RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    МЕРА ОБЩЕСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 
    • средство, с помощью которого общественные объединения, трудовые коллективы, коллеги по службе или работе, коллективы по месту жительства оказывают воспитательное воздействие на членов соответствующих объединений или коллективов, чаще всего в связи с совершенными ими безнравственными поступками, в том числе порицаемыми правовыми предписаниями. Конкретные М. о. в. в законодательном порядке не установлены. Ими могут быть высказанное публично критическое замечание, предупреждение, предложение принести извинения или добровольно компенсировать вред и т. д. (К. Г.)...


    НАРОДНАЯ ИНИЦИАТИВА 
    • право совершеннолетних граждан (определенной численности) внести на рассмотрение представительного органа власти или органа местного самоуправления либо соответствующего должностного лица проект их решения или предложение о рассмотрении какого-то важного вопроса, отнесенного к их ведению, об организации народного обсуждения данного вопроса или проведении по нему народного голосования (референдума). Н. и. реализуется сбором подписей граждан, реже - принятием решения о Н. и. на собрании граждан по месту их жительства или работы. Н. и. закрепляется в ряде конституционно-правовых актов. Например, Федеральный конституционный закон о референдуме РФ 1995 г. предусматривает, что инициатива проведения такого референдума может принадлежать не менее чем двум миллионам граждан РФ и реализуется путем сбора их подписей. При этом предлагается конкретная формулировка вопросов референдума. Рассмотрев внесенное в порядке Н. и. предложение и получив положительное заключение Конституционного Суда РФ о соблюдении требований Конституции, Президент РФ назначает референдум. В Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации" 1995 г. ст. 25 "Народная право-творческая инициатива" предусматривает, что население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотвор-ческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения,а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).(С. А.)...


    ПРЕДЛОЖЕНИЕ 
    • один из видов обращений гражданина в государственные органы, органы местного самоуправления, в адрес администраций предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, должностных лиц (существуют и другие виды обращений: жалобы, заявления, ходатайства). П. вносится тогда, когда гражданин считает, что реализация П. улучшит порядок дел в государстве, на соответствующей территории, деятельность органа, предприятия, учреждения, организации, общественного объединения. Подача П. является реализацией права гражданина на обращение, закрепленного в ст. 33 Конституции РФ. ГС. А.)...


    ДЕНОНСАЦИЯ 
    • официально оформленный отказ государства от ранее заключенного международного договора. Возможность Д. договора обычно предусматривается в нем самом. Право Д. закрепляется, как правило, за парламентом государства в его конституции. Процедура Д. устанавливается законом. В Российской Федерации согласно ее Конституции (см., например, ст. 106) ратификация и Д. международных договоров РФ осуществляются федеральным законом, поэтому данный вопрос относится к компетенции обеих палат российского парламента - Федерального Собрания - Государственной Думы (ГД) и Совета Федерации (СФ). Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" 1995 г. использует более широкое понятие: он говорит о прекращении международных договоров РФ или о приостановлении их действия. Д. рассматривается в Законе как один из видов прекращения договора. Например, в ч. 1 ст. 37 Закона говорится: "Прекращение (в том числе денонсация) и приостановление действия международного договора Российской Федерации осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность международного договора для Российской Федерации". Если решение о согласии на обязательность международного договора РФ принималось в форме федерального закона (договор ратифицировался парламентом), предложение о прекращении или приостановлении действия такого договора вносится в ГД Президентом или Правительством РФ. Предложение должно содержать заверенную копию официального текста договора, обоснование целесообразности его прекращения или приостановления его действия, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий такого шага. Если предложение внесено иным субъектом, права законодательной инициативы, оно направляется Президенту РФ для предложений по данному законопроекту. Предложение рассматривается по правилам законодательного процесса: сначала - в ГД, далее - в СФ. Принятый палатами Федерального Собрания федеральный закон о прекращении (в том числе о Д.) или приостановлении действия международного договора направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Действие международного договора РФ, решение о согласии на обязательность которого для РФ принималось в форме федерального закона, может быть приостановлено Президентом РФ в случаях, требующих принятия безотлагательных мер, с обязательным незамедлительным информированием СФ и ГД и внесением в ГД проекта соответствующего федерального закона. Прекращение и приостановление действия международных договоров межведомственного характера производятся федеральными органами исполнительной власти, от имени которых были заключены такие договоры, по согласованию с МИД РФ, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, субъектами РФ и с разрешения Правительства РФ. По договорам, имеющим важное значение для Российской Федерации, решение может принять само Правительство РФ. Это решение - окончательно, т. е. Д. таких договоров парламентом не осуществляется. Последствия: прекращение (в том числе Д.) договора освобождает Российскую Федерацию от всякого обязательства выполнять договор в дальнейшем и не влияет на права, обязательства или юридическое положение РФ, возникшие в результате выполнения договора до его прекращения; приостановление действия договора освобождает Российскую Федерацию от обязательства выполнять его в течение соответствующего периода времени и не влияет в остальном на установленные договором правовые отношения РФ с другими участниками договора. (С. А.)...


    РАТИФИКАЦИЯ 
    • одна из форм выражения согласия государства на обязательность для него международного договора. Р. означает утверждение парламентом договора, заключенного от имени государства его президентом или правительством. В соответствии с Конституцией РФ (например, ст. 106) Р. и денонсация международных договоров РФ осуществляются палатами федерального Собрания (ФС) - Государственной Думой (ГД) и Советом Федерации (СФ) - путем принятия федерального закона. Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" от 16 июня 1995 г. называет следующие формы выражения согласия РФ на обязательность для нее международного договора: ратификация, утверждение, принятие и присоединение к международному договору. Согласно п. 1 ст. 15 названного Закона, Р. подлежат международные договоры РФ: исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные Законом; предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина; о территориальном разграничении РФ с другими государствами; об основах межгосударственных отношений по вопросам, затрагивающим обороноспособность РФ, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности; об участии РФ в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий РФ или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для РФ. Помимо этого, согласно п. 2 ст. 15 данного Закона, Р. подлежат международные договоры РФ, при заключении которых стороны условились о последующей Р. Международные договоры, решение о подписании которых было принято Президентом РФ, вносятся им на Р. в ГД. Если решение о подписании принято Правительством РФ, соответственно оно вносит международный договор на Р. в ГД. Но в случае необходимости Правительство может представить предложение Президенту о внесении им на Р. международного договора, подписанного по решению Правительства. Предложение о Р. договора должно содержать заверенную копию официального текста договора, обоснование целесообразности его Р., а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий Р. Если предложение о Р. внесено иным субъектом права законодательной инициативы, оно направляется Президенту РФ для предложений по данному законопроекту. Вопрос о Р. договора рассматривается по правилам законодательного процесса сначала в ГД, далее - в СФ. Принятый палатами ФС федеральный закон о Р. международного договора направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. На основании федерального закона о Р. международного договора РФ Президентом РФ подписывается ратификационная грамота, которая скрепляется его печатью и подписью министра иностранных дел РФ. Согласно Закону 1995 г., в отношении договоров, указанных в п. 1 ст. 15, решения об утверждении и принятии международных договоров, а также присоединении к ним принимаются так же, как и решение о Р. международного договора. - в форме федерального закона. (С. А.)...


    ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 
    • один из способов осуществления права законодательной инициативы в соответствии с Регламентом Государственной Думы 1994 г. По этому Регламенту право законодательной инициативы осуществлялось в форме внесения в ГД: законопроектов и поправок к законопроектам; законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и федеральных законов; законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы либо о признании этих законов утратившими силу; предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Как можно видеть, 3. п. не было связано с представлением текста законопроекта. Это, образно говоря, - идея, модель, концепция будущего закона. В Регламенте ГД 1998 г. 3. п. не предусмотрено. Право законодательной инициативы осуществляется внесением в ГД законопроектов и поправок к законопроектам. (С. А.)...


    КОНГРЕСС 
    • 1) наименование парламента в некоторых зарубежных странах (США, Колумбия, Филиппины), состоящего из двух палат (в Испании Конгресс депутатов - нижняя палата парламента). 2) Во Франции - орган, созываемый Президентом. Согласно ст. 89 Конституции, инициатива пересмотра Конституции принадлежит Президенту республики, действующему по предложению Премьер-министра, и членам Парламента. Проект или предложение о пересмотре Конституции должны быть приняты обеими палатами Парламента - Национальным собранием и Сенатом - в идентичной редакции. Пересмотр является окончательным после одобрения его референдумом. Однако референдум не проводится, если Президент передает проект на рассмотрение Парламента, созванного в качестве Конгресса. В этом случае проект пересмотра считается одобренным, если он получит большинство в три пятых от поданных голосов. (С. А.)...


    ПРАВИТЕЛЬСТВО 
    • центральный орган государства или субъекта в федеративном государстве. Распространенные наименования - Правительство (Россия, Чехия и др.), Совет Министров (например, Индия), Кабинет (Япония), Кабинет Министров (в ряде республик в составе РФ), Совет Министров - Правительство (ранее в Российской Федерации), Совет Министров (правительство) - Франция, Государственный Совет (КНР), Административный совет (КНДР) и др. На уровне государства П. - главный орган управления, исполнительной власти. Руководит внутренними делами, осуществлением экономической, социальной и культурной политики, обороны, безопасности, внешнеполитической и внешнеэкономической деятельностью. В президентской республике П. подотчетно президенту и в определенной мере - парламенту, его палатам. В парламентарной республике П. подотчетно парламенту, его палатам и в определенной мере - президенту (если он есть в государстве). Вместе с тем П. обладает самостоятельностью в осуществлении полномочий, которыми его наделяют конституция и законы государства. П. состоит из председателя П. (премьер-министра), его первых и обычных заместителей, министров, а нередко - и других лиц. В президентской республике П. формируется президентом, причем может быть предусмотрено, что с парламентом или какой-то из его палат он согласовывает лишь кандидатуру председателя П. В парламентарной республике используются разные варианты: назначение председателя П. парламентом или предложение его кандидатуры для назначения президентом, утверждение всего состава правительства парламентом либо назначение членов правительства президентом по предложению премьер-министра. Форма работы П. - заседания. Акты П.- постановления, принимаемые коллегиально, и распоряжения, издаваемые от имени правительства премьер-министром или его первыми заместителями.(С. А.)...


    ОТРЕШЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ ПРЕЗИДЕНТ 
    • мера конституционной ответственности Президента РФ, выражающаяся в досрочном прекращении его полномочий в связи с совершением определенных правонарушений. О. от д. П. РФ было предусмотрено при введении поста Президента в 1991 г. Согласно Конституции, он отрешался от должности в случае нарушения им Конституции РСФСР, законов РСФСР, а также данной им присяги. Такое решение принималось Съездом народных депутатов РСФСР на основании заключения Конституционного Суда РСФСР большинством в две трети голосов от общего числа депутатов по инициативе Съезда, Верховного Совета РСФСР или одной из его палат. Процедура голосования Съезда народных депутатов РФ применялась один раз - в марте 1993 г. На апрель 1993 г. Съездом был назначен референдум по основным положениям новой Конституции РФ. Однако 11 марта 1993 г. VIII Съезд принял решение об отмене референдума. В ответ 20 марта 1993 г. Президент объявил по телевидению о своем Указе об особом порядке управления страной и о назначении на 25 апреля 1993 г. референдума - по вопросу о доверии Президенту РФ, а также по проекту новой Конституции (всего текста, а не только основных положений) и закона о выборах в федеральный парламент. На срочно созванном IX внеочередном Съезде народных депутатов 28 марта 1993 г. голосовались предложения об отрешении Президента РФ от должности и об отзыве Председателя Верховного Совета РФ. Голосование было тайным с одним бюллетенем по обеим кандидатурам. Из 1033 депутатов получили бюллетени для голосования 924, при вскрытии в ящиках обнаружено 909 бюллетеней. За отрешение проголосовало 617 депутатов, против - 268. Для принятия решения требовалось квалифицированное большинство в две трети, т. е. 689 голосов, поэтому предложение об отрешении не прошло. По Конституции РФ 1993 г. (ст. 93), Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой (ГД) обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Других оснований отрешения Конституция РФ не предусматривает. Процедура отрешения такова. Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ может быть внесено по инициативе не менее одной трети депутатов ГД от общего их числа. Дума образует специальную комиссию и получает ее заключение по существу вопроса. Согласно Регламенту ГД, обсуждение предложения депутатов проводится на заседании ГД, на котором выступают уполномоченный от депутатов группы, выдвинувшей обвинение, и председатель специальной комиссии. Выступают депутаты, эксперты; полномочные представители Президента и Правительства в ГД могут получить слово вне очереди. ГД принимает решение о выдвижении обвинения против Президента двумя третями от общего числа депутатов палаты. Решение принимается тайным голосованием с использованием бюллетеней. Решение ГД передается в Совет Федерации (СФ), а также в Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ. Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента, а Верховный Суд - заключение о наличии в действиях Президента признаков преступления. На заседании СФ рассмотрение вопроса начинается с сообщения Председателя ГД об основаниях выдвижения обвинения против Президента, затем слово предоставляется Председателю КС и Председателю Верховного Суда для оглашения заключения этих органов. Заслушивается заключение Комитета СФ по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам. На заседание СФ приглашается Президент, ему или его представителю по их желанию может быть предоставлено слово. Решение СФ об отрешении Президента от должности принимается двумя третями голосов от общего числа членов данной палаты. Голосование - тайное с использованием бюллетеней. Решение должно быть принято не позднее чем в 3-месячный срок после выдвижения ГД обвинения против Президента. Если решение СФ в указанный срок не принято, обвинение против Президента считается отклоненным.(С. А.)...


    ЗАПРОС ДЕПУТАТСКИЙ 
    • обращенное к определенным органам или должностным лицам предложение (требование) депутата дать информацию по тому или иному вопросу, входящему в компетенцию представительного органа, в который входит депутат. 3. д. вносится на заседании представительного органа; ответ адресуется не депутату - автору 3. д., а представительному органу. 3. д. - средство, с помощью которого депутат привлекает внимание представительного органа, как правило, к злободневной, но не решаемой проблеме. 3. д. отличается от депутатского обращения, ответ на которое дается органом, должностным лицом самому депутату. В отличие от вопросов, которые депутаты задают по обсуждаемому на заседании представительного органа пункту повестки дня и на которые тут же получают ответы, 3. д., как правило, не связаны с повесткой дня данного заседания. Единственное условие - они должны быть в рамках компетенции представительного органа. Депутат вносит 3. д. как в письменной, так и в устной форме. Для оглашения 3. д. в устной форме депутат получает слово на заседании представительного органа. Письменный 3. д. может быть оглашен как самим депутатом, так и председательствующим на заседании, которому депутат передает 3. д. Ответ на 3. д. представляется в срок, указанный в законе, регламенте представительного органа либо установленный представительным органом для данного 3. д. Ответ на 3. д. дается в устной или письменной форме. В палатах Федерального Собрания РФ наряду с запросом соответственно члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы возможен и так называемый Парламентский запрос (П. з.). Он направляется не от имени отдельных парламентариев, а от всей палаты. Адресуется Председателю Правительства РФ, членам Правительства РФ, Генеральному прокурору РФ, другим высшим должностным лицам. Ответ на П. з. дается палате. (С. А.)...


    КОНСТИТУЦИОННОЕ СОБРАНИЕ 
    • орган, предусмотренный Конституцией РФ и созываемый для решения вопросов, связанных с пересмотром Конституции РФ. Согласно ст. 135 Конституции РФ, положения гл. 1 (Основы конституционного строя), 2 (Права и свободы человека и гражданина), 9 (Конституционные поправки и пересмотр Конституции) не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ (парламентом). Если предложение о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации (СФ) и депутатов Государственной Думы (ГД), то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание (КС). КС либо подтверждает независимость Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается двумя третями голосов от общего числа членов КС или выносится на всенародное голосование. Однако федеральный конституционный закон о КС пока не принят, поэтому нет ясности, из кого может состоять КС, как оно должно формироваться и работать. Соответствующий законопроект находится в стадии подготовки. При этом, в частности, дискутируются несколько вариантов формирования КС: включение в него всех депутатов ГД и членов СФ, Президента РФ, членов Правительства РФ, председателей высших федеральных судов и Генерального прокурора РФ, а наряду с ними - такого же общего числа членов КС, избираемых законодательными собраниями субъектов РФ в равном количестве от каждого субъекта РФ; включение в состав КС только руководителей палат, их комитетов и комиссий (в ГД - также руководителей фракций и депутатских групп), Президента РФ, Председателя Правительства РФ, председателей высших судов РФ и Генерального прокурора, а также равные по численности депутации, избранные законодательными собраниями субъектов РФ; избрание всех членов КС населением путем прямых выборов по территориальным округам. Предлагается отвести для работы КС определенный период времени (например, не более года), и если оно за этот срок не подготовит проекта новой Конституции, считать его деятельность прекращенной с сохранением действия нынешней Конституции РФ. Однако все эти идеи и предложения требуют дальнейшей проработки. (С. А.)...


    ГОРОД 
    • населенный пункт с определенной численностью населения, занятого главным образом промышленной (производственной), коммерческой, культурно-просветительной и иной - несельскохозяйственной - деятельностью. В государственно-правовом плане в Российской Федерации выделяются три категории городов: вариантов решения рассматриваемого палатой вопроса, Г. может быть проведено в два тура. Первый тур - это своеобразное рейтинговое Г., при котором депутат может голосовать за любое число кандидатур или предложений. Затем на второй тур выносятся две кандидатуры или два предложения, получивших наибольшее число голосов в первом туре. Во втором туре проходит кандидатура или предложение, за которые подано наибольшее число голосов, однако не менее числа, установленного для принятия соответствующего решения. В противном случае вопрос снимается с рассмотрения. Открытое Г. проводится на заседании палаты с использованием электронной системы подсчета голосов либо без ее использования. Во втором случае подсчет голосов поручается счетной комиссии, избираемой палатой. По решению большинства от числа депутатов ГД, принявших участие в Г., может быть проведено тайное Г. Оно проводится с использованием электронной системы подсчета голосов или с использованием бюллетеней. Бюллетени тайного Г. изготавливаются под контролем счетной комиссии по предложенной ею и утвержденной ГД форме. Бюллетень выдается депутату счетной комиссией в соответствии со списком депутатов и по предъявлении им депутатского удостоверения. При получении бюллетеня депутат расписывается в списке напротив своей фамилии. Обычно на период тайного Г. устанавливаются кабины, в которых депутаты заполняют бюллетени. После этого бюллетень опускается в специальный ящик, опечатанный счетной комиссией. При тайном Г. определяется число бюллетеней с результатами "за" и "против", а также недействительных бюллетеней (неустановленной формы либо не позволяющих определить волеизъявление депутата). По решению ГД, принимаемому большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в Г., проводится поименное Г. Оно осуществляется с использованием электронной системы подсчета голосов или именных бюллетеней. При втором варианте ГД избирает счетную комиссию. Если на заседании ГД приняты решения о проведении как поименного, так и тайного Г., проводится тайное Г. (С. А.)...


    ПАРЛАМЕНТАРНАЯ РЕСПУБЛИКА 
    • разновидность государства с республиканской формой правления (см. также: Президентская республика). Зачастую существуют смешанные варианты, сочетающие элементы парламентарной и президентской республик. Специфика П. р. - ведущая роль парламента в государстве, который не только принимает законы, но и оказывает сильное влияние на правительство и иные органы государственного управления. Состав правительства предопределяется парламентским большинством, принадлежащим либо одной партии, имеющей более половины депутатских мест, либо коалиции партий. Если в государстве нет монарха (президента), парламент утверждает либо председателя правительства и по его представлению весь состав правительства, либо только председателя правительства, который сам формирует правительство. Если же в государстве есть монарх (президент), то он утверждает председателя правительства, но это лишь - формальный акт, поскольку кандидатура председателя правительства исходит от парламентского большинства. Парламент определяет своими актами и действиями основы внутренней и внешней политики государства. В П. р. правительство несет ответственность перед парламентом, заслушивает и одобряет программу деятельности правительства. Нередко в П. р. у парламента есть право заслушивать годовой отчет правительства либо требовать внеочередного отчета или доклада правительства по принципиальным вопросам внутренней и внешней политики. Парламент вправе выразить правительству недоверие, что чаще всего влечет его отставку, а также отдельно председателю либо члену правительства, что также приводит к их отставке (обычно с председателем уходит в отставку и все правительство). В П. р., конечно, нет какого-то всевластия парламента. Законно сформированное правительство самостоятельно в выполнении своих функций, предусмотренных конституцией и законами государства. Но в определенных ситуациях парламент может быть распущен: например, если не получается коалиции, позволяющей сформировать правительство парламентского большинства, или предложение о недоверии правительству либо его председателю не набирает необходимого числа голосов, а также в случае, если парламент в силу внутренних раздоров между депутатами и фракциями не в состоянии собираться на сессии, парализован в своей деятельности. В литературе наряду с выражением "парламентарная республика" используется выражение ''парламентская республика", что, в принципе, - одно и то же.(С. А.)...


    ФЕДЕРАЛИЗМ 
    • в конституционном праве одна из форм устройства государства (другой является унитаризм, или унитарное государство). Суть Ф. заключается: а) в характере внутренней структуры государства; б) в характере связей центра и частей федеративного государства; в) в специфике прав центра и субъектов федеративного государства. Рассмотрим эти черты более подробно. 1) Если унитарное государство делится на административно-территориальные единицы, то федеративное государство состоит из субъектов, которые могут быть государствами (это касается прежде всего республик), национально-территориальными (автономными) образованиями или территориальными единицами со специфическим статусом, превращающим их скорее в территориально-государственные (государственно-территориальные) единицы. 2) Характер отношений центра и субъектов в федеративном государстве выражается, как правило, в том, что субъекты равноправны в отношениях с федеративным государством и друг с другом. Они имеют представительство на федеральном уровне, вправе обращаться в федеральные органы, т. е. в тех или иных специальных организационных формах могут участвовать в решении интересующих их вопросов на федеральном уровне. В унитарном государстве у административно-территориальных единиц тоже есть возможности влияния на решение вопросов в центре, однако они гораздо скромнее и выражаются, как правило, в виде просьб и ходатайств, далеко не всегда юридически обязательных для центральных органов. 3) С этим связан и еще один фактор: в унитарном государстве высока степень централизованного руководства и регулирования жизни государства, в федеративном - на уровне федерации концентрируются важнейшие вопросы жизни страны, далее предполагается большая мера децентрализации как в руководстве делами, так и их правовом регулировании. Унитарное государство имеет чаще всего единую правовую основу статуса административно-территориальных единиц. В федеративном государстве наряду с федеральной базой существует основа и в самих субъектах федерации (например, в Российской Федерации - конституции республик и уставы остальных субъектов, право законодательства субъектов). В унитарном государстве возможна большая мера вмешательства (специалисты говорят "интервенции") центра в дела территорий. В федеративном государстве это также не исключается, но масштабы вмешательства меньше и происходит оно только при экстремальных ситуациях или явном нарушении субъектом законодательства федерации, ущемлении прав и свобод человека и гражданина. Если в унитарном государстве наблюдаются директивные средства воздействия центра на административные единицы, включая отмену их актов и действий, в федеративном государстве такие средства применяются как исключение. Более естественным путем является предложение субъекту самому исправить положение либо оспаривание его акта в федеральном органе конституционного правосудия и контроля (см.также: Российская Федерация - Россия. Субъекты Российской Федерации. Федерация). (С. А.)...


    ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕ 
    • понятие, используемое в конституционном праве. В частности, Конституция РФ говорит о том, что Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации (ст. 87), назначает высшее командование В. С. РФ (ст. 83). О создании В. С. РФ Президент РФ объявил Указом от 7 мая 1992 г. "О создании Вооруженных Сил Российской Федерации". В этом же акте было указано, что Верховным Главнокомандующим является Президент РФ. Другим Указом от 7 мая 1992 г. Президент объявил о вступлении в должность Верховного Главнокомандующего В. С. РФ. Более подробно о В. С. РФ говорил Закон РФ "Об обороне" от 24 сентября 1992 г. Он же назвал Президента РФ Верховным Главнокомандующим В. С. РФ, а в Конституцию положение о Президенте РФ как о Верховном Главнокомандующем В.С.РФ впервые было включено 9 декабря 1992 г. Принятый затем Федеральный закон "Об обороне" от 24 апреля 1996 г. определяет В. С. РФ как государственную военную организацию, составляющую основу обороны РФ. В. С. РФ предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РФ, а также для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами РФ. Руководство В. С. РФ осуществляет Президент РФ. Управление В. С. РФ возлагается на министра обороны РФ, а основным органом оперативного управления В. С. РФ является Генеральный штаб В. С. РФ. Таким образом, Закон исходит из понимания В. С. РФ как воинских формирований только системы Министерства обороны РФ. Однако хотя согласно Закону в целях обороны создаются В. С. РФ, он гласит, что к обороне привлекаются Пограничные войска РФ, внутренние войска МВД РФ, Железнодорожные войска РФ, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войска гражданской обороны (обобщенное наименование для всех - другие войска). Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, Служба внешней разведки РФ, органы Федеральной службы безопасности и др. В соответствии с Законом Президент РФ осуществляет руководство В. С. РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами. В средствах массовой информации порой высказывается предложение о необходимости расширительного толкования понятия "вооруженные силы" как охватывающего, по крайней мере, все войска и воинские формирования. Следует иметь в виду, что Генеральный штаб В. С. РФ по ряду вопросов выступает как координирующий центр для всех войск и воинских формирований - в частности, разрабатывает план строительства В. С. РФ и координирует разработку планов строительства и развития В. С. РФ, других войск, воинских формирований и органов; координирует разработку предложений по численности В. С. РФ, других войск, воинских формирований и органов; координирует оперативную и мобилизационную подготовку других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формировании; осуществляет контроль за состоянием мобилизационной готовности других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований; организует взаимодействие В. С. РФ с другими войсками, воинскими формированиями и органами и т.д. (С. А.)...


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь