Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
ПРАВОНАРУШЕНИЕ
|
- противоправное, виновное, наносящее вред обществу деяние право-, дееспособного лица или лиц, влекущее за собой юридическую ответственность. Характерные признаки и черты, которые отличают правонарушение от других связанных с ним явлений и понятий, в разной степени отражены в определении правонарушения. Любое правонарушение - всегда определенное деяние, находящееся под постоянным контролем воли и разума человека. Это - волевое, осознанное деяние, выражающееся в действии или бездействии человека. Неотъемлемыми признаками правонарушения являются его противоправность, наличие вины, наличие вреда, причиненного лицу или организации другими лицом или организацией, и наличие причинной связи между противоправным деянием и причиненным вредом. В зависимости от характера правонарушения, степени его вредности и опасности для общества, а также от характера применяемых санкций за их совершение правонарушения подразделяются на преступления и проступки.(М. М.)...
|
КОДЕКС РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
|
- основной федеральный закон, регламентирующий условия и порядок привлечения к административной ответственности за соответствующие правонарушения. Принят 20 июня 1984 г., введен в действие с 1 января 1985 г. Многократно изменялся и дополнялся. Основные разделы КоАП РСФСР: общие положения; административное правонарушение и административная ответственность; органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях; производство по делам об административных правонарушениях; исполнение постановлении о наложении административных взысканий (см.: Административный арест). (К. Г.)...
|
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
|
- одна из форм (или разновидностей) общесоциальной ответственности (включает также политическую, национальную, историческую, партийную и многие другие разновидности ответственности). В отечественной и зарубежной юридической литературе нет общепризнанного определения Ю. о. Нередко она определяется как "мера государственного принуждения, основанная на юридическом и общественном осуждении поведения правонарушителя и выражающаяся в установлении для него определенных отрицательных последствий в форме ограничений личного и имущественного порядка". Другие считают, что это - "регламентированное нормами права общественное отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение". Ю. о. рассматривается также как "применение к лицам, совершившим правонарушения, предусмотренных законом мер принуждения в установленном для этого процессуальном порядке". Вместе с тем общепризнано, что Ю. о. в отличие от других видов ответственности всегда связана с государственным принуждением, с практическим применением установленных законом санкций к правонарушителю. Ю. о. влечет за собой не только общественное, но и государственно-правовое осуждение поведения лица, нарушившего закон, сопровождается наступлением отрицательных последствий для правонарушителя в виде ограничений личного или имущественного порядка. Ю. о. всегда наступает в ф о р -ме общественного отношения, которое устанавливается между государством (в лице уполномоченных на то органов: суд, прокуратура, полиция и др.) и правонарушителем. Государство при этом выступает в качестве управомоченной, а правонарушитель - обязанной стороны. Для возникновения и осуществления Ю. о. на практике требуются определенные, предусмотренные законом основания и условия. Согласно российскому законодательству, основанием Ю. о. является совершение правонарушения. Отсутствие в поведении лица хотя бы одного из признаков правонарушения снимает вопрос о наступлении Ю. о. Весьма важным при решении вопроса о характере и степени Ю. о. является также наличие в действиях отдельного лица или группы лиц всего состава правонарушения, образующегося единством таких его сторон, как объект, субъект, объективная и субъективная стороны. Учет каждой из них позволяет избежать ошибок при установлении самого правонарушения, а также при определении меры ответственности за его совершение. По своему содержанию Ю. о. проявляется либо в виде возложения на виновное лицо штрафных, карательных санкций за совершенное правонарушение, либо в виде вменения ему в обязанность восстановления, где это возможно, незаконно нарушенных прав и ранее существовавших общественных отношений. В одних отраслях права (например, в уголовном или административном) основной акцент делается на штрафные, карательные санкции, в других (например, в гражданском или коммерческом) - на правовосстановительные санкции. Ю. о. реализуется в строгом соответствии с установленными в рамках той или иной правовой системы принципами. Среди них общепризнанными являются принципы законности, обоснованности, справедливости, неотвратимости, целесообразности и недопустимости повторной или двойной (например, одновременно уголовной и административной) ответственности за совершение одного и того же правонарушения. (М. М.)...
