RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    ПАТЕНТ 
    • (patent) предоставляемое государством право запрещения третьим лицам изготавливать, использовать или продавать изобретения в объеме притязаний, представленных в формуле изобретения. В соответствии с Патентным законом РФ под П. (как документом) понимается П. на изобретение, свидетельство на полезную модель и П. на промышленный образец. П. удостоверяет приоритет, авторство изобретения, полезной модели или промышленного образца и исключительное право на их использование. В РФ П. на изобретение действует в течение 20 лет с даты поступления заявки на изобретение в Патентное ведомство, свидетельство на полезную модель действует 5 лет с даты поступления заявки в ведомство, причем действие свидетельства может быть продлено по просьбе патентообладателя на срок, не превышающий 3 лет, а П. на промышленный образец действует 10 лет с даты поступления заявки в ведомство, действие его может быть продлено по просьбе патентообладателя на срок, не превышающий 5 лет. Объем правовой охраны, предоставляемой П. на изобретение и свидетельством на полезную модель, определяется их формулой, а П. на промышленный образец - совокупностью его существенных признаков, отображенных на фотографиях изделия (макета, рисунка)....


    ПАТЕНТООБЛАДАТЕЛЬ 
    • (owener of the patent) лицо, которому принадлежит патент на объект промышленной собственности. В соответствии с российским Патентным законом П. является физическое и (или) юридическое лицо, которому принадлежит патент на изобретение, патент на промышленный образец или свидетельство на полезную модель. П. служебного изобретения является работодатель, если договором между ним и работником не предусмотрено иное....


    ПРОМЫШЛЕННЫЙ ОБРАЗЕЦ 
    • (indu trial de ign) орнаментальный аспект полезного изделия. Орнаментальный аспект может состоять из трехмерных элементов (форма изделия) или двухмерных элементов (очертания, рисунок, цветное изображение). Однако этот аспект не должен быть обусловлен исключительно функциональным назначением изделия. Государство предоставляет правовую охрану П.о., если он соответствует критериям охраноспособности (в РФ это - новизна, оригинальность и промышленная применимость). Охрана П.о. означает, что он не может быть скопирован или имитирован без разрешения владельца, а копии или имитации, изготовленные без такого разрешения, не могут продаваться. Правовая охрана предоставляется на определенный период времени (в РФ на 10 лет с возможностью продления на 5 лет). Примером П.о. может служить внешний вид изделия, например автомобиля, который часто характеризуется термином "дизайн", а также рисунок, например на ткани....


    ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА ПАТЕНТООБЛАД 
    • (property right of patentee) субъективные права патентообладателя, связанные с владением, пользованием и распоряжением патентом. В соответствии с этими правами патентообладатель может самостоятельно использовать изобретение, полезную модель или промышленный образец путем их промышленного производства, либо предоставить право пользования названными объектами промышленной собственности другим физическим или юридическим лицам, либо полностью уступить свои права, вытекающие из патента, названным лицам. Предоставление права пользования изобретением, полезной моделью или промышленным образцом осуществляется в форме лицензионных соглашений. Договоры об уступке патента и лицензионные соглашения регистрируются в Патентном ведомстве. Патентный закон РФ устанавливает ряд случаев, когда действия третьих лиц, связанные с использованием изобретения, полезной модели и промышленного образца, не рассматриваются как нарушение имущественных прав патентообладателя, например использование запатентованных средств при чрезвычайных обстоятельствах (катастрофы, стихийные бедствия)....


    ПЕРЕДАЧА ТЕХНОЛОГИИ 
    • передача, как правило на коммерческой основе, научно-технических знаний прикладного характера, а также знаний, материализованных в новейшей технике, принадлежащих их собственнику, другим субъектам рынка, в том числе международного рынка. Собственник технологии, выступая как ее поставщик, передает покупателю технологии необходимую информацию, в том числе секреты производства и право на использование запатентованной технологии в оговоренных в лицензионном соглашении пределах. Обладая исключительным правом на соответствующие научно-технические знания (они запатентованы или являются его секретом), поставщик технологии при ее продаже получит дополнительную прибыль. Он может рассчитывать на высокую прибыль и при реализации продукции, при производстве которой использована принадлежащая ему технология, так как на определенное время он является на рынке монополистом. Формой П.т. может быть научно-техническая информация (патентованная или ноу-хау), позволяющая организовать производство нового изделия, рецептура для химического изделия, полезная модель, промышленный образец, проект сооружения объекта, программа ЭВМ и т.д. Оплата П.т. осуществляется путем оговоренной суммы (платеж, регулярные отчисления от прибылей - роялти), передачи части пакета акций и др....


    ПРИОРИТЕТ ОБЪЕКТА ПРОМЫШЛЕННОЙ С 
    • изобретения, полезной модели, промышленного образца и товарного знака (priority date of industrial property object) - устанавливается по дате, которая служит основанием для признания первенства (права приоритета) заявителя в отношении объекта промышленной собственности. Приоритет может определяться, во-первых, по дате подачи первой правильно оформленной заявки в Патентное ведомство; во-вторых, по дате подачи первой заявки в государстве - участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности (конвенционный приоритет); в-третьих, по дате поступления в патентное ведомство более ранней заявки того же заявителя, раскрывающей это изобретение, полезную модель, промышленный образец (при условии поступления заявки в определенные сроки); в-четвертых, по дате начала экспонирования на официальных или официально признанных международных выставках в государствах - участниках Парижской конвенции. В соответствии с российским Патентным законом если идентичные объекты промышленной собственности имеют одну и ту же дату подачи, то обладающей приоритетом является та заявка, по которой доказана более ранняя дата ее отправки в Патентное ведомство....


    СТРИНГ 
    • ряд одинаковых по качественным показателям лотов, указанных в каталоге аукциона. Взятый из каждого лота или стринга образец должен отвечать качественным показателям товаров всего ряда....


    КОНСИГНАТОР 
    • (con ignee; commi ion merchant) получает от поручителя товары, продает их со своего склада от своего имени за вознаграждение, которое поручитель выплачивает К. по договору консигнации (contract of consignment) - виду договора торговой комиссии. Оптовый покупатель (resident buyer) в отличие от других посредников является представителем только покупателей - розничных торговцев, по поручению которых на комиссионных началах он приобретает товары у производителей или у их представителей. Промышленный агент (manufacturers agent) занимается сбытом на определенной территории товаров нескольких неконкурирующих между собой фирм-изготовителей. Обычно торгует товарами длительного пользования. В заключаемом с изготовителями договоре промышленный агент обязуется: не реализовывать товары дешевле указанного ему нижнего предела цены; не продавать товары лицам и предприятиям, находящимся вне оговоренной территорий, но намеревающимся вывезти эти товары в другую страну или территорию; не продавать другие товары, могущие составить конкуренцию или помешать торговле поручителя. Промышленный агент ведет торговлю со своих складов, либо товар отгружается покупателю непосредственно изготовителем. Главная задача промышленного агента - получение заказов. Он получает вознаграждение только за исполненные заказы после оплаты заказчиком счетов изготовителя товаров; не дает никаких гарантий по поставляемым через него товарам, не имеет права получать платежи с покупателя без письменного разрешения поручителя. Ему запрещено предоставлять кредит за счет поручителя....


    ЛИЦЕНЗИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ 
    • (licen ing agreement) юридический документ, на основании которого одно физическое или юридическое лицо (лицензиар), обладающее исключительным правом на объект промышленной собственности, передает другому лицу (лицензиату) на определенных условиях право на использование охраняемого объекта промышленной собственности. В соответствии с Патентным законом РФ Л.с. подлежит регистрации в Патентном ведомстве и без регистрации считается недействительным. За регистрацию лицензии уплачивается пошлина. Различают неисключительные и исключительные Л.с. В первом случае лицензиар, предоставляя лицензиату права на использование объекта промышленной собственности, сохраняет за собой права, гарантируемые охранным документом, и имеет право на заключение Л.с. с третьими лицами, т.е. может заключить целый ряд Л.с. на использование одного и того же объекта промышленной собственности. Во втором случае лицензиат получает исключительное право на использование объекта промышленной собственности в пределах, оговоренных в соглашении, с сохранением за лицензиаром права на его использование в части, не передаваемой лицензиату. Кроме того, в соответствии с Патентным законом РФ Высшая патентная палата может предоставить третьему лицу принудительную неисключительную лицензию на изобретение, промышленный образец и полезную модель в случае их недостаточного использования патентообладателем без уважительных на то причин. Срок, в течение которого рассматривается неиспользование, составляет для изобретения и промышленного образца 4 года, а для полезной модели 3 года. Высшая патентная палата предоставляет принудительную лицензию с определением пределов использования, размера, сроков и порядка платежей. Патентообладатель может подать в Патентное ведомство заявление о предоставлении любому лицу права на использование объекта промышленной собственности (открытая лицензия). В интересах национальной безопасности Правительство РФ имеет право разрешить использование объекта промышленной собственности без согласия патентообладателя с выплатой ему соразмерной компенсации....


    КОМПЛЕКСНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА Э 
    • совокупность мер патентноправовой защиты экспортных операций, позволяющая фирме гарантированно, беспрепятственно производить и продавать за рубежом продукты, в которых используются запатентованные элементы, а также продавать свои патентные права. Патентная защита применяется в качестве метода конкуренции и монополизации рынка. Используя так называемый патентный зонтик и патентное букетирование (защиту экспортируемого изделия одновременно несколькими различными охранными документами), производитель товара лишает своих конкурентов возможности изготовлять такую же продукцию, копировать ее и в результате сбывает ее по монопольной цене. Российским предприятиям следует обеспечивать К.ю.з.э.и. используемых технологий, если есть перспектива их экспорта (в том числе в виде комплектующих) и экспонирования на международных выставках, а также если предполагается продажа лицензий на эти товары. При этом следует ясно представлять себе, какая задача ставится перед патентной защитой. Так, производители товаров широкого потребления перед продажей их за рубежом защищают свои товары свидетельством на промышленный образец (дизайн) и свидетельствами о регистрации товарного знака. Если же предприятие действует в перерабатывающей промышленности, ему лучше защищать свои технические решения с помощью ноу-хау. Таким образом, экспортер имеет возможность защитить свои права. Однако, чтобы эти права у него действительно появились, товар обязан отвечать техническим, экологическим и иным требованиям, предъявляемым при выдаче охранных документов. Поэтому до начала экспортных поставок необходимо разработать и осуществить программу К.ю.з.э.и., базирующуюся на трех факторах: функциональном (чем защищать); географическом (где защищать и от кого); финансовом (на какие средства защищать). Рекомендуется для выполнения этих задач иметь специальных сотрудников (подразделение), подчиненных непосредственно маркетинг-директору....


    ИНДЕКС ДОУ-ДЖОНСА 
    • (Dow Jone Average) индекс курсов ценных бумаг на Нью-Йоркской фондовой бирже, публикуемый американской фирмой по сбору финансовой информации "Доу-Джонс энд К°". Основной промышленный индекс в настоящее время базируется на узкой базе, включающей 30 крупных промышленных компаний. Впервые он был рассчитан в 1884 г. на основе курсов акций 11 компаний. Был пересмотрен в 1928 г., когда его значение было принято за 100. Существуют три других И.Д.-Д., отражающих динамику курсов американских облигаций внутренних займов, ценных бумаг транспортных компаний и коммунальных предприятий....


    ТОВАР РЫНОЧНОЙ НОВИЗНЫ 
    • (good of market newine ) товар, который: а) открывает перед потребителями возможность удовлетворения совершенно новой потребности (так называемый пионерный или принципиально новый товар; ими в свое время были радиоприемники, телевизоры, самолеты); б) поднимает на новую качественную ступень удовлетворение обычной, известной потребности (цветной телевизор в сравнении с телевизором черно-белого изображения); в) позволяет более широкому кругу покупателей, нежели ранее, удовлетворять на известном уровне известную потребность (персональные ЭВМ). Т.р.н. - ключевой для коммерческого успеха предприятия-экспортера. Фирмы, продающие Т.р.н., имеют возможность назначать в течение определенного времени (пока не вышли на рынок конкуренты с аналогичными товарами) монопольные цены и получать более высокую норму прибыли по сравнению со средней по отрасли. Образец пионерного товара - безмуфтовые пресс-автоматы и универсальные прессы с усилием от 10 до 250 т, созданные в 80-е гг. научно-исследовательском центром "Импульс" в г. Бишкеке. Аналогов в мире им пока нет. Они весят в 1,5-2 раза меньше, чем действующие модели муфтовых машин, а производительность их в 2 раза выше лучших мировых образцов. Новинка удовлетворяет самым жестким требованиям безопасности. Она очень надежна в работе. Безмуфтовые прессы - это гарантированный многолетний спрос. Это новый сегмент мирового рынка прессов, емкость которого в перспективе будет исчисляться миллиардами долларов....


    КОНКУРЕНЦИЯ НЕЦЕНОВАЯ 
    • (nonprice competition) метод соперничества, где решающую роль играют качество продукции, ее новизна, дизайн, упаковка, фирменный стиль, последующий сервис, а также реклама, внерыночные методы воздействия на потребителя. К.н. выдвигает в качестве ключевого фактора потребительные свойства товара, включающие в себя не только набор технико-экономических характеристик, но и определенный уровень условий поставки, сервиса; при ней широко используются различные формы стимулирования сбыта. За 80-90-е гг. на ведущее место в перечне неценовых факторов конкурентоспособности товара выдвинулись пониженное энергопотребление и металлоемкость, полное отсутствие или малая загрязняемость окружающей среды, зачет сданного товара в качестве первого взноса за новый и др. Действенным средством К.н. всегда была реклама, ныне ее роль в этом отношении еще более возросла. С помощью рекламы фирмы не только информируют покупателей о потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой и сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы как "хорошего гражданина" той страны; на рынке которой предприниматель выступает как участник внешнеэкономических связей. К незаконным методам К.н. относятся: промышленный шпионаж; переманивание специалистов, владеющих производственными секретами; выпуск поддельных товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но обычно худших по качеству. Маркетинговые методы управления фирмой, по существу, также можно отнести к неценовым методам конкуренции....


    ЧЕК 
    • (check, cheque) денежный документ установленной формы, содержащий письменное распоряжение владельца текущего счета банку о безусловной выплате определенной суммы конкретному лицу или предъявителю. Ч. должен быть оформлен в установленном порядке и содержать указание на точную сумму платежа. В странах англосаксонского права Ч. рассматривается как переводный вексель, выставленный на банк с платежом по предъявлении. В большинстве европейских стран действует Женевская конвенция о Ч. 1931 г. (РФ унаследовала участие в данной конвенции от СССР, присоединившегося к ней в 1936 г.). Положения данной конвенции учитываются также при выдаче Ч., применяемых в области международных расчетов. Согласно Женевской конвенции, обязательными признаками Ч. являются наименование "Ч.", ничем не обусловленное предложение оплатить определенную сумму денег и наименование банка-плательщика. Срок обращения Ч., в отличие от векселя, ограничен. Выданный Ч. должен быть предъявлен к оплате: если оплата производится в той же стране, где выдан Ч., - в течение 8 дней; если оплата производится в другой стране - в течение 20 дней; если оплата производится в другой части света - в течение 70 дней. Различают Ч. на предъявителя, ордерный и именной. Ч. на предъявителя анонимен. Ордерный Ч. выписывается в пользу определенного лица с помощью индоссамента. Данный вид Ч. наиболее широко используется в международном обороте. Именной Ч. выписывается на определенное лицо, но содержит оговорку "не по приказу". Он может быть передан другому лицу только путем уступки (цессии). Разновидностью именного Ч. является дорожный (туристический) Ч. Данный вид Ч. выдается коммерческими банками, другими кредитными и финансовыми институтами, а также туристическими организациями лицам, направляющимся в поездку. Дорожный Ч. может быть выписан в иностранной или национальной валюте, причем при получении Ч. владелец должен поставить на нем образец своей подписи. При предъявлении Ч. к оплате владелец расписывается на нем вторично. Оплата Ч. производится при условии идентичности подписей....


    СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ, 
    • сравнительно небольшие территории государства, на которых вводится льготный, по сравнению с общим, режим хозяйственной и внешнеэкономической деятельности для привлечения иностранных и отечественных инвесторов и создается вся необходимая для этого производственная и деловая инфраструктура. В мировой практике СЭЗ создаются как в развитых (Великобритания, Германия, Голландия, США), так и в развивающихся странах (Бразилия, Южная Корея, Малайзия и др.). Весьма широко используют СЭЗ в Китае в своей политике привлечения иностранного капитала. Различают несколько видов зон: свободные склады, свободные таможенные зоны (СТЗ), научно-технические зоны (НТЗ), которые в США называются технопарки, а в Японии - технополисы, и, наконец, СЭЗ, главным образом экспортной специализации. Особым режимом отличаются оффшорные зоны. СЭЗ, особенно зоны экспортного производства, при относительно небольших затратах на их создание дают максимальный эффект в сравнительно короткие сроки. Часто зоны создаются в непосредственной близости от крупных международных морских портов, аэропортов, железнодорожных узлов при наличии свободных территорий, рабочей силы, специалистов. Например, одной из первых СЭЗ была зона в Ирландии, созданная в аэропорту Шеннон в 1959 г. Позднее такая же зона была создана в английском аэропорту Дог-Айленд. Некоторые зоны создаются на более крупных территориях, как промышленный округ свободной зоны Манаус в Бразилии, специальная экономическая зона Шеньжень в Китае и др. Для финансирования создания ключевых объектов производственной инфраструктуры СЭЗ, развитие которых признается приоритетным с точки зрения общественных интересов, выделяются средства из государственного бюджета и предоставляются льготные кредиты. Опыт зарубежных СЭЗ говорит о том, что инвесторы пользуются примерно одинаковым набором льгот: таможенными (освобождение от импортных по- шлин или их существенное снижение по сравнению с обычными); налоговыми (отсутствие налогов на добавленную стоимость, на прибыль и акцизов); бюджетными (предоставление разного рода субсидий); правовыми (упрощенный режим учреждения и регистрации фирм); банковскими (льготное кредитование); валютными (полная либерализация валютных операций). Предоставленные льготы в дальнейшем окупаются растущими доходами бюджета от роста производства в зоне. Однако в мире СЭЗ сравнительно немного, и решения об их создании принимаются лишь после основательной проработки, в результате которой доказывается их народнохозяйственная целесообразность и эффективность. В РФ была предпринята неудачная попытка создания СЭЗ на уровне целых краев и областей, когда в 1990-1991 гг. было объявлено о формировании 11 крупных зон. В конце 90-х гг. создаются свободные таможенные зоны, расположенные вблизи крупных международных аэропортов (приняты решения о создании таких зон около аэропортов Шереметьево и Внуково (Москва)), а также международных портов, например, в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и др. В таких зонах создаются консигнационные склады, предприятия по подработке продукции и некоторые другие производственные предприятия. Создаются и свободные таможенные склады, которых только на территории Москвы и Московской области уже более 150. Важным шагом по созданию СЭЗ производственного типа является Закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", принятый обеим палатами Федерального Собрания и подписанный Президентом РФ в январе 1996 г. Закон предусматривает для Особой экономической зоны режим свободной таможенной зоны (товары при вывозе и при ввозе на территорию зоны освобождается от таможенных пошлин), а также ряд других льгот, в частности на резидентов зоны не распространяется порядок обязательной продажи иностранной валюты на валютном рынке РФ....


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь