Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
УСТАНОВЛЕНИЕ
|
- понятие, которое употребляется в конституционном праве в следующих значениях: 1) введение нормативного правила; 2) норма, обычай, порядок дел; 3) выявление (обнаружение) фактических обстоятельств. (С. А.)...
|
ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ
|
- санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате многократного и длительного применения. Характерные черты и особенности П. о. в основном совпадают с типичными признаками неправовых обычаев, с тем различием, что первые имеют юридическую силу и обеспечиваются в случае их нарушения государственным принуждением. Исторически П. о. возник как первый источник права на переходном этапе от первобытно-общинной организации общества к государственной в результате санкционирования существующих обыкновений государством. В древних государствах П. о. занимал ведущее положение. В Древнем Риме, например, из П. о. складывались важнейшие отрасли и институты права. Среди обычаев выделялись обычаи предков; обычаи, сложившиеся в практике жрецов, магистратов и др. По мере развития общества и государства П. о" а вместе с ним и обычное право постепенно вытеснялись законами и другими формами и институтами права, становились второстепенными источниками права. В настоящее время наиболее распространены обычаи торгового мореплавания, обычаи портов, международные обычаи и др.(М. М.)...
|
ИСТОЧНИК ПРАВА
|
- нормативный акт, принятый народом путем голосования на референдуме (населением территории на референдуме или на собрании), компетентным органом государства или органом местного самоуправления и устанавливающий нормы права. И. п. - это, следовательно, и внешняя форма существования нормативных предписаний, правотворческой деятельности. Нормативными актами могут быть Конституция и другие законы государства, указы и распоряжения главы государства, постановления парламента или его палат, постановления и распоряжения правительства, приказы и инструкции министерств и ведомств, акты компетентных органов субъектов федерации, местного самоуправления. И. п. могут существовать не только в виде нормативных актов. Так, истории известен такой И. п., как правовой обычай - правило поведения, сложившееся в процессе длительной повторяемости общественных отношений и применяемое их участниками. Обычно со временем правовые обычаи оформляются нормативными актами государства. В Российской Федерации правовые обычаи возникают и применяются, если они не противоречат правовым нормам, а дополняют их. Ряду стран известен такой И. п., как прецедент, или судебный прецедент, под которым понимается решение суда, вынесенное по конкретному делу и вошедшее в законную силу, служащее основой для решения аналогичных случаев иными органами. В какой-то мере применение прецедентного права можно наблюдать сегодня и в Российской Федерации. Например, решения Конституционного Суда РФ, имеющие обязательную силу лишь по обстоятельствам конкретного дела, учитываются при принятии решений различных государственных органов в аналогичных ситуациях. Практике нашей страны известен и такой вид И. п., как нормативный, или государственно-правовой договор. В частности, таким источником был Договор 1922 г. об образовании СССР, а для Российской Федерации важное значение имеет заключенный в 1992 г. Федеративный договор, включающий в себя три договора о разграничении предметов ведения и полномочий органов государственной власти РФ и субъектов РФ. (С. А.)...
|
АКТ
|
- правовой документ (законодательный акт, нормативный юридический акт, правовой акт) или действие соответствующих органов либо должностных лиц. Как "акт гражданского состояния" обозначают документ, которым свидетельствуется определенное положение лица в сфере семейных отношений (свидетельство о рождении, о браке и др.). Актом часто именуется документ, подтверждающий права человека на земельный участок и иные объекты собственности. (С. А.)...
|
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОБЫЧАЙ
|
- правило политической жизни, используемое теми или иными участниками политических отношений. Одни П. о. применяются в этом качестве до тех пор, пока они не отражены в нормативном правовом акте. С этого времени они становятся правовыми нормами. Другие П. о. существуют в качестве таковых потому, что невозможно, порой нецелесообразно их правовое оформление либо в нем нет особой необходимости. Например, в ряде стран президенты не входят в политические партии (после избрания членство в партии приостанавливают), демонстрируя тем самым, что они осуществляют свою деятельность в интересах не конкретных политических сил, а всего народа.(С. А.)...
|
ВЕДОМСТВЕННОСТЬ
|
- термин, нередко встречающийся в правовой, в том числе конституционно-правовой, литературе и обычно содержащий несколько негативный оттенок в оценке тех или иных органов и должностных лиц, посредством которого хотят подчеркнуть, что орган (лицо) решает вопрос, исходя из сугубо узких интересов соответствующего ведомства, не проявляет более широкого подхода, не учитывает иных важных факторов. (С. А.)...