|
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКАЯ
|
- одна из форм или разновидностей общесоциальной ответственности (включающая также политическую, национальную, историческую, партийную и др.). В отечественной и зарубежной юридической литературе нет общего понятия, а тем более - единого определения юридической ответственности. Одними она определяется как "мера государственного принуждения, основанная на юридическом и общественном осуждении поведения правонарушителя и выражающаяся в установлении для него определенных отрицательных последствий в форме ограничений личного и имущественного порядка". Другими - как "регламентированное нормами права общественное отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение". О. ю. рассматривается также и как "применение к лицам, совершившим правонарушения, предусмотренных законом мер принуждения в установленном для этого процессуальном порядке". Несмотря на широкий спектр определений понятия "юридическая ответственность", отечественные и зарубежные авторы сходятся на том, что О. ю. в отличие от других видов ответственности всегда связана с государственным принуждением, с практическим применением установленных законом санкций к правонарушителю. О. ю. всегда влечет за собой не только общественное, но и государственно-правовое осуждение поведения лица, нарушившего закон. Она сопровождается наступлением отрицательных последствий для правонарушителя в виде ограничений личного или имущественного порядка. Наконец, в отличие от других видов ответственности О. ю. всегда выступает в форме общественного отношения между государством в лице уполномоченных на то органов (суд, прокуратура, полиция и др.) и правонарушителем. Государство при этом выступает в качестве управо-моченной стороны, а правонарушитель - обязанной. Для возникновения и осуществления на практике О. ю. требуются определенные, предусмотренные законом, основания и условия. Согласно российскому законодательству, основанием О. ю. является совершение правонарушения. Отсутствие в поведении лица хотя бы одного из признаков правонарушения вообще снимает вопрос об О. ю. Весьма важным также при решении вопроса о характере и степени О. ю. является наличие в действиях отдельного лица или группы лиц всего состава правонарушения, образующего единство таких его сторон, как объект, субъект, объективная и субъективная стороны правонарушения. Учет каждой из них позволяет избежать ошибки при установлении факта самого правонарушения, а также при определении меры ответственности за его совершение. Все действия участников правоотношения, возникающего в результате совершения правонарушения, строго регулируются законом и должны совершаться только в рамках закона. В особенности это касается действий по установлению виновности того или иного лица в совершении противоправных деяний, а также по определению характера и меры О. ю. за их совершение. По своему содержанию О. ю. проявляется в виде возложения на виновное лицо штрафных, карательных санкций за совершенное правонарушение либо в виде вменения ему в обязанность восстановления (где это возможно) незаконно нарушенных прав и ранее существовавших общественных отношений. Независимо от видов О. ю. должна реализовываться в строгом соответствии с установленными в рамках той или иной правовой системы принципами. Среди них общепризнанными являются принципы законности, обоснованности, справедливости, неотвратимости, целесообразности и недопустимости повторной или двойной (например, одновременно уголовной и административной) ответственности за совершение одного и того же правонарушения.(М. М.)...
|
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЗЫСКАНИЕ
|
- мера государственного принуждения. применяемая к лицу, совершившему административное правонарушение, ответственность за которое устанавливается, как правило, предписаниями действующего в настоящее время Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Перечень А. в. закреплен в ст. 24 КоАП. К ним отнесены: предупреждение, штраф; возмездное изъятие или конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами. права охоты и др.); исправительные работы; административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства. Наиболее распространенным А. в. является штраф - денежное взыскание, величина которого устанавливается в пределах от одной десятой до ста минимальных размеров оплаты труда, а равно до десятикратной величины стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размера незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения. В исключительных случаях в связи с выполнением обязательств, вытекающих из международных договоров, и особой необходимостью усиления административной ответственности законами РФ может быть установлен штраф в большем размере. Например, за невыполнение законных требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа РФ об остановке судна, а равно воспрепятствование осуществлению этими должностными лицами возложенных на них полномочий, в том числе на осмотр судна, возможно применение штрафа в размере до трех тысяч минимальных размеров оплаты труда с конфискацией судна и орудий совершения правонарушения (ст. 84-'' КоАП). Правом применения А. в.наделен сравнительно широкий круг государственных органов и должностных лиц. Среди них особо выделяются органы и должностные лица системы Министерства внутренних дел РФ. Им принадлежит право применения А. в. за большую часть административных правонарушений. В применении А. в. участвуют и суды, к ведению которых отнесено разбирательство дел (материалов) о более чем сорока видах административных правонарушений. Это, как правило, правонарушения, влекущие самые строгие меры Л. в. - административный арест сроком до пятнадцати суток, исправительные работы на срок до двух месяцев, конфискацию имущества, штраф в крупных размерах. Ежегодно районные суды рассматривают от двух до трех миллионов такого рода дел (материалов). Со временем эту функцию будут выполнять учреждаемые мировые судьи. (К. Г.)...
