Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
РАБОЧИЙ И КОЛХОЗНИЦА
|
- "РАБОЧИЙ И КОЛХОЗНИЦА" , скульптурная группа, созданная В. И. Мухиной для павильона СССР на Всемирной выставке в 1937 в Париже (архитектор Б. М. Иофан). 24-метровые фигуры (нержавеющая сталь) изображают рабочего и колхозницу, вздымающих серп и молот. Ныне группа установлена перед входом во Всероссийский выставочный центр (бывшая ВДНХ) в Москве....
|
МУХИНА Вера Игнатьевна
|
- МУХИНА Вера Игнатьевна (1889-1953) , российский скульптор, народный художник СССР (1943), действительный член АХ СССР (1947). Ранние произведения романтически приподняты, лаконичны, обобщены по формам ("Пламя революции", 1922-23), в 30-х гг. - символические (символы нового общественного строя) произведения ("Рабочий и колхозница", 1937), в годы Великой Отечественной войны - сурово-правдивые образы воинов ("Б. А. Юсупов", 1942). Оформляла выставки и театральные спектакли, проекты одежды и рисунки для тканей, изделий из фарфора и стекла. Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946, 1951, 1952)....
|
МОСКОВСКИЙ РАБОЧИЙ
|
- "МОСКОВСКИЙ РАБОЧИЙ" , издательство, Москва. Основано в 1922. Издает в основном художественную литературу....
|
РАБОЧИЙ ДЕНЬ
|
- РАБОЧИЙ ДЕНЬ , время суток, в течение которого работник занят на предприятии или в учреждении. Продолжительность рабочего дня регулируется законодательством....
|
РАБОЧИЙ И ТЕАТР
|
- "РАБОЧИЙ И ТЕАТР" , театрально-художественный журнал, 1924-37, Ленинград....
|
РАБОЧИЙ ОБЪЕМ поршневого двигателя внутреннего сг
|
- РАБОЧИЙ ОБЪЕМ поршневого двигателя внутреннего сгорания , объем, освобождаемый поршнем в цилиндре при перемещении поршня от точки минимального объема до точки максимального объема. Рабочий объем равен произведению площади поршня на длину его хода. Обычно измеряется в литрах. Нерекомендуемое название рабочего объема - литраж двигателя....
|
РАБОЧИЙ ФАКУЛЬТЕТ
|
- РАБОЧИЙ ФАКУЛЬТЕТ (рабфак) , в 1919-40 общеобразовательное учебное заведение в СССР для подготовки в вузы молодежи, не имевшей среднего образования; создавались при вузах (обучение 3 года на дневных, 4 года на вечерних)....
|
РЫХЛИТЕЛЬ
|
- РЫХЛИТЕЛЬ , служит для рыхления плотных и мерзлых грунтов. Основные типы: статический (рабочий орган - стальные стойки высотой до 1,5 м, навешиваемые обычно на трактор) и динамический (рабочий орган - клин, забиваемый в грунт или погружаемый вибраторами)....
|
ЧЕЛНОК
|
- ЧЕЛНОК ,..1) рабочий орган ткацкого станка, прокладывающий уточную (поперечную) нить между нитями основы при выработке ткани...2) Рабочий орган швейной машины с двухниточным швом, вводящий нижнюю нить в шов....
|
ЮЖНОРУССКИЙ РАБОЧИЙ СОЮЗ
|
- "ЮЖНОРУССКИЙ РАБОЧИЙ СОЮЗ" , революционная рабочая организация (Киев, 1880-81). Организаторы - члены "Черного передела" Е. Н. Ковальская и Н. П. Щедрин. Члены осуждены Киевским военным судом на каторгу и сибирскую ссылку....
|
РАБОЧИЙ ГОД в Российской Федерации
|
- РАБОЧИЙ ГОД в Российской Федерации ,..1) год работы в качестве рабочего, служащего на одном предприятии (учреждении), исчисляемый со дня поступления на работу на данное предприятие (учреждение)...2) Норма продолжительности рабочего времени в данном календарном году....
|
КОРОБОВЫ
|
- КОРОБОВЫ , семья российских металлургов Макеевского металлургического завода. Отец - Иван Григорьевич (1882-1952), обер-мастер цеха, в 30-е гг. добился лучшего для в СССР использования полезного объема доменной печи. Его сыновья: Павел Иванович (1902-1965), рабочий, инженер, заместитель министра черной металлургии СССР, Герой Социалистического Труда (1943). Николай Иванович (1905-79), рабочий, инженер. Илья Иванович (1910-80), рабочий, инженер, Герой Социалистического Труда (1958). Разработал и внедрил новую технологию выплавки чугуна. Ленинская премия (1960)....
|
МОСКОВСКИЙ РАБОЧИЙ СОЮЗ
|
- МОСКОВСКИЙ "РАБОЧИЙ СОЮЗ" , социал-демократическая организация, создана в 1894. В нач. 1898 переименован в "Союз борьбы за освобождение рабочего класса", весной 1898 - в комитет Российской социал?демократической партии....
|
РАБОЧИЙ КЛАСС
|
- РАБОЧИЙ КЛАСС , пролетариат, социальная группа индустриального общества, включающая занятых наемным, преимущественно физическим трудом. С сер. 19 в. в Европе возник промышленный пролетариат, сформировались профсоюзы и политические партии рабочего класса. Со 2-й пол. 20 в. в развитых индустриальных странах в связи с научно-техническим прогрессом, ростом сферы услуг и др. относительно уменьшилась численность рабочего класса (менее 50% активного населения), исчезли четкие границы рабочего класса с другими социальными группами по жизненному уровню, культурному развитию и др.; изменился состав самого рабочего класса, включающего различные социально-профессиональные слои. В СССР и других бывших социалистических странах рабочий класс был провозглашен гегемоном - руководящей силой общества (диктатура пролетариата), но в условиях тоталитарной системы он был лишен реальной возможности выражения и отстаивания своих интересов. С кон. 1980-х гг. в этих странах началось возрождение рабочего движения....
|
МУХИНА Вера Игнатьевна
|
- МУХИНА Вера Игнатьевна [19 июня (1 июля) 1889 , Рига - 6 октября 1953, Москва], российская художница. Выдающийся скульптор, завоевала мировую известность как автор группы "Рабочий и колхозница", которая стала едва ли не самым популярным символом советского государства.Начало путиРодилась в купеческой семье. Получила художественное образование в студиях К. Ф. Юона (1909-11), Н. А. Синициной (1911), И. И. Мешкова (1911-12) в Москве, а также в частных академиях Парижа (Коларосси, "Ла Палет", "Ла Гранд Шомьер") в 1912-14 годы. Особое значение в эти парижские годы имели для нее уроки Э.-А. Бурделя. От него она унаследовала любовь к масштабным символическим обобщениям, выраженным в напряженной динамике форм, которые постоянно противоборствуют, не находя покоя. Испытала также воздействие кубизма, особо заметное в ее ранних рисунках, театральных эскизах и проектах одежды; они близки по стилю к творчеству ее подруги А. А. Экстер (в 1922-23 Мухина совместно с Экстер и Н. П. Ламановой разрабатывала проекты мод, основанные на экспрессивных комбинациях простейших геометрических форм). В такого рода дизайне стиль модерн и кубизм составляют синтез, родственный ар деко.После Октябрьской революции участвовала в реализации плана монументальной пропаганды. Лучшим из проектов такого рода является "Пламя революции" (1922-23, гипс, Музей революции, Москва) с фигурой несущего факел юноши, окруженного вихрем кубистически условных форм. Композиция эта знаменательна и для творческого темперамента Мухиной в целом: в ее лучших работах зачастую "вихрем" выплескивается мощное подсознательное начало, нарушающее строгие рамки официального заказа. Более гармонична и уравновешенна массивно-величавая "Крестьянка" (1927, бронза, Третьяковская галерея). В этот период Мухина впервые проявляет себя и как мастер обобщенно-героического портрета (портрет мужа, архитектора С. А. Замкова (1934-35, мрамор, там же)."Рабочий и колхозница"Главным итогом ее монументально-декоративных поисков стала прославленная группа "Рабочий и колхозница" для возведенного по проекту Б. М. Иофана советского павильона на Всемирной выставке в Париже (1935-37, нержавеющая сталь; ныне установлена перед северным входом Всероссийского выставочного центра в Москве). С одной стороны, группа монументально и мощно агитирует за социализм: фигуры двух молодых энтузиастов представлены в неудержимом, сверхчеловеческом порыве вперед, к светлому будущему. Но глубинный смысл произведения парадоксален и по-своему "саморазрушителен", поскольку в качестве композиционного прототипа Мухина избрала группу античных тираноубийц, Гармодия и Аристогитона. Славословие верховной власти подспудно заключает в себе противостояние ей. Еще откровенней высказывается Мухина о годах сталинского "большого террора" в неосуществленных замыслах - например, в проекте памятника челюскинцам (1938), где главной (причем размещенной в центре Москвы) должна была стать фигура Борея, страшного божества леденящего холода и тьмы.Среди других известных монументальных работ художницы - декоративная группа "Хлеб" (бронза, 1939, Третьяковская галерея), памятник Максиму Горькому для города Горького (1938-39, бронза, гранит, установлен в 1952; Мухина завершила также с соавторами исполненный И. Д. Шадром проект памятника Горькому для Москвы (бронза, гранит, 1951). С теми же соавторами (Н. Г. Зеленской и З. Г. Ивановой) она создала памятник П. И. Чайковскому для Москвы (бронза, гранит, 1954) и 6-фигурную группу "Требуем мира" (1950, гипс, Русский музей; отмечена Сталинской премией в 1951). Ее мастерство - от достаточно виртуозного "Хлеба" до последней группы - в целом усредняется, подчиняясь казенным стереотипам. Более непосредственно и эмоционально ее талант - помимо эскизов - проявился в некоторых портретах и надгробиях (например, надгробие сына Горького М. А. Пешкова, мрамор, 1935), а большой дар художника-экспериментатора - в опытах создания стеклянной, "полой" пластики, которыми Мухина увлекалась в 1930-50-е гг.Литература:В. И. Мухина. Художественное и литературно-критическое наследие. М., 1959-60. Т. 1-3.Воронова О. П. В. И. Мухина. М., 1976.Суздалев П. К. В. И. Мухина. М., 1981.М. Н. Соколов...
|
|
Дальше >>>
|
|
|
|
|