|
ВЕДОМСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
- обобщенное наименование федеральных органов исполнительной власти, руководители которых не входят в состав Правительства РФ, используемое в конституционно-правовой и административно-правовой литературе, а зачастую и в нормативных актах. В этом плане довольно распространенным является выражение "министерства и ведомства". К числу В. РФ следует отнести: государственные комитеты РФ, федеральные комиссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России (см.: Федеральные органы исполнительной власти). (С. А.)...
|
ОБЯЗАННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКАЯ
|
- необходимость определенного поведения, закрепленная правовой нормой. (С. А.)...
|
СУДЕБНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ
|
- решение суда по конкретному делу, которое служит образцом для принятия в будущем решений по другим делам, возникшим в связи с аналогичными фактическими обстоятельствами. В российской правовой системе С. п. не может использоваться в качестве юридического основания для принятия решения по конкретному делу даже в тех случаях, когда "автором" С. п. является вышестоящий суд. К ссылкам на С. п. обычно прибегают при истолковании конкретных правовых норм. Значительно выше авторитет у С. п. в странах с англосаксонской правовой системой (Англия, США, Канада, Австралия и др.), где он является одним из главных источников неписаного права, составляющего основную часть системы такого рода. В некоторых странах при определенных обстоятельствах С. п. может быть придана большая юридическая сила, чем закону. (К. Г.)...
|
СТАТУТНОЕ ПРАВО
|
- используемое правовой наукой условное наименование групп нормативных актов, посвященных закреплению правового статуса органов государства. (С. А.)...
|
ФРОНТ
|
- распространенное название такой организационно-правовой формы общественных объединений граждан, как движение (массовое движение). (С. А.)...
|
КОММУНАЛЬНОЕ ПРАВО
|
- наименование правовой отрасли в Российской Федерации в некоторых зарубежных странах (например, в ФРГ). В Российской Федерации именуется муниципальным правом. (С. А.)...
|
ДЕПУТАТСКИЙ КОРПУС
|
- используемое в конституционно-правовой и политической литературе выражение, которое означает совокупность депутатов либо конкретного представительного органа, либо всех представительных органов вместе взятых. (С. А.)...
|
РЕЖИМ
|
- термин, употребляемый в праве в ряде словосочетаний с различными значениями. Например, существует понятие "правовой Р." - применительно к характеру общественных отношений после их урегулирования нормами права, статусу участников этих отношений. Понятие "политический Р." используется при определении соотношения конституционно-правовой основы общественных отношений и их фактического состояния. Конституционное и международное право говорят о Р. иностранных граждан и лиц без гражданства (а также иностранных юридических лиц) на территории государства. В связи с этим могут устанавливаться: национальный Р. - при нем иностранцы и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности в равном объеме с гражданами данного государства или с определенными изъятиями, устанавливаемыми законами государства или его международными договорами; Р. наибольшего благоприятствования -- когда государства договариваются о том, что их граждане на территории друг друга будут иметь более широкие права или возможности, чем граждане третьих государств; дипломатический Р. - особый статус лиц. обладающих дипломатическим иммунитетом, в том числе освобождение их от ответственности по законам данного государства. (С. А.)...
|
ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА
|
- один из общеправовых принципов, означающий, что нормативный правовой акт, вступивший в силу, считается официально действующим до тех пор, пока он не будет официально отменен. Принцип Д. з. выражается прежде всего в установлении определенного общественного состояния, правового режима. Д. з. предполагает возникновение общественных отношений, для регулирования которых принят правовой акт. В одних случаях это в большей мере зависит от воли сторон и от их практической потребности в применении закона. Например, спор по поводу раздела имущества граждане могут решить сами. В противном случае они могут обратиться в суд, и тогда для них начнется действие нормативных правовых актов в части раздела собственности и судопроизводства. В других случаях Д. з. не зависит от воли сторон, оно обусловлено соответствующими обстоятельствами, сроками. Например, истечение срока полномочий депутатов или президентов и губернаторов требует проведения новых выборов. Таким образом, Д. з. связано с кругом общественных отношений и их субъектов, пространством, временем и иными факторами, находящими отражение в праве. (С. А.)...
|
|
Дальше >>>
|
|
|
|
|