|
КАРЕЛИЯ
|
- (Республика Карелия) - согласно Конституции, принятой Верховным Советом 30 мая 1978 г. (с изменениями 1984, 1989-1994 гг.), государство в составе РФ, обладающее всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые переданы в ведение федеральных органов государственной власти РФ в соответствии с Федеративным договором и закреплены Конституцией РФ. Столица К. - г. Петрозаводск. Согласно Конституции, в К. установлена республиканская форма правления. Законодательную власть в К. осуществляет Законодательное Собрание (ЗС) К. Оно является представительным и единственным законодательным органом. ЗС состоит из двух палат: Палаты Республики (ПР) и Палаты Представителей (ПП). ПР состоит из депутатов, избираемых сроком на 4 года, по округам, обеспечивающим следующее представительство: один депутат от 30 тыс. избирателей, но не менее одного от избирательного округа, совпадающего с территорией района, города республиканского подчинения. ПП состоит из депутатов, избираемых сроком на 4 года по многомандатным избирательным округам с нормой представительства два депутата от избирательного округа, совпадающего с территорией района, города республиканского подчинения. Депутаты ПР работают в ЗС на постоянной основе, депутаты ПП освобождаются от основной работы (службы) на время заседаний палаты и за этот период получают вознаграждение из бюджета республики. Палаты принимают решения на совместных и раздельных заседаниях. На совместных заседаниях принимаются: единый Регламент ЗС, присяга главы исполнительной власти, решения по вопросам, связанным с изменением положений Федеративного договора; утверждается структура исполнительной власти К.; дается согласие на назначение заместителей Председателя Правительства К.; заслушиваются ежегодные доклады главы исполнительной власти о положении в республике, выполнении республиканских программ, осуществлении внутренней политики и внешних связей К., послания главы ЗС; принимаются решения о назначении выборов органов государственной власти; формируются совместные рабочие органы обеих палат и др. К ведению ПП относятся: принятие Конституции К., внесение в нее изменений и дополнений; вопросы административно-территориального устройства К.; принятие законов К. о выборах органов государственной власти и местного самоуправления; утверждение бюджета К., принятие законов о республиканских налогах и сборах; назначение референдумов К.; формирование ЦИК К.; выражение недоверия главе исполнительной власти К. и руководителям республиканских органов государственного управления; отставка главы исполнительной власти К. К ведению ПР относятся: принятие законов К., кроме принимаемых ПП; контроль за исполнением бюджета К.; рассмотрение вопроса о введении, продлении и отмене чрезвычайного положения в К. и на отдельных ее территориях; ратификация договоров и соглашений К. и др. Принятые Палатой Представителей законы К., за исключением законов по вопросам налогов и сборов на территории К., подлежат обязательному рассмотрению в ПР. Таким образом, ПР по отношению к ПП в законодательном процессе выполняет функции верхней палаты, за исключением отрешения от должности главы исполнительной власти, когда, наоборот, ПП выполняет роль верхней палаты (см. ниже). Главой исполнительной власти и высшим должностным лицом К. является избираемый всем населением сроком на 4 года и не более чем на два срока подряд Председатель правительства К. Им может быть избран гражданин РФ не моложе 35 и не старше 65 лет, проживающий в К. не менее 7 лет до выборов либо ранее проживавший в К. не менее 10 лет после достижения совершеннолетия. Председатель правительства обеспечивает исполнение Конституции и законов К., РФ, а также принятых К. межреспубликанских и международных обязательств. Он представляет на утверждение ЗС структуру исполнительной власти; формирует правительство; назначает руководителей республиканских органов государственного управления, причем министров финансов, безопасности, внутренних дел - с согласия большинства избранных депутатов ПР;ведет переговоры и подписывает договоры от имени Карелии; вправе участвовать в работе ЗС, обладает правом законодательной инициативы; представляет ЗС ежегодные доклады о положении в республике, обращается с посланиями к ЗС и обращениями к народу; подписывает и официально опубликовывает в течение 10 дней законы, принятые ЗС или одобренные референдумом К., обладает правом отлагательного вето на принятые законы в течение 7 дней (но по преодолении вето двумя третями голосов ЗС или его палаты обязан подписать закон в течение 7 дней, в противном случае его подпишет председатель ПР в соответствии с Конституцией К.); вносит проект бюджета К. и отчет о его исполнении на утверждение ЗС; в установленном порядке объявляет, продлевает и отменяет чрезвычайное положение и др. Председатель Правительства К. не вправе распускать либо приостанавливать деятельность ЗС, органов местного самоуправления, но может назначить референдум по вопросу о роспуске ЗС. Если на референдуме решение о роспуске СЗ не принимается, Председатель считается отрешенным от должности и назначаются выборы нового главы исполнительной власти. За нарушение Конституции и законов К. ПП вправе вынести решение о недоверии Председателю правительства. Вопрос передается в Конституционный Суд К. и его решением Председатель может быть отрешен от должности. Наконец, ЗС вправе отрешить Председателя от должности за совершенное преступление или правонарушение. Вопрос возбуждается ПР простым большинством голосов избранных депутатов и решается ПП большинством не менее чем двумя третями голосов избранных депутатов палаты. Согласно Конституции, в К. признается и гарантируется местное самоуправление. Оно осуществляется в пределах территориальных и административно-исполнительных единиц. Вместе с тем Конституция предусматривает осуществление на местах функций государственного управления через соответствующие территориальные структуры (представителей) республиканских органов управления. Правосудие в К. осуществляется Конституционным Судом (КС), Верховным Судом, Высшим Арбитражным Судом К., городскими, районными народными судами, мировыми судьями (ст. 86 Конституции К.). Функции надзора за соблюдением законов осуществляет прокуратура....
|
ПРЕЗИДЕНТ ГОСУДАРСТВА
|
- единоличный (т. е. представленный одной персоной) орган государственной власти. Вместе с тем - высшее должностное лицо государства зачастую одновременно и верховный главнокомандующий вооруженными силами государства. Статус президента обусловлен его предназначением. Могут быть следующие варианты: а) президент - глава исполнительной власти; б) президент - глава государства; в) президент - глава государства и глава исполнительной власти; г) президент - глава государства, глава исполнительной власти и глава правительства. В качестве главы исполнительной власти президент включается в систему органов исполнительной власти, он - высшее звено данной системы. В некоторых зарубежных странах, а также республиках в составе РФ президент, помимо того что он объявлен главой исполнительной власти, является также и председателем правительства. В качестве главы государства президент стоит несколько особняком от законодательной, исполнительной и судебной властей, поскольку он должен обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие других ветвей власти. Многие исследователи делают вывод, что президент как глава государства представляет собой отдельную ветвь государственной власти - президентскую власть. Причем она (именно как власть главы государства) несколько возвышается над другими властями. В реальной жизни президент - глава государства - больше тяготеет, конечно, к исполнительной власти, осуществляя определенные полномочия, типичные для этой власти, и официально либо фактически руководя центральными органами исполнительной власти государства, а то и всей системой этих органов на территории страны. Роль президента зависит от того, какая форма правления избрана в государстве. В президентской республике - налицо сильная или даже суперсильная президентская власть, включая: руководство внутренней и внешней политикой: формирование правительства и определение направлении его работы, назначение иных высших должностных лиц системы исполнительной власти, представление парламенту, его палатам кандидатур для назначения на ряд высших должностей и судей высших судов государства: представление в парламент законопроектов, подписание и обнародование законов, право вето и право роспуска парламента: собственное правотворчество президента: обеспечение безопасности и обороноспособности государства. в том числе функции верховного главнокомандующего и руководителя совета безопасности, назначение высшего военного командования и др. В парламентарной республике президент не обладает реальной сильной властью, в большей мере осуществляет представительские функции, а если и назначает ряд высших должностных лиц или подписывает акты, то скорее в порядке формальной и заранее подготовленной процедуры. Чаще всего президенты избираются населением путем прямых выборов. Однако могут быть также: косвенные выборы президента - коллегией выборщиков, которые избираются населением (например, США); выборы парламентом государства (например, Израиль, Греция и др.): выборы специальной избирательной коллегией (собранием), состоящей наряду с членами парламента также и из представителей территорий, на которые делится государство, делегируемых их законодательными собраниями или органами управления (например. Президент ФРГ избирается Федеральным собранием, которое состоит из депутатов бундестага и представителей земель ФРГ, избираемых их законодательными органами, Президент Италии - избирательной коллегией, в которую наряду с депутатами обеих палат парламента входят представители органов управления областей). Как правило, для президентов устанавливается более высокий возрастной ценз. Например, в США и России президентом можно стать лишь по достижении 35, в ФРГ - 40, в Италии - 50 лет. В некоторых странах устанавливается и верхний возрастной предел, но, как правило, не более 65 лет. Срок полномочий президента в различных странах неодинаков, обычно предпочтение отдается 4, 5, 6 или 7 годам. В некоторых странах президент избирается лишь на один срок без права переизбрания. Однако чаще разрешается избрание на два срока вообще (например, США) или же на два срока подряд (например, Россия). В последнем случае после некоторого перерыва можно снова баллотироваться на пост президента. Только в некоторых странах предусмотрен пост вице-президента (США, Индия, Бразилия, Коста-Рика, Колумбия). В России этот пост существовал с 1991 по 1993 г. Вице-президент выполняет поручения президента, а также замещает его в случае невозможности осуществления полномочий. В других странах функции президента в случае его кончины, отставки, невозможности выполнять обязанности по состоянию здоровья или при отрешении от должности возлагаются на премьер-министра или на председателя парламента, или на председателя верхней палаты парламента (может устанавливаться определенная очередность замещения президента, когда при невозможности выполнения функций президента данным лицом это делает следующее, указанное в перечне). П. г. обладает личной неприкосновенностью. Прежде чем привлечь президента к ответственности за конкретное правонарушение, необходимо решить вопрос о его дальнейшем пребывании на посту президента. Для этого предусматривается такая мера конституционной ответственности президента, как отрешение его от должности. Основанием для этого может быть совершение президентом государственной измены, иного тяжкого преступления или умышленного нарушения конституции либо иного закона государства. В основном в мире применяются два процессуальных способа решения вопроса: возбуждение обвинения в отношении президента парламентом и разрешение дела по существу судом - конституционным (например, ФРГ, Италия, Болгария) или иным высшим (например, Финляндия, Португалия и др.); возбуждение обвинения нижней палатой парламента и принятие решения верхней палатой (например, Россия, США). В республиках в составе РФ решение об отрешении от должности президента в основном принимает парламент на основании решения (заключения) конституционного суда (палаты). В некоторых республиках (Ингушетия, Адыгея, Кабардино-Балкария, Калмыкия) для этих целей предусмотрен референдум. Например, в Ингушетии Президент отрешается от должности в случае совершения преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда республики. Производство по делу об отрешении возбуждается парламентом республики, который тремя четвертями голосов от списочного состава депутатов выносит вопрос об отрешении президента от должности на референдум. В Адыгее парламент (Государственный Совет) выдвигает обвинение против Президента в умышленном нарушении Конституции, законов республики или данной им присяги и обращается с запросом в Конституционную Палату республики. При подтверждении ею обвинений Государственный Совет назначает референдум о доверии Президенту. Президент считается отреш?нным от должности, если за недоверие проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании. Это напоминает правила, действующие в некоторых зарубежных странах (например, Австрия, Исландия), где предложение парламента о смещении президента с должности также голосуется на референдуме. Но там, если предложение не поддержано, парламент распускается.(С. А.)...
|
АРЕСТ
|
- содержание в изоляции от общества, применяемое уполномоченными государственными органами в порядке, установленном законом. Он считается одной из наиболее строгих мер государственного принуждения. Действующее законодательство предусматривает несколько разновидностей А.: заключение под стражу в качестве меры пресечения; А. как один из видов уголовного наказания; А. как мера административного взыскания; А. как мера дисциплинарного воздействия (взыскания). Одна из распространенных разновидностей А. - заключение под стражу в качестве меры пресечения в отношении лиц, обвиняемых (а при исключительных обстоятельствах - и подозреваемых) в совершении преступления. Основания для такого рода А. четко зафиксированы в законе (ст. 89-91, 96 Уголовно-процесуального кодекса РСФСР). Он может быть применен при наличии достаточных данных полагать, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия или суда, воспрепятствует установлению истины по уголовному делу, будет заниматься преступной деятельностью либо станет уклоняться от отбывания назначенного ему по приговору суда наказания. А., как правило, нельзя применять в отношении лиц, обвиняемых в преступлениях, которые могут быть наказаны лишением свободы сроком до одного года. Тяжесть совершенного преступления сама по себе не является основанием для А. Она становится таковой, когда речь идет об отличающихся повышенной опасностью преступлениях, исчерпывающий перечень которых дан в законе (ст. 96 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР). Должностные лица, принимающие решение об А., обязаны учитывать и другие обстоятельства - например, личность обвиняемого или подозреваемого, род его занятий, возраст, состояние здоровья, семейное положение. Решение об избрании А. в качестве меры пресечения по уголовному делу должно приниматься лицом, производящим предварительное расследование, или судом, в производстве которого находится конкретное дело. Если такое решение принимается лицом, производящим расследование, то оно обязательно должно быть санкционировано (одобрено) прокурором. В соответствии с ч. 2 ст. 22 и ч. 2 п. 6 Раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции РФ со временем, после создания необходимых условий, А. будет производиться только по судебному решению. Продолжительность А. в ходе предварительного расследования уголовных дел четко ограничивается законом. Как правило, она не должна превышать двух месяцев. Больший срок А. может быть установлен при наличии определенных в законе оснований прокурорами различных уровней. Предельный срок такого А. - не более полутора лет. Его вправе назначить Генеральный прокурор РФ. По решению суда среднего звена общей юрисдикции обвиняемого можно содержать под стражей свыше предельного срока дополнительно еще до шести месяцев, если прокурор представит убедительные данные, что это вызывается необходимостью завершения ознакомления обвиняемого со всеми материалами дела либо выполнения новых следственных действий по заявленному им ходатайству. Предельный срок А. на период, когда дело находится на рассмотрении в суде, не установлен. Лица, подвергнутые А., должны содержаться, как правило, в следственных изоляторах. При определенных в законе условиях их содержание в течение ограниченного срока допускается в изоляторах временного содержания, а иногда и на гауптвахтах (для военнослужащих). В порядке исключения допускается использование для данной цели учреждений, исполняющих назначенные судами наказания в виде лишения свободы (см.: Колония исправительная), если в них имеются специально оборудованные помещения. Законность и обоснованность Л. лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, и продление его срока контролируются прокурорами и судами. Такой контроль может состояться и по жалобе арестованного, его защитника или законного представителя. Порядок содержания под стражей арестованных в связи с привлечением к уголовной ответственности регламентируется Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15 июля 1995 г., некоторыми положениями У голов но -исполни тельного кодекса РФ и Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" от 21 июля 1993 г., а также актами, издаваемыми министром юстиции РФ. А. как вид уголовного наказания, предусмотренного Уголовным кодексом РФ, будет реально вводиться в действие по мере создания необходимых условий для исполнения этого вида наказания, но не позднее 2001 года. Подобно иному уголовному наказанию, его назначение будет допустимо только по приговору суда в отношении лица, признанного виновным в совершении преступления. Минимальный его срок должен быть не менее одного месяца, а максимальный - до шести месяцев. Л. продолжительностью до одного месяца может быть назначен только в случае замены исправительных или обязательных работ данным видом наказания. А. не может быть применен к лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, а также к беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет. Лица, осужденные к А., должны помещаться в исправительные учреждения, именуемые арестными домами, расположенными, как правило, по месту их жительства или по месту осуждения. Военнослужащие. приговоренные к такой мере наказания, должны отбывать его на гауптвахтах для осужденных или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт. А. как мера административного взыскания (административный А.) применяется в исключительных случаях к лицам, совершившим административные правонарушения. К таким правонарушениям Кодекс РСФСР об административных правонарушениях относит: незаконное приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах либо потребление наркотических средств без назначения врача (ст. 44); мелкое хулиганство (ст. 158); распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде (ч. 3 ст. 162); злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника (ст. 165); проявление неуважения к суду (ст. 165'); неповиновение работнику милиции, иному уполномоченному должностному лицу или представителю общественности (ч. 2 ст. 165'); злостное неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего, сотрудника органа внутренних дел или другого гражданина при исполнении ими обязанностей по охране Государственной границы РФ (ст. 1658). Административный А- может быть назначен только постановлением судьи. Никакие иные должностные лица не вправе этого делать. Предельный его срок - до пятнадцати суток. Он не может быть применен к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до двенадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцати лет, к инвалидам первой и второй групп. Не применяется он и к военнослужащим, военнообязанным, призванным на военные сборы, а также лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Лица, подвергнутые административному А., могут быть использованы на физических работах. Организация трудового использования лиц, подвергнутых административному аресту, возлагается на местные органы государственной власти или органы местного самоуправления. Лицам, подвергнутым административному А., за время нахождения под арестом заработная плата по месту постоянной работы не выплачивается. А. в качестве меры дисциплинарного взыскания(дисциплинарный А.) является одним из видов дисциплинарных взысканий. Он может быть применен за дисциплинарный проступок или административное правонарушение к военнослужащим, военнообязанным, призванным на военные сборы, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для солдат, сержантов, старшин, мичманов и прапорщиков предельный срок такого А. - до десяти суток, а для офицеров, включая имеющих звание подполковника, - до пяти суток. (К. Г.)...
|
|
|
|
|
|
|