Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
|
- см.: Надзор прокурорский....
|
НАДЗОР ПРОКУРОРСКИЙ
|
- главное направление деятельности прокуратуры. Его основное содержание заключается в выявлении нарушений предписаний Конституции РФ и законов, действующих на территории Российской Федерации, и принятии предусмотренных законом мер по устранению таких нарушений. В Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 ноября 1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями) четко определен круг государственных органов, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц, чьи действия и нормативные акты подлежат Н. п. Принято различать отрасли Н. п.: - общий надзор (надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов перечисленными в названном Законе органами и должностными лицами); - надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; - надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; - надзор за исполнением законов судебными приставами; - надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. В том же законе конкретно регламентируются средства, используя которые прокурор реагирует на установленные нарушения или незаконные нормативные акты. К таким средствам отнесены: протест (см.: Прокурорский протест), представление (см.: Представление прокурора), постановление (см.: Постановление прокурора), предостережение, требование либо указание. (К. Г.)...
|
ПРОКУРАТУРА
|
- система государственных органов, предусмотренная Конституцией РФ. В соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции ФЗ от 10 февраля 1999 г.) на П. возложены прокурорский надзор(см.: Надзор прокурорский), а также иные функции (направления деятельности): - уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством; - координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; - участие по правилам, установленным процессуальным законодательством, в рассмотрении дел судами, опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов. Основными принципами организации и деятельности П. являются: - единство и централизация ее органов и учреждений на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ; - осуществление полномочий независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими законами; - гласность в той мере, в какой она не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; - информация федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности. Систему П. составляют: Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры (транспортные, природоохранительные и по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях), научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.(К. Г.)...
|
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
|
- вид государственной правоприменительной деятельности, осуществляемой с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка. Многоплановость П. д. проявляется в относительном разнообразии выполняемых социальных функций, содержание которых предопределяется основными направлениями данного вида государственной деятельности. К числу таких направлений (функций) следует относить: конституционный контроль; правосудие; организационное обеспечение деятельности судов; прокурорский надзор; выявление и расследование преступлений; оказание юридической помощи и защиту по уголовным делам.(К. Г.)...
|
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРОКУРОРА
|
- одна из форм прокурорского реагирования на установленные факты нарушения закона, документ, оформляющий властно-распорядительное решение прокурора, которое может быть принято им в ходе осуществления прокурорского надзора. П. п. выносится, например, при возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении, в ходе надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного воздействия, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (см. также: Надзор прокурорский. Прокуратура. Прокурор).(К. Г.)...
|
ОПРОТЕСТОВАНИЕ
|
- один из способов обеспечения законности и обоснованности решения суда и иных государственных органов. Реализуется оно с помощью официальных документов (протестов), исходящих от уполномоченных на то должностных лиц (см.: Кассация. Надзорное производство. Прокурорский протест).(К. Г.)...
|
НАДЗОР АДМИНИСТРАТИВНЫЙ
|
- см.: Административный надзор....
|
НАДЗОР КОНСТИТУЦИОННЫЙ
|
- см.: Конституционный надзор....
|
ККН СССР
|
- б был правомочен рассматривать вопросы о соответствии Конституции СССР проектов законов СССР и иных актов, внесенных на рассмотрение Съезда народных депутатов СССР; законов и иных актов, принятых Съездом; конституций союзных республик. По перечисленным вопросам ККН СССР лишь представлял свои заключения Съезду народных депутатов СССР, действие актов не приостанавливалось, а Съезд двумя третями голосов от общего числа депутатов мог отклонить заключение ККН СССР. Кроме того, ККН СССР осуществлял надзор за соответствием Конституции СССР и законам СССР, принятым Съездом народных депутатов СССР: законов СССР и иных актов, принятых Верховным Советом СССР, постановлений Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР, а также проектов актов, внесенных на рассмотрение указанных органов; указов и постановлений Президиума Верховного Совета СССР; распоряжений Председателя Верховного Совета СССР; указов Президента СССР; постановлений и распоряжений Совета Министров СССР; законов союзных республик; международных договорных и иных обязательств СССР и союзных республик, представленных на ратификацию или утверждение; руководящих разъяснении Пленума Верховного Суда СССР; актов Генерального прокурора СССР и Главного государственного арбитра СССР, имеющих нормативный характер, а также нормативных правовых актов других государственных органов и общественных организаций, в отношении которых не осуществлялся прокурорский надзор. Заключение ККН СССР о неконституционности перечисленных актов приостанавливало их действие до устранения несоответствия. Если же заключение констатировало, что акт нарушает основные права и свободы человека, он утрачивал силу с момента принятия заключения ККН СССР. Закон наделил ККН СССР правом рассматривать разногласия в сфере национально-государственных отношений. Однако заняться этим ККН СССР мог лишь после принятия Союзного договора между республиками, входящими в СССР, который так и не был принят до конца существования СССР. Несмотря на ограниченные возможности ККН СССР сыграл в целом положительную роль и стал важным демократическим институтом в формировавшемся новом облике политической системы и в укреплении конституционной законности. (С. А.)...
|
КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ
|
- осуществляемая государственными органами деятельность, направленная на обеспечение соответствия конституции государства законов и иных нормативных правовых актов. К. к. осуществляют специальные органы - конституционные суды или комитеты конституционного контроля (надзора), а также иные государственные органы в рамках возложенных на них полномочий (президент, парламент и др.). Иногда К. к. совмещается с конституционным надзором в руках одного государственного органа. К.к. дает этому органу право отмены или признания недействующим акта, признанного противоречащим конституции. Конституционный надзор такого права не дает и выражается в том, что орган предлагает тому, кто принял неконституционный акт, или органу, стоящему над ним, отменить этот акт (см.: Конституционный надзор). (С. А.)...
|
ПРОКУРОРСКИЙ ПРОТЕСТ
|
- акт прокурорского реагирования на противоречащий закону правовой акт. П. п. направляется в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. П. п. подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления; в случае принесения П. п. на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения П. п. Результаты рассмотрения незамедлительно сообщаются прокурору в письменной форме.(К. Г.)...
|
СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
|
- в соответствии со ст. 126 Конституции РФ это суды, надзор за деятельностью которых осуществляет Верховный Суд РФ. К ним относятся гражданские (общие) суды и военные суды (см.: Судебная система). (К. Г.)...
|
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР
|
- вид государственной деятельности, заключающийся в наблюдении за исполнением предписаний законов, иных нормативных актов в различных сферах государственного управления. Как правило, А. н. осуществляется в тех областях, где соблюдение соответствующих норм необходимо для обеспечения безопасности производства и защиты интересов граждан. Это - горный и промышленный надзор, пожарная безопасность, правила дорожного движения, санитарно-эпидемиологическое благополучие, торговля, архитектура и строительство и др. А.н. осуществляют органы надзора, государственные инспекции, федеральные службы и т. д. Органы А. н. по вопросам своего ведения вправе проверять поднадзорные объекты, беспрепятственно посещать их, согласовывать проведение тех или иных работ, участвовать в приемке объектов, расследований аварий, приостанавливать производство, давать обязательные для исполнения предписания и т. д. Большинство центральных органов систем А. н. обладает правом принимать нормативные акты по своему профилю, содержащие технико-юридические нормы и правила, соблюдение которых позволяет избежать аварий, несчастных случаев, обеспечить здоровье населения и т. д. Главными задачами органов А. н. является организация нормальной деятельности в поднадзорных сферах, пресечение нарушений правовых норм. Но они имеют и право привлечения к административной ответственности виновных лиц. (С. А.)...
|
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ
|
- центральный аппарат прокуратуры, одной из основных задач которого является содействие Генеральному прокурору РФ в руководстве системой всех органов и учреждений прокуратуры. Важной задачей этого аппарата также является непосредственное осуществление функций прокуратуры по наиболее сложным и затрагивающим общегосударственные интересы проблемам: прокурорское реагирование на незаконные действия и решения федеральных министерств и ведомств, законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов РФ, соответствующих должностных лиц; расследование уголовных дел особой сложности и особого общественного значения и т. д. Основные подразделения Г. п. РФ, образующие ее структуру, - главные управления, управления и отделы, ориентированные прежде всего на выполнение конкретных функций прокуратуры (общий надзор, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, расследование уголовных дел особой важности и т. д.). Структурным подразделением Г. п. РФ является и Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ - Главным военным прокурором. Подразделения центрального аппарата возглавляют соответствующие начальники, являющиеся старшими помощниками или помощника ми Генерального прокурора РФ. При нем состоят также советники и помощники по особым поручениям. Могут быть помощники по особым поручениям и у его заместителей. В управлениях и отделах оперативная работа выполняется должностными лицами, называемыми старшими прокурорами и прокурорами, старшими прокурорами-криминалистами и прокурорами-криминалистами, а также старшими следователями по особо важным делам, следователями по особо важным делам и их помощниками. Эти должностные лица назначаются и освобождаются Генеральным прокурором РФ. Важным структурным подразделением Г. п. РФ является коллегия, в состав которой входят по должности Генеральный прокурор РФ, его заместители, а также некоторые руководящие работники Г. п. РФ, назначаемые членами коллегии Генеральным прокурором РФ. Коллегия - совещательный орган при Генеральном прокуроре РФ. Как и в ряде других правоохранительных органов, в Г. п. РФ функционирует Научно-консультативный совет, формируемый из числа научных практических работников. Его основная задача -выработка рекомендаций по вопросам организации и деятельности прокуратуры. (К. Г.)...
|
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНО
|
- обобщенное наименование органов исполнительной власти РФ, используемое Конституцией и другими нормативными актами РФ. В соответствии с Указом Президента РФ "О системе федеральных органов исполнительной власти" от 14 августа 1996 г. (с последующими изменениями) в систему этих органов входят министерства РФ (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты РФ, федеральные комиссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а также Управление делами Президента РФ. Министерство РФ - Ф. о. и. в., проводящий государственную политику, осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий деятельность в этой сфере иных Ф. о. и. в. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр). Государственный комитет РФ и федеральная комиссия России - Ф. о. и. в., осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет, федеральную комиссию возглавляет председатель. Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России - Ф. о. и. в., осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу России возглавляет руководитель (директор) федеральной службы России, российское агентство - генеральный директор российского агентства, федеральный надзор России - начальник федерального надзора России. Создание Ф. о. и. в., их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Федеральный министр назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Председатель государственного комитета, федеральной комиссии, руководитель (директор) федеральной службы, генеральный директор российского агентства и начальник федерального надзора назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ. Таким образом, министерства РФ в принципе можно считать имеющими более высокий ранг по сравнению с иными Ф. о. и. в., поскольку министры назначаются Президентом РФ и входят в состав Правительства РФ, а руководители остальных органов назначаются Правительством РФ и не входят в его состав. Однако следует иметь в виду, что по указу от 14 августа 1996 г. руководители Ф. о. и. в., подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией и законами РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке, т. е. назначение на должность и освобождение от должности в этом случае производит Президент РФ (см. также: Государственный комитет Российской Федерации. Министерство 'Российской Федерации. Российское агентство. Федеральная комиссия России. Федеральная служба России. Федеральный надзор России). (С. А.)...
|
|
Дальше >>>
|
|
|
|
|