрания (сходы) граждан, народные инициативы); территориальное общественное самоуправление; 4) муниципальная собственность, экономические и финансовые основы местного самоуправления; 5)полномочия органов местного самоуправления по руководству хозяйственной, социально-культурной жизнью территории, обеспечению законности и охране прав и свобод граждан; 6) гарантии и ответственность местного самоуправления. (С. А.)...


    ПРАВО НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ДЕ 
    • одно из прав граждан РФ, закрепленное в ст. 32 Конституции, которая гласит, что граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. К этому следует добавить и право граждан участвовать в осуществлении местного самоуправления, предусмотренное и Конституцией РФ (ст. 130), и Федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 1995 г. Непосредственное участие в управлении делами государства и местного самоуправления выражается в следующих возможностях граждан РФ: в праве участвовать в принятии государственных решений (законы и др.) на референдуме РФ, а также субъекта РФ и местном референдуме; в праве участвовать в избрании представительных и исполнительных органов государственной, власти РФ и субъектов РФ, представительных органов и должностных лиц местного самоуправления; в праве постановки вопросов перед государственными органами и органами местного самоуправления в порядке народной инициативы (сбор подписей за проведение референдума, подготовка и принятие законопроекта и т. п.); в праве занять государственную должность: Конституция РФ (ч. 4 ст. 32) гласит, что граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе (конечно, и к службе в системе органов местного самоуправления); в праве участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32); правосудие. как известно, осуществляется от имени государства и выражается в возможностях граждан быть судьей, народным заседателем или присяжным заседателем.(С. А.)...


    ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ 
    • публичное обсуждение какой-либо важной государственно-общественной проблемы, проводимое парламентом или палатами парламента (чаще раздельно), в том числе и тогда, когда в парламент, палату представлен соответствующий законопроект или он уже находится в процессе рассмотрения. Инициатором П. с. чаще всего являются комитеты, комиссии парламента (палаты), иногда - субъекты права законодательной инициативы, готовящие или внесшие законопроект либо вопрос для включения в повестку дня парламента (палаты), другие заинтересованные организации. Решение о проведении П. с. принимает руководство парламента (палаты). Подготовку П. с. осуществляют соответствующие комитеты, комиссии парламента (палаты) и их аппарат. На П. с. приглашаются депутаты, входящие в профильные комитеты, комиссии, иные депутаты, а также представители заинтересованных организаций, общественности, ученые, эксперты, представители средств массовой информации. П. с. начинаются со вступительного сообщения, которое делает представитель от профильных комитета, комиссии. Далее выступают депутаты, иные участники П. с. Обсуждение заканчивается, как правило, принятием рекомендаций П. с., которые далее учитываются при подготовке вопроса на рассмотрение парламента (палаты), в работе над законопроектом.(С. А.)...


    ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУ 
    • данное право граждан в качестве конституционного закреплено в ст. 42 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу гражданина экологическим правонарушением. В основе этого права лежит государственная политика, заключающаяся в заботе государства об окружающей среде. мерах по обеспеченпю экологически чистых производств. предотвращении загрязнений воздуха, воды, почв: установлении нормативов предельно допустимого вредного воздействия на окружающую среду: ликвидации последствий аварий и экологических катастроф: создании государственных экологических и иных фондов, аккумулирующих средства на охрану природы. В соответствии с данным правом граждане могут: требовать соблюдения экологического законодательства. предоставления соответствующей достоверной информации: создавать в данной сфере общественные объединения: проявлять гражданские инициативы, ставить вопрос о привлечении виновных к ответственности и т. д., а также требовать компенсации за ущерб, причиненный их здоровью и имуществу в результате экологических катастроф. При этом учитываются все неблагоприятные последствия, включая меру утраты трудоспособности, затраты на лечение. вынужденную смену профессии и образа жизни, места жительства, различные медицинские патологии, ставшие прямым последствием катастроф, и т.д. 19 декабря 1991 г. в Российской Федерации принят Закон об охране окружающей среды.(С. А.)...


    ВОЗРАСТНОЙ ЦЕНЗ 
    • установление возраста, по достижении которого гражданину предоставляется право избирать и быть избранным (см.: Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. Избирательные цензы). (С. А.)...


    ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ 
    • должностное лицо, возглавляющее высшую судебную инстанцию судов общей юрисдикции. Назначается без ограничения срока полномочий Советом Федерации по представлению Президента РФ. Основные полномочия: принесение в пределах и порядке, установленных законом, протестов на решения, приговоры, определения и постановления судов, приостановление исполнения решений, приговоров, постановлений и определений по судебным делам; организация работы по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; организация работы по осуществлению контроля за выполнением разъяснении Пленума Верховного Суда РФ; внесение материалов на его рассмотрение; созыв заседаний Пленума и председательствование на его заседаниях; созыв заседаний Президиума Верховного Суда РФ и внесение вопросов, требующих его решения, председательствование на его заседаниях; председательствование в судебных заседаниях коллегий суда при рассмотрении любого дела; направление в Государственную Думу предложений Верховного Суда РФ в порядке реализации его права законодательной инициативы; направление запросов в Конституционный Суд РФ в связи с рассмотрением конкретных дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов или иных правовых актов; распределение обязанностей между своими заместителями; руководство организацией работы судебных коллегий и вспомогательного аппарата суда.(К. Г.)...


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь