Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
Принцип единства сознания и деят
|
- Один из основных принципов деятельностного подхода в психологии, сформулированный С.Л. Рубинштейном в 30-е гг. В его контексте деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чего-то единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство....
|
Деятельностный подход в психолог
|
- Система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов, в соответствии с которыми основным предметом исследования является деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20-е гг. ХХ в. В 30-е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии, предложенные С.Л. Рубинштейном, который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. Леонтьевым, совместно с другими представителями Харьковской деятельностной психологической школы разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности....
|
Эгоизм
|
- 1.Жизненный принцип, целиком основывающийся на мотивах себялюбия, своекорыстии, собственной пользы, выгоды, на предпочтении своих интересов интересам других людей. 2.Соответствующее качество личности. 3.Поведение, в котором воплощается описанный выше принцип. Противоположный принцип, качество и поведение - альтруизм....
|
Альтруизм
|
- 1.Нравственный принцип, согласно которому благо другого и он сам нравственно более значимы, чем собственное "Я" и его благо. 2.Соответствующее качество личности. 3.Поведение, в котором воплощается описанный выше принцип. Противоположный принцип, качество личности и поведение - эгоизм....
|
Гештальт
|
- Основное понятие гештальтпсихологии, выступающее в качестве единицы анализа сознания и психики, которое обозначает целостные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания (кажущееся движение, инсайт, восприятие мелодии). Образование гештальтов обусловлено действиями законов 'расчленения психологического поля'....
|
Теория деятельности, разработанн
|
- Реализация деятельностного подхода к анализу психологических феноменов. В качестве предмета анализа здесь рассматривается деятельность, поскольку сама психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее моментов деятельности, и сама психика является формой предметной деятельности. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, он исходил из того положения, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических действий....
|
Ценностные ориентации
|
- Важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. Образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. Основное содержание ценностных ориентаций - нравственные убеждения и принципы поведения человека. Ценностные ориентации действуют как на уровне сознания, так и на уровне подсознания, определяя направленность волевых усилий, внимания, интеллекта....
|
Вытеснение
|
- Форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит устранение неприемлемых влечений и переживаний из сознания....
|
Деперсонализация
|
- Нарушение деятельности сознания. Характеризуется тем, что у индивида появляется ощущение собственной измененности, связанной с отчуждением от окружающих, потерей Я. Возникает при психических заболеваниях и пограничных состояниях, а также при эмоциональных перегрузках....
|
Компенсация
|
- Теоретический конструкт индивидуальной психологии А. Адлера. Стремление человека устранить из сознания комплекс неполноценности за счет целенаправленного развития физических или психических функций, приводящих к переживанию чувства адекватности....
|
Делирий
|
- Нарушение сознания, искаженное отражение действительности, сопровождающееся галлюцинациями, бредом, двигательным возбуждением. Возникает чаще всего на высшей степени некоторых инфекционных заболеваний и после травм, вызывающих органическое поражение головного мозга....
|
Зоопсихология
|
- Раздел психологии, посвященный проявлениям и закономерностям эволюции психики животных, предпосылкам появления человеческого сознания. Основной методологической основой зоопсихологии является ориентация на строго объективный анализ структуры деятельности животных, основанный на экологических и физиологических особенностях того или иного вида....
|
Детская субкультура
|
- Смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах. Ее содержанием является не только актуальные для официальной культуры особенности поведения, сознания, деятельности, но и социокультурные явления: элементы различных культурных эпох, архетипы коллективного бессознательного, и пр., зафиксированные в детском языке, мышлении, детском фольклоре....
|
Теория деятельности, разработанн
|
- Реализация деятельностного подхода к анализу психологических феноменов. В качестве предмета анализа здесь рассматривается психика через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредствований, в частности через деятельность. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, он исходил из того положения, что нельзя считать 'внутреннюю' психическую деятельность как формирующуюся в результате свертывания 'внешней' практической....
|
Личностный смысл
|
- Субъективно воспринимаемая значимость для индивида тех или иных предметов. При этом мера осознанности истинного смысла может быть различна. Она определяется обнаружением связей данного предмета с мотивами, потребностями и ценностями индивида. При этом возможно изменение конкретного содержания личностного смысла за счет включения его в другой мотивационный контекст. В деятельностном подходе А.Н. Леонтьева порождение личностного смысла происходит на основании постановки цели по отношению к мотиву, и смыслы трактуются единицами человеческого сознания....
|
|
Дальше >>>
|
|
|
|